Научная статья на тему 'Музыкальные аспекты романа Ф. Саган «Смутная улыбка» в категории лейтмотивности'

Музыкальные аспекты романа Ф. Саган «Смутная улыбка» в категории лейтмотивности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные аспекты романа Ф. Саган «Смутная улыбка» в категории лейтмотивности»

психологическую «ауру» мизансцен, их лиропоэтический настрой. Музыкальная и вся звуковая палитра красок обладает у Т.Уильямса социально-философской значимостью в драме «Ночь игуаны» (1962). Ее хронотоп -мексиканский курорт Пуэрто-Баррио летом 1940 года - талантливо воплощается в причудливом переплетении разнородных музыкальных слоев. Это и циничные нацистские марши, распеваемые немецкой семьей Фаренкопф, постоянно напоминающие об европейских трагических военных событиях; и беззаботная джазовая музыка приморского ресторанчика; и печальные звуки губной гармоники «порабощенного аборигена» Педро. В сочетании с экзотическими звуками природы (крики попугаев, шелест пальмовых листьев, стоны привязанной игуаны) вся эта полифония призвана усилить мотив «утраченных иллюзий», переживаемых главными персонажами пьесы - Шенноном и Ханной, передать страдальческое состояние героев-эскейпистов, подготовить трагический финал - смерть старого поэта Джонатана Коффина как символ неизбежности гибели Прекрасного в мире «безобразия и зла». Синтезируя в своем «новом пластическом» театре все искусства, Т.Уильямс как мыслитель, психолог, художник достигает небывалых в американской драматургии середины и второй половины XX в. высот сценического воплощения сложности и дисгармоничности бытия.

В творчестве лидера экспериментального театра США второй половины XX в. - Эдварда Олби и его последователей - Д.Гелбера, А.Копита, К.Брауна, С.Шепарда, Д.Ричардсона, Ж.-К.Италли, Л.Уилсона, Р.Формена, Л.Брюера музыкальность художественного мышления проявляется не столько в звучании музыки как таковой, сколько в развитии повторяющихся мотивов и лейтмотивов, своеобразной ритмичности словесно-смысловой и временной организации драматического материала. Через весь интеллектуальный театр Эдварда Олби, начиная с дебютной пьесы «История в зоопарке» (1958), проходят в разных модификациях лейтмотивы кризиса

«американской мечты», абсурдности

существования меркантильного бездуховного мира, трагического бытия неординарной личности.

Таким образом, музыкальность

художественного мышления драматурга США XX в. свидетельствует об эффективном взаимодействии литературы с другими искусствами, способствует творческому

обновлению и развитию национальной

театральной культуры, позволяет решать эстетические задачи гуманизации современного социума.

Список литературы

Американские театральные миниатюры. Л.; М., 1961.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры. М., 1965.

Лосев А.Ф. Культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991.

Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. М., 1978. Т. 10.

Писатели США о литературе: в 2 т. М., 1982. Т. 2.

Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.

Уильямс Т. Пьесы. М., 1999.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.

Е.П. Яковенко (Иваново)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РОМАНА Ф.САГАН «СМУТНАЯ УЛЫБКА»

В КАТЕГОРИИ ЛЕЙТМОТИВНОСТИ

Творчество Франсуазы Саган - французской писательницы второй половины XX в. в жанре психологического романа отличается особым свойством. В нем примечательное место занимает музыка, ощущается влияние

музыкального искусства - присутствуют художественные средства, характерные для музыки, что неповторимым образом

раскрывается через категорию лейтмотивности.

Термин лейтмотив в настоящее время широко используется в различных областях науки и искусства. Происхождение этого понятия, как известно, связано, прежде всего, с музыкальным миром. Музыкальное

определение этого термина заимствуют литературоведы, трансформируя его в

литературоведческую категорию. Возможно, это связано с генетическим родством

литературы и музыки, с изначальным синкретизмом искусства, с

интермедиальностью. Важную роль в развитии интермедиальности, как термина,

обозначающего взаимодействие искусств, сыграла монография 1948 г. Кельвина С.Брауна «Музыка и литература», где автор рассматривает общие (структурные и жанровые) элементы двух искусств, с тем, чтобы обнаружить музыкальный слой в литературе (Brown 1963). Примерно в то же

О Е.П. Яковенко, 2010

время была написана знаменитая «Философия новой музыки» Теодора В.Адорно, где автор проводит параллели между музыкой, философией, живописью и литературой, в частности, анализируя музыкальное творчество Стравинского, он пишет о таких приемах как ирония, романтический язык, которые использует композитор (См: Адорно 2001: 317-327).

В статье «О применении музыковедческих терминов при анализе немузыкальных текстов» Н.Н.Брагина находит множество общих моментов музыкального и литературного текстов: наличие формы, содержания, развития произведения, общность терминов, в частности понятие лейтмотива. Так автор статьи считает возможным проанализировать литературный художественной текст, используя музыкальные термины и методы музыкального анализа (См: Брагина 2009: 263).

Подобные теоретические разработки осуществляются и на практике - Е.А.Сакулина, исследует художественный мир Г.Тракля, используя принцип музыкальности, и находит в его творчестве использование музыкальных понятий, таких как: полифоническая природа, лейтмотивность, диссонантность, контрапункт и звукосимволизм (См: Сакулина 2009: 3).

Взаимосвязь музыки и литературы представляется возможным проследить на примере термина лейтмотив, его реализации в романе Ф.Саган «Смутная улыбка» с учетом его музыкального происхождения.

«Термин “лейтмотив” (Leitmotiv - ведущий мотив) был предложен немецким музыковедом Г. Вольцогеном (Wollzogen, Hans) для характеристики тетралогии немецкого композитора Р.Вагнера «Кольцо Нибелунга»... Лейтмотив применялся Вагнером как важный структурообразующий принцип в технике создания своих музыкально-эпических драм» (Сакулина 2009: 17).

При переносе понятия «лейтмотив» из музыки в сферу литературы выявляется суть лейтмотива - обладание структурирующими и ритмизирующими функциями, подобно лейтмотивному тону в музыке, в виде определенного значения слова, появляющегося на различных уровнях текста, часто в виде легких намеков, но всегда эксплицированных в текст.

В ходе анализа трудов многих ученых, исследователем Зыховской H.J1. были установлены границы термина «лейтмотив» в литературе - «это повторяющийся элемент поэтики произведения, отличающийся смысловой значимостью» (Зыховская 2000: 6).

Таким образом, при анализе романа Ф.Саган «Смутная улыбка» с помощью проблемы лейтмотивности необходимо учитывать не только музыкальное происхождение этого термина, но и само определение термина лейтмотив в сфере музыки: его музыкальные особенности, возможности их проявления на всех уровнях текста. То есть рассматривать лейтмотив не как узкоспециализированный термин, а как широкое явление, включающее в себя множество характеристик, как явление интермедиальное.

Сама Саган пишет: «В работе некоторых писателей, как мне кажется, порой наступает момент, когда некая фраза, некий термин придает вдруг музыкальную тональность и смысл истории, изложенной в книге. Во всяком случае, каждый мой сюжет в той или иной степени связан с таким мгновением» (Саган 2007: 9).

Значительное место в романах Франсуазы Саган занимает лейтмотив ennui. Присутствуя в романе «Здравствуй грусть», этот мотив пронизывает все творчество писательницы, особым образом воплощаясь в романе «Смутная улыбка», в частности в образе главных героев романа. Скука становится не просто чувством, которое персонажи Люк и Доминика испытывают время от времени, но некой перманентной силой, не отпускающей их, сопровождающей повсюду, чертой их характера.

В первом абзаце романа первичный образ главной героини представлен в следующей фразе: Je m'ennuyais un peu, modestement; je me promenais de la machine à disques à la fenêtre... Je me souviens qu'à un moment, m'étant appuyée à la machine, j'avais regardé le disque se lever, lentement, pour aller se poser de biais contre le saphir, presque tendrement, comme une joue (CS: 5). Лейтмотив ennui отчетливо просматривается в этой фразе в сочетании с романтически представленным образом объекта банальнобытовой сферы, проигрывателя, который писательница описывается в деталях, в то время как подобные подробности совсем не характерны для ее лаконичного стиля; механические движения машины Саган называет нежными и вводит метафору comme une joue. Несмотря на то, что материальный предмет «проигрыватель» лишь косвенно относится к музыке, для героини Саган он важен, это атрибут музыкального мира, доступный способ услышать музыку. Героиня ставит мелодию песни «покинутый и любимый»: Le piano avait esquissé le thème de Lone and sweet; une clarinette le relayait, dont je

connaissais chaque soufflé (CS: 5). Обратим внимание на ритм этой фразы на всех уровнях текста. Плавной мелодии «Покинутого и любимого» соответствует спокойный синтаксис: повествовательное

сложносочиненное предложение, правильное по своей грамматической форме (с обязательным набором главных и второстепенных членов предложения) и красивое фонетическое звучание,

обусловленное повторением сонорного

согласного «/», который придает фразе необычайную мягкость.

Название песни, музыкальные

инструменты, используемые в описании, употребление существительного souffle, говоря о звуках - эти музыкальные элементы становятся фоном для описания отношений Доминики и ее молодого человека Бертрана, для героини это всего лишь песня, соответствующая ее настроению, для Бертрана - это песня, которую они в первый раз услышали вместе. Осознавая эту разницу, Доминика понимает, что не любит Бертрана, что они совсем разные, что она одинока: «Il ne m'est rien, pensai-je soudain, il m'ennuie, je suis indifférente à tout, je ne suis rien, rien, parfaitement rien » (CS: 6).

Ситуация меняется, когда речь идет о Доминике и Люке, человеке, которого она любит. Когда он предлагает найти общую песню, чтобы можно было вспомнить об их романе в старости, Доминике становится больно, она понимает, что Люк не любит ее, что он, в отличие от нее, объективно смотрит на ситуацию, и заранее знает, что их связь закончится. Non, fis-je avec lassitude. Mais c'est un peu drôle de se dire que, dans un an ou deux, une semaine entière de votre vie, une semaine vivante, avec un monsieur, ne sera plus qu'un disque. Surtout si le monsieur le sait déjà et le proclame.» (CS: 72)

Роман заканчивается знаменитым анданте Моцарта, под мелодию которого Доминика понимает, что страдания и тоска по любимому отошли на второй план, боль утихла: C'était un

bel andante de Mozart, évoquant comme toujours l'aube, la mort, un certain sourire. Je restai à l'écouter un long moment, immobile dans mon lit. J'étais assez heureuse (CS: 115). Эта фраза объясняет выбор заголовка романа. Анданте Моцарта означает для героини рассвет, смерть и смутную улыбку. Лишь музыка, смена нот, высокое художественное произведение может вызывать в человеке подобные противоречивые ассоциации, где нота сменяет другую, ведя за собою и смену образов. Кроме того, само понятие анданте, означающее в музыке умеренный темп, соответствующий

спокойному шагу, гармонирует с жизнью героини, с вернувшимися к ней спокойствию и скукой. Я женщина, любившая мужчину -провозглашает Доминика, не из-за чего тут меняться в лице.

Таким образом, понимание музыкальной природы понятия лейтмотива, дает возможность наиболее полно раскрыть реализацию лейтмотива ennui в романе Ф.Саган «Смутная улыбка», где музыкальный фон, атрибуты музыкального мира являются средством раскрытия образа персонажей, передачи их настроения, их внутреннего мира.

Список литературы

Адорно Т.В. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001.С.317-327.

Брагина Н.Н. О применении музыковедческих терминов // Вестн. НГУ им. Н.И. Лобачевского. Филология.

Искусствоведение 2009. №3. С. 268-273.

Зыхоеская Н.Л. Словесные лейтмотивы в творчестве Достоевского: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000.

Саган Ф. Страницы моей жизни, М.: ЭКСМО, 2007. С. 9.

Сакулина Е.А. Художественный мир Г. Тракля. Принцип музыкальности: Автореф.

дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2009.

Brown C.S. Music and Literature: A

Comparison of the Arts. Athens (Georgia), 1963.

Sagan F. Un certain sourire. Moscou, 2004. -(CS)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.