Научная статья на тему '«Музыка - математика - психология»: исследовательская лаборатория в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (1970-1980-е гг. )'

«Музыка - математика - психология»: исследовательская лаборатория в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (1970-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ НАУК / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / УРАЛЬСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ЭВМ В 1970-1980-Е ГГ / ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / INTEGRATION OF SCIENCES / INTERDISCIPLINARY / MUSIC THEORY / SCIENTIFIC-RESEARCH LABORATORY / URAL CONSERVATOIRE / ELECTRONIC COMPUTER IN 1970-1980S / METHOD OF PROBABILITY AND STATISTICS / PSYCHOLOGY OF MUSIC PERCEPTIONN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евдокимова Нина Кузьминична

Актуальность избранной темы связана с обращением к общей проблеме интеграции научного знания во второй половине XX столетия и ее отражением в региональной российской музыкальной науке. Целью статьи является реконструкция истории создания и функционирования научно-исследовательской лаборатории «Музыка математика психология» в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (УГК) в 1970-1980-е гг. Источниковедческую базу составляют архивные фонды Уральской консерватории и Государственного архива Свердловской области, обращение к которым позволяет обнаружить новые документальные данные о развитии научных исследований в УГК. В настоящую работу введены ранее не публиковавшиеся сведения: об участии Уральской консерватории в деятельности межвузовского исследовательского объединения, о проведении на базе УГК Всесоюзной научно-практической конференции «Методология художественного мышления» (1971), о формировании проблемной лаборатории. В статье анализируются направления деятельности научного коллектива лаборатории в ракурсе интегративных тенденций, связанных с использованием в теоретическом музыкознании методологии точных наук и с вопросами психологии музыкального восприятия. Выявляется роль лаборатории в развитии исследовательской работы кафедры теории музыки УГК в русле междисциплинарных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MUSIC - MATHEMATICS - PSYCHOLOGY”: A RESEARCH LABORATORY IN THE URAL STATE MUSSORGSKY CONSERVATOIRE (1970-1980s)

The subject of the article is really actual nowadays because it is closely connected with the problem of integration of the scientific researches in the second half of the 20th century and their affection on the regional musical science in Russia. The article aims at the reconstruction of establishing and functioning scientific-research laboratory “Music Mathematics Psychology” at the Ural State M. Mussorgsky Conservatoire in 1970-1980s. Source base is the Conservatoire archive funds and Regional State Archives. These data help to find new information documents about the development of musical science in the Ural region. In this article there are introduced unpublished items of information about the activity of the scientific All-Union center at the Ural Conservatoire, various scientific-practical conferences such as “Methodology of Musical Thought” (1971), the formation of the Problems laboratory. The author also shows the trends of the laboratory collective to the integration of theoretical musicology and the exact sciences as well as some questions of psychology of music perception. It is also shown the laboratory role in the perfectioning the Music Theory Chair in its interdisciplinary cooperation.

Текст научной работы на тему ««Музыка - математика - психология»: исследовательская лаборатория в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (1970-1980-е гг. )»

_ СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 78.01 -

Н. К. Евдокимова

аспирант, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского E-mail: nmc-dpo2012@yandex.ru

«МУЗЫКА - МАТЕМАТИКА - ПСИХОЛОГИЯ»: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В УРАЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ М. П. МУСОРГСКОГО (1970-1980-е гг.)

Актуальность избранной темы связана с обращением к общей проблеме интеграции научного знания во второй половине XX столетия и ее отражением в региональной российской музыкальной науке. Целью статьи является реконструкция истории создания и функционирования научно-исследовательской лаборатории «Музыка - математика - психология» в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (УГК) в 1970-1980-е гг. Источниковедческую базу составляют архивные фонды Уральской консерватории и Государственного архива Свердловской области, обращение к которым позволяет обнаружить новые документальные данные о развитии научных исследований в УГК. В настоящую работу введены ранее не публиковавшиеся сведения: об участии Уральской консерватории в деятельности межвузовского исследовательского объединения, о проведении на базе УГК Всесоюзной научно-практической конференции «Методология художественного мышления» (1971), о формировании проблемной лаборатории. В статье анализируются направления деятельности научного коллектива лаборатории в ракурсе интегративных тенденций, связанных с использованием в теоретическом музыкознании методологии точных наук и с вопросами психологии музыкального восприятия. Выявляется роль лаборатории в развитии исследовательской работы кафедры теории музыки УГК в русле междисциплинарных направлений.

Ключевые слова: интеграция наук, междисциплинарность и теория музыки, научно-исследовательская лаборатория, Уральская консерватория, ЭВМ в 1970-1980-е гг., вероятностно-статистический метод, психология музыкального восприятия

Для цитирования: Евдокимова, Н. К. «Музыка - математика - психология»: исследовательская лаборатория в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (1970-1980-е гг.) / Н. К. Евдокимова //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 3 (51). - С. 134-138.

«Сегодня нельзя быть на уровне современного научного прогресса, если не знать, что происходит в смежных областях и на так называемых "перекрестках наук"... Интеграция наук - требование времени», - писал в 1974 г. доктор филологических наук, председатель Комиссии по комплексному изучению искусства при АН СССР Б. С. Мейлах [5, с. 9]. Во второй половине ХХ в. вопросы комплексного изучения искусства обозначились как специальная научно-методологическая и практическая задача. Возможности развития музыкознания в контексте интеграции наук обсуждались и апробировались в работах отечественных музыковедов - Л. А. Мазеля, И. И. Земцовского, Б. М. Гаспарова и мн. др. В 1969 г. с целью ос-

воения методологии интегративных исследований было создано исследовательское объединение вузов искусств, научным руководителем которого стал доктор искусствоведения Г. А. Орлов (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии).

Преподаватели Уральской государственной консерватории не остались тогда в стороне от новых начинаний, связанных с интеграцией наук, реализовав ряд организационных и исследовательских идей в области теоретического музыкознания. В трудах по истории УГК они еще не нашли должного отражения. Источниковую базу данной статьи составляют архивные материалы консерватории и Государственного архива Свердловской области

134

(ГАСО), благодаря которым удалось уточнить обстоятельства формирования и функционирования в УГК научно-исследовательской лаборатории «Музыка - математика - психология». Нами были также привлечены свидетельства преподавателей кафедры теории музыки, принимавших участие в ее работе.

В отчете УГК о научно-исследовательской деятельности за 1969-1971 гг. была обнаружена следующая информация о вкладе консерватории в деятельность межвузовского объединения по разработке новых направлений: «По инициативе преподавателей консерватории, философа Г. И. Солодовникова и пианиста В. М. Цеханского, была начата работа по комплексному изучению произведений искусства, что привело, в частности, к исследованиям механизмов работы человеческого мозга и моделирования различных форм познавательной, творческой деятельности человека. На этой основе были объединены усилия представителей различных наук» [6, с. 8]. Среди них названы музыковед кандидат искусствоведения Н. А. Вольпер (УГК), доктор физико-математических наук Л. А. Шеврин и студент-математик А. Г. Гейн (Уральский госуниверситет), инженер С. А. Адамов (Уральский НИИ автоматики), физиолог В. С. Мархасин (Свердловский мединститут).

В свете проблематики, разрабатываемой объединением, 15-17 марта 1971 г. в Уральской консерватории была проведена Всесоюзная конференция «Методология художественного мышления». Архивные материалы ГАСО и сохранившаяся Программа мероприятия позволяют восстановить состав участников и тематику их докладов, которые не были опубликованы. В конференции приняли участие представители вузов и исследовательских институтов различного профиля из Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Петрозаводска, Новосибирска, Челябинска, Ташкента, Киева. В их числе - глава объединения Г. А. Орлов, доктор философских наук С. Х. Раппопорт, а также молодые ученые, с чьими именами во многом оказалось связанным дальнейшее развитие междисциплинарной методологии в отечественном

теоретическом музыкознании: М. Г. Ара-новский, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушев-ский, В. Н. Холопова, Ю. Г. Кон, А. П. Милка, С. М. Сигитов, А. Г. Костюк и др. Проблематика конференции включала вопросы комплексного подхода к анализу музыкального мышления, психологии восприятия, когерентности методологического аппарата в исследованиях интердисциплинарного типа и т. д. В ректорате УГК состоялось обсуждение итогов прошедшего мероприятия и было принято решение «всемерно поддержать работу интересного творческого объединения» [6, с. 10]. С этой целью была создана проблемная лаборатория под названием «Музыка - математика - психология» (руководитель В. М. Цеханский), функционировавшая в русле данных направлений. Состав ее пополнили представители точных наук - математики, программисты Л. С. Рубин, М. М. Резник, Л. И. Полоцкий. От кафедры теории музыки в лаборатории стал работать один из ведущих педагогов-теоретиков УГК З. А. Визель, привлекший к новому делу некоторых студентов, в том числе Е. Е. Шавохину (Полоцкую) - в настоящее время проректора УГК по научной работе1.

Музыкально-теоретические аспекты исследований «были связаны с так называемыми интеллектуальными системами, сочетающими возможности музыкантов-исследователей и используемых ими средств познавательной деятельности» [8, с. 3]. О важности и целесообразности подобного подхода к изучению музыкального искусства писал Ю. Н. Рагс [9]. В те годы перспективы обращения к электронно-вычислительной технике (ЭВМ) виделись музыковедами-теоретиками в основном в аспекте вероятностно-статистического анализа различных параметров музыкального текста. Привлекала возможность охватывать большой объем материала и обеспечивать объективность

1 «Научный потенциал лаборатории и влияние... такого теоретика, как З. А. Визель, сказались впоследствии на научной деятельности. работавших в разное время лаборантками студенток-теоретиков. А. Коробова, О. Шелудякова и Е. Шавохина (Полоцкая) стали докторами искусствоведения, В. Радя - кандидатом философских наук, М. Казанцева - кандидатом исторических наук» [7, с. 2].

135

результатов «подсчета» элементов «формально-структурного» рода (ритмические фигуры, порядок последования ступеней лада, аккорды различных функций и т. п.). Полученные данные позволяли уточнять некоторые стилистические особенности исследуемых образцов народной и профессиональной музыки.

В лаборатории УГК «при исследовании временной организации музыки широко использовались статистические методы» [4]. З. А. Визель был увлечен идеями разработки компьютерных аналитических и обучающих программ. По его словам, он «составлял алгоритмы, а программист Л. Полоцкий переводил их на язык цифр. Последняя такая программа неплохо работала по определению метра и по группировке длительностей нот. без определения высоты»1.

Основным материалом исследований была музыка венских классиков, в частности, струнные квартеты Й. Гайдна, которые изучал в тот период З. А. Визель. В автореферате своей диссертации он сослался на работу по машинному анализу и восприятию метрической структуры гайдновских квартетов, выполненную в лаборатории [2, с. 15].

В направлении, обращенном к изучению психологии музыкального творчества и восприятия, уральских ученых интересовали вопросы психофизиологического воздействия музыки на человека2. По инициативе В. М. Це-ханского были установлены контакты с московским психологом В. Г. Ражниковым, ставшим научным руководителем его диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Предметом исследования явился «звуковой образ, понимаемый как формирующийся в сознании и чувственной сфере человека, связанный с его индивидуальными проявлениями: волей, воображением, чувствами и т. д.» [10, с. 3]. При этом проблемы художественно-

1 Интервью с Визелем З. А. / беседа Коробовой А. Г. Екатеринбург, янв. 2017 (из личного архива автора).

2 «В лаборатории имелись тонометр для измерения пульса и давления при прослушивании разной музыки, кардиограф и другие приборы. На базе института ВОСХИТО проводились медицинские исследования воздействия музыки на мозг человека» [7, л. 1].

эстетической сущности музыкального образа и его жанрово-семантических характеристик в работе не затрагивались. Исследовалась деятельность музыковеда, анализирующего произведение на формально-структурном уровне. В ходе экспериментов было выяснено, что «статистические характеристики музыкального языка включаются в единую субъективную концепцию композиционного развития, благодаря использованию специальной стратегии отбора и закрепления музыкальной информации» [Там же, с. 16].

Результаты выполненных в лаборатории работ нашли отражение в ряде изданий Сибирского отделения академии наук, Новосибирской консерватории и Новосибирского отделения общества психологов СССР, где в 1983-1989 гг. работал В. М. Цеханский. В Новосибирске он стал ответственным редактором серий «ЭВМ и проблемы музыкальной науки», «ЭВМ и проблемы музыкального образования».

В УГК в эти годы под общим руководством З. А. Визеля проводились опыты по внедрению компьютерных технологий в сферу музыкального образования [3]. Проверку эффективности создаваемых программ в 1979— 1984 гг. осуществляла Е. Е. Шавохина, преподававшая в музыкальной «десятилетке» при Уральской консерватории. Руководитель темы З. А. Визель с докладом «Компьютер в начальном музыкальном образовании» выступил на музыковедческой секции Министерства Высшего образования в Москве в 1985 г.

Вернувшись в Свердловск в 1989 г., В. М. Цеханский занял должность проректора по учебной работе УГК и стал инициатором создания и заведующим новой кафедрой музыкальной психологии и информатики, возникшей на базе проблемной лаборатории. В составе нового коллектива с 1989 г. начала работать выпускница кафедры теории музыки УГК и аспирантка доктора искусствоведения Е. В. Назайкинского (Московская консерватория) А. Г. Коробова (в будущем профессор, доктор искусствоведения, проректор УГК по научной работе в 2011-2015 гг.).

136

В начале 1990-х гг. прежняя лаборатория была реорганизована в творческий производственно-технический комплекс (ныне кабинет электронной музыки). В 1993 г. вместо кафедры музыкальной психологии и информатики в УГК открывается остро востребованная жизнью и одна из первых в стране кафедра музыкальной звукорежиссуры (первым ее заведующим тоже стал В. М. Цеханский) [1].

Просуществовав около 20 лет, лаборатория «Музыка - математика - психология» сыграла важную роль в обновлении исследовательских векторов междисциплинарного типа в научной деятельности ученых Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского и стала «стартовой площадкой» для открытия современных и перспективных структурных подразделений старейшего музыкального вуза Урала.

1. Вакарь, Л. В. Кафедра музыкальной звукорежиссуры / Л. В. Вакарь // Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского. 75 лет истории / ред.-сост. Л. К. Шабалина. - Екатеринбург, 2009. -С. 545-547.

2. Визель, З. А. Техника квартетного письма Й. Гайдна : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / З. А. Ви-зель. - Ленинград, 1982. - 15 с.

3. Визель, З. А. Интеллектуальные системы в музыкальном образовании / З. А. Визель, А. Г. Гейн, Л. И. Полоцкий, Л. С. Рубин // Проблемы развития и освоения интеллектуальных систем. - Новосибирск, 1986. -С. 230-231.

4. Гейн, А. Г. ЭВМ в задачах построения моделей метроритмической организации музыки / А. Г. Гейн,

B. М. Цеханский // Проблемы развития и освоения интеллектуальных систем. - Новосибирск, 1986. -

C. 159-172.

5. Мейлах, Б. С. Комплексное изучение творчества и музыковедение / Б. С. Мейлах // Проблемы музыкального мышления / сост. и ред. М. Г. Арановский. - Москва : Музыка. 1974. - С. 9-28.

6. О работе межвузовского исследовательского объединения (1969-1971). ГАСО. Ф. Р-2325. Ед. хр. 1. Л. 8-10.

7. Полоцкая, Е. Е. Лаборатория «Музыка - математика - психология» / Е. Е. Полоцкая // Архив УГК. Рукопись. Л. 1-2.

8. Предисловие // ЭВМ и проблемы музыкальной науки : межвуз. сб. науч. тр. / сост. и отв. ред. В. М. Цехан-ский; НГК. Вып. 7. - Новосибирск, 1988. - С. 3-9.

9. Рагс, Ю. Н. Проблемы анализа музыкального произведения и интеллектуальные системы / Ю. Н. Рагс // ЭВМ и проблемы музыкальной науки : межвуз. сб. науч. тр. / сост. и отв. ред. В. М. Цеханский; НГК. Вып. 7. - Новосибирск, 1988. - С. 10-24.

10. Цеханский, В. М. Влияние целостного звукового образа на восприятие основных характеристик музыкальной композиции: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. М. Цеханский. - Москва, 1979. - 17 с.

Получено 23.05.2017

N. Evdokimova

post-graduate student, Ural State Mussorgsky Conservatoire E-mail: nmc-dpo2012@yandex.ru

"MUSIC - MATHEMATICS - PSYCHOLOGY": A RESEARCH LABORATORY IN THE URAL STATE MUSSORGSKY CONSERVATOIRE (1970-1980s)

Abstract. The subject of the article is really actual nowadays because it is closely connected with the problem of integration of the scientific researches in the second half of the 20th century and their affection on the regional musical science in Russia. The article aims at the reconstruction of establishing andfunctioning scientific-research labora-

137

tory "Music - Mathematics - Psychology" at the Ural State M. Mussorgsky Conservatoire in 1970-1980s. Source base is the Conservatoire archive funds and Regional State Archives. These data help to find new information documents about the development of musical science in the Ural region. In this article there are introduced unpublished items of information about the activity of the scientific All-Union center at the Ural Conservatoire, various scientific-practical conferences such as "Methodology of Musical Thought" (1971), the formation of the Problems laboratory. The author also shows the trends of the laboratory collective to the integration of theoretical musicology and the exact sciences as well as some questions of psychology of music perception. It is also shown the laboratory role in the perfectioning the Music Theory Chair in its interdisciplinary cooperation.

Keywords: integration of sciences, interdisciplinary, music theory, scientific-research laboratory, Ural Conservatoire, electronic computer in 1970-1980s, method ofprobability and statistics, psychology of music perceptionn

For citing: Evdokimova N. 2017. "Music - mathematics - psychology": a research laboratory in the Ural State Mussorgsky Conservatoire (1970-1980s). Culture and Arts Herald. No 3 (51) : 134-138.

Referenses

1. Vakar L. 2009. The musical sound producing chair. Ural'skaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni M. P. Mussorgskogo. 75 let istorii [Ural state Conservatoire behalf M. P. Mussorgsky. 75 years of history]. P. 545-547. (In Russ.).

2. Vizel Z. 1982. Tekhnika kvartetnogo pis'ma Y. Gaydna [The technique of the Quartet writing of Haydn]. Leningrad. 15 p. (In Russ.).

3. Viezel Z., Gein A., Polotskii L., Rubin L. 1986. Intelligent systems in music education. Problemy razvitiya i osvoeniya intellektual'nykh sistem [Problems of development and exploitation of intelligent systems]. Novosibirsk. P. 230-231. (In Russ.).

4. Gein A., Tsekhanskii V. 1986. Computers in the task of constructing models of metro-rhythmic organization of music. Problemy razvitiya i osvoeniya intellektual'nykh sistem [Problems of development and exploitation of intelligent systems]. Novosibirsk. P. 159-172. (In Russ.).

5. Mails B. 1974. А comprehensive study of creativity and musicology. Problemy muzykal'nogo myshleniya [Problems of musical thinking]. Moscow : Music. P. 9-28. (In Russ.).

6. On the work of the interuniversity research Association (1969-1971). Gosudarstvennyy arkhiv Sverdlovskoy oblasti [State archives of the Sverdlovsk region]. F. Р-2325. Storage unit 1 : 8-10. (In Russ.).

7. Polotskaia E. Laboratory of "Music - mathematics - psychology". Arkhiv UGK [Archive UGK]. Manuscript : 1-2. (In Russ.).

8. Preface. EVM i problemy muzykal'noy nauki [Computer and problems of musical science]. 1988. Novosibirsk state Conservatory. No 7 : 3-9. (In Russ.).

9. Rags IU. 1988. Problems of analysis of musical compositions and intelligent systems. EVM i problemy muzykal'noy nauki [Computer and problems of musical science]. Novosibirsk state Conservatory. No 7 : 10-24. (In Russ.).

10. Tsekhanskii V. 1979. Vliyanie tselostnogo zvukovogo obraza na vospriyatie osnovnykh kharakteristik muzykal'noy kompozitsii [The influence of the integral sound image on the perception of the basic characteristics of musical composition]. Moscow. 17 p. (In Russ.).

Received 23.05.2017

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.