Научная статья на тему 'МУЗЫКА В. Я. СЕМЕНЕНКО ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ'

МУЗЫКА В. Я. СЕМЕНЕНКО ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮИТА / УВЕРТЮРА / ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / В. Я. СЕМЕНЕНКО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / АКАДЕМИЗАЦИЯ / РУССКОЕ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бычков В. В.

Осмыслена и представлена роль личности в становлении музыкальной культуры края. Культурологический подход к выявлению и анализу культурных кодов творчества композитора и педагога В. Я. Семененко позволяет демонстрировать и исследовать социальные аспекты составляющих культуры: социальную цель деятельности личности, накладывающей отпечаток на культурсозидающий потенциал края, социальные технологии, используемые в творчестве и для его трансляции в информационное пространство края, социальный результат деятельности, формируемый в прошлом веке, но востребуемый в культуре XXI в. Рассматриваются культурные коды жанрово-стилистических черт музыки «Русской сюиты» для народного ансамбля и «Увертюры» для оркестра русских народных инструментов композитора В. Я. Семененко. Даны характеристики образно-эмоциональной сферы отдельных частей «Русской сюиты» («Хоровод», «Над озером туман», «Наигрыши», «Плясовая»). Отмечается новаторство инструментально-технических средств в названных сочинениях и возможности их культурологической характеристики с использованием инструментов информационно-аналитического анализа культурных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC FOR RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS BY V. IA. SEMENENKO: THE FOUNDATIONS OF A CULTUROLOGICAL APPROACH TO RESEARCH

The role of a person in the formation of the musical culture of the region is comprehended and presented. The author suggests culturological approach to identifying and analyzing the cultural codes of creativity of both the composer and teacher, V. IA. Semenenko. It demonstrates and investigates the social aspects of the components of culture, such as the social goal of the person's activity, social technologies and the social results of that activity. The first component is the social goal of the person's activity. It imposes an imprint on the culture-creating potential of the region. Social technologies translates an information space of the region. And a researcher hase to ask the importaint question: how and why the social result of activity had formed in the last century, but in response to the demand in the culture of the XXI century. The article considers the cultural codes of genre and stylistic features of the music “Russian Suite” for a folk ensemble and “Overture” for the orchestra of Russian folk instruments by the composer V. IA. Semenenko. The characteristics of the image-emotional sphere of individual parts of the “Russian Suite” (“Round dance”, “There is fog over the lake”, “Tunes”, “Dance”) are given. The author notes the innovation of the instrumental and technical means in the named compositions in the musical culture of the region and the possibility of their culturological characterization using the tools of information and analytical analysis of cultural products.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА В. Я. СЕМЕНЕНКО ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ»

УДК 784:398

В. В. Бычков

доктор искусствоведения, профессор

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: kaf-djazz@chgaki.ru

МУЗЫКА В. Я. СЕМЕНЕНКО ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ

Осмыслена и представлена роль личности в становлении музыкальной культуры края. Культурологический подход к выявлению и анализу культурных кодов творчества композитора и педагога В. Я. Семененко позволяет демонстрировать и исследовать социальные аспекты составляющих культуры: социальную цель деятельности личности, накладывающей отпечаток на культурсозидающий потенциал края, социальные технологии, используемые в творчестве и для его трансляции в информационное пространство края, социальный результат деятельности, формируемый в прошлом веке, но востребуемый в культуре XXI в. Рассматриваются культурные коды жанрово-стилистических черт музыки «Русской сюиты» для народного ансамбля и «Увертюры» для оркестра русских народных инструментов композитора В. Я. Семененко. Даны характеристики образно-эмоциональной сферы отдельных частей «Русской сюиты» («Хоровод», «Над озером туман», «Наигрыши», «Плясовая»). Отмечается новаторство инструментально-технических средств в названных сочинениях и возможности их культурологической характеристики с использованием инструментов информационно-аналитического анализа культурных продуктов.

Ключевые слова: сюита, увертюра, оркестр народных инструментов, В. Я. Семененко, культурное пространство региона, региональная культурная политика, академизация, русское народно-инструментальное исполнительство

Для цитирования: Бычков, В. В. Музыка В. Я. Семененко для русских народных инструментов: основания культурологического подхода к исследованию / В. В. Бычков // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 4 (68). - С. 97-102.

Воссоздание судеб выдающихся личностей, анализ (культурологический, социологический, вебометрический, библиографический и др.) их интеллектуального вклада (многомерное шкалирование, построение наукометрического портрета ученого, информационные картирование и моделирование информационно-документного шлейфа и др.) в развитие региона приобретают особую актуальность в свете формирования культурной политики территории, основывающейся на одновременных процессах поддержки и инициирования культурного, национального, экономического, политического многообразия и укрепления идентичности идеологического, духов-

ного, нравственного порядков, деятельности по трансляции культурных смыслов в разные страты общества и замыкания каждой в своих уникальных, индивидуальных особенностях с формированием обособленной инфраструктуры. Более того, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» специально уточнялось, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства

97

страны»1. Культурная политика в таком случае выстраивания отношений в многонациональном регионе выступает инструментом регулирования процессов идентичности и разнообразия. Действительно, «в значительной степени наличие той или иной доминанты зависит не от естественного течения жизни, а от целенаправленных действий лидирующих социальных групп (элит)», лидера [8, с. 79].

Личность в истории и культуре имеет определяющее значение. Конкретные действия (выступления, ответные реакции на происходящее в социуме, подготовка смены, формирование традиций и проч.), генерируемые идеи, фиксируемые в документном потоке (статьи, монографии, диссертации, патенты и др.), нуждаются в выявлении и анализе с целью поиска ответа на вопрос об актуальности «той или иной стратегии в эпоху высоких скоростей (ускорения времени) и непрекращающихся научно-технических революций (являющихся апофеозом новизны и прогресса). Очевидно, что в разные исторические эпохи для успешной эволюции человека как социоприродного вида требовались разные типы культуры» [Там же, с. 80]. Предстоит исследовать влияние исторической личности на культурообразующие процессы в регионе, представить возможные стратегии диалога культуры и власти, приводящие к потенциальному социально-экономическому и культурсозидающему развитию. Выявляемые аспекты культурной памяти обеспечивают формирование новой идентичности, основываемой на традициях и постижении лучшего опыта, некоторых основаниях нравственности и принципах деятельности прошлого, могущих быть экстраполированными на реалии XXI в.

Отталкиваясь от положений статьи А. Я. Фли-ера [9, с. 47-53], где автор констатировал элементы культурной системы, носителем большинства которых и их яркой индивидуальности является человек, личность, профессионал, акцентируем свое внимание на информационно-аналитическом анализе (информационной диагностике) некоторых проявлений творчества

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046.

композитора, педагога, члена Союза композиторов СССР В. Я. Семененко, представляющего определенную веху в развитии музыкального искусства XX в. В этом случае мы рассматриваем культурологические аспекты вклада личности в культуру региона, культурные основания проецирования индивидуального творчества в особенности региональной - уральской -народной культуры, культуру чувствования и особого видения края как «некое собирательное качество, где музыка является важнейшей составляющей. Неповторимый образ края создается в основном только теми, кто в нем живет в силу глубинного, природного, естественного, ценнейшего ощущения своей земли. Каждый край имеет свою интонацию, свой голос, посредством которого композиторское обобщение поднимается на уровень мировой значимости (разрядка наша. - В. Б.) [6]. Одновременно положения, что «культура - это продукт общества, его "лицо"» и что при анализе происходящего необходимо раскрытие в первую очередь социальных проявлений культурных действий: социальной цели, социальных технологий, социального результата, - обязуют применять многообразные информационно-аналитические технологии диагностики и анализа (в том числе в области музыкального исторического процесса, определения роли личности и ее вклада в конкретную сферу деятельности) [5] вклада личности в историю и культуру региона. В этом случае раскрывается возможность выработки культурных кодов представления и анализа информации, информационного шлейфа объекта, а также, собственно, происходит и локализация объекта информационной аналитики - конкретной персоны.

Актуализирует наше исследование и понимание необходимости «выявления все новых и новых художественно-выразительных средств, стилевых и жанровых направлений, исполнительских школ, методик воспитания музыкантов и способов передачи музыкальной информации, с одной стороны, и, одновременно, начало работы над унификацией названных явлений, обусловленной интеграционными закономерностями, что говорит о его детерминированности с тенденциями глобализации» [3]. Все это возможно реализовать при создании прочной эм-

98

пирической базы выявления творческого пути и вклада творцов региона в региональную культурную политику, характеризующуюся сегодня «многообразием аксиологических ориентиров, широкими возможностями реализации творческого креативного потенциала культуры, неожиданными трендами, которые становятся источником новых культурных ориентиров и семантических систем, фундаментальных концептуали-заций и аксиологических шкал» [1, с. 71]. Современное социокультурное пространство насыщено самыми разными текстами, их интерпретация и объяснение крайне необходимы. Историческая база и апелляции к творческому наследию гарантируют корректность высказываний и выводов.

Имя В. Я Семененко созвучно культуре XXI в. следующими позициями или, точнее, социальными проявлениями культурных действий: социальная цель - обогащение, формирование музыкальной культуры региона, становление ее организационных институций. К примеру, композитор стоял у истоков создания академической народно-инструментальной музыки, а также Челябинского отделения Союза композиторов СССР (совместно с М. Смирновым, Е. Гудковым, В. Веккером, Ю. Гальпериным, музыковедами Т. Синецкой, С. Губницкой). Иная ипостась достижения цели - создание, руководство, непосредственное участие в организационных структурах трансляции музыкального наследия и популяризации современного музыкального творчества. Для В. Я. Семененко - это ансамбль уральской музыки, который являлся каналом и средством адаптации и позиционирования культуры исполнительства, продвижения музыки, формирования культуры слушателя. В состав ансамбля входили Александр Прасолов (балалайка), Элина Бессарабова (домра-прима), Вера Бальцер (домра-альт), Владимир Кочеков (гитара, ударные), Татьяна Кириллова (домра), Александр Егоров (домра), Вадим Семененко (гитара-бас), Валентина Савельева (вокал), Елена Постоялко (вокал), Николай Суриков. Специально для этого ансамбля В. Я. Семененко написал «Русскую сюиту». Большое место в его репертуаре занимали вокальные и инструментальные сочинения.

Судить о социальном результате творчества В. Я. Семененко позволяет погружение в

тонкости его исполнительской, дирижерской, композиторской деятельности. Что касается последнего, акцентируем внимание на «точном понимании природы жанра, оригинальности инструментального мышления, <...> четкости формы, ясности замысла, яркости интонационного и ритмического языка» Увертюры для оркестра русских народных инструментов В. Я. Семененко [4, с. 27]. Такое видение композиторской стратегии обеспечивает понимание и обоснование важности сохранения народно-инструментального искусства, поиска материала для включения в репертуар, который бы способствовал не только развитию инструментального исполнительства, но был бы интересен поколениям XXI в. в формате становления и приумножения традиций, интерпретации и взаимопроникновения для взаимообогащения разных музыкальных жанров прошлого и настоящего. В академической народно-оркестровой музыке 1950-1960-х гг. жанр увертюры представлен достаточно многообразно (сочинения Н. Бу-дашкина, Приветственная увертюра А. Холми-нова, Праздничная увертюра и увертюра «Радость труда» Н. Чайкина, Радостная увертюра Е. Гудкова и др.). Именно в этом русле написана Увертюра В. Я. Семененко. Композитор избрал традиционную для жанра форму - сонатная аллегро, в которой сохранены типичные средства развития музыкального материала. Подход к выявлению культурных кодов процесса акаде-мизации русского народно-инструментального искусства XX в. позволяет видеть «глубинные преобразования и внутри вида, и в его социокультурных функциях. Перманентному реформированию в той или иной степени подверглись практически все стороны национальной культуры: исполнительство, композиторское творчество, музыкальная педагогика, и сами музыкальные инструменты преобразились настолько, что порой в них трудно узнать фольклорный прототип» [2, с. 79]. Востребованность же творчества композиторов прошлого века, его культурные интерпретации в эпоху цифро-визации культуры и исполнительства предсказывают смену культурной парадигмы в музыкальном искусстве в направлении интонационной полистилистики, поиска специфических художественно-выразительных интонацион-

99

ных средств трансляции культурных кодов региональных культуры, самосознания, традиций бытия, запечатления и воспроизводства «рациональных (в значении осознанные, осмысленные) и эмоциональных (чувственные) антропо-социальных отношений» [Там же, с. 81].

Сделаем краткий анализ «Русской сюиты» В. Я. Семененко. В «Хороводе» композитор плетет словно кружево, опевает вводными тонами основной гармонический остов натурального минора, открывающего «Русскую сюиту». Контрапункт в более низком регистре, словно виолончель, как бы противостоит, идет «навстречу», образуя своеобразный диалог, но, возможно, создавая лирический танцевальный сюжет, в котором верхний голос олицетворяет девический образ, а нижний - юношеский. Это уникальная картина ухаживания в деревенской жизни, «сватанья», выбора невесты, «переглядки», традиционных «вечеринок» (так называемых посиделок). Совсем иные настроение и чувственность в следующей части, так же продолжающей традиции народной музыки. Игра тембров придает особый колорит степенной кадрили. Гармонные наигрыши с типичной ладорит-мической формулой Т - II ст. перемежаются с редко применяемыми натуральными (например, охотничий духовой манок «кря-кря», подражающий утиной «игре» на болоте), с жалейкой с ее характерным детонированным «гнусавым» тембром. Красочная колористическая пьеса «Над озером туман» - контраст предыдущим частям, живописная музыкальная зарисовка, напоминающая сюжеты русских сказок об Аленушке и Иванушке, о русалках и леших, так замечательно запечатленных в картинах русских живописцев В. М. Васнецова, И. И. Шишкина и др. Несколько номеров из «Русской сюиты» В. Семе-ненко существует в редакции для оркестра русских народных инструментов. Пьесу «Над озером туман» можно рассматривать как опыт развития темброво-колористических возможностей народного оркестра, звучания в его арсенале выразительных средств бас-гитары. Завершает «Русскую сюиту» лихая вихревая «Плясовая» -яркая, виртуозная, массовая, построенная на музыкальном материале с использованием нижних бурдонирующих струн Е-А первой октавы у балалайки примы и малой домры (A-dur).

Определяя жанрово-стилистические черты «Русской сюиты» В Семененко, можно сделать следующий вывод: его музыка находится в рамках традиции «новой фольклорной волны», сформировавшейся в музыке советского периода в конце 1950-х - начале 1970-х гг., среди ее представителей: Г. Свиридов «Курские песни», Триптих для симфонического оркестра (часто исполняемы в редакции для оркестра русских народных инструментов), В. Гаврилин «Русская тетрадь», В. Чачин Сюита по мотивам русских сказок (1. Омут; 2. Леший; 3. Русалка; 4. Утро), В. Бояшов сюита «Конек-Горбунок» (две последние написаны для народного оркестра), В. Биберган «Русские потешки»; а также концерты для баяна с симфоническим оркестром К. Волкова, А. Рыбникова, Н. Чайкина, фортепианные циклы «Картины русских живописцев» И. Шамо, «Наигрыши» И. Якушен-ко. И если названные авторы опирались на конкретный источник (живопись, литературный сюжет, сказки, предания, сказы), то В. Семенен-ко, как нам представляется, чисто интуитивно, изнутри чувствовал «славянскую душу», переживал, эмоционально насыщаясь. В результате выкристаллизовывалась общая концепция «русскости» (О. Б. Неменский, Н. Г. Глебо-ва и др.). В теории музыки эту закономерность иногда называют стилизацией, но это не совсем так, свидетельством чему может служить мнение известного ученого И. И. Земцовского: «пе-реинтонированиене убивает ту "зародышевую жизнеспособность" фольклора (термин А. Ло-макса) <.. .> но дает ей новую жизнь, дает возможность проявиться в новых формах и раскрыть свои новые потенции в ином стилевом и образном контексте» [7, с. 23]. Таким образом, здесь налицо «превращение фольклорного контекста в тематический элемент, элемент композиторского текста, что является важнейшей новацией современного композиторского творчества» (разрядка наша. - В. Б.) [Там же, с. 20]. По сути, в «Русской сюите» органично слиты воедино традиционность и новаторство, заключающееся прежде всего в усилении роли ударных, значительно расширивших границы народно-оркестрового жанра и заигравших новыми красками в многообразной панораме глубинного пласта отечественной культу-

ры, органичное и своевременное развитие воз- 1.

можностей и традиций которой просматривается в творчестве современных композиторов. В частности, А. Д. Кривошей (Челябинск) по-своему решил «проблему народного» в современной профессиональной академической музыке. Так, в его Триптихе для домры с народным оркестром (Три хоровода), Хороводе для оркестра и в цикле «Трубонька» для народного вокального ансамбля и камерного оркестра с участием ударных (как народных, так и академических) явственно прослеживается названная тенденция. Это самостоятельный, независимый ладогармонический язык с использованием закономерностей, типичных для народной песенной культуры, а именно - применение заключительных кадансовых плагальных оборотов (Т80), выбор лада (натуральный ми- 4.

нор), где вторая ступень в мажоре как типичный оборот ладогармонического мышления.

Таким образом, творчество региональных 5

деятелей может и должно становиться предметом анализа. Основания для всемерного использования культурологического подхода и информационно-аналитических технологий при исследовании музыкального информаци- 6

онного пространства, творчества композитора и/или исполнителя сформированы в культуре. Культурологический подход может быть применен в режимах ретроспективной или оперативной диагностики объекта, анализе его предметного поля, картировании и/или шкалировании по набору изменчивых признаков. Вместе взятые результаты отдельно примененных информационно-аналитических технологий сформируют целостную картину музыкального пространства региона, продемонстрируют конкретный вклад отдельной персоны в куль- 7

турное развитие края, визуализируют междисциплинарные, межкультурные взаимодействия и индивидуальные поля идентичности каждого субъекта деятельности. На основании получаемого выводного знания сформируется целостное представление о тенденциях развития музыкального творческого, просветительского и 9 образовательного пространства региона, произойдет наполнение культурной памяти, оформится видение продуктивных действий куль-турсозидающей культурной политики региона.

Астафьева, О. Н. Философские и прикладные аспекты культурной политики на поселенческом уровне / О. Н. Астафьева, С. Б. Синецкий // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). -С. 70-80.

Варламов, Д. И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах / Д. И. Варламов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 2 (38). -С. 79-84.

Варламов, Д. И. Академизация музыкального искусства и образования в контексте глобализации современного общества / Д. И. Варламов // Теория и практика общественного развития. -2014. - № 5. - С. 111-113. Губницкая, С. З. [Об увертюре В. Я. Семененко] / С. З. Губницкая // Комсомолец. - 1981. - 16 июля. - С. 27. Гушул, Ю. В. Творческий портрет как инструмент библиографического отражения профессионального пути специалиста / Ю. В. Гушул // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 2 (58). -С. 139-145.

Задерацкий, В. В. Размышления по поводу регионального композиторского творчества / В. В. Задерацкий // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания : материалы науч.-практ. конф. Пятого Пленума Челяб. отд-ния СК России / науч. ред. Т. М. Синецкая ; сост. Н. Растворова ; Союз композиторов России (Челяб. отд-ние), М-во культуры Челяб. обл., Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. -С. 52-58.

Земцовский, И. Фольклор и композитор / И. Земцовский. - Москва ; Ленинград : Совет. композитор, 1978. - 176 с. Синецкий, С. Б. Культурная политика в контексте противоречий разнообразия и идентичности / С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 3 (67). - С. 75-84. Флиер, А. Я. Культурная система: модель функциональных свойств / А. Я. Флиер // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 2 (66). - С. 47-53.

Получено 06.12.2021

101

Vladimir V. Bychkov

Doctor of Art Criticism, Professor

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: kaf-djazz@chgaki.ru

Music for Russian Folk Instruments by V. IA. Semenenko: the Foundations of a Culturological Approach to Research

Abstract. The roLe of a person in the formation of the musical culture of the region is comprehended and presented. The author suggests cuLturo Logical approach to identifying and analyzing the cultural codes of creativity of both the composer and teacher, V. IA. Semenenko. It demonstrates and investigates the social aspects of the components of culture, such as the social goal of the person's activity, social technologies and the social results of that activity. The first component is the social goal of the person's activity. It imposes an imprint on the culture-creating potential of the region. Social technologies translates an information space of the region. And a researcher hase to ask the importaint question: how and why the social result of activity had formed in the last century, but in response to the demand in the culture of the XXI century. The article considers the cultural codes of genre and stylistic features of the music "Russian Suite" for a folk ensemble and "Overture" for the orchestra of Russian folk instruments by the composer V. IA. Semenenko. The characteristics of the image-emotional sphere of individual parts of the "Russian Suite" ("Round dance", "There is fog over the lake", "Tunes", "Dance") are given. The author notes the innovation of the instrumental and technical means in the named compositions in the musical culture of the region and the possibility of their culturological characterization using the tools of information and analytical analysis of cultural products.

Keywords: suite, overture, orchestra of folk instruments, V. IA. Semenenko, cultural space of the region, regional cultural policy, academisation, performance on Russian folk instruments

For citing: Bychkov V. V. 2021. Music for Russian Folk Instruments by V. IA. Semenenko: the Foundations of a Culturological Approach to Research. Culture and Arts Herald. No 4 (68): 97-102.

References

1. Astafyeva O., Sinetskii S. 2017. Philosophical and applied aspects of cultural policy at the settlement level. Culture and Arts Herald. No 4 (52): 70-80. (In Russ.).

2. Varlamov D. 2014. Academisation of folk art and education of performers on russian folk instruments. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (38): 79-84. (In Russ.).

3. Varlamov D. 2014. Academicization of musical art and education in the context of globalization of the modern society. Theory and Practice of Social Development. No 5: 111-113. (In Russ.).

4. Gubnitskaya S. Z. 1981. [About V. IA. Semenenko's overture]. Komsomolets. 1981. July 16: 27. (In Russ.).

5. Gushul IU. 2019. A creative portrait as a tool for bibliographic reflection of the professional path of a specialist. Culture and Arts Herald. No 2 (58): 139-145. (In Russ.).

6. Zaderatskii V. 2005. Reflections on the regional compositional creativity. Regional'noe kompozitorskoe tvorchestvo v kontekste sovremennogo muzykoznaniya [Regional compositional creativity in the context of modern musicology]. Scientific ed. T. M. Sinetskaia. Chelyabinsk. P. 52-58. (In Russ.).

7. Zemtsovskii I. 1978. Fol'klor i kompozitor [Folklore and composer]. Moscow; Leningrad. 176 p. (In Russ.).

8. Sinetskii S., Shub M. 2021. Cultural Policy in the Context of Diversity and Identity Contradictions. Culture and Arts Herald. No 3 (67): 75-84. (In Russ.).

9. Flier A. 2021. Cultural System: a Model of Functional Properties. Culture and Arts Herald. No 2 (66): 47-53. (In Russ.).

Received 06.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.