Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание во внешкольной работе в русском зарубежье первой половины ХХ века'

Музыкальное воспитание во внешкольной работе в русском зарубежье первой половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игнатович И. В.

В статье рассматриваются основные направления музыкального воспитания как фактора национального самосохранения в русском зарубежье «первой волны» в деятельности внешкольных организаций, учреждений и объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание во внешкольной работе в русском зарубежье первой половины ХХ века»

УДК 37 (091)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

© 2011 И. В. Игнатович

старший преподаватель каф. хорового дирижирования и вокала e-mail: ignatovich-ira@,mail. ru

Воронежский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются основные направления музыкального воспитания как фактора национального самосохранения в русском зарубежье «первой волны» в деятельности внешкольных организаций, учреждений и объединений.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, русская эмиграция, национальное образование, внешкольные учреждения.

В 1920-е годы за пределами России оказалось более миллиона изгнанников. По различным оценкам, в эмиграции было от 15 до 30 тысяч детей и подростков, проблемы которых сразу же привлекли внимание различных благотворительных организаций, как русских (Земско-городской комитет), так и иностранных (Красный Крест и др.) В первую очередь, эти организации предоставляли детям медицинскую помощь, обеспечивали их пищей и одеждой. Однако представители общественнопедагогического движения (В. В. Зеньковский, А. В. Жекулина, С. В. Панина, С. И. Гессен и мн. др.) первейшей задачей считали восстановление нормального физического и психического состояния детей-беженцев через введение их в круг традиционной русской культуры, подготовку их к созидательной деятельности в будущей, освобожденной от большевиков России [Бюллетень Организационного Комитета по созыву деятелей средней и низшей русской школы за границей 1923: 18].

Старшему поколению эмигрантов потребовались большая изобретательность и такт, чтобы найти такие формы образования, которые позволили бы новым поколениям, не знавшим Россию, сохранить к ней любовь и духовную привязанность. Совместными усилиями учителей и русских общественных организаций к началу 1924 г. в русском зарубежье было открыто, по разным сведениям, от 75 (34 низших и 41 средних) [Бем: 168 ] до 118 (29 дошкольных, 52 низших и 37 средних) школ [Руднев 1929: 9].

Обучение проходило по программам дореволюционных школ России с учетом требований, предъявляемых приютившими эмигрантов странами, постепенно в учебный план были включены предметы «Россики» (география, Закон Божий, история и литература России, пение,), то есть те, которые несли в себе непосредственный заряд русской культуры и образованности, и весь учебно-воспитательный процесс был «пронизан духом России» [Светозаров: 40].

Эмигранты отмечали огромную роль русской музыки в деле национального воспитания подрастающего поколения. Считая ее не только частью национальной культуры, но и могучим фактором национального воспитания, музыкальная комиссия, созданная при Педагогическом бюро, предложила ввести музыкальное воспитание во все эмигрантские школы, взяв за основу программу С. П. Орлова. Целью музыкального воспитания было не только «пробуждение любви и интереса к музыкальному искусству вообще, но и умение распознавать и формулировать черты русской музыки, улавливать

«русскость» русской музыки» [Русская школа за рубежом 1995: 126]. В основу занятий легла русская национальная музыка и особенно русская народная песня.

Национальные воспитательные задачи решались не только через школу, но и через сложившуюся сеть учреждений и организаций внешкольного воспитания: воскресно-четверговые школы, дополнительные курсы, клубы, кружки, спортивные организации (скаутизм, сокольство и др.), библиотеки, а также через культурнопросветительскую работу: празднования юбилеев и знаменательных дат (Пушкинский праздник, день Русского ребенка и др.), русских народных праздников (Пасха, Троица и др.). Музыкальное искусство являлось обязательным компонентом внешкольной работы с учениками. Эмигранты отмечали огромную роль русской музыки в деле национального воспитания подрастающего поколения, считая ее не только частью национальной культуры, но и могучим фактором национального воспитания. В учебных заведениях русского зарубежья были распространены самодеятельные коллективы: русские народные и камерные оркестры, народные и академические хоровые коллективы. В школах и гимназиях работали музыкальные кружки, велась активная внеклассная работа.

В российском зарубежье стали создаваться воскресно-четверговые школы, которые компенсировали недостаток русских учебно-воспитательных учреждений. Они существовали на местные сборы и ассигнования благотворительных организаций. Цель воскресных школ состояла в том, чтобы дать детям религиозное и национальное воспитание и образование через изучение русских национальных предметов, слушание и пение русской духовной музыки.

Огромную роль в сохранении национального облика русской молодежи и развитии национальной культуры сыграли русские детские и юношеские организации. Несмотря на многообразие задач, решаемых ими, в частности развитие физических, интеллектуальных способностей, особое внимание уделялось национальнопросветительной работе с подростками (знакомство с историей и географией России, религиозно-нравственные беседы, участие в богослужениях и церковных хорах, создание музыкально-творческих коллективов). Наибольшее распространение в российском зарубежье получили организации скаутов, юношеский и детский отделы Русского студенческого христианского движения (РСХД), «Витязи» и «Соколы», целью которых была подготовка «крепких телом и душой, сильных волей, готовых отдать все свои силы предстоящему служению нашей страждущей родине» [ГАРФ. Фонд 5767 ]. Например, скауты каждый год устраивали летние лагеря с национальной программой и преподаванием Закона Божьего, через которые прошли несколько тысяч русских детей [Ковалевский 1971: 67 ]. Обязательной частью лагерной жизни детей и подростков было исполнение русских песен.

Значительное место в музыкальном воспитании детей в эмиграции занимали культурные вечера. Например, в 1924 году в Печорах (Эстония) прошел День русского просвещения, который положил начало ежегодному празднованию Дня русской культуры, приуроченного ко дню рождения А. С. Пушкина. Также проводились: День русского национального сознания, День русского ребенка, Татьянин день, рождественская елка. Все эти праздники проходили с литературно-музыкальной программой, при участии солистов, хора, ансамбля или оркестра.

Неотъемлемой частью внешкольного образования российского зарубежья являлись «Русские Дома», которые продолжили традиции дореволюционных русских «народных домов» и собрали под своей крышей множество учреждений: библиотеки-читальни, юношеские и молодежные организации, народные театры и так далее. Основная задача «Русских Домов» - национальное просветительство, в них регулярно читались лекции о России, устраивались литературные вечера, проводились беседы на

Игнатович И. В. Музыкальное воспитание во внешкольной работе в русском зарубежье первой половины ХХ века

религиозные темы, как для взрослых, так и для детей. Здесь нередко проходили концерты русской музыки, работали музыкальные кружки и коллективы.

Важным фактором музыкального воспитания в эмиграции стало создание культурно-музыкальной среды на основе русского музыкального искусства. В эмиграции оказалась значительная группа музыкальных деятелей - композиторов, музыкантов, певцов, организаторов хоров, мастеров балетного искусства: балетная труппа во главе с С. Дягилевым, И. Стравинский, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Н. Черепнин, Н. Метнер, А. Гречанинов, А. Глазунов, С. Лифарь, Д. Баланчин, С. Кусевицкий, Н. Балиев, Ф. Шаляпин и многие другие. Благодаря их творческой активности в Париже, Праге, Берлине, Харбине имела место яркая музыкальная жизнь. Многие из них считали, что выполняют священную миссию сохранения национальных традиций русской культуры и передачи их молодому поколению. «Наша задача -убеждать Европу в том, что мы говорим здесь не столько о музыке русской, сколько об основных этапах развития музыки в России, о ее значении для мировой музыкальной культуры», - писала газета «Последние новости» в 1922 г. [Купцова 1998: 172].

Интернациональный характер искусства, в первую очередь, музыки способствовал сближению эмиграции с местными деятелями культуры, понимавшими роль музыки, балета в организации просветительской деятельности среди населения. Поэтому они содействовали организации концертной деятельности, созданию театров, хоровых коллективов. И естественным следствием стало развитие русского музыкального образования, охватывавшего и местную молодежь.

Важное место среди российской эмиграции занимали музыкальные учебные заведения, ставшие одновременно и центрами русской музыкальной культуры. В эмиграции начали создаваться музыкальные школы, давались частные уроки по музыке. Среди них были особенно известны школа пения М. В. Осиповой-Закржевской в Харбине (1920), Джульярдская музыкальная школа И. А. Левина в Нью-Йорке (1924). В 1920 г. также открывается первая Харбинская частная музыкальная школа. Ее организаторами стали скрипач В. Д. Трахтенберг и пианистка В. Л. Гершгорина, выпускница Парижской консерватории и Римского музыкального педагогического института. В 1924 г. группой профессоров российских консерваторий -В. И. Диллоном, У. М. Гольдштейном, С. М. Шпильманом, представлявшим собой одновременно фортепианное трио, была создана Высшая музыкальная школа им. А. К. Глазунова, просуществовавшая до 1934 г.

В стремлении ощутить себя хотя бы малой частью, но русского народа помогала любовь к хоровому пению, так как именно оно является одной из самых любимых форм выражения своих эмоциональных переживаний. Г. Гребенщиков писал: «Никогда еще русская песня не служила такую службу русскому народу, как служит она теперь. Она единственная, всем доступная, и всем приемлемая, ходатайница и печальница народная во всех его тяготах, в нужде, в неволе, на чужбине, в унижении и в славе, в заточении и в разгуле вольности» [Гребенщиков 1928: 15]. К тому же хоровое коллективное пение - это возможность не только выразить свои эмоции, но и приобщиться к коллективу единомышленников. Хоровой коллектив помогал пережить чувство одиночества эмигранта и приобщал подрастающее поколение к огромному пласту русской культуры.

Именно стремление отвести душу за пением родных песен способствовало созданию в 20-х гг. многочисленных хоровых коллективов за рубежом. Выдающийся мыслитель российского зарубежья И. А. Ильин считал, что наряду с другими действенными средствами национального воспитания (русский язык, сказка, Жития святых, история, молитва и пр.), русская песня, которую дитя слышит еще с колыбели, помогает усвоить русский строй чувств. А хоровое пение, которое распространено у

русских, «национализирует и организует жизнь» [Ильин 1993: 200]. На январь 1928 года в эмиграции насчитывалось 49 русских хоров. Загубленное в России церковное певческое движение начало возрождаться за рубежом. Наиболее известны: Хор донских казаков С. А. Жарова, Мужской квартет Н. Н. Кедрова, Митрополичий хор под управлением Н. Афонского, Общестуденческий русский хор им. А. А. Архангельского. Хоровые коллективы были непременными участниками всех торжественных событий и праздников.

Таким образом, в русском зарубежье первой половины ХХ века музыкальное воспитание являлось неотъемлемой составляющей внешкольного образования, влияло на сохранение национальной культуры, приучало детей любить все родное - русское и предотвращало процесс денационализации русской молодежи.

Библиографический список

Бем А. Из жизни русской эмиграции // Свободная Россия. Berlin. № 3. С. 168173.

Бюллетень Организационного Комитета по созыву деятелей средней и низшей русской школы за границей. Прага, 1923.

ГАРФ. Ф. 5767.0.1. Д.52. Л.32

Гребенщиков Г. Русская песня // Русский хоровой вестник. Прага, 1928. № 2.

Ильин И. А. Путь к очевидности. . М.: Республика, 1993.

Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа Русского Зарубежья за полвека (1920-1970).-Париж: Libr. des eing continents, 1971. 347 с.

Купцова И. В. Художественная жизнь «Русского Парижа» на страницах газеты «Последние новости» 1920-1922 гг. // Российское зарубежье: история и современность. М., 1998.

Руднев В. Судьбы эмигрантской школы // РШЗР. Прага, 1929. Кн. 33. С. 273-291.

Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20-х годов: сб. док-тов. М.: ИНПО, 1995.

Светозаров В. Русская гимназия в Моравской Тржебове, 1920-1930: юбил. ист. очерк. Б.м., [19..]. 40 с.; 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.