УДК 792.021.071.2:792.1/.9
Е.Н. САДИРОВА
МУЗЫКА МАСХУДЫ ШАМСУТДИНОВОЙ В ТАТАРСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
Ключевые слова: театр, спектакль, режиссер, композитор, музыка.
Исследовано музыкально-театральное творчество композитора Масхуды Шам-сутдиновой. Проанализирована музыка к спектаклям «Пока течет река Итиль»,
«Рыжий насмешник и его черноволосая красавица», «Белый калфак», «Черная бурка», «Сак-сок», поставленных в театрах Казани.
E.N. SADIROVA
THE MUSIC BI MASHUDA SCHAMSUTDINOVA IN THE TATAR'S DRAMATIC THEATRE
Key words: theatre, performance, producer, composer, music.
Musical-theatrical creation of composer Mashsuda Shamsutdinova is investigated in the article.
Music of such performances as «Until the Itil river flows», «Red-haired japer and his black-haired beauty», «White kalfak», «Black felt cloak», «Sak-sok» produced in Kazan theaters is analyzed.
Музыкальное искусство в драматическом театре давно завоевало прочные позиции и воспринимается как одна из форм сценической выразительности. Большую роль в осуществлении этого процесса может сыграть участие композитора.
Если музыка создана композитором в художественном единстве с идейным замыслом произведения, она обогащает спектакль, усиливает степень его эмоционального воздействия на зрителя.
Чтобы писать музыку для драматического театра, необходимо обладать определенным чутьем и понимать эстетическую природу театрального искусства.
История татарского театра знает немало примеров удачного сотрудничества с композиторами. Наряду с основоположниками жанра музыкальной драмы в театре - Султаном Габаши, Салихом Сайдашевым, Джаудатом Файзи -большую роль в становлении татарского драматического искусства сыграло привлечение в театр таких выдающихся композиторов, как Хуснулла Валиуллин, Мирсаит Яруллин, Ринат Еникеев, Захид Хабибуллин, Мансур Музаффа-ров, Рустем Яхин, Резеда Ахиярова и многих других. Почетное место в этом ряду занимает имя Масхуды Шамстудиновой.
Ее первые опыты в театральной музыке связаны с Казанским государственным театром кукол, где она долгое время работала заведующей музыкальной частью и написала музыку к таким спектаклям, как «Зайчик со спичками», «Карлик-школьник», мюзикл «Коза и баран», «Волшебные сны Апуша» и др., проявив себя как тонкий знаток психологии детского восприятия. Необходимая для этой аудитории зрелищность, сказочность были достигнуты в спектаклях во многом благодаря музыке М. Шамсутдиновой [2, с. 176].
Очевидно, именно тогда определились особенности творческого почерка композитора в театре. В общей сложности она оформила более тридцати спектаклей театров Татарстана и Башкортостана.
Для всего творчества М. Шамсутдиновой характерно удачное сочетание фольклора, народных мотивов с современными интонациями и ритмами. Для примера можно привести такие работы, как музыкально-театральные действия «Магди» (1989), «Кыссаи Сююмбика» (1991), «Курбан-байрам» (1992).
В начале 1990-х годов М. Шамсутдинова написала песню «Аллах» на слова тюркского поэта ХVII в. Габдулджаффара Габдаллы. Песня имела неповторимую, современную аранжировку. В исполнении женского вокального ансамбля исламской духовной музыки «Медина» это произведение вызвало
большой резонанс. Песня неоднократно звучала в эфире центральных радиостанций. В хит-параде «Юности» она заняла первое место [3].
Сочетание в творчестве традиций и современности стало основополагающим принципом работы М. Шамсутдиновой и в драматическом театре. Подобный подход композитора к театральной музыке предопределил успех многих постановок.
В 1993 г. на сцене Татарского театра драмы и комедии имени К. Тинчури-на Рашид Загидуллин поставил спектакль «Пока течет река Итиль» по историческому роману Нурихана Фаттаха.
Декорация в спектакле была достаточно условной. Все действие происходило на приподнятом полукруглом пандусе. Но существенная роль отводилась музыке. Изображаемые события нашли воплощение в музыкально-пластическом решении. Признаки той эпохи: сцены жертвоприношения, народные праздники, эпизоды военного боя, взаимоотношения персонажей - все имело музыкальный эквивалент. Лирическая линия в спектакле раскрывалась не столько посредством речевого диалога, а сколько через музыку и пластические этюды.
Именно музыка способствовала воссозданию на сцене определенного исторического периода в судьбе народа, уклада жизни тюркских племен с их междоусобными войнами, борьбой за независимость и желанием жить достойно.
Эта тема получила продолжение в ее работе над спектаклем «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица», поставленном в 1999 г. на сцене Татарского академического театра Фаридом Бикчантаевым. В основу музыкального материала легли фольклорные мотивы, которые М. Шамсутдинова преподнесла в современной обработке. И классический любовный дуэт главных героев Чичэна и Карачэч, и лейтмотив персонажа - все нашло особую музыкальную выразительность и отвечало замыслу и постановочному стилю спектакля.
Так, к примеру, каждое появление главного героя Чичэна вместо привычного музыкального или песенного лейтмотива сопровождается темой, представляющей собой легкий наигрыш, своеобразную игру губами, что соответствует характеру образа: Чичэн - благодаря острословию с легкостью способен найти выход из любой ситуации.
В его образе воплощены мудрость, находчивость и веселый нрав простого народа, который больше всего дорожит своей свободой и не променяет ее ни на какие богатства и почести. Таким образом, лейтмотив Чичэна еще являет собой музыкальное отражение его свободолюбивой натуры.
Классические музыкальные формы и приемы были представлены в этом спектакле в новой стилизованной интерпретации.
Самым рискованным при оформлении спектакля для любого композитора, пожалуй, является подача всем известной музыкальной основы произведения. Наполнить спектакль новым дыханием, не нарушив при этом его художественной целостности, - один из важных критериев при подходе к таким произведениям.
Таким спектаклем в творчестве композитора явилась музыкальная драма М. Файзи «Белый калфак»*, поставленная Фаридом Бикчантаевым в 1999 г. на сцене татарского Альметьевского театра.
М. Шамсутдинова заново написала всю музыкальную партитуру драмы. В результате получилось тонкое поэтичное произведение, представленное в
* Драма М. Файзи «Белый калфак» (1922) - одно из самых ярких произведений классической татарской драматургии, написаных в жанре музыкальной драмы, она неоднократно ставилась многими театральными коллективами.
новой музыкальной палитре. В сотрудничестве с режиссером и хореографом композитору удалось открыть зрителю современное прочтение столетней истории любви.
Среди самых ярких спектаклей татарского театра последнего десятилетия особое место занимает драма «Черная бурка» осетинского драматурга Г. Хугаева, поставленная Ф. Бикчантаевым в 2002 г. На презентации своей новой книги «Остров в океане» известный татральный критик Борис Поюров-ский назвал эту постановку в десятке любимых своих спектаклей*.
«Черная бурка» - это основанная на фольклоре философская притча, в которой через отношения образов зверей - Волка, Лисицы, Зайчихи, Собаки, Ворона, Осла - поднимаются вечные человеческие проблемы: тема любви и ненависти, долга и чести, преданности и предательства.
Эмоциональная атмосфера в спектакле достигнута благодаря органичному слиянию на сцене музыки и драматургического материала.
Музыка, написанная М. Шамсутдиновой, решает в спектакле одновременно несколько задач: с одной стороны, передает особенности колорита кавказских народов, их темперамент и страсть, выраженные преимущественно в массовых танцевальных номерах и барабанном ритме, присущем музыке горцев. С другой стороны - музыкальная основа спектакля становится художественным воплощением философии притчи.
Основные драматургические линии в драме показаны средствами музыки: лирическая тема, тема внутреннего конфликта разума с чувством и желания с долгом. Находят воплощение в музыке тема «животного страха» и «звериного превосходства»,
Музыкальная атмосфера, созданная в спектакле, позволила донести чужой национальный материал знакомыми зрителю средствами и формами. Характер и стиль музыки приближают постановку к жанру современного мюзикла.
Последней по времени стала работа композитора над спектаклем «Сак-сок», поставленном в Татарском государственном театре юного зрителя режиссером Ринатом Аюповыми в 2003 г. В основу произведения положен один из самых распространенных среди тюркских народов древний дастан. Согласно исследованиям ученых, есть, по меньшей мере, около 100 разных интерпретаций этого произведения [1].
Лиро-эпический жанр требует на сцене особого сценического воплощения. Образы героев в подобных произведениях раскрываются не только посредством достоверной психологической игры, но и через символико-обобща-ющее значение, поэтическое начало. Здесь определение музыкально-пластического рисунка играет едва ли не решающую роль.
При работе над спектаклем «Сак-сок» М. Шамсутдиновой удалось найти точный музыкальный эквивалент древнему сюжету. Музыка композитора проложила мостик между историческим прошлым народа и сегодняшним зрителем. Извечная тема борьбы добра и зла благодаря органичному музыкальному сопровождению получила современное звучание.
Музыка М. Шамсутдиновой, бесспорно, обогатила татарский театр, привнесла в него особую эстетику. Каждый спектакль с ее участием становится событием. О чем красноречиво свидетельствуют всевозможные награды и премии.
* Книга основана на рецензиях московского театроведа Б. Поюровского по спектаклям Татарского академического театра им. Г. Камала, опубликованных в разные годы. Презентация книги состоялась 21 апреля 2009 г. в Татарском академическом театре им. Г. Камала.
Приз за лучшее музыкальное оформление спектакля на V Республиканском театральном фестивале им. К. Тинчурина. Спектакль «Белый калфак» (1999).
Победа в номинации «Лучший композитор» на VII международном театральном фестивале тюркоязычных народов «Науруз» - спектакль «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» (2002).
Приз за лучшее музыкальное оформление спектакля на фестивале «АРТ-ОРДО» в Киргизии (г. Бишкек) - спектакль «Сак-Сок» (2003).
И, наконец, многочисленные премии и награды, которых удостоен спектакль «Черная бурка» - три премии, в том числе «За лучший спектакль» на I Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра» (2006), гран-при на VIII Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» (2005), гран-при XIII Международного театрального фестиваля «Белая вежа» (2008). Этот успех в равной степени относится и к работе композитора.
Сохраняя в своем творчестве лучшие традиции, сложившиеся в театре, Масхуда Шамсутдинова вместе с тем каждый раз находит новые приемы музыкальной выразительности на сцене, что, в свою очередь, способствует дальнейшему раскрытию возможностей музыки в драматическом театре.
Литература
1. Гимранова Д. Сак-сок» авазы / Д. Гимранова // Сэхнэ. 2004. № 1.
2. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань: Тат. кн. изд-во, 1985. 201 с.
3. www.medina-group.ucoz.ru.
САДИРОВА ЕЛЕНА НУРГАЯНОВНА - младший научный сотрудник отдела театра и музыки, Институт языка литературы и искусства имени Г. Ибрагимова, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).
SADIROVA ELENA NURGAYANOVNA - theatre and music department junior research assistant, Institute of Language, Literature and Arts named after G. Ibragimov, Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.