Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА «КАПРИЧЧИО ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ» МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА «КАПРИЧЧИО ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ» МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КАПРИЧЧИО / ФОРМА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Люманова Фатма Аметовна, Мамбетова Гульшен Рустемовна

В статье рассматривается форма оркестрового произведения современного крымскотатарского композитора Мерзие Халитовой «Каприччио для скрипки с оркестром». Анализ формы «Каприччио для скрипки с оркестром» Мерзие Халитовой даёт возможность составить представление о современном мышлении формообразования в крымскотатарской профессиональной музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА «КАПРИЧЧИО ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ» МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА «КАПРИЧЧИО ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ» МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ Люманова Ф.А.1, Мамбетова Г.Р.2

1Люманова Фатма Аметовна - магистр;

2Мамбетова Гульшен Рустемовна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра музыкально-инструментального искусства, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматривается форма оркестрового произведения современного крымскотатарского композитора Мерзие Халитовой «Каприччио для скрипки с оркестром». Анализ формы «Каприччио для скрипки с оркестром» Мерзие Халитовой даёт возможность составить представление о современном мышлении формообразования в крымскотатарской профессиональной музыке. Ключевые слова: каприччио, форма, формообразование, характер.

В крымскотатарском профессиональном творчестве проблема формы музыкальных произведений является малоизученной темой, а ведь именно систематизация процессов и явлений, их описание, анализ и обобщение способны составить представление о современной крымскотатарской профессиональной музыке.

Цель работы: проделать анализ формы «Каприччио для скрипки с оркестром» современного крымскотатарского композитора Мерзие Халитовой

Неожиданным для самих композиторов «открытием» становится жанр «каприччио», т.е. каприз, прихоть. Это инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для многих каприччио - жанр, характеризующийся как произведение со сменой эпизодов и настроений. Согласно истории, в ХУ1-ХУШ вв. каприччио представляло собой полифоническое, фугированное произведение, подобно ричеркару или канцоне, фантазии. К ярко виртуозному произведению, либо к небольшой пьесе импровизационного характера термин каприччио стали относить в XIX веке. Жанр каприччио находит применение и в творчестве современных крымскотатарских композиторов. Так, например, Мерзие Халитовой было написано «Каприччио для скрипки с оркестром». Это музыкальное произведение представляет собой свободную форму изложения. «Каприччио для скрипки с оркестром» М. Халитовой отличается сменой музыкальных картин и настроений, которые контрастны между собой: нежные сказочные скрипичные танцы сменяются ураганными грозовыми раскатами литавров. Автор фантазирует в каприччио: придумывает удивительные сказочные образы, неожиданно сменяет настроения, рисует музыкальными красками разнохарактерные картины, объединяя в одно каприччио. Изменчивый характер произведения придает ему капризность, своенравность, противоречивость, необычность, свободу в построении. Основой музыкального формообразования в «Каприччио для скрипки с оркестром» Мерзие Халитовой является целостность. Особый процесс этого музыкального произведения создает композиционный план, где появляются отдельные темы с последующим их развитием. В итоге образуется определенная основа музыкальной формы, которая раскрывает задумки автора: содержательную, художественно-эстетическую идею. Также нельзя не почувствовать индивидуальный авторский стиль. Мерзие Халитова умело использует и смешивает конструктивизм современной эпохи и специфический комплекс выразительных средств. Для создания музыкальных красочных эффектов

применяет различные исполнительские средства музыкальной выразительности (штрихи, паузы и т.д.) и пространственную локализацию музыкального звука [4].

Произведение построено по единому макету, где строгое чередование патетико-драматических блоков сменяется нежно-лирическими, сквозное развитие темы заменяется контрастной драматургией, что очерчивает сюжетную линию противопоставления солиста оркестру [3].

Стоит отметить, что произведение «Каприччио для скрипки с оркестром» М. Халитовой отличается своей необычайностью звучания, образуя единый стремительный, мелодический поток. В данном произведении чувствуется, что композитор мыслит и чувствует в новых ритмах, проявляется его идейная свобода, безграничный жизненный энтузиазм и стремление к покорению нового. В произведении совмещается единство логической формы (выраженная сквозная форма развития с элементами рондообразности, где чередуются лейттемы скрипки соло и оркестровые эпизоды) и содержания (диалог Каприччо и его окружения).

Таким образом, в «Каприччио для скрипки с оркестром» М. Халитовой проявляется тяготение произведения к внутренней контрастности, несмотря на весомую роль образно-интонационной связи, объединяющей пьесу в единое целое, т.е. монотематизм. Как уже известно, тенденция монотематизма проявлялась последовательно в романтической музыке XIX столетия. Тенденция монотематизма проявилась в симфонизме Г. Берлиоза, затем несколько лет спустя появилась в симфониях Р. Шумана и Ф. Мендельсона и впоследствии в симфонических поэмах Листа. Как отмечает В. Конен, эти «монотематические» тенденции часто связаны с вариационностью» [2]. Не исключает данной возможности и М. Халитова, так как «образ Каприччо» явно подвергается вариативным изменениям [1, с. 109]. Для примера можно сравнить три проведения соло скрипки. В данных проведениях сохраняется неизменным только начало темы. Тема, в процессе развития, подвергается значительным выраженным изменениям. Каждое новое проведение обогащается разнообразием: ритмическим, мелодическим, гармоническим, регистровым, динамическим. Выделяется ритмическое обогащение тематического материала: - в первом проведении используются длительности шестнадцатые, восьмые, триоли, квинтоли; - во втором проведении используются длительности шестнадцатые, восьмые, квинтоли, секстоли, септоли; - в третьем проведении используются длительности шестнадцатые, восьмые, четвертные, тридцать вторые, триоли, квинтоли, восьмые с точкой, трели. Таким малозаметным для обычного слушателя образом, композитор Мерзие Халитова обогащает музыкально-ритмическое полотно произведения и придает ему контрастность.

Выводы. Произведение «Каприччио» М. Халитовой отличается оригинальностью, образуя непрерывно стремительный мелодический поток. Композитор проявляет идейную свободу, чувствует и мыслит в новых ритмах, в произведении чувствуется безграничный жизненный энтузиазм и стремление к новому. Ценность ее произведения состоит в том, что она смогла раскрыть нам, слушателям, еще один кусочек неизвестного. В ее музыке четко прослушиваются элементы народных крымскотатарских мотивов. Процесс ее творчества ярко индивидуален, сложен и неповторим. Для ее произведений характерны многовариантные диссонансные структуры, использование атональности, полифонических приемов, полиритмии, кластеров определенных типов, которые создают особые звукоэффекты с помощью ритма и тембра. Мерзие Халитова умело раскрывает форму каприччио, передавая тот самый «каприз» слушателю. Многообразие музыкальных красок позволяет с головой окунуться в мир единства логической формы и содержания.

Список литературы

1. Мамбетова Г.Р. Целостный анализ «Каприччио для скрипки с оркестром» Мерзие Халитовой // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4-1 (66). С. 108-121.

2. Муха А.И. Процесс композиторского творчества. Киев: Музична Украша, 1979. 272 с.

3. Пясковский И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Укра1на, 1987. 184 с.

4. Халитова М.И. Партитура «Каприччио для скрипки с оркестром». Симферополь, 2003. 31 с.

ДИЗАЙН И ИНТЕГРАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Рахманов Ж.М.

Рахманов Жахонгир Мамашарибович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается краткая история общественного транспорта и его интеграционное развитие в современной жизни. Ключевые слова: перевозки пассажиров, общественное транспортное средство, интеграционное развитие, экономика, эффективность.

При определении уровня роста пассажирских перевозок необходимо учитывать не только их технико-экономические показатели, но и социальные аспекты вопроса. Важная задача пассажирского транспорта должна заключаться в том, чтобы укоротить и путь людям, облегчить им груз и удовлетворять их потребности.

С исторической точки зрения человечество издавно ощущало потребность в транспортном средстве. В древности конные экипажи использовались в Древнем Египте, Греции и Риме.

В то время, когда индустрия технологий еще не была развита, человечество использовало животных как средство передвижения, и это все еще используется в некоторых странах сегодня.

Например, верблюдов и лошадей использовали в Западной и Центральной Азии, слонов - в Восточной Азии и Африке, а нарты, прикрепленные к собакам и оленям, использовали на севере - на Чукотке, в Сибири и на Аляске.

Древнейшим пассажирским транспортом междугородного сообщения по праву можно назвать речной. До XIX в. не существовало специальных пассажирских перевозок, а были только грузопассажирские и, при том, не регулярные. Однако, несмотря на это, а также на низкую скорость передвижения, гораздо большую часть пути из-за извилистости рек и сезонность движения, речной транспорт активно развивался, поскольку не было альтернативы.

18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного пассажирского транспорта, названного впоследствии омнибусом. Позднее многоместные пассажирские конные экипажи различных конструкций использовались и в других городах. Однако массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.