Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ'

МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЙ САМОКОНТРОЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карнаухова Татьяна Ивановна, Качергина Ольга Александровна

Освещается проблема активизации музыкально-слухового самоконтроля у будущих педагогов-музыкантов. Представлена структура музыкально-слухового самоконтроля, рассмотрены особенности функционирования в исполнительской деятельности, описаны основные методы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карнаухова Татьяна Ивановна, Качергина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND AUDITORY SELF-CONTROL AS THE CONDITION OF RAISING THE QUALITY OF THE MUSICAL INSTRUMENT TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS

The article deals with the issue of the activation of the musical and auditory self-control of future music teachers. There is presented the structure of the musical and auditory self-control, there are considered the peculiarities of functioning in the performance activity. The authors describe the basic methods of the development.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ»

известия вгпу

Rossijskoj Federacii». Napravlenie podgotovki 38.03.01 «Ekonomika» (uroven' bakalavriata): utv. prikazom Finuniversiteta ot 3 iyunya 2021 g. № 1311/0 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.fa.ru/sveden/ Documents/2021/1311_03.06.2021.pdf (data obrash-cheniya: 25.04.2022).

17. Pravila razrabotki i utverzhdeniya profes-sional'nyh standartov (s izmeneniyami na 27 okt. 2021 g.): utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 yanv. 2013 g. № 23 [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902393797 (data obrashcheniya: 25.04.2022).

18. Raickaya L.K., Korovina L.V., Arupova N.R. Delovaya kommunikaciya na anglijskom yazyke: ucheb. posobie dlya studentov bakalavriata. M., 2015.

19. Torkunov A.V. Pedagogika i podgotovka spe-cialistov-mezhdunarodnikov // Vestn. MGIMO Uni-versiteta. 2013. № 1(28). S. 7-8.

20. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po na-pravleniyu podgotovki 38.03.01 «Ekonomika» [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%20 3++/Bak/3 80301_B_3_31082020. pdf (data obrashcheniya: 25.04.2022).

Modern requirements to the professional language training of the students of the economical specialties

The article deals with the analysis of the urgent requirements to the professional language training of the graduates of the bachelor's degree program in the aspect of independently educational standards, developed by the universities, and the real requirements of the employers. The conducted study shows that the requirements of the Federal State Educational Standard are specified and completed by the largest universities. There is expected the mastering of the foreign language by the employers automatically and in many cases, it isn't included in the description of the vacancies.

Key words: professional language training, educational standards, Federal State Educational Standard 5++, employers' requirements, training program "Economics", bachelor's degree program.

т.И. карнаухова, о.А. кочергина

(таганрог)

музыкально-слуховой самоконтроль как условие повышения качества инструментальной подготовки будущих педагогов-музыкантов

Освещается проблема активизации музыкально-слухового самоконтроля у будущих педагогов-музыкантов. Представлена структура музыкально-слухового самоконтроля, рассмотрены особенности функционирования в исполнительской деятельности, описаны основные методы развития.

Ключевые слова: музыкально-слуховой самоконтроль, исполнительская деятельность, методы активизации.

Современные задачи вузовского обучения обусловливают необходимость усовершенствования методики преподавания специальных дисциплин на музыкально-педагогических факультетах, в частности методики обучения игре на музыкальных инструментах. Умение самостоятельно проникнуть в замысел музыкальных произведений и творчески интерпретировать их в своем исполнении является важнейшим для педагогов-музыкантов в общеобразовательных школах, где их практическая деятельность постоянно требует собственного исполнительского мастерства.

Целью музыкального исполнительства как активной формы художественного творчества является раскрытие художественных образов музыкальных произведений и выразительное воплощение в живом звучании идейно-поэтического содержания, заключенного в мире звуков. Решающая роль в этом процессе принадлежит активному слуху, благодаря которому музыкант воспринимает нотный текст музыкального произведения, представляет во внутреннем слухе его звучание, а затем на основе сопоставления его с задуманным музыкально-слуховым образом непременно оценивает свой звуковой результат, определяя пути улучшения качества исполнения. Таким образом в исполнительской деятельности проявляется действие музыкально-слухового самоконтроля.

© Карнаухова Т.И., Качаргина O.A., 2022

(Статья поступила в редакцию 28.04.2022)

педагогические науки

Несмотря на огромное значение музыкально-слухового самоконтроля в исполнительской деятельности в практике инструментального преподавания часто отмечается отсутствие у будущих педагогов-музыкантов умения слушать и оценивать свою игру, контролировать и корригировать звуковые результаты своих музыкально-исполнительских действий. В связи с этим возникает проблема исследования: внедрение каких методов обучения будущих педагогов-музыкантов в классах инструментальной подготовки активно способствует развитию их музыкально-слухового самоконтроля? Музыкально-слуховой самоконтроль -это сложный психический процесс, который представляет собой особую форму деятельности исполнителя, проявляющуюся в контроле выполнения поставленной музыкально-исполнительской цели (музыкально-слуховые и музыкально-двигательные представления в их единстве), качественной оценке звуковых результатов и самого процесса исполнения на основе активной мыслительной деятельности и корректировке результатов музыкально-исполнительских действий.

Музыкально-слуховой самоконтроль в исполнительской деятельности будущих педагогов-музыкантов неразрывно связан с тремя основными компонентами:

1) созданием внутреннеслуховых представлений на основе интерпретации нотного текста и постижения авторского представления о звучании произведения;

2) оценкой и критическим осмыслением звукового результата путем сопоставления его с внутреннеслуховым представлением;

3) выработкой новой программы действий и коррекцией звукового результата на основе коррекции исполнительских действий или внутреннеслухового представления [1, с. 135].

Музыкально-слуховой самоконтроль органически связан сразвитием музыкально-слуховых действий, включающих оперирование музыкально-слуховыми и музыкально-двигательными представлениями в их единстве. Следовательно, активизация слухового самоконтроля совершенствует как слуховую, так и двигательную сферу исполнителя, что является основой развития музыкального мышления и совершенствования исполнительского мастерства.

Критерием активности музыкально-слухового самоконтроля является качество исполнения. В первую очередь это понимание структуры произведения и логики его исполнения, правильное звуковое соотношение голосов, выразительность темпа и ритма, тем-

бровая характеристика линий голосоведения, слухо-двигательная координация, эмоциональное отношение к исполняемому.

Изучение опыта педагогической работы маститых музыкантов-педагогов [2, с. 125127], теоретический анализ проблемы формирования музыкально-слухового самоконтроля в ходе инструментальных занятий будущих педагогов-музыкантов позволили нам определить основные методы и методические приемы, активизирующие слуховую сферу студентов, обучающихся игре на музыкальных инструментах. Все методы применяются в реальном учебном процессе и предусматривают оперирование музыкально-слуховыми и двигательными представлениями в их взаимодействии.

Рассмотрим более подробно особенности применения методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в ходе учебной работы в классе инструментальной подготовки.

Метод оперирования приемами мысленно-слуховой работы. Центральное место в методике формирования музыкально-слухового самоконтроля принадлежит умению свободно оперировать приемами мысленно-слуховой работы над текстом и проверки в ходе проигрывания правильности выполнения поставленной исполнительской цели. Этот метод рассматривается нами как отправной момент и фундамент осмысленного подхода к работе над музыкальным произведением. Он предполагает активное целенаправленное восприятие студентами нотного текста, способствующее формированию представления о музыкально-исполнительской задаче, постоянно подкрепляемое реальным звучанием инструмента. Важным моментом этого метода является создание у студентов прочной установки на систематический перевод внимания от внутренне слышимого к восприятию и оценке реально звучащего. Применение данного метода предусматривает последовательность в использовании приемов мысленно-слуховой работы. Дидактическую основу составляет совокупность принципа постепенности с принципом повышения степени трудности.

Первая стадия работы предполагает предварительное ознакомление с нотным текстом в общих чертах (мысленно-слуховой образ) и разбор - проигрывание на инструменте для получения целостного впечатления о произведении. Вторая стадия заключается в мысленном прочтении завершенной по смыслу части пьесы на основе «внутреннего» слышания нотного текста, осмысления характерных черт линий голосоведения, их мелодико-

известия вгпу

ритмического рисунка, динамики и т. п. Проигрывание отрывка пьесы на инструменте уточняло и обогащало понимание музыкально-исполнительской задачи и ее воспроизведение. Третья стадия («мысленное исполнение») включает проигрывание «про себя» музыкальных построений с представлением исполнительских штрихов, обдумыванием целесообразной аппликатуры с «вслушиванием» в детали полифонической ткани, которые могли остаться незамеченными при реальном воспроизведении. Последующее исполнение сопровождается оценкой студентами своего исполнения, выявлением недочетов и ошибок.

Метод дифференцирования заданий, включающих работу над мелодико-ритмической, интонационно-выразительной и темброво-ди-намической характеристикой линии голосоведения. Методом предусматривается также дифференцирование заданий, предполагающее вычленение отдельных сторон музыкальной выразительности исполняемого. Постановка таких конкретных заданий, как осознание мелодико-ритмического соотношения звучаний, усвоение интонационно-выразительной характеристики мелодических построений, «слышание» тембро-динамической характеристики музыкальных последовательностей, умение выделить наиболее существенное в полифоническом многоголосии - должны были определить точность двигательной настройки и слуховой опенки, способствовать уточнению звуковой задачи в целом.

Анализ занятий в классе инструментальной подготовки показывает, что оперирование приемами мысленно-слуховой работы максимально активизирует слух студентов, позволяет сосредоточиться на выразительных компонентах художественного образа произведения. Подкрепляемый реальным звучанием и исполнительски осмысленный музыкально-слуховой образ со всеми его характерными особенностями определяет выбор исполнительских приемов и коррекцию звуковых результатов его воспроизведения на музыкальном инструменте.

Метод целостного анализа текста музыкального произведения. В процессе формирования музыкально-слухового самоконтроля у будущих педагогов-музыкантов необходимо уделять внимание целостному анализу музыкального произведения. Это осуществляется посредством регулярно вводимого в обучение прослеживания по нотному тексту параметров музыкальной системы (темп, лад, тональность, гармонические и полифонические особенности, агогика и т. д.). Примене-

ние данного метода требует освоения системы понятий полифонического и гомофонного изложения, анализа основных параметров звуковой ткани, выразительных особенностей нотного текста, смыслового значения семантических единиц разного уровня (интонация, фраза, тема, часть произведения), в результате чего происходит все более глубокое постижение эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения. целостный анализ музыкального текста требует включения различных мыслительных операций: узнавание, различение, сопоставление, анализ, синтез, что ведет к пониманию общих закономерностей гомофонической и полифонической музыки, повышает умственную активность будущих педагогов-музыкантов.

Метод сопоставления и взаимосвязи голосов полифонической пьесы и их мысленно-слуховая проработка. Специфика полифонического изложения определяет применение метода сопоставления и взаимосвязи голосов полифонии и их мысленно-слуховой проработки. Сюда входят приемы, условно нами названные так: «слушание по горизонтали» (мысленное прослушивание линеарного мелодического изложения голосов полифонии); «слушание по вертикали» (прослушивание аккордовых сочетаний, образующихся между голосами, гармонических построений, кадан-совых оборотов); «слушание» появляющихся в разных голосах тематических проведений. Этот метод способствует активизации слухового самоконтроля над каждой мелодической линией и установлению правильного звукового соотношения голосов.

Метод формирования слуходвигательной координации. особое место в нашей методике занимает установление слуходвигательной координации в процессе исполнения, что связывается с развитием музыкально-слуховых представлений в их взаимосвязи с двигательными. Предварительное ясное «слышание» нужного звучания, стремление достичь его в соответствии с представлением самого движения активизируют слуховой самоконтроль.

Активизация музыкального мышления студентов, постановка разнообразных задач, направленных на достижение определенных результатов звучания, способствует тому, что процесс восприятия студентами своего исполнения, характеризующийся вначале общими эмоционально-слуховыми импульсами, превращается во внимательное «слушание», предполагающее контроль и оценку качества воспроизводимых звучаний, а также исполни-

педагогические науки

тельских движений, соответствующих образу исполняемой музыки.

Метод активизации тембровых представлений. Активность слухового самоконтроля тесно взаимосвязана с формированием тембровых представлений. Применение данного метода в первую очередь направлено на совершенствование первого компонента слухового самоконтроля - создание яркого, содержательного внутреннеслухового представления о звучании музыкального произведения, обогащенного красочной тембровой характеристикой звучания. Представление о тембровых красках звуковой музыкальной ткани позволяет музыканту использовать один из важнейших и сильнодействующих выразительных средств. Чем тоньше слышит студент нюансы в тембровом спектре, чем ярче его способность внутрислухового представления тембровых градаций, тем совершенней и красочней будет его исполнение. В связи с этим выполняемый студентом анализ музыкального текста произведения должен включать словесные характеристики тембровой окраски различных тем и эпизодов. Яркие метафоры, образные ассоциации, эпитеты способствуют тонкому тембровому слышанию исполняемой музыки. Полезно мысленно оркестровать фортепианную фактуру, представляя звучание того или иного инструмента. Данные приемы в итоге обогащают музыкально-слуховое представление студента и способствует активизации слухового самоконтроля. Поэтому в содержание работы в инструментальном классе должно входить систематическое развитие тембровых представлений, воспитание тембрового отношения к звуку как к средству раскрытия музыкальных образов произведения.

В результате применения описанных нами методов в процессе инструментальной подготовки у студентов активизировался музыкально-слуховой самоконтроль. Это проявилось в осмысленном и выразительном исполнении студентами произведений на экзаменах. Эффективность выразилась также и в ускорении процесса разучивания музыкального произведения. Важным итогом формирования музыкально-слухового самоконтроля у студентов явилось упрочение представления о неразрывном единстве процесса исполнения и устойчивой, систематичной проверки качества его результатов. Результативность описанных нами методов активизации музыкально-слухового самоконтроля отразилась и в принципиальном изменении качественной стороны самостоятельной работы студентов. Следует отметить, что работа в классе по предлагаемой

методике вызывает положительное отношение студентов к используемым методам. Осознание эффективности методики способствует возникновению потребности в произвольном обращении в процессе самостоятельных занятий к используемым методам как к необходимому условию работы над музыкальными произведениями.

Таким образом, активизация музыкально-слухового самоконтроля на основе описанных нами методов способствует поиску выразительного комплекса исполнительских приемов для решения музыкально-художественных задач, что в целом ведет к совершенствованию исполнительского мастерства будущих педагогов-музыкантов.

список литературы

1. Карнаухова Т.И. Активизация музыкально-слухового самоконтроля будущих педагогов-музыкантов в условиях инструментальной подготовки // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск. 27 окт. 2017 г. Минск, 2017. С. 135-137.

2. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Г.М. Цы-пина. М., 2003.

* * *

1. Kamauhova T.I. Aktivizaciya muzykal'no-slu-hovogo samokontrolya budushchih pedagogov-muzy-kantov v usloviyah instrumental'noj podgotovki // Aktual'nye problemy iskusstva: istoriya, teoriya, me-todika: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk. 27 okt. 2017 g. Minsk, 2017. S. 135-137.

2. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika: ucheb. posobie / pod red. G.M. Cypina. M., 2003.

Musical and auditory self-control as the condition of raising the quality of the musical instrument training of future music teachers

The article deals with the issue of the activation of the musical and auditory self-control of future music teachers. There is presented the structure of the musical and auditory self-control, there are considered the peculiarities of functioning in the performance activity. The authors describe the basic methods of the development.

Key words: musical and auditory self-control, performance activity, methods of activation.

(Статья поступила в редакцию 19.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.