Научная статья на тему '«Особенно любил он носить знак кандидата богословия, на котором имеется нерукотворный образ Спасителя» отзыв на: Старец-архипастырь. архиепископ кассиан (ярославский): к 120-летию со дня рождения. 1899–2019 / составитель Семенова а. в. — кострома: костромская епархия русской Православной Церкви, 2019. 52 с.: ил.'

«Особенно любил он носить знак кандидата богословия, на котором имеется нерукотворный образ Спасителя» отзыв на: Старец-архипастырь. архиепископ кассиан (ярославский): к 120-летию со дня рождения. 1899–2019 / составитель Семенова а. в. — кострома: костромская епархия русской Православной Церкви, 2019. 52 с.: ил. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Особенно любил он носить знак кандидата богословия, на котором имеется нерукотворный образ Спасителя» отзыв на: Старец-архипастырь. архиепископ кассиан (ярославский): к 120-летию со дня рождения. 1899–2019 / составитель Семенова а. в. — кострома: костромская епархия русской Православной Церкви, 2019. 52 с.: ил.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (4) 2020

О. О. Брехов

«Особенно любил он носить знак кандидата богословия, на котором имеется Нерукотворный образ Спасителя»

Отзыв на: Старец-архипастырь. Архиепископ Кассиан (Ярославский): К 120-летию со дня рождения. 1899-2019 / составитель Семенова А. В. — Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2019. 52 с.: ил.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10026 Об авторе: Олег Олегович Брехов

магистрант II курса Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2641-2540

Ссылка на статью: Брехов О. О. «Особенно любил он носить знак кандидата богословия, на котором имеется Нерукотворный образ Спасителя» // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 308-312.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 1 (4) 2020

Oleg O. Brekhov

"He especially liked to wear the sign of the Candidate of Theology, which has a non-hand-made image of the Savior"

Review for: Elder-Archpastor. Archbishop Kassian (Yaroslavlsky): On the 120th anniversary of his birth. 1899-2019. Compiled by A.V. Semenova. Kostroma: Kostroma diocese of the Russian Orthodox Church, 2019. 52 p.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10026 About the author: Oleg Olegovich Brekhov

Second-year Master's student at the Saint Petersburg Theological Academy.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2641-2540

Article link: Brekhov O. O. "He especially liked to wear the sign of the Candidate of Theology, which has a non-hand-made image of the Savior". Review for: Elder-Archpastor. Archbishop Kassian (Yaroslavlsky): On the 120th anniversary of his birth. 1899-2019. Compiled by A.V. Semenova. Kostroma: Kostroma diocese of the Russian Orthodox Church, 2019. 52p. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 308-312.

Память — лучший свидетель событий той или иной эпохи. Сначала она передается устно, но, чтобы не потерять истинности и правдивости, ее запечатлевают на бумаге. Архиепископа Кассиана (Ярославского) (1899-1990) до сих пор вспоминают добрым словом люди, знавшие его при жизни. Чтобы память эта не угасла, к 120-летию со дня его рождения вышла книга под названием «Старец-архипастырь. Архиепископ Кассиан (Ярославский)», повествующая о жизни и деятельности известного архиерея Русской Православной Церкви XX в.

Родился будущий архипастырь 10 (23) августа 1899 г. в семье священника. Его отец, Николай Ярославский, служил в Ильинском храме села Золо-торучья Ярославской епархии, неподалеку от Углича. Был женат на Анфисе Евграфовне, принадлежавшей к священническому роду. В их семье было пять дочерей. Отец Николай очень хотел сына, а потому отправился в пешее паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. У мощей преподобного Сергия отец Николай дал обет, что, если у него родится сын, он назовет его Сергием. Услышал Господь молитву отца Николая и послал ему утешение — сына, которого, как и было обещано, назвали Сергеем.

В 1914 г. Сергей Ярославский окончил Угличское духовное училище и поступил в Кашинскую духовную семинарию, которая в 1917 г. была закрыта. Через два года Сергея призвали на военную службу и зачислили в тыловое ополчение, но вскоре он был по причине плохого зрения освобожден от военной службы. В 1920 г. он познакомился со священномучеником Серафимом (Самойловичем)1, который совершил над Сергеем хиротесию во чтеца, а в 1923 г. Сергей венчался на дочери одного священнослужителя, хотя в глубине души ощущал, что ему суждено стать монахом. 12 августа Сергей Ярославский был рукоположен в сан диакона, а 14 числа того же месяца — во священника.

23 августа 1923 г., в свой день рождения, священник Сергий Ярославский начал нести свое пастырское служение в Никольской церкви на Песках в Угличе, которое продлилось до 1929 г. Несколько раз отец Сергий подвергался тюремному заключению: с 21 ноября 1929 по 1932 гг. отбывал ссылку сначала на Севере, а затем в Казахстане, и с 1933 по 1941 гг. находился в заключении в Ярославской трудовой колонии. За время второй ссылки распался брак отца Сергия, умер его отец, а сестра, вместе с мужем, были арестованы.

1 См.: Житие архиепископа Серафима (Самойловича) / Сост. священник Афанасий Гуме-ров // Православие.ги. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm (дата обращения: 07.12.2019).

В апреле 1943 г. отец Сергий был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Архангельского в Угличском районе, где служили его отец, а также дед и прадед по материнской линии. На этом приходе отец Сергий нес послушание почти восемнадцать лет. 3 июня 1948 г. архиепископом Димитрием (Градусовым)2 отец Сергий был пострижен в монашество с именем Кассиан, а в 1949 г. был возведен в сан игумена.

В 1952 г. игумен Кассиан поступил в Ленинградскую духовную семинарию на заочное отделение. Далее последовало поступление в академию, и в 1958 г. он закончил обучение со степенью кандидата богословия3. Впоследствии, по словам протоиерея Константина Ильчевского, секретаря Костромского епархиального управления в 1983-1989гг., владыка Кассиан неоднократно удостаивался патриарших наград. «Но особенно любил он носить знак кандидата богословия, на котором имеется Нерукотворный образ Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, с праздником которого совпадает начало его служения в священном сане. Помню, владыка Кассиан нередко упрекал, журил священников — кандидатов богословия, когда они являлись к нему на прием без этого знака на груди» (стр. 30).

Спустя три года, 26 марта 1961 г., состоялась хиротония отца Кассиана во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Теперь владыка имел возможность общаться и служить вместе с архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым)4. С 20 мая 1964 г. до своего ухода на покой 30 ноября 1988 г. был архиепископом Костромским и Галичским.

В Костроме владыка Кассиан жил в небольшом доме, принадлежавшем епархии, и там же, в полуподвале этого дома, находилось епархиальное управление. Несмотря на то, что его окружали добрые и искренние люди, архипастырское служение в годы государственного атеизма было делом нелегким, требовавшим немало сил и здоровья. Богослужения совершались в Воскресенском кафедральном соборе, где хранился особо чтимый владыкой Кассианом образ Феодоровской Божией Матери, а также в Иоанно-Златоустовской, Спасо-Запрудненской и Александро-Антониновской церквах.

Осенью 1988 г., предчувствуя скорый уход из жизни, владыка Кассиан написал прошение о почислении на покой, которое было одобрено 30 ноября Святейшим Патриархом Пименом (Извековым) и Священным Синодом. После этого владыка Касси-ан вернулся в Ярославль и поселился в небольшом частном доме. За ним последовала и его келейница — Екатерина Павловна Разгуляева (впоследствии принявшая схиму), присматривавшая за владыкой вплоть до его последних дней. 20 марта 1990 г. владыка Кассиан мирно отошел ко Господу, 22 марта в Воскресенском кафедральном соборе было совершено его отпевание. Погребен владыка Кассиан в Угличе рядом с могилами его родителей на церковном кладбище Димитриевского храма.

Книга «Старец-архипастырь. Архиепископ Кассиан (Ярославский)» написана по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (Кашина). Составителем является А. В. Семенова — старший научный сотрудник Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Разделена книга на три части: «Свидетель эпохи», «Костромской старец» и «Воспоминания».

Первая часть заимствована из одноименной статьи митрополита Астанайско-го и Казахстанского Александра (Могилева), опубликованной в газете «Церковный вестник» (2005 год, № 15/16 (316/317)). Глава начинается с краткого описания семьи владыки Кассиана и его рождения, а также рассказывает о его учебе, военной службе, пастырском служении и заканчивается хиротонией во епископа.

2 См.: Серафим (Питерский), игум, Мелетия (Панкова), мон, Маякова И. А. Димитрий (Градусов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. XV. М., 2007. С. 78-79.

3 Кассиан (Ярославский), иг. Учение о таинствах в творениях святых отцов и учителей Церкви II и III веков. Л.: ЛДА, 1957. V, 282, XVII с.

4 К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 358.

Вторая часть повествует об архиерейском служении архиепископа Кассиана на Костромской и Галичской кафедре, о трудностях, с которыми он сталкивался, а также приводит перечень людей, которые помогали владыке в его нелегком пастырском деле. Заканчивается глава повествованием об уходе владыки на покой и его кончиной.

Третья глава состоит из собрания воспоминаний о владыке Кассиане тех людей, с которыми он встречался: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев), епископ Астраханский и Холмогорский Тихон (Степанов), протоиерей Константин Ильчевский, протоиерей Леонтий Мостовой, протоиерей Дмитрий Сазонов, схимонахиня Паисия (Смирнова), схимонахиня Анастасия (Кулакова), монахиня Ни-кодима (Волобуева), инокиня Елена (Гужова), инокиня Лидия (Карпинская), Екатерина Алексеевна Дронова. Каждый отзыв уникален тем, что не повторяет предыдущий, а несет новую информацию и показывает жизнь и многочисленные труды архиепископа Кассиана с другой стороны.

Незадолго до своей кончины, владыка Кассиан написал свои автобиографические записки, которые он озаглавил «Жизнь под осенением иконы Божией Матери Феодо-ровской». Опубликованы они были в 1999 г. Костромской епархией к столетию со дня рождения архиепископа Кассиана. Некоторые фрагменты этих автобиографических заметок помещены и на страницах данной книги, прекрасно дополняя описываемые моменты и события, происходившие в жизни владыки Кассиана.

Стоит отметить, что книга богата иллюстрациями — почти на каждой странице есть фотографии, сделанные еще в прошлом столетии, на которых запечатлен владыка Кассиан, либо современные фотографии тех мест, которые так или иначе связаны с жизнью самого архипастыря: Ильинская церковь, где служил отец владыки Кассиана (стр. 7), Кашинская духовная семинария (стр. 10), архиепископ Никодим (Ротов), епископ Кассиан (Ярославский) и сотрудники Ярославского епархиального управления (стр. 18), фото владыки Кассиана во время богослужения в Воскресенском кафедральном соборе (стр. 25) и т. д.

Для нас книга интересна прежде всего тем, что она посвящена выпускнику Санкт-Петербургской духовной школы, которая воспитала не одно поколение видных церковных и светских деятелей. В 2020 г. исполняется 30 лет со дня преставления архиепископа Кассиана (Ярославского) и, готовясь к этой дате, сотрудники Костромской митрополии занимаются сбором материалов для последующей публикации сохранившихся сведений о жизни и трудах владыки Кассиана. Данная книга является одним из первых результатов этого исследования.

Источники и литература

1. Житие архиепископа Серафима (Самойловича) / Сост. священник Афанасий Гуме-ров // Православие.ги. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm (дата обращения: 07.12.2019).

2. К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 348-373.

3. Кассиан (Ярославский), иг. Учение о таинствах в творениях святых отцов и учителей Церкви II и III веков. Л.: ЛДА, 1957. V, 282, XVII с.

4. Серафим (Питерский), игум, Мелетия (Панкова), мон, Маякова И.А. Димитрий (Градусов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. XV. М., 2007. С. 78-79.

5. Старец-архипастырь. Архиепископ Кассиан (Ярославский): К 120-летию со дня рождения. 1899-2019 / Сост. Семенова А. В. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2019. 52 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.