Научная статья на тему '«Мягкая сила» - инструмент внешней политики современной России'

«Мягкая сила» - инструмент внешней политики современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / МОДЕЛИ "МЯГКОЙ СИЛЫ" / РЕСУРСЫ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ / ИМИДЖЕВАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / "SOFT" POWER / MODELS OF "SOFT" POWER / RESOURCES OF RUSSIAN "SOFT" POWER / IMAGINARY STRATEGY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна

В статье раскрывается роль «мягкой силы» как важнейшего фактора внешнеполитического влияния государства в современном мире. Обращается внимание на необходимость уточнения и конкретизации российского понимания сущности «мягкой силы» во избежание ошибочного заимствования, следования чужим образцам, учитывая при этом, что «мягкая сила» России опирается на исторически сложившиеся ресурсы и трансляторы внешней культурной политики. Делается вывод о том, что наряду с официальными институтами реализации политики «мягкой силы», активную деятельность осуществляют институты гражданского общества. Обосновываются предложения по повышению эффективности использования инструментария «мягкой силы» на системном уровне, что особенно важно в условиях сохранения негативных стереотипов о России, мешающих продвижению российских национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER as an instrument of foreign policy of modern Russia

The article reveals the role of “soft” power as an important factor of foreign policy influence of the state in the modern world. Attention is drawn to the need for clarification and concretization of the Russian understanding of “soft” power to avoid any possibility of borrowing and adherence to the other samples, keeping in mind that the “soft” power of Russia is based on historical resources and translators foreign cultural policy. The author concludes that along with the official institutions to the implementation of “soft” power (diplomatic missions, trade missions, etc.), active activities are carried out by the institutions of civil society, in particular of the friendship society, international funds, media, etc. Substantiates proposals on increase of efficiency of use of the tools of “soft” power at the system level, which is especially important in the context of negative stereotypes about Russia, reducing the appeal of her image in other States that hinder the promotion of Russian national interests. Keywords: “soft” power, models of “soft” power, ratings of "soft" power, resources of Russian “soft” power, imaginary strategy of Russia.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» - инструмент внешней политики современной России»

Профилактика преступлений -необходимая составляющая работы органов власти

Александр ОЛОВЯННИКОВ

В отечественной науке уже проведено достаточно много научных работ по проблемам профилактической деятельности органов исполнительной власти [1]. Общие теоретические достижения в этом отношении, несомненно, свидетельствуют о том, что идёт необратимый процесс создания соответствующего направления юридической науки, но это не всегда ещё происходит на достаточно выверенной методологической основе. Кроме того, отсутствие общей координации исследований по проблемам безопасности обусловили то, что на сегодня объём основополагающих теоретических работ весьма незначителен: наблюдается поверхностное и довольно частое дублирование тем прикладной направленности.

Традиционное представление о деятельности органов исполнительной власти как о деятельности,

направленной на выявление, предупреждение и пресечение путём применения сил и средств органов ис-

ОЛОВЯННИКОВ Александр Андреевич - независимый эксперт (Академия социального управления). E-mail: magistrant014@gmail.ru.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, выявление, преступления, профилактика, правоохранительная деятельность.

1 Редкоус В. М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах -участниках Содружества Независимых Государств. Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2011; Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России. Дисс. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2002; Арсентьев М. Национальна безопасность России, роль место ФСБ в её обеспечении // Обозреватель-Observer. 1997. № 12; Галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель-Observer. 1997. № 3-4; Шелепова С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Золотарёв В. А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы. Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

полнительной власти, сегодня уже не удовлетворяет теорию и практику. Поэтому необходимы дифференциация и конкретизация целей, задач и функций органов исполнительной власти. Главные предпосылки для этого заложены:

- в современных социально-экономических и демократических изменениях, происходящих в нашем обществе;

- в законодательстве, регулирующем деятельность органов исполнительной власти.

Первая предпосылка определяет всю политику в сфере борьбы с правонарушениями, в частности административную и уголовно-правовую, что не может обойти стороной деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Вторая - сводится к реальному правовому наполнению всего содержания оперативно-розыскной деятельности, включая её отдельные направления и объекты воздействия. Это придаёт оперативно-розыскной деятельности в целом правовой характер.

Одной из важнейших функций оперативно-розыскной деятельности должна являться профилактика правонарушений. Особая методологическая роль в уяснении данной функции принадлежит диалектическому подходу [2]. Именно он позволяет определить и объективно оценить актуальность и современное состояние профилактики преступлений. Здесь необходимо принять во внимание качественно новую ситуацию в сфере борьбы как по масшта-

бам преступных проявлений, так по степени их негативного влияния на общественную жизнь, права и свободы граждан. Данная ситуация практически не оставляет государству, и в частности правоохранительным органам, иного эффективного пути, кроме концентрации и наращивания усилий по недопущению преступлений.

Проблема профилактики правонарушений в стране сегодня определяется факторами, возникающими при реформировании общества, и неизбежными негативными последствиями этого, такими как:

1. Резкая поляризация доходов населения.

2. Явная и латентная безработица трудоспособной части населения.

3. Увеличение маргинальных слоёв общества.

4. Разрушение ранее существовавшей системы государственного контроля над всеми сферами общественной жизни.

5. Несбалансированность исполнительной и законодательной ветвей власти.

6. Падение авторитета высших и местных структур государственного управления, рост бюрократии и коррупции в них.

7. Правовой нигилизм.

8. Социально-психологический кризис общества.

9. Разрыв социальных связей и сопутствующие этому апатия и отчуждённость граждан, нравственная деградация, неуважительное отношение к чужой собственности, массовое заражение «достоинствами» преступного образа жизни,

2 Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. С. 108.

стремление к стяжательству и обогащению любыми способами.

10. Эскалация насилия, усиливающаяся агрессивность преступного элемента, сращивание общеуголовной и экономической преступности, наркобизнеса и коррупции.

11. Оформление организованной преступности в мощную, разветвлённую систему, реально претендующую на лидерство в экономике и политике.

12. Терроризм, а также его последствия, который в настоящее время превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, и т. д.

По справедливому суждению академика В. Н. Кудрявцева, преступность сегодня становится всё более выгодной и достаточно безопасной формой деятельности наиболее активных слоёв населения [3]. При этом важным свойством, объясняющим эффективность организованной преступности, является её многофункциональность, в том числе удовлетворение нужд управления, с которыми фактически не справляется государство (обеспечение безопасности бизнеса и предпринимательства, оперативный прогноз рынка, третейское судейство и т. п.). Данное свойство в конечном счёте привело к появлению у организованных преступных формирований:

- мощной финансовой и имущественной базы;

- открытому или почти открытому участию этих формирований в легальной экономике, а также и в государственных учреждениях;

- созданию структур, разрабатывающих для криминалитета вопросы идеологии, стратегии и тактики деятельности, выходу её в международные сферы.

Коренное и качественное изменение преступности, превратив её в профессиональную и организованную, ставит перед правовой наукой и правоохранительной практикой задачу разработки и реализации новых подходов к борьбе с преступностью, адекватных её современному характеру, содержанию и причинам. Эта задача ставится также перед теорией и практикой правоохранительных органов.

Проблема профилактики правонарушений обострилась ещё и вследствие распада реально существовавшей в Советском государстве системы общей и специальной профилактики правонарушений*, спада её использования правоохранительными органами.

Тревожно то, что подразделения органов исполнительной власти сегодня нацелены главным образом только на раскрытие преступлений, выяв-

3 Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. С. 98-99.

* Миньковский Г. М.: «Несмотря на ряд недостатков, связанных в конечном счёте со „сдвигом показателя на цель", отработанная в нашей стране система профилактики была достаточно эффективной и в этом качестве завоевала международное признание. Соответствующие положения включены в ряд документов ООН...» (О разработке концепции Федерального закона «Об основах предупреждения преступлений» // О концепции (основных направлениях) деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Академия управления МВД РФ. М., 1997. С. 60-61).

ление и разоблачение виновных в них лиц. Профилактическая же функция оказалась к настоящему времени почти полностью утраченной.

Это обусловлено не только профессиональными недостатками в оперативно-розыскной работе, на которой, прежде всего, негативно сказывается недостаточная подготовка сотрудников правоохранительных органов к осуществлению профилактики, непривлечение конфиденциальных источников к осуществлению профилактики, игнорирование возможностей сбора попутной информации оперативно-профилактического назначения и т. п., но и - в значительно большей мере -недостаточно целеустремлённым ведомственным отношением к рассматриваемому ключевому направлению деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которому отводится второстепенное место.

В этом можно убедиться, обратившись, в частности, к утверждённой не так давно комплексной программе повышения уровня оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью на 20032005 гг., в которой по совершенно непонятным причинам практически не уделено никакого внимания разработке мер по профилактике правонарушений.

Мало восполняют этот пробел ведомственные нормативные правовые акты предупредительной направленности, поскольку они носят фрагментарный характер и не создают необходимой системы профилактической деятельности правоохранительных органов.

Потребность в наличии такой системы определяется не только объективным велением времени, но и законами, наделяющими субъектов правоохранительной деятельности чётким перечнем конкретных функций по предотвращению, пресечению преступлений, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Как видно, есть основания считать, что на сегодня сложились объективные, качественно новые социальные и правовые предпосылки для повышения уровня деятельности подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по недопущению преступлений.

Следует отметить, что профилактическая направленность борьбы с правонарушениями сегодня присуща правоохранительным органам почти всех развитых стран мира. Это выражается главным образом в том, что приоритетные задачи и функции указанных субъектов относятся прежде всего к сфере борьбы с противоправными деяниями, представляющими повышенную опасность, угрожающими жизни, здоровью, правам и свободам граждан, государственным и общественным институтам.

Характерно, что большинство зарубежных теоретиков основное предназначение правоохранительных органов видят в «установлении контроля над правонарушениями посредством применения тех средств, которые представлены законом». Суть системы такого контроля заключается в защите интересов общества от угрозы со стороны непра-вопослушных граждан, в отношении которых должен осуществляться максимально широкий контроль,

имеющий целью в первую очередь профилактику противоправных деяний [4].

Очевидно, что реанимация и совершенствование профилактической деятельности являются в современных условиях задачей первостепенной важности для правоохранительных органов. Причём её решение следует видеть в сдерживании преступной деятельности определённых лиц и групп (предотвращение, пресечение, устранение причин и условий) путём реализации подразделениями органов исполнительной власти предоставленных им законных прав на применение специальных профилактических мер и средств.

Вместе с тем сегодня прослеживается явное противоречие между декларированной государством политикой, а также её конкретизацией в ряде законодательных норм и общегосударственных решений относительно усиления функции профилактики правонарушений и практическим воплощением этих положений в жизнь [5].

В основе противоречия, как показывают исследования, лежат не только правовые пробелы (хотя и их ещё достаточно много), но и организационно-функциональные и методологические недостатки. Поэтому огромные потенциальные возмож-

ности подразделений органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений остаются нереализованными.

Указанное противоречие предопределяет и научный аспект проблемы профилактики правонарушений.

Ещё в 60-е - 80-е годы эту проблему исследовали А. И. Алексеев, В. А. Лукашов, С. С. Овчинский, Г. К. Синилов и др. [6].

В результате были сформированы основные исходные положения теории профилактики правонарушений, определились её понятийный аппарат, методика и т. д. Но высоко оценивая творческое наследие названных учёных, его необходимо адаптировать к современным реалиям.

Сегодня впервые профилактика правонарушений законодательно признана важнейшей функцией правоохранительных органов [7]. А это открывает новые возможности для успешной её реализации, причём на основе разработки и принятия новой доктрины, определяющее место в которой должно занимать утверждение и дальнейшее совершенствование правовой и соответствующей организационно-функциональной основы.

В нормативных правовых актах Российской Федерации уже есть примеры мер профилактики: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ

4 Бахин В. П. Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002). Киев, 2002. С. 22.

5 Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 100.

6 Овчинский С. С. Оперативно-розыскная профилактика: Лекция. Караганда, 2012; Гала-хов С. С. Организационно-тактические и правовые основы оперативно-розыскной профилактики и пути её дальнейшего совершенствования. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1988.

7 Проект Федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ред. принята ГД ФС РФ в первом чтении 12 марта 2014 г.) // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/

«О полиции»*, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»**, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»***, Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»**** и др.

Особо отметим Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором чётко определяются такие виды и формы профилактики преступлений, как:

- общая профилактика преступлений (выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению);

- индивидуальная профилактика преступлений (выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и принятие сдерживающих мер по недопущению с их стороны противозаконных действий);

- предотвращение подготавливаемых преступлений, а также пресечение преступлений на стадии покушения на них.

Эти виды и формы предупредительной деятельности были разработаны основателями теории предупреждения преступности в СССР А. Г. Лекарем [8], Г. А. Аванесовым [9], Ю. М. Анто-няном [10], О. В. Филимоновым [11] и другими учёными-криминологами. Предельная чёткость и ясность выработанных ими понятий убеждает нас в надуманности и бесполезности навязываемых сегодня дискуссий на этот счёт.

Однако российский законодатель пошёл по пути предметной нормативной правовой и инструментальной конкретизации названных видов и форм профилактики правонаруше-

8 Лекарь А. Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1965. Вып. 1. С. 17.

9 АванесовГ. А. Криминология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 107.

10 Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1977. № 26. С. 28-29.

11 Филимонов О. В. Индивидуальная профилактика преступлений. Томск: Изд. Томского государственного университета. 1985. С. 8.

* В законе указано, что полиция обязана, среди прочего, выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний, принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан и т. д.

** В данном нормативном правовом акте рассмотрено содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности и иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом законодательно декларируется приоритет профилактических мер обеспечения безопасности, которые призваны гарантировать защищённость личности, общества и государства от различных угроз.

*** Данным законом к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, которые отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.

**** Государственная охрана осуществляется на основе приоритета предупредительных мер.

ний. Это главным образом и является основой предлагаемого взгляда на профилактическую деятельность, поскольку объективно обеспечивает содержательную сторону всей организационной и организационно-тактической структуры профилактики правонарушений как системной деятельности. Естественно, что это должно базироваться на современных руководящих принципах, соответствующих научно-теоретических знаниях и методологических подходах.

Рассмотрим в этой связи несколько проблемных вопросов методологического порядка, от решения которых зависит реанимация и совершенствование профилактики правонарушений подразделениями органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Совершенствование профилактики правонарушений оперативно-розыскными методами - это уяснение рассматриваемого направления в контексте правового статуса оперативно-розыскной деятельности в целом. Главными предпосылками для этого служат принятые в России законы, которые определяют оперативно-розыскную деятельность специальным видом правоохранительной деятельности и закрепляют правовые нормы, регулирующие её и правоотношения, которые возникают при её осуществлении. Что касается оперативно-розыскной профилактики правонарушений, то эти нормы предусматривают обязанности подразделений органов исполнительной власти применять необхо-

димые оперативно-розыскные меры (ОРМ) по предотвращению, пресечению преступлений, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также по осуществлению профилактики преступлений (п. 1 ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). К названным следует также добавить обязанности подразделений органов исполнительной власти как звеньев органа дознания:

- принимать необходимые оперативные меры в целях обнаружения признаков преступлений (в том числе и подготавливаемых либо уже начатых) и лиц, их совершивших (ст. 143 УПК РФ*);

- при обнаружении (в том числе применяя ОРМ) признаков подготавливаемых либо совершающихся преступлений возбуждать уголовные дела и выполнять по ним следственные действия (ст. 140 УПК РФ), проводить оперативные действия после передачи уголовных дел о тяжких преступлениях следователям, если не установлены лица, совершившие эти преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

- принимать заявления и сообщения о преступлениях, предотвращать и пресекать их на стадии приготовления либо покушения на них (ч. 1, 2 ст. 144 УПК РФ).

Для выполнения перечисленных обязанностей законодатель наделил оперативно-розыскные подразделения полномочиями сугубо инструментального характера, а именно правами относительно:

- проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также лиц, занимающихся индивидуальной

* УПК - Уголовно-процессуальный кодекс.

предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью;

- применения различных способов оперативного осмотра и наблюдения, в том числе проведения негласного проникновения в жилище и иное владение лица, а также внедрения негласного работника в преступное сообщество;

- снятия информации с каналов связи, контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и иной корреспонденцией;

- проведения проверочной закупки, а также контролируемой поставки товаров, предметов и веществ, в том числе запрещённых в обороте;

- создания и использования автоматизированных информационных систем (включая целевые системы профилактического назначения);

- применения средств физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях пресечения тяжких преступлений;

- внесения соответствующим государственным органам, общественным объединениям или служебным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательных для рассмотрения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений, и т. д.

Этот перечень дополняется ещё и нормами уголовно-процессуального регулирования оперативно-розыскной деятельности, которое сегодня всё больше сводится к соблюдению определённых формальных требований, правил и алгоритмов. Правовое содержание профилактики правонарушений - важнейший методологический аспект, обеспечивающий как теоретическое, так и практическое воплощение этой функции в жизнь. Вместе с тем право всегда вводит практику в жёсткие рамки, создаёт определённые ограничения для применения тех или иных организационных и тактических мето-

дов, способов и т. д., что обусловливает необходимость в специальной профессионализации сотрудников подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Не менее важное место в современной методологии, теории и практике профилактики преступлений должно отводиться получению их объективной и корректной характеристики, что вытекает из требований системного подхода к данному направлению оперативно-розыскной деятельности. Данная характеристика, как уже отмечалось, - это сложная информационная модель, включающая комплекс специфических признаков, особенностей, характеризующих преступные проявления в их развитии, в единстве с непосредственными причинами, мотивами, целями последних, внешними условиями, а главное - во взаимосвязи с факторами внешней, криминально потенциальной, социальной среды [12].

Системный подход обосновывает методологическую целесообразность изучения преступлений как человеческой деятельности (взаимодействия преступника с окружающей его средой). Надо полагать, что именно в таком содержательном представлении преступная деятельность воплощает новые и обостряет известные старые причины и условия, детерминирующие современную преступность, которую В. Н. Кудрявцев охарактеризовал как преступность переходного общества. Однако указанные причины и условия в значительной мере

12 Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: КноРус, 2015.

находятся за пределами воздействия на них правоохранительных органов. Очевидно, что устранение этих причин и условий предполагает реализацию профилактических мер, главным образом общегосударственного значения [13].

Всё вышесказанное подводит к необходимости концептуального переосмысления содержания объекта профилактической деятельности подразделениями органов исполнительной деятельности, отнесения к нему не только собственно отдельных преступных проявлений, но также иных их сторон как слагаемых преступной деятельности (внутреннего формирования у субъекта преступного намерения; его причин, мотивов, целевой устремлённости, образа и плана внешних действий, направленных на достижение преступного результата; определения адекватных средств, способов и т. д.). Такое представление (системное) об объекте профилактики преступлений создаёт реальные предпосылки для осуществления негласного выявления и прекращения преступной деятельности в её поэтапном развитии, т. е. на стадиях обнаружения умысла, приготовления, покушения на преступление либо так называемого «длящегося» преступления, поскольку каждому этапу свойственны специфические признаки внешнего проявления и их последствия, что может продуцировать адекватную оперативно-розыскную информацию, соответствующие фактические данные доказательственного характера и т. п.

Особое место в системном содержании объекта профилактики преступлений занимает инфраструктура преступности, в единстве с которой существует современная преступность. Надо сказать, что профилактика правонарушений субъектами органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в привязке к инфраструктуре преступности ставит перед ними новую в методологическом отношении задачу, решение которой связано с проблемой выявления, изучения и оценки реально существующей в каждом конкретном регионе инфраструктуры преступности. Исходить при этом следует из того, что главная её сущность заключается в комплексе материальных и нематериальных образований, которые, хотя и не включены непосредственно в преступные действия отдельных лиц и сообществ, однако удовлетворяют многие их запросы и интересы, значимые для существования преступности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В физическом выражении инфраструктура представляет собой совокупность специфических функциональных образований социального, экономического и иного назначения, замкнутых территорий и т. п., являющихся местами притяжения, концентрации и деятельности преступного элемента (новые финансово-кредитные и рыночные структуры, современные гостиницы, ночные клубы, казино, подпольные центры проституции и наркобизнеса, легальные и фиктивные предприятия, отмывающие «грязные» денежные доходы, и т. п.). Особое

13 Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодёжи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. С. 12.

место занимают инфраструктуры, привязанные к наиболее развитым промышленным, энергетическим, аграрным, финансово-кредитным предприятиям, учреждениям, комплексам и т. п. Эти структуры создают условия для противозаконных операций с товарной продукцией и финансовыми средствами базовых объектов, отмывания этих средств, перевода их в теневой оборот и т. д., что ведёт к созданию преступных сообществ, которые нередко сближаются с базовыми объектами, образуя в результате мощные преступные организации.

Решение проблемы профилактики преступлений в сфере инфраструктуры преступности требует систематического проведения всестороннего анализа состояния, структуры и динамики преступности, включая получение и оценку дифференцированной характеристики отдельных видов преступлений, а главное - выявления и изучения закономерностей взаимосвязи и взаимозависимости регионального развития экономики, роста различных инфраструктурных образований, их социальной и экономической отдачи, в том числе в виде прибылей и сверхприбылей противозаконного происхождения, а также общественно опасных последствий этого.

В рамках проведения актуальных с позиций оперативно-розыскной деятельности исследований различных видовых срезов современной обстановки может быть достигнута выработка столь важных способов и критериев, позволяющих вскрыть и оценить:

- внешние механизмы проявления значительной части латентных преступлений (вымогательства, мо-

шенничества, половых преступлений, незаконных операций с наркотиками, оружием и боеприпасами и т. п.);

- уровень скрытых причин и условий, способствующих совершению преступлений;

- степень криминальной активности преступного элемента в сочетании с конспиративностью преступного поведения;

- криминальный динамизм, выражающийся в манёвренности и приспособляемости преступного элемента к изменениям социально-экономического, правового, социально-психологического характера;

- механизмы и уровень криминально-психологического воздействия на неустойчивых лиц со стороны лидеров преступных формирований и т. д.

В плане методологического обеспечения теории и практики оперативно-розыскной профилактики правонарушений следовало бы обратить внимание на более целенаправленное использование достижений психологии, специфических закономерностей возникновения, развития и способов разрешения конфликтов в преступной среде. В этом таятся большие тактические возможности предотвращения и пресечения конкретных преступлений, в частности путём проведения (в рамках допустимого) различных комбинаций по:

- психологической переориентации лиц, потенциально склонных к преступлениям, на иные ценности;

- разобщению или самоликвидации преступных сообществ;

- так называемому отклонению действий преступника, когда в его распоряжение попадают негодные средства совершения преступления

либо его усилия оказываются направленными на негодный объект преступления, и т. п.

Таким образом, всесторонний учёт всех факторов, оказывающих влияние на профилактическую дея-

тельность органов исполнительной власти страны, будет способствовать своевременному реагированию и упреждающему воздействию на лиц, нацеленных на совершение преступлений.

Библиография • References

АванесовГ. А. Криминология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 576 с.

[Avanesov G. A. Kriminologija. M.: JUNITI-DANA, 2013. - 576 s.]

Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. M. 1977. № 26. С. 27-29.

[Antonjan JU. M. O ponjatii profilaktiki prestuplenij // Voprosy bor'by s prestupnost'ju. M. 1977. № 26. S. 27-29]

Арсентьев М. Национальна безопасность России, роль место ФСБ в её обеспечении // Обозреватель-Observer. 1997. № 12. С. 29-32.

[Arsent'ev M. Nacional'na bezopasnost' Rossii, rol' mesto FSB v ejo obespechenii // Obozrevatel'-Observer. 1997. № 12. S. 29-32]

Бахин В. П. Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002). Киев, 2002. -268 с.

[Bahin V. P. Kriminalistika. Problemy i mnenija (1962-2002). Kiev, 2002. - 268 s.]

Галахов С. С. Организационно-тактические и правовые основы оперативно-розыскной профилактики и пути её дальнейшего совершенствования. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1988. - 243 с.

[Galahov S. S. Organizacionno-takticheskie i pravovye osnovy operativno-rozysknoj profilaktiki i puti ejo dal'nejshego sovershenstvovanija. Diss. ... kand. jurid. nauk. M., 1988. - 243 s.]

Галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель-Observer. 1997. № 3-4. С. 81-94.

[GalkinA., KrasinJU. Nacional'nye interesy i nacional'naja bezopasnost' Rossii // Obozrevatel'-Observer. 1997. № 3-4. S. 81-94.]

Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России. Дисс. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2002. - 291 c.

[Gorodeckj P. G. Problemy dejatel'nosti federal'noj sistemy pravoohranitel'nyh organov Rossii. Diss. ... d-ra jurid. nauk. Rjazan', 2002. - 291 s.]

Золотарёв В. А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы. Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. - 498 c.

[Zolotarjov V. A. Voennaja bezopasnost' Rossii: politiko-pravovye problemy. Diss. ... d-ra jurid. nauk. M., 1999. - 498 s.]

Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардарики, 2002. - 238с.

[Kudrjavcev V. N. Prestupnost' i nravy perehodnogo obshhestva. M.: Gardariki, 2002. -238 s.]

Лекарь А. Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений // Вопросы предупреждения преступности. 1965. Вып. 1. С. 15-25.

[Lekar' A. G. Nekotorye voprosy dejatel'nosti organov MOOP po preduprezhdeniju prestuplenij // Voprosy preduprezhdenija prestupnosti. 1965. Vyp. 1. S. 15-25]

Миньковский Г. М. О разработке концепции Федерального закона «Об основах предупреждения преступлений» // О концепции (основных направлениях) деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Академия управления МВД РФ. М., 1997. [Minkovsky G. M. O razrabotke koncepcii FederaTnogo zakona «Ob osnovah predu-prezhdenija prestuplenij» // O koncepcii (osnovnyh napravlenijah) dejatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniju prestuplenij. Akademija upravlenija MVD RF. M., 1997] Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 c. [Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologija. M.: SINTEG, 2007. - 668 s.] Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация. М.: ИНФРА-М, 2010. - 365 c. [Ovchinskij S. S. Operativno-rozysknaja informacija. M.: INFRA-M, 2010. - 365 s.] Овчинский С. С. Оперативно-розыскная профилактика: Лекция. Караганда, 2012. - 39 c.

[Ovchinskij S. S. Operativno-rozysknaja profilaktika: Lekcija. Karaganda, 2012. - 39 s.] Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодёжи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. - 65 c. [Pirozhkov V. F. Zakony prestupnogo mira molodezhi (kriminal'naja subkul'tura). Tver', 1994. - 65 s.]

Проект Федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ред. принята ГД ФС РФ в первом чтении 12 марта 2014 г.) // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ [Proekt Federal'nogo zakona № 421465-6 «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» (red. prinjata GD FS RF v pervom chtenii 12 marta 2014 g.) // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/] Редкоус В. М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. - 431 c. [Redkous V. M. Administrativno-pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti v gosudarstvah - uchastnikah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. Diss. ... d-ra jurid. nauk. M., 2011. - 431 s.] Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: КноРус, 2015. - 256 с. [Ugolovno-processual'nyj kodeks RF. M.: KnoRus, 2015. - 256 s.] Филимонов О. В. Индивидуальная профилактика преступлений. Томск: Изд.

Томского государственного университета. 1985. - 118 c. [Filimonov O. V. Individual'naja profilaktika prestuplenij. Tomsk: Izd. Tomskogo

gosudarstvennogo universiteta. 1985. - 118 s.] Шелепова С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации. Дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2008. -223 c.

[Shelepova S. A. Federal'naja sluzhba bezopasnosti v sisteme pravoohranitel'nyh organov v Rossijskoj Federacii. Diss. ... kand. jurid. nauk. M., 2008. - 223 s.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.