ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕРТА ДЛЯ ТРЕХ ВИОЛОНЧЕЛЕЙ И СТРУННОГО ОРКЕСТРА
«АШИК-НАМЕ» СОВРЕМЕННОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ
© Мамбетова Г.Р.*
Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
В статье рассматривается творчество современного крымскотатарского композитора Мерзие Халитовой. Целостный анализ концерта для трех виолончелей и струнного оркестра «Ашик-Наме» Мерзие Халитовой даёт возможность составить представление о современной крымскотатарской профессиональной музыке. Современная техника письма в музыкальной культуре крымских татар до сих пор не исследовалась, поэтому выбор темы оправдан надеждой на возможность заполнения существенного пробела.
Ключевые слова: современная техника письма, тема, кластеры, алеаторика, сонорика, полифонические приёмы.
В музыке XXI века жанр концерта занимает особое место. К нему и по сей день обращаются композиторы разных стран. Как и многие жанры, современный инструментальный концерт подвергается различного рода экспериментам. Значительностью концепций, а также яркостью индивидуальных решений данный жанр не уступает симфонии. Не случайно современный крымскотатарский композитор-симфонист обращается к жанру концерта. Феномен творчества М. Халитовой постоянно обновляется, раскрывая иные содержательные ассоциации. Каждое произведение композитора содержит в себе тайну, загадку. В своих произведениях композитор использует современную технику письма.
В работе подробно изложен музыкально-теоретический анализ концерта для трех виолончелей и струнного оркестра «Ашик-Наме».
Концерт создан по мотивам произведений классика крымскотатарской поэзии XVII века Ашика Умера (1621 ? - 1707) - прославленного крымскотатарского поэта-ашика, известного представителя всей тюркоязычной ашик-ской поэзии в целом. «Ашикская поэзия («ашыкъ» - влюбленный) представляет собой особый вид литературного творчества, представители которого -народные поэты - певцы - сопровождают свои выступления игрой на струнно-щипковом музыкальном инструменте сазе. Отсюда и другое наименование этой поэзии - поэзия саза»[1, с. 168].
Общая структура произведения - двухчастная форма. Следует отметить, что для концертов разных эпох, а также на современном этапе двух-
* Заведующий кафедрой «Музыкальное искусство», кандидат искусствоведения, доцент.
частная форма, как правило, не свойственна и встречается редко. Оригинальностью выступают и солирующие инструменты, в данном случае три виолончели, непосредственно вносят в произведение яркие краски и выразительные оттенки.
В исполнении длительность первой части занимает девять с половиной минут - величина весьма значительная. Вступление состоит из трёх построений, каждое из которых насчитывает неравномерное количество тактов. Первое построение (4 такта) - две фразы (2 + 2), чередование нисходящих скачков у всего оркестра и восходящее стремление мелодии по хроматизмам у первых скрипок.
■>л -
Andame Ш. Г4Г - " Я' ¿TÍ! • ¿F Р.,_ t
о "■__■„ i
' ".: I К« г ,. Л < --— ■ ---— jr 's •• i
í л
" IX ' ф Г ' ' i i
Второе построение (7 тактов) подобно первому по своей структуре - это нисходящая сползающая мелодия. Триоли сменяют квартоль, затем квинто-ли, тем самым создавая ускорение темпа, отличительное исходному «Andante risoluto», то есть медленно и решительно. В этом построении тему проводит группа альтов.
Третье построение (4 такта) нижние регистры, виолончели и контрабасы создают роль аккомпанемента. Аккорды, меняющие ритмический рисунок в каждом такте - это предыкт, как бы подготовка к началу сольных партий.
Динамика волнообразна (ff - dim. - f - dim. - mp); привлекающая к себе внимание. Динамическая вершина подчеркнута, так как это в то же время точка гармонического перелома.
После протяжных аккордов звучит медленная фигурация, выписывая красивые узоры - это проведение темы соло у первой виолончели. Стоит отметить, что темы все три инструмента проводят поочередно, дав возможность прочувствовать эффект диалога. Каждая тема отличается от другой не только самой мелодической линией, но и резкими сменами ритмического рисунка 3/4; затем 5/4;
Далее три солирующих инструмента звучат вместе, постоянные переклички, проводят свои темы сольно, либо в некоторых местах подключается струнный оркестр - длительное звучание интервалов (ч. 4; ч. 5), для поддержания гармонии.
В лёгком и безмятежном движении, а также полной ритмической ровности скрываются метрические и гармонические противоречия.
Фигурацию исполняют солисты без участия оркестра. Фигурация очень мелодична, изящна, певуча. Именно поэтому она становится самостоятельной во второй части «Allegretto».
Хотелось бы отметить, что сольная мелодическая фигурация приобретает особую выразительность благодаря тому, что гармоническая вертикаль как бы рассеивается в мелодической горизонтали.
Если проанализировать мелодическую линию солирующих инструментов, можно добавить, что автор использует довольно часто элементы мелиз-матики, в данном случае: трели, форшлаги. В оркестре преобладает тремоло у всей струнной группы.
щГ 4 У
После пассажа у трех виолончелей, основанного на приеме додекафонии, они резко исчезают, позволяя оркестру провести свою тему.
Вновь звучит диалог между солирующими инструментами и оркестром. Первоначально вступают первые скрипки дивизи, одна за другой (4 скрипки) проводят свою тему, которая занимает два такта, не доходя до окончания темы, вступает следующий инструмент на октаву ниже, с разницей в 1,5 такта. То же происходит ещё у двух первых скрипок, когда у двух предыдущих уже звучит противосложение, соответственно, это стретта и композитор использует полифонический склад письма, приёмы имитации. Далее подключаются вторые скрипки дивизи (4 скрипки), с аналогичным изложением материала. Партия альтов (3 альта) и виолончелей (2 виолончели) до мельчайших деталей повторяют фугато и только контрабас является статичным аккомпанементом, залигованные половинные с точкой и восьмые длительности, добавляют данному эпизоду певучесть и спокойствие.
■ -
I' зг — —---
р ■ »-_ - - . - - -- -
-Л—_____
Щ * ? 4» - •
> 45 А У Г Т : - * Ы
гр 1 ¡и - А^Т т
Во время завершения фугато, вступают три солирующие виолончели, но они являются подголосками к главной теме в оркестре, на штрихе пиццикато звучат отдельные четвертные и восьмые длительности с использованием пауз тех же длительностей.
шп
г * » у ,„„ ■) 1 1 - У Г ^ Г г Г 1 | 1Г 1 Г 11 - Р 1 1 Г( - 11>'1 ¡Г - » 1 »
у Г г " У ■ Г Г Г 1 и— г 1 1 * ч «¡>г 11 « . 1 и! 1 « 11 i ■Г-1
>■ и J Г \ Г .X Г \ > 1 г \ ~ ч «А« зэ^х; 1 | | г-ья J. {
> 1 1 Г •У и ^ 1 ш - щ-ттщш 'иггТ" Л'^ Ш
В оркестре же достигается кульминация с нарастанием звукового баланса, благодаря развитию динамической линии «й» - «сгеБС.» - «йй» -«сгеБС.» - «йй», а также усиление экспрессии достигается благодаря неполным разрешениям. Затем все постепенно стихает, замирает, подходя к «тр». При смене размера «4/4» резко вступает первая виолончель с небольшим пассажем, тут же вторая виолончель дополняет таким же пассажем ниже на «ч. 5» и третий инструмент соло начинает вести певучую тему-кантилену, благозвучно сочетающуюся с отголосками (ответами) двух других солистов.
В музыке XIX и начала XX вв. выразительные возможности гармонии раскрываются больше фигурационно.
Первое тематическое проведение погружает слушателя в мир тишины и покоя. Мелодия виолончели звучит сдержанно нежно. Преобладает достаточное количество опеваний. О сосредоточенности говорит еще и диапазон мелодии, чрезвычайно широкий: в первом трехтакте - квинтдецима. Мелодическое движение темы основано на секундах и терциях.
Мелодическому развитию придают свободу и мягкость смена размеров. Несмотря на то, что в современной музыке нет четких структур и градаций частей, все же первую часть концерта можно рассматривать как трехчаст-ную. После длительного проведения темы в оркестре вступают соло виолончелей, это и есть вторая часть первой части. Особой формы она не имеет, больше похожа на импровизацию. Здесь композитор больше всего ис-
пользует приемы современной техники композиции, элементы алеаторики (много пассажей, которые можно играть в любом порядке), это создает больше свободы исполнителю, также элементы сонорики (как известно: специфическим признаком сонорного звучания является частичная или даже полная недифференцируемость тонов на слух), прием также служит упрощением и свободой мелодической линии.
Первая проникновенная и певучая кульминация ещё не завершает первую часть «Andante risoluto». Следом прозвучит второе проведение темы со своей новой кульминацией, которая заслонит в памяти слушателя первую.
f ¡4 * <4 4- г'7гг> * 4 "" • .' ' • ' i ^ 1 -
|
----—-
-
¡ Г Т - г * luí { Т Г - J J J ^ - -
II.) * ___-у- ;
1 / ^ """ - •t'J Jb J j í
-
7
« ■ j i -7■ , ,
Это подведение к так называемой репризе первой части. Вновь возвращается первоначальный темп и ритмический рисунок 3/4. Снова в оркестре звучит ряд аккордов, а в партии солистов частое разрешение ч.1 в ч.8 (разрешение чистых интервалов в чистые). А также проведения тем аналогичных первой части. Реприза, конечно, динамическая, так как она видоизменена уплотнением гармонии в оркестре и дальнейшим изменением мелодической линии у солистов. Здесь она еще более значительна и притягательна.
II часть «Allegretto». В сравнении с первой частью имеет огромный контраст, за счет задорного темпа «Allegretto», более танцевального ритма 7/8, совершенно иного характера. Первоначально вступает оркестр. Вступление (8 тактов). Поочередно вступает каждый инструмент от первых скрипок до контрабаса по четыре, затем три ноты. Причем, ключевым моментом является спуск каждого инструмента на м.2 вниз, что создает нескончаемое волнение с нарастанием динамики: «р» - «cresc» - «mp» - «cresc.» - «f» - «cresc.» - «ff». Обширный звуками кластер создает эффект суеты.
Композитор в своём произведении опирается, прежде всего, на фольклорные элементы.
После вступления меняется размер «4/4», темп «Andante», проводит свою тему третья виолончель соло (4 такта), затем следующая виолончель (4 такта) и последняя (5 тактов). Темы между собой не контрастируют, тематический материал не изменен. На фоне солирующих инструментов в оркестре продолжает звучать кластер, не меняя звуковысотность.
Следующий эпизод, снова ритмоформула «7/8», вносит элементы народных крымскотатарских танцев. Темп «Allegretto» создает легкий грациозный характер. Мелодии солистов присущи постоянные скачки в октаву.
Далее представлены в партии солистов современные приемы композиции, постепенно подводящие к завершению концерта. Именно здесь, для особого эффекта, тему проводит лишь первая виолончель, когда у двух вторых удары рукой по деке, совершенно различного ритмического рисунка. Благодаря этому приёму и нарастанию динамической линии, достигается кульминация всего произведения и на штрихе пиццикато у всего оркестра «ШШ» обрывается последний аккорд на «ИТ».
1
Т
">: г с 1г ^ ; ' ~ ; 1 ; , , ,- г , ^ г г - - _- , - ,
............ а ш'Шп £ 'у г Г £ 0 ^ • Г р г Г г
. . г . Л л г "' * Г Г г " +__* ' * ^ * г т г Г Г1 г г
№> 1 <<<<<< < л А < <_1—1 1_{ ' 1 ' Xг "00000000 0 0000000 <<<<<<<<
,у т в в в т * т т 00000000 00 0 00000
я
•у . , . . J „ . . 1 , .
1 р к р ? 1 ' ^ ^ ^ ^ ^ ^ дг
~~т-' ' * ■¿Си? < ' 1 1 ' хо ' ЬГ ? ч». ' ; г е ■ ' ' ' - ' 1 1 г , . . 1
1 с.......I г - 1 п " '; ' ' " * ш ' • • < г т
Ш111 и 10 000000(0 .у » 0 0 Ш 0 0 0 0
........ ■и ■' •' т
У 000Ф00<^0 » «. . ] J * « ж
Этим завершается вторая часть концерта и, соответственно, произведение в целом.
Выводы. Таким образом, концерт для трех виолончелей и струнного оркестра «Ашик-Наме» является одним из ярких творений композитора Мерзие Халитовой. Проанализировав данное произведение, можно выделить несколько этапов:
- выразительное сочетание гармонии, мелодии, ритмического рисунка;
- контраст и сопоставление партий оркестра и солирующих инструментов, как диалог и соревнование;
- особое внимание уделено приемам современной техники письма (в произведении широко используются приемы алеаторики, додекафонии, сонорики).
Список литературы:
1. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. -М.: Музыка, 1976. - 348 с.
2. Консон Г.Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства): автореф. дисс. ... д-ра искусств. / Г.Р. Консон. - Саратов, 2010. - 62 с.
3. Очерки истории и культуры крымских татар / [ред. Э. Чубарова]. -Симферополь: Крым. уч. пед. изд., 2005. - 208 с.
4. Теория современной композиции: учебное пособие. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.
5. Халитова М.И. Партитура концерта для трех виолончелей и струнного оркестра «Ашик-Наме» / М.И.Халитова. - Симферополь, 2011. - 52 с.