Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЙ ПРИХОД В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ СТУДЕНСКОГО'

СЕЛЬСКИЙ ПРИХОД В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ СТУДЕНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протоиерей Георгий Студенский / Костромская область / село Пищи / Воскресенский храм / Archpriest George Studentsky / village of Fud / Resurrection Church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клейн Эдуард Григорьевич

В статье кратко рассказывается о биографии протоиерея Георгия Студенского и жизни прихода Воскресенского храма села Пищи 1975–1990 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Клейн Эдуард Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL PARISH IN SOVIET TIMES: FROM THE MEMOIRS OF ARCHPRIEST GEORGE STUDENSKY

The article briefly describes the biography of Archpriest George Studentsky and the life of the parish of the Resurrection Church of the village of Fud in 1975–1990

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЙ ПРИХОД В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ СТУДЕНСКОГО»

УДК 281. 93 (09)

БОТ: 10.24412/2309-5164-2021-4-77-85

Клейн Эдуард Григорьевич,

Военный дирижер Военной академии радиационной, химической

и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, кандидат культурологии, доцент. Заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист Костромской области

e.mail: e.kleyn71@list.ru

СЕЛЬСКИЙ ПРИХОД В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ СТУДЕНСКОГО

В статье кратко рассказывается о биографии протоиерея Георгия Сту-денского и жизни прихода Воскресенского храма села Пищи 1975-1990 гг. Ключевые слова: протоиерей Георгий Студенский, Костромская область, село Пищи, Воскресенский храм.

Цитирование: Клейн Э. Г. Сельский приход в советское время. Из воспоминаний протоиерея Георгия Студенского // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4 — С. 77-85.

В 2012 году вышла в свет монография исследователя С. Н. Торопова «История православных приходов Мантуровского края»1. В этом фундаментальном научном труде подробно раскрыта история храмов, расположенных в пределах нынешнего Мантуровского района. Вместе с тем, так называемый «поздний советский период» истории ряда православных церквей района автором не был освящен в полном объеме.

В августе 2021 года исполнилось 70 лет одному из старейших клириков Костромской митрополии — протоиерею Георгию Студенскому. Большую часть своей деятельности он отдал службе в Воскресенском храме села Пищи. В канун юбилея мы встретились со священником, чтобы записать его воспоминания о своей жизни, а также жизни прихода 1970-х-1980-х годов.

Протоиерей Георгий (Юрий Степанович Студенский) родился 23 августа 1951 года в селе Липча Хустского района Закарпатской области Украинской ССР в крестьянской семье. После окончания средней

1 Торопов С. Н. История православных приходов Мантуровской земли. — Кострома: ДиАр, 2012. — С. 165.

Клейн

Эдуард Григорьевич

школы подавал документы для поступления в Одесскую духовную семинарию, но без прохождения срочной службы к экзаменам допущен не был. В 1969 году был призван в армию в учебный артиллерийский полк города Тбилиси Грузинской ССР, а затем направлен для дальнейшего прохождения службы сержантом в город Баку Азербайджанской ССР. Осенью 1971 года демобилизовался и вернулся в родное село, а весной 1972 года будущий священник отправился на заработки в Латвию. Здесь, с бригадой строителей, два летних сезона он строил дома и ремонтную мастерскую в одном из колхозов близ Риги.

Работая в Латвии, Юрий Степанович подавал документы для поступления в Ленинградскую духовную семинарию, но не прошел по конкурсу: желающих поступить в это учебное заведение было очень много. Не прошедшим по конкурсу по указанию митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (1929-1978) были выданы справки, которые позволяли ехать в одну из епархий для прохождения богослужебной практики в храме.

Осенью 1974 года монахини из монастыря в честь Вознесения Господня в с. Чумалеве Закарпатья посоветовали будущему священнику ехать в Костромскую епархию на приход в Христорождественский храм с. Луптюг Октябрьского

района к о. Феодору Гангуру, где можно было получить практику службы псаломщиком. Дальняя дорога не испугала, в один из сентябрьских вечеров Юрий Степанович прибыл в отдаленное село Костромской области. В доме вместе с отцом Феодором проживали матушка Христина и сын Андрей. Нашлось место здесь и гостю с Украины. Уже через неделю о. Феодор с Юрием Степановичем Студенским прибыли на беседу к управляющему Костромской епархией архиепископу Кассиану (Ярославскому) (1899-1990) в здание епархиального управления на улице Лавровской областного центра. Познакомившись со справкой, выданной митрополитом Нико-димом, и тепло, по-отечески побеседовав с молодым человеком, архиепископ Кассиан подготовил Указ о назначении Юрия Степановича на должность псаломщика Христорождествен-ской церкви села Луптюг. После

Христорождественская церковь с. Луптюг. Фото 1974 г.

В день рукоположения в священника. Отец Георгий — справа в белой ризе. В центре — архиепископ Кассиан. Фото 1975 г.

посещения уполномоченного Совета по делам религий Михаила Васильевича Кузнецова для согласования Указа началась служба Георгия в селе Луптюг. Вплоть до марта 1975 года он получал практику псаломщика, певчего, чтеца. Все это время будущий священник жил в гостеприимном доме отца Феодора, помогая ему по хозяйству.

В январе 1975 года псаломщик Христорождественской церкви Георгий Студенский был вызван к архиепископу Кассиану. Владыка вел разговор о хиротонии. Он дал две недели будущему священнику, чтобы вступить в брак. Для поиска супруги молодой человек отправился к себе на родину, в Закарпатье. Знакомый священник о. Илья Русанюк посоветовал ему познакомиться с девицей Анной Веретяк. Она работала продавцом и была активной комсомолкой, делегатом XXIII съезда Ленинского комсомола Украины. 8 февраля 1975 года молодые вступили в брак. Венчание проходило в вечернее время. Таинство совершили священники протоиерей Илья Русанюк и иерей Иоанн Беля.

19 апреля 1975 года, накануне Вербного Воскресенья, в Воскресенском кафедральном соборе города Костромы состоялась диаконская хиротония, а на следующий день — иерейская хиротония отца Георгия Студенского. Последующую седмицу иерей Георгий служил в соборе, вместе с настоятелем собора отцом Иоанном Щербаном совершал по городу требы. Проживал на квартире в областном центре у благочестивой старушки Анастасии.

Надо сказать, что к моменту хиротонии о. Георгия в Воскресенском храме села Пищи (Гусево) Мантуровского района появилось вакантное место священника: предыдущий настоятель о. Сергий Астафьев скончался. Сюда и был

направлен вновь рукоположенный архиепископом Кассианом священник. 30 апреля, в Великую Среду, иерей Георгий Студенский прибыл поездом «Кострома-Киров» на станцию Мантурово Северной железной дороги, где был встречен казначеем Воскресенского храма Александром Яковлевичем Хло-повым (1904-1981). Далее проделали путь на машине 18 километров до села Гусево. В те годы красивый вид на храм открывался уже с поворота на Гусево с шоссейной дороги «Мантурово-Кологрив». В настоящее время этого красивого пейзажа уже не увидеть: храм и село скрывают выросшие по окраинам полей и вдоль дороги деревья. Несколько слов необходимо сказать о А. Я. Хлопове. Это был участник Великой Отечественной войны, в послевоенные годы он работал в колхозе на лошади. Проживал в деревне Плосково, затем переехал на жительство в с. Гусево. Среди местных жителей пользовался большим авторитетом. В настоящее время в Мантурове проживает его дочь — Вера Александровна.

Разместился молодой священник в церковном доме, где ранее жил отец Сергий Астафьев. Родственники умершего священника здесь не проживали: его семья находилась в Парфеньеве, где около трех лет проходил службу батюшка до перевода в Мантуровский район. Во второй половине церковного дома квартировали псаломщица Александра Александровна Пестова (впоследствии — схимонахиня Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы Афанасия) и послушница Акелина Илларионовна Чернышова из с. Рубцово Кадыйского района. Официальная зарплата о. Георгия составляла 200 рублей. При этом плата за проживание в церковном доме была 7 рублей в месяц.

Первая служба молодого священника в Воскресенском храме села Пищи состоялась в Великий Четверг 1975 года. Это был единственный храм на всю

Священник Сергий Астафьев (в центре) с прихожанами храма. Фото 1974 г.

Соборное служение духовенства Костромской епархии с архиепископом Костромским и Галичским Кассианом Ш990). Фото 1983 года. Отец Георгий — второй слева.

округу. Здесь присутствовало несколько певчих, в колокола звонила псаломщица, кадило подавала Евдокия. Молиться ездили прихожане Мантуровского, Кологривского и Межевского районов. После Пасхи иерей Георгий отправился на родину за своей супругой Анной. Через две недели молодая семья прибыла в Гусево, где матушка Анна начала вести свое хозяйство и помогать в храме своему супругу-священнику.

Отношения иерея Георгия с местными властями складывались достаточно лояльные. Вопросы религии в Мантурове курировала Валентина Михайловна Крылова. По словам священника, — «замечательный человек». С ней приходилось периодически встречаться и решать различные вопросы. Посещал храм и уполномоченный Совета по делам религии Костромского облисполкома М. В. Кузнецов. Протоиерей Георгий с улыбкой вспоминает, что однажды уполномоченный, во время обеда в доме священника после посещения храма, спросил, «почему у других батюшек мы были, и там перед приемом пищи не молятся, а здесь читается молитва?» А затем добавил: «И не надо молиться...» Председателем местного колхоза «Звезда» был Леонид Покровский. К священнику относился по-доброму, называя его «батюшка Георгий». А вот предыдущий председатель колхоза Малиновский был нетерпим к вере. Местные жители рассказывали, что когда предшественник о. Георгия, о. Сергий Астафьев обратился к председателю колхоза с просьбой выделить немножко земли под огород, тот ответил: «сажайте на кладбище». После В. М. Крыловой вопросы религии в Мантуровском

районе стала курировать Алевтина Соловьева. Новая чиновница была не так лояльна к священнику, как Валентина Михайловна. По воспоминаниям протоиерея Георгия, однажды Соловьева сделала ему замечание, что тот «ходит по городу в длинной юбке». Пришлось ее поправить и объяснить, что это подрясник.

В 1980-е годы о. Георгий проходил обучение на заочном отделении Московской духовной семинарии. Это учебное заведение он окончил в 1987 году.

Как мы уже отмечали, храм в Гусеве был единственно действующей церковью на всю округу. Сюда приезжали, а нередко и приходили пешком богомольцы из соседних деревень и районных центров. Иногда жили по несколько дней, располагаясь в церковной сторожке, а также у хлебосольных местных жительниц: Ольги, Варвары... В избе у Ольги могли разместиться одновременно 15-20 человек. Из Мантурова часто приезжали очень благочестивые женщины: Валентина Васильевна Кашина и Ираида Яковлевна Викулова. Последняя работала в буфете на железнодорожной станции. Автору этих строк также вспоминаются пожилые соседки в Мантурове на улице 1-й Пролетарской, где он в старом рубленом доме у своей бабушки проводил ежегодно летние месяцы. Это были тетя Шура Тропина и тетя Наташа Беляева. В своих разговорах они неоднократно упоминали о поездках в Воскресенский храм. Причем поездки эти длились не по одному дню1.

Старшие дочери о. Георгия — Ангелина (1976 г.р.) и Мария (1978 г.р.) обучались в сельской школе. Отношение со стороны сверстников к ним было не очень дружелюбное. Нередко в адрес девочек можно было услышать насмешки, многие деревенские ребята их называли «попихами».

Несколько раз архиепископ Кассиан предлагал о. Георгию переехать на службу в другие приходы: в село Любовниково Костромского района, район-

1 Клейн Э. Г. Каждый вечер пили чай из самовара. Из воспоминаний о Мантурове 1970-х-1980-х гг. // Губернский дом. Историко-краеведческий и литературный журнал. — 2017. — № 4 (109). — С. 115.

1 ' ■ 1 V' Ш ■

Иерей Георгий и псаломщица А. А. Пестова. Фото 1979 г.

Воскресенская церковь села Пищи. Фото Сергея Романова, 1989 г.

ные центры Галич и Чухлому, село Николо-Шангу. Но всякий раз священник отказывался от этих предложений правящего архиерея, отдавая предпочтение одному из отдаленных уголков Костромской епархии.

Летом 1989 года Воскресенский храм посетил управляющий Костромской епархией архиепископ Иов (Тывонюк) (1938-2020). Это было первое архиерейской богослужение в сельском храме за годы пребывания здесь настоятеля о. Георгия. Управляющий Костромской епархией прибыл в село в субботу вечером. О его приезде заранее известно не было. Протоиерей Георгий рассказывает, что в момент приезда архиерея заканчивал мыться в бане и не успел его встретить. Извинился перед владыкой. А тот нисколько не обиделся и тоже попросил воспользоваться баней. Вместе с высо-

ким гостем на епархиальной машине «Волга» на мантуровскую землю прибыли протодиакон Леонид Смирнов (1938-2001) и иподиакон Владимир Легач. Владыка отслужил Всенощное Бдение, а на следующий день Божественную Литургию. Для прихода это было большое торжество: предыдущий приезд архиерея на этот приход состоялся более 25 лет назад, в начале 1960-х гг. По воспоминаниям старожилов, епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак) (1931-2011) прибыл тогда в село на автомобиле «полуторка»: дороги в Костромской глубинке в те годы были очень плохие.

В воскресенье, после литургии, архиепископ Иов отправился купаться на Унжу. Надо сказать, что места здесь очень красивые: чтобы попасть на реку нужно спуститься с крутой горы по живописной лесной тропе. В те годы по Унже осуществлялся молевой сплав, водную гладь барражировали водометные катера. Рядом с местом купания находились боны — сцепленные тросом бревна для направления сплавляемого леса. Об эти боны владыка Иов перепачкался мазутом. Несмотря на это мелкое недоразумение, гости остались очень довольны отдыхом на реке. Впоследствии митрополит Челябинский

и Златоустовский Иов вел переписку с протоиереем Георгием и поздравлял священника с праздниками. Его письма хранятся в личном архиве священника.

В 1990 году протоиерей Георгий начал трудиться по восстановлению Свято-Никольского храма в городе Мантурове. Первая служба здесь была проведена 22 мая 1990 года1. Летом того же года Воскресенский храм посетил управляющий Костромской епархией епископ Александр (Могилев). Начался новый период истории православия на Мантуровской земле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейн Э. Г. Каждый вечер пили чай из самовара. Из воспоминаний о Мантурове 1970-х-1980-х гг. // Губернский дом. Историко-краеведческий и литературный журнал. — 2017. — № 4 (109) — С. 115.

2. Торопов С. Н. История православных приходов Мантуровской земли. — Кострома: ДиАр, 2012. — 352 с.

3. Торопов С. Н. Мантурово: страницы истории. — Кострома: ДиАр, 2013. — 352 с.

1 Торопов С. Н. Мантурово: страницы истории // Кострома: ДиАр. 2013. — С. 248.

84

Eduard Klein

PhD in Culturology, Associate Professor, Honored Worker of the Russian Federation, Honored Artist of the Kostroma Region e-mail: e.kleyn71@list.ru

RURAL PARISH IN SOVIET TIMES: FROM THE MEMOIRS OF ARCHPRIEST GEORGE STUDENSKY

The article briefly describes the biography of Archpriest George Studentsky and the life of the parish of the Resurrection Church of the village of Fud in 1975-1990 Keywords: Archpriest George Studentsky, village of Fud, Resurrection Church Citation: Klein E. G. Rural parish in soviet times. From the memoirs of archpriest George Studensky // Ipatievsky vestnik. — 2021. — № 4. — P. 77-85.

REFERENCES

1. Klein E. G. Every evening we drank tea from the samovar. From the memories of Manturovo in the 1970s-1980s. // Provincial house. Local history and literature magazine. — 2017. — № 4 (109)

2. Toropov S. N. History of Orthodox parishes of the Manturov land. — Kostroma: DiAr, 2012. — 352 s.

3. Toropov S. N. Manturovo: pages of history. — Kostroma: DiAr, 2012. — 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.