Научная статья на тему 'Музыкальный театр: терминологический экскурс'

Музыкальный театр: терминологический экскурс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15545
1105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / MUSIKTHEATER / MUSICAL THEATRE / MUSIC THEATRE / СМЫСЛОВАЯ ПОЛИВАЛЕНТНОСТЬ ТЕРМИНА / MUSYKAL'NYJ TEATR / SEMANTIC MULTIVALENCE OF THE TERM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махрова Элла Васильевна

«Музыкальный театр» понятие, широко используемое в искусствоведении (театроведении, музыковедении, балетоведении), но в отечественной науке до сих пор не имеющее четкой категориальной определенности, о чем свидетельствует отсутствие словарных статей в основных энциклопедических изданиях, как универсальных, так и специальных. На понимание термина накладывают свой отпечаток особенности художественного процесса в различных странах и сложившиеся традиции научных дискурсов. Это хорошо видно при сравнении характера употребления понятия в англоязычной (musical theatre, music theatre) и немецкоязычной (Musiktheater) научной литературе. Статья ставит целью проанализировать содержание понятия «музыкальный театр» и многообразие его трактовок в современной отечественной и зарубежной искусствоведческой науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Theatre: Terminology Aspect

The concept of «Music theatre» is widely used in art criticism (theatre science, musicology), while in domestic science uncertainties still remain with respect to clear category definition thereof, which is confirmed by the lack of dictionary entries in the main encyclopedic editions both universal and special ones. Understanding of this term is influenced by the specifics of the art process in various countries as well as the developed traditions of scientific discourses. It is well evident when comparing the use of the concept in English-speaking (musical theatre, music theatre) and German-speaking (Musiktheater) scientific literature. The article aims at analyzing the meaning of the concept «music theatre» and the variety of its treatments in the modern domestic and foreign art criticism science.

Текст научной работы на тему «Музыкальный театр: терминологический экскурс»

Махрова, Элла Васильевна

ORCID: 0000-0002-4309-6263 SPIN-код: 7675-8107 e-mail: emachrowa@mail.ru Кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

191023 Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2

Ella V. Makhrova

ORCID: 0000-0002-4309-6263 SPIN-code: 7675-8107 e-mail: emachrowa@mail.ru PhD (Arts), Doctor of Cultural Studies, Head of the Department of philosophy, history and theory of art at the Vaganova Ballet Academy.

2, Zodchego Rossi str., St. Petersburg 191023, Russia

Музыкальный театр: терминологический экскурс

«Музыкальный театр» — понятие, широко используемое в искусствоведении (театроведении, музыковедении, балетоведении), но в отечественной науке до сих пор не имеющее четкой категориальной определенности, о чем свидетельствует отсутствие словарных статей в основных энциклопедических изданиях, как универсальных, так и специальных. На понимание термина накладывают свой отпечаток особенности художественного процесса в различных странах и сложившиеся традиции научных дискурсов. Это хорошо видно при сравнении характера употребления понятия в англоязычной (musical theatre, music theatre) и немецкоязычной (Musiktheater) научной литературе. Статья ставит целью проанализировать содержание понятия «музыкальный театр» и многообразие его трактовок в современной отечественной и зарубежной искусствоведческой науке.

Ключевые слова: музыкальный театр, Musiktheater, musical theatre, music theatre, смысловая поливалентность термина.

УДК 78.01; 782; 792.01 ББК 85.335

Music Theatre: Terminology Aspect

The concept of «Music theatre» is widely used in art criticism (theatre science, musico-logy), while in domestic science uncertainties still remain with respect to clear category definition thereof, which is confirmed by the lack of dictionary entries in the main encyclopedic editions — both universal and special ones. Understanding ofthis term is influenced by the specifics of the art process in various countries as well as the developed traditions of scientific discourses. It is well evident when comparing the use of the concept in English-speaking (musical theatre, music theatre) and German-speaking (Musiktheater) scientific literature. The article aims at analyzing the meaning of the concept «music theatre» and the variety of its treatments in the modern domestic and foreign art criticism science.

Keywords: musykal'nyj teatr, Musiktheater, musical theatre, music theatre, semantic multivalence of the term.

DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.002

Элла Махрова

Музыкальный театр:

терминологический экскурс

Многими словами, особенно широкоупотребительными, мы пользуемся, не задумываясь об их содержании, и часто не замечаем, сколько смысловых нюансов они содержат. В речи мы спонтанно модулируем от одного смыслового поля к другому, ориентируясь на контекст. Однако научное употребление слов требует четкой категориальной определенности. «Музыкальный театр» — понятие, активно используемое в искусствоведении (театроведении, музыковедении, балетоведении), и это обязывает внимательно присмотреться к его содержанию.

О том, что содержание понятия «музыкальный театр» в отечественной науке не отрефлектировано, свидетельствует отсутствие соответствующих словарных статей в ведущих отечественных энциклопедиях, как универсальных — Большой советской (1969-1978), Большой российской (2005-2013), так и специализированных—музыкальной (1973-1982) и театральной (1961-1967).

Лишь энциклопедии и словари для юношества объясняют, что под музыкальным театром следует понимать «и коллектив, ставящий музыкальные спектакли, и разновидности музыкально-сценического жанра (опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мьюзикл и т. д.)»1. К указанным разновидностям музыкально-театрального искусства отсылает и единственный абзац, посвященный музыкальному театру в статье «Театр» Большой советской энциклопедии. Объединяющим началом называются средства

i См.: Музыкальный театр // Юнциклопедия. URL: https://yunc.org/ %D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82 %D1%80 (дата обращения: 20.05.2019).

музыкальной драматургии, но при этом в каждом виде музыкального театра эти средства оказываются специфическими: в опере — пение и звучание оркестра, в балете — танец и пантомима, в оперетте — куплетная песня и танец, а мюзикл синтезирует «выразительные средства драматического, оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки» [Театр, 1976]. Вопрос об общих закономерностях собственно музыкальной драматургии, позволяющих объединить столь разнообразные феномены в единый комплекс, и об их историческом генезисе при этом даже не ставится. Более позднее издание Большой российской энциклопедии в аналогичной статье и вовсе отказывается от понятия «музыкальный театр», ограничиваясь лишь упоминанием о «жанрах, в которых ведущую роль играет музыка (см. Балет, Опера, Оперетта, Мюзикл)», сформировавшихся «на зрелой стадии развития художественной культуры европейского типа, когда отдельные виды искусства отделились друг от друга» [Театр, 2016].

Нетрудно заметить, что предлагаемая жанровая матрица локализует феномен музыкального театра в европейской культуре XVII — первой половины XX веков, оставляя за его пределами и все предшествующие формы синтеза (синкретического существования) музыкального и театрального искусства, и все жанровые эксперименты последующего времени, не говоря уже о традиционных формах восточного театра, в котором музыке отведена весьма почетная роль.

В немецкоязычных и англоязычных справочных изданиях понятию «музыкальный театр» уделено значительно большее внимание. Но если мы обратимся к этим изданиям, то обнаружим существенную разноголосицу в содержательном наполнении термина и увидим, как национальные особенности художественной жизни и сложившиеся искусствоведческие традиции накладывают свой отпечаток.

Так, немецкая традиция связывает «музыкальный театр» с оперой и родственными ей жанрами (основной критерий — сценическое пение). Для Германии с ее культом оперного театра это вполне закономерно. Балет, соединяющий музыку и хореографическую пластику, до недавнего времени осмыслялся как особая сфера театрального искусства. В англоязычной культуре существуют свои приоритеты: здесь главенствующим музыкально-театральным жанром является мюзикл. В англоязычных энциклопедиях музыкального театра мы не найдем сведений ни об опере, ни о балете. Они полностью посвящены мюзиклу и его непосредственной предшественнице оперетте. Здесь термин «музыкальный театр» однозначно трактован в пользу «легкого» жанра [см.: Green 1980, Gänzl 2001].

Правда, в английском языке существует смысловой нюанс, который сложно перевести на русский — различение понятий «musical theatre» и «music theatre». И если с первым понятием связывается, прежде всего, мюзикл (и вся историческая линия развития музыкально-сценического искусства, подводящая к нему), то второе служит определением тех экспериментальных музыкальных форм, которые обособились от оперного жанра в ХХ веке. В последнем случае ведущие мировые музыкальные энциклопедии — 29-томные немецкая «Musik in Geschichte und Gegenwart» (MGG) и английская «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (NGD) — сходятся в трактовке. Сравним даваемые в этих энциклопедиях определения.

Музыкальный театр (Musiktheater) — «общее наименование для музыкально-сценических произведений ХХ века, которые были задуманы как преодоление оперы и музыкальной драмы или как их противоположность и которые понимались не как (или не исключительно как) для музыки и на музыку положенные пьесы, а как вызываемый музыкой театр» [Konoid, Ruf 1997, 1690]2.

«Термин (music theatre) характеризовал определенного рода оперные сочинения и постановки, в которых сценическое действие и драматическое начало обусловлены чисто музыкальными факторами. Он использовался в 1960-х годах для обозначения музыкально-драматических сочинений композиторов послевоенного поколения, которые распространились в Западной Европе и Северной Америке в течение этого десятилетия» [Clements 2001, 534].

И хотя В. Руф, один из авторов статьи в MGG, понимает музыкальный театр значительно шире, ведя его родословную от первых антивагне-ровских или поствагнеровских оперных опусов и прочерчивая более чем столетнюю историю пост-оперы, но и он, как и А. Клементс, автор статьи в NGD, видит в музыкальном театре нечто противоположное традиционному оперному жанру или, во всяком случае, существенно отличающееся от него.

Таким образом, последние издания ведущих музыкальных энциклопедий, фиксирующих состояние зарубежной научной мысли рубежа ХХ-ХХ1 веков, связывают с понятием «музыкальный театр» прежде всего спектр явлений, демонстрирующих экспериментальные поиски новых музыкально-театральных форм и тем самым разрушающих традицию

2 Статья в МОО состоит из двух больших разделов, написанных разными авторами. Первый раздел «Инсценировки» принадлежит В. Конольду, второй раздел «Композиции» — В. Руфу.

(то есть размывающих жанровый комплекс «музыкального театра» Нового и начала Новейшего времени). Такой подход не случаен. Во второй половине ХХ века термин «музыкальный театр» стал одним из важнейших слоганов, связанных, в первую очередь, с новыми экспериментальными формами музыкально-сценических произведений и с новым пониманием самого музыкально-театрального синтеза. Процесс преобразования музыкальной сцены породил огромное количество разнородных художественных явлений, не имеющих своего жанрового определения. «Музыкальный театр» казался подходящим термином, схватывающим суть происходящих жанровых трансформаций. В творчестве многих, преимущественно немецкоязычных композиторов (например, К. Шток-хаузена, М. Кагеля, В. Рима, Б. Ланга, Х. В. Хенце) можно встретить произведения для сцены, имеющие жанровый подзаголовок «Musiktheater».

Однако, хотя «музыкальный театр» как новый жанровый феномен заставил обратить на себя внимание, он лишь наметил один из полюсов в трактовке понятия, которое отныне оказывалось применимым и к явлениям классического, и к образцам нового экспериментального искусства.

В научном обиходе приходится часто сталкиваться с «суммарным» пониманием музыкального театра как почти безграничного спектра исторических и современных сценических форм, использующих музыку. Очертить границы понятия при этом не представляется возможным, и это вызывает у исследователей некоторое смущение. Сошлемся для примера на характеристику музыкального театра во «Всемирной энциклопедии современного театра», принадлежащую перу одного из патриархов немецкой науки о музыкальном театре — Х. Зеегера: «Сегодня в Европе существует множество форм музыкального театра. Они простираются от музыки к драматическим спектаклям до музыкальных драм, музыкальных комедий, камерных и комических опер, церковных опер, опер-багателей и даже детских мюзиклов. С начала 1980-х годов крупномасштабные поп- и рок-концерты и связанные с ними жанры также становятся все более и более театральными... Непреложным фактом является то, что в европейском и североамериканском театре и в других культурах, испытавших их влияние, у понятий "music theatre" и "musical theatre" (включая их немецкий, французский, итальянский и испанский эквиваленты) есть большое разнообразие значений и традиций в использовании. Никакая точная терминология, определяющая жанр, на самом деле, еще не появилась» [Seeger 2001, 17]. «Суммарную» характеристику музыкального театра упоминает и В. Руф в энциклопедической статье MGG [см.: Konoid, Ruf 1997, 1689-1690], но подробному рассмотрению

он подвергает только узко-конкретное понимание термина, о котором говорилось выше.

Если в жанрово-стилевом отношении «музыкальный театр» остается для многих неопределенной категорией, то по крайней в одной области это понятие имеет достаточно четкий смысловой абрис. Этой областью оказалась оперная режиссура. Со времен Вальтера Фельзенштейна — знаменитого основателя берлинской Комише опер — понятие «музыкальный театр» прочно сцеплено с представлением о новом подходе к исполнению оперы на сцене. Концепция Фельзенштейна предполагала утверждение абсолютного равноправия музыки и театра, и именно поэтому режиссер противопоставил жанровому определению «опера» понятие «музыкальный театр». «Лишь немногие другие проекты, как видится теперь, смогли столь основательно изменить представление об опере, как двадцативосьмилетняя работа Вальтера Фельзенштейна в Комише опер и основанная им традиция»,— справедливо утверждают инициаторы симпозиума-дискуссии, поставившего целью определить роль В. Фельзенштейна в развитии современного оперного театра и истории оперы [Realistisches Musiktheater 2008].

Фельзенштейн был не первым, кто задумал реформировать «музей оперы». В Германии выдающимися предшественниками Фельзенштейна считают Г. Малера в период его работы директором в Венском придворном оперном театре3, О. Клемперера на посту руководителя берлинской Кролль-оперы (1927-1931), А. М. Рабенальта с его авангардистскими постановками в Вюрцбурге и Дармштадте4. Правда, каждый из упомянутых экспериментов по ретеатрализации оперы, по превращению ее в целостное сценическое произведение носил локальный характер и не имел непосредственного продолжения. Именно Фельзенштейну удалось в процессе длительной работы со своим театральным коллективом не только разработать самобытный постановочный метод, но и создать целую школу учеников и последователей. Его «реалистический музыкальный театр», по выражению немецкой исследовательницы Н. Эккерт, «функционировал почти как антропософский метод целостности» [Eckert 1998, 35], привлекая к себе повышенное внимание.

Фельзенштейн понимал «музыкальный театр» «как программный и полемический отказ от оперной практики, которая пренебрегала сценической стороной постановок» [Langer 2011, 106]. И если вначале

3 Эра Малера в Венской опере охватывает 1897-1907 годы, но особенно ярким был период 1903-1907 годов, отмеченный сотрудничеством с художником А. Роллером.

4 В содружестве с художником В. Райнкингом и балетмейстером К. Экштайн.

режиссерские опыты и эстетические идеи основателя Комише опер воспринимались соотечественниками настороженно или даже враждебно [см.: Hammerschmidt 1958], то со временем эти идеи находят признание. Непоколебимая убежденность режиссера в том, что музыкальный театр «представляет высшую и всеохватывающую форму театрального высказывания» [Фельзенштейн 1984, 86], в котором «все видимое точно также является музыкой, как все слышимое — действием» [с. 90], оказывается близка всем, кто ищет сценические формы «театрально правдивой и убедительной оперы» [с. 43]. А такие утверждения, как «театр — это не репродуктивное, а творческое искусство» [с. 312]; «оперные классические шедевры могут быть сегодня актуальными и современными» [с. 334]; в оперных произведениях прошлого обнаруживаются «подлинно „современные произведения" для нашего времени» [с. 78], становятся эстетическим кредо всех последующих поколений немецких и не только немецких режиссеров музыкального театра. В конечном итоге само понятие «музыкальный театр» превратилось в синоним «современного взгляда на оперный материал» [Eckert 1998, 9]. О победе концепции Фельзенштей-на свидетельствовало открытие А. Эвердингом и Г. Фридрихом в 1973 году программы «Режиссура музыкального театра» в Гамбургской высшей школе музыки и театра, а также основание в 1976 году Исследовательского института музыкального театра при Байройтском университете, поставившего перед собой инновационные задачи изучения музыкальной сцены в самом широком контексте (и не в последнюю очередь с точки зрения сценического бытия музыкально-театральных произведений).

Словосочетание «музыкальный театр» в Германии ассоциировалось и продолжает ассоциироваться прежде всего с новым постановочным стилем на оперной сцене. Не случайно статья в MGG, посвященная музыкальному театру, открывается именно разделом об оперной режиссуре. То, что в нашей литературе связывается с понятиями «оперная режиссура», «режиссерский оперный театр», в Германии относится к категории «музыкальный театр»5.

Как видим, понятие «музыкальный театр» в разных национальных традициях и у разных ученых и деятелей театра имеет различные коннотации. Необходимо признать правоту немецкого музыковеда К. Блумрё-дера, заметившего, что музыкальный театр «терминологически крайне проблематичная категория» [Blumröder 1990, 30]. Правда, утверждение это относится к рубежу 1980-1990-х годов. В то время в зарубежной

5 Следы «немецкого» понимания «музыкального театра» можно заметить и в отдельных отечественных публикациях, например в статье А. Парина [Парин 2012]

научной литературе еще не существовало попыток дать словарное определение музыкальному театру6. Спустя всего несколько лет попытки разобраться с многозначным понятием уже появились. Но вплоть до настоящего времени исследователи констатируют его смысловую поливалентность. Неоспоримым остается одно: термин «музыкальный театр» — детище ХХ века и тех процессов в художественной жизни, которые им порождены. Процессов, связанных с осознанием новой театральности и новой связи или возможностей связи музыки и сцены. Именно это новое сознание превратило словосочетание в модное слово, но одновременно привело к смысловой разноголосице, которая была обусловлена действием разнонаправленных векторов.

Одним из векторов было стремление к дифференциации старого и нового. С музыкальным театром связывались новые явления в музыкально-сценическом искусстве: «преодоление» жанра оперы, его ретеатрали-зация, с одной стороны, и музыкализация драматического (а особенно постдраматического) театра, с другой.

Параллельно жанровой эволюции шла и стилевая модификация оперной сцены: музыкальный театр стал новым способом сценической интерпретации классических оперных сочинений, провозгласив современный взгляд на классику и отказ от привычной оперной рутины. Фельзенштей-новская традиция существенно преобразила музыкальную сцену, создав совершенно особую модель театрального существования музыки, которая отныне носила имя «Musiktheater».

Благодаря другому, противоположно направленному вектору, понятие «музыкальный театр» приобретало обобщающий смысл, который определялся стремлением охватить стремительно расширяющийся космос явлений, связывающих музыку и сцену. Как «музыкальный театр» стала рассматриваться не только современная музыкальная сцена, но и историческая эволюция оперы и производных от нее жанров, и даже предшествующие опере музыкально-сценические формы.

Для немецкого музыковедения и театроведения «модный» термин «музыкальный театр» стал одной из ключевых проблем, взывающих к исследованию и прояснению. Показателен в этом отношении симпозиум 1996 года, организованный уже упоминавшимся Исследовательским институтом музыкального театра в Турнау «Музыкальный театр как вызов: междисциплинарные грани театроведческой и музыковедческой науки».

6 Первые издания МОО и N00, представлявшие срез музыковедения 1950-1970-х годов, еще не содержали статей, посвященных музыкальному театру. Лишь во второй половине 1990-х годов такие статьи стали включаться в энциклопедии и словари.

Главный вывод этого симпозиума: «Понятие „музыкальный театр" должно действовать провокативно и так же пониматься, поскольку категориально оно все еще не прояснено. В традиционном духе разделения театра на виды и жанры, как то опера, оперетта, зингшпиль, его, во всяком случае, нельзя понимать» [Musiktheater als Herausforderung 1999, Х]. И в последующие годы загадка термина не давала покоя немецким ученым [см: Mungen 2007; Steiert 2011].

В нашей музыковедческо-театроведческой литературе принято достаточно «размытое» понимание термина «музыкальный театр». Собственно, он так и не стал до сих пор научным термином, легко меняя свое смысловое наполнение в зависимости от контекста. С одной стороны, преобладает унаследованное еще от советской нормативистской эстетики представление о музыкальном театре как об устоявшемся наборе жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл). Такой «жанровый подход» зафиксирован, например, в учебном пособии И. Г. Яськевич, представляющем историю искусства музыкального театра в его четырех разновидностях — оперы, оперетты, мюзикла и балета [Яськевич 2011].

С другой стороны, нельзя не заметить стремления расширить матричное жанровое древо в попытках рассматривать в качестве музыкального театра «„андеграундные" формы футуристических и кабаретных представлений и оперные пародии» [Енукидзе 2017, 7-8], увидеть «широту явления, называемого музыкальным театром» [Крылова 2017, 85], ввести в фокус исследования проблематику театрального бытия музыкальных форм [см.: Опера в музыкальном театре, 2016]. Порой широта понимания музыкально-театрального искусства выходит за привычные рамки, и музыкальный театр растворяется в общем потоке исторического развития мирового театра [см.: Гаврилова, 2017]7.

Нельзя не отметить статьи, нацеленные на четкую дифференциацию понятия «музыкальный театр». Это прежде всего статьи Л. С. Бакши и В. В. Тарнопольского, посвященные «новому музыкальному театру» [Бакши 2005; Тарнопольский 2015], в которых предпринимается попытка детально рассмотреть конкретный художественный феномен и прилагаемый к нему термин. По сути понятие «новый музыкальный театр» совпадает с немецким жанровым определением «Musiktheater» или английским «music theatre», хотя и несет в себе новые смысловые коннотации, связанные с современными фестивалями, являющимися главными

7 Автор прослеживает историю музыкально-театрального искусства, начиная с античного театра и завершая экскурс кризисом оперного жанра в XXI веке, не проводя при этом четкой границы между практикой драматического и музыкального театра.

платформами для музыкально-сценических экспериментов — специализированными фестивалями нового музыкального театра в Мюнхене (с 1988 года) и Берлине (с 2011 года).

И, тем не менее, повторим: термин «музыкальный театр» еще ждет своего осмысления в отечественной искусствоведческой литературе. Знакомство с опытом зарубежных ученых может быть в этом весьма полезным. Думается, что нашим исследователям стоит вслед за немецкими коллегами осознать «провокативность» термина.

Литература

Бакши 2005 — Бакши Л. С. Новый музыкальный театр, или искусство Контрапункта

// Музыкальная академия. 2005. № 4. С. 76-84. Гаврилова 2017 — Гаврилова Л. В. История музыкально-театрального искусства : учебное пособие. Красноярск : Красноярский государственный институт искусств, 2017. 240 с.

Енукидзе 1999 — Енукидзе Н. И. Альтернативный музыкальный театр в России в первой трети ХХ века и его влияние на новую оперную эстетику. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1999. 315 с. Крылова 2017 — Крылова А. В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 4. С. 84-89. Опера в музыкальном театре 2016 — Опера в музыкальном театре: история и современность : Материалы Международной научной конференции 12-14 октября 2014 г. Сб. ст. / Сост. И. П. Сусидко. М. : РАМ им. Гнесиных ; ГИИ, 2016. 396 с. Парин 2012 — Парин А. Прощание с Оперой Ивановной // Театр. 2012. № 6-7. URL:

http://oteatre.info/proshchanie-s-operoj-ivanovnoj/ (дата обращения: 8.07.2019) Тарнопольский 2015 — Тарнопольский В. В. Феномен нового музыкального театра

// Журнал Общества теории музыки. 2015. Вып. 4 (12). С. 25-34. Театр 1976 — Театр // Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 25. М. : Советская энциклопедия, 1976. 3-е изд. URL: http://bse.sci-lib.com/article109328.html (дата обращения: 8.07.2019)

Театр 2016 — Театр // Большая российская энциклопедия : в 35 т. Т. 31. М. : Большая российская энциклопедия, 2016. URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/4184899 (дата обращения: 8.07.2019) Фельзенштейн 1984 — Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М. : Радуга, 1984. 408 с. Яськевич 2011 — Яськевич И. Г. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы : Учебное пособие. Новосибирск : НГТИ, 2011. 305 с. Blumröder 1990 — Blumröder Chr. Musiktheater der achtziger Jahre // Die Musik der achtziger

Jahre. Mainz : Schott Music, 1990. S. 30-46. Clements 2001 — Clements A. Music theatre // The New Grove dictionary of music and musicians : in 29 vols. Vol. 17 / Ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. London : Macmillan Publishers Limited, 2001. 2nd ed. P. 534-535. Eckert 1998 — Eckert N. Von der Oper zum Musiktheater: Wegbereiter und Regisseure. Berlin : Henschel Verlag, 1998. 256 S.

Gänzl 2001 — Gänzl K. The Encyclopedia of Musical Theatre. V 1-3. New York : Schirmer Books, 2001.

Green 1980 — Green S. The Encyclopedia of the Musical Theatre. Boston : Da Capo Press, 1980. 516 p.

Hammerschmidt 1958 — Hammerschmidt W. Irrtümmer und Missverständnisse über das Musiktheater // 10 Jahre Komische Oper Berlin. 1947-1957. Berlin : Komische Oper, 1958. S. 143-159.

Konold, Ruf 1997 — Konold W., Ruf W. Musiktheater // Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Zweite, neubearb. Ausgabe / Hrsg. von L. Finscher. Sachteil. Bd. 6. Kassel : Bärenreiter, 1997. Sp. 1670-1714.

Langer 2011 — Langer A. Musiktheater versus Oper — eine Provokation? // Mitten im Leben: Musiktheater von der Oper zur Everyday Performance / Hrsg. von A. Mungen. Würzburg : Königshausen&Neumann, 2011. S. 105-118.

Mungen 2007 — Mungen A. Musiktheater!? Überlegungen zu einem viel gebrauchten Begriff // Musiktheater, quo vadis? : Dreißig Jahre Forschungsinstitut für Musiktheater Thurnau an der Universität Bayreuth / Hrsg. von A. Mungen und A. H. Wasmuth. Schliengen : Edition Argus, 2007. S. 25-44.

Musiktheater als Herausforderung: interdisziplinäre Facetten von Theater- und Musikwissenschaft / Hrsg. von H.-P. Bayerdörfer. Tübingen : Niemeyer, 1999. XII+243 S.

Realistisches Musiktheater: Walter Felsenstein: Geschichte, Erben, Gegenpositionen / Hrsg. von W. Hintze, C. Risi, R. Sollich. Berlin : Theater der Zeit, 2008. 244 S.

Seeger 2001 — Seeger H. Music theatre // The World Encyclopedia of Contemporary Theatre : in 6 vols. Vol. 1. Europe / Ed. by P. Nagy, Ph. Rouyer, D. Rubin. New York : Routledge, 2001. P. 17-19.

Steiert 2011 — Steiert Th. Musiktheater: Zwischen Werkkonzept und Forschungsperspektive // Mitten im Leben: Musiktheater von der Oper zur Everyday Perfomance / Hrsg. von A. Mungen. Würzburg : Königshausen&Neumann, 2011. S. 25-36.

References

Bakshi L. S. (2005) Novyj muzykal'nyj teatr, ili iskusstvo Kontrapunkta [New music theatre, or an art of the Counterpoint]. In: Muzykal'naya akademiya. 2005. № 4. P. 76-84. In Russian.

Gavrilova L. V. (2017) Istoriya muzykal'no-teatral'nogo iskusstva : uchebnoe posobie [History of musical theatre : manual]. Krasnoyarsk : Krasnoyarskij gosudarstvennyj institut iskusstv. 240 p. In Russian.

Enukidze N. I. (1999) Al'ternativnyj muzykal'nyj teatr v Rossii v pervoj treti XX veka i ego vliyanie na novuju opernuju jestetiku [Alternative musical theatre in Russia in the first third of the XX century and its influence on a new opera esthetics]. Dis. ... kand. iskusstvo-vedeniya. Moscow. 315 p. In Russian.

Krylova A. V (2017) Sovremennyj muzykal'nyj teatr v mnogoobrazii zhanrovyh reshenij [Modern musical theatre in variety of genre decisions]. In: Juzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah [Southern Russian musical almanac]. 2017. No. 4. P. 84-89. In Russian.

Opera v muzykal'nom teatre: istoriya i sovremennost' (2016) : Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 12-14 oktyabrya 2014 [Opera in musical theatre: history and present : Materials of the International scientific conference, October 12-14, 2014]. Sb. st. / Sost. I. P. Susidko. Moscow : RAM, GII. 396 p. In Russian.

Parin A. (2012) Proshchanie s Operoj Ivanovnoj [Farewell to the Opera Ivanovna]. In: Teatr. 2012. No. 6-7. URL: http://oteatre.info/proshchanie-s-operoj-ivanovnoj/ (data obrashhe-niya: 8.07.2019) In Russian.

Tarnopol'skij V. V. (2015) Fenomen novogo muzykal'nogo teatra [Phenomenon of new music theatre]. In: Zhurnal Obshhestva teorii muzyki [Magazine of Society of the theory of music]. 2015. Iss. 4 (12). P. 25-34. In Russian.

Teatr (1976) [Theatre]. In: Bol'haya sovetskaya jenciklopediya [Big Soviet encyclopedia]. 3-e izd. Vol. 25. Moscow : Sovetskaya jenciklopediya. URL: http://bse.sci-lib.com/article 109328.html (data obrashheniya: 8.07.2019). In Russian.

Teatr (2016) [Theatre]. In: Bol'shaya rossijskaya jenciklopediya [Big Russian encyclopedia]. In 35 vols. Vol. 31. Moscow : Bol'shaya rossijskaya jenciklopediya. URL: https://bigenc.ru/ theatre_and_cinema/text/4184899 (data obrashheniya: 8.07.2019). In Russian.

Felsenstein V. (1984) O muzykal'nom teatre [About music theatre]. Moskow : Raduga. 408 p. In Russian.

Jas'kevich I. G. (2011) Istoriya iskusstva muzykal'nogo teatra: Lekcii. Materialy : Uchebnoe posobie [History of art of musical theatre: Lectures. Materials : Manual]. Novosibirsk : NGTI. 305 p. In Russian.

Blumröder Chr. (1990) Musiktheater der achtziger Jahre. In: Die Musik der achtziger Jahre. Mainz : Schott Music. S. 30-46.

Clements A. (2001) Music theatre. In: The New Grove dictionary of music and musicians : in 29 vols. Vol. 17. Ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. London : Macmillan Publishers Limited. 2nd ed. P. 534-535.

Eckert N. (1998) Von der Oper zum Musiktheater: Wegbereiter und Regisseure. Berlin : Henschel Verlag. 256 S.

Gänzl K. (2001) The Encyclopedia of Musical Theatre. Vol. 1-3. New York : Schirmer Books.

Green S. (1980) The Encyclopedia of the Musical Theatre. Boston : Da Capo Press. 516 p.

Hammerschmidt W. (1958) Irrtümmer und Missverständnisse über das Musiktheater. In: 10 Jahre Komische Oper Berlin. 1947-1957. Berlin : Komische Oper. S. 143-159.

Konold W., Ruf W. (1997) Musiktheater. In: Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Zweite, neubearb. Ausgabe. Hrsg. von L. Finscher. Sachteil. Bd. 6. Kassel : Bärenreiter. Sp. 1670-1714.

Langer A. (2011) Musiktheater versus Oper — eine Provokation? In: Mitten im Leben: Musiktheater von der Oper zur Everyday Performance. Hrsg. von A. Mungen. Würzburg : Königshausen & Neumann. S. 105-118.

Mungen A. (2007) Musiktheater!? Überlegungen zu einem viel gebrauchten Begriff. In: Musiktheater, quo vadis? : Dreißig Jahre Forschungsinstitut für Musiktheater Thurnau an der Universität Bayreuth. Hrsg. von A. Mungen und A. H. Wasmuth. Schliengen : Edition Argus. S. 25-44.

Musiktheater als Herausforderung: interdisziplinäre Facetten von Theater- und Musikwissenschaft (1999). Hrsg. von H.-P. Bayerdörfer. Tübingen : Niemeyer. XII+243 S.

Realistisches Musiktheater: Walter Felsenstein: Geschichte, Erben, Gegenpositionen (2008). Hrsg. von W. Hintze, C. Risi, R. Sollich. Berlin : Theater der Zeit. 244 S.

Seeger H. (2001) Music theatre. In: The World Encyclopedia of Contemporary Theatre : in 6 vols. Vol. 1. Europe. Ed. by P. Nagy, Ph. Rouyer, D. Rubin. New York : Routledge. P. 17-19.

Steiert Th. (2011) Musiktheater: Zwischen Werkkonzept und Forschungsperspektive. In: Mitten im Leben: Musiktheater von der Oper zur Everyday Perfomance. Hrsg. von A. Mungen. Würzburg : Königshausen&Neumann. S. 25-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.