Научная статья на тему 'Музыкально-педагогические технологии в реабилитации детей с бронхиальной астмой'

Музыкально-педагогические технологии в реабилитации детей с бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSICAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПСИХОСОМАТИКА / PSYCHOSOMATICS / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / BRONCHIAL ASTHMA / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / ВОССТАНОВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ / RESTORATION OF MOTOR COORDINATION AND RESPIRATORY FUNCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Львова Т. В.

Статья посвящена исследованию путей применения музыкальнопедагогических технологий в реабилитации детей с бронхиальной астмой: восстановлению выразительной координации и свободного дыхания, а также мотивации к самостоятельной художественно-творческой реализации личности ребёнка. Представлены результаты экспериментального доказательства потенциальной здоровьесберегающей продуктивности музыкального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the ways of the rehabilitation effects on bronchial asthma of children with musical and pedagogical technologies: restoration of an expressive coordination and free breathing, as well as the motivation to artistic and creative self-realization of the child. Some results of experimental evidence of the potential health-promoting productivity of music education are presented

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогические технологии в реабилитации детей с бронхиальной астмой»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Т. В. Львова,

Центр детского развития и психологического консультирования Центра управления проектами «Тонар» (Москва)

Аннотация. Статья посвящена исследованию путей примененная музыкально-педагогических технологий в реабилитации детей с бронхиальной астмой: восстановлению выразительной координации и свободного дыхания, а также мотивации к самостоятельной художественно-творческой реализации личности ребёнка. Представлены результаты экспериментального доказательства потенциальной здоровьесберегающей продуктивности музыкального образования.

Ключевые слова: музыкально-педагогические технологии, психосоматика, бронхиальная астма, психологическая реабилитация, восстановление координации движений и функции дыхания.

70

Summary. The article investigates the ways of the rehabilitation effects on bronchial asthma of children with musical and pedagogical technologies: restoration of an expressive coordination and free breathing, as well as the motivation to artistic and creative self-realization of the child. Some results of experimental evidence of the potential health-promoting productivity of music education are presented.

Keywords: musical-pedagogical technology, psychosomatics, bronchial asthma, psychological rehabilitation, restoration of motor coordination and respiratory function.

Музыкальное образование в фокусе своих целей сегодня рассматривает не только обучение и воспитание, но и здоровьесбережение учащихся. Состояние здоровья юных и взрослых граждан России является одной из главных тем дискуссий между врачами, психологами и педагогами нашей страны. Мы гордимся современной цивилизацией, её достижениями и прогрессом, но в то же время страдаем от стрессов, агрессии, современных болезней. Одним из «ци-

вилизационных» нарушений здоровья называют психосоматическую симптоматику, наблюдаемую у представителей всех возрастов. Необходимо отметить, что психосоматика - это целый круг явлений, среди которых встречаются как подпадающие под меры медицинских лечебных воздействий, так и более размытые личностные, такие, например, как экстренные сигналы о снижении уровня адаптационных ресурсов психики ребёнка в различных обстоятельствах (психо-3 / 2013

генные недомогания в ответ на вызовы школьной жизни или неблагоприятную обстановку в семье).

О благотворном влиянии музыки писали ещё древние философы, обращая внимание на то, что музыка не только лечит, но и гармонизирует личность, эмоционально усиливает и углубляет чувства. Не возникает сомнения, что музыка является серьёзным коррекционным средством и способна осуществлять психотерапевтическую функцию. Современная педагогика музыкального образования обладает знаниями и определёнными технологиями, которые могут быть переосмыслены и использованы с точки зрения их реабилитационного потенциала для оздоровления и улучшения физических и психических состояний человека.

Научно-педагогическое сообщество не может не быть озабочено психосоматической симптоматикой школьников. Дети с психосоматозами обладают тенденцией к формированию особенностей личности, которые позволили обозначить этот тип как психосоматический профиль личности [1]. Ему присущи инфантильность, алек-ситимия1, ограниченность воображения, формализация чувственно-эмоциональной сферы, телесная зажа-тость и асимметрия движений.

В настоящее время одним из распространённых психосоматозов является бронхиальная астма, занимающая ведущее место среди хронической патологии. Именно это заболевание было выделено в данном исследовании среди других в качестве на-

глядной модели для возможного наблюдения за тенденцией изменений по выделенным уровням личностных проявлений - физическом, эмоциональном и интеллектуальном, то есть воздействие на самочувствие, настроение и самовосприятие (внутреннюю позицию) личности.

Особой задачей исследования стала разработка и внедрение методики, помогающей (наряду с лечебной работой) контролировать астму с учётом личностных защитных механизмов детей-астматиков. Отдельное внимание уделялось восстановлению психологических установок детей на полноценное творческое развитие и преодоление эмоциональных, телесных и интеллектуальных зажимов и ограничений.

Таким образом, исследование было направлено на разработку и корректировку известных методов и приёмов музыкально-педагогических технологий для успешного применения их в психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей с психосоматическим профилем личности; на постепенное внедрение программы занятий в систему существующих комплексных мер, направленных на предупреждение возникновения заболевания, помощь при обострении и возможное уменьшение неблагоприятных последствий.

В своих исследованиях среди этиологических факторов бронхиальной астмы врачи называют аллергию, особенности центральной и вегетативной нервной системы, инфекции и психологические (обычно эмоциональные)

71

1 Алекситимия (alexithymia; а- + греч. lexis - речь, слово + thymos - настроение) - неспособность описать собственные эмоции или понять чувства других, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, невозможность различить чувства и телесные ощущения, отсутствие средств для выражения чувств (термин введён J. Nemiah и P. Sifneos в 1973 году).

72

явления. Внешне психосоматическая симптоматика ребёнка начинает проявляться в телесно-двигательном, интонационно-дыхательном и коммуникативном планах, а среди внутренних условий можно выделить повышенную тревожность, сниженную самооценку, агрессивность и т. д. Существует мнение, что дети с таким диагнозом недостаточно эмоциональны в своих проявлениях: они сдерживают агрессию, недовольство, смущение и т. п. Имеется предположение, что истоки болезни коренятся в нарушенной первоначальной связи мать - дитя, что выражается в подавлении импульса плача. При этом символическая «неспособность дышать полной грудью» закрепляется подчас очень рано под влиянием либо потребности в большей заботе и внимании (фрустриро-ванной близости), либо в защите от чрезмерной заботы, лишающей способности самостоятельно дышать и двигаться. При этом такие переживания не «ментализируются», а защитно-агрессивные реакции подавляются.

Одной из областей формирования психосоматического профиля личности являются запертые эмоции: страха, обиды, плача, агрессии, а факторами закрепления такой эмоциональной блокировки - социальные обстоятельства, обусловившие запрет на прямое выражение эмоций. Становится очевидным, что ребёнок не способен самостоятельно найти выход из создавшегося положения.

В ходе исследования были определены возможные области воздействия на психосоматическую симптоматику посредством музыкально-педагогических технологий:

а) восстановление свободной выразительной координации;

б) восстановление свободного управляемого дыхания;

в) пробуждение мотивации к самостоятельной художественно-твор че с-кой реализации личности ребёнка.

Все эти составляющие легли в основу музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей.

Итак, было отмечено, что выраженным проявлением психосоматического профиля личности являются скованные, часто асимметричные дви жения.

При разработке базовых положений реабилитации детей с помощью музыкально-педагогических средств были выделены методологические основания для комплексного подхода, задействующего физический, психологический и художественно-творческий уровни личности ребёнка. Прежде всего, необходимо отметить, что в отечественной науке (в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна, В. Д. Шадрикова) и в художественной, а также в терапевтической практике существует традиция обращения к психике индивида через систему выразительных движений. Психофизиологические закономерности управления человеком своим собственным телом впервые экспериментально начали изучаться выдающимся учёным-психофизиологом И. М. Сеченовым. В своих научных трудах исследователь доказывал, что психика, во-первых, отражает условия, в которых происходит действие, во-вторых, служит регулятором действия. Он первым ввёл в научный обиход понятие психомоторика. «Жизненные потребности, - писал И. М. Сеченов, - родят хотения, и уже эти ведут за собой действия: хотение будет

мотивом или целью, а движение -действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно проявляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» [2, с. 60].

В последующих исследованиях психомоторики в центре внимания учёных оказывается общая координи-рованность человека и, кроме того, выделяется тонкая координация движений рук и ног, ловкость рук, кистей и пальцев. В этом наблюдаемом телесном признаке исследователи подчёркивают отражение уровня психического развития индивида. Таким образом, через координацию движений оказываются связанными такие категории, как психомоторика и психосоматика - и то и другое отражает характерные признаки личности.

В. Райх [3] обращает внимание на то, что характер человека включает постоянный «набор» психологических защит, выраженных телесно - в мышечных зажимах. Хронические мышечные зажимы блокируют три эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Мышечный панцирь представляет собой семь основных защитных сегментов (в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза).

Н. А. Бернштейн в работе «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» [4] отмечает, что «формирование двигательного навыка есть на каждом этапе активная пси-

хомоторная деятельность». Вся структура развития навыка состоит в том, что каждое новое повторение отличается от старого, что оно лучше предыдущего. Это явление автор назвал «повторением без повторения». При многократном повторении движений параметры этих движений не становятся одинаковыми, нервная система не повторяет одни и те же команды мышцам и каждое новое повторение совершается в несколько отличных условиях. Таким образом, Н. А. Бернштейном был сделан вывод о том, что ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Приведённые научные концепции легли в основу разработанной модели реабилитации детей с психосоматическим профилем личности средствами музыкально-педагогических технологий, которые дают возможность осознания личностных зажимов и использования «поточности» художественных движений. Му-зыкально-пласти че ское интонирование обусловливает амплитудность, непрерывность и разнонаправленность движений, выражающих музыкальные образы. Организация таких движений, связанных с художественными задачами и сопровождаемых работой с дыханием, является стержнем предлагаемой реабилитационной работы с детьми.

До начала исследования было зафиксировано, что у детей с заболеванием бронхиальной астмой существует целый ряд психологических защит, выраженных телесно - в мышечных зажимах (преимущественно в верхней части тела ребёнка). Занятия с детьми, в содержание которых включалось освоение дирижёрских схем, по-

73

74

казали продуктивность музыкально-пластических приёмов, направленных на работу с этими зажимами как «хранителями симптомов» астматического психосоматоза.

При освоении определённой дирижёрской схемы (например, 3/4 или 4/4) используются возможности длительного повторения одного и того же движения, которое не становится однообразным, так как обладает вариативностью, заложенной в самой музыке и смысловых значениях, что придаёт самому движению невероятное по разнообразию количество пластических выражений. В свою очередь, ребёнок, освоив одну схему (например, 3/4) и чётко осознав схематичность и направление движения, перестаёт волноваться и с удовольствием начинает воплощать образ-переживание в пластическом интонировании и творить новые образы. Одновременно на занятиях проводится работа, направленная на координацию движений: движения двумя руками, попеременно, отдельно одной рукой, затем другой; движение только кистью, совместно с локтем или всей рукой полностью.

Постоянно вводимые педагогом в содержание занятий новые элементы несут в себе элемент творчества, привносят ощущение видоизменяемости самого «стандарта». Всё это значительно ослабляет связь некоординированных движений с другими симптомами, разбивая психосоматические паттерны: вначале - от грубой к более дифференцированной координации движений в опоре на метроритмическую сетку произведений, затем - различное эмоциональное наполнение выразительных движений и далее - тонкая нюансировка выражаемого смысла.

В работе, основанной на музыкально-пластическом движении, направленном на решение художественных задач - на соответствие пластического движения движению музыкальной фразы, её сильным и слабым долям, точному размеру, характеру произведения и т. д., происходит постепенное овладение ребёнком своим телом, координацией, снятие мышечной зажа-тости и т. д.

Фундаментальное значение для данного исследования имеет концепция В. С. Мухиной о знаково-символи-ческой реальности как одной из определяющих развитие личности. Автор подчёркивает, что «все виды образов и знаков отрабатываются в сознании человека в условиях игры, фантазирования и реального взаимодействия с другими людьми - в искусстве и обыденной жизни» [5, с. 143]. Явления обыденной жизни и знаковые системы перетекают друг в друга, благодаря чему возникает возможность что-то из обыденной жизни и мира фантазий переместить в художественно-игровое пространство музыкальных движений. А новые музыкально-интонированные образы, не свойственные ранее ребёнку, могут стать интериоризо-ванными моделями для расширения инструментов выражения его эмоций и чувств. В этом взаимодействии происходит отработка переживаний ребёнка в безопасном мире вымысла и творчества. До появления в опыте личности новых способов выражения интенсивных переживаний двигательная и дыхательная симптоматика необходима личности ребёнка для канализации сильных эмоций и напряжений по их сдерживанию. Именно поэтому реабилитационная работа с такими детьми может протекать только в комплек-

се технологий, задействующих все сферы проявления симптомов.

Совершенно очевидно, что невыраженные, сдерживаемые, подавленные эмоции могут быть выражены в ходе занятий музыкальной деятельностью. Такие занятия могут помочь ребёнку не бояться выражать запертые эмоции, поскольку такая эмоция или близкая к ней будет разрешена, а не запрещена!

Овладение «поточностью» дирижёрского жеста даёт возможность активного творческого участия в воплощении образов, возникающих в самой музыке, что помогает преодолевать «замороженность» не нашедших выражение переживаний ребёнка, вызвавших симптом телесного блока, зажима, застойного напряжения энергии. Постепенно детям предлагаются музыкальные произведения, с помощью которых можно выразить так называемые запретные агрессивные эмоции. Это становится возможным при включении произведений с активным объёмным наступательным движением при звучании музыки / < ///. Музыкально-пластические занятия способны дать возможность ребёнку открыть для себя новые эмоциональные проявления, новые состояния или разрешить те, которые были скрыты. «Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно, потому что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих психических заноз» [6, с. 280]. И это могут быть не только скрытые агрессивные проявления, которые можно разрешить себе в полной мере в процессе музы-

кальной деятельности, но и эмоциональное сочувствие герою. Таким образом, происходит работа над эмпати-ческим ответом через понимание внутреннего состояния другого человека и постепенное формирование выразительного языка общения с другими людьми. Если помочь ребёнку научиться находить способы для выхода негативной энергии и обеспечить ему эмоциональную поддержку, постепенно он сможет освоить более приемлемые способы выражения отрицательных эмоций. Музыка даёт возможность поиска и адекватного воспроизведения эмоций, заложенных в ней, узнавания и определения ребёнком характера музыки, постепенного улавливания тонких нюансов, что определённо расширяет его эмоциональный кругозор.

Так как данное исследование акцентировано на работу с детьми с заболеванием бронхиальной астмой, то очевидно, что для этого контингента детей необходимы занятия, направленные на улучшение дыхательной функции. В нашей стране хорошо известны дыхательные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, медитативное дыхание по М. С. Норбекову, реабилитационные программы М. Л. Лазарева, С. В. Шушарджана. В своей работе с детьми с психосоматическим профилем личности мы опираемся на певческие и декламационно-певческие технологии.

Известно, что качество звучания голоса напрямую связано с психическим и физическим здоровьем ребёнка. Выразительное пение, как и выразительное движение (о котором говорилось выше), относится к проявлениям индивидуальности человека. Через пение мы можем одновременно

75

76

вести работу в нескольких направлениях: с дыханием, с эмоциональным творческим проявлением через интонацию и мимику, с артикуляцией, с за-жатостью нижней челюсти и т. д. Через поэтический образ, дыхательные упражнения и вокальное интонирование с опорой на fi-мелодику (термин Э. Е. Алексеева [7]) мы стремимся добиться положительной эмоции от самого процесса дыхания, так как у детей с таким диагнозом нарушено само отношение к дыханию. Ребёнок с заболеванием бронхиальной астмой всегда находится в состоянии напряжения и чувствует свои малейшие изменения. Но на наших музыкальных занятиях дети с удовольствием двигаются и поют, забывая (пусть и на время) про своё состояние и не фокусируясь на нём. Вдох перед пением и сам процесс извлечения звука - спокойный, без рывков, и при этом экономный выдох. Экономный в данном контексте означает не форсированный и соответствующий данному музыкальному произведению. При правильном извлечении звука такого выдоха будет достаточно для пропевания фразы или определённого музыкального отрывка. На наш взгляд, в работе с различными певческими заданиями происходит психологическая разблокировка сложившегося отношения страха к полноценному дыханию.

В целях проверки здоровьесбере-гающей продуктивности музыкально-педагогических технологий работы с больными астмой детьми был проведён ряд психометрических и медицинских измерений с помощью методик САН, Спилбергера-Ханина и аппаратного измерения функции дыхания с помощью пикфлоуметра и спирографа Schiller AT-1, SP-1. Использо-

вание этих приборов позволило объективно определять эффективность занятия для каждого ребёнка, а дети могли следить за улучшением функций своего внешнего дыхания, что ещё больше влияло на общую позитивность состояния и настроения. Кроме того, нам было интересно получить и оценить результативность музыкально-педагогической реабилитации детей, не получающих медикаментозную терапию, а находящихся под наблюдением и занимающихся только в организованной нами группе реабилитации пациентов клиники музы каль но-педаго ги-че скими средствами.

Результаты изменения функции дыхания у двух детей (Егора и Сабины), не получающих медикаментозную терапию, а проходящих реабилитацию только музыкально-педагогическими средствами, представлены в табл. 1 и 2, а также на рис. 1 и 2.

Спад между 6-м и 8-м днём у Егора объясняется перерывом в занятиях в выходные. Небольшие ухудшения дыхательной функции после первого занятия у Сабины физиологичны и объясняются усталостью к концу занятия, но общая тенденция улучшения дыхательной функции очевидна.

Этот «точечный эксперимент» с двумя детьми очень важен, поскольку позволил увидеть накопительный эффект объёма дыхания, что является физиологическим показателем эффективности любой терапии, в нашем эксперименте - только музыкально-педагогической реабилитации.

Таким образом, работа с детьми с психосоматическим профилем должна быть комплексной, затрагивающей всю целостную личностную систему с акцентом на поддержание специальными мероприятиями координации

Таблица 1

Результаты реабилитации детей только музыкально-педагогическими средствами (Егор)

FVC1, л FEV12, л FEF350%

1 -й день до 1,22 1,18 1,95

3-й день до 2,51 2,22 2,33

3-й день после 2,61 2,22 2,19

6-й день до 3,9 3,3 3,35

6-й день после 3,34 2,77 2,58

8-й день до 3,58 3,08 3,3

8-й день после 3,25 2,85 2,98

Рис. 1. График изменения функции дыхания (Егор)

Таблица 2

Результаты реабилитации детей только музыкально-педагогическими средствами (Сабина)

Рис. 2. График изменения функции 77

дыхания(Сабина)

движений (между руками, пением, дыханием), восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, улучшение психического состояния, проявления творческой инициативы и самостоятельности. Занятия с опорой на музыкально-пластические и декламационно-певческие технологии, направленные на улучшение ко-

ординации между дыханием (посредством пения) и движением (через элементы дирижёрского жеста), способствуют дифференцированности и пластичности двигательной экспрессии, то есть разбиванию синкинезий (свойственных для психосоматиков) между правой и левой рукой, руками и лицевыми мышцами, певческим аппа-

1 FVC (forced vital capacity) - форсированная жизненная ёмкость легких.

2 FEV1 (forced expiratory volume in 1 sek (liter)) - объём форсированного выдоха за 1 с (л) -ОФВ1;

3 FEF (MEF) - 50% mean forced expiratory flow during the 50% of FVC - МОС50% - объёмная форсированная скорость выдоха в интервале 50% ФЖЕЛ.

ратом, отдельными группами мышц лица, рук, корпуса, образующих блоки спаянных напряжений.

Полученные результаты проведённого исследования ещё раз подтверждают философско-теоретичес-кие представления о целительном воздействии музыки на человека и возможность обеспечения психолого-педагоги че с ко го сопровождения, реабилитационных мероприятий и профилактики развития психосоматического профиля личности ребёнка с помощью музыкальной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2008. -1024 с. - (Новейший справочник психолога).

2. Сеченов, И. М. Избранные произведения: гл. II. Произвольные движения [Текст] / И. М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 334 с.

3. Райх, В. Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков [Текст] / В. Райх. - М. : Когито-Центр, 2006. - 368 с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.

5. Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность [Текст] / В. С. Мухина. - Екатеринбург : ИнтелФлай, 2007. - 1072 с.

6. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - М. : МОДЭК, 2008. - 336 с.

7. Алексеев, Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект [Текст] / Э. Е. Алексеев. - М. : Сов. композитор, 1986. - 240 с.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.