«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОДЫ» К ПОНИМАНИЮ РАССКАЗА ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ «ТИХАЯ МУЗЫКА ЗА СТЕНОЙ»
Шестых Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
Лицея № 1, РФ, г. Волгоград E-mail: shestyhov@yandex. ru
MUSICAL CODES TO UNDERSTANDING VIKTORIYA TOKAREVA'S STORY "GENTLE MUSIC BEHIND THE WALL"
Olga Shestih
teacher of the Russian Language and Literature,
Vocational School № 1, Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется идейно-художественное своеобразие нового рассказа «Тихая музыка за стеной» (2014) Виктории Токаревой с точки зрения интермедиальности. Рассмотрены используемые автором художественные приемы, основывающиеся на музыкальности. Доказано, что «музыкальный код» является проявлением особого синтетического мышления Токаревой как писателя.
ABSTRACT
In the article the ideological and artistic originality of a new story "Gentle music behind the wall" (2014) written by Victoriya Tokareva is analyzed in terms of intermediary. Artistic devices used by the author are considered based on the musicality. It is proved that "musical code" is a manifestation of a special synthetic Tokareva's thinking as a writer.
Ключевые слова: литературная музыкальность; идея произведения. Keywords: literary musicality; work idea.
Среди многоголосия партий женщин-писательниц в современном литературном «оркестре» мелодия Виктории Токаревой звучит, как «господня дудочка», чисто <...>» [6, с. 3] и неординарно. Её проза отражает «тон» времени,
опираясь на самые сильные средства воздействия на современного читателя — кинематографичность и музыкальность.
Музыка с детства окружала писательницу: в одном из интервью Виктория Самойловна Токарева вспоминает, как в обделенные послевоенные годы мать учила детей играть на фортепиано; специальное образование, полученное в музыкальном училище, сделало «жизнь более стереофоничной» (В. Токарева), писательница поясняет, что «ощущает жизнь на слух».
Именно так воспринимают жизнь и лучшие герои. Персонажи, приобщенные к музыке, пристрастны к классическим музыкальным образам, которые подчеркивают богатство их внутреннего мира. Главную скрипку играет индивидуальность, «та единственная и неповторимая живая душа, которая <...> стоит дороже целого мира» [1, с. 22].
Читателю непросто постичь подлинное «звучание» произведений Токаревой, хотя писательница «высоко оценивает его эмоциональный и интеллектуальный уровень, его способность понять тонкую стилистическую игру» [4, с. 687]. В современном литературоведении под музыкальностью понимается «эффект частичного сходства литературного произведения с музыкой, который возникает в результате того, что некоторые общие для литературы и музыки приемы и структурные принципы в определенных культурно-эстетических ситуациях воспринимаются как музыкальные по преимуществу» [2, с. 595]. В художественном мире прозы Виктории Токаревой особая роль принадлежит музыке, которая не только усиливает звучание основных тем, но и, пронизывая ткань прозы на всех ее уровнях (языковом, образном, сюжетном, композиционном), служит важнейшим средством создания характеров героев. Категория звучания становится для писательницы одной из приоритетных, бытие не мыслится вне акустических понятий, вне музыкальной и общекультурной традиции.
«Рарака» (из рассказа мы узнаем, что так в обиходе именуют морского светлячка) — так интригующе называется одно из ранних произведений Виктории Токаревой. Одаренная студентка музыкального училища Кира —
главная его героиня. Для нее важнее всего исполнительская деятельность, девушка воспринимает мир через музыку, которая «одна для всех. Но люди — разные. Музыка объединяет души в одну» [6, с. 16]. Для автора очень важны эти моменты счастливого единения. Время шло, но героиня не потеряла главного — творческого вдохновения. Талант таких героев облагораживает душу, он вспыхивает в глубине подсознания «золотой точкой», раракой — и разжигает костер, а «незнакомые люди сидят и греются <...>, притихшие и принаряженные, как дети» [7, с. 34].
Героям талантливым, «с искрой», противопоставляется другая, бездарная, категория персонажей-музыкантов. Играют они «обреченно»: вот подруга Киры — Лариска, не может освоить миниатюру «Ночевала тучка золотая»; некоторые пианисты в повестях «заколачивают клавиши, как гвозди, и громко, деревянно считают» [5, с. 89], в них та же заурядность, что и в Котике из чеховского «Ионыча», которая бьет, «пока не вобьет клавишей внутрь рояля» [9, с. 27]. Недаром замечено: многим токаревским персонажам «быть вполне хорошим человеком порой мешает отсутствие «музыкальности» [3, с. 57].
Автор дает понять не только то, что каждому, кто прикасается к музыкальному миру, нужно непременно достичь профессиональных высот, а то, чтобы и у обывателя всегда звучала «музыка души», делая его мир счастливее и добрее.
Токарева остается верной себе и в новых произведениях. В 2014 году был опубликован рассказ «Тихая музыка за стеной». Экспозиция повествования связана с музыкой. О матери главной героини автор упоминает в контексте принадлежности музыке: «...студентка консерватории. Голос — как у ангела. Когда она пела, бабушка плакала. Не могла сдержать слез любви и восторга. Все ждали, что Ариадна тоже будет петь. Но оказалась бесслухая. Гудок» [8]. Ариадна лишена в рассказе того, чем автор до сих пор «награждала» своих героев: таланта исполнять музыку. Интеллигентная семья не может смириться с бездарностью девочки, справедливая бабушка даже вынуждает учительницу по пению не ставить Аде «отлично». Взаимоотношения героини с родными чаще
^ сгеа!ес1 Ьу ^ее уетоп
д РооРгеегег
всего характеризуются через сравнение с музыкой. Любая фальшивая нота в искусстве и в отношениях между людьми улавливается повествовательницей, склонной к бескомпромиссности суждений.
Но музыка все же живет в душе Ариадны: она «любила Большой театр ... и еще ей нравилось обилие музыки: целая яма для оркестрантов и полная сцена голосящих артистов, и все вместе они красиво вопят, прорезают пространство высокими звуками. А публика — нарядная и причесанная, слушают благоговейно». Так музыка воспитывает всякого человека: возвышенного или «маленького», она неизменно воздействует на тех, кто воспринимает мир неглубоко, легко. А таких большинство в современном мире, и Ада «замирала вместе со всем залом. Она была частью зала, частью человеческого сообщества, и это причастие наполняло ее смыслом и гордостью. Пусть у нее нет слуха, но зато есть место в зале». В этом особенность музыки: она готова принять под свои божественные заботливые крылья всякого, кто пожелает быть к ней причастен. Иногда наедине с мелодией человек, даже отчужденный от семьи, не чувствует себя одиноким. По Токаревой, именно музыка учит, что «сочувствие — драгоценная черта, такая же, как со-страдание, со-участие». Способного к такому сочувствию героя мы уже не воспринимаем «маленьким» человеком, ведь музыкой возвышается его душа, а личная жизнь не всегда радует. Можно долго ждать: «любви не вероломной, а такой большой, такой огромной, как в сиянье солнца океан», — серебром заливалась певица из телевизора. Ада замирала. Она тоже ждала любви не вероломной, не той, что ломает веру в человечество, а такой большой, такой огромной, как в сиянье солнца океан. Где она, такая любовь? А нету. Только в песнях». Музыка и песни выполняют компенсаторную роль в произведениях Виктории Токаревой.
Характер главной героини в рассказе раскрывается через упоминание ее музыкальных предпочтений «Она не понимала рок, не воспринимала Шостаковича. Для нее Шостакович — как железом по стеклу. Обожала старинные романсы, совершенно не могла слушать авторскую песню. Безголосые авторы пытаются петь натужными голосами, как будто их душат.
Силу голоса заменяет крик». Да и внешнюю характеристику мужа Ады Токарева дает через культурную ассоциацию: он похож на Раймонда Паулса, поэтому умеет любить, для него «ее дыхание — как музыка».
Современный читатель хорошо понимает, в какое время формировалась личность героини: «Еще не пришло время дисков. Но музыка семидесятых годов — прекрасная: Тухманов, «Песняры», ранняя Пугачева».
Люди этого времени способны чувствовать так, как не умеют те, кто вырос на «рваной» музыке рока. И вновь лирическое настроение в повествовании создается благодаря звуковому фону: «Шофер включил приемник. Оттуда выплеснулся Штраус. Капли дождя тыркались в стекло, но вся сырость и неуют остались за пределами. А в машине — Штраус и комфорт. Просто сказка венского леса». Замечательный фон для настоящей сказки, в сюжете которой зарождение новой любви Ады, серьезных отношений, семьи. Любовь проходит особые этапы развития, и когда утихает жар страстей, «устанавливается ровная душевная погода, как тихая музыка за стеной».
Музыкальный код является проявлением особого синтетического мышления Токаревой, а поиск читателями «музыкальных ключей» - один из способов постижения мира современной русской прозы в целом.
Список литературы:
1. Курдюмов М. Сердце смятенное. О творчестве А.П. Чехова. 1904—1934 // Лит. обозрение. 1994. № 11—12.
2. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энцикл. 1990. — 672 с.
3. Новиков Вл. Честная игра // Лит. обозрение. 1979. № 11.
4. Сотникова Т.А. Токарева / Русские писатели XX-го в.: биографический словарь /Т.А. Сотникова; гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М.: Большая рос. энцикл., 2000.
5. Токарева B.C. Мой мастер / B.C. Токарева. Розовые розы: Повести и рассказы. М.: ACT, 2002.
6. Токарева B.C. Пять фигур на постаменте / B.C. Токарева // Все нормально, все хорошо: Повести и рассказы. М.: ACT, 2005.
7. Токарева B.C. Рарака / B.C. Токарева Летающие качели. Ничего особенного: Повести и рассказы / B.C. Токарева. М.: Сов. писатель, 1987.
8. Токарева В.С. Тихая музыка за стеной [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.Htmir.me/bd/?b=157216 (дата обращения: 23.03.2015).
9. Чехов А.П. Ионыч / А.П. Чехов // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1986. Т. 10.