Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент внешней политики: роль в отношениях России и Китая с Африкой'

«Мягкая сила» как инструмент внешней политики: роль в отношениях России и Китая с Африкой Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«мягкая сила» / CCCР / Россия / Китай / Африка / политика / культурные и научные связи / образование / здравоохранение / ‘soft power’ / USSR / Russia / China / politics / cultural and scientific ties / education / healthcare.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дейч Татьяна Лазаревна

Предмет исследования данной статьи – «мягкая сила» как инструмент внешней политики и ее роль в деятельности СССР/России, а также Китая на Африканском континенте. После окончания холодной войны в практике международных отношений появляются новые, «ненасильственные» орудия внешней политики, назначение которых – помочь стране получить преимущества в отношениях с другими странами путем «притяжения», а не принуждения. «Мягкая сила» активно использовалась Советским Союзом в его африканской политике, что в немалой степени спо-собствовало имиджу нашей страны на континенте. Сегодня перед российской дипло-матией ставится задача вновь взять данный инструмент на вооружение. В этой свя-зи целесообразно учесть опыт в решении указанной проблемы, накопленный Китаем. Политика Пекина в Африке демонстрирует пример эффективного использования «мягкой силы»: это оружие успешно служит цели противодействия теории «китай-ской угрозы» и улучшению имиджа Китая. Предлагается рассмотреть воплощение концепции «мягкой силы» в африканской политике, как СССР/ России, так и Китая в сферах образования, здравоохранения, культурных и научных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Soft power” as a foreign policy tool: role in Russia and China relations with Africa

The subject of research is ‘soft power’ as the instrument of foreign policy. The ‘soft power’ concept has not received enough attention. The methods of analysis permit the author to identify the role of ‘soft power’ tools in forming of positive image of the country. After the Cold War, the new, “non-violent” tools of foreign policy emerged in international relations. Their purpose for the country is to receive advantages in relations with other countries by “attraction” without forcing. The example of “soft power” effective using is China’s policy in Africa; its purpose is to counteract ‘China’s menace’ theory and to improve China’s image. The “soft power” used actively as a tool in the Soviet Union’ African policy and today it takes advantage of the Russian diplomacy again. We submit for consideration the implementation of “soft power” concept both in China’ and Russia’ African politics, in the fields of education, healthcare, cultural and scientific relations. The author comes to conclusion: Beijing actively uses the means of ‘soft power’ to create the positive image of China in Africa as a friendly country, ready to provide assistance and support to Africans. ‘Soft power’ is a significant instrument for implementation of foreign policy objectives and Russia must use it more actively, particularly in the African countries.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент внешней политики: роль в отношениях России и Китая с Африкой»

Актуальная тема

Дейч Т.Л., доктор исторических наук

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ: РОЛЬ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И КИТАЯ С АФРИКОЙ

© 2017 Дейч Т. Л.

Аннотация: Предмет исследования данной статьи - «мягкая сила» как инструмент внешней политики и ее роль в деятельности СССР/России, а также Китая на Африканском континенте. После окончания холодной войны в практике международных отношений появляются новые, «ненасильственные» орудия внешней политики, назначение которых - помочь стране получить преимущества в отношениях с другими странами путем «притяжения», а не принуждения. «Мягкая сила» активно использовалась Советским Союзом в его африканской политике, что в немалой степени способствовало имиджу нашей страны на континенте. Сегодня перед российской дипломатией ставится задача вновь взять данный инструмент на вооружение. В этой связи целесообразно учесть опыт в решении указанной проблемы, накопленный Китаем. Политика Пекина в Африке демонстрирует пример эффективного использования «мягкой силы»: это оружие успешно служит цели противодействия теории «китайской угрозы» и улучшению имиджа Китая. Предлагается рассмотреть воплощение концепции «мягкой силы» в африканской политике, как СССР/ России, так и Китая в сферах образования, здравоохранения, культурных и научных связей.

Ключевые слова: «мягкая сила», СССР, Россия, Китай, Африка, политика, культурные и научные связи, образование, здравоохранение

После окончания холодной войны в практике международных отношений появляются новые, «ненасильственные» орудия внешней политики, входящие в арсенал так называемой «мягкой силы». Их цель, по словам основоположника концепции «мягкой силы» Джозефа Ная, - заставить другие страны, не принуждая их, «захотеть, чего хочешь ты» и получить преимущества не в результате принуждения, а путем «притяжения», благодаря привлекательности собственной культуры. Пример эффективного использования «мягкой силы» - внешняя политика Китая. Китайские ученые подчеркивают традиционность политики «нести культуру Поднебесной варварам», исходя из того, что «мягкое влияние» в Китае использовалось, начиная с древних времен и периода правления императоров. Поднебесная всегда применяла для достижения своих целей «мягкие» инструменты, которые позволяют достичь желаемого на международной арене без применения силы. Однако политика «мягкой силы» трансформируется с началом реализации Пекином стратегии «выхода за рубеж»; сегодня этот инстру-

мент используется для противодействия популяризируемой на Западе теории «китайской угрозы» и улучшения имиджа страны в мире. Помимо этого, «мягкая сила» отвечает задаче формирования африканской элиты, ориентированной на сотрудничество Юг-Юг.

«Мягкая сила» активно использовалась как инструмент советской политики в Африке. Можно вспомнить времена, когда СССР оказывал активную поддержку национально-освободительному движению на континенте. По инициативе Советского Союза в 1960 г. Организация Объединенных Наций приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. СССР поддержал борьбу против апартеида в ЮАР, португальского колониализма в Анголе и Мозамбике. В тот период наши отношения с Африкой создавали в представлении африканцев образ СССР как борца за их права и свободы. СССР оказывал помощь экономическому развитию молодых независимых государств, в том числе в сфере образования и медицины; со странами континента поддерживались активные культурные и научные связи.

Имиджу России был нанесен удар уходом нашей страны с континента после развала Советского Союза. Российско-африканские отношения заняли едва ли не последнее место в российской внешней политике. В 1992 г. Россия закрыла 9 посольств и 4 консульства в Африке. Резко сократилось число российских культурных центров в Африке. До 2006 г. ни один российский лидер не посетил Африку - беспрецедентная ситуация для дипломатической практики ведущих стран Запада и, тем более, Китая, лидер которого постоянно посещает континент, а министр иностранных дел начинает с Африки серию ежегодных иностранных визитов. Уровень российско-африканского научного и культурного сотрудничества резко упал.

Сегодня роль России в мире растет; страна пытается обрести вновь статус глобальной державы. Она готова нести свою долю ответственности за ситуацию в международных отношениях и в создании справедливого мирового порядка. Российская дипломатия прилагает усилия, чтобы минимизировать вред, нанесенный отношениям с Африкой в постсоветский период. Возрождение сотрудничества началось с такого проверенного инструмента «мягкой силы», как обмен визитами высокого уровня. В 2005 г. Президент России В.В.Путин посетил Египет, в 2006 г. - Алжир, Марокко, в 2008 г. - Ливию. В 2006 г. состоялся официальный визит В.В.Путина в ЮАР. По завершении двусторонних переговоров В.В.Путин и Президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки подписали договор о дружбе и партнерстве. Был также подписан ряд межправительственных соглашений, в том числе о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки.

В 2007 г. в Африке (ЮАР, Намибии, Анголе) побывал Председатель Правительства РФ М.Е.Фрадков. В 2009 г. бывший тогда Президентом России Д. А. Медведев в сопровождении 400 российских бизнесменов совершил государственные визиты в Анголу, Египет, Намибию и Нигерию. При этом в Египте и Анголе шла речь о стратегическом партнерстве, а Нигерия была названа «ключевым партнером» России. В ходе визита было сказано, что «российская внешняя политика должна обратить большее внимание на Африку и использовать преимущества исторически сложившихся дружеских отношений между СССР и странами континента»1. В 2013 г. В.В.Путин вновь посетил Южную Африку, где принял участие в V саммите БРИКС, а в феврале 2015 г. состоялся его официальный визит в Каир.

Неоднократно посещал Африку и Министр иностранных дел Сергей Лавров: в 2005 г. - Марокко, Алжир и Тунис, в 2010 г. - Кению и Нигерию, в 2013 - Алжир,

ЮАР, Мозамбик и Гвинею, в 2014 г. - Эфиопию и Зимбабве. «Россия возвращается в Африку после долгой паузы», - так отреагировали СМИ на визиты Лаврова . В ходе визитов С.Лаврова в Африку в фокусе внимания была проблема вызовов и угроз, в первую очередь борьбы с терроризмом. Африку неоднократно посещал и зам. министра иностранных дел РФ, специальный представитель Президента РФ по Ближнему Востоку и Африке Михаил Богданов. Так, в мае 2016 г. состоялись его визиты в Анголу, Уганду, Руанду, Бурунди.

В свою очередь, в Москве побывали (2002-2012 гг.) президенты Алжира, Анголы, Габона, Гвинейской Республики, Республики Экваториальной Гвинеи, Египта, Республики Конго, Намибии, Нигерии, ЮАР. Президенты Зимбабве Р.Мугабе и ЮАР Дж. Зу-ма приняли участие в праздновании в Москве годовщины победы во второй мировой войне. Российский Министр иностранных дел С.Лавров регулярно встречается со своими африканскими коллегами. В 2015 г. такого рода переговоры прошли с главами внешнеполитических ведомств Бурунди, Танзании, Габона, Мадагаскара, Замбии, ЮАР, Кении, Экваториальной Гвинеи, Руанды, Республики Конго. В январе-феврале 2017 г. в Москве побывал глава МИД Эритреи.

Россия развивает отношения с Африканским Союзом, региональными организациями, включая ЭКОВАС, САДК, ВАС. Зам. Министра иностранных дел М.Л. Богданов в 2015 г. принял участие в работе саммитов АС в Аддис-Абебе (январь) и в Йоханнесбурге (июнь). А 20 апреля 2016 г. состоялась пресс-конференция С.Лаврова и главы Комиссии Африканского Союза Нкосазаны Дламини Зумы, в ходе которой стороны подтвердили готовность к сотрудничеству3.

В настоящее время Россия имеет более 40 полных дипломатических представительств на континенте. В 2010 г. по инициативе Государственной Думы состоялась Международная парламентская конференция «Россия-Африка: горизонты сотрудничества»; ее участники приветствовали заявление российских политических лидеров о том, что «Россия должна вернуться в Африку». Было сказано, что цель России - построение прочного моста, позволяющего создать механизм, с помощью которого российский опыт и достижения будут использоваться в целях развития Африканского континента. Африка была названа «ценным стратегическим партнером для России»4.

Деловые круги России начали более активно проявлять заинтересованность в развитии отношений со многими странами континента. С их участием Институтом Африки РАН была создана «Африканская деловая инициатива» (АДИ) - платформа, инструмент и организация, созданная для решения вышеперечисленных задач. Это координационный, объединяющий, но, вместе с тем, фактически действующий ресурс для российского бизнеса и всех организаций, ведущих свою деятельность в африканских государствах. Большим успехом деятельности АДИ стало её участие в организации круглого стола «Россия-Африка: расширение границ» на Петербургском международном экономическом форуме 16 июня 2016 г. Это был первый за 20 лет существования Форума круглый стол по российско-африканским отношениям. В его работе принял участие Президент Гвинейской Республики Альфа Конде, который отметил, что у Африки и у российско-африканских отношений есть огромный потенциал развития5.

Следует признать, что Африка с готовностью идет на расширение сотрудничества с Россией. Так, во время визита в Санкт-Петербург, где в июне 2016 г. состоялся Экономический форум, Президент Гвинеи Альфа Конде заявил: «Для нас исключительная честь поднять отношения с Россией на уровень стратегического партнерства. Готовы стать штурмовой бригадой, благодаря которой вы обеспечите себе вход на Африканский континент» .

Сотрудничество с Африкой в сфере образования

Во времена Советского Союза около 25 тыс. африканцев получили высшее образование в советских вузах. В их числе - будущие африканские лидеры Жозе Эдуарду душ Сантущ, Табо Мбеки и др. До 1990-х гг. во многих странах Африки, расположенных к югу от Сахары, изучался русский язык, в большинстве случаев в построенных при советской помощи средних специальных и высших учебных заведениях, в которых работали преподаватели из СССР.

Изучение русского языка, которое ранее осуществлялось усилиями культурных центров, сократилось. На 2008 г. русский язык преподавался в 10-12 странах, в 130 средних школах и 16 вузах чаще всего в качестве второго языка или факультативно7.

Число африканских студентов в российских ВУЗах резко сократилось по сравнению с советским периодом. Такие страны, как Мали, Буркина Фасо, практически прекратили направлять своих студентов в Россию по государственной линии, что объяснялось ужесточением финансовых условий, снижением качества образования, а также уровня личной безопасности африканцев, проживающих в России.

За 90-е гг. многое оказалось утрачено, но сейчас понемногу восстанавливается. На 2016 г. в системе высшего образования России получали образование 10 тыс. африканцев, из них 50% на контрактной основе. В 1996 г. была возобновлена практика предоставления государственных стипендий африканцам - до 750 стипендий в год. Сегодня российское государство предоставляет ежегодно африканским странам 1700 государственных стипендий.

Однако сотрудничество России с Африкой в образовательной сфере не достигло уровня советского периода; заметно уступает оно по объемам и китайско-африканскому сотрудничеству. Вместе с тем, помощь, оказываемая образовательной сфере африканских стран в советский период, и поныне остается фактором позитивного влияния на отношение к России в Африке. Этот фактор надлежит более активно использовать в формировании политики «мягкой силы» на континенте.

Человеческий капитал - предмет особого внимания Пекина. Китайские университеты имеют отделения в 22 странах континента; в 2012-2015 гг. стипендии для обучения в вузах КНР получили 20 тыс. африканцев, в 2015-2018 гг. получат 32 тыс. человек. Китайское правительство направило в 20 стран Африки 210 преподавателей китайского языка; в самом Китае готовятся преподаватели китайского из числа африканцев, которым предоставляются стипендии.

С 2009 по 2012 гг. с китайской помощью в Африке построено 28 школ, а 42 школам предоставлено оборудование, в том числе, создано 6 компьютерных классов8. Помощь африканской образовательной системе осуществляется не только на правительственном уровне. Так, в декабре 2011 г. китайские предприниматели начали реализацию проекта «Надежда», предусматривающего создание тысячи начальных школ в пяти африкан-

9

ских странах .

В китайской программе сотрудничества важное место отводится подготовке квалифицированных специалистов для стран Африки. Подготовкой кадров занимается Фонд развития человеческих ресурсов в Африке, действующий под эгидой министерств иностранных дел, коммерции, образования, науки и технологий, сельского хозяйства, здравоохранения, каждое из которых отвечает за подготовку африканского персонала в сфере своей компетенции. Реализуется программа «Африканские таланты», в рамках которой за 2012-2015 гг. подготовлены 30.173 квалифицированных специалиста10. План действий на 2016-2018 гг., принятый йоханнесбургским саммитом Форума китайско-

африканского сотрудничества в декабре 2015 г., предусматривает создание региональных учебных центров и школ повышения квалификации. Планируется обучить технический персонал в составе 20 тыс. человек, создать 40 тыс. мест для подготовки африканских специалистов в Китае11. В 2015 г. Южная Африка направила в Китай первых 50 учащихся для 5-месячной подготовки к работе по реализации в стране программы развития ядерной энергетики.

Пекин надеется привлечь в Китай молодежь, в том числе стремящуюся получить образование на Западе. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся не на Запад, а на Китай, - долгосрочная цель китайской политики.

Важное место в сотрудничестве СССР со странами Африки занимала помощь сфере африканского здравоохранения. Сегодня число российских врачей, работающих в Африке, резко сократилось. Вместе с тем, Россия - участник международной помощи здравоохранению: в ее активе - взносы в сумме 235 млн долл. в Глобальный фонд борьбы с ВИЧ/ СПИДом, малярией и туберкулезом, 18 млн долл. - в поддержку деятельности Всемирной Организации здравоохранения по борьбе с полиомиелитом. На финансовую и техническую поддержку борьбы с малярией в Африке РФ в 2007-2009 гг. выделила 20 млн. долл., в 20082010 гг. на исследования в области разработки вакцины против ВИЧ ассигновано 38 млн.

12

долл., на борьбу с пандемией птичьего гриппа - 45,8 млн долл.

Россия приняла активное участие в борьбе с эпидемией Эболы в Западной Африке. В 2014 г. она внесла 30 млн. долл. в Фонд борьбы с Эболой. Российская компания РУСАЛ открыла в 2015 г. в Гвинее диагностический центр эпидемиологии и микробиологии. В 2015 г. Институт эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалея начал разработку вакцины против Эболы; в феврале 2016 г. вакцина была изготовлена, и первые результаты ее испытаний дали положительный результат.

Однако и здесь Россия заметно уступает Китаю. В 2013 г. сотрудничеству Китая с Африкой в сфере здравоохранения исполнилось 50 лет. Первая китайская медицинская бригада прибыла в Алжир в марте 1963 г. сразу после окончания войны против французских колонизаторов. А в конце 2005 г. в Африке работали уже 37 медицинских бри-

13

гад в составе 1100 человек . Согласно данным, приведенным Деборой Бротигем в ее книге «Дар дракона», посвященной политике Китая в Африке, с 1991 по 2008 год китайские бригады охватили медицинской помощью 35 стран Африки14.

В речи на саммите ФОКАК-2015 г. Си Цзиньпин обещал помочь Африке модернизировать сферу здравоохранения15. План действий предусматривает помощь Китая по следующим направлениям: расширение и модернизация системы здравоохранения, борьба с распространением малярии и других опасных заболеваний, сокращение детской и материнской смертности, строительство Центра Африканского Союза по контролю за заболеваниями и региональных медицинских центров, продолжение сотрудничества между 20 китайскими и 20 африканскими больницами, обучение врачей и другого медицинского персонала, направление в Африку китайских медицинских бригад, включающих клинических экспертов и хирургов для проведения краткосрочных операций.

Стоит напомнить, что в 2014 г. Китай, как и Россия, принял активное участие в борьбе с распространением лихорадки Эбола, направив в страны Западной Африки, охваченные эпидемией, врачей и медсестер, медикаменты, продовольствие и другую помощь. В общей сложности, Китай израсходовал на помощь в борьбе с Эболой 120 млн. долл. и направил в Африку 1200 своих специалистов. За время работы китайские специалисты обучили 1600 местных медицинских работников16. Выступая на Междуна-

родной конференции по борьбе с Эболой в Африке в июле 2015 г. в Малабо (Экваториальная Гвинея), заместитель председателя Госкомитета по делам здравоохранения и планового деторождения КНР Цзинь Сяотао заявил, что Китай предоставит пострадавшим от лихорадки странам помощь для социально-экономического восстановления после эпидемии. «КНР желает оказать помощь африканским странам в создании и усовершенствовании системы общественного здравоохранения, повышении возможностей

17

противодействия чрезвычайным эпидемическим ситуациям , - сказал он .

Культурные и научные связи

В условиях глубокого почитания африканцами своего культурного наследия, культурных ценностей вообще, развитие связей в области культуры приобретает в общем комплексе двусторонних отношений приоритетное значение. Порой эти связи оказывают на качество двусторонних отношений и на формирование позитивного имиджа зарубежного государства не менее заметное влияние, чем экономическое сотрудничество. Большой вклад внесли в отношения СССР с Африкой культурные связи.

Сегодня институциональная сеть российской «мягкой силы» чрезвычайно ограничена. Имеются всего 8 культурных центров в семи странах (в Египте - 2 центра). Даже в ЮАР есть только представительство Россотрудничества, а не полноформатный культурный центр. «Русский мир» имеет представительства в пяти странах - Египте, Демократической Республике Конго, Замбии, Кении и ЮАР. Был практически ликвидирован институт обществ дружбы с народами африканских стран, игравший важную роль в российско-африканских научных и культурных связях, закрыты представительство ССОД в Анголе, представительство Росзарубежцентра в Уганде. После закрытия представительства ССОД преподавание русского языка в Анголе прекратилось. В начале 1992 г. был закрыт Советский культурный центр в Бурунди, при котором действовали курсы русского языка. После закрытия Российского центра науки и культуры в Гане единственным местом преподавания русского языка остался Университет Ганы «Ле-гон». Прекратилось преподавание русского языка в Нигерии, осуществляемое через Российский центр науки и культуры в г. Лагосе и представительство Росзарубежцентра, на базе которых работали языковые курсы. В 1991 г. прекратилось преподавание русского языка в Эфиопии. В конце 1990-х гг. были закрыты кафедры русского языка и литературы в Витватерсрандском университете и Институте изучения марксизма при Стелленбошском университете (ЮАР). Лишь четыре года (1994-1998 гг.) просуществовал российский центр при Кейптаунском университете под руководством профессора МГУ А. Б. Давидсона, где также велось преподавание русского языка. Позиции русского языка в странах Африки были потеснены европейскими языками, которые с прагматической точки зрения стали более привлекательными для молодежи, в большинстве ориентирующейся на получение образования на Западе.

А сегодня на смену русскому языку в Африку приходит китайский, преподаванию которого в Пекине уделяют растущее внимание. Прекратился обмен делегациями творческих организаций. Попытки перевести культурные обмены на коммерческие рельсы, в основном, не удались. Более или менее успешно такая схема работает в ЮАР, Египте. Уникальный случай - гастроли в Москве знаменитой певицы из Кабо-Верде Сезарии Эворы.

В результате коммерциализации культурных связей обмен художественными и творческими коллективами стал редким явлением.

Однако в последние годы в области культурного сотрудничества России с Африкой есть позитивные изменения. Так, в 2016 г. в Африку были направлены 12 преподавателей

русского языка. Редко, но проводятся культурные мероприятия в сотрудничестве с Африкой. 12-14 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге состоялся Международный фестиваль культуры народов Африки и России. Министерства культуры России и ЮАР выступили в качестве организаторов в России концертов артистов Южно-Африканской Республики в рамках сезонов культуры Россия-ЮАР (2016-2017). На концерте 29 ноября 2016 г. в Доме музыки присутствовал Министр культуры ЮАР Мтетва Нати. 1 декабря 2016 г. состоялся гала-концерт в концертном зале «Арена Колизея» в Санкт-Петербурге. Под аккомпанемент российского Балтийского симфонического оркестра выступали певцы, танцоры, му-18

зыканты . 28-29 ноября 2016 г. в Южной Африке, вблизи Йоханнесбурга прошла 4-я ежегодная конференция «Диалогового форума ЮАР-Россия (БАКОЕ)» с темой «25 лет официальных отношений между ЮАР и Россией». Участники этой неполитической организации обсуждали вопросы человеческих контактов и взаимодействия во всех сферах, включая экономику, политику, образование, науку и культуру.

Тем не менее, и в области культурных связей с Африкой Россию намного опережает Китай. В одном только 2015 г. Пекин открыл 5 новых культурных центров в Африке и параллельно открывает африканские культурные центры в Китае. В университетах африканских стран практикуется создание «институтов Конфуция», где изучаются история, культура Китая и китайский язык. Сегодня в странах Африки действуют 47 институтов Конфуция. Первый в Африке Институт Конфуция был создан в Найроби (Кения); сейчас в Кении уже три таких института. Предполагается ввести преподавание в кенийских школах китайского языка на альтернативной основе19. В ЮАР - пять институтов Конфуция, последний создан в 2014 г. и помимо преподавания, занимается обменом студентами. Его директор Моньяне назвал задачей института «остановить западную кампанию вокруг Китая и его вовлеченности в Африку, апологеты которой заявляют, что Китай здесь, «чтобы купить нас»20.

Программа изучения африканцами китайского языка прогрессирует. Объясняя причины этого явления, Л.Мукаро, преподаватель и консультант Университета Зимбабве сказал, что люди, овладевшие китайским языком плюс к английскому, больше востребованы на рынке труда; студенты и выпускники получают работу в действующих в стране китайских компаниях. «Если вы обратите внимание на то, как китайцы распространяют свое влияние в мире, то поймете, что лучше уметь говорить на их языке», - заявил он 21.

В Африку приезжают китайские артисты, спортсмены, осуществляется обмен делегациями работников культуры, африканские страны получают в дар книги и кинофильмы. В странах континента организуются китайские выставки фото, керамики, картин китайских художников.

Мероприятия, знакомящие китайцев с искусством Африки, проводятся в Китае. Состоялось несколько сотен обменов художественными коллективами; сторонами было направлено свыше 10 тысяч артистов. Организуются дни (недели и месяцы) китайской культуры в Африке и африканской культуры в Китае. В Пекине действует Китайско-африканская ассоциация дружбы. Ассоциации дружбы функционируют и в ряде африканских стран.

Обмен информацией

Немаловажную роль играет в отношениях с Африкой такой инструмент, как информация. Между тем, Россия очень слабо представлена в африканских СМИ, а Африка - в российских. «Российские медиа мало пишут об Африке, - отмечает Федор Лукьянов, редактор журнала "Россия в глобальном мире". - СМИ и НПО должны прилагать уси-

лия, чтобы повысить уровень взаимопонимания между народами; стимулировать взаимный интерес, расширить информированность в вопросах, в которых стороны часто дезинформированы». По мнению Лукьянова, российский МИД не уделяет должного внимания аккредитации африканских СМИ: лишь несколько журналов работают в России, и африканцы вынуждены полагаться на западные СМИ в оценке происходящего в нашей стране. «Мягкая сила» не была сильной стороной российской политики в постсоветскую эру», - констатирует Лукьянов22. И все же сдвиги в вопросе информационного обеспечения Африки новостями из России налицо. В октябре 2015 г. сообщалось, что российский телеканал «Russia Today» запускает в Африке новостной канал на французском языке. Новый канал добавится к уже действующим в Африке новостным каналам: французскому «France-24», Израильскому i24News, катарскому Al Jazeera, китайскому CCTV23.

Информационное проникновение должно идти в ногу с основными глобальными трендами в этой области. Помимо традиционных форм вещания и СМИ - телевидения, радио, прессы, все большее влияние ведущие мировые державы уделяют интернету, форумам, социальным сетям и интернет-блогам. В этом отношении и Россия и Китай пока отстают от ведущих стран Запада - США, Британии, Франции и ряду других стран ЕС.24

В отличие от России, Китай уделяет проблеме информации повышенное внимание. Хотя влияние в Африке западных СМИ сохраняет силу, Пекин стремится, чтобы его голос был здесь услышан. Агентство Синьхуа в 1957 г. открыло первое бюро в Гане, в 1986 г. - бюро в Найроби (Кения), а сейчас имеет более 20 представительств в Африке. В 2008 г. оно создало китайско-африканское новостное агентство; в 2009 г. провело Всемирный медиа-форум, где присутствовали представители африканских СМИ. В 2011 г. агентство Синьхуа создало фирму Сафари.ком и в партнерстве с кенийским мобильным оператором в 2012 г. запустило первый мобильный новостной сервис в Африке южнее Сахары. В 2012 г. Китайское центральное телевидение CCTV избрало Найроби местом своего вещания на Африку. В этом англоязычном издании, а также в Чайна Редио Интернешнл, Чайна Дейли и агентстве Синьхуа работают африканцы. CCTV посвящает Африке минимум 10 часов в неделю.

Если западные издания нередко подвергают критике африканские страны, Китай практикует «конструктивную журналистику». Акцентируется внимание на успехах африканских стран, дается оптимистическая оценка ситуации на континенте. «Мы рассказываем африканцам в позитивном ключе историю африканского народа», - заявил редактор CCTV. Крупнейшая китайская англоязычная газета «Чайна Дейли» выпускает еженедельное тематическое приложение для Африки - «Эфрикен уикли». Китайское международное радио ведет передачи на Африку из Кении на суахили, китайском и английском. Любопытный факт: переведена на суахили и с успехом транслируется по телевидению в Восточной Африке китайская опера. Специалист Института международных отношений ЮАР назвал усилия китайских государственных СМИ «частью большой стратегии мягкой силы», нацеленной на создание позитивного образа Пекина в районах его экономической и политической ак-

25

тивности»25. Ставится задача уменьшить опасения, испытываемые за рубежом по поводу военной мощи Китая, и воспрепятствовать попыткам представить образ этой страны в негативном ключе.

Опыт Китая убеждает в значимости мягкой силы для интересов внешней политики страны. России следует учесть этот опыт, а также опыт советско-африканского сотрудничества и шире использовать «мягкую силу» в своей африканской политике.

ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 Official visits of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to a number of African States. Press-Release. July 2nd 2009. - http://www.rusembassy/ca/ru/node/193

2 В поисках новых друзей Лавров отправляется в Африку. Экономические известия. 19.09.2014 news.izvestia. com/news/abroad/full/254-vpoiskah-novyh-druzej

3 Алексеева Н. Россия идет в Африку. 13 мая 2016 г. rusplt.ru/society/rossiya-africa-vlyanie-24904.html.

4 Final Report of the International Parliamentary Conference "Russia-Africa: Horizons of Cooperation". 1516 June 2010.

5 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. «Африканская деловая инициатива» - практический шаг к активному взаимодействию России и Африки // Азия и Африка сегодня. 2016. № 9 (710). С. 2-5.

6 Латухина К. Президент Гвинеи предложил России «вход в Африку». Российская газета. 16.06.2016. RG.RU. ПМЭФ.https: // rg.ru/2016/06/16/president-gvinei-predlozhil-rossii-vhod-v-africu

7 Российско-африканские отношения в условиях глобализации. Отв. ред. Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. М.Институт Африки РАН, 2009. С. 66.

8 Forum on China-Africa Cooperation (Beijing). Africa. Full Text - China-Africa Economic and Trade Cooperation (2013). Information office of the State Council. Beijing, August 2013. Forum on China-Africa Cooperation (Beijing). Beijing, August 2013

9 Жэньминь жибао он-лайн. 28.12. 2011 http://russian.people.com. cn/ 31520/7690028.html

10 The Forum on China-Africa Cooperation (2015). Johannesburg Action Plan (2016-2018). Available at: www.focac.org/eng/ltda/dwijbzijhys1/t1327961.htm

11 Pretoria News. Pretoria. December 4, 2015.

12 Андрей Бокарев о результатах вклада РФ в содействие международному развитию. Официальный сайт Министерства финансов. Движение против бедности 2009-2010. http:// www.minfin.ru/ru/press/ speech/index.php&d4= 20060

13 Китай укрепляет отношения дружбы и сотрудничества со станами Африки. -RusChina. 27.12.2005. - http://ru.ruschina.net/news/page 13046/page 16033

14 Brautigam, Debora. The Dragon's Gift. The Real Story of China in Africa. Oxford University Press. 2009. P. 316.

15 Al Jazzeera (2015). Africa: China Pledges $60 Billion to African Development. Doha. Available at: allafrica. com/stories/201512050194.html

16 China Awards model Ebola fighters. Xinhua News Agency, on Nov.25, 2015 www.globalpost.com/article/6694070/2015/11/25 china-awards-model-ebola-fighters

17 Китай пообещал поддержку африканским странам в восстановлении после Эболы. Russian.News.Cn.July 23, 2015.

18 Seasons of culture, Russia - South African Republic, 2016-2017. Concerts of arts of the South African Republic. -1.12.2016.culturalforum.ru/en/program/917

19 Kagwanja, Charles. China: Forging friendship and cooperation in Kenya. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. Dec. 15, 2015.P.12.

20 The goal of 'people to people' diplomacy. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. December 15, 2015.P.11.

21 Olaniran, F. On the growing ties between China and Zimbabwe. Celebrating progress Africa http://www.cp-africa com/2013/03/03/china-and-zimbabwe

22 Klomegah, Kester. Russia struggles to regain influence in Africa. Russia beyond the Headlines/ Sept. 23, 2016 rbth. com/opinion/2016/091 /22/Russia-struggles-to-regain-influence-in-africa

23 Russia Today to launch a French-language news channel in Africa. Oct. 19, 2015 www.stopfake.org/en/ russia-today-to-launch-a-french-language-news-channel-in-Africa

24 Polikanov D., Abramova I. Africa and ICT: A Chance for Breakthrough? // Information Communication and Society. 2003. v. 6, 1: 42-56.

25 Mekenzie, David. Chinese media make inroads into Africa // CNN. Sept. 5. 2012 http:// edition.cnn.com/ 2012/09/05/business/china-africa-cctv-media/index.htm

Deych T.L., Dr.Sc. (History)

'SOFT POWER' AS A FOREIGN POLICY TOOL: ROLE IN RUSSIA' AND CHINA' RELATIONS WITH AFRICA

© 2017 Deych T.L.

Abstract: The subject of research is 'soft power' as the instrument of foreign policy. The 'soft power' concept has not received enough attention. The methods of analysis permit the author to identify the role of 'soft power' tools in forming of positive image of the country. After the Cold War, the new, "non-violent" tools of foreign policy emerged in international relations. Their purpose for the country is to receive advantages in relations with other countries by "attraction " without forcing. The example of "soft power " effective using is China's policy in Africa; its purpose is to counteract 'China's menace' theory and to improve China's image. The "soft power " used actively as a tool in the Soviet Union' African policy and today it takes advantage of the Russian diplomacy again. We submit for consideration the implementation of "soft power " concept both in China' and Russia' African politics, in the fields of education, healthcare, cultural and scientific relations. The author comes to conclusion: Beijing actively uses the means of 'soft power' to create the positive image of China in Africa as a friendly country, ready to provide assistance and support to Africans. 'Soft power' is a significant instrument for implementation of foreign policy objectives and Russia must use it more actively, particularly in the African countries.

Keywords: 'soft power', USSR, Russia, China, politics, cultural and scientific ties, education, healthcare.

REFERENCES

Abramova I.O., Fituni L.L. (2016) «Afrikanskaya delovaya initsiativa» - prakticheskiy shag k aktivnomu vzaimodeystviyu Rossii i Afriki ["African Business Initiative" - a practical step towards active interaction between Russia and Africa] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]... № 9 (710). P. 2-5.

Al Jazzeera (2015). Africa: China Pledges $60 Billion to African Development. Doha. Available at: allafrica. com/stories/201512050194.html

Alekseeva N. (2016) Rossija idet v Afriku.[Russia goes to Africa]. May 13. 2016. rusplt.ru/society/rossiya-africa-vlyanie-24904.html.

Andrey Bokarev o resultatah vklada RF v sodejstvije meszdunarodnomu rasvitiyu. Oficialnyj sait Ministerstva finansov. Dviszenije protiv bednosti 2009-2010 [Andrey Bokarev about the results of Russian Federation contribution in assistance for international development. Ministry of Finances official site. Movement against poverty 2009-2010]- http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php&d4= 20060

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Brautigam D. (2009) The Dragon's Gift. The Real Story of China in Africa. Oxford University Press. 2009. P.316.

China Awards model Ebola fighters. Xinhua News Agency, on Nov.25, 2015-www.globalpost.com/article/6694070/2015/11/25 china-awards-model-ebola-fighters

Final Report of the International Parliamentary Conference "Russia-Africa: Horizons of Cooperation". 15-16 June 2010. UNIDO, June 21, 2010. www.unido.ru/eng/news_en/russia_africa

Forum on China-Africa Cooperation (Beijing). Africa. Full Text - China-Africa Economic and Trade Cooperation (2013). Information office of the State Council. Beijing, August 2013.

Kagwanja Ch. China: Forging friendship and cooperation in Kenya. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. Dec. 15, 2015.P.12.

Kitaj poobeshal podderzsku afikanskim stranam v vosstanovleniji posle Eboly // Russian.News.Cn.July 23, 2015. China promised African countries the support in recovering after Ebola. Russian.News. Cn. July 23, 2015.

Kitaj ukrepljaet oshenija druszby I sotrudnichestva so stranami Afriki // RusChina. [China is strengthening the relations of friendship and cooperation with African countries // RusChina]. 27.12.2005 -http://ru.ruschina.net/news/page 13046/page 16033.

Klomegah, K. (2016) Russia struggles to regain influence in Africa. Russia beyond the Headlines. Sept. 23, 2016- rbth. com/opinion/2016/091 /22/Russia-struggles-to-regain-influence-in-africa

Latukhina K. (2016) President Gvineji predlozil Rossii 'vhod v Africu // Rossijskaja gazeta. [President of Guinea proposed Russia "to come into Africa" // Russian Newspaper]. 16.06.2016. RG.RU. PMEF https: // rg.ru/2016/06/16/president-gvinei-predlozhil-rossii-vhod-v-africu/

Mekenzie D. (2012) Chinese media make inroads into Africa // CNN. Sept. 5. 2012- http:// edition.cnn.com/2012/09/05/business/china-africa-cctv-media/index.htm

Official visits of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to a number of African States. Press-Release. July 2nd 2009.- http://www.rusembassy/ca/ru/node/193

Olaniran F. (2013) On the growing ties between China and Zimbabwe. Celebrating progress Africa -http://www.cp-africa com/2013/03/03/china-and-zimbabwe

Polikanov D., Abramova I. (2003). Africa and ICT: A Chance for Breakthrough? // Information Communication and Society. 6, 1: 42-56.

Pretoria News. Pretoria. December 4, 2015.

Rossijsko-afrikanskije otnoshenija v uslovijah globalizatsii. Otv.red. T.L.Deych, E.N.Korendyasov. M. Institut Afriki RAN. [Russian-African relations in the conditions of globalization. Editors: T.Deych, E..Korendyasov. Moscow, Institute for African Studies RAS, 2009].

Russia Today to launch a French-language news channel in Africa. Oct.19, 2015-www.stopfake.org/en/russia-today-to-launch-a-french-language-news-channel-in-Africa

Seasons of culture, Russia- South African Republic, 2016-2017. Concerts of arts of the South African Republic. -1.12.2016-culturalforum.ru/en/program/917

The Forum on China-Africa Cooperation (2015). Johannesburg Action Plan (2016-2018). DOI= www. focac. org/eng/ltda/dwij bzij hys1/t1327961. htm

The goal of 'people to people ' diplomacy. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. December 15, 2015.P.11.

V poiskah novyh druzej Lavrov otpravliaetsa v Afriku // Ekonomicheskije izvestija. [In search of the new friends Lavrov goes to Africa] // Economic news. 19.09.2014. news.izvestia.com/news/abroad/full/254-vpoiskah-novyh-druzej

Zhenmin zsibao on-line. 28.12. 2011 http://russian.people.com. cn/ 31520/7690028.html/ http://russian.people.com. cn/ 31520/7690028.html/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.