Научная статья на тему 'МУЗЫКА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА В СУДЬБЕ ПИАНИСТКИ ЧЖУ СЯОМЭЙ'

МУЗЫКА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА В СУДЬБЕ ПИАНИСТКИ ЧЖУ СЯОМЭЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЖУ СЯОМЭЙ / БАХ / ГОЛЬДБЕРГОВСКИЕ ВАРИАЦИИ / СИЛА ВОДЫ / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Т.

Проблемы контакта цивилизаций имеют разные аспекты. Один из их - поверхностное понимание смысла шедевров чужой культуры. Преодолению этого недостатка способствует погружение в образный мир незнакомого шедевра и попытка «перевода» его на родной язык образов. Таким путем идет пианистка Чжу Сяомэй - известная исполнительница Баха.Статья посвящена ее нелегкой судьбе, преодолению препятствий, поставленных жизнью, и сложного пути(этот термин - важнейший в древнекитайском направлении философской мысли даосизма), который привелЧжу Сяомэй к музыке Баха. Сначала это было средство сохранить руки в профессиональном состоянии, потом,когда Чжу Сяомэй стала гастролирующей пианисткой, - способом общения с публикой на основе общих принципов философии Баха и даосизма. Чжу Сяомэй считает, что ярче всего это явление высвечивается в Гольдберговских вариациях Баха.Процесс понимания и воссоздания музыкальных произведений пианистами - это процесс изучения национального духа с точки зрения мира, погружения в произведения и постижения особенностей национальной культуры. Понимание Баха, полагает Чжу Сяомэй, не должно ограничиваться христианством, в ее представлении Бах подобен Лао-цзы, великому китайскому философу.Стиль игры Чжу Сяомэй демонстрирует, что Восток понимает и принимает музыку Запада. Через ее игрукаждый может увидеть и почувствовать мягкость Востока и рациональность Запада, увидеть сочетание китайских и западных идей как наследие общей мировой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC BY JOHANN SEBASTIAN BACH IN THE FATE OF PIANIST ZHU XIAOMEI

The problems of the contact of civilizations have different aspects. One of them is a superficial understandingof the meaning of the masterpieces of a foreign culture. Overcoming this shortcoming is facilitated by immersion in thefigurative world of an unfamiliar masterpiece and an attempt to «translate» it into the native language of images. Thepianist Zhu Xiaomei, a well-known Bach performer, follows this path.The article is devoted to her difficult fate, overcoming the obstacles set by life, and the difficult path (this term is themost important in the ancient Chinese direction of the philosophical thought of Taoism), which led Zhu Xiaomei to Bach'smusic. At first it was a means to keep her hands in a professional condition, then, when Zhu Xiaomei became a touringpianist, it was a way of communicating with the public based on the general principles of Bach's philosophy and Taoism.Zhu Xiaomei believes that this phenomenon is most clearly highlighted in the Goldberg Variations of Bach.The process of understanding and recreating musical works by pianists is a process of studying the national spirit fromthe point of view of the world, immersing in works and comprehending the features of national culture. The understandingof Bach, Zhu Xiaomei believes, should not be limited to Christianity; in her view, Bach is like Lao Tzu, the great Chinesephilosopher.Zhu Xiaomei's playing style demonstrates that the East understands and accepts the music of the West. Through herplay, everyone can see and feel the softness of the East and the rationality of the West, see the combination of Chinese andWestern ideas as a heritage of a common world culture

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА В СУДЬБЕ ПИАНИСТКИ ЧЖУ СЯОМЭЙ»

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 1 (63). С. 44-47. Actual problems of higher music education. 2022. No 1 (63). P. 44-47.

Научная статья УДК 78.071.2

DOI: 10.26086/NK.2022.63.1.007

Музыка Иоганна Себастьяна Баха в судьбе пианистки Чжу Сяомэй

Ван Тун

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, 547200457@qq.com

Аннотация. Проблемы контакта цивилизаций имеют разные аспекты. Один из их — поверхностное понимание смысла шедевров чужой культуры. Преодолению этого недостатка способствует погружение в образный мир незнакомого шедевра и попытка «перевода» его на родной язык образов. Таким путем идет пианистка Чжу Сяомэй — известная исполнительница Баха.

Статья посвящена ее нелегкой судьбе, преодолению препятствий, поставленных жизнью, и сложного пути (этот термин — важнейший в древнекитайском направлении философской мысли даосизма), который привел Чжу Сяомэй к музыке Баха. Сначала это было средство сохранить руки в профессиональном состоянии, потом, когда Чжу Сяомэй стала гастролирующей пианисткой, — способом общения с публикой на основе общих принципов философии Баха и даосизма. Чжу Сяомэй считает, что ярче всего это явление высвечивается в Гольдбер-говских вариациях Баха.

Процесс понимания и воссоздания музыкальных произведений пианистами — это процесс изучения национального духа с точки зрения мира, погружения в произведения и постижения особенностей национальной культуры. Понимание Баха, полагает Чжу Сяомэй, не должно ограничиваться христианством, в ее представлении Бах подобен Лао-цзы, великому китайскому философу.

Стиль игры Чжу Сяомэй демонстрирует, что Восток понимает и принимает музыку Запада. Через ее игру каждый может увидеть и почувствовать мягкость Востока и рациональность Запада, увидеть сочетание китайских и западных идей как наследие общей мировой культуры.

Ключевые слова: Чжу Сяомэй, Бах, Гольдберговские вариации, сила воды, философия Для цитирования: Ван Тун. Музыка Иоганна Себастьяна Баха в судьбе пианистки Чжу Сяомэй //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 1 (63). С. 44-47. http://doi.org/10.26086/NK.2022.63.L007.

Original article

Music by Johann Sebastian Bach in the fate of pianist Zhu Xiaomei

Wang Tong

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, 547200457@qq.com

Abstract. The problems of the contact of civilizations have different aspects. One of them is a superficial understanding of the meaning of the masterpieces of a foreign culture. Overcoming this shortcoming is facilitated by immersion in the figurative world of an unfamiliar masterpiece and an attempt to «translate» it into the native language of images. The pianist Zhu Xiaomei, a well-known Bach performer, follows this path.

The article is devoted to her difficult fate, overcoming the obstacles set by life, and the difficult path (this term is the most important in the ancient Chinese direction of the philosophical thought of Taoism), which led Zhu Xiaomei to Bach's music. At first it was a means to keep her hands in a professional condition, then, when Zhu Xiaomei became a touring pianist, it was a way of communicating with the public based on the general principles of Bach's philosophy and Taoism. Zhu Xiaomei believes that this phenomenon is most clearly highlighted in the Goldberg Variations of Bach.

The process of understanding and recreating musical works by pianists is a process of studying the national spirit from the point of view of the world, immersing in works and comprehending the features of national culture. The understanding of Bach, Zhu Xiaomei believes, should not be limited to Christianity; in her view, Bach is like Lao Tzu, the great Chinese philosopher.

Zhu Xiaomei's playing style demonstrates that the East understands and accepts the music of the West. Through her play, everyone can see and feel the softness of the East and the rationality of the West, see the combination of Chinese and Western ideas as a heritage of a common world culture.

Keywords: Zhu Xiaomei, Bach, Goldberg variations, water power, philosophy

© Ван Тун, 2022

For citation: Wang Tong. Music by Johann Sebastian Bach in the fate of pianist Zhu Xiaomei. Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2022;1(63); p. 44-47 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/NK.2022.63.L007.

Статья посвящена нелегкой судьбе китайской пианистки Чжу Сяомэй и влиянии на ее «путь»1 музыки И. С. Баха. Сяомэй известна как выдающаяся исполнительница клавирных сочинений Баха.

Она родилась в Шанхае в 1949 году, в настоящее время преподает в Парижской консерватории. Чжу Сяомэй была ребенком-вундеркиндом и с восьми лет стала выступать на китайском радио. Но во время «культурной революции» она была отправлена «для перевоспитания» в маоистский трудовой лагерь на 5 лет. С точки зрения идеологии культурной революции и происхождение девушки (из интеллигентной семьи художников), и выбранная ею профессия музыканта не отвечали требованиям времени2.

Сяомэй нашла в заброшенном коровнике пианино со сломанными струнами, на котором стала тайно заниматься, часто ночами. Пианистка так вспоминает это время: «Яходила туда заниматься каждую ночь после работы на полях. Сначала я играла Рахманинова. Но зимой было так холодно. Отопления не было, и я не могла играть. Потом я вспомнила слова своего учителя: "Лучший способ разогреть свои руки — играть Баха". Поэтому я сначала играла Баха для разогрева рук. Конечно, я играла фуги. Позднее не только руки разогревались, но и мое сердце: все вместе разогрелось» [1].

Она вернулась в Пекин в 1975 году. Пережив «культурную революцию», Чжу Сяомэй была вновь принята в Центральную консерваторию. Главным событием, изменившим ее жизнь, стало посещение Китая в 1979 году известным американским скрипачом Исааком Стерном, что в конечном итоге способствовало учебе Чжу в Соединенных Штатах (также с большой помощью пианиста и педагога Чжоу Гуанжена). Она училась в консерватории в Бостоне и в 1980 году получила там степень магистра фортепианной музыки. В 1985 году переехала в Париж. Вначале еле сводила концы с концами, но благодаря щедрой помощи одного профессора Высшей консерватории Парижа ей предложили место преподавателя в школе и недорогое жилье. Ее потрясающая игра на фортепиано начала привлекать внимание и в Европе, и в Южной Америке, где Чжу Сяомэй давала концерты.

Когда она стала выступать с концертами в Париже, то имела необыкновенный успех. Затем Чжу Сяомэй стала гастролировать по Европе, Северной Америке, Южной Америке, Азии и даже Австралии. В ее репертуар входят вариации Гольдберга, сочинения Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, но именно Бах остается в центре ее музыкальной вселенной. И теперь она широко известна как одна из лучших исполнителей Баха. Ею записаны «Хорошо темперированный клавир», «Партиты», «Искусство фуги», «Инвенции и синфонии», а также вариации Гольдберга. Ее первый альбом вышел, когда пианистке было уже 50 лет.

В отличие от некоторых артистов, которые стремятся завоевать популярность, выставляя себя перед камерами, Чжу Сяомэй ограничивает свои публичные выступления, поскольку хочет выступать только для отзывчивой аудитории, которая любит настоящую классическую музыку.

Мир, покой, гармония равновесия, которые Чжу Сяомэй находит в музыке Баха, соответствуют для нее высшему уровню традиционной китайской философии и мудрости — даосизму, концепция которого поясняется ею в ее документальном фильме «Une Chinoiseavec Bach» («Китаянка с Бахом»).

Эмоции, которые она испытывала к фортепианному искусству и к музыке Баха, непостижимы и невообразимы, и всю свою жизнь и всю свою энергию она посвятила фортепианному искусству.

Чжу Сяомэй редко играла виртуозные сочинения Листа или Рахманинова. В ее репертуаре были, как правило, серьезные и сложные произведения — Шуберта, Гайдна, Бетховена и др. И все-таки особое место занимал Бах: одни только Гольдберг-вариации она исполнила более 250 раз.

«Гольдберговские вариации» Баха, великого композитора эпохи барокко, являются величайшими вариациями в истории мировой музыки. Первый номер сочинения обозначен как ария, а затем оно развивается и изменяется, на основе арии появляется тридцать вариаций и, наконец, тема арии возвращается. В возрасте 41 года Чжу Сяомэй записала версию «Гольдберговских вариаций» в своем собственном уникальном стиле, который был единодушно высоко оценен музыкальной общественностью. Чжу Сяомэй сказала: «Более 30 лет эти вариации были в моей жизни, точно так же, как человек, который живет рядом, они стали частью меня» [2].

Каждый пианист во время выступления проявляет свою неповторимую индивидуальность. Представление публике фортепианного произведения — это проекция жизненного опыта, личности и темперамента пианиста. Формирование стиля игры пианиста является отражением личности, основанной на творчестве композитора. «Гольдберговские вариации» дают исполнителю большую свободу в интерпретации. Основываясь на полифоническом мышлении Баха, Чжу Сяомэй интерпретирует бесконечную сложность природы музыки Баха.

Мало кто играет «Гольдберговские вариации» так, как она. Исполнение Чжу Сяомэй при всей ее высокой виртуозности не добавляет в текст слишком много украшений. Когда играется вся пьеса, нет никаких взлетов и падений, но в ней есть сильная внутренняя сила, очень нежная, но очень напряженная. По словам Чжу Сяомэй, ее музыка Баха — это «сила воды: хотя она не имеет формы, она может проникнуть даже в очень твердые камни» [2].

Чжу Сяомэй всегда дарит людям настоящее, сдержанное и простое чувство, точно так же, как музыка Баха, которую она интерпретирует. Однажды она сказала: «Мне не нравится всеобщее внимание. Мне нравится, когда в небольших залах происходит очень простой обмен мнениями с аудиторией» [2]. Видно, что ее исполнение выражает чистую музыку от всего сердца. Оно приносит слушателям ощущение спокойствия, умиротворения и возвращения к природе. Это

заставляет людей успокоиться и прислушаться к своим внутренним голосам в современном шумном обществе. Такой стиль игры на фортепиано, безусловно, один из немногих на сегодняшний день.

Каждый исполнитель существует в своей собственной атмосфере определенной эпохи, поэтому на его стиль игры также будут влиять социально-политические факторы, материальные условия, культурные традиции и эстетические требования своего времени

В 1966 году, когда западная музыка в Китае была запрещена, а ноты уничтожены, Чжу Сяомэй не отказалась от стремления к прекрасным идеалам в своем сердце. Она полностью погрузилась в мир музыки, только с Бахом в качестве своего спутника. Страдания тех лет, трудности учебы за границей и одержимость художественными поисками создали образ пианиста-затворника, который все время держится в тени и погружен в себя.

Национальный стиль и внутреннее культурное наследие являются ключом к формированию стиля игры пианиста. Процесс понимания и воссоздания музыкальных произведений пианистами — это процесс изучения национального духа с точки зрения мира, погружения в произведения и постижения духа и особенностей национальной культуры, тем самым формируя чувство национальной идентичности.

Музыку Баха часто ограничивают категорией религиозной музыки, но «Гольдберговские вариации» Чжу Сяомэй выходят за рамки религии и даже идут в направлении интеграции Востока и Запада. Чжу Сяомэй подчеркивала, что ее понимание Баха не должно ограничиваться христианством. «Я играла его фортепианную музыку людям в разных странах, просто чтобы знать, проникает ли музыка Баха в какую-либо национальность или религию, и результат, несомненно, есть» [2].

У Чжу Сяомэй есть своя уникальная интерпретация музыки Баха. Бах в ее представлении подобен Лао-цзы, великому китайскому философу, поэтому она объединяет китайскую философию с музыкальной философией Баха. Лао-цзы много раз упоминал воду в «Дао дэ цзин» («Книга пути и достоинства»): «Слабый лучше сильного, а мягкий лучше жесткого». Это означает, что, хотя вода очень «слаба», она является самой мощной. Нет ничего лучше воды, чтобы преодолеть силу. Так уж получилось, что имя Баха по-немецки означает «ручей». Лао-цзы выступал за то, чтобы соответствовать природе, стремиться к эфирной

чистоте. Точно так же, и музыка Баха в интерпретации Чжу Сяомэй: она не выражает романтически бурных чувств, но очень гармонична, спокойна, мягка и глубока, и способна вызвать у людей чувство красоты.

Важной особенностью исполнения «Гольд-берговских вариаций» Чжу Сяомэй является то, что она включает китайскую культуру в музыку Баха. Ее стиль игры имеет художественную концепцию китайской пейзажной живописи. Арии — в начале и в конце — мягкие, как струящаяся вода, и они медленно разворачиваются вместе с потоком музыки. При развитии вариаций после начальной арии Чжу Сяомэй использует другой образ: звуки, кажется, бьют брызгами воды, и музыка течет по ручью, веселая и свободная. Выступление Чжу Сяомэй дает людям ощущение природы, незнакомой с миром и трансцендентной. Воспроизведение арии в конце произведения может еще больше тронуть сердца людей, давая людям ощущение бесконечности жизни. Как сказал Лао-цзы, «движение в противоположную сторону», воспроизведение темы подобно воде, подобно циклу жизни, когда все начнется сначала. Вот где «Гольденберговские вариации» в исполнении Сяомэй самые трогательные.

Важно: стиль игры Чжу Сяомэй демонстрирует, что Восток понимает и принимает музыку Запада. Ее игра облегчает восприятие произведений Баха китайской аудиторией. Через ее игру каждый может увидеть и почувствовать мягкость Востока и рациональность Запада, увидеть сочетание китайских и западных идей как наследие общей мировой культуры.

В 2014 году Чжу Сяомэй впервые после 35 лет отсутствия выступила в Китае, где ее принимали очень тепло. Чжу Сяомэй получила звание почетного профессора Пекинской консерватории, в том же году ей было присвоено звание «Кавалер Ордена искусств и литературы» министерства культуры Франции.

Ее автобиография «Тайное пианино: от трудовых лагерей Мао до вариаций Гольдберга Баха» была опубликована Робертом Лаффоном в 2007 году. Книга переведена на многие языки.

Цитата из книги: «Каждое утро я встаю, не отвечаю на телефонные звонки и не занимаюсь делами. Проиграв Баха в течение 3-4 часов, я выхожу на улицу и вступаю в свою повседневную жизнь. Каждый день, когда я играю Баха, я чувствую, что очень счастлива» [2].

Чжу Сяомэй считает, что именно музыка Баха помогла ей подняться к высоким идеалам гуманизма и созидания и понять, что именно они должны составлять основу мироздания.

Примечания

1 Термин — важнейший в древнекитайском направлении философской мысли даосизма.

2 Сяомэй в 16 лет разделяла взгляды хунвэйби-нов.

Список источников

1. Li Naiqing. Musician // Zhu Xiaomei, a Vegetarian, Bach lover. URL: https://nfpeople. infzm.com/article/3193 (дата обращения: 17.02.2022).

2. Zhu Xiaomei. The Secret Piano: From Mao's Labor Camps to Bach's Goldberg Variations. Washington: Amazon Crossing, 2012. 316 p. URL: https://www.amazon.com/gp/product/B0076P-GFYW?ref=knfdg_R_pape_pew (дата обращения: 17.02.2022).

References

1. Nfpeople (2016), "Li Naiqing. Musician, Zhu Xiaomei, a Vegetarian, Bach lover", available at: https://nfpeople.infzm.com/article/3193 (Accessed 17 February 2022).

2. Amazon (2012), Zhu Xiaomei. The Secret Piano: From Mao's Labor Camps to Bach's Goldberg Variations [Electronic], available at: https:// www.amazon.com/gp/product/B0076PGFY-W?ref=knfdg_R_pape_pew (Accessed 17 February 2022).

Статья поступила в редакцию 05.03.2022; одобрена после рецензирования 11.03.2022; принята к публикации 11.03.2022. The article was submitted 05.03.2022; approved after reviewing 11.03.2022; accepted for publication 11.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.