Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ПОГРЕБЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНОВ'

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ПОГРЕБЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военный оркестр / похороны / похоронный марш / церковный гимн / военные музыканты / military band / funeral / funeral march / Church hymn / military musicians

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клейн Эдуард Григорьевич

В настоящей статье на исторических примерах Костромской митрополии кратко рассказывается о роли военной музыки в православных похоронах военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND MUSIC AT THE BURIAL OF ORTHODOX SOLDIERS

This article briefly describes the role of military music in the Orthodox funerals of servicemen using historical examples of the Kostroma Metropolia

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ПОГРЕБЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНОВ»

Ипатьевский вестник. 2022. №3 (19). С. 150-155 Ipatievsky vestnik. 2022. №. 3 (19). Р. 150-155

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Научная статья

УДК 78.07 + 281.93(2Рос-4Кос)

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-3-150-155

Музыкальное

сопровождение на погребении православных воинов

Клейн Эдуард Григорьевич,

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, Кострома, Россия, e.kleyn71@list.ru

Аннотация. В настоящей статье на исторических примерах Костромской митрополии кратко рассказывается о роли военной музыки в православных похоронах военнослужащих.

Ключевые слова: военный оркестр, похороны, похоронный марш, церковный гимн, военные музыканты

Для цитирования: Клейн Э. Г. Музыкальное сопровождение на погребении православных воинов // Ипатьевский вестник. 2022. № 3. С. 150-155. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-3-150-155

CHURCH AND TIME

Scientific article

Background music at the burial of Orthodox soldiers

Klein Eduard Grigorievich, Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S. K. Timoshenko, Kostroma, Russia, e.kleyn71@list.ru

© Клейн Э. Г., 2022.

Эдуард Григорьевич Клейн, Военный дирижер Военной академии радиационной,химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат культурологии, доцент. Заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист Костромской области /

Eduard Grigorievich Klein Military conductor of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, PhD in Culturology, Associate Professor, Honored Worker of the Russian Federation, Honored Artist of the Kostroma Region

Abstract. This article briefly describes the role of military music in the Orthodox funerals of servicemen using historical examples of the Kostroma Metropolia.

Keywords: military band, funeral, funeral march, Church hymn, military musicians For citation: Klein E. G. Background music at the burial of Orthodox soldiers // Ipa-tievsky vestnik. 2022. № . 3. Р. 150-155 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-3-150-155

В ПРАВОСЛАВНЫХ похоронах военнослужащих одно из важнейших мест занимает военная музыка. Она органично вписывается в традиции Русской Православной Церкви и придает обряду погребения торжественность.

Первое обнаруженное автором упоминание о торжественно-траурном мероприятии с участием военного оркестра в Костромской губернии относится к 1856 году. Описывая похороны начальника Костромского государственного подвижного ополчения Федора Ивановича Васькова, состоявшиеся 18 января 1856 года (все даты даются по старому стилю) на кладбище Костромского первоклассного Ипатьевского монастыря, один из участников церемонии отмечал: «Погребение было совершено со всеми воинскими почестями. Когда понесли тело к могиле, музыканты здешнего гарнизона заиграли похоронный марш (marche lugubre), а когда оно совсем было опущено в могилу, то за стенами монастыря была произведена троекратная стрельба из ружей»1.

В период 1914-1917 гг. костромская печать достаточно часто описывала погребения военнослужащих, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в костромских госпиталях. Так, 8 ноября 1914 года костромичи провожали в последний путь раненого в боях рядового Зимина, умершего в госпитале Красного креста от заражения крови. Газета «Поволжский вестник» сообщала читателям:

«На панихиде в часовне Красного креста и на выносе тела присутствовал г. губернатор с супругой, а также врачебный персонал, сестры милосердия и другие.

На гроб были возложены венки от раненых и от сестер милосердия.

Погребальную процессию до церкви Ильи Пророка на Русиной улице, а затем до Лазаревского кладбища сопровождал взвод солдат и военный оркестр, игравший похоронный марш и "Коль славен"»2.

Мы видим, что, наряду с церковным гимном Д. С. Бортнянского «Коль славен наш господь в Сионе», здесь звучали и различные похоронные марши. Для полноты картины приведем еще один исторический пример из периодической печати времен Первой мировой войны. 9 февраля 1915 года в Сергиевской церкви г. Костромы проходило отпевание капитана 172-го пехотного полка Павла Николаевича Полянского. Его тело было привезено из 3-го Подвижного Кауфмановского лазарета (Петроград). Газета сообщала, что после отпевания «прах покойного был установлен на катафалке и в сопровождении оркестра музыки и роты солдат печальное шествие направилось на Лазаревское кладбище»3.

1 Костромские губернские ведомости. 1856. № 4.

2 Похороны рядового Зимина // Поволжский вестник. 1914. 9 ноября.

3 Поволжский вестник. 1915. 10 февраля.

Оркестр 202-го пехотного запасного полка. Кострома, 1916 г.

Из фондов Костромского государственного и художественного музея-заповедника

В этот исторический отрезок времени музыкальное обеспечение похорон военнослужащих в Костромском гарнизоне чаще всего обеспечивали военные оркестры 88-го и 202-го пехотных запасных полков.

Вот как в 1916 году передал атмосферу печального ритуала в стихотворении «Похороны» галичский поэт-самоучка, участник Первой мировой войны Алексей Николаевич Соловьев-Нелюдим (1888-1931):

«По грязной холмистой дороге В гробу офицера везут За гробом угрюмы и строги В порядке солдаты идут. На плечах их медные трубы Уныло и стройно гудят, От холода синие губы В те трубы сердито трубят...

Гудят похоронные звуки, Их ветер разносит в полях, Озябли солдатские руки И ноги в худых сапогах. О ком же те звуки рыдали, О том ли, кто мертв и в гробу? Иль тех, что его провожали, Свою проклиная судьбу?.»1

Надо отметить, что церковный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», в обязательном порядки звучавший в исполнении оркестров, был написан композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским (1751-1825) в конце XVIII - начале XIX вв. Он был ориентирован на гимны допетровской России, когда богослужебные мотивы заменяли официальный государственный гимн. Прекрасные стихи Михаила Матвеевича Хераскова, на которые написана му-

1 Соловьев-Нелюдим А. Н. Похороны // Северная правда. 1986. 12 ноября.

зыка церковного гимна, поражают своей умилительной нежностью, возвышенным смирением и внутренним покоем1.

После революционных событий 1917 года военная траурная музыка стала звучать не только на похоронах военнослужащих. С оркестрами проходили похороны революционеров, партийных и государственных деятелей, а также погибших в годы гражданской войны. Несколько позже оркестры стали сопровождать уже большинство похорон, проходивших в Советском Союзе. Были созданы духовые оркестры при похоронных бюро, качество исполнения репертуара которых оставляло желать лучшего. В Костроме таким оркестром в 1970-е-1980-е гг. руководил выпускник Костромского музыкального училища Н. П. Комаров. Заказов на оркестры было так много, что похоронное бюро Костромы содержало и второй, меньший по составу нештатный оркестр. Среди его музыкантов был тубист, будущий диакон церкви Спаса на Запрудне Дмитрий Ильин (1962-2006). В городах и районах Костромской области также спрос на участие духовых оркестров в похоронах был велик.

Безусловно, в этот период отечественной истории церковный гимн «Коль славен» перестал исполняться... Вместе с тем, многих православных христиан в последний путь провожали с траурной музыкой композиторов Ф. Шопена, Л. Бетховена, В. Удалова, а также маршами неизвестных композиторов в обработке К. Гарбаря, М. Вахутинского и др.

10 ноября 2007 года Указом Президента РФ были утверждены новые общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. В этом документе было прописано о порядке исполнения церковного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» во время похорон военнослужащих. Справедливости ради надо отметить, что в Костроме музыка Бортнянского в исполнении военных музыкантов зазвучала раньше, до утверждения новых уставов. Так, 16 мая 2007 года церковный гимн исполнялся военным оркестром Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко под управлением автора этих строк. Знаменитое духовное музыкальное произведение прозвучало на территории Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря во время торжественной церемонии открытия церковного историко-археологического музея Костромской епархии. Здесь присутствовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), министр культуры РФ А. С. Соколов, заместитель председателя Государственной Думы РФ С. Н. Бабурин, губернатор Костромской области В. А. Шершунов2.

В настоящее время церковный гимн Бортнянского — одно из самых востребованных произведений служебно-строевого репертуара военных оркестров Костромского гарнизона. Только в 2022 году в исполнении оркестра Военной академии радиационной, химической и биологической защиты «Коль славен» неоднократно исполнялся в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, а также во дворах костромских храмов: святителя Иоанна Златоуста; Алексия,

1 Грачев В. Н. Гимны России. Хрестоматия. М., 2003. С. 21.

2 Клейн Э. Г. Военная музыка в современной церковной жизни Костромы // Ипатьевский вестник. 2021. № 2 (14). С. 98-102.

Оркестр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Кострома, 2022 г.

Оркестр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты во дворе Спасо-Преображенского собора. Фото А. В. Грехова. Поселок Судиславль, 2022 г.

Оркестр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты во дворе церкви Иоанна Златоуста. Фото А. В. Грехова. Кострома, 2022 г.

Человека Божия; Пророка Божия Илии на Городище; святого великомученика Георгия Победоносца; святых мучеников Александра и Антонины Римских. Звучал оркестр и во дворе Спасо-Преображенского собора Судиславля.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Грачев В. Н. Гимны России. Хрестоматия. М., 2003. — 132 с.

2. Клейн Э. Г. Военная музыка в современной церковной жизни Костромы // Ипатьевский вестник. 2021. № 2 (14). С. 98-102.

3. Клейн Э. Г. Из истории военных оркестров Костромского края. Кострома, ДиАр, 2010. — 208 с.

4. Клейн Э. Г. «Нашей юности оркестр.». Из истории духового оркестра Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. Монография. Кострома: Издательство «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, 2020. — 224 с.

5. Костромские губернские ведомости. 1856. № 4.

6. Поволжский вестник. 1915. 10 февраля.

7. Похороны рядового Зимина // Поволжский вестник. 1914. 9 ноября.

8. Соловьев-Нелюдим А. Н. Похороны // Северная правда. 1986. 12 ноября.

REFERENCES

1. Grachev V. N. Gimny Rossii. Khrestomatiya. M., 2003. — 132 s. (In Russian).

2. Kleyn E. G. Voyennaya muzyka v sovremennoy tserkovnoy zhizni Kostromy // Ipat'yevskiy vestnik. 2021. № 2 (14). S. 98-102. (In Russian).

3. Kleyn E. G. Iz istorii voyennykh orkestrov Kostromskogo kraya. Kostroma, DiAr, 2010. — 208 s. (In Russian).

4. Kleyn E.G. «Nashey yunosti orkestr...». Iz istorii dukhovogo orkestra Voyennoy akademii radiatsionnoy, khimicheskoy i biologicheskoy zashchity. Monografiya. Kostroma: Izdatel'stvo «Voyennaya akademiya radiatsionnoy, khimicheskoy i biologicheskoy zashchity imeni Marshala Sovetskogo Soyuza S. K. Timoshenko, 2020. — 224 s. (In Russian).

5. Kostromskiye gubernskiye vedomosti. 1856. № 4. (In Russian).

6. Povolzhskiy vestnik. 1915. 10 fevralya. (In Russian).

7. Pokhorony ryadovogo Zimina // Povolzhskiy vestnik. 1914. 9 noyabrya. (In Russian).

8. Solov'yev-Nelyudim A. N. Pokhorony // Severnaya pravda. 1986. 12 noy-abrya. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 28.05.2022; одобрена после рецензирования: 27.06.2022; принята к публикации 12.07.2022.

The article was submitted 28.05.2022; approved after reviewing: 27.06.2022; accepted for publication 12.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.