Научная статья на тему 'Музыкальное образование в контексте современной культурной политики'

Музыкальное образование в контексте современной культурной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / CULTURE / MUSIC EDUCATION / CULTURAL POLICY / VOCATIONAL EDUCATION / TEACHER-MUSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна

В статье рассматривается музыкальное образование как значимый феномен культуры и культурной политики. Конкретизировано влияние педагогического вуза на формирование музыкально-образовательного потенциала как ключевого ресурса культурного роста российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Education in the Modern Cultural Policy Context

The article discusses musical education as a significant phenomenon of culture and cultural policy. At the same time it particularizes the impact on the formation of the pedagogical higher school musical and educational potential as a key resource of the cultural growth of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в контексте современной культурной политики»

УДК 351.85

И. С. Кобозева

Музыкальное образование в контексте современной культурной политики

В статье рассматривается музыкальное образование как значимый феномен культуры и культурной политики. Конкретизировано влияние педагогического вуза на формирование музыкально-образовательного потенциала как ключевого ресурса культурного роста российского общества.

Ключевые слова: культура, музыкальное образование, культурная политика, профессиональное образование, педагог-музыкант.

I. S. Kobozeva

Music Education in the Modern Cultural Policy Context

The article discusses musical education as a significant phenomenon of culture and cultural policy. At the same time it particularizes the impact on the formation of the pedagogical higher school musical and educational potential as a key resource of the cultural growth of the Russian society.

Key words: culture, music education, cultural policy, vocational education, teacher-musician.

Культура формирует качество и содержательность современного человечества, создавая универсальные схемы мышления и поведения на уровне целостности. Поэтому сегодня культура может быть осмыслена как важнейший онтологический ресурс выживания и развития современного человечества.

Среди принципиально важных процессов го -сударственного масштаба по своему значению выделяется смена парадигм социокультурного развития страны. Это выражается в том, что современные культурные процессы разворачиваются в условиях рыночных отношений. Такие отношения неизбежно меняют многие базовые представления, в том числе в сфере культуры. В современном российском обществе культура постепенно утрачивает статус абсолютной ценности. Культурное наследие, духовные ценности приобретают статус товара, культурная деятельность уподобляется сфере услуг.

Современная культурная политика в России выступает как система приоритетов органов го -сударственной власти, декларируемая в соответствующих программах развития культуры на федеральном и региональном уровнях. Так, в федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 гг.)» отмечалось: «Целями Программы являются сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культур-

ным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в мировой культурный процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям».

Среди приоритетных национальных проектов нет проекта, посвященного развитию российской культуры. Однако приоритетный национальный проект «Образование», непосредственно связанный с развитием человека, а значит - культуры, необходимо рассматривается сегодня в контексте развития отечественной культуры. Нынешняя ступень развития страны отличается усилением роли профессионализма и творческих способностей работника, ибо ключевым ресурсом культурного роста российского общества становится интеллектуально-образовательный потенциал. В связи с этим система подготовки кадров приобретает стратегическое значение и превращается в главный инструмент обеспечения высокой конкурентоспособности российской культуры. Образование, наука и культура вовлекаются как в сферу международной конкуренции, так и в равной мере плодотворного сотрудничества, что выявило сегодня ряд проблем соотношения культуры, образования и рынка.

Музыкальное образование представляет собой значимый феномен культуры в целом и культурной политики, в частности. Это находит подтверждение в нормативных документах министерств и

© Кобозева И. С., 2011

ведомств культуры и образования, центральных и местных органов власти, содержащих правовое основание и обеспечивающих регламентацию го -сударственной культурной политики, в том числе в сфере музыкального образования.

Как и вся современная культура, музыкальное образование универсально, оно едино и многообразно. Существование в нем различных направлений (общего, дополнительного, профессионального) с особой актуальностью ставит проблему целостности (культуры в целом, профессиональной деятельности, системы образования, личности и т. д.) и проблему взаимодействия (в сферах инноваций, распространения музыкальной культуры, содержания образования, технологий обучения и пр.).

Взаимодействие различных направлений музыкального образования понимается нами как совместная деятельность участников образовательных процессов, имеющая педагогическую цель, опирающаяся на установленные нормы и ценности, имеющая следствием изменения в ценностях, деятельности, личностном миропонимании и поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков. Все виды взаимодействия (социальное, психолого-педагогическое, межличностное, сотрудничество, влияние, общение, поддержка и др.) являются стимулами развития целостности музыкального образования.

Онтологический момент «встроенности» музыкального образования в социальную реальность позволяет говорить о правомерности использования взаимодействия различных направлений музыкального образования как средства реализации его целостной культурообразующей, культуросозидающей стратегии. И это особенно важно, так как музыкальное образование позволяет комплексно подходить к решению многообразных задач управления культурными процессами, формирования творческих, педагогических, высокопрофессиональных кадров. Музыкальное образование способствует становлению личности как субъекта культуры, интеграции образования в культуру и, наоборот, развитию культурной идентификации в процессе обучения и воспитания, использованию инновационных технологий, создающих условия для эффективной подготовки педагогических кадров.

Развитие музыкального образования в целом и его профессионально-педагогического направления в контексте современной культурной политики, с точки зрения его принципиальной роли в устойчивом развитии общества и успешной модернизации России в XXI в., по нашему мнению,

должно быть направлено в первую очередь на изменения

- целевой ориентации;

- индивидуально-личностных смыслов образования, выступающих в качестве преобразующего и преобразуемого начала;

- характера взаимодействия различных направлений музыкального образования и участников образовательного процесса;

- природы и обоснованности используемых педагогических технологий;

- типа профессионального мышления и поведения педагога-музыканта, соответствующего личностно-гуманной и практической ориентации, гуманитарной направленности;

- переориентации статуса знаний из цели обучения в средство, инструмент для постижения окружающего музыкального мира и творческого его преобразования;

- способов восприятия, осмысления и субъективной трактовки явлений социокультурной и педагогической реальности на основе рефлексии, поисков личностного смысла.

Мы полагаем, что музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики может обеспечить цели и задачи ориентации будущих специалистов на творческое освоение профессии, подготовку музыкально-педагогических кадров на высоком уровне, если процесс профессиональной подготовки, весь учебно-методический арсенал органически включен в общий контекст задач модернизации образования и возвышения роли культуры как важнейшего фактора устойчивого развития общества.

Успешная музыкально-педагогическая деятельность в любой сфере возможна только при наличии широкого взгляда на мир, единстве теоретико-познавательного, практического, творческого, нравственного и эстетического отношения к действительности, при овладении ценностями музыкальной культуры. Не случайно М. Каган, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечал, что «музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать...» [1, с. 66].

296

И. С. Кобозева

Содержательная составляющая, обеспечивающая приобретение будущими учителями музыки опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросооб-разной деятельности, формируется и функционирует в образовательной среде педагогического вуза. Создание гуманитарной образовательной среды в педвузе предполагает обеспечение определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение студентами музыкальной культуры и стимулирующих их собственную культуросообразную деятельность.

Большую работу в плане совершенствования подготовки музыкально-педагогических кадров ведет профессорско-преподавательский коллектив Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. Вуз сегодня является единственным в регионе образовательным центром по подготовке профессиональных педагогов-музыкантов в русле образовательных стандартов Российской Федерации. Осуществляя профессиональную подготовку специалистов, педагоги-исследователи разработали концепцию преподавания дисциплин культурологического цикла, которая учитывает, что мировая культура, в частности музыкальная культура современной Мордовии, развивается через взаимодействие различных локальных и функциональных культур, в результате чего возникает сеть общения, поддерживающая огромное разнообразие не только стилей, типов менталитета, поведения, но и ценностных ориентаций, национально-этнической самобытности.

Опыт Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева подтверждает, что задачи, стоящие перед российским обществом, определяют и особые требования ко всей музыкально-образовательной системе. В обязанности педагогов высшей школы в качестве первоочередной входит задача развития проблемно-поискового мышления и самостоятельности в интеллектуальном, мировоззренческом совершенствовании студентов, обогащения творчески-деятельностного компонента личности каждого из них. Педагогическая реальность, проектируемая преподавателями высшей школы, - это, по сути, синтезированный продукт объективно заданных нормативов педагогической деятельности и субъективного мира самого педагога. В связи с этим интерес представляет механизм перехода от внешне заданного, институциональ-

ного проекта педагогической деятельности, представляемого преподавателю высшей школы в виде стандартов, программ, методик и т. д., к корректировке этого проекта на субъектном уровне, а затем к индивидуальной, присущей именно данному педагогу форме его реализации. Целостность проектирования процесса подготовки учителей-музыкантов в Мордовском педвузе, равно как и в других педагогических вузах страны, зависит, таким образом, от объективных и субъективных оснований деятельности преподавателя, от понимания его действий по преобразованию предложенных ему извне целей, содержания, технологий и критериев оценки образования в авторскую модель педагогической деятельно -сти с индивидуально осмысленными и переработанными целевыми, содержательными, процессуальными и критериальными характеристиками, адаптированными к его личностному видению педагогической реальности.

Практическая работа убеждает нас в том, что, во-первых, методическая целостность мер модернизации профессионального образования обеспечивается совокупностью рациональных преподавательских приемов, объективных и субъективных условий, способствующих оптимальной ориентации личности на совершенствование профессионального мастерства и творческое освоение избранной профессии и, во-вторых, совершенствование формирования музыкально-творческих способностей студентов высшей школы должно осуществляться путем рационального и действенного использования возможностей учебного процесса. Оно возможно лишь с учетом актуальных межпредметных связей, динамичности и преемственности преподаваемых дисциплин, с осуществлением ярко выраженной профессиональной, практико-ориентированной направленности обучения и пр.

Модернизация профессионального образования, комплекс мер по подготовке музыкально-педагогических кадров в современной России является неотъемлемой частью культурной политики и должен быть адекватен основным ориентирам и приоритетам культурного развития российского общества в XXI в., связанным с опорой на личность и творчество, культурную многоук-ладность, сохранение культурного наследия, безопасность и устойчивость социокультурного прогресса.

Библиографический список

1. Каган, М. Музыка в мире искусств [Текст] / М. Каган // Советская музыка. - 1987. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.