Научная статья на тему 'Музыкально-методическое сопровождение занятий по иностранному языку как педагогическая технология'

Музыкально-методическое сопровождение занятий по иностранному языку как педагогическая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕСНИ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPANISH LANGUAGE TEACHING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MUSICAL METHODOLOGICAL SUPPORT / SONGS IN SPANISH / EXPERIMENT / EFFECTIVE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойкочеа Моралес Лоренсо Бенхамин

Статья посвящена актуальной для высшей школы проблеме поиска и внедрения новых педагогических технологий обучения групп студентов второму иностранному языку. В данной статье доказывается целесообразность и эффективность использования музыкально-методического сопровождения процесса обучения иностранному языку, в частности испанскому. Опираясь на личный 20-летний опыт преподавания испанского языка с использованием испано-язычных песен, автор аргументированно доказывает, что использование песен на занятиях по иностранному языку является средством погружения в атмосферу языка. Автор на конкретных примерах рассматривает роль песен, как одного из видов речевого общения, в более прочном усвоении и расширении лексического запаса студентов; в развитии у студентов чувства языка, знаний его стилистических особенностей. Автор приводит данные своего эксперимента, подтверждающего эффективность музыкально-методического сопровождения занятий по испанскому языку в группах студентов Института иностранных языков МАИ. Такая педагогическая технология помогает изучать иностранный язык и развивает интерес к культуре стран изучаемого языка, а также развивает восприимчивость слуха обучаемого к произношению, ритму и эмоциональности иностранного языка; помогает распознавать испанскую речь на слух; расширяет словарный запас; мотивирует к изучению языка, а также воспитывает эстетический вкус. В заключении сделан вывод о том, что такая педагогическая технология, как музыкально-методическое сопровождение занятий по испанскому языку делает обучение более психологически комфортным и эффективным в плане быстрого запоминания лексики и её фонетических особенностей, расширяет культурологический кругозор студентов, а также воспитывает их культурные предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гойкочеа Моралес Лоренсо Бенхамин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical methodological support of the foreign language lessons as a pedagogical technology

The article is devoted to the problem of searching for and introducing new pedagogical technologies of teaching groups of students a second foreign language, which problem is relevant for modern higher education. This article proves feasibility and effectiveness of using musical support in the process of teaching a foreign language, in particular Spanish. Based on the personal experience of 20 years of teaching Spanish using Spanish-language songs, the author argues that the use of songs in foreign language classes is a means of immersion into the atmosphere of the language. Based on the specific examples, the author considers the role of songs (as one of the types of speech communication) in better assimilation and expansion of the students' vocabulary, in the development of the students' sense of language, knowledge of its stylistic features. The author describes the results of his experiment confirming the effectiveness of the musical support of the Spanish language lessons in the student groups of the Institute of Foreign Languages of the MAI. This pedagogical technology helps to study a foreign language and develops an interest in the culture of the countries of the language being studied. It also develops the students' sensitivity to the pronunciation, rhythm and emotionality of the foreign language, helps to recognize Spanish by ear, expands vocabulary, motivates to learn the language, as well as develops aesthetic taste. It is concluded that such pedagogical technology as musical support of the Spanish language lessons makes learning much more psychologically comfortable and effective in terms of the speed of memorizing the vocabulary and its phonetic features, expanding the students' cultural perspective, and develops their cultural preferences.

Текст научной работы на тему «Музыкально-методическое сопровождение занятий по иностранному языку как педагогическая технология»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/70PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 30.01.2019; опубликована 21.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гойкочеа М.Л.Б. Музыкально-методическое сопровождение занятий по иностранному языку как педагогическая технология // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Goicochea M.L.B. (2019). Musical methodological support of the foreign language lessons as a pedagogical techonology. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 372

Гойкочеа Моралес Лоренсо Бенхамин

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия

Факультет «Иностранных языков» Старший преподаватель кафедры И-11 E-mail: lgmorales@mail.ru

Музыкально-методическое сопровождение занятий по иностранному языку как педагогическая технология

Аннотация. Статья посвящена актуальной для высшей школы проблеме поиска и внедрения новых педагогических технологий обучения групп студентов второму иностранному языку.

В данной статье доказывается целесообразность и эффективность использования музыкально-методического сопровождения процесса обучения иностранному языку, в частности - испанскому. Опираясь на личный 20-летний опыт преподавания испанского языка с использованием испано-язычных песен, автор аргументированно доказывает, что использование песен на занятиях по иностранному языку является средством погружения в атмосферу языка. Автор на конкретных примерах рассматривает роль песен, как одного из видов речевого общения, в более прочном усвоении и расширении лексического запаса студентов; в развитии у студентов чувства языка, знаний его стилистических особенностей.

Автор приводит данные своего эксперимента, подтверждающего эффективность музыкально-методического сопровождения занятий по испанскому языку в группах студентов Института иностранных языков МАИ.

Такая педагогическая технология помогает изучать иностранный язык и развивает интерес к культуре стран изучаемого языка, а также развивает восприимчивость слуха обучаемого к произношению, ритму и эмоциональности иностранного языка; помогает распознавать испанскую речь на слух; расширяет словарный запас; мотивирует к изучению языка, а также воспитывает эстетический вкус.

В заключении сделан вывод о том, что такая педагогическая технология, как музыкально-методическое сопровождение занятий по испанскому языку делает обучение более психологически комфортным и эффективным в плане быстрого запоминания лексики и её фонетических особенностей, расширяет культурологический кругозор студентов, а также воспитывает их культурные предпочтения.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: обучение испанскому языку; педагогическая технология; музыкально-методическое сопровождение; песни на испанском языке; эксперимент; эффективное обучение

Актуальность рассмотрения этой темы определяется необходимостью создания и постоянного совершенствования новых педагогических технологий обучения иностранным языкам, обеспечивающих эффективность его изучения. Особую важность эта задача приобретает в условиях интенсификации учебного процесса, когда аудиторных часов на освоение дисциплины не так много, а результат обучения должен быть непременно достигнут.

Цель статьи - обосновать целесообразность и эффективность опыта обучения второму иностранному языку (в данном случае - испанскому) с использованием в ходе групповых занятий музыкально-методического сопровождения на испанском языке.

Степень научной разработанности данной темы в педагогической науке недостаточна несмотря на то, что некоторые авторы освещали в своих статьях отдельные аспекты изучения проблемы «роль и значения музыки в учебном процессе». Так, доцент Х.Х. Галимова пишет о важной роли музыки в процессе обучения иностранным языкам на кафедре методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка Башкирского государственного педагогического университета [1].

Исследователь Тимошук Н.В. делится своим опытом использования музыки и песенного материала в процессе обучения студентов иностранному языку и делает вывод о том, что помимо развития и формирования речевых навыков и умений, происходит также «комплексное усвоение учащимися сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера», что способствует приобщению студентов к духовному и культурному наследию страны изучаемого языка [2, с. 121].

Исследователь Салтыкова М.В. подчеркивает, что несмотря на то, что в настоящее время музыкальный материал присутствует практически во всех учебных курсах по иностранному языку и главным результатом использования музыки на занятиях иностранным языком становится снятие тревожности учащихся и создание положительных эмоций, которое способствует развитию интереса к изучаемому предмету и тем самым повышает качество обучения, вопрос использования музыки как основы для обучения иностранным языкам освещается недостаточно широко [3, с. 77].

Исследователь Пашкеева Ю.И. рассматривает проблему мотивации и роли музыки при обучении иностранному языку подчеркивает, что использование музыкальных упражнений на занятиях «помогают гармонизировать, выровнять группу и сделать обучение более интересным, творческим, радостным и плодотворным. Студенты лучше запоминают новые слова и усваивают учебный материал, легче воспринимают иноязычную речь на слух, делают меньше ошибок в произношении... Петь песни - это естественно. Изучать иностранный язык с помощью песен - это естественный, а, значит, удобный и успешный путь познания новой культуры, другого, неизведанного пока мира [4, с. 365].

Тему использования аутентичного песенного материала на занятиях по русскому языку как иностранному рассматривает исследователь Жизневская О.Н. Отмечается особая роль музыки и песен как средства обучения лексике, грамматике, фонетике; коммуникации, лингвострановедению. Жизневская О.Н. считает, что для преподавателя, творчески подходящего к своему делу, аутентичный песенный материал всегда может стать хорошим подспорьем в организации учебного процесса [5, с. 111]. Об идее использования музыки при изучении английского языка, потому что именно музыка влияет на эмоциональную сферу

https://mir-nauki.com

учеников, а эмоции известны как мотивы любой деятельности, - пишет исследователь Давлатова М.Х. [6, с. 1147].

Исследователи Архипова М.В. и Шутова Н.В. в своей монографии рассматривают музыку как искусство, имеющее наибольшую силу эмоционального воздействия, что сделало музыку обязательным субъектом системы образования [7]. В данной монографии представлены результаты экспериментального исследования, наглядно демонстрирующие возможность и целесообразность применения песенного творчества для усиления мотивации при изучении иностранных языков, выявлены закономерности воздействия музыкального искусства на обучаемых, предпринята попытка разработки программы оптимизации учебного процесса.

Зарубежные исследователи также внесли свой вклад в изучение указанной темы. Дуэйн Энг публикует обзор литературы по теме: «использование музыки и песен при изучении английского, как первого или второго языка» и показывает тесную связь между музыкой и языком, на основании различных исследований в области антропологии, социолингвистики, психолингвистики [8]. Найра Родригес Родригес и Наила Манинидра Соса Чакон делают вывод о том, что использование музыки при изучении испанского языка способствует приобретению обучающимися фиксированных грамматических знаний, а также помогает расширению межкультурной коммуникации [9].

Изучение этих и других научных статей по данной тематике позволило сделать вывод о том, что работ, исследующих роль музыкально-методического сопровождения занятий песенного как педагогической технологии в изучении иностранного языка в техническом вузе, нет. Тем более нет научных работ, исследующих использование песенного материала на групповых практических занятиях по испанскому языку. Это обстоятельство подтверждает актуальность данной статьи.

Вместе с тем, в дополнение к предложенному выше обзору статей по смежной тематике, отметим, что в статьях преподавателей МАИ актуализируется важная педагогическая задача обучения профессиональному иностранному языку в тесной связи с решением важной воспитательной задачи - формированием нравственных качеств и многогранному развитию личности каждого студента [10; 11]. Подчеркнём, что в этой связи предлагаемая автором педагогическая технология музыкально-методического сопровождения занятий по испанскому языку отвечает в полной мере задаче воспитания студентов.

В данной работе освещается важная роль, которую играет музыкально-методическое сопровождение в процессе обучения иностранному языку, в частности, испанскому, который является родным языком оперных исполнителей Пласидо Доминго, Хосе Каррероса, Монсеррат Кабалье и многих других, а также известных всему миру эстрадных певцов Хулио Иглесиаса и Консуэло Веласкеса. Музыкальные шедевры этих и других исполнителей мотивируют желающих выучить испанский язык и его национальные варианты. Опыт автора статьи показывает, что достичь высоких результатов владения изучаемым студентами испанского языка как второго иностранного (с нулевого уровня), крайне трудно или даже практически невозможно. Разный уровень способностей и восприимчивости студентов к новому языку препятствует быстрому и успешному освоению нового языка. Введение в учебный процесс такой педагогической технологии, как музыкально-методическое сопровождение занятий, способствует быстрому освоению фонетических особенностей, запоминанию лексики, развитию музыкального слуха и памяти, а также освоению элементов музыкальной культуры страны носителей изучаемого языка.

Язык - это не только слова и грамматика, но и определенное произношение, ритм и эмоции, которые невозможно узнать из книг: они только рассказывают о произношении, но не учат ему; ритм и эмоции языка также, к сожалению, не узнать из книг. Песни всегда наполнены

ритмом и эмоциями языка исполнителя, что помогает изучать язык на уровне ассоциативной памяти. Студент может не понимать ни единого слова, но чувствовать эмоции, которые передаются через песню и через них даже догадаться о смысле текста. Таким образом, обучение иностранному языку с применением музыкально-методического сопровождения - это важная и актуальная психолого-педагогическая технология.

Рассмотрим, какие преимущества приносит введение музыкально-методического сопровождения в процессе обучения иностранному языку на групповых занятиях студентов.

Сначала, когда студенты только начинают изучать иностранный язык, песни на этом языке для них кажутся простым набором трудно различимых звуков. Но через какое-то время прослушивания музыки, студенты начинают улавливать похожие сочетания звуков, могут вычленять отдельные слова, даже не понимая их смысла, таким образом музыка подготавливает к серьезному изучению иностранного языка. С учетом того, что зачастую слова и особенно припев в песне повторяются многократно, произношение, лексика и весь текст песни запоминаются достаточно быстро. Так студенты без психологического напряжения пополняют свой словарный запас и без зубрежки запоминают много новых фраз и выражений, а кроме того, учатся распознавать испанскую речь на слух, что является одним из самых нужных и важных навыков при изучении иностранного языка.

Исполнение песен преподавателем с 20-летним стажем - носителем испанского языка, коим является автор данной статьи, имеет ещё один важный психолого-педагогический аспект: способствует созданию дружественной атмосферы в ходе занятий, снимает у студентов психологическое напряжение, помогает студентам больше узнать о произношении, ритме и эмоциональности языка.

Задача преподавателя подбирать такие песни для музыкально-методического сопровождения занятий, чтобы они были разными по эмоциональной окраске, потому песни всегда наполнены энергетикой народа, который является носителем этого языка. Каждый язык имеет свой ритм, свои оттенки звуков; через национальные музыкальные ритмы раскрывается красота языка, его эмоциональная сторона. Для изучения иностранного языка важно слышать то, как другой народ выражает разные эмоции в своей музыке.

Песенное творчество на испанском языке в качестве музыкально-методического сопровождения активно применяются автором данной статьи на практике в процессе обучения студентов испанскому языку. Данная педагогическая технология используется автором, начиная с этапа изучения алфавита до самых сложных языковых оборотов, грамматических времен и сослагательного наклонения (Modo Subjuntivo). Рекомендуемые студентам тексты песен и их звуковое исполнение доступны студентам через интернет-ресурсы, а также предоставляются преподавателем в виде передачи на носителях звуковых файлов. Преподаватель сам является автором более 20 песен на испанском языке.

Апробация опыта автора проводилась в виде эксперимента в ходе групповых практических занятий по второму иностранному языку (испанскому) в Институте иностранных языков МАИ, а также в ходе участия автора в международных научных конференциях по гуманитарным наукам (например, доклад автора «Культурно-национальная специфика в разговорной речи испанцев и перуанцев, в сопоставлении с русскими» на VII Международной научной конференции ФИЯ МАИ (НИУ), посвященной 85-летию МАИ и Дню Космонавтики.

Эксперимент проводился автором в течение 2-х лет в 8 группах студентов (по 15-20 студентов в группе): 2 группы студентов 1 курса; 2 группы студентов 2 курса; 2 группы студентов 3 курса; 2 группы - 4 курса.

Перед студентами ставилась задача овладения новой лексикой, фонетически правильное произнесение новых слов. Задача преподавателя - использовать в ходе занятий музыкально-

методическое сопровождение с включением песенного исполнения таким образом, чтобы этот этап аудиторной работы давал психологическую разгрузку студентам после напряженного опроса или работы над новым материалом.

Эксперимент показал, как улучшились результаты обучения студентов в группах студентов 1-2 курса (70 студентов), на занятиях у которых применялась такая педагогическая технология как музыкально-методическое сопровождение занятий по испанскому языку. Оцениваются аспекты: улучшение произношения, запоминание новой лексики, повышение интереса студентов.

Рисунок 1 свидетельствует о том, что студенты 4-х групп имели значительные трудности в освоении произношения и новой лексики на испанском языке, выглядели зажатыми и неуверенными в себе. Только 10 % имели высокий результат запоминания лексики, улучшения произношения, уверенности в правильном произношении и в своих знаниях; 30 % - средний результат и 60 % - низкий.

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рисунок 1. 1-2 курс. Традиционное обучение

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рисунок 2. 1-2 курс. Обучение с муз-мет сопровождением

Рисунок 2 показывает, что занятия с музыкально-методическим сопровождением занятий по испанскому языку, с включением в ход занятий «песенного» этапа дали значительную эффективность в достижении поставленных целей. Большинство студентов имеют средние (65 %) и высокие (25 %) успехи в произношении и усвоении лексики, а низкий результат (10 %) сведен к минимуму. Студенты более уверенны в себе, демонстрируют интерес не только к интенсивным занятиям иностранным языком, но и интерес к изучению культуры носителей испанского языка.

Эксперимент в 4-х группах 3 и 4 курса (78 студентов) показал, что до включения музыкально-методического сопровождения в ход занятий по культуре речи, устному и письменному переводам, лексический запас студентов оставался ограниченным, не было интереса к культуре страны изучаемого языка. На диаграмме (см. рис. 3) это выглядит соответственно: 65 % - низкий результат, 25 % - средний результат, 10 % - высокий результат).

Рисунок 4 показывает результаты обучения испанскому языку в группах 3-4 курса по культуре речи и устному/письменному переводу. Как видим, 50 % студентов достигли высокого результата (было 10 %), а 35 % - среднего (было 25 %); низкий результат уменьшился до 15 % (с 65 %).

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 3. 3-4 курс. Традиционное обучение

Рисунок 4. 3-4 курс. Обучение с муз-мет сопровождением

Таким образом, эксперимент показал, что студенты, которые обучались испанскому языку с применением такой педагогической технологии как музыкально-методическое сопровождение занятий, благополучно освоили требуемый образовательной программой уровень владения испанским языком. При этом посещаемость занятий практически равнялась 98 %, что говорит о большом интересе студентов к занятиям. Студенты, благодаря музыкально-методическому сопровождению занятий не только благополучно осваивали в облегченной форме фонетический и лексический материал, но знакомились с песенной культурой стран испанского языка; у нах развивался музыкальный слух, который, по мнению специалистов, позволяет более эффективно овладевать новыми иностранными языками. В сравнении с группами испанского языка, в которых автор работал по классической методике с традиционными этапами занятий, эксперимент с включением песенного этапа в других студенческих группах, бесспорно, дал более высокие результаты обучения испанскому языку.

Скажем подробнее о психолого-педагогическом аспекте применения музыкально-методического сопровождения занятий по иностранному языку. Перед каждым, кто сталкивался с изучением иностранных языков, когда-то вставал вопрос: как выучить язык проще и быстрее? Пожалуй, самыми эффективными методами преподавания языка могут быть признаны те, которые превращают обучение в игру, в увлекательный творческий процесс. Это напрямую относится к использованию в обучении иностранному языку песенного творчества.

Доказано, что положительные эмоции заметно влияют на обучение. Эмоциональное восприятие материала помогает ученику сконцентрироваться и лучше усвоить изучаемый материал. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя иностранного языка должно быть стремление сделать обучение ярким и запоминающимся, чтобы изучение языка нравилось и приносило удовольствие. Хорошая музыка способствует более эффективной работе преподавателя, так как она улучшает настроение и повышает мотивацию слушателей.

Помимо эстетического воспитания студентов и привития им навыков культуры речи, использование песенного ресурса на изучаемом языке позволяет быстро и успешно освоить ту тематическую лексику, которой обычно уделяется специальное учебное время. Песни определённого тематического содержания позволяют экономить учебное время. Так, например, для эффективного изучения особенностей гласных испанского алфавита используется песня «¡Ya leo el Alfabeto!» или лёгкая и задорная песня с такими словами, которые очень нравятся студентам и быстро запоминаются ими: «Las vocales del español. Son: A EIO U. Las vocales del español. Son: A E I O U. Amigo. Encanto. Iglesia. Oriente. Urbano. ¡A E I O U! ¡U O I E A!» (название песни «Las vocales del español» Автор музыки и слов - Гойкочеа М.Л.Б.).

https://mir-nauki.com

На этапе изучения тем «Дни недели и месяцы», «Порядковые числительные» уместны песни, позволяющие быстро запомнит тематическую лексику: «La semana tiene 7 días», «Los meses del año»:

«La semana tiene 7 días. El lunes es primero. El martes es Segundo.El miércoles tercero. El jueves es el cuarto. El viernes es el quinto. El sábado el sexton. El domingo es el séptimo» (название песни «La semana tiene 7 días»).

При изучении месяцев года уместно использовать одноимённую песню: «Los meses del año son doce son doce. Enero, febrero, Marzo, abril. Mayojunio, Julio, agosto. Septiembre, octubre, Noviembre, diciembre. Septiembre, octubre, Noviembre, diciembre» (название песни «Los meses del año». Автор музыки и слов - Гойкочеа М.Л.Б.).

Приведём слова еще одной авторской песни, которая помогает студентам быстро выучить лексику по теме «времена года», имеет приятную мелодию вальса и способствует формированию эстетического вкуса у студентов, развивает их музыкальный слух и память: «Entre las hojas dormidas que arrastra el Otoño se va una ilusión. llueve que llueve en las calles y el viento soplando va cada balcón. En el Invierno las noches son largas. Y el frío nos hace abrigarnos mejor. En Rusia nieva y los bosques Se ponen hermosos de un blanco esolendor. CORO: En cada estación. En cada ocasión La vida vuelve a sonreir. Se siente sus pasos Cuan tiernos abrazos Que calan todo el corazón. Como con la Primavera Los seres sentimos más ganas de amar. Ellas se ponen más bellas Y alegres cuando alguien las va a enamorar. En el Verano los bosques y prados Se visten de un lindo verdor. El Sol despierta temprano Porque entre los bosques Canta un ruiseñor». (название песни «En cada estación, en cada occasion». Автор музыки и слов - Гойкочеа

На более поздних этапах изучения испанского языка, например, при освоении герундия, эффективно используется песня «Amigo, ¿qué estás haciendo?» для выработки навыка применения герундия.

Для освоения студентами непростой грамматической темы «Прошедшее завершенное время (Pretérito Perfecto Compuesto)» автор рекомендует использовать песню, в которой описывается распорядок дня в прошедшем завершённом времени: «Hoy me he levantado muy temprano. A las 7 menos 26. Los dientes me he limpiado La cara me he lavado Y luego he preparado un rico té. He desayunado a mucho gusto. Té, papilla y pan con salchichón. La mesa he limpiado Los platos he fregado Y luego me he vestido con afán. No he tardado a la univer Eso está bien lo sé. ¡He aprendido a conjugar verbos en PPC! No he tardado a la univer Eso está bien lo sé. ¡He aprendido a entonar canción en PPC!» (Название песни: «Canción en PPC» Автор музыки и слов -Гойкочеа М.Л.Б.).

Для закрепления темы «Простое прошедшее время (Pretérito Simple de Indicativo)» используется песня автора-преподавателя «Parece que llegó la madurez».

В ходе такого музыкально-методического сопровождения занятий испанским языком преподавателю удаётся существенного расширять словарный запас студентов. Они узнают новые интересные выражения, которые помогут сделать их устную речь ярче и более близкой к речи носителей языка. Музыкально-методическое сопровождение позволяет выразить эмоции, поработать над мелодикой текста и интонацией разных фраз. Психологически студенты не перегружены, они с интересом получают культурологическую, страноведческую информацию, что мотивирует их изучать язык дальше ещё более интенсивно.

Таким образом, мы видим, что использование музыкально-методического сопровождения занятий по иностранному языку позволяет преподавателю и студентам экономить ресурс учебного времени, без напряжения запоминать лексику, тренировать навыки

М.Л.Б.).

использования грамматических категорий, формировать эстетический вкус, развивать музыкальный слух.

Включение музыкально-методического сопровождения занятий в процесс изучения испанского языка в группах студентов позволяет воспитывать у них эстетический вкус, формировать культурные предпочтения, решая тем самым воспитательную задачу духовно -нравственного развития студентов.

Результаты проведенного автором эксперимента подтверждают эффективность такой важной педагогической технологии как музыкально-методического сопровождения занятий испанским языком в группах студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимова Х.Х. Роль музыки при обучении учащихся иностранным языкам В сборнике: Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Уфа, 1991. С. 35-36.

2. Томашук Н.В. Использование музыки и песен в обучении иностранному языку на начальном этапе. Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2015. № 1 (5). С. 117-123.

3. Салтыкова М.В. Проблема мотивации и роль музыки при обучении иностранному языку. В сборнике: Инновации в современной науке. Материалы XI Международного зимнего симпозиума. 2016. С. 77-79.

4. Пашкеева И.Ю. Использование песен в обучении иностранному языку // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т.17. №5. С. 361-365.

5. Жизневская О.Н. Аутентичный песенный материал на занятиях по русскому языку как иностранному: от теории к практике // Языки. Культуры. Перевод. - М: Высшая школа перевода (факультет) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2015. - №1. - С. 102-112.

6. Давлатова М.Х. The role of songs in learning English // Молодой ученый. - 2015. -№10. - С. 1145-1147. - URL https://moluch.ru/archive/90/19091/ (дата обращения: 04.02.2019).

7. Архипова М.В., Шутова Н.В. Музыка как эффективное средство повышения мотивации к изучению иностранных языков. - LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland, 2012. - 184 с.

8. Dwayne Engh. Why Use Music in English Language Learning? Canadian Center of Science and Education. 2013. 6(2): 113-127. DOI: 10.5539/elt.v6n2p113.

9. Nayra Rodríguez Rodríguez, Naila Maninidra Sosa Chacón. Aprendizaj e de cuestiones gramaticales a través de la música como nexo intercultural. Beoiberística: Revista de Estudios Ibéricos, Latinoamericanos y Comparativos, 2018, Volume 2, pp 193-200; DOI: 10.18485/beoiber.2018.2.1.13.

10. Банкожитенко Е.В., Власова С.В., Зубанова С.Г. Особенности научно-педагогических подходов при обучении иностранному языку студентов технических факультетов МАИ (НИУ) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN217.pdf.

11. Гойкочеа М.Л.Б. Воспитательный аспект обучения испанскому языку на примере темы «Формы обращения в Перу» // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN318.pdf.

Goicochea Morales Lorenzo Benjamín

Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia

E-mail: lgmorales@mail.ru

Musical methodological support of the foreign language lessons as a pedagogical techonology

Abstract. The article is devoted to the problem of searching for and introducing new pedagogical technologies of teaching groups of students a second foreign language, which problem is relevant for modern higher education.

This article proves feasibility and effectiveness of using musical support in the process of teaching a foreign language, in particular - Spanish. Based on the personal experience of 20 years of teaching Spanish using Spanish-language songs, the author argues that the use of songs in foreign language classes is a means of immersion into the atmosphere of the language. Based on the specific examples, the author considers the role of songs (as one of the types of speech communication) in better assimilation and expansion of the students' vocabulary, in the development of the students' sense of language, knowledge of its stylistic features.

The author describes the results of his experiment confirming the effectiveness of the musical support of the Spanish language lessons in the student groups of the Institute of Foreign Languages of the MAI.

This pedagogical technology helps to study a foreign language and develops an interest in the culture of the countries of the language being studied. It also develops the students' sensitivity to the pronunciation, rhythm and emotionality of the foreign language, helps to recognize Spanish by ear, expands vocabulary, motivates to learn the language, as well as develops aesthetic taste.

It is concluded that such pedagogical technology as musical support of the Spanish language lessons makes learning much more psychologically comfortable and effective in terms of the speed of memorizing the vocabulary and its phonetic features, expanding the students' cultural perspective, and develops their cultural preferences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Spanish language teaching; pedagogical technology; musical methodological support; songs in Spanish; experiment; effective teaching

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.