Научная статья на тему 'Музыкально-теоретическое наследие Иоганна Георга Але и вопросы музыкальной риторики'

Музыкально-теоретическое наследие Иоганна Георга Але и вопросы музыкальной риторики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иоганн Георг Але / музыкально-риторические фигуры / музыкальная риторика / Figurenlehre / перечень музыкальных фигур / Барокко / учение о композиции / история теории музыки. / Johann Georg Ahle / musical-rhetorical figures / musical rhetoric / Figurenlehre / catalogue of musical figures / Baroque / theory of composition / history of music theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Анастасия Александровна, Степаненко Кристина Николаевна

В статье рассматривается биография, музыкальное и литературное наследие немецкого органиста, композитора и поэта из Мюльхаузена Иоганна Георга Але (1651–1706). Особое внимание уделено освещению его теоретических трудов — циклу «Музыкальных бесед» (1695–1701) о музыкальной композиции, озаглавленных соответственно названиям времен года. Помимо научного аспекта, работы И. Г. Але носят ярко выраженный художественный характер. Об этом можно судить как по легкому, остроумному и порой сатирическому стилю изложения (в статье приводится ряд примеров), так и по организации текстов, представляющих собой полилог персонажей. В данной статье раскрываются подробности, касающиеся перечня фигур Але, и анализируются воззрения этого автора на приемы омузыкаливания слова в контексте его учения о композиции. Статья подготовлена с использованием материалов, полученных А. А. Мальцевой в ходе научной стажировки при поддержке Фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Theoretical Works of Johann George Ahle and Issues of Musical Rhetoric

The article discusses the biography, musical and literary heritage of the German organist, composer and poet from Mühlhausen Johann Georg Ahle (1651–1706). Particular attention is paid to the study of his theoretical cycle on musical composition «Musical Conversations» (1695–1701), which are entitled according to the names of the seasons. In addition to the scientific value, they have pronounced artistic features reflected in the light, witty and sometimes satirical style of presentation (the article provides a number of examples), as well as in the structure of the texts organized in the form of characters’ polylogue. This article tells the reader about Ahle’s catalog of figures and composer’s views on the methods of translating a verbal text into music in the context of his composition theory. The article contains materials obtained by A. A. Maltseva during a scientific research supported by the Gerda Henkel Foundation (Gerda Henkel Stiftung).

Текст научной работы на тему «Музыкально-теоретическое наследие Иоганна Георга Але и вопросы музыкальной риторики»

Мальцева Анастасия Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Maltseva Anastasiya Alexandrovna, PhD (Arts), Associate Professor at the Department of History of Music of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory

E-mail: aamaltseva@mail.ru

Степаненко Кристина Николаевна, студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Stepanenko Kristina Nikolaevna, student at the Theoretical Department of the M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory

E-mail: kristina_stepanenko@list.ru

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИОГАННА ГЕОРГА АЛЕ И ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РИТОРИКИ

В статье рассматривается биография, музыкальное и литературное наследие немецкого органиста, композитора и поэта из Мюльхаузена Иоганна Георга Але (1651-1706). Особое внимание уделено освещению его теоретических трудов — циклу «Музыкальных бесед» (1695-1701) о музыкальной композиции, озаглавленных соответственно названиям времен года. Помимо научного аспекта, работы И. Г. Але носят ярко выраженный художественный характер. Об этом можно судить как по легкому, остроумному и порой сатирическому стилю изложения (в статье приводится ряд примеров), так и по организации текстов, представляющих собой полилог персонажей. В данной статье раскрываются подробности, касающиеся перечня фигур Але, и анализируются воззрения этого автора на приемы омузыкаливания слова в контексте его учения о композиции. Статья подготовлена с использованием материалов, полученных А. А. Мальцевой в ходе научной стажировки при поддержке Фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung).

Ключевые слова: Иоганн Георг Але, музыкально-риторические фигуры, музыкальная риторика, Figurenlehre, перечень музыкальных фигур, Барокко, учение о композиции, история теории музыки.

MUSICAL THEORETICAL WORKS OF JOHANN GEORGE AHLE AND ISSUES OF MUSICAL RHETORIC

The article discusses the biography, musical and literary heritage of the German organist, composer and poet from Muhlhausen Johann Georg Ahle (1651-1706). Particular attention is paid to the study of his theoretical cycle on musical composition «Musical Conversations» (1695-1701), which are entitled according to the names of the seasons. In addition to the scientific value, they have pronounced artistic features reflected in the light, witty and sometimes satirical style of presentation (the article provides a number of examples), as well as in the structure of the texts organized in the form of characters' polylogue. This article tells the reader about Ahle's catalog of figures and composer's views on the methods of translating a verbal text into music in the context of his composition theory. The article contains materials obtained by A. A. Maltseva during a scientific research supported by the Gerda Henkel Foundation (Gerda Henkel Stiftung).

Key words: Johann Georg Ahle, musical-rhetorical figures, musical rhetoric, Figurenlehre, catalogue of musical figures, Baroque, theory of composition, history of music theory.

Вопросы связи музыки и риторики в теоретических источниках эпохи Барокко обретают все большую актуальность, а тенденция ad fontes, особенно активно развивающаяся в связи c открывшимся онлайн-доступом к грандиозному массиву трактатов прошлых столетий, этому только способствует. В разговоре о перечнях музыкальных фигур, составленных авторами трактатов XVII — первой половины XVIII века по аналогии с риторическими, с течением десятилетий прошлого столетия откристаллизовался определенный список авторов, которые теперь уже традиционно присутствуют в дискурсе о музыкальных Figurenlehren1. Среди круга ученых-музыкантов эпохи Барокко обращает на себя внимание имя композитора, органиста и одновременно

поэта Иоганна Георга Але (1651-1706)2, который, подобно некоторым его предшественникам, берется составить из подлинно риторических терминов перечень фигур и помещает его в труде, имеющем ярко выраженный музыкальный уклон.

Основными задачами данной статьи являются введение в научный оборот отечественного музыкознания непереведенных доныне на русский язык музыкально-теоретических источников — трудов И. Г. Але; освещение подробностей жизни этого музыканта, о котором в русскоязычной литературе сказано не так уж и много. Следует заметить, что в отечественных работах, специально посвященных музыкальной риторике, имя И. Г. Але встречается крайне редкоз. В качестве

1 См., например, [14; 20; 25].

2 О биографии И. Г. Але см.: [5; 14, ^ 46-47; 15-17].

3 Например, в исследовании О. И. Захаровой «Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы» он упоминается лишь косвенно [2, с. 33].

отдельной и магистральной задачи выступает подробное рассмотрение перечня фигур в трактате «Летние беседы» [9] как неотъемлемого компонента взглядов Але на подходы в обращении композитора со словом — и потому важного аспекта его учения о композиции. Данные вопросы впервые становятся объектом пристального внимания в отечественном музыкознании.

1

Прежде чем приступить к рассмотрению музыкально-риторических воззрений Иоганна Георга Але, коснемся некоторых подробностей биографии этого музыканта центральной Германии. И. Г. Але, упоминаемый часто в качестве предшественника И. С. Баха на посту органиста Церкви Святого Власия в Мюльхаузене4, был старшим сыном Иоганна Рудольфа Але (1625-1673) — члена городского совета, органиста Церкви Святого Власия в период с 1654 по 1673 год, автора вокальных, инструментальных и органных произведений. Как пишет М. Ратей, «музыкальную жизнь вольного имперского города Мюльхаузена во второй половине XVII века в значительной мере определяла семья музыкантов Але» [24, S. 2*]5.

После окончания школы с 1671 года Але младший изучал право в Йенском университете, который закончил со степенью бакалавра. В 1673 году после смерти отца он унаследовал должность органиста Церкви Святого Власия и выполнял эти обязанности до конца своей жизни. Как и его отец, И. Г. Але был избран членом городского совета.

Иоганн Георг был знаменит как талантливый поэт, славившийся познаниями в искусстве немецкой поэзии и удостоенный в 1680 году звания поэта-лауреата «за его добродетель и великолепное мастерство, но особенно за его превосходное знание благородной немецкой поэзии, а также за его редкостную и изящную манеру хвалебной музыки и ее славное сочинение» [19, S. 89]. Он поддерживал контакты с Георгом Ноймарком и другими членами Плодоносящего общества (Fruchtbringende Gesellschaft), ратовавшего за очищение немецкого языка от иностранных слов и, в особенности, иностранной терминологии.

Величину композиторского наследия Але можно оценить лишь условно, поскольку сохранились, в основном, только его изданные произведения, а значительная часть рукописных сочинений погибла в 1689 году во время пожара в Мюльхаузене. Также утрате произведений Але мог способствовать пожар 1707 года. Среди его сохранившихся произведений — духовная вокально-хо-

ровая музыка, где важное место занимают духовные песни и арии6. Четыре собрания инструментальных сочинений, предположительно, написанных на заказ и предназначенных для сопровождения мероприятий городского совета, были опубликованы в Мюльхаузене в период с 1675 по 1681 год, но эти издания тоже утрачены.

Перу Але принадлежит сочинение из области популярной литературы развлекательного толка, повествующее о разнообразных занимательных, необычных и причудливых вещах. Речь идет о работе «Музыкальная майская услада» (Musicalische Mayenlust) в четырех частях, издававшейся с 1676 по 1678 год (названия частей — «Клио», «Каллиопа», «Эрато», «Евтерпа»).

Первой попыткой музыкально-теоретического труда стал опубликованный в 1687 году «Музыкальный сад наслаждений» (Musikalische Gartenlust) [11]. Предложенное в этой работе разъяснение интервалов в опоре на математическую концепцию музыки (хотя и в упрощенной форме) обнаруживает близость идеям А. Веркмайстера, который, возможно, являлся другом Але7. В 1690 году было опубликовано руководство по искусству пения [12]8, первоначально составленное в 1673 году еще отцом Иоганна Георга, но в дальнейшем расширенное и переработанное сыном.

Музыкально-теоретический дискурс своего времени Але отразил в «Музыкальных беседах» (1695-1701)9 — цикле текстов об основах музыкальной композиции, озаглавленных соответственно названиям времен года [7-10]. В «Весенних беседах» Але рассматривает вопросы просодии, композиции и учение о модусах; в «Летних беседах» развивает тему соотношения словесного текста и музыки, говоря о просодии и риторических фигурах. «Осенние беседы» посвящены рассуждениям об интервалах и диссонансах; «Зимние беседы» повествуют об интервалах и аккордах, понимаемых в контексте теории аффектов.

В четырех частях «Музыкальных бесед» Але опирается на труды С. Боэция, Г. Барифонуса, Г. Финка, С. Кальвисиуса, М. Преториуса, И. Липпиуса, И. А. Хербста, Г. Гриммиуса, В. К. Принца, А. Веркмайстера, И. Кунау и других авторов. Обращает на себя внимание наличие ссылок на эти труды в текстах «Бесед», что нечасто можно встретить в данного рода литературе того времени. Как указывает Х. Кронес, «точные цитаты, атакже точные ссылки в сносках представляют собой сокровищницу для ученых, которые ищут перекрестные связи между различными авторами XVII века» [19, S. 89].

«Беседы» представляют собой полилог вымышленных персонажей, среди которых Музелиб (Muselieb),

4 Об этом на русском языке см., например, [1, с. 29; 4, с. 17; 6, с. 76]. Интерес к Але нередко был связан с исследованием области влияния музыкальной культуры Мюльхаузена на творчество молодого И. С. Баха.

5 Здесь и далее переводы, кроме особо оговоренных случаев, выполнены авторами статьи.

6 Список произведений, принадлежащих Але, опубликован в исследовании З. В. Д. Севира [26, р. 185-208].

7 Об И. Г. Але и А. Веркмайстере подробнее см.: [22; 23].

8 Второе дополненное издание [13].

9 Как пишет М. Ратей, «музыкально-эстетическая концепция Але ни в коем случае не является оригинальной или новаторской, скорее она базируется на принципах современной теории музыки, которые он формулирует в форме ученых бесед»

Дойчольд (Deutschold), Воннемунд (Wonnemund) и особо сведущий в музыкальном искусстве Гелиан (Helian), которому, как правило, и принадлежит «солирующая партия»10. Демонстрируя осведомленность в вопросах исполнительского искусства, истории музыки и современной музыкальной теории, Але избирает остроумную и нарочито «небрежную» манеру изложения, являющуюся продолжением опыта работы над «Музыкальным садом наслаждений». Так, в завершении «Весенних бесед» Воннемунд подытоживает рассказ Гелиана о соотношении стихотворных стоп и музыкальных метров следующим четверостишием:

«Если же ты хочешь помолчать,

То забрось сочинительство;

Но всяк, к чему-нибудь способный, знай,

Что ты не свинья, а гусь.

Гелиан и Музелиб засмеялись этой несуразице (Unreime)» [7, S. 41].

Юмористический смысл этого небольшого стихотворения, следует полагать, заключается в постоянной смене стихотворного метра и смещении акцентов в стихотворной строке (см. ил. 1).

Иллюстрация 1 _

V) -

bättefitt bccfc gefönten/ fo ttttrfi (in Sitfmpnifl blieben; aber nun roeré/ roer etwas fan/ _ bag Ni fein eüroabn/fonbct n ein <8an&

Приведем еще один пример, иллюстрирующий остроумную манеру Але: в «Летних беседах» для разъяснения проблемы цезурирования посредством соотношения клаузул и знаков пунктуации Але повествует о неком органисте, привыкшем делать бесконечные паузы в музыкальных произведениях". Юмористический оттенок образует игра слов, где создателя музыки (Stimsetzer) Але именует как Schlimsetzeri2.

2

Сквозной линией размышлений Але становится

проблема соотношения музыки и слова. Будучи одновременно и поэтом, и музыкантом, Але неоднократно говорит об общности этих искусств. В «Летних беседах» он излагает разговор о фигурах в музыке: в середине июля Mузелиб, Дойчольд и Воннемунд, прогуливаясь и наслаждаясь прелестной погодой, внимают осведомленному в вопросах риторики Гелиану (см. ил. 2): «Как риторы в прозаической речи и поэты в стихотворной речи используют всевозможные риторические фигуры, так и многие из мелопоэтов также используют их в речи поющейся. Что именно они собой представляют, будет видно из последующего» [9, S. 16].

Иллюстрация 2

hierauf rebetefotagm^lían: <Шф» toit Me deiner lia .freier / imb b e фоегеп In tfebnnfccner allerlei Шшоп'фс Sí* guren Ou gebrauchen ; alfb bedenen рф аифтдп4>егок5Шоросгсп in ftngenfcer (i6)Sfabe. Фай bem fo fei / wirb Ш foU genbem fat erheitert.

Давая определение риторической фигуры, Але цитирует M. Ф. Квинтилиана [9, S. 16], который в то время оставался бесспорным авторитетом в вопросах ритори-ки13: «Фигура, как и самое название ее показывает, есть некоторый оборот речи, от общего и обыкновенного образа изъяснения мыслей отступающий»" (см. ил. 3).

ИллюстрацияЗ

Figura eft conformado quardam Oratio-nis, remota i communi & primíimfeofferentera-tione^ Quintiiianus Inftít. Orat. lib. 9. cap. T«.

Во фрагменте текста трактата, касающемся описания фигур, Але опирается на ряд трудов, принадлежащих авторитетным в области искусства красноречия ученым. Помимо труда Квинтилиана, он обращается к трактатам Rhetorices contractœ, sive, Partitionum oratoriarum Герарду-са Иоганнеса Фоссиуса [28]i5, Quœstionum Rhetoricarum Mаттиаса Иоганнеса Гаммерикуса [18], «Немецкая риторика, или Немецкое искусство красноречия» (Teutsche Rhetorica oder Redekunst Deutschen) Иоганна Mатфея Mейфарта [21].

[24, S. 28*].

10 За этим героем скрывается сам автор. Имя Helian ведет свое происхождение от перестановки латинских букв имени Ahlenius. Эта барочная традиция беседы проявилась еще в раннем сочинении Але Musicalische Mayenlust, где Але-Гелиан пребывал в обществе Астеуса (Asteus), Таумастеса (Thaumastes) и Филидемона (Philidemon).

11 Затем он переходит к теоретическим позициям трактатов Г. Гриммиуса и И. Липпиуса [9, S. 9].

12 Слово образовано от прилагательного schlimm (нем. плохой, скверный, дурной: «Ei, sprach er, wie läppisch klinget das! Hat doch der Schlimsetzer (Stimsetzer wollte ich sagen) weder die Antithesin noch Emphasin beachtet und ausgedrükt» [9, S. 31]).

13 Полная копия Institutionis Oratorix Квинтилиана была обнаружена в монастыре Санкт-Галлена в 1416 году. С этого момента началась новая эра в освоении этого труда. Как пишет Г. Г. Унгер, «сам факт того, что за последние 30 лет XV века появилось 12 переизданий, а в XVI веке (за 100 лет) 80(!), то есть новое издание выходило почти каждый год, свидетельствует о высокой востребованности («Риторических наставлений». — А. М., К. С.) Квинтилиана в то время» [27, S. 12].

14 Перевод А. Никольского дан по [3, c. 124].

15 Первое издание этого труда датируется 1622 годом.

На примере начальной фразы Псалма 98 Jauchzet dem HErren alle welt, singet, rühmet und lobet Але демонстрирует распространенные риторические фигуры, чтобы показать их возможности применительно к мотетной

Таблица 1

композиции [9, S. 18]. Их изложение с обозначением буквами сегментов словесного текста, введенного нами для наглядности, представлено в табл. 1.

Название фигуры Текст Перевод Буквенное обозначение

epizeuxis Jauchzet, jauchzet, jauchzet dem HErren alle welt Восклицайте, восклицайте, восклицайте Господу вся земля a a a b

doppelte epizeuxis Jauchzet, jauchzet dem HErren alle, alle welt Восклицайте, восклицайте Господу вся, вся земля a a b c c d

anaphora Jauchzet dem HErren, jauchzet Ihm alle welt, jauchzet und singet Восклицайте Господу, восклицайте Ему вся земля, восклицайте и пойте a b a c a d

synonymia singet, rühmet und lobet oder: jauchzet, singet, rühmet und lobet пойте, прославляйте и восхваляйте или: восклицайте, пойте, прославляйте и восхваляйте b c d или a b c d

asyndeton jauchzet, singet, rühmet, lobet восклицайте, пойте, прославляйте, восхваляйте a b c d

polysyndeton jauchzet und singet und rühmet und lobet восклицайте и пойте и прославляйте и восхваляйте a b c d и и и

climax jauchzet und singet, singet und rühmet, rühmet und lobet восклицайте и пойте, пойте и прославляйте, прославляйте и восхваляйте a b b c c d

epistrophe singet dem HErren, rühmet den HErren, lobet den HErren пойте Господу, прославляйте Господа, восхваляйте Господа a b c b d b

epanalepsis, epanodos singet, rühmet und lobet, ja lobet, rühmet und singet пойте, прославляйте и восхваляйте, да восхваляйте, прославляйте и пойте a b c c b a

Завершает Гелиан повествование о фигурах следующими словами: «Таким образом, большое количество фигур можно создать из малого количества слов: однако все эти фигуры не применяют в изречении сразу, как хорошо известно: ораторские и поэтические приемы используют только как сахар и специи. <...> Но также, как соль является самой распространенной специей, так и Epizeuxis является наиболее распространенной фигурой» [9, Б. 17-18].

Интересно и не лишено остроумия продолжение разговора о риторических фигурах, высмеивающее неудачную композиторскую практику: «Мне сейчас пришло в голову, — воскликнул Воннемунд, — то, что говорит об этом знаменитый Фоссиус (Уо55Ш5): Применение Epizeuxis свидетельствует о страсти (ецфапкшд) и патетике (пабцпхы^). Поэтому довольно забавно, когда вызывают смех многократные повторения в голосе, если эти слова не имеют ни значимости, ни силы. Такие я в большом количестве слышал» [9, Б. 18]. Далее

в трактате приведены нотные примеры, в которых акцентируется бессмысленное повторение таких семантически нейтральных немецких слов, как dann, hat и aber (см. прим. 1-3).

Але представляет теоретические знания в непосредственной связи с музыкальной практикой. Несмотря на то что содержание «Бесед» свидетельствуют о стремлении Але написать руководство по композиции, по мнению М. Ратея, главная его цель состояла в другом: «Речь идет о музыкальной герменевтике, "учении о понимании". Речь идет об изучении того, что представляет собой хорошее произведение, чтобы затем обрести умение соответствующим образом говорить и судить о музыке» [24, S. 19*].

Следует также заметить, что в трактате содержится довольно большое количество нотных примеров, но их авторы не указываются. Можно предположить, что музыкальные фрагменты Але заимствует из собственных сочинений. Однако, принимая во внимание

Пример 1

ШЁШмШШШ

¡Dan/:/::/: v.bungti|i7i|i/:/: ift fmm&licf)

Dan / dän / dän / dän / dän Er ist /ist /ist / ist freundlich /

Пример 2

Also hat / hat / hat / also hat / hat / hat Gott die weit

Пример 3

ilber/^ :/■ ober/ :n :/: aber ш f. f.

то, что далеко не все примеры приводятся в качестве «образцов для подражания», а порой иллюстрируют то, как не нужно писать музыку, эта точка зрения представляется не вполне оправданной. М. Ратей, осмысляя рассказ Воннемунда о посещении концерта, где в музыкальном произведении пятьдесят раз повторялось слово «цветет» (Das blüh) и более двадцати раз Jesu Christi, делает предположение, что Але мог, так сатирически преувеличивая, критиковать стиль Андреаса Хаммершмидта, «который был очень распространен в канторатах небольших городов» [24, S. 25*].

В завершение данной статьи обратим внимание нато, что рекомендации Але касаются, прежде всего, вербального компонента, но он отнюдь не дает пояснений, как обходиться в применении этих фигур с музыкальной материей. В этой связи перспективным видится дальнейшее изучение вопросов принадлежности перечня фигур Але сфере музыкального искусства или риторики, исследование природы и значения фигур Але в контексте панорамы музыкально-теоретических источников XVII — первой половины XVIII века.

aber / aber /

ber aber /aber / а - ber

Литература

1. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. 383 с.

2. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. 77 с.

3. Квинтилиан М. Ф. Книга IX // Квинтилиан М. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. А. Никольского. СПб.: Типография императорской Российской академии, 1834. 204 с.

4. Мальцев С. М. Внутритактовая агогика в немецком учении о такте XVII-XVIII веков. СПб.: СПбГК, 2010. 124 с.

5. Степаненко К. Н., Мальцева А. А. Предшественник Иоганна Себастьяна Баха в Мюльхаузене — Иоганн Георг Але // Музыкознание. История и современность глазами молодых учёных: сб. материалов IV Всерос. науч.- практ. конф. (1617 окт. 2019 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. С. 151-156.

6. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2011. 816 c.

7. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Frühlings-Gespräche: darinnen fürnehmlich vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Pauli, 1695. [3] Bl. 42 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Herbst-Gespräche: darinnen weiter vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Brükner, 1699. [3] Bl. 42 S.

9. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Som[m]er-Gespräche: darinnen ferner vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Pauli, 1697. [3] Bl. 41 S.

10. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Winter-Gespräche / darinnen ferner vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Brükner, 1701. [3] Bl.

41 S.

11. Ahle J. G. Unstruhtinne / oder Musikalische Gartenlust: welcher beigefügt sind allerhand ergetz- und nützliche Anmerkungen. Mühlhausen: Selbstverl., 1687. [8] Bl. 80 S.

12. Ahle J. R., Ahle J. G. Kurtze / doch deutliche Anleitung zu der lieblich und löblichen Singekunst / vor vielen jähren verfasset und geordnet für die anfahende Jugend [...] von Johann Rudolph Ahlen; jetzunder aber [...] mit ergetz- und nützlichen / teils auch nöthigen Anmerkungen vermehret [...] durch [...] Johann Georg Ahlen. Mühlhausen: Christian Pauli, 1690. [3] Bl. 45 S.

13. Ahle J. R., Ahle J. G. Kurtze / doch deutliche Anleitung zu der lieblich und löblichen Singekunst / vor vielen jähren verfasset und etliche mahl herausgegeben von Johann Rudolph Ahlen; jetzund aber [...] mit ergetz- und nützlichen / teils auch nöthigen Anmerkungen / nach vielfältigem begehren/ zum zweiten mahle / und zwar verbesserter und viel vermehret zum drukke befördert [...] durch [...] Johann Georg Ahlen. Mühlhausen: Keiser, Brükner. 1704. [4] Bl. 32 S. [1] Bl. 86 S.

14. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber, 1997. 303 S.

15. Buelow G. J, Rathey M. Ahle, Johann Georg // Die Musik im Geschichte und Gegenwart. 21 Bd. in zwei Teilen. Personenteile, Bd. 1. / Hrsg. von L. Finscher. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1999. S. 244-246.

16. Buelow G. J. Johann Georg Ahle // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. DVD-ROM.

17. Eitner R. Ahle, Johann Georg // Eitner R. Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des neunzehnten Jahrhundert. Bd. 1, Aa-Bertali. Leipzig: Breitkopf & Haertel, 1900. S. 64-65.

18. Hammericus M. J. Qu^stionum Rhetoricarum. Libri duo.

Halle, Saale: Krusike, Bismarcus, 1613. 6 Bl. 240 p.

19. Krones H. Die Figurenlehre bei Bachs Amtsvorgänger Johann Georg Ahle // Österreichische Musikzeitschrift. 1985. Jg. 40. S. 89-99.

20. Krones H. Musik und Rhetorik // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik / Hg. von F. Blume, L. Finscher. Kassel — Basel — London — New York — Prag: Bärenreiter, 1997. Bd. 21. S. 814-852.

21. Meyfart J. M. Teutsche Rhetorica oder Redekunst Deutschen. Coburg: Friedrich Gruner, 1634. 441 S.

22. Rathey M. Die Grobe-Tabulatur. Überlegungen zu ihrer Genese und zur thüringischen Buxtehudeüberlieferung im 17. Jahrhundert // Jahrbuch 2000 der Ständigen Konferenz Mitteldeutsche Barockmusik. Eisenach: Karl Dieter Wagner, 2001. S. 42-55.

23. RatheyM. Die Temperierung der Divi Blasii-Orgel in Mühlhausen // Bach-Jahrbuch. 2001. Jg. 87. S. 163-171.

24. Rathey M. Johann Georg Ahle — Schriften zur Musik //

Ahle J. G. Schriften zur Musik. Hg. und eingel. von Markus Rathey [Nachdr. d. Ausg. Mühlhausen 1687, 1695, 1697, 1699, 1701 und 1704]. Hildesheim — Zürich — New York: Georg Olms, 2007. S. 1*-21*.

25. Schmitz A. Figuren, musikalisch-rhetorische // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 4. Kassel: Bärenreiter, 1955. S. 176-183.

26. Sevier Z. V. D. The theoretical works and music of Johann Georg Ahle (1651-1706). Diss. Univ. of North Carolina. Chapel Hill, 1974. 244 p.

27. Unger H. H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16-18 Jahrhundert. Hildesheim — Zürich — New York: Georg Olms, 1992. [Repr. 1941]. 173 S.

28. Vossius G. J. Gerardi Ioannis Vossi Rhetorices contract®, sive, Partitionum oratoriarum. Oxoni®: Excudebat Guil. Turner, impensis Jos. Godwin, 1640. [16] Bl. 559 p.

References

1. Druskin M. S. logann Sebast'jan Bah [Johann Sebastian Bach]. M.: Muzyka, 1982. 383 p.

2. Zaharova O. Ritorika i zapadnoevropejskaja muzyka XVII — pervoj poloviny XVlll veka: printsipy, priemy [Rhetoric and Western European music of the 17th — first half of the 18th century: principles, techniques]. M.: Muzyka, 1983. 77 p.

3. Kvintilian M. F. Kniga IX [Book IX] // Kvintilian M. F. Dvenadt-sat' knig ritoricheskih nastavlenij [The Twelve books of Institutes of Oratory]. SPb.: Tipografija imperatorskoj Rossijskoj akademii, 1834. 204 p.

4. Mal'tsevS. M. Vnutritaktovaja agogika v nemeckom uchenii o takte XVll-XVlll vekov [The inner-bar agogic in the XVll-XVlll centuries German doctrine on bars]. SPb.: SPbGK, 2010. 124 p.

5. Stepanenko K. N., Mal'tseva A. A. Predshestvennik Ioganna Sebast'jana Baha v Mjul'hauzene — logann Georg Ale [The Predecessor of Johann Sebastian Bach in Muehlhausen — Johann Georg Ahle] // Muzykoznanie. lstorija i sovremennost' glazami molodyh uchjonyh [Musicology. History and modernity through the eyes of young scientists]: sb. materialov IV Vseros. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: Novosibirsk State M. l. Glinka conservatory, 2019. Pp. 151-156.

6. ShvejtserA. logann Sebast'jan Bah [Johann Sebastian Bach]. M.: Klassika-XXl, 2011. 816 p.

7. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Frühlings-Gespräche: darinnen fürnehmlich vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Pauli, 1695. [3] Bl. 42 S.

8. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Herbst-Gespräche: darinnen weiter vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Brükner, 1699. [3] Bl. 42 S.

9. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Som[m]er-Gespräche: darinnen ferner vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Pauli, 1697. [3] Bl. 41 S.

10. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Winter-Gespräche / darinnen ferner vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Brükner, 1701. [3] Bl. 41 S.

11. Ahle J. G. Unstruhtinne / oder Musikalische Gartenlust: welcher beigefügt sind allerhand ergetz- und nützliche Anmerkungen. Mühlhausen: Selbstverl., 1687. [8] Bl. 80 S.

12. Ahle J. R., Ahle J. G. Kurtze / doch deutliche Anleitung zu der lieblich und löblichen Singekunst / vor vielen jähren verfasset und geordnet für die anfahende Jugend [...] von Johann

Rudolph Ahlen; jetzunder aber [...] mit ergetz- und nützlichen / teils auch nöthigen Anmerkungen vermehret [...] durch [...] Johann Georg Ahlen. Mühlhausen: Christian Pauli, 1690. [3] Bl. 45 S.

13. Ahle J. R., Ahle J. G. Kurtze / doch deutliche Anleitung zu der lieblich und löblichen Singekunst / vor vielen jähren verfasset und etliche mahl herausgegeben von Johann Rudolph Ahlen; jetzund aber [...] mit ergetz- und nützlichen / teils auch nöthigen Anmerkungen / nach vielfältigem begehren/ zum zweiten mahle / und zwar verbesserter und viel vermehret zum drukke befördert [...] durch [...] Johann Georg Ahlen. Mühlhausen: Keiser, Brükner. 1704. [4] Bl. 32 S. [1] Bl. 86 S.

14. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber, 1997. 303 S.

15. Buelow G. J., Rathey M. Ahle, Johann Georg // Die Musik im Geschichte und Gegenwart. 21 Bd. in zwei Teilen. Personenteile, Bd. 1. / Hrsg. von L. Finscher. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1999. S. 244-246.

16. Buelow G. J. Johann Georg Ahle // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. DVD-ROM.

17. Eitner R. Ahle, Johann Georg // Eitner R. Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des neunzehnten Jahrhundert. Bd. 1, Aa-Bertali. Leipzig: Breitkopf & Haertel, 1900. S. 64-65.

18. Hammericus M. J. Qusstionum Rhetoricarum. Libri duo. Halle, Saale: Krusike, Bismarcus, 1613. 6 Bl. 240 p.

19. Krones H. Die Figurenlehre bei Bachs Amtsvorgänger Johann Georg Ahle // Österreichische Musikzeitschrift. 1985. Jg. 40. S. 89-99.

20. Krones H. Musik und Rhetorik // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik / Hg. von F. Blume, L. Finscher. Kassel — Basel — London — New York — Prag: Bärenreiter, 1997. Bd. 21. S. 814-852.

21. MeyfartJ. M. Teutsche Rhetorica oder Redekunst Deutschen. Coburg: Friedrich Gruner, 1634. 441 S.

22. Rathey M. Die Grobe-Tabulatur. Überlegungen zu ihrer Genese und zur thüringischen Buxtehudeüberlieferung im 17. Jahrhundert // Jahrbuch 2000 der Ständigen Konferenz Mitteldeutsche Barockmusik. Eisenach: Karl Dieter Wagner, 2001. S. 42-55.

23. Rathey M. Die Temperierung der Divi Blasii-Orgel in Mühlhausen // Bach-Jahrbuch. 2001. Jg. 87. S. 163-171.

24. Rathey M. Johann Georg Ahle — Schriften zur Musik // AhleJ. G. Schriften zur Musik. Hg. und eingel. von Markus Rathey

[Nachdr. d. Ausg. Mühlhausen 1687, 1695, 1697, 1699, 1701 und 1704]. Hildesheim — Zürich — New York: Georg Olms, 2007. S. 1*-21*.

25. SchmitzA. Figuren, musikalisch-rhetorische // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 4. Kassel: Bärenreiter, 1955. S. 176-183.

26. Sevier Z. V. D. The theoretical works and music of Johann Georg Ahle (1651-1706). Diss. Univ. of North Carolina. Chapel

Информация об авторах

Анастасия Александровна Мальцева E-mail: aamaltseva@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки» 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31

Кристина Николаевна Степаненко E-mail: kristina_stepanenko@list.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки» 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31

Hill, 1974. 244 p.

27. Unger H. H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16-18 Jahrhundert. Hildesheim — Zürich — New York: Georg Olms, 1992. [Repr. 1941]. 173 S.

28. Vossius G. J. Gerardi Ioannis Vossi Rhetorices contract®, sive, Partitionum oratoriarum. Oxoni®: Excudebat Guil. Turner, impensis Jos. Godwin, 1640. [16] Bl. 559 p.

Information about the authors

Anastasiya Alexandrovna Maltseva E-mail: aamaltseva@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory» 630099, Novosibirsk, 31 Sovetskaya Str.

Kristina Nikolaevna Stepanenko E-mail: kristina_stepanenko@list.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory» 630099, Novosibirsk, 31 Sovetskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.