Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КРАСНОЙ АРМИИ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КРАСНОЙ АРМИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНАЯ АРМИЯ / КОМПОЗИТОРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРОЕВЫЕ МАРШИ / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / РОТНЫЙ ДЖАЗ / «СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маньков Андрей Васильевич

В 1930-е годы в СССР активно развивалось массовое музыкальное искусство с оборонной направленностью. В статье рассказывается о созданных в тот период лучших произведениях советских композиторов, посвящённых Красной армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSICAL REVOLUTION IN THE RED ARMY

In the 1930s, the Soviet Union actively furthered defense-focused mass musical art. The paper tells of the best works by Soviet composers created at the time that were dedicated to the Red Army.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КРАСНОЙ АРМИИ»

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

А.В. Маньков

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КРАСНОЙ АРМИИ

Сведения об авторе. Маньков Андрей Васильевич — старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, подполковник запаса, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В 1930-е годы в СССР активно развивалось массовое музыкальное искусство с оборонной направленностью. В статье рассказывается о созданных в тот период советскими композиторами лучших произведениях, посвящённых Красной армии.

Ключевые слова: Красная армия; композиторы; художественная самодеятельность; строевые марши; военный оркестр; ротный джаз; журнал «Советская музыка».

Одной из главных задач военно-политической работы в Вооружённых силах Российской Федерации является поддержание в армии и на флоте высокого морально-политического и психологического состояния военнослужащих. Среди многочисленных средств воздействия на сознание и чувства защитников Отечества во все времена особое место занимала музыка. Об этом ярко свидетельствует опыт Русской Императорской, Советской и Российской армий, который актуален и в наши дни.

г ;

После Октябрьской революции большую роль в духовно-нравственном воспитании советских воинов стали играть мастера искусств. Значимый импульс для развития творческого сотрудничества работников сферы социалистической культуры с командирами, политработниками и красноармейцами был дан в период, предшествовавший Великой Отечественной войне. Это явилось, по нашему мнению, следствием проходившей в 1930-е годы в СССР культурной революции. Она не обошла стороной и быстро развивавшуюся военную организацию Советского государства.

В начале 1930-х годов советские композиторы, как и представители других сфер отечественного искусства, активно включились в процесс создания современных музыкальных произведений. Это должны были быть песни, симфонии, оперы и т.д. о жизни государства и его народа, успешно строившего социализм. Важным рубежом в становлении нового направления отечественной музыкальной культуры стал 1932 год, когда был создан Союз советских композиторов (ССК), вскоре определивший творческие ориентиры для мастеров искусств.

Особое значение для перестройки всех сторон духовной жизни в стране имел XVII съезд ВКП(б). Прошедший в январе—феврале 1934 года, он вошёл в историю как «Съезд победителей». Выступая на съезде, И.В. Сталин, в частности, сказал, что «дело идёт к новой империалистической войне»1. К партсъезду готовились не только коммунисты, к нему готовилась вся Советская страна. В СССР в те годы трудовыми коллективами было принято делать к партийным съездам или важным политическим датам «большие подарки».

Во многом, как следствие этого, в феврале 1934 года орган Союза советских композиторов журнал «Советская музыка» сообщил, что его редакцией получено обращение композиторов и музыкальных деятелей Урала, рапортовавших о включении их в поход имени XVII партсъезда. В период продолжения противостояния со старыми империалистическими державами, а также появления новой угрозы со стороны фашистской Германии нашей стране, как никогда, была нужна сильная армия, имеющая не только современную военную

*-> и г»

технику, но и высокий моральный дух. В письме уральских деятелей культуры говорилось: «Мы обязуемся дать нашей славной

Красной Армии ряд высокохудожественных «.» 2 красноармейских песен»2.

Однако подобный почин исходил не только от уральских работников искусств. В конце 1920-х — начале 1930-х годов начали активную творческую деятельность ряд молодых композиторов новой формации. Одним из пионеров создания музыкальных произведений о Красной армии был Л.К. Книппер. Человек удивительно интересной биографии, он происходил из очень известной в мире русской культуры семьи. Так, его тётя О.Л. Книппер-Чехова, ставшая в 1901 году женой писателя А.П. Чехова, была выдающейся актрисой Московского Художественного театра.

С начала 1930-х годов Лев Книппер постоянно сотрудничал с военно-театральным бюро ЦДКА (Центральный дом Красной армии имени М.В. Фрунзе — культурный центр Красной армии, основанный по решению РВС СССР в 1927 г. и открытый в Москве 23 февраля 1928 г.), часто посещал воин-

В письме уральских деятелей культуры говорилось: «Мы обязуемся дать нашей славной Красной Армии ряд высокохудожественных красноармейских песен»

ские гарнизоны, консультировал оркестры и помогал создавать в частях военные хоры. С апреля по август 1932 года композитор находился на Дальнем Востоке и работал инструктором по массовой работе в частях Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). Результатом этой командировки в войска стало создание автором масштабного музыкального произведения. Главной темой его 3-й симфонии, состоявшей из 5 частей, стала песня «За дальней восточной границей»3.

В 1933 году Книппер принимал участие в организации оборонной секции Союза советских композиторов4. В 1933—1934 гг. им была создана симфония, ставшая широко известной как 5-я. Авторитетный музыковед и педагог А. А. Острецов писал в 1934 году: «5-я симфония Льва Книппера представляет собой, несомненно, крупный шаг вперёд, за-

крепляющий те достижения композитора, которые имелись в его "Дальневосточной" (3-й) симфонии». И далее: «Названная Книппером "По -эмой о бойце-комсомольце" 5-я симфония показывает ряд моментов из эпохи гражданской войны»5.

Огромный успех советскому композитору принесла музыкальная тема из этого сочинения под названием «Полюшко-поле» («Степная кавалерий ская») на стихи В.М. Гусева, получившая большую популярность как в нашей стране, так и за границей. В последующем эта песня, прославлявшая Красную армию, стала одним из наиболее любимых номеров в репертуаре знаменитого ансамбля под руководством А.В. Александрова6. В первоначальном варианте текста упоминалась фамилия будущего наркома обороны К.Е. Ворошилова. Кстати, некоторые до сих пор считают эту композицию народной, а всемирно известный американский дирижёр Л. Стоковский называл её «лучшей песней столетия».

Ещё одним крупным талантом в когорте советских композиторов предвоенных лет,

Песня А. Давиденко «Нас побить, побить хотели» на слова Д. Бедного была посвящена военному конфликту на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году. Она стала одним их хитов своего времени

уделивших своё творческое внимание Красной армии, являлся М.М. Черёмухин. В 1928 году Михаил Черёмухин окончил Московскую консерваторию, где стал членом весьма свое-

образного кружка молодых композиторов «Московская шестёрка». В 1932 году он написал кантату, которая, по его мнению, фактически явилась первым крупным произведением о Красной армии, и, как всегда, первый шаг её был труден7. Авторами стихов для этого произведения стали многие советские поэты. В 1934 году в журнале «Советская музыка» композитор отметил: «Когда я писал мою кантату "Красная Армия", мне хотелось дать вещь, которая к юбилею РККА показывала бы вкратце путь её борьбы и побед, раскрывая бы во всей полноте её мощь и культурно-организующее значение, наконец, давала бы выход чувству радости, бодрости и силы бойцов за социализм»8.

Тематика Гражданской войны и Красной армии, пожалуй, занимала одно из центральных мест в творчестве другого популярного советского композитора 1930-х годов, ученика Р.М. Глиэра А.А. Давиденко. С 1925 года он стоял во главе созданного по его инициативе «Производственного коллектива студентов Московской консерватории» (сокращённо «Проколл»)9. Со временем Александр Давиденко вырос в композитора совершенно нового типа. Он активно служил советскому строю, создавая произведения о строительстве социалистического общества. Ещё будучи на одном из первых курсов Московской консерватории, он написал большую вокальную балладу «Коммунист»10.

Талантливый мастер оказался большим пропагандистом массовой советской песни. Его лучшие произведения были посвящены боевой деятельности Красной армии и её военачальников: «Конная Будённого», «Первая конная», «Песня о наркоме и его друзьях», «Винтовочка»11. При этом особо следует выделить песню «Конная Будённого», написанную на стихи русского и советского поэта, переводчика и сценариста Н.Н. Асеева. Композиция была хорошо принята слушателями и оценена на самых разных уровнях. Она стала очень популярной в стране и часто

исполнялась в концертах, став неофициальной песней советской кавалерии.

Давиденко являлся деятельным членом бюро оборонной секции ССК. Эта секция, кстати, принимала самое активное участие в конкурсе на военно-оборонные песни12. К большому сожалению, молодый советский музыкант очень рано ушёл из жизни (он умер 1 мая 1934 г. после первомайской демонстрации в возрасте 35 лет), и его несомненно большой талант не смог раскрыться в полном объёме. Символично, что на похоронах композитора пел огромный хор из студентов консерватории и участников коллективов художественной самодеятельности. При своей жизни в дни важных советских праздников Давиденко сам руководил подобными большими хорами, будучи прекрасным дирижёром.

В первой половине 1930-х годов многие советские композиторы регулярно посещали различные воинские части. Особенно популярны среди музыкантов были творческие поездки на Дальний Восток. Тот же Книппер в 1932 году ездил в командировку в ОКДВА.

Летом 1934 года оборонная секция ССК планировала работу композиторов в качестве организаторов самодеятельности в военных лагерях Красной армии. Например, для выезда в ОКДВА и Морские силы Чёрного моря (МСЧМ) создавались бригады композиторов по 4—5 человек каждая. Также были запланированы посещения музыкантами летних лагерей воинских частей Московского военного округа (МВО)13.

В 1930-е годы постепенно изменялась тематика музыкальных произведений. Она стала больше отвечать духу переживавшегося страной исторического периода. Так, композиторы не только писали о Гражданской войне, но и реагировали на военные события конца 1920-х — начала 1930-х годов. Мастера искусств начали создавать произведения о тех локальных войнах и конфликтах, в которых участвовала РККА после окончания Гражданской войны. Например, песня А. Давиденко «Нас побить, побить хотели» на слова Д. Бедного была посвящена военному конфликту на Китайско-Восточной

Военнослужащие ОКДВА во время боёв на КВЖД

1929 г.

железной дороге (КВЖД) в 1929 году. Она стала одним из хитов своего времени, её часто исполняли по радио. В связи с этим данное произведение даже оказалось объектом множества пародий, в частности известного советского сатирика И. Ильфа.

Упоминавшаяся 3-я симфония Л. Книппера была создана автором под впечатлением не только его творческой поездки на Дальний Восток, но и рассказов о боевых событиях на КВЖД, воспоминания о которых ещё были свежи в частях и подразделениях ОКДВА.

В то же время А. Давиденко писал музыкальные произведения не только о кавалери-стах-будённовцах. Он создал песни о пограничниках («На грани миров»), а также о Красном воздушном флоте, что соответствовало общественным предпочтениям того времени14. Знаменитые отечественные авиаторы, или, как их тогда называли, «сталинские соколы», быстро становились народными любимцами.

В рассматриваемый период в стране стали частыми и повсеместными объединённые

Советский композитор Н.П. Иванов-Радкевич. Победитель конкурса военных маршей 1933 г.

Причина возникновения

этих «джазов» была связана с тем, что штатный военный оркестр во время военных походов не был слышен всем подразделениям полка

выступления профессиональных и самодеятельных коллективов на концертах в дни революционных и государственных праздников. В стороне от этого не оставались и военные музыкальные коллективы. Например, 5 марта 1933 года в клубе Московско-Курской железной дороги выступали сводный оркестр Московского гарнизона в количестве

350 человек и оркестр красноармейской художественной самодеятельности «...с участием жён командиров РККА» в составе 450 исполнителей15. Дирижировали инспектор военных оркестров РККА С.А. Чернец-кий, военные капельмейстеры Н.С. Николаевский и В.Я. Гурфинкель.

Широкое распространение в 1930-е годы получили самодеятельные симфонические оркестры, были они и в РККА. Например, в Харькове симфонический оркестр Школы червонных старшин (Школа красных командиров) под управлением военных капельмейстеров М.П. Пид-жаренко и Б.Т. Кожевникова на концертах художественной самодеятельности исполнил марш-балладу «Чапаев» А.М. Дзегеленка и сюиту из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»16. В заключение силами симфонического и духового оркестров при участии хора была исполнена 5-я часть 3-й симфонии Л.К. Книппера.

В 1934 году оборонная секция ССК в целях упорядочения процесса развития ротных самодеятельных коллективов предприняла попытку создать сборник произведений для красноармейской самодеятельности17. Большая роль в развитии и оказании методической помощи самодеятельным коллективам Красной армии и Красного флота принадлежала капельмейстерам и музыкантам штатных военных оркестров. Так, 25 декабря 1934 года в ЦДКА на расширенном заседании оборонной секции ССК инспектор военных оркестров РККА С.А. Чернецкий выступил с докладом «О ротном джазе»18.

Выдающийся русский и советский деятель искусств, военный дирижёр С.А. Чернецкий (впоследствии генерал-майор) по праву считается одним из создателей системы военных оркестров и пропагандистом широкомасштабного использования музыкальной культуры в РККА. Капельмейстером Русской Императорской армии он начал служить ещё в 1900 году. В 1930-е годы С.А. Чернецкий стоял у истоков появления нового типа самодеятельного творчества в Красной армии

— ротного (батальонного, дивизионного) самодеятельного оркестра, получившего широкое распространение. Ротные оркестры, или, как их называли тогда, «джазы», стали новой частью красноармейской художественной самодеятельности. Военный дирижёр С.А. Чернецкий активно создавал для них специальный репертуар.

Причина возникновения этих «джазов» была связана с тем, что штатный военный оркестр во время военных походов не был слышен всем подразделениям полка, колонна которого растягивалась на большое расстояние. Для заполнения пробелов в пространственной досягаемости полкового духового оркестра использовались ротные гармонисты. Впоследствии к ритмическим наигрышам гармошек стали присоединяться хоровое пение, а затем и коллективная игра на различных народных музыкальных инструментах.

1930-е годы стали в СССР временем всеобщего интереса к армейской и флотской художественной самодеятельности. В те годы в гарнизонах, соединениях и воинских частях большой импульс для своего разви-

тия получили Дома Красной армии, клубы, библиотеки и ленинские уголки, в жизнь воинских коллективов активно внедрялись радио и радиогазеты. Петербургские учёные Г.А. Мохоров и Н.Л. Вахонин в одной из своих работ указали, что «в тридцатые годы культпросветработа была направлена на решение потребностей боевой и политической подготовки войск... росту боевого мастерства и политической сознательности воинов способствовало... более полное использование художественной самодеятельности»19.

В тот период в стране начинают регулярно проводиться республиканские смотры художественной самодеятельности. При этом в них участвуют и армейские коллективы, которые добиваются впечатляющих результатов. Так, в 1931 году на 1-й Всеукраинской олимпиаде самодеятельного искусства оркестр 3-го полка связи Украинского военного округа (УВО) получил 1-ю категорию и был награждён денежной премией20.

В 1933 году во время проведения смотра-соревнования художественной самодеятельности частей Ленинградского военного округа (ЛВО) в 11-й дивизии были организованы 8 агитбригад,

Военный оркестр РККА

1930-е гг.

13 струнных оркестров и 12 хоровых кружков с общим охватом более 1000 человек21.

С 1 января по 12 февраля 1934 года в Москве с большим успехом прошла 1-я окружная олимпиада красноармейской самодеятельности Московского военного округа (МВО). Советский музыковед М.С. Киселёв, анализируя эту олимпиаду, написал в 1934 году, что она «впервые в полной мере показала колоссально возросшую музыкальную культуру и творческую активность Красной армии»22. Ниже мы приводим ряд цифр, ярко характеризующих количественный рост художественной самодеятельности. За 20 дней олимпиады на сцене выступили 15 хоров (835 человек), 18 шумовых оркестров (926 человек), 13 струнных коллективов (364 человека), 274 плясуна и 607 участников театрально-зрелищных коллективов23.

За 20 дней олимпиады на сцене выступили 15 хоров (835 человек), 18 шумовых оркестров (926 человек), 13 струнных коллективов (364 человека), 274 плясуна и 607 участников театрально -зрелищных коллективов

Далее М.С. Киселёв в журнале «Советская музыка» подчеркнул: «Значительный рост нужно отметить в хоровых кружках. Если ещё не так давно в репертуаре хорового кружка имелось 8—10 песен, то теперь, на олимпиаде, он уже состоял из 40—45 песен (из них классика занимает примерно 30 процентов)»24.

Крайне любопытно, что на окружной олимпиаде в Москве была продемонстрирована интереснейшая попытка объединения хорового кружка, литкружковской работы, духового оркестра и показа самодеятельности в ленуголке. «Советская музыка» особо отметила, что это «история кавалерийской школы» в песнях. Основную роль здесь играл хоровой кружок; песни, исполнявшиеся им, были связаны литературным текстом (написанным местными литкружковцами) и показом небольшого киномонтажа25.

В 1930-е годы предметом особой заботы советских военачальников стало создание новых армейских маршей. «Советская музыка» писала в начале 1934 года: «18 декабря с.г. (надо иметь в виду 1933 г. — Прим. авт.) в Краснознамённом зале ЦДКА закончился конкурс на строевые марши, объявленный Управлением боевой подготовки РККА и ОГПУ. На конкурс было прислано около 100 маршей»26.

По итогам конкурса комиссией под председательством заместителя народного комиссара по военным и морским делам и заместителя председателя РВС СССР ком-кора С.С. Каменева были премированы следующие авторы:

1. Н. Иванов-Радкевич — первая премия (4000 рублей);

2. Ф. Кенеман — вторая премия (2500 рублей);

3. П. Скворцов (курсант капельмейстерского класса при Академии имени М.В. Фрунзе) — вторая премия (2500 рублей);

4. З. Фельдман — третья премия (1500 рублей);

5. А. Гин — третья премия (1500 рублей);

6. Э. Виктор — третья премия (1500 рублей);

7. С. Кац (красноармеец) — четвёртая премия (500 рублей);

8. З. Фельдман — четвёртая премия (500 рублей);

9. В. Рунов — четвёртая премия (500 рублей);

10. П. Скворцов — четвёртая премия (500 рублей).

Кроме того, комиссия постановила поощрить ещё некоторых создателей маршей. Среди них оказались композиторы Ю. Хайт (автор марша «Всё выше»), В. Кручинин, В. Рунов (два марша), а также капельмейстер Новицкий, отмеченные грамотой и премиями по 300 рублей27.

Интересно, что первое место занял марш, написанный композитором Николаем Ива-новым-Радкевичем. В 1928 году он окончил Московскую консерваторию по классу композиции Р.М. Глиэра. «Походный марш», созданный этим автором для конкурса 1933 года, был проникнут «радостной эмоциаль-ностью и здоровым весельем». Как писали специалисты, «живая, радостная эмоциональность этого марша подчёркнута чёткостью её ритма (вообще свойственной музыке Н.П. Иванова-Радкевича)»28.

В то же время общие результаты конкурса, скорее всего, не удовлетворили военачальников. Качество маршей, наверное, не всегда

соответствовало предъявлявшимся к таким музыкальным произведениям требованиям. Видимо, поэтому жюри конкурса ещё раз призвало советских композиторов 1930-х годов к созданию строевого марша для РККА. Более того, жюри вынесло постановление персонально заказать военный марш уже тогда очень популярному композитору Д.Д. Шостаковичу29.

В заключение отметим, что в предвоенные годы И.В. Сталин неоднократно напоминал о намерении соседних государств напасть на СССР30. Многим было понятно, что нашей стране необходимо готовиться к войне. Газета Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова «За Советское искусство» писала в октябре 1935 года, что Красная армия была окружена «всенародной любовью»31.

Во многом, на наш взгляд, это было заслугой отечественных деятелей искусств 1930-х годов, в частности, талантливых со-

||\

ветских композиторов. Наши музыканты, как могли, помогали РККА в деле воспитания военнослужащих и подготовки к отражению внешней агрессии. Некоторые из ведущих деятелей искусств закрепили результаты своих творческих поездок в войска новыми музыкальными произведениями. Однако ещё многие из них были посвящены ходу, итогам и героям Гражданской войны, закончившейся более 10 лет назад. С другой стороны, в те годы зарождалось совершенно новое, массовое музыкальное искусство с оборонной направленностью. При этом советскими композиторами создавались песни, которые быстро становились популярными. Однако лишь немногие из них действительно стали музыкальными шедеврами, как, например, песня Л. Книппера «Полюшко-поле». В 1930-е годы в воинских частях и подразделениях появились ротные оркестры («джазы»), активно развивалась красноармейская и краснофлотская художественная самодеятельность.

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Млечин Л.М. Создатели Красной армии. СПб.: Амфора, 2015. С. 348.

2 Фролов М. Обращение композиторов Урала // Советская музыка. 1934. № 2. С. 65.

3 В.В. Аннотационный обзор изданий Музгиза // Советская музыка. 1935. № 7—8. С. 186.

4 Книппер Л. Советские композиторы рапортуют XVII партсъезду // Советская музыка. 1934. № 1. С. 29.

5 ОстрецовА.А. О 5-й симфонии Книппера // Советская музыка. 1934. № 4. С. 43.

6 Нестьев И. Мастер боевой песни — А.В. Александров // Советская музыка. 1939. № 2. С. 17.

7 Черёмухин М. О жанрах // Советская музыка. 1934. № 1. С. 30.

8 Там же.

9 Данилевич Л. После декады // Советская музыка. 1939. № 12. С. 47.

10 Калтат Л., Рабинович Д. Певец рабочего класса: памяти А.А. Давиденко // Советская музыка. 1934. № 5. С. 27.

11 Там же.

12 Скоблионок А. Работа творческого союза ССК и его секций за март—апрель 1934 г. // Советская музыка. 1934. № 6. С. 95.

13 Там же.

14 Калтат Л., Рабинович Д. Указ. соч. С. 27.

15 Левинсон Э.Я. Встреча военных оркестров и железнодорожников // Советское искусство. 1933. № 39. С. 15.

16 Гольдфарб Я.И., Диев Б.А. и др. Концертная деятельность военных оркестров

Советской армии и Военно-морского флота: советская военная музыка. М., 1977. С. 142.

17 Скоблионок А. Указ. соч. С. 95.

18 Там же. С. 82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Мохоров Г.А., Вахонин Н.Л. Культурно-просветительная работа в Красной Армии в межвоенный период // Развитие военной педагогики в XXI в.: материалы VI межвузовской научно-практической конференции. СПб.: ВАС, 2019. С. 658.

20 Российский государственный военный архив. Ф. 34912. Оп. 1. Д. 1656(з). Л. 1,8, 9.

21 Там же. Ф. 9. Оп. 32. Д. 57. Л. 97.

22 Киселёв М. Итоги окружной олимпиады красноар-

мейской художественной самодеятельности МВО // Советская музыка. 1934. № 3. С. 69.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Чернецкий С. Конкурс на строевые марши // Советская музыка. 1934. № 1. С. 103.

27 Там же.

28 Козлов П., Таранущенко В. Творчество Н. Иванова-Рад-кевича // Советская музыка. 1934. № 10. С. 16.

29 Чернецкий С. Указ. соч. С. 103.

30 Млечин Л.М. Указ. соч. С. 348.

31 Дольский. Дадим Красной армии здоровое и сильное пополнение // За Советское искусство. 1935. № 13(29). 7 октября.

A.V. Mankov

THE MUSICAL REVOLUTION IN THE RED ARMY

Information about author. Andrei Mankov — Senior Lecturer at the Humanities and Socioeconomics Department at the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budenny, Lieutenant Colonel (Res.), Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).

Summary. In the 1930s, the Soviet Union actively furthered defense-focused mass musical art. The paper tells of the best works by Soviet composers created at the time that were dedicated to the Red Army.

Keywords: Red Army; composers; amateur performance; military marches; military band; company jazz; journal «Soviet Music».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.