Научная статья на тему 'КОРИФЕИ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ'

КОРИФЕИ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЭВОЛЮЦИЯ / РОСТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Се Х.

Статья посвящена обзору деятельности крупнейших китайских фортепианных педагогов и концертирующих пианистов ХХ - ХХI столетий. В ней запечатлены имена ведущих мастеров трех поколений в контексте исторического развития Китая. Старшее поколение начало свою работу еще в досоциалистическом Китае, его представители стали свидетелями Культурной революции. Младшее поколение продолжает свой успешный путь и сейчас. Среди пианистов первого поколения представлены портреты Ли Цуйчжэнь, И Кайцзи, Хэ Хуэйсянь, Хун Шицзи У Леи, Фань Цзисэня, Ли Чангсунь, Ли Цзялу, Чжу Гунъи, Чжу Яфэнь, Линь Юань, Чжэн Шусин; среди второго - Чжао Бинго, Ян Цзюнь, Дань Чжои, Фань Далэй, Шэн Ици; среди третьего - У Ин, Ли Минь, Фань Хэсинь, Бянь Мэн. Зафиксированные в едином сквозном изложении, их сжатые характеристики позволяют объективно оценить тот огромный путь, который прошла китайская фортепианная школа от ее первых шагов до сегодняшнего расцвета. Прослеживаются связи китайской фортепианной педагогики с русской исполнительской школой. Материалы настоящей статьи могут служить основой для более глубокого исследования истории фортепианной педагогики и исполнительства в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUMINARIES OF CHINESE PIANO PEDAGOGY: THE TWENTY-FIRST CENTURY

The article is devoted to an overview of the activities of the largest Chinese piano teachers and concert pianists of the 20-21 centuries. It captures the names of the leading masters of three generations in the context of the historical development of China. The older generation began their work in pre-socialist China, their representatives witnessed the Cultural Revolution. The younger generation continues its successful path now. Among the pianists of the first generation are the portraits of Li Cuizhen, Yi Kaiji, He Huixian, Hong Shiji Wu Lei, Fan Jisen, Li Changsun, Li Jialu, Zhu Gongyi, Zhu Yafen, Lin Yuan, Zheng Shuxing; among the second one - Zhao Bingguo, Yang Jun, Dan Zhui, Fan Dalei, Sheng Yiqi; among the third - Wu Ying, Li Ming, Fan Hexin, Bian Meng. Recorded in a single, comprehensive presentation, their condensed characteristics make it possible to objectively assess the huge path that the Chinese piano school has traveled from its first steps to its current heyday. The connections between the Chinese piano pedagogy and the Russian performing school are traced. The materials of this article can serve as a basis for a deeper study of the history of piano pedagogy and performance in China.

Текст научной работы на тему «КОРИФЕИ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ»

DOI: 10.26086/NK.202L59.L021 УДК 78.071.2

© Се Хэн, 2021

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), аспирантка кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии

E-mail: [email protected]

КОРИФЕИ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ:

ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

Статья посвящена обзору деятельности крупнейших китайских фортепианных педагогов и концертирующих пианистов ХХ - XXI столетий. В ней запечатлены имена ведущих мастеров трех поколений в контексте исторического развития Китая. Старшее поколение начало свою работу еще в досоциалистическом Китае, его представители стали свидетелями Культурной революции. Младшее поколение продолжает свой успешный путь и сейчас.

Среди пианистов первого поколения представлены портреты Ли Цуйчжэнь, И Кайцзи, Хэ Хуэйсянь, Хун Шицзи У Леи, Фань Цзисэня, Ли Чангсунь, Ли Цзялу, Чжу Гунъи, Чжу Яфэнь, Линь Юань, Чжэн Шусин; среди второго — Чжао Бинго, Ян Цзюнь, Дань Чжои, Фань Далэй, Шэн Ици; среди третьего — У Ин, Ли Минь, Фань Хэсинь, Бянь Мэн.

Зафиксированные в едином сквозном изложении, их сжатые характеристики позволяют объективно оценить тот огромный путь, который прошла китайская фортепианная школа от ее первых шагов до сегодняшнего расцвета. Прослеживаются связи китайской фортепианной педагогики с русской исполнительской школой. Материалы настоящей статьи могут служить основой для более глубокого исследования истории фортепианной педагогики и исполнительства в Китае.

Ключевые слова: фортепианное искусство, китайская музыка, педагогические традиции, эволюция, рост, художественное многообразие

© Xie Heng, 2021

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), Postgraduate Student of the Department of Music Education and Training at the Institute of Theater, Music and Choreography

LUMINARIES OF CHINESE PIANO PEDAGOGY: THE TWENTY-FIRST CENTURY

The article is devoted to an overview of the activities of the largest Chinese piano teachers and concert pianists of the 20-21 centuries. It captures the names of the leading masters of three generations in the context of the historical development of China. The older generation began their work in pre-socialist China, their representatives witnessed the Cultural Revolution. The younger generation continues its successful path now.

Among the pianists of the first generation are the portraits of Li Cuizhen, Yi Kaiji, He Huixian, Hong Shiji Wu Lei, Fan Jisen, Li Changsun, Li Jialu, Zhu Gongyi, Zhu Yafen, Lin Yuan, Zheng Shuxing; among the second one — Zhao Bingguo, Yang Jun, Dan Zhui, Fan Dalei, Sheng Yiqi; among the third — Wu Ying, Li Ming, Fan Hexin, Bian Meng.

Recorded in a single, comprehensive presentation, their condensed characteristics make it possible to objectively assess the huge path that the Chinese piano school has traveled from its first steps to its current heyday. The connections between the Chinese piano pedagogy and the Russian performing school are traced. The materials of this article can serve as a basis for a deeper study of the history of piano pedagogy and performance in China.

Key words: Piano art, Chinese music, pedagogical traditions, evolution, growth, artistic diversity

Современная китайская фортепианная школа, подобно другим исторически сложившимся мировым центрам фортепианного исполнительства, состоит из двух групп практикующих музыкантов: педагогов и исполнителей. Хотя деление это в известной степени условное, четкой грани

между двумя профессиями не существует, и педагоги концертируют, а исполнители преподают, специализация есть, и она четко зафиксирована в истории мирового пианизма.

Ниже мы попытаемся дать характеристику крупнейшим представителям современной ки-

тайской фортепианной педагогики, разделив их на несколько поколений.

Около двадцати имен. Почти все музыканты принадлежат старшему поколению, что вполне естественно: вершин в педагогике достигают, как правило, учителя, имеющие многолетний опыт работы. Да и итоги становятся рельефнее тогда, когда жизненный путь того или иного мастера завершен или близится к закату.

Одиннадцать из семнадцати включенных нами в список корифеев старшего поколения окончили первую китайскую консерваторию — Шанхайскую. Семь из них — ученики профессора Б. Захарова. Подобной эффективности нет ни у одного из педагогов китайских вузов за всю девяностолетнюю историю высшего фортепианного образования в Китае.

К старейшинам относятся восемь мастеров, выросших и приступивших к самостоятельной работе в старом досоциалистическом Китае. Это трагически погибшая в период «культурной революции» первая профессиональная китайская пианистка и педагог Ли Цуйчжэнь (1910-1966), которая окончила Шанхайскую консерваторию и Лондонскую Королевскую академию музыки, была деканом фортепианного факультета, профессором Шанхайской консерватории. Ее лучшие ученики: Ли Жуйсин, Шэн Ицзи, Ван Цзяньчжун, Линь Эряо и др. [7, с. 37; 6, с. 68-73].

Если Ли Цуйчжэнь довольно активно выступала на концертной эстраде, то И Кайцзи (1912-1985) сосредоточился на педагогической деятельности. После окончания Шанхайской консерватории он вошел в ближний круг ее тогдашнего руководства, затем стал деканом фортепианного факультета Центральной консерватории. Считался очень надежным, «крепким» методистом, ориентировался на учеников не выдающихся, но прилежных и вдумчивых. Многие его воспитанники успешно работали и работают в провинциальных вузах. Среди студентов класса профессора И Кайцзи, ставших солистами, — Ли Чангсун и Ин Шичжэнь [7, с. 38; 2, с. 28-29].

Прожившая долгую жизнь ровесница И КайцзиХэХуэйсянь (1912-2011) — свидетель и участник всех главных событий истории «китайского фортепиано». Профессор, декан факультета фортепианной музыки Сычуаньской консерватории, Ху Хуэйсянь подготовила десятки выпускников, популярных как в провинции Сычуань, так и в других регионах Китая. Это Ян Ханьго, Дань Чжаои, Гу Синь и др. [7, с. 42; 10, с. 25].

К числу педагогов-долгожителей относится и Хун Шицзи (1914-2003). Биография его особенно интересна: получив образование на родине

(Хун Шицзи окончил факультет музыки Художественного колледжа Ханчжоу), он уехал за границу и поступил в Ecole Normale в Париже, тем самым став первопроходцем среди представителей китайского пианизма в Европе. Под руководством выдающегося французского педагога и пианистки Маргариты Лонг, присутствуя на концертах и пользуясь советами таких мастеров как Альфред Корто, Хун Шицзи превосходно освоил методику французской фортепианной школы. Для его исполнения и игры его учеников характерны мягкое гибкое туше, свободное владение rubato, тонкость звуковой нюансировки. До конца жизни Хун Ши-цзи пользовался непререкаемым авторитетом как прекрасный интерпретатор французской музыки — от Куперена и Рамо до Пуленка и Мессиа-на. Самый знаменитый среди его учеников — Лю Шикунь. Большими мастерами фортепианной игры стали Ли Ци, Лин Юань, У Юань, Тай Эр и др. [7, с. 38].

Почти девяносто лет прожила выпускница и профессор Шанхайской консерватории У Лэи (1919-2006). Виртуоз-вундеркинд, она с детских лет давала концерты в разных городах Китая. Б. Захаров мгновенно среагировал на ее талант и зачислил шестнадцатилетнюю пианистку в свой класс, а после окончания китайского вуза рекомендовал отправиться во Францию, где она сумела поступить в Парижскую консерваторию в класс Маргариты Лонг. У Лэи отлично усвоила постулаты французского пианизма. Как и Хун Шицзи, она являлась выдающимся знатоком французской фортепианной музыки. Но, в отличие от своего коллеги, влияние У Лэи зиждилось, прежде всего, на ее исполнительском мастерстве. Ее концерты из сочинений французских авторов собирали полные залы и приучали к лексике «французского фортепиано» не только студентов разных специальностей (в том числе композиторов, под воздействием У Лэи обратившимся к изучению произведений импрессионистов, ставших одной из опор современного китайского фортепианного творчества). Модой на французское китайская публика середины прошлого века обязана У Лэи. Среди учеников профессора — Ли Цифан, Лю Ифань, Ян Юньлинь [7, с. 42; 5, с. 71].

События «культурной революции» оборвали яркую педагогическую карьеру выпускника Шанхайской консерватории, декана фортепианного факультета Центральной консерватории Фань Цзисэня (1917-1968). Борис Захаров верно определил вектор профессиональной специализации талантливого вдумчивого юноши, направив его на педагогическую стезю. Не случайно у Фань Цзисэня занималось большинство первых

китайских пианистов-аспирантов: Хун Тэн, Ли Цифан, Сюй Фэйпин, Ю Дачжунь, Чжао Сяошэн, Ян Лицзин и др. [7, с. 39; 4, с. 64].

Преступления хунвейбинов стали причиной преждевременного ухода из жизни еще одного даровитого педагога-пианиста Ли Чангсуня (1921-1976). Выходец из простой провинциальной семьи этот самородок сумел в зрелом (за тридцать) возрасте получить высшее образование в далекой от центра Чунцинской консерватории и пробиться в преподавательский состав Центральной консерватории. Начинающему педагогу, как водится, давали слабых студентов, а выпускал он их вполне квалицированными специалистами. Главной своей задачей Ли Чангсунь считал подготовку кадров для китайской глубинки. И вклад его в этот процесс весьма значителен. Наиболее известные воспитанники Ли Чангсуня — Ши Шучэн и Пань Имин [4, с. 63].

Первым педагогом китайско-американского «происхождения» стал профессор Шанхайской консерватории Ли Цзялу (1919-1982). После окончания Фуцзяньской консерватории он отправился за океан, где оказался в Институте музыки университета им. А.Линкольна (штат Небраска). Артистизм Ли Цзялу, овладевшего в Штатах не только классическим, но и джазовым репертуаром, позволил ему найти собственную исполнительскую и педагогическую нишу. Административная карьера Ли Цзялу не имела особого развития, хотя в течение нескольких лет он и был заместителем декана фортепианного факультета Шанхайской консерватории. А вот педагогическую деятельность профессора следует считать удавшейся: ведь именно из его рук вышла в мир высокого искусства гениальная Гу Шэнъин, а также ряд высококлассных преподавателей китайских вузов: Чжэн Шусин, Ли Миньдо и др. [7, с. 40; 4, с. 65].

Выдающийся виртуоз Бао Хуэйцяо — «визитная карточка» профессора Центральной консерватории Чжу Гунъи (1922-1986). Чжу Гунъи — один из самых солидных китайских педагогов-аналитиков. Его перу принадлежит ряд фундаментальных работ по истории и теории пианизма. Знавший несколько иностранных языков (в том числе русский), Чжу Гунъи активно способствовал переводу на китайский язык трудов советских, немецких, французских, американских авторов, посвященных вопросам фортепианной педагогики и исполнительства. Среди его учеников, помимо Бао Хуэйцяо, выделяются Ян Цзюнь, Чжу Дамин, У Ин [4, с. 62; 8, с. 57-60].

Шэньянскую консерваторию в списке старейших учителей представляет Чжу Яфэнь

(1929). Выпускница Шанхайской консерватории, профессор, декан в Шэньяне на протяжении многих лет. Именно к ней привели мальчика по имени Лан Лан, Чжу Яфэнь — его первая учительница, заложившая фундамент того невероятного мастерства, которым обладает ныне один из самых популярных пианистов нашей планеты [4, с. 101].

К числу крупных детских педагогов следует отнести Линь Юань (1933), которая окончила Шанхайскую консерваторию и стала профессором Центральной консерватории. В основном трудится в консерваторской спецшколе, в стенах которой подготовила таких талантливых пианистов как Чэнь Маньчунь, Чжао Лин, Тань Сяо, Ван Юйцзя и др. [7, с. 82; 1, с. 10-15].

И, наконец, последний из плеяды тех, кому далеко за 80 — Чжэн Шусин (1931). Окончил Шанхайскую консерваторию, профессором которой состоит более полувека. Мастер высокого интеллектуального уровня, считается одним из самых образованных китайских пианистов. «Боязнь эстрады» в свое время помешала ему стать солистом. Но как наставник он, по общему мнению, бесподобен, что подтверждает умный отточенный пианизм его лучших воспитанников. К ним принадлежат известные на родине И Сяоминь, Чжэн Цзе, Цзе Цзинсянь и др. [7, с. 84; 3, с. 22-26].

Теперь о среднем поколении — в данном случае по китайской классификации это те, кому в 2021 году от 60 до 80 лет. Подчеркнем, все без исключения представители данного поколения учились или проходили курсы повышения квалификации под руководством советских педагогов Д. Серова, А. Татуляна, Т. Кравченко.

Чжао Бинго (1936) учился в Центральной консерватории у Т. Кравченко, последовал за ней в Ленинград, где и окончил консерваторию под ее руководством. «Усердный, целеустремленный, умный музыкант», так характеризовала Чжао Бинго его руководитель. Будучи фортепианным «внуком» Л.Н.Оборина, в классе которого в Москве занималась Кравченко, Чжао Бинго особенно преуспел в исполнении и преподавании музыки композиторов-романтиков, в первую очередь, любимого им Шопена. Профессор Центральной консерватории, Чжао Бинго выпустил около ста квалифицированных пианистов, но есть среди них один особый талант: именно у Чжао Бинго закончил вуз Лан Лан [7, с. 82; 11, с. 20-21].

Профессор Ян Цзюнь (1939-2010) всю жизнь провел в Пекине, в стенах Центральной консерватории, где учился и работал. Плодовитый педагог, Ян Цзюнь славился грамотной постановкой разных видов техники, умел требовать

и добиваться своего, ставя порой жесткие условия. Его выпускники — Цзю Цзинь, Мяо Нинбо, Пань Чжунь, Ли Минь, Гуань Чансинь, Линь Е, У Ди и другие — трудятся ныне в консерваториях Китая, успешно совмещая исполнительскую и педагогическую деятельность [4,с.104].

Вероятно, мало кто знал бы за пределами Китая о профессоре Сычуаньской консерватории Дань Чжои (1940), но ему довелось быть наставником замечательного виртуоза Ли Юньди, После победы восемнадцатилетнего юноши на конкурсе им. Шопена (2000) Дань Чжои стал одним из самых популярных вузовских педагогов страны, и к нему на обучение пришли такие талантливые молодые пианисты как Чэнь Са, Цзо Чжан, Чжан Хаочэнь и др. [7, с. 155].

В стенах Шанхайской консерватории преподавал профессор Фань Далэй (1946-1993). К сожалению, время его оказалось недолгим, но свой след в китайском пианизме он оставил в лице лучших учеников. Их двое: Кун Сяндун и Чжоу Тин [7, с. 156; 4, с. 105].

Еще один шанхайский мастер — профессор Шэн Ици (1941). Умелый психолог, она славится индивидуальным подходом к каждому ученику. Любит работать с детьми и подростками в спецшколе при консерватории и доводить своих подопечных до окончания вуза. Обращает особое внимание на знание фортепианной литературы, поощряет занятия иностранными языками, понимает по-русски. Подготовила Сунь Кэнляна1; кроме него у Шэн Ици также занимались талантливые Сунь Инди, Сун Сыхэн, Хао Дуаньдуань и др. [7, с. 157; 9, с. 4-11].

Из младшего педагогического поколения мы выбрали четырех выдающихся специалистов.

Выпускник Центральной консерватории и Венского университета музыки и исполнительского искусства профессор У Ин (1957) — один из главных организаторов вузовского фортепианного образования в КНР. Декан фортепианного факультета Шанхайской консерватории, он был переведен на ту же должность в Пекин, где помимо преподавания, активно стал выступать как автор методических пособий, составитель программ обучения игре на фортепиано для школ и вузов [7, с. 159; 4, с. 152].

Еще один декан и профессор фортепианного факультета Центральной консерватории, которую некогда окончил, — Ли Минь (1965). Стажировался в нескольких зарубежных консерваториях. Умелый наставник «демократического типам», дающий своим воспитанникам больше инициативы и свободы, нежели это обычно принято в китайской педагогике [7, с. 159; 4, с. 152].

Профессор Фань Хэсинь (1964) — выпускница Шанхайской консерватории, заведующая фортепианной кафедрой педагогического факультета Китайской консерватории. Китайская консерватория (Пекин) была задумана как некий аналог Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Педагогический уклон диктует особые условия функционирования исполнительской кафедры, и Фань Хэ-синь достаточно успешно осуществляет подготовку педагогического контингента для других китайских педагогических вузов [7, с. 163; 4, с. 157].

Лучше других мастеров, «правящих бал» в современном китайском пианизме, в России (и, особенно, в Санкт-Петербурге) знают профессора Центральной консерватории Бянь Мэн (1966). После окончания пекинского вуза, Бянь Мэн продолжила образование в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, в классе народной артистки России, профессора Екатерины Муриной. Будучи незаурядным исполнителем, всегда тяготела к научной работе, которую осуществила в аспирантуре, написав кандидатскую диссертацию под руководством доктора искусствоведения профессора Софьи Хентовой. Оба российских «шефа» сходятся в оценке Бянь Мэн, отмечая ее высочайшую трудоспособность и упорство в достижении поставленной цели. Получив кандидатскую степень, Бянь Мэн вернулась на родину, где в течение вот уже четверти века успешно занимается преподавательской и научной работой, периодически выступая с концертами. Прекрасно владея русским языком, она остается одним из главных китайских специалистов по связям с российскими учебными заведениями, организует приглашения ведущим российским педагогам для чтения лекций и проведения семинаров и мастер-классов в китайских консерваториях и университетах [7, с. 163; 4, с. 156].

Указанными в настоящей работе именами не исчерпывается богатство и многообразие китайской педагогической и исполнительской фортепианной школы, но даже эти краткие заметки позволяют объективно оценить тот огромный путь, который прошла эта школа от ее первых шагов до сегодняшнего расцвета.

Примечание

1 Кэнлян позднее закончил факультет музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по классу профессора И. С. Аврамковой и аспирантуру данного вуза, успешно защитил кандидатскую диссерта-

цию, выполненную под руководством профессора В. А. Гуревича.

Литература

1. Е Лю. Интервью с преподавателем фортепиано Чжу Яфэнь // Искусство фортепиано. 2012. № 8. С. 10-15.

2. Пан Ифэй. Посвящается фортепианному образованию — И Кайдзи должно было быть 80 лет // Люди Музыки. 1993. № 2. С. 28-29.

3. Ся Сяоянь. Мир ее искусства — преподавание фортепиано профессором Чжэн Шусином (часть первая) // Искусство фортепиано. 2006. № 7. С. 22-26.

4. Хань Ли. Фортепианное искусство в Китае. Пекин: Миньцзу, 2011. 263 с.

5. Чан Айлин. История фортепианного искусства в Китае. Цзинань: Шаньдунское образо-вание,2010. 249 с.

6. Чао Чжию. Фортепианное образование Ли Цуйчжэня // Музыкальное искусство. 1990. № 2. С. 68-73.

7. Чжан Чаоцюнь. Фортепиано в Китае, современная фортепианная музыка, образование и культурные особенности. Пекин: Китайская федерация литературно-художественных издательств. 2015. 438 с.

8. Чжан Чуньлей, Цзинь Цзинь. В память о 30-летии со дня смерти профессора Чжу Гу-ньи // Народная музыка. 2016. № 12. С. 57-60.

9. Чжоу Минсун. Чувство слышания: Шэн Ици о труде учителя // Искусство фортепиано. 2014. № 6. С. 4-11.

10. Шу Цзюньи. Исследования по обучению фортепиано У Юэи // Университет искусств Наньцзин, 2019. С. 16-28.

11. Юй Юзи. Пианист в дуэте: профессор Лин Юань и Чжао Бинго // Искусство фортепиано. 1996. № 1. С. 20-21.

References

1. Ye, Liu (2012), "Interview with the piano teacher Zhu Yafen", Iskusstvo fortepiano [Piano Art], no. 8, pp.10-15.

2. Pan, Yifei (1993), "Dedicated to piano education — And Kaiji was supposed to be 80", Lyudi Muzyki [People of Music], no. 2, pp. 28-29.

3. Xia, Xiaoyan (2006), "The World of Her Art — Teaching Piano by Professor Zheng Shuxing (Part One)", Iskusstvo fortepiano [Piano Art], no. 7, pp. 22-26.

4. Han, Li (2011), Fortepiannoye iskusstvo v Kitaye [Piano art in China]. Minzu, Beijing, China.

5. Chan, Ailing (2010), Istoriya fortepiannogo iskusstva v Kitaye [History of Piano Art in China], Shandong Education, Jinan, China.

6. Chao, Zhiyu (1990), "Li Cuizhen's piano education", Muzykal'noye iskusstvo [Musical art], no. 2, pp. 68-73.

7. Zhang, Chaoqun (2015), Fortepiano v Kitaye, sovremennaya fortepiannaya muzyka, obrazovaniye i kul'turnyye osobennosti [Piano in China, contemporary piano music, education and cultural background], China Federation of Literary and Art Publishing Houses, Beijing, China.

8. Zhang, Chunlei and Jin, Jin (2016), "In memory of the 30th anniversary of the death of Professor Zhu Gunyi", Narodnaya muzyka [Folk Music], no. 12, pp. 57-60.

9. Zhou, Mingsong (2014), "The Sense of Hearing: Sheng Yiqi on the Work of a Teacher", Iskusstvo fortepiano [Piano Art], no. 6, pp. 4-11.

10. Shu, Junyi (2019), "Studies in Wu Yuei's Piano Teaching", Universitet iskusstv Nan'tszin, [Nanjing University of the Arts], pp. 16-28.

11. Yu, Yuzi (1996), "Pianist in duet: Professor Lin Yuan and Zhao Bingguo", Iskusstvo fortepiano [Piano Art], no. 1, pp. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.