Научная статья на тему 'МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
музыкотерапия / эмоциональные нарушения / коррекция / music therapy / emotional disorders / correction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кабардина С.В.

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенной тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ литературы показал, что спектр эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте чрезвычайно велик. Поэтому проблема эмоциональных нарушений в настоящее время является весьма актуальной и требует своевременной психологической коррекции. Музыкотерапия является одним из наиболее эффективных видов психокоррекции в детском возрасте, ее широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики многих нарушений, включая также и нарушения в эмоциональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC THERAPY AS MEANS OF CORRECTING EMOTIONAL DISORDERS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

To date, the number of children with increased anxiety, insecurity, and emotional instability has increased. An analysis of the literature has shown that the range of emotional disorders in primary school age is extremely large. Therefore, the problem of emotional disorders is currently very relevant and requires timely psychological correction. Music therapy is one of the most effective types of psychocorrection in childhood, it is widely used in many countries of the world for the treatment and prevention of many disorders, including also disorders in the emotional sphere.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.04

Кабардина С.В.

учитель начальных классов Школа № 2086 (г. Москва, Россия)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: на сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенной тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ литературы показал, что спектр эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте чрезвычайно велик. Поэтому проблема эмоциональных нарушений в настоящее время является весьма актуальной и требует своевременной психологической коррекции. Музыкотерапия является одним из наиболее эффективных видов психокоррекции в детском возрасте, ее широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики многих нарушений, включая также и нарушения в эмоциональной сфере.

Ключевые слова: музыкотерапия, эмоциональные нарушения, коррекция.

Музыкотерапия как современный метод психокоррекции сформировалась на стыке трех наук - медицины, педагогики и психологии. Основой музыкотерапии послужили основные положения античных теорий [5]. Под музыкотерапией понимают целенаправленное применение музыки для восстановления, поддержания и содействия психическому здоровью [6, с. 542].

Многие авторы обращались к истории музыкотерапии (Козлов В. В, Петрушин В. И.), воздействию ее на человека (Бехтерев В.М., Карвасарский Б. Д., Лазарев М. Л., Петровский Б. В.), а также разработали интересные и эффективные методики психотерапевтического применения музыки (Блаво Р.,

Ворожцова О. А., Гроф С., Декер-Фойгт Г.-Г., Менегетти А., Петрушин В. И., Шушарджан С. В., Элькин В. М.,).

Музыкотерапия существует в двух основных формах - активная и пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Также выделяют интегративную музыкотерапию, которая наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы [1].

Карвасарский Б. Д. отмечает, что музыка связана с эмоциями человека [1, с. 306]. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. определяют эмоции как одну из важнейших сторон психических процессов. Эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека. При невозможности удовлетворить свои потребности возникает внутриличностный конфликт, который может привести к нарушениям в эмоциональной сфере [4].

Колодич Е. Н. отмечает, что особенностями проявления эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте являются повышенная тревожность, вызванная процессом обучения в школе и характером взаимоотношений с учителем и сверстниками; страхи, чаще всего связанные с социальной ситуацией; агрессивность, проявляющаяся от собственного чувства неуверенности; а также пассивность, являющаяся реакцией на невнимание и проблемы в семейных отношениях [3].

Проанализировав различные источники, мной было выдвинуто предположение, что использование музыкотерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников будет эффективным, если: • сочетать групповую и индивидуальную работу;

• использовать все формы музыкотерапии - рецептивную, активную и интегративную;

• осуществлять индивидуальный подбор музыкальных произведений.

Для подтверждения выдвинутого предположения была спланирована и

организована опытно-экспериментальная работа. Базой исследования послужила ГБОУ «Школа № 2086» г. Москвы. Участниками работы стали ученики 2 класса.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление учащихся, имеющих эмоциональные нарушения.

2 этап - коррекционно-развивающая работа. На этом этапе проводилась коррекционная работа с учащимися, имеющими эмоциональные нарушения.

3 этап - контрольный этап. Подведение итогов коррекционной работы.

Констатирующий эксперимент проводился в 2 этапа. На первом этапе

выявлялись учащиеся, имеющие эмоциональные нарушения. Для этого была использована методика Элькина В. М. «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства» [7]. Результатом первого этапа стало формирование группы учащихся для проведения коррекционно-развивающей работы в составе 6 человек.

С учениками, вошедшими в коррекционную группу, была проведена дальнейшая диагностика по методикам: «Рисунок несуществующего животного», «Розовый куст», метод экспертной оценки выраженности ситуационно-личностных расстройств поведения и эмоций у учащихся. Результаты диагностики показали, что все участники коррекционно-развивающей группы испытывают тревожность. У большинства проявляются признаки агрессии. Дети конфликтны и обидчивы. Некоторым присущи страхи. Двое учащихся могут проявлять демонстративность.

Для коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников в соответствии с выдвинутым предположением была разработана программа занятий с использованием музыкотерапии.

Программа состоит из пяти блоков.

Первый блок является вводным. Его цель - гармонизация психического состояния и поиск ресурсов для решения проблем. Поэтому на данном этапе работы использовался метод «гашения», разработанный Элькиным В. М.. Метод «гашения» представляет собой аппликационное наложение карточек с репродукциями картин и изображениями животных с положительными выборами на карточки с отрицательными выборами [7].

Второй блок представляет собой рецептивную форму музыкотерапии. Занятия данного блока проводились по методике Элькина В. М. «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства». Основу занятий составляет индивидуальное прослушивание шедевров мелодики, близкой психологическому состоянию ребенка. Индивидуальный подбор музыкальных произведений осуществлялся на основе выделения ведущей цветовой программы ребенка (находящейся на первом месте) и цветовой программы, которая отрицается (находится на последнем месте).

Третий блок занятий представляет собой интегративную форму музыкотерапии. Занятия данного блока содержат игровые двигательные упражнения с разными предметами, а также релаксационные упражнения для снятия напряжения. Мной были использованы упражнения, представленные в работах Дереклеевой Н.И., Ворожцовой О. А. и Экслайн В.. Все упражнения выполняются под музыку, подобранную в соответствии с ведущими цветовыми программами учащихся.

Четвертый блок представляет собой активную форму музыкотерапии, которая предполагает активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью музыкальных инструментов. Для проведения занятий необходимы музыкальные инструменты или предметы, издающие различные звуки. С помощью музыкальных инструментов учащиеся

создают собственную музыку, тем самым учатся выражать собственные чувства и эмоции, общаться и взаимодействовать друг с другом.

Пятый блок является итоговым. Он предполагает групповую работу и включает в себя все формы музыкотерапии - рецептивную, интегративную и активную.

Для проверки эффективности коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников посредством разработанной программы занятий с использованием музыкотерапии с учащимися группы была проведена повторная диагностика.

Анализируя полученные результаты в ходе повторной диагностики, были выявлены те эмоциональные нарушения, которые проявляются у учащихся после проведения коррекционно-развивающей работы.

Проявление таких эмоциональных нарушений как агрессивность и конфликтность значительно снизилось, в то время как состояние тревожности и обидчивости практически не изменилось.

Тем не менее, я считаю, что есть тенденция уменьшения степени проявления эмоциональных нарушений.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы говорят об эффективности коррекционно-развивающей работы с использованием музыкотерапии, направленной на коррекцию эмоциональных нарушений у младших школьников, тем самым, подтверждая выдвинутое предположение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2003. -208 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»);

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е изд. - СПб: Питер, 2002. - 752 с;

3. Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов. - Мн.: РИПО, 1999. - 94 с;

4. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии/ В.Н. Мясищев // Вопросы психологии / А.А. Смирнов, М.В. Соколов. - 1957. -№5 сентябрь-октябрь 1957. - с. 142-156;

5. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997. -164 с;

6. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю. Базисное руководство по психотерапии. - Спб.: Речь, 2002. - 784 с. (Серия «Современный учебник»);

7. Элькин В. М. Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства: методическое руководство / В. М. Элькин. - СПб: ИМАТОН, 2007. - 112 с

Kabardina S.V.

School No. 2086 (Moscow, Russia)

MUSIC THERAPY AS MEANS OF CORRECTING EMOTIONAL DISORDERS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Abstract: to date, the number of children with increased anxiety, insecurity, and emotional instability has increased. An analysis of the literature has shown that the range of emotional disorders in primary school age is extremely large. Therefore, the problem of emotional disorders is currently very relevant and requires timely psychological correction. Music therapy is one of the most effective types of psychocorrection in childhood, it is widely used in many countries of the worldfor the treatment and prevention of many disorders, including also disorders in the emotional sphere.

Keywords: music therapy, emotional disorders, correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.