Научная статья на тему 'Движение «Непоминающих» в Костромской епархии'

Движение «Непоминающих» в Костромской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / движение «непоминающих» / Костромская епархия / репрессии. / Russian Orthodox Church / movement of the "non-commemorators" / Kostroma diocese / repressions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкаровский Михаил Витальевич

В конце 1920-х – 1930-х гг. в Костромской епархии определенное распространение получило движение «непоминающих» (за богослужением советские власти Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия). Центром активности «непоминающих» в Костромской епархии был Кинешемский район, входивший тогда в ее состав. Возглавляли участников движения епископ Николай (Голубев), затем епископ Макарий (Кармазин). К началу 1940-х гг. движение «непоминающих» (правая церковная оппозиция) в Костромской епархии было в основном подавлено репрессивными мерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVEMENT OF "NON-COMMEMORATORS" IN THE KOSTROMA DIOCESE

At the end of the 1920s – 1930s, the movement of "non-commemorators" (at the service of the Soviet authorities of the Deputy Patriarchal Locum Tenens of Metropolitan Sergius) became widespread in the Kostroma diocese. The center of activity "non-commemorators" in the Kostroma diocese was Kineshma district, being a part of its structure at that time. The members of the movement were headed by Bishop Nicholas (Golubev), by then Bishop Macarius (Karmazin). At the beginning of the 1940s, the movement of "non-commemorators" (right-wing Church opposition) in the Kostroma diocese was mainly suppressed by repressive measures.

Текст научной работы на тему «Движение «Непоминающих» в Костромской епархии»

УДК 289.93(471.317)

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10104

Шкаровский Михаил Витальевич, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии E-mail: shkarovs@mail.ru

ДВИЖЕНИЕ «НЕПОМИНАЮЩИХ» В КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ

В конце 1920-х - 1930-х гг. в Костромской епархии определенное распространение получило движение «непоминающих» (за богослужением советские власти Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия). Центром активности «непоминающих» в Костромской епархии был Кинешемский район, входивший тогда в ее состав. Возглавляли участников движения епископ Николай (Голубев), затем епископ Макарий (Кармазин). К началу 1940-х гг. движение «непоминающих» (правая церковная оппозиция) в Костромской епархии было в основном подавлено репрессивными мерами.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, движение «непоминающих», Костромская епархия, репрессии.

Цитирование: Шкаровский М.В. Движение «непоминающих» в Костромской епархии //Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. - С.43-48.

Значительную роль в истории Русской Православной Церкви конца 1920-х - 1930-х гг. играло так называемое движение «непоминающих» (не-поминавших за богослужением советские власти и лояльного им Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)). При этом самой сильной и организованной частью движения были иосифляне - сторонники митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), называвшие себя Истинно-Православной Церковью. Участники этого движения были и в Костромской епархии.

В 1928-1929 гг. центром активности «непоми-нающих» в Костромской епархии был Кинешем-ский район, входивший тогда в ее состав. В самой Кинешме иосифлянским был собор (настоятель -о. Константин Разумов). Он поддерживал отношения с «непоминающим» архиепископом Варлаамом Шкаровский (Ряшенцевым). Известные иосифлянские храмы Михаил Витальевич были в соседних населенных пунктах: Сретенская

в Юрьевце (настоятель - о. Иоанн Нарбеков), в с. Марвино (иеромонах Алексий (Голубев)), в с. Воскресенское Кинешемского района (о. Иоанн Румянцев), с. Ширяево, с. Николо-Бережки (о. Михаил Успенский), с. Николо-Корба Семеновского района (о. Александр Яковлев).

Вблизи Кинешмы - в с. Ширяево Семеновского района жил на покое истинно-православный епископ Ветлужский Николай (в миру Владимир Иванович Голубев), возглавивший местных иосифлян. Он родился в 1862 г. в погосте Фролы Галичского уезда Костромской губернии, учился в Костромской духовной семинарии, но не закончил ее. После рукоположения в сан иерея о. Владимир служил настоятелем церкви с. Ширяево Кинешемского уезда. В конце 1917 г., вскоре после Октябрьского переворота он временно ушел за штат, а в 1918 г. организовал приход и построил храм в с. Ново-Спасском. С 1920 г. о. Владимир служил в церкви с. Загорье Кинешемского уезда. В 1926 г. он принял монашеский постриг и в октябре того же года был хиротонисан во епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии. Владыка не признал известной «Декларации 1927 года» о лояльности советской власти и был уволен за штат (2 февраля 1928 г.)1.

Следует отметить, что епископ Николай (Голубев) и епископ Кинешем-ский Василий (Преображенский) еще в начале 1928 г. отделились от митрополита Сергия (Страгородского), присоединившись к известному заявлению архиереев «Ярославской группы» (от 6 февраля 1928 г.). Вскоре епископ Василий был арестован и сослан, а епископ Николай в июне 1929 г. ездил в Ленинград и получил там от иосифлянского архиепископа Гдовского Димитрия (Любимова) разрешение на организацию своей епархии.

При обыске у Владыки было изъято следующее удостоверение: «Предъявитель сего епископ Николай Голубев, бывший Ветлужский, ныне состоящий на покое, принадлежит к Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Петром, и состоит в каноническом общении с митрополитом Иосифом. Временно управляющий Ленинградской епархией архиепископ Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 г.»2.

Почти у всех арестованных «непоминающих» священников Кинешем-ского района на обысках были изъяты тексты отречений: «Я, ниже подписавшийся, убедившись в отступлении от духа Православного христианства митрополита Сергия, прерываю с ним всякое общение и вступаю в таковое с Церковью, управляемой митрополитами Петром и Иосифом. Желаю состоять со вверенной мне паствою под духовным руководством епископа Николая»3.

Таким образом, с июня 1929 г. Владыка Николай был истинно-православным епископом Кинешемским Костромской епархии. Ближайшим

1 Акты Святейшего Патриарха Тихона. - М., 1994. - С. 983; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. - Париж, 1975. - С. 550; Дамаскин (Орловский) архим. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: жизнеописания и материалы к ним. - Кн. 2. - Тверь, 1998. - С. 418-425.

2 Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Ф. архивно-следственных дел. - Д. 100256.

3 Там же.

помощником Владыки являлся бывший викторианин, то есть сторонник оппозиционного митрополиту Сергию священномученика епископа Виктора (Островидова), в августе 1928 г. приехавший из Вятки о. Александр Яковлев. В материалах следственного дела сказано, что епископ Николай за богослужением ввел формулу поминовения «О страждущих заключенных митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других», а во время проповедей неоднократно говорил верующим: «Как гражданин лоялен к советской власти, но как верующий не могу признать таковую, как разрушающую религию». При обыске у него были изъяты тексты двух молитв, полученных от епископа Василия и архиепископа Димитрия. В одной из них говорилось: «Даждь Господи, Церковь Российскую правити. Злые волки далече отогнати и козни их сокрушити. Подаждь всем, иже во власти суть разум и страх твой, сохрани люди твоя от тлетворных учений, ереси и неверия»1.

Все иосифлянские кинешемские священнослужители были арестованы 7 сентября 1929 г., они проходили по делу Ярославской церковно-монархиче-ской организации «Истинное Православие» и были осуждены постановлением Коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г.

Епископ Николай был арестован 9 сентября 1929 г. по тому же делу. В тюрьме он тяжело заболел и поэтому был освобожден из-под ареста 21 октября 1929 г. Владыка уехал в с. Ширяево, где скончался 5 декабря 1929 г. Постановлением Коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г. он уже после смерти по старости был приговорен к высылке из области с запрещением проживания в 12 населенных пунктах и с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года2.

Иеромонах Алексий (Голубев) и священники Константин Разумов, Иоанн Румянцев, Михаил Успенский были приговорены к 3 годам лагерей, о. Александр Яковлев - к 5 годам, священник Иоанн Нарбеков - к 3 годам ссылки в Северный край3.

13 ноября 1933 г. в Кострому переехал из Вязьмы епископ Днепропетровский Макарий (Кармазин). Это был известный архиерей, управлявший Киевской епархией до высылки с Украины в 1927 г. Он жил в с. Селище на окраине Костромы, устроил на своей квартире тайную церковь и вскоре возглавил общину, в которую вошли благочинный костромских церквей протоиерей Павел Острогорский, три монахини и несколько мирян, в том числе высланный из Ленинграда профессор Н.И.Серебрянский.

В начале мая 1934 г. епископ Макарий получил указ от оппозиционного Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), в котором Владыке Мака-рию предлагалось принять управление Днепропетровской епархией, кроме

1 Там же.

2 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ивановской обл. Ф. архивно-следственных дел. - Д. 9974-П.

3 Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Ф. архивно-следственных дел. - Д. 100256.

того, его приглашали приехать в Архангельск на совещание. От поездки епископ отказался, но в письменном ответе заверил, что будет твердо «проводить свою работу в деле создания в России свободной истинно-православной церкви»1.

В конце мая 1934 г. архиепископ Серафим был арестован, и его секретарь - известный иосифлянский деятель протоиерей Николай Пискановский предложил епископу Макарию (Кармазину) принять руководство истинно-православными общинами в Вятской, Ярославской, Костромской и Владимирской епархиях, на что, по всей видимости, получил согласие. Владыка Ма-карий был арестован 30 сентября 1934 г. в поезде Кострома-Москва и вместе с протоиереем Павлом Острогорским и мирянками Р.А. Ржевской и М.И. Се-геркранц осужден Особым совещанием НКВД по делу костромской группы Истинно-Православной Церкви 2.

С 1935 г. иосифлян на юго-западе Костромской епархии по некоторым (возможно недостоверным) сведениям возглавил тайный епископ Макарьев-ский Феомепт (Иванов). К сожалению, о его деятельности известно очень мало.

На востоке епархии сильно ощущалось влияние викториан. Так, например, священник Николай Заварин в 1926-1930 гг. служил в церкви с. Леден-ское Вохомского района, в начале 1928 г. присоединился к викторианскому движению, а в 1930 г. был арестован и приговорен к 2 годам лишения свободы и 3 годам высылки. После освобождения о. Николай с июня 1934 г. стал служить в храме с. Заветлужье Пыщугского района (прежде сергианский, приход которого отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя).

15 ноября 1934 г. о. Николай Заварин от имени церковного совета послал резкое письмо местному благочинному о. Николаю и епископу Неофиту: «Вы считаете нас раскольниками, отделившимися от единства церковного. Правда ли это? отвечаю: нет... Мы только воздерживаемся признать православной ориентацию, образовавшуюся вследствие раздора, внесенного митр[ополитом] Сергием, и им возглавляемую... Не знаю, какого мнения о м[итрополите] Сергии сейчас местобл[юститель] митр[ополит] Петр, но знаю, что в 1930 г. он был против него. Я лично читал его письмо к арх[иепископу] Димитрию, где м[итрополит] Петр отрицательно отзывался о м[итрополите] Сергии и его действиях, называя их прикрытым обновленчеством, и советовал православных чад воздержаться от признания Сергия. В заключение скажу, что думаю лично: вся ориентация Сергиевская держится только на обмане и страхе, и горе тем руководителям, которые держат массы в обмане до времени, в конце концов, ведь узнают правду все верующие, когда явится из ссылки митр[ополит] Петр, а тогда что? Да, вот еще вопрос: скажите, чем объяснить, что срок ссылки м[итрополита] Петра

1 Архиепископ Серафим (Самойлович) после высылки митрополита Иосифа (Петровых) в Казахстан вновь рассматривал себя в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

2 Хлебников М. Движение истинно-православных в Костромской губернии // Православная жизнь. - 1997. - № 5. - С. 18-28.

удвоен? Не содействием ли Сергиевым? Таков по крайней мере голос всех пастырей и арх[иереев], находящихся в ссылке в Архангельске»1.

3 марта 1935 священник Николай Заварин был арестован, в постановлении на его арест говорилось: «являясь священником Заветлужской церкви Викторовской ориентации настроен крайне антисоветски... О существовавшей власти среди верующих отзывался как о власти сатанинской, с которой необходимо бороться, т.к. она идет против церкви, о колхозах говорил, что это нашествие антихриста и что кто идет в колхозы — тот предается антихристу... единичные случаи недостатков со стороны отдельных советских активистов... использовал... для подготовки массового выступления верующих против советской власти»2. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 21 июня 1935 г. о. Николай был приговорен к 3 годам лагерей и отправлен в Караганду. Храм в с. Заветлужье оказался закрыт.

Интересно, что в том же 1935 году в Костромской епархии были священнослужители, которые отделялись от митрополита Сергия (Страгородского). Так, настоятель церкви с. Сидоровское Красносельского района священник Александр Богославский прервал с ним молитвенно-каноническое общение, стал осуждать Декларацию 1927 года и служил на дому. Отец Александр был арестован 24 декабря 1941 г. Постановлением Военного Трибунала войск НКВД Ярославской области от 10 апреля 1942 г. он был приговорен к высшей мере наказания и 14 мая расстрелян3. Таким образом, правая церковная оппозиция в Костромской епархии к началу 1940-х гг. была в основном подавлена репрессивными мерами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Акты Святейшего Патриарха Тихона. - М., 1994.

2. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ивановской обл. Ф. архивно-следственных дел. - Д. 9974-П.

3. Дамаскин (Орловский) архим. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: жизнеописания и материалы к ним. - Кн. 2. - Тверь, 1998.

4. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. - Париж, 1975.

5. Хлебников М. Движение истинно-православных в Костромской губернии // Православная жизнь. - 1997. - № 5. - С. 18-28.

6. Центр документации новейшей истории Костромской области. -Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6519-с; Д. 2411-с.

7. Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Ф. архивно-следственных дел. - Д. 100256.

1 Центр документации новейшей истории Костромской области. - Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6519-с. - Л. 26, 29.

2 Там же. - Л. 1.

3 Там же. - Д. 2411-с.

M.V. Shkarovskiy

Doctor of Historical Sciences, Professor of the St. Petersburg Theological Academy E-mail: shkarovs@mail.ru

MOVEMENT OF "NON-COMMEMORATORS" IN THE KOSTROMA DIOCESE

At the end of the 1920s - 1930s, the movement of "non-commemorators" (at the service of the Soviet authorities of the Deputy Patriarchal Locum Tenens of Metropolitan Sergius) became widespread in the Kostroma diocese. The center of activity "non-commemorators" in the Kostroma diocese was Kineshma district, being a part of its structure at that time. The members of the movement were headed by Bishop Nicholas (Golubev), by then Bishop Macarius (Karmazin). At the beginning of the 1940s, the movement of "non-commemorators" (right-wing Church opposition) in the Kostroma diocese was mainly suppressed by repressive measures. Key words: Russian Orthodox Church, movement of the "non-commemorators", Kostroma diocese, repressions

Citation: Shkarovskiy M.V. Movement of "non-commemorators" in the Kostroma diocese //Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 1. - P. C.43-48.

REFERENCES

1. Akty Svyateyshego Patriarkha Tikhona [Acts of His Holiness Patriarch Tik-hon]. - M., 1994.

2. Arkhiv Upravleniya Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii po Ivanovskoy obl. F. arkhivno-sledstvennykh del [Archive of the Office of the Federal Security Service of the Russian Federation in the Ivanovo Region F. archival investigations]. - D. 9974-P.

3. Damaskin (Orlovskiy) arkhim. Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki bla-gochestiya Rossiyskoy Pravoslavnoy Tserkvi KHKH stoletiya: zhizneopisaniya i mate-rialy k nim [Martyrs, confessors and ascetics of the piety of the Russian Orthodox Church of the twentieth century: their biographies and materials about them]. -Kn. 2. - Tver', 1998.

4. Regel'son L. Tragediya Russkoy Tserkvi 1917-1945 [The tragedy of the Russian Church 1917-1945]. - Parizh, 1975.

5. Khlebnikov M. Dvizheniye istinno-pravoslavnykh v Kostromskoy gubernii [The True Orthodox Movement in the Kostroma Province] // Pravoslavnaya zhizn'. -1997. - № 5. - S. 18-28.

6. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Kostromskoy oblasti [Center for documentation of recent history of the Kostroma region]. - F. 3656. Op. 2. D. 6519-s; D. 2411-s.

7. Tsentral'nyy arkhiv Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. F. arkhivno-sledstvennykh del [Central Archive of the Federal Security Service of the Russian Federation. F. archival investigations]. - D. 100256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.