Научная статья на тему 'Музыкальное образована в Томске во второй половине XIX века'

Музыкальное образована в Томске во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилов С. П., Ерёменко Е. П.

The issues of historical development of musical education in Tomsk since the midst to the end of the nineteenth century are disclosed in the article. The main focus is made on the analysis of their rote of clerical and secular educational institutions. Some of the data are published for the first time. On the basis of studying published and archive materials the conclusion is made on the significant input of Tomsk elementary and secondary educational establishments into developing musical culture in the city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образована в Томске во второй половине XIX века»

Литература

1. Кудряшова О.В. Буддийские древности. М., 1994,

2. Труды по буддизму. М., 1991,

3. Кочетов А.Н, Буддизм. М., 1983.

4. Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1 £>88.

5. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков, Элиста, 1999.

8. Алексеев Н.А. В старом Китае. М., 1958,

7. Березин А. Общий обзор буддийских практик. СПб., 1993.

8. Шан-Шунг. Нарисованное радугой. М., 2000.

9. Надееаа К.А. Буддизм в Калмыкии: Нравственные основы. Элиста, 1994.

10. Далай-Лама. Буддизм в Тибете. М., 1991.

11. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма; Текст лекции.

Чебоксары, 1993.

12. Гардонова ГР. Традиционное верование бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология, Улан-Удэ, 1997.

13. Березин А. Тибетский буддизм. История и перспективы развития. М., 1992.

14. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 1995,

15. Васильев Л.С, Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

16. Ольденберг Г. Будда, его жизнь и община. М., 1905.

17. Дзен-буддизм. Бишкек, 19S3,

18. Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Дух воина. Краснодар, 1993.

19. Ошо (Бхагван Шри Раджнши). Пульсация абсолюта. М., 1993.

20. Трунгпа Ч. Преодоление духовного материализма. Миф свободы. Шамбала. Священный путь воина. Киев, 1993.

21. Прикст О.Г. Избранное. Философско-педагогические и литературные сочинения, СПб., 1998.

СЛ, Вавилов*, Е.П, Ерёменко**

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОМСКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

‘Томский политехнический университет "Томский государственный университет

Старинный город Сибири, губернский Томск, «Сибирские Афины», видел многое: первые рояли декабристов, которые везли в санях ямщики, звонкие трубы сибирских казачьих полков, гармони народных

умельцев.

Парадоксально, но музыкальная история города практически не нашла отражения в многотомных трудах по истории Сибири и ее культуры. Некоторые аспекты музыкальной истории Томска освещались в периодической печати - в журналах «Музыкальная жизнь», «Томская старина», «Сибирская старина».

Да, в Томске не сложилось крупной композиторской или исполнительской школы. Но все эти годы сибирский город, его публика не были оторваны от музыкальной жизни России, всей страны. В Томске интенсивно развивалось музыкальное образование, шла разнообразная концертная жизнь. Были свои знаменитости, виртуозы. Томск овациями встречал и провожал знаменитых певцов, музыкантов,

В литературе [1; 2; 3, с. 10, II] рассматривались вопросы развития музыкального образования и воспитания в Томске, относящиеся практически только к XX в. Но вряд ли стоит согласиться с мнением, что лишь открытие музыкальных классов Томского от-

деления Русского музыкального общества стало началом музыкального образования в Томске.

Изучение опубликованных и архивных материалов позволяет высказать предположение, что корни подготовки музыкантов в Томске уходят в более ранний период. Бесспорно, при этом не следует забывать о широком смысле понятия «музыкальное образование», включающего не только подготовку профессиональных музыкантов в консерваториях и специальных средних учебных заведениях, но и обучение основам музыки в университетах, гимназиях, отколах, воспитание певчих в семинариях и церковноприходских школах.

Уже в конце XVIII в. в стенах Томского Алексе-евского монастыря была открыта первая школа, в которой были введены уроки пения. В 1807 г, школа была преобразована в духовное училище, а затем в духовную семинарию (1858). Музыкальной подготовке в этих заведениях уделялось большое внимание.

С первых дней организации семинарии регентом Федором Федоровичем Гурьевым был организован хор. До этого Гурьев был регентом семинарского хора в Тобольске. Благодаря его опытности, энергии, терпению семинарский хор вскоре занял видное место

Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 5 (42). Серия: ПЕДАГОГИКА

среди томских хоров, стал считаться вторым после архиерейского хора. Семинарский хор часто приглашался для участия в самых разнообразных городских праздниках и мероприятиях. После своего рукоположения в священники Федор Гурьев был принят в число братства Томской архиерейского дома и определен его казначеем. Хором семинарии стал руководить учитель пения и регент Семен Федорович Тихвинский.

Тихвинский обладал великолепным, воистину «церковным» басом, пользовался огромным уважением у томичей. Одним из первых в городе С.Ф. Тихвинский попытался открыть свою частную школу пения.

Об уровне подготовки семинарских певчих свидетельствует анализ программ концертов. Например, на акте по случаю 25-летия духовной семинарии 21 сентября 1883 г. семинарский хор под управлением С.Ф. Тихвинского исполнил псалом «Вси языцы восплещити руками», а «по окончании чтения семинарские певчие исполнили хор странников “Во Иордане реке” из оперы А.Н. Серова “Рогнеда”, духовный концерт “Радуйтесь Богу помощнику нашему”, псалом “Господи, силою твоею возвеселится Царь”».

В отчете о состоянии духовной семинарии в 1883— 1884 гг. говорилось: «Воспитанники охотно читали и пели в церкви, хор взрослых учеников семинарии (без сопрано и альтов) исполнял весьма часто с глубоким чувством церковные песнопения, переложения произведений Турчанинова, Бортнянского и заслуживал одобрение знатоков церковного пения».

В разные годы в конце XIX в. пение и музыку в семинарии преподавали В. Никонов, Н. Асташевский. В 90-х гг. в семинарии существовал оркестр, которым руководил скрипач Н.В. Осипов, один из первых томичей, окончивших Московскую консерваторию.

В первой четверти XIX в. в сибирских городах масштабы музыкально-концертной жизни определялись в основном домашним музицированием. В отличие от Европейской России, где в городских домах и сельских усадьбах можно было встретить и рояль, и виолончель, и арфу, и гитару, в сибирских городах, в Томске было еще довольно мало инструментов. Потребность в музыкальном воспитании и образовании детей затрагивала лишь довольно состоятельные слои населения. Однако бурное развитие промышленности и экономики привело и к значительному росту населения города, к определенной смене социальных ценностей, где образованность, культура стали играть все большую роль.

После получения статуса губернского города в Томске довольно быстро возникают крупные по масштабам того времени учебные заведения - гимназии, училища. В 1838 г. была открыта губернская гимназия. В первые годы ее существования в гимназии не было уроков музыки, что не могло остаться незамеченным городской общественностью.

В газетах писали: «По словам отчета 1858 г., причина, замедлявшая успехи преподавания в гимназии,

именно недостаток средств для открытия уроков танце-вания, музыки или гимнастики, которые бы не позволяли воспитанникам бесполезно и праздно проводить свободное время, - до сих пор не устранена. По есть уроки лепления из гипса и резьбы из дерева». Но все же в 50-х гг. XIX в. в гимназии появляется хор, начинаются уроки музыки. В последней трети XIX в. гимназия становится крупным центром музыкального воспитания.

В 1869 г. оказалось возможным открыть класс пения, который вел чиновник Половодов. Он давал 2 урока в неделю. Кроме того, воспитанники пели несколько раз в церкви. В 1880 г. пению обучались 30 человек. Занятия были продолжительностью 2 ч в неделю. Пели по нотам, в качестве аккомпанирующего инструмента использовалась скрипка. В 1885 г. пение было уже 4 раза в неделю. В 1889 г. В. Никонов организовал оркестр, для чего выписал инструменты, а для аккомпанемента была приобретена фисгармония.

Деятельность Василия Петровича Никонова заслуживает несомненных слов одобрения. До 5-го класса он учился в томской гимназии, позднее закончил курс кандидатом в Императорском Казанском университете на историко-философском, факультете по отделению классических языков. Был назначен преподавателем русского языка в Томское Алексеевское реальное училище и сверхштатным преподавателем греческого языка в гимназию.

В гимназии постоянно проходили музыкальнолитературные вечера. Один из них состоялся 28 февраля 1890 г. в помещении университета по инициативе директора К.И. Удовиченко. Праздник открылся пением гимна Д. Бортнянского под аккомпанемент ученического оркестра. Хор под управлением учителя М.А. Никольского исполнил все номера программы прекрасно, особенно хорошо был спет «Гимн Владимиру» композитора Главача.

Томские газеты отмечали, что ученический оркестр, зародившийся стараниями преподавателя ЕШ. Никонова, исполняет нелегкие для начала пьесы и подает хорошие надежды в будущем.

А вот как описан состоявшийся 2 февраля 1896 г. в мужской гимназии литературно-музыкальный вечер: «Значительная часть программы была отведена чтению произведений русских поэтов. Из выступавших солистов мы должны отметить Речку-нова, исполнившего “Вторую мазурку” Венявско-го. Речкунов - юноша, бесспорно, талантливый, выступил и в качестве композитора: оркестр исполнил под его управлением “Allegro” - его собственное сочинение.

Гимназический хор под управлением Никольского исполнил несколько народных песен».

Заметим лишь, что упомянутый в газете томич М. Речкунов стал впоследствии довольно известным деятелем отечественной хоровой культуры, композитором.

В 1890 г. директор гимназии помимо уроков пения вводит уроки музыки, для чего выписывает инструменты.

«Согласно циркулярному предложению господина министра народного просвещения от 15 января 1889 года за № 1068 о введении и улучшении преподавания пения и музыки в учебных заведениях - имею в виду ввести классы музыки вверенной мне гимназии, а также выписать необходимые для сего ноты и инструменты, поименованные в прилагаемом списке. Имею честь просить дозволить мне покупку инструментов и разрешить расходовать в течение года средства на наем учителя музыки».

Далее следует список инструментов. Среди прочего - скрипки, смычки для скрипки, альты, корнет-а-пистон, флейта, кларнет. Разрешение было получено 14 июля 1890 г.

Определенный вклад в музыкальное воспитание томичей внесли частные школы. В 1844 г. жена томского чиновника Яковлева открыла первую частную школу для девочек, где главными предметами были танцы и музыка. Просуществовала эта школа всего лишь год, но семена были посеяны.

Несколько позже, в 1849 г., был открыт частный пансионат учителем французского языка гимназии Александром Позоровским. Кроме основных предметов детям преподавали рисование, рукоделие. Были введены и занятия музыкой на фортепиано. Пансионат просуществовал несколько лет и был закрыт в 1857 г.

Отсутствие квалифицированных преподавателей в те годы служило главным препятствием для преподавания музыки. Об этом говорит тот факт, что в других частных женских школах ограничились преподаванием танцев.

Стоит подчеркнуть, что к концу XIX в. практически в каждом учебном, заведении Томска - от приходской школы и городской гимназии до Императорского Томского университета - можно было найти ту или иную форму музыкального воспитания и образования. Это были уроки пения, музыкальной грамоты с элементами теории музыки и сольфеджио, обучения игре на музыкальных инструментах: скрипке, виолончели, фортепиано. Во многих учебных заведениях существовали хоры, часто выступали смешанные и объединенные хоры.

Имеются сведения о том, что и в детских садах, приютах, которые существовали в основном на пожертвования томских купцов, проходили занятия по музыке, Вот любопытные факты. В 1875 г. в детском приюте Всеволода и Евграфа Королевых, где содержались мальчики в возрасте от 6 до 10 лет, шло обучение церковному пению. Был составлен небольшой

хор, который пел при служении литургии в Спасо-Преображенекой церкви.

Успешное обучение музыки вряд ли было успешным, если бы отсутствовала возможность приобретения для учащихся музыкальной литературы, учебников, нот. Важную роль в снабжении не только Томска, но и всей Сибири нотными изданиями и книгами по музыке сыграл знаменитый купец и общественный деятель Петр Иванович Макушин. В своем известном всему образованному Томску книжном магазине Петр Иванович выделил для музыкальной литературы целый зал, подготовил грамотных продавцов. Устойчивый товарооборот этого отдела позволил ему со временем преобразоваться в отдельный магазин, поскольку известен штамп «Инструментально-музыкальный магазин П.И. Макушина».

В публичной, доступной для всех сословий, библиотеке Макушина также имелся большой музыкальный отдел, где имелись учебники по музыке.

В 1879 г. в Томске было открыто отделение Императорского русского музыкального общества. Деятельность отделения сыграла выдающуюся роль в развитии музыкальной культуры Томска. В первые 10-..15

лет деятельность отделения была, направлена на организацию концертной деятельности в городе, пропаганду музыкальной культуры, приглашение гастролеров.

Поэтому незамеченной оказалась попытка ряда членов дирекции в 1889 г. положить начало педагогической деятельности Томского отделения - назначить особые вечерние классы. Учиться в них изъявили желание «господа студенты из Университета» (как писала местная газета), Существенную роль в организации этих классов играли первые профессора и преподаватели Томского университета Н. Гезехус,

Н. Малиев. Ректор Гезехус выступал на концертах, играл в составе струнных ансамблей, занимался музыкальным образованием студентов - дирекция предоставила для этого все необходимые инструменты, для неимущих студентов давал бесплатные уроки игры на скрипке и альте.

Контрастом деятельности томских любителей музыки звучит свидетельство омских газет о том, что даровые уроки хорового пения, открытые в г. Омске, были закрыты из-за отсутствия желающих петь.

Представленный ретроспективный взгляд на развитие музыкального воспитания и образования в Томске в середине и конце XIX в., на наш взгляд, свидетельствует, что именно в этот период общеобразовательные учреждения города, духовные учебные заведения стали основой последующего превращения Томска в город, где впервые в Сибири стали готовиться кадры профессиональных музыкантов.

Литература

1. Воробьева НА Столетие Томского областного музыкального училища. Томск, 1993,

2. Вавилов С,П., Сухушин B.C. Из истории музыкального образования в Томске (1893-1921) II Самосознание томской культуры. Томск, 2003.

3. Вавилов С.П. Церковные хоры и регенты старого Томска II Томская старина. 1991. № 2,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.