Научная статья на тему 'Музыкальное искусство Белоруссии в послеоктябрьский период (1918-1931 гг. )'

Музыкальное искусство Белоруссии в послеоктябрьский период (1918-1931 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
506
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОХРАНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ / ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ / CULTURE / MUSICAL ART / PRESERVATION OF MUSICAL CLASSICS / THE EMERGENCE OF NEW MUSICAL FORMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумова Виталия Иосифовна

Статья посвящена становлению и развитию музыкального искусства Белоруссии в 1920-1930-е гг. В это время республика находилась в достаточно сложных политических и экономических условиях и, несмотря на это, сохранению музыкальной классики, а также зарождению и развитию новых форм музыкального искусства, придавалось большое значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL ART OF BELARUS IN THE POST-OCTOBER PERIOD (1918-1931 GG.)

The article is devoted to the formation and development of the musical art of Belarus in the 1920s-1930s. At that time the Republic was in a rather difficult political and economic conditions and, despite this, the preservation of classical music, as well as the origin and development of new forms of musical art, was given great importance

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство Белоруссии в послеоктябрьский период (1918-1931 гг. )»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019

УДК 930.85

Наумова Виталия Иосифовна, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук, Брестский государственный технический университет, г. Брест Республика Беларусь

e-mail: vitaliya27@rambler.ru

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОРУССИИ В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД (1918-1931 ГГ.)

Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию музыкального искусства Белоруссии в 1920-1930-е гг. В это время республика находилась в достаточно сложных политических и экономических условиях и, несмотря на это, сохранению музыкальной классики, а также зарождению и развитию новых форм музыкального искусства, придавалось большое значение.

Ключевые слова: культура, музыкальное искусство, сохранение музыкальной классики, появление новых музыкальных форм.

Naumova Vitaliya Iosifovna, senior lecturer, Department of Humanities, Brest state technical University, Brest Republic of Belarus e-mail: vitaliya27@rambler.ru

MUSICAL ART OF BELARUS IN THE POST-OCTOBER PERIOD

(1918-1931 GG.)

Annotation. The article is devoted to the formation and development of the musical art of Belarus in the 1920s-1930s. At that time the Republic was in a rather difficult political and economic conditions and, despite this, the preservation of classical music, as well as the origin and development of new forms of musical art, was given great importance.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019

Keyword. culture, musical art, preservation of musical classics, the emergence of new musical forms.

Говоря о белорусском искусстве в целом и его музыкальной составляющей в частности, мы часто упоминаем о его самобытности и особенностях развития. Однако, как правило, в этих своих оценках мы опираемся только на достижения последних десятилетий. А между тем белорусское искусство имеет свою длительную историю и особенности, и изучение этой истории является важным фактором развития современной белорусской исторической науки. Особенно это касается такого периода, как 20-30-е гг. XX века, когда происходил процесс становления белорусской школы музыки и театрального искусства. Следует заметить, что специфика того периода наложила значительный отпечаток на дальнейшее развитие этих сфер белорусской культуры.

Можно с уверенностью сказать, что значительные успехи в развитии профессиональной музыкальной культуры были достигнуты уже в первые годы Советской власти, несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находилась Беларусь в связи с немецкой оккупацией и войной против Польши. Важную роль в этом процессе сыграла организация народных консерваторий в Витебске (1918), Гомеле (1919) и Минске (1920). Желающих учиться было много, так, например, в Витебскую народную консерваторию, было подано более 2000 заявлений [1, с. 62].

Периодические издания того времени предоставляют нам ряд интересных документальных подтверждений деятельности народной консерватории в Витебске, которая проводила большую музыкально-просветительскую работу. Так, местная газета «Известия» в номере от 15 декабря 1918 г. сообщала: «Отдел городского хозяйства бесплатно предоставляет Совету народной консерватории 4 раза в месяц городской театр с отоплением и освещением для налаживания бесплатных симфонических концертов для рабочих города» [1, с. 62]. Нужно сказать, что концерты симфонического оркестра под управлением

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 М. Малько, собирали широкую аудиторию. «Популярность концертов местного союза оркестрантов под руководством М. Малько с каждым разом увеличивается, - писала та же газета («Известия» от 3 января 1919 года. - Авт.) - успех полный. На втором концерте был полный театр публики».

Кроме симфонических концертов, в Витебске также проводились камерные вечера педагогов консерватории. Бурную культурную жизнь города дополняли гастроли многих театральных и концертных коллективов. В частности, ансамбль Московского народного дома познакомил витебчан с операми «Евгений Онегин», «Демон», «Русалка», «Аида», «Риголетто», «Кармен» и др. В Витебске часто гастролировал Петроградский государственный балет, который показывал «Лебединое озеро» и «Жизель». В Витебске также выступал украинский музыкально-драматический театр Ю. Сагайдачного, который представил «Аскольдову могилу», «Наталку-Полтавку», «Запорожца за Дунаем». С успехом прошли гастроли хоровой капеллы Д. А. Агренева-Славянского и других коллективов.

Бесплатные симфонические и камерные концерты (дирижер С. Певзнер) для рабочих города проводились и в Могилеве. Они, как правило, сопровождались вступительным словом или лекцией. Так газета «Соха и Молот» в номере от 14 октября 1919 года отмечала большую просветительскую и воспитательную роль этих концертов. В 1919 году в Могилеве была открыта первая в Беларуси государственная музыкальная школа для детей рабочих. Одновременно Могилевский губернский отдел народного образования организовал для молодежи три драматические и музыкальную студии с бесплатным обучением. В связи с открытием студий в печати («Соха и молот» от 6 февраля 1919 г.) было опубликовано обращение к деятелям искусства: «Сейчас настало время, когда рабочий класс взял в свои руки создание новых ценностей в искусстве и в жизни ... новое освобожденное человечество создает искусство новое, свободное, красивое, которого не знал еще мир. Товарищи, примите же участие в этой плодотворной товарищеской работе [1, с. 63].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019

Большую музыкально-пропагандистскую работу в городах и деревнях Беларуси проводил профсоюз работников искусства. Накануне второй годовщины Октябрьской революции газета «Путь Советов» в номере от 6 ноября 1919 г. сообщала: «Вчера 5-го с.м. для проведения праздника Октябрьской революции в Гомельский уезд направился весь союз работников искусств. Для проведения праздника в Гомеле оставлено всего 5 солистов» [1, с. 63].

Развитие музыкальной культуры в столице Беларуси было задержано из-за оккупации города сначала немецкими войсками, а после поляками. Однако, когда в 1919 году Минск оказался на некоторое время свободным от оккупантов, в нем широко развернулась культурная жизнь. Большую известность в рабочих клубах и воинских подразделениях получили хор под руководством В. Теревского и Государственный хор под руководством В. Ефимова [3, с. 266]. В этом же году с большим размахом в Минске отмечалась первая годовщина Красной армии - на митинге в честь этого события выступали сводный хор и солисты нескольких духовых оркестров.

Большую музыкально-пропагандистскую и просветительскую работу вели первые белорусские композиторы. Они помогали самодеятельным коллективам, организовывали музыкальные вечера, концерты, творческие встречи. Так, хорошо известный в Беларуси композитор Н.Н. Чуркин руководил музыкальной самодеятельностью Мстиславля (Могилевская губ.). В этот период он писал не только песни («В кузнице», «Песня батрака», «Первомайский марш» и т.д.), но и большие хоровые произведения на стихи Н. Некрасова («Мороз-воевода») и А. Кольцова («Косарь»). Именно Н.Н. Чуркина также можно считать основателем белорусской симфонической музыки, в которой он также использовал народные напевы, примером тому является его симфоническое произведение - «Белорусские картинки», написанное им в 1925г. К началу 20-х годов относятся также и первые попытки создания белорусской советской оперы. В 1921-22 годах Н.Н. Чуркин написал оперу «Освобождение труда» (либретто П. Шестакова), которая была исполнена на

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 сценах любительских театров - в Мстиславе (1922) и Могилеве (1924). «9 ноября в воскресенье в Могилевском театре, - писал рецензент по поводу второго спектакля, - перед собравшейся многочисленной публикой прошла опера «Освобождение труда», которая представляла собою далеко не заурядное явление...Авторы либретто П. Шестаков и музыки Н. Чуркин сделали громадную работу, работу чрезвычайно интересную и заслуживающую глубокого уважения» [1, с. 69].

В числе организаторов и педагогов народной консерватории в Витебске был М. В. Анцев, который получил музыкальное образование еще в Петербургской консерватории. Еще один воспитанник той же консерватории А.Е. Туренков активно участвовал в музыкальной жизни Могилева и Гомеля. В хоровых кружках Полоцка работал композитор и хормейстер М. Матисон. Много сил отдавали они созданию нового репертуара для художественной самодеятельности как авторы оригинальных произведений, многочисленных обработок народных песен, переложений классических произведений для хора [5, с. 34].

Следует отметить, что в данный период были очень востребованы музыкальные произведения по жанру близкие к песням революционного подполья и гражданской войны, и белорусские композиторы с большим энтузиазмом работали в этом жанре. Так, в 1922г. в Москве большим тиражом были изданы хоры М. Анцева «Не плачьте над трупами», «Памяти героев» и др. А Агитотдел музсектора Госиздата опубликовал хоровые песни А. Туренкова -«Рабочий дворец», «Ковачи» и др. Данные произведения были настолько популярны, что некоторые из них были исполнены на концерте, посвященном очередной годовщине Октябрьской революции 6 ноября 1923г. в Москве.

Необходимо отметить и очень плодотворную работу Я. Прохорова. Будучи знатоком песенного творчества славянских народов, он подготовил к исполнению около ста белорусских песен. Интересно, что в этот период белорусскими народными песнопениями были увлечены и многие русские композиторы, такие как: М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, А. Оленин, А.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 Никольский и др. В результате в 1925 г. в Институте белорусской культуры была создана специальная подсекция, занимающаяся изучением белорусского песенного фольклора. В результате ее деятельности в 1928г. был издан сборник «Народные песни с мелодиями», который впоследствии послужил источником для создания белорусскими композиторами произведений различных жанров.

Для руководства всей художественной жизнью республики был организован в системе Наркомпроса отдел искусств Галовполитпросвещения. Этот отдел заботился о развитии концертной деятельности, руководил музыкальной работой в городе и на селе, способствовал подбору репертуара для творческих коллективов и солистов, занимался вопросами музыкального образования.

Таким образом можно сказать, что в Беларуси разворачивалась систематическая работа по созданию музыкальных кадров, которые могли бы нести искусство в народ. В 1921 году рядом с уже существовавшей музыкальной школой в Могилеве, где было отделение и для взрослых, открылись две музыкальные школы в Гомеле и по одной в Витебске и Минске. Через год был создан первый в Беларуси музыкальный техникум на базе Витебской народной консерватории. Народная консерватория в Гомеле также была реорганизована в музыкальный техникум. Чуть позже открылись музыкальные школы в Бобруйске, Полоцке, Орше и других городах, а также Минский музыкальный техникум, созданный на базе существовавшей ранее музыкальной студии и школы.

Интенсивно развивается в 20-е годы и концертная деятельность. Положительную роль здесь сыграло широкое просветительское движение, развернувшееся в кругах музыкальной общественности. По инициативе отдельных групп музыкантов создавалось множество коллективов и ансамблей, которые вели широкую концертно-пропагандистскую деятельность. Так, созданное в Витебске общество имени А. Рубинштейна проводило циклы симфонических концертов, которые собирали многочисленную аудиторию. За три летних месяца 1925 года на концертах побывало более 30 тысяч человек. В

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 1927 году торжественно прошел вечер, посвященный 100-летию со дня смерти Бетховена (дирижер И.А. Гитгарц) [1, с. 65].

В Могилеве был создан небольшой симфонический оркестр из педагогов и учеников музыкальной школы, который с успехом выступал на торжественных собраниях и в дни революционных праздников. Вместе с ним выступал хоровой коллектив союза работников просвещения, который исполнял произведения классического репертуара. Музыкальная школа организовывала для рабочих города вечера камерной музыки, на которых исполнялись квартеты Гайдна, Моцарта, Чайковского и ряд других произведений.

Следует отметить также концерт хоровых коллективов Белорусского педагогического техникума, союза работников просвещения и педагогов музыкальной школы (1925), на котором впервые в Могилеве были исполнены произведения Н.Н. Чуркина (хоры «Мороз-воевода», «Косарь» и обработки народных песен) [5, с. 35].

В 1923-1924 годах в Гомеле силами городского симфонического оркестра, студенческого хора и солистов-педагогов был проведен интересный и содержательный цикл исторических концертов, в программу которого входили произведения Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Глинки, Чайковского и Рахманинова. С большим успехом проходили летние концерты в парке на берегу реки Сож. В 20-е годы в Гомеле устраивались концерты и из произведений белорусских композиторов А. Е. Туренкова и Г.К. Пукста.

С 1924 года, когда в Минске открылся музыкальный техникум, столица Беларуси становится главным центром развития национальной музыкальной культуры. В техникуме работали талантливые и квалифицированные музыканты: пианисты В. Семашко, Г. Петров, композиторы и теоретики П. Аладов, Я. Прохоров, Т. Шнитман, скрипач А. Бессмертный и другие [1, с. 66].

Большой интерес вызвал организованный техникумом цикл исторических камерных концертов. Программа заключительного концерта посвящалась белорусской музыке (квартет И. Фидлона, фортепианный квинтет П. Аладова,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 романсы и обработки народных песен Я. Прохорова, Т. Шнитмана и др.). В качестве лектора во всех концертах выступал Юлиан Николаевич Дрейзин -музыковед, публицист, педагог; автор работы «Музыка и революция» - первого исследования в области музыковедения в Беларуси. Журнал «Трибуна искусства» писал об этих концертах так: «Цикл камерных концертов, который прошел с большим успехом в Белорусском музыкальном техникуме, должен быть отмечен как исключительной важности факт в культурной и общественной жизни не только Минска, но и всей Беларуси. Этот цикл явился великолепным образцом продуманного, систематического музыкального воспитания» [5, с. 40].

Значительную роль в пропаганде белорусского народной песни сыграла Государственная хоровая капелла (руководитель А. Егоров), которая с успехом выступала и за пределами республики - в Москве и других городах СССР. Организованный в 1927 году ансамбль цимбалистов выступал в Донбассе, городах Закавказья. Активно пропагандировал лучшие образцы народного песенного творчества первый белорусский вокальный квартет.

С большим успехом прошел показ белорусского национального искусства в Москве в дни IV съезда Советов СССР весной 1927 года. Музыкальные и хореографические коллективы Беларуси приняли участие в «Вечере национальностей», организованном для делегатов съезда в Большом театре. Кроме того, в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт Государственной хоровой капеллы БССР.

Ярким событием в жизни белорусского искусства явились выступления белорусских музыкантов на Художественной выставке в Париже в 1925 году, а также певицы Л. Александровской и цимбалиста С. Новицкого на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне в 1927 году [1, с. 66]. Впервые белорусское национальное искусство демонстрировалась за рубежом.

Развитию национальной музыкальной культуры Беларуси действенно помогали представители республиканской литературно-художественной общественности. Много было сделано для пропаганды народной песни и танца

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 Беларуси музыкальным сообществом, в состав которого входили Я. Купала, Я. Колас, З. Бядуля, а также музыканты-исполнители и педагоги.

В 1929 году в Минске было создано общество «Музыка массам», которое ставило перед собой задачи - помочь городским рабочим клубам и избам-читальням создать репертуар для самодеятельности, повысить профессиональный уровень руководителей кружков [1, с. 67].

В Беларуси в этот период еще не было своего оперного театра. Этот пробел частично заполняли гастроли оперных и балетных ансамблей Москвы, Ленинграда, Киева, которые показывали «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Русалку», «Наталку-Полтавка», «Запорожца за Дунаем» и другие произведения. Таким образом можно сказать, что элементы национального оперного и хореографического искусства формировались в рамках драматического театра.

Открытый в 1920 году драматический театр БДТ-1 (ныне театр имени Янки Купалы) имел балетную группу, хор и оркестр. Хор под руководством В. Теревского участвовал почти во всех спектаклях. Особенно много музыкальных номеров было в пьесе М. Чарота «На Купалье» (1921 г.). В ней звучали народные песни «Ой, рана на Ивана», «Сегодня Купала, завтра Ян», «Купала -ночка маленька», «Купалинка - темная ночка» и многие другие. З. Бядуля в газете «Советская Белоруссия» от 23 ноября 1921 года писал: «Прошумела в нашем Минске музыкальная драма М. Чарота «На Купалье». В этом успехе не так заслуга автора, сколько сочная лирика народных обрядов и народных мелодий «, а журнал «Трибуна искусства» писал об этой постановке, как «первом камне в здании белорусской оперы». Народные песни и танцы также широко использовались в таких пьесах как: «Коваль-воевода», «Машека», «Кастусь Калиновский».

Хореографическая группа под руководством К.А. Олексютович в 1922 году поставила балеты «Коппелия» Л. Делиба, «Заколдованный лес» Р. Дриго и «Фея кукол» И. Байера. А в сезон 1926/27 года БДТ-1 показал отрывки из опер

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019 «Князь Игорь» и «Фауст». В мае 1927 года было поставлена опера «Русалка». Эти спектакли шли с большим успехом и в следующем сезоне [1, с. 67].

Нужно сказать, что оперные спектакли ставили в то время и музыкальные учебные заведения. Так, Витебский музыкальный техникум силами педагогов и учеников поставил пьесы «На Купалье», «Соловей», «Машека», «Кастусь Калиновский» которые легли в основу одноименных опер и балета. В последующем в операх «На Купалье» («Цветок счастья») А. Туренкова (1939) и «Машека» Р. Пукста (1947) частично был использован музыкальный материал из этих постановок 20-х годов. В Гомеле педагоги и студенты народной консерватории и техникума исполняли отрывки из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка»; а в 1922 году ими была показана и детская опера «Красная шапочка» Ц. Кюи [5, с. 42].

Организация специального оперного класса при музыкальном техникуме в Минске значительно улучшила подготовку артистов-певцов и стимулировала работу по созданию оперных спектаклей. В классе бывшего солиста Большого театра В. Цветкова была подготовлена опера «Фауст» (исполнялась на белорусском языке в мае 1928 года, дирижер И.А. Гитгарц). Большой и заслуженный успех выпал на долю молодой талантливой певицы Л. Александровской, которая исполнила роль Маргариты. Высокий уровень профессиональной подготовки показала и остальная молодежь, которая принимала участие в спектакле.

После В. Цветкова во главе оперного класса стал известный русский певец А.П. Боначич. Под его руководством студенты подготовили новые пьесы - «Русалку» (1929) и «Севильский цирюльник» (1930), которые продемонстрировали творческие успехи молодых исполнителей [2].

В 1930 году оперный класс был реорганизован в Государственную студию оперы и балета. Свой первый спектакль - оперу «Золотой петушок» -она показала в 1931 году. Газета «Советская Белоруссия» в номере от 18 июля 1931 года писала: «Золотой петушок - безусловное достижение, новый и ценный вклад в культурное строительство БССР» [4].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (22) 2019

Можно сказать, что в 20-е годы в Беларуси проходило становление профессионального искусства в самых разных формах музыкально-исполнительского, концертного и театрального жанра, а также это период активного становления музыкального творчества и образования. Именно в это время формируется национальная композиторская школа. Белорусские композиторы в этот период делают первые шаги в разнообразных жанрах творчества. Закладываются основы симфонической, камерно-инструментальной музыки; а также жанра массовой песни и обработки народных мелодий. В это же время происходит период зарождения национального музыкального театра. Показательно также, что первые белорусские композиторы-профессионалы в своих произведениях часто использовали опыт русской классической музыки, но вместе с этим живительным источником их творчества являлась белорусская народная песня, жизнь и быт народа, а также родная природа.

Список источников:

1. Псторыя беларускай савецкай музыю. - Мшск: Вышэйшая школа, 1971. - 544 с.

2. Из истории музыкознания в Беларуси: Белорусская государственная академия музыки 1932-1992 гг. / под ред. Г. С. Глущенко, Р. И. Сергиенко, К. И. Степанцевич. - Минск: Бел. навука, 2002. - 366 с.

3. Лыч, Л. Навщю, У. Псторыя культуры Беларусi / Л. Лыч, У. Навщю. - Мшск: Экаперспектыва, 1996. - 453 с.

4. Мухарынская, Л. С. Яюменка, Т. С. Беларуская народная музыкальная творчасць: вуч. дапаможшк для муз. ВНУ / Л. С. Мухарынская, Т. С. Яюменка. - Мшск: Вышэйшая школа, 1993. - 343 с.

5. Нисневич, С. Г. Белорусская музыкальная литература / С. Г. Нисневич. - Минск : Вышэйшая школа, 1981. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.