Научная статья на тему 'Музыка как структурный элемент всестороннего развития личности ребенка'

Музыка как структурный элемент всестороннего развития личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
905
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка как структурный элемент всестороннего развития личности ребенка»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 372.878

И.И. Топилина

к.п.н., доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация

МУЗЫКА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Современная школа неоднократно обращалась к проблеме формирования физически и умственно развитой, эстетически сформированной личности человека, готового к жизни и к творческой самореализации. В этом немаловажную роль играет музыкальное воспитание. Оно опирается на возможности и огромный потенциал искусства, его влияние на внутренний мир детей. Одно из ведущих мест в этом приобретает возможность направить их способности на понимание прекрасного, на творческую самостоятельность и приобщение к художественно-творческой деятельности. Общение с музыкальным искусством может стать ориентиром эстетического воспитания, однако для этого нужно развивать у ребенка каналы общения с искусством и среди них немаловажное значение имеет общая музыкальность, которая имеет несколько основных признаков:

Первый признак музыкальности связан со способностью чувствовать специфику музыкального произведения по его характеру и настроению, сопереживать и проявлять эмоциональность в отношении услышанного. Музыка должна волновать ребенка и вызывать ответную музыкальную реакцию, порождать ассоциативные ряды. Эмоциональная палитра должна быть насыщена радостью от прослушанного марша, грусти от печальной песни, чувства сопричастности от прослушивания гимна.

Второй признак музыкальности - это способность анализировать, сопоставлять и давать оценку интересной и понятной музыке. Для таких действий необходима элементарная музыкально-слуховая культура. Дети могут выявлять свойства музыкальных звуков, описывать выразительность художественных образов. У каждого ребенка возникает коллекция любимых произведений, которые он хочет слушать и исполнять. На таких основах закладывается музыкальный вкус ребенка. По мере развития общей музыкальности меняется отношение к музыке, оно становится эмоциональным, появляется воображение. Дети начинают переживать музыкальные впечатления, тем самым формируя эстетическую составляющую собственной личности.

Третий признак музыкальности - определяется внешним и внутренним творчеством по отношению к музыке. Внутреннее творчество представляет собой обогащение художественного музыкального образа индивидуальной эмоциональной окраской, а внешнее творчество реализуется в пении, игре и танце.

Музыкальность, как многоаспектное понятие, характеризуется сочетанием нескольких способностей, проявляющихся в большей или меньшей степени у каждого ребенка. Потенциальные возможности у всех детей разные. Все дети развиваются неравномерно, особенно в категории музыкальности. Для одних детей характерна отличная музыкальная память, а для других - музыкальная отзывчивость или наличие музыкального слуха. Бывают и сложные сочетания музыкальности. Например, слаборазвитый музыкальных слух и глубокий интерес к музыке. При правильном подходе педагога эта комбинация может раскрыть глубоко спрятанные в структуре личности музыкальные задатки. Важно изучать детские интересы и наклонности, чтобы выявить одаренность, причем как можно раньше. Выявленная на ранних стадиях развития детская одаренность, помогает максимально развить музыкальные способности. Они поддаются анализу, однако, дело не только в этом. В.Н. Мясищев писал: «Изучение музыкальных способностей позволяет нам считать существенными те элементарные приемы слуха, которые предложены Сишором, но нельзя признать их достаточными для выяснения внутренних условий успешной музыкальной деятельности. Решающим является музыкальность, при которой музыка влияет на психическую деятельности и определяет как поведение, так и отдельные реакции человека» [1, с. 8].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

По-мнению Л.А. Баренбойма [2, с. 30] основные способности - это звуковысотный слух и ритм. Звуковысотный слух - широкое понятие, включающее мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух - это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано. В структуру музыкальности входит и внутренний слух. Если в узком смысле слова он понимается как способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения, то в широком смысле - это способность внутренне слышать произведение.

Наиболее развернуто обосновывал свою точку зрения по этому вопросу Б.М. Теплов. В его работе «Психология музыкальных способностей» [3, с.31] показано разнообразие динамичных взаимосвязей музыки и внутренних переживаний человека, между деятельностью и развивающимися способностями. Особо описывает Теплов музыкальность, как форму одаренности, необходимую для музыкальных видов деятельности. Главный ее признак - способность эмоционально отзываться на музыку, воспринимать ее содержание. Звуковысотные и ритмические формулы, воздействуют на эмоциональное состояние человека. Поэтому существует единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Таким образом, музыкальность детей - это комплекс способностей, включающий интерес к музыке, ее сопереживание и достаточно развитый слух.

Музыкальность сказывается в особенностях самостоятельной деятельности человека. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие к тому, что в ней выражено, если оно побуждает к мыслям, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом его характере. Можно говорить об индивидуальным стремлении каждого ребенка выразить свое отношение, свое понимание музыки и преобразовать ее в собственном исполнении. Исследования показали, что дети способны к так называемому продуктивному творчеству: импровизации песенных мелодий, инсценировке музыкальных игр-драматизаций, построению нетрудных танцев, а при игре на различных инструментах, - придумыванию несложных мотивов и ритмических групп. Таким образом музыкальность можно определить не только через эмоции и слух, звуки и чувство ритма, но и в связи с конкретными видами детской деятельности.

Музыкальность развивается постепенно, ее основные компоненты, эмоции и слух, развивают детские чувства и мышление. Эмоциональная составляющая личности ребенка также пополняется с помощью музыки. Анализируя музыкальные произведения, ребенок сопоставляет разнообразные музыкальные явления, что помогает в развитии мышления и активизирует умственную деятельность. Из двух процессов -мышления и чувствования, - возникает музыкальное восприятие, как формирование интересов, потребностей и способностей к музыке, через воздействие музыкального искусства на личность. Музыкальное восприятие не является отвлеченным процессом. Это сочетание различных видов музыкальной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей.

В детском возрасте для формирования сознания, чувственной сферы и самоактуализации в окружающем мире важна внутренняя мыслительная, логическая и аналитическая деятельность. Так музыкальное восприятие становится основой музыкального развития ребенка, которое формируется в процессе собственной музыкальной активности. Для музыкального развития, как процесса, характерны несколько каналов:

1. Канал эмоций, проявляющийся в виде ответной реакции на простые музыкальные явления. Этот канал усложняется по мере взросления и разнообразия эмоциональных реакций ребенка.

2. Канал ощущений, восприятия и слуха, где идет постепенный переход от слышания звуков, отдельных ритмов и темпов к осознанному и опредмеченному восприятию целого музыкального произведения.

3. Канал отношений, проявленный динамикой от увлечения музыкальными мотивами к формированию целостной системы музыкального вкуса.

4. Канал исполнительской деятельности, определяющийся процессом перехода от подражания музыкальному исполнению и певческому творчеству, - к собственному пению и исполнительской деятельности.

Говоря о процессе музыкального воспитания и развития школьника необходимо учесть целенаправленность, системность и организованность воспитательного процесса. Если проводить параллель

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

между обучением музыке и воспитывающим педагогическим процессом, необходимо выделять в каждом опыт, наличие знаний, умений и навыков, а также социальную направленность. Ребенок активно присваивает себе эти составляющие, являясь субъектом в одном и другом процессе.

По мнению Л.С. Выготского воспитание и обучение должно быть опережающим по отношению к развитию. Музыкальное развитие определяется степенью воспитанности и обученности [5]. Уровень музыкального развития можно определить по индивидуально творческим проявлениям детей, наличию самостоятельной музыкальной деятельности и формам поведения на музыкальных занятиях. Инициативность в пении, музицировании, грамотность и правильность музыкального самовыражения, творческий подход, - определяют высокий уровень музыкального развития ребенка. Существуют типичные задачи музыкального воспитания. Они нацелены на гармоничное развитие личности ребенка с учетом особенностей музыкальных предпочтений и возраста:

1. Воспитание любви, познавательного и творческого отношения к музыке. Данная задача определяет развитие музыкальной восприимчивости и музыкального слуха, с помощью которых ребенок ярче чувствует и глубже понимает содержание прослушанных произведений.

2. Обогащение музыкальных впечатлений детей через знакомство с разными музыкальными произведениями, формирующими разные впечатления, приносящие разнообразные эмоциональные впечатления и формирующие нравственно-эстетические чувства в отношении художественных произведений.

4. Развитие навыков в области слушания и слышания музыки, пения и игры на музыкальных инструментах.

5. Развитие эмоциональности ребенка, через развитие способностей к восприятию музыки и ладовысотного слуха, чувство ритма, певческого голоса.

6. Возникновение музыкальных приоритетов и музыкального вкуса, музыкальных впечатлений, которые формируют избирательное отношение к музыке, вычленяют интересные музыкальные произведения, а затем формируют оценочные суждения и базу музыкальных произведений, приоритетных для прослушивания.

7. Развитие творческой самостоятельности и активных форм деятельности в музыкальном воспитательном процессе. Музыкальная самостоятельности и творческая активность перерастают в повседневной жизни в музыкальный репертуар, возможный в самостоятельной реализации через пение и музицирование.

Музыкальное воспитание детей направлено не только на сугубо музыкальные предпочтения, способности и интересы. Музыка способна формировать моральный облик ребенка, т.к. она является сильным средством воздействия на личность. Эмоционально-образное содержание произведений побуждает детей к сопереживанию, богатство музыкальных жанров формирует восприимчивость героических образов и лирических настроений. Гамма чувств, возникающая при прослушивании музыки, обогащает духовный мир ребенка яркими переживаниями, и педагог должен грамотно выстроить музыкальный воспитательный процесс, чтобы сложные нравственные понятия, скрытые в музыкальных произведениях стали ценностными личностными основами в натуре ребенка.

Музыкальное воспитание формирует общую культуру ребенка и его формы поведения. Смена структурных форм музыкальной деятельности: пения, слушание музыки упорядочивают внимание, стимулирует сообразительность, координирует быстроту реакций. Организованность и воля необходимы для любого музыкального действия особенно в детском возрасте. Основами этих процессов являются сравнение звуков, определение выразительности звучания, выявление смысла художественных образов, умение определять структуру музыкального произведения. Поэтому после каждого музыкального фрагмента учитель должен выстраивать систему вопросов, отвечая на которые ученик должен сравнить и обобщить музыкальные характеристики. Эстетическая оценка произведения является важной умственной деятельностью, направляемой педагогом и требующей активизации мыслительных процессов ученика.

Музыка также является важным средством физического развития ребенка. Слуховые рецепторы, воспринимающие музыку, передают ее воздействие на весь организм, вызывая реакции системы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

кровообращения и дыхания. В.М. Бехтерев доказал влияние музыки на организм человека в форме возбуждения или ослабления ответных реакций [6, с. 98]. По мнению П.Н. Анохина мелодия и ритм, мажорный и минорный лады влияют на состояние организма во время работы и отдыха. Это говорит о важном влиянии музыкального искусства на физиологию ребенка и параметры его организма [7, с. 214].

Таким образом, музыка положительно влияет на многие аспекты всестороннего развития ребенка. Она развивает его личностные качества, творческие способности и задатки. Учитывая это педагогический процесс должен органично включать музыкальное воспитание, и считать его одной из важных основ развития личностных структур ребенка.

Список использованной литературы:

1. Мясищев. В. Н. Проблемы способностей. - М., 2002.

2. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л. : Наука, 1969.

3. Теплов. Б. Н. Проблемы индивидуальных различий. - М., 2001.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 2004..

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - М., 2001.

6. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. - СПб., 1997.

7. Анохин П.Н. Анохин П. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина,1975.

© Топилина И.И., 2016

УДК 37.013.2

Н.В. Топилина

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

Воспитание и обучение детей в семье требует развития педагогических способностей родителей. Задача вуза - подготовить педагогические кадры, способные развивать родительскую компетентность воспитания, обучения и развития детей.

Ключевые слова

Воспитание ребенка; педагогические способности; структура педагогических знаний и умений родителей.

История педагогики показывает, что воспитательный и образовательный процессы с древних времен начинались в семье, осуществлялся родителями. Они с рождения воспитывают ребенка и дают ему первые образовательные навыки, этот процесс не заканчивается, когда ребенок идет в школу. На семью и родителей возложена важная общественная и личная функция - передачи социального и трудового опыта, ценностных и этических основ жизнедеятельности человека. Воспитание и обучение - это деятельность особого рода. Если в школе она отличается профессионализмом, то и в семье она также должна быть не лишена своей грамотной реализации. Любая деятельность имеет цель, содержание, плановость; проектируется и моделируется в соответствии с потребностями и возможностями лиц ее реализующих. Деятельность по воспитанию и обучению детей в семье требует развития организационных, речевых, предметных, гуманно-личностных и педагогических способностей. Именно педагогические способности присущи многим действиям родителей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.