184
Круглый стол
наднациональных, глобальных экономических и политических структур. Глобализация нивелирует культурные различия, уменьшая значение национальных культур и вместе с тем приводит к интенсивным процессам развития национально-этнических культур. С такими тенденциями столкнулись многие народы России, в том числе и финно-угорские.
Важной составляющей национальных культур является национальное самосознание народов. На современном этапе у финно-угорских народов идет процесс преодоления национального нигилизма (особенно в молодежной среде), отказа от традиционных ценностей.
Положение российских финно-угорских народов, их культур в условиях глобализации сложное, но отнюдь не безнадежное. Ярко обозначилось активное развитие и усиленное к ним внимание: разрабатываются программы национально-культурного возрождения, создаются этнические творческие коллективы с их неповторимым и уникальным колоритом, восстанавливаются обычаи и традиции, возрождаются промыслы. Однако, оценивая перспективы и возможности развития финно-угорских народов, необходимо учитывать, что реальность есть билингвизм и бикультуризм, которые означают переход к языковой и культурной ассимиляции. В этом есть и положительные моменты, на которые следует ориентироваться: человек любой национальности, сохраняя любовь и приверженность к родной культуре и языку, духовно богаче, если одновременно пользуется благотворным влиянием другим хорошо знакомым ему языком и другой ставшей близкой и привычной культурой. Следовательно, одним из направлений этнокультурного возрождения финно-угорских народов России является органичное приобщение не только к родной культуре, но и культурам других народов.
О. В. Радзецкая, докторант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ
Генетический фактор в музыкальной пассионарности этнических сообществ определяется не только индивиду-
Межкультурное и межэтническое взаимодействие
185
альными особенностями композиторского письма, уровнем интеллектуальной и творческой деятельности, динамизмом и темпераментом. Зона влияния генетического находится в области, принадлежащей к глубинным истокам музыкального языка, призванного закреплять автохронные этнические особенности. В них находится константа музыкальных генов, культивированно распространяющихся на этническую культуру в пространственно-историческом ракурсе.
Потенциальные возможности, открывающиеся при ориентировании на генное объяснение музыкальной пассионар-ности, направлены на создание очагов этнической культуры в глобальном и локальном измерении. В данном смысловом контексте эта миссия возлагается на носителя этнической пассионарной энергии. В русле композиторского творчества происходит соединение генного материала, воплощенного в музыкальные произведения, — «имя собственное» этнической культуры.
В целом генное объяснение музыкальной пассионарности не находит ресурсов для того, чтобы полностью принять это утверждение. Ситуация может быть рассмотрена с позиции смысловой переадресованности, допускающей иную контекстовую интерпретацию. Генная ориентированность формирует интеллектуальные и эмоциональные опоры индивида, тогда как музыкальный ракурс относит ее к раскрытию природы и ценности этнической культуры. При такой расстановке генный фактор музыкальной пассонарности имеет конкретные координаты поиска.
Масштаб этнической музыкальной культуры центрируется на бессознательном инстиктивном уровне, будучи вовлеченным в процессуальность этологического порядка. Ощущение единой этнической общности в музыкальной культуре вспомогательно динамизируется за счет пассионарного авторитета, вызывающего ответную эмоциональную волну доверия. В этнических композиторских школах подобная структурная зависимость выражается в абсолютизации равенства между автором и автохронным музыкальным материалом, закрепляющим символику объективного влияния на окружающую культурную среду.