МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР: ОТ СИНТЕЗА К СИНКРЕЗИСУ
Ирина Владиславовна БАЖЕНОВА
соискатель кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства - ГИТИС (РАТИ-ГИТИС), г. Москва, Россия
e-mail: grigorev_tmb@list.ru
В статье раскрываются проблемы перехода от синтеза к синкрезису в современном оперном театре. Эволюция понимания художественного синтеза рассматривается на примере истории оперы. Отмечается, что в музыкальном театре чётко определяется тенденция к взаимопроникновению искусств, характерная для эпохи постмодерна. При этом реализация синтетической природы музыкального театра, включающая органическое взаимодействие искусств, становится возможной лишь при условии, что каждое из этих искусств, выполняя определённую театральную и музыкальную функцию, создаёт целостный художественный образ в зрительском восприятии, то есть становится синкретическим. Задачей автора является анализ значения термина «синтез» применительно к художественному творчеству.
Ключевые слова: музыкальный театр, опера, синтез, синкретизм, жанр, диалог, режиссер.
MUSICAL THEATER: FROM SYNTHESIS TO SYNCRETISM
I. V. Bazhenova, doctoral student of Department of directing and acting of the musical theatre, Faculty of the musical theatre, The Russian University of Theatre Arts (GITIS), Moscow, Russia
e-mail: grigorev_tmb@list.ru
The article reveals the problems of transition from synthesis to syncrease in the modern opera theater. The evolution of the understanding of artistic synthesis is examined on the basis of the history of the opera. It is noted that the Musical Theater clearly defines the tendency for interpenetration of art, characteristic of the postmodern era. Moreover, the realization of the synthetic nature of the musical theater, including the organic interaction of the arts, becomes possible only on the condition that each of these arts, performing a certain theatrical and musical function, creates a holistic artistic image in the audience perception, i.e. Becomes syncretic. The author's task is to analyze the meaning of the term "synthesis" as applied to artistic creation.
Keywords: musical theater, opera, synthesis, syncretism, genre, dialogue, director.
Каноническое определение оперы - основы музыкального театра -в современном мире, на первый взгляд, остаётся таким же, как и во времена её становления - это синтез музыки и драмы. В музыкальной энциклопедии мы можем прочесть, что опера - это «род музыкально-драматического произведения ... В отличие от различных видов драматического театра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в опере она становится основным носителем и движущей силой действия. Для оперы необходим целостный, последовательно развивающийся музы-
кально-драматический замысел [13, с. 20]». Другими словами, для оперы, как вида музыкального искусства, первичными и стержневыми остаются взаимоотношения музыки и драмы, отграничивающие её от других музыкальных форм на протяжении всего исторического существования. Однако уже на ранних этапах становления оперы драма стала отступать на задний план, проигрывая красоте вокального искусства, которая давала особую власть человеческому голосу над слушателем. Вокал, преодоление технических трудностей, виртуозность пения превращали данный тип музицирования в самостоятельно значимый. Драматическая составляющая оперы выражалась в основном в различных типах вокального высказывания. Таким образом, можно сказать, что внутренний синтез, взаимодействие музыки и драмы, долгое время был относительным, условным.
Впоследствии ситуация выправилась и «оперный маятник» сбалансированно колебался между музыкальной и собственно театральной компонентами, не отклоняясь с очевидным перевесом в ту или иную сторону. Но в ХХ веке стремление музыкального театра отойти от привычного, более или менее гармоничного синтеза стало преобладать. Ключевые доминанты художественного поиска сместились в сторону синкретизма, жадно вбирая в себя и адаптируя к целостному миру музыкального спектакля различные формы и жанры. В результате все найденные оперные формы были пересмотрены, стали возможны и переход от мелодии к речитативу (А. Берг, Д. Д. Шостакович), и тяготение к мелодизму «песенной оперы» (советские композиторы, в частности Т. Н. Хренников), и нечто совершенно новое, соответствующее небывалой эпохе («производственные» оперы, джаз-оперы и т.п.), и обращение к новым выразительным средствам музыки и театра, которые находились непосредственно в окружающем мире.
Уже в 1926 году один из наиболее крупных теоретиков музыкального искусства Б. В. Асафьев писал: «Недавняя формула: "Опера - прежде всего произведение музыкальное", со всеми вытекающими отсюда последствиями отжила свой век, и на смену ей пришло иное воззрение: нет оперы вне театра и его требований, ибо театр самостоятельное и властное искусство [2, с. 31]». А вслед за ним польский историк оперы Б. Горович причислил оперный театр к синкретическому искусству: «Опера есть театр. Если на время отказаться от термина "опера", возникшего лишь в XVII веке, и заменить его термином "музыкальный театр" или "лирический театр", то такой театр и следует считать первым, древнейшим театром мира [8, с. 12]».
Таким образом, в музыкальном театре чётко определяется тенденция к взаимопроникновению искусств, характерная для эпохи постмодерна и опровергающая постулат Х. Ортеги-и-Гассета о том, что «... традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму [14, с. 99]».
Эта тенденция с удовольствием демонстрирует сочетания любых форм и традиций, включенных в единый текст культуры. При этом само собой разумеющимся оказывается то, что реализация синтетической природы музыкального театра, включающая органическое взаимодействие искусств, становится возможной лишь при условии, что каждое из этих искусств, выполняя определённую театральную и музыкальную функцию, создаёт целостный художественный образ в зрительском восприятии, то есть становится синкретическим.
Анализ существующей научной литературы вполне уверенно позволяет говорить о том, что к изучению синкретизма и синтеза искусств российские и зарубежные исследователи обращались не единожды. Но, несмотря на серьёзные работы ученых-искусствоведов, некоторые аспекты синтеза и синкрезиса в музыкальном театре ещё ожидают своего глубокого культурологического осмысления.
Под синтезом принято понимать один из способов мышления, заключающийся в сочетании разных феноменов или составляющих одного и того же явления в целом. Понятие «синтез искусств» предполагает формирование нового художественного явления, а именно - появление в искусстве свойств, способных активизировать восприятие человека, таких как многоплановость, многогранность развития идеи, многостороннее эмоционально насыщенное влияние, обращение ко всей полноте и гамме чувств. Он происходит благодаря идейно-мировоззренческому, образному и композиционному единству, общности участия в художественной организации пространства и времени, согласованности масштабов, пропорций и ритма.
Музыковеды, историки и теоретики изобразительного искусства, театроведы много внимания посвятили изучению синтеза искусств. Так, Ю. Я. Герчук в статье «Синтез и функция» (1965) приводит характеристику задач синтеза искусств [см.: 7, с. 11-13]. М. С. Каган в 1972 году представил одну из первых в советских гуманитарных науках монографию, посвященную анализу внутреннего строения мира искусств, - «Морфология искусства» [10]. Сборником «Взаимодействие и синтез искусств» (1978) [5], подготовленным Комиссией комплексного изучения художественного творчества при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР, было положено начало изучению проблем взаимосвязи и синтеза искусств в художественной культуре. В сборнике опубликованы как теоретические материалы общего характера, так и статьи, авторы которых рассматривают различные конкретные аспекты взаимодействия и синтеза искусств, среди которых литература, театр, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, архитектура и некоторые другие виды художественного творчества.
И. Г. Хангельдиева в работе «Взаимодействие и синтез искусств» (1982) проанализировала процессы взаимодействия, взаимовлияния и син-
теза искусств, обусловленные развитием научно-технической революции. Многообразие форм связей и отношений искусств, по мнению автора, способствует более глубокому и цельному отражению современной действительности, что и подтверждается примерами из сферы театра, телевидения, кинематографа и музыки [19]. В монографии В. П. Михалева «Видовая специфика и синтез искусств» (1984) [12] рассматриваются вопросы специфики и синтеза видов искусств с точки зрения целенаправленного воздействия на человека в условиях развитого социализма.
В сборнике «Проблема синтеза в художественной культуре» (1993) [16] редколлегия остановилась на одной чётко ограниченной и достаточно развитой области художественной культуры, с тем чтобы выявить связанные с ней проблемы синтеза (синтез мультипликационного искусства).
В двухтомном исследовании под редакцией В. П. Толстого «Художественные модели мироздания» [20; 21] была поставлена задача на примере обширного исторического материала - от древнейших образцов художественного творчества до современности - изучить, каким образом в мировой культуре складывались художественные модели мироздания. Малоизученным вопросам взаимодействия культур и искусств в XX веке посвящена вторая книга (1999) этого же исследования.
Изучение истории развития синтеза искусств стало предметом внимания и авторов «Популярной художественной энциклопедии» (1986) [15, с. 231-233], где в целом предложено очень подробное описание развития синтеза искусств с древнейших времен до современности. В ней также представлена дифференциация синтеза искусств: пластический и театральный синтез искусств.
Детальное определение синтеза искусств в терминологическом словаре «Аполлон» (1997) предлагает А. М. Кантор, также рассмотревший историю становления и развития синтеза искусств, начиная с древности и заканчивая XX веком. В первом томе трехтомного словаря В. Г. Власова «Стили в искусстве» (1998) [6] предлагается определение общего понятия «синтез». В нём автор делает акцент на том, что это один из способов творческого мышления и законченное произведение искусства всегда синтетично. Характеристику синтеза искусств и его определение в «Современном словаре-справочнике по искусству» (1999) предлагает А. А. Мелик-Пашаев [18, с. 612-613].
Точное и ёмкое определение синтеза искусств даётся в словаре И. Лисаковского «Художественная культура» (2002) [11, с. 161]. Интересно, что этот исследователь в указанном словаре предлагает три типа синтеза искусств: пластический, театральный и киносинтез искусств.
Доктор искусствоведения В. В. Ванслов в работе «Изобразительное искусство и музыка» [3] рассматривает проблемы взаимодействия искусств, их взаимосвязи, взаимовлияния и вытекающие отсюда сложно-
сти в современной художественной практике. В другой книге «Эстетика, искусство, искусствоведение» (1983) [4] В. В. Ванслов исследовал актуальные проблемы эстетики и изобразительного искусства, отдельные аспекты прогресса искусства, сущность реализма и этапы его развития, творческие проблемы советского изобразительного искусства, синтеза искусств, традиций и новаторства.
А. Я. Зись в статье «Теоретические предпосылки синтеза искусств» (1978) раскрывает особенности различных типов художественного синтеза на примерах соединения архитектуры, скульптуры, монументальной живописи, декоративного искусства, а также синтетических искусств - театра, кино, телевидения, эстрады, цирка [9, с. 5-20].
И. А. Азизян в монографии «Диалог искусств Серебряного века» (2001) выявил специфику взаимодействия искусств в культуре России конца XIX - начала XX века. Искусствовед, описывая специфику синтеза, отмечает, что «диалог искусств Серебряного века - это и большой диалог символистской и авангардной культур, это и диалог различных видов искусства внутри своей культуры, их целостных образов, воплощающих смыслы культуры, их иконографии, стилистики, их отражений друг в друге, их сообщения или единения в произведении синтеза искусств [1, с. 20]».
В контексте всех приведенных исследований можно с уверенностью сказать, что в конце ХХ века актуальным становится вопрос о том, где проходит грань между синтезом и синкретизмом в художественной культуре в целом и постановках музыкального театра в частности. А также - каково соотношение традиционных составляющих искусств - театра и музыки -при их объединении в современной художественной культуре ХХ1 века?
В поиске ответов на эти вопросы в первую очередь следует обратиться к самому музыкальному процессу, из которого рождается многожанро-вость, полифоничность музыкального театра ХХ-XXI веков: опера, оперетта, водевиль, рок-опера, ревю и т.д. Б. В. Асафьев, размышляя об этом явлении, писал: «Формы оперы текучи и не уловимы. Если даже композитор обдумает каждую деталь и свяжет все звенья, сценическое воплощение их разорвёт или в лучшем случае к ним только приблизится. И каждое новое возобновление уже шедшей партитуры это её новое перевоплощение. Для музыканта партитура, как она написана, остаётся в неприкосновенности. Для публики же есть только спектакль и захватывающие моменты из него [2, с. 29]». Такая формула выводит на первый план две фигуры, сотрудничество (синтез!!!) которых можно назвать ключевым для музыкального театра современности. Это - дирижёр и режиссёр. Если их синтез способен дать в конечном счёте художественную целостность (синкретическую для зрителя, по крайней мере - на время действия), то в этом случае музыка становится содержательной составляющей зрелища, построенного по нелинейной системе взаимодействия знаков и их
значений. А следовательно, сама роль музыки меняется в соответствии с новыми действенными запросами спектакля.
В последние годы в музыкальном театре происходит поиск синтеза/ синкрезиса через смешение жанров: в начале XXI века «сформировалось целое поколение профессионалов, для которых исполнение новой музыки - не странный эксперимент, на грани фола, а естественная форма музицирования [17]». Именно это явление определяет развитие современной оперы, которая ищёт новые пути воплощения в новых художественных формах, сопряжённых с культурным контекстом, вопреки утверждению многих критиков, которые констатируют «смерть оперы».
Литература
1. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века = Art's Dialog of Silver Century / Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.
2. Асафьев Б. В. Об опере : Избранные статьи. - Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1976. - 336 с.
3. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка : Очерки. - Ленинград : Художник РСФСР, 1977. - 296 с.
4. Ванслов В. В. Эстетика и изобразительное искусство : статьи о произведениях и художниках. - Москва : Памятники исторической мысли, 2007. - 344 с.
5. Взаимодействие и синтез искусств : [сборник] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Комиссия комплексного изучения художественного творчества ; [редкол.: Д. Д. Благой и др.]. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 269 с.
6. Власов В. Г. Стили в искусстве : словарь : архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись скульптура : [в 3 томах]. - Санкт-Петербург : Кольна, 1995-1997. - Т. 1. - 1995. - 672 с.
7. Герчук Ю. Я. Синтез и функция // Декоративное искусство СССР. - 1965. - № 2.
8. Горович Б. Оперный театр / пер. с польского М. Малькова. - Ленинград : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1984. - 224 с.
9. Зись А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств : [сборник] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Комиссия комплексного изучения художественного творчества ; [редкол.: Д. Д. Благой и др.]. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978.
10. Каган М. С. Морфология искусства. Часть 1-3 : Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Ленинград : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.
11. Лисаковский И. Художественная культура: термины, понятия, значения : [словарь-справочник]. - Москва : Изд-во РАГС, 2002. - 238 с.
12. Михалев В. П. Видовая специфика и синтез искусств. - Киев : Наукова думка, 1984. - 100 с.
13. Музыкальная энциклопедия : в 6 томах / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973-1982. - Т. 3. - 1976. - 552 с.
14. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте / пер. с исп. Б. Дубина и А. Матвеева ; предисл. Б. Дубина. - Grundrisse, 2016. - 196 с.
15. Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство : в 2 томах / редкол.: В. М. Полевой (гл. ред.) и др. - Москва : Советская энциклопедия, 1986.
16. Проблемы синтеза в художественной культуре : сборник статей / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры ; редкол.: Б. В. Раушенбах (отв. ред.) и др. - Москва : Наука, 1985. - 286 с.
17. Рахманова А. «Любовь и другие демоны»: кельнская премьера новой оперы [Электронный ресурс] // Deutsche Welle : [веб-сайт]. - Электрон. дан. 10.05.2010. - URL: hüpY/www.dw.com/m/любовь-и-другие-демоны-кельнская-премьера-новой-оперы/а-5559605
18. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев. - Москва : Олимп, 1999. - 816 с.
19. Хангельдиева И. Г. Взаимодействие и синтез искусств. - Москва : Знание, 1982. - 62 с.
20. Художественные модели мироздания : в 2 книгах / под общ. ред. В. П. Толстого. - Москва : НИИ РАХ : Наука, 1997-1999. - Книга 1 : Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. - 1997. - 399 с.
21. Художественные модели мироздания : в 2 книгах / под общ. ред. В. П. Толстого. - Москва : НИИ РАХ : Наука, 1997-1999. - Книга 2 : ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. Кн. 1-2. - 1999. - 366 с.