Научная статья на тему 'Музыка и музыкальное образование как фактор духовно-нравственного обновления общества'

Музыка и музыкальное образование как фактор духовно-нравственного обновления общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
324
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL RENEWAL / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ / MUSICAL CULTURE OF THE NEWEST TIME / МУЗЫКА КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ КУЛЬТУРЫ / MUSIC AS AN INTEGRAL SYMBOL OF CULTURE / МУЗЫКА В ПОЗНАНИИ И САМОПОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ / MUSIC IN COGNITION AND SELFKNOWLEDGE OF THE PERSON / ИДЕЯ СИНТЕЗА / IDEA OF SYNTHESIS / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / UNIVERSAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А.И.

В статье рассматриваются роль и место музыки в осмыслении сущностных характеристик бытия в современном пространстве культуры. Автор анализирует процессы, происходящие в музыкальном искусстве Новейшего времени, раскрывает логику преобразований, влияющих на духовно-нравственное становление деятельного субъекта, обосновывает роль художественно-творческой деятельности как фактора саморазвития личности и её самоопределения в системе «человек-мир»I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the role and the place of music in the understanding of essential characteristics of existence in modern space of culture are considered. The author analyzes the processes taking place in the musical art of the Newest time, discovers the logics of transformations influencing spiritual and moral formation of the active subject, proves the role of artistic and creative activity as a factor of self-development of the person and its self-determination in the system "human being-world".

Текст научной работы на тему «Музыка и музыкальное образование как фактор духовно-нравственного обновления общества»

МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

А. И. Щербакова,

Российский государственный социальный университет (Москва )

Аннотация. В статье рассматриваются роль и место музыки в осмыслении сущностных характеристик бытия в современном пространстве культуры. Автор анализирует процессы, происходящие в музыкальном искусстве Новейшего времени, раскрывает логику преобразований, влияющих на духовно-нравственное становление деятельного субъекта, обосновывает роль художественно-творческой деятельности как фактора саморазвития личности и её самоопределения в системе «человек-мир».

Ключевые слова: духовно-нравственное обновление, музыка, музыкальное образование, музыкальная культура Новейшего времени, музыка как интегральный символ культуры, музыка в познании и самопознании личности, идея синтеза, универсальный диалог.

Summary. In the article the role and the place of music in the understanding of essential characteristics of existence in modern space of culture are considered. The author analyzes the processes taking place in the musical art of the Newest time, discovers the logics of transformations influencing spiritual and moral formation of the active subject, proves the role of artistic and creative activity as a factor of self-development of the person and its self-determination in the system "human being-world".

Keywords: spiritual and moral renewal, music, musical education, musical culture of the Newest time, music as an integral symbol of culture, music in cognition and self-knowledge of the person, idea of synthesis, universal dialogue.

Сегодня почти каждая работа, будь то диссертационное исследование, статья, эссе и т. д., начинается с анализа вопросов, связанных с ситуацией глобального кризиса, который переживает современная цивилизация. Это понятно и объяснимо. Хотя если мы обратимся к истории, то нет эпохи, которую её современники считали бы абсолютно благополучной.

О проблеме духовного и нравственного оскудения общества пи-

шет в своих диалогах Платон, на это сетуют философы Средневековья и Возрождения, к поиску путей возвращения духовной целостности человека призывают мыслители Нового и Новейшего времени. На самом деле «воспитание души», воспитание творческой личности, которая является творением культуры и призвана стать её творцом, это вечная проблема, осознаваемая и нашими далёкими пред-

ками, и, естественно, не потерявшая своей актуальности сегодня.

Открывая один из сборников своих стихов, Б. Ахмадулина написала удивительные слова: «Я хотела, чтобы героем этой истории стал Человек, любой, ещё не рожденный... страстно, нетерпеливо желающий жизни, истомленный её счастливым присутствием и острым морозом тревоги, что оно может не сбыться. От сколько-го он зависит в своей беззащитности, этот ещё не существующий ребёнок: от малой случайности и от великих военных трагедий, наносящих человечеству глубокую рану ущерба. Но всё же он выиграет в этой борьбе и сильная, горячая, вечно прекрасная Жизнь придёт к нему и одарит его своим справедливым, несравненным благом» [1, с. 5].

Что же необходимо, чтобы «сильная, горячая, вечно прекрасная Жизнь» одаривала человека «справедливым и несравненным благом»? И что есть благо для современного человека? Вот тут-то мы сталкиваемся ещё с одной вечной проблемой, 18 связанной с интерпретацией таких понятий, как Добро, Истина, Благо, Красота. Понятий, к которым постоянно обращаются философия, этика, эстетика, но которые при этом не могут являться предметом только философских размышлений: от смысла, вкладываемого в эти понятия, зависит жизнь и судьба как отдельного человека, так и всего человечества.

У каждого на слуху ставшая давно привычной и избитой фраза: «В здоровом теле здоровый дух». В ней кроется одно из глубочайших заблуждений человечества, так как здоровье тела (что очень важно для нормального функционирования человека как

биологического вида) отнюдь не является гарантом духовного и социального здоровья человека как мыслящего и глубоко чувствующего существа. Более того, мы знаем множество примеров, когда творческих вершин достигали люди физически немощные, но обладающие огромным духовным потенциалом: волей, способностью бороться со своим недугом, стремлением к творчески-созидательной деятельности.

Во многих педагогических исследованиях упоминается о необходимости создания здоровьесберегаю-щих технологий, что, несомненно, очень важно и требует постоянного внимания. Но не менее значимо создание педагогических и музыкально-педагогических технологий, направленных на духовное и социальное здоровье подрастающего поколения. А для этого необходимы особые инструменты, благодаря которым формируется личность, для которой понятие «блага» выходит далеко за рамки материальных устремлений.

Личность, настроенная на творческое созидание, способная преодолевать негативные тенденции, характерные для технократической цивилизации, в которой совершенствование машины (будь то автомобиль или компьютер) становится более значимым фактором развития, чем самосовершенствование человеческой личности. Личности прекрасной и вдохновенной, поскольку ей, по выражению Б. Ахмадулиной, дано вершить в этом мире «непреклонное добро Труда, Свободы, Любви и Таланта» [1, с. 5]. Такая личность взращивается только в том случае, если общество стремится к постоянному духовному и нравственному обновле-

нию. И здесь огромную роль играет система художественного образования в целом и музыкального образования в частности. Недооценка этого фактора (а именно эту тенденцию мы постоянно наблюдаем на протяжении последнего времени) таит в себе очень большую опасность. Технический прогресс стимулирует прогресс интеллектуальный, эмоциональная сфера личности, отвечающая за её способность сопереживать, сострадать, стремиться к духовному общению к строительству пространства «соучастного бытия» уходит на второй план.

Профессионализм, компетентность, креативность — все эти термины постоянно присутствуют как характеристики творческой личности. Но если в процессе её становления духовная составляющая не является системообразующим фактором, то где гарантия, что её деятельность будет направлена на созидание, а не на разрушение? Где гарантия того, что благом не будет восприниматься огромная и безраздельная власть, во имя чего можно переступить через все допустимые и недопустимые границы? Или достижение безмерного богатства, или безмерная жажда славы и почестей? Или не только создание, но и применение орудий массового уничтожения? Список можно продолжать бесконечно, поскольку количество пороков, свойственных человеку, к сожалению, весьма велико.

Не следует также забывать и о том, что каждый человек — это не только будущий профессионал: учёный, инженер, педагог или врач. Это ещё и будущий создатель семьи, где рождаются и растут дети, счастливые или несчастные, согретые родительской

любовью или выброшенные на улицу. Примеры невероятной жестокости по отношению к детям общеизвестны. Чем ещё, как не чудовищной бездуховностью, можно объяснить акты насилия, с которыми нередко сталкивается современный человек?

Итак, гарантия предотвращения таких негативных явлений заключается только в одном — в духовном богатстве личности, её нравственном уровне, в её устремленности к постижению сущности бытия, смысла творчества, в энергии творческого созидания, обретаемой в процессе духовно-нравственного становления. И именно музыке как одному из величайших искусств, сопровождающему человека на протяжении всей его истории, принадлежит особая роль в осуществлении этого процесса. Музыка — один из самых совершенных инструментов самосознания и самосозидания личности. Инструментом, способным «настраивать» человека на осуществление постоянного творческого поиска во имя созидания, на духовные и нравственные искания и открытия, равно необходимые каждому человеку, независимо от избранной им профес- 19 сиональной сферы деятельности.

Но здесь следует сразу уточнить, что речь идёт о подлинном искусстве, о творениях великих мастеров прошлого и настоящего, перед которыми замирает в восхищении «слушатель-эксперт». Так называет подготовленного слушателя Теодор Адорно, один из крупнейших философов музыки ХХ в. Однако, чтобы стать таким слушателем, следует пройти длинный и сложный путь восхождения к музыкальным ценностям. Грохот низкопробных подделок, сопровождающих жизнь массового слушателя, не обременённого необходимыми для

постижения подлинной музыки знаниями, не обладающего личностно-ценностным отношением к музыкальному искусству, ни в коей мере не способствует выявлению духовно-нравственного потенциала личности, а следовательно, не может служить фактором духовно-нравственного обновления общества.

Именно поэтому музыкальное образование, как профессиональное, так и общее, сегодня требует пристального внимания общества, осознающего необходимость сохранения человека не только как биологического вида, но и как великое чудо, уже в античности представленное в качестве «меры всех вещей». Для человека и во имя человека необходимо открыть ему путь в бесконечность музыкального пространства, в сложнейший процесс постижения музыки, который затрагивает все сферы внутреннего мира личности. Это сфера особого знания, знания-переживания, где невозможна кабинетная отстранённость, где применима особая логика, которую О. Мандельштам назвал 20 «царством неожиданности». По его мнению, постигать искусство — это «значит непрерывно удивляться», а в музыке великих Мастеров он находит особую «мощь доказательств» значимости художественно-эстетических и духовно-нравственных идеалов в жизни и деятельности человека.

Несомненно, уникальная «мощь доказательств» заключена в творениях И. С. Баха и Л. Н. Толстого, И. Стравинского и К. Малевича, А. Шнитке и И. Бродского, С. Губайдулиной и Б. Ах-мадулиной. Это постижение запечат-лённого ими в вечности «узора», в котором закодированы смыслы и ценности, созданные великими художни-

ками для своих современников и для будущих поколений. Это постижение тайны художественного творчества, тайны Homo Faber — Человека Творящего, неразрывно связанной с удивительной ролью искусства в жизни человека и человечества.

В стихотворении К. Бальмонта «Соловей», посвященном С. Кусевиц-кому (в посвящении Бальмонт называет его «русским волшебником музыки»), поэт в «неслыханной трели лазурной виолончели» одновременно ощущает, как музыкант «ведёт к непознанному дну» и раскрывает «окно в небо». С восторгом и изумлением Бальмонт восклицает:

С высот к нему - эфирный мост,

Он смотрит в ноты между звёзд.

Всего пропев себя в свой срок,

Он снова пробует смычок.

Он снова пробует струну,

Чтоб взвихрить звуки в тишину...

[2, с. 340]

Ощущения Бальмонта удивительно перекликаются с тем, как воспринимали люди Древнего мира звучащее пространство бытия. Так, в индийской системе мироздания существует пять первоэлементов (пространство, или эфир; воздух; огонь; вода и земля). При этом основным, из которого происходят остальные четыре стихии, является эфир, воспринимаемый как звук, как дыхание Космоса. «Эфирный мост» — это и есть дыхание Космоса, та таинственная связь, которая возникает между творцом звучащего пространства и творцом всего сущего. Это тот невидимый «мост», который философы-романтики будут называть путем к Универсуму.

Но самое главное в этом стихотворении — это понимание возможностей музыки в постижении человеком глубинной сущности собственного «Я», своего духовного и нравственного потенциала, это открытие пути к самому себе. В этом и заключается секрет становления подлинно творческой личности, которая осмысливает не только окружающий мир, но и своё место в нём, свои возможности в совершенствовании этого мира, в созидании нового пространства культуры.

В знаменитом «Гимне солнцу» Бальмонт, обращаясь к нему, просит:

Дай мне — на пире, Звуком быть — в лире, Лучшего в мире, Счастия нет! [2, с. 136]

Эта страстная просьба отражает понимание поэтом той огромной власти, которая заключена в звуках музыки, её способности обращаться непосредственно от сердца к сердцу, способности создавать особые художественные каналы духовной коммуникации. Создание таких каналов — это самый реальный и действенный путь социального и духовного «оздоровления» общества, путь осуществления универсального, межкультурного диалога, необходимого для преодоления конфликтов, агрессии, деструктивно-сти, для сохранения жизни на нашей прекрасной планете.

Что же необходимо, чтобы подрастающее поколение было готово к осуществлению такого диалога? Как открыть для него эти каналы? Как создать коммуникативное поле, в котором происходит активное творческое общение, бесконечно обогащающее каждого из его участников? Для этого очень важно не только сохранять

существующую систему музыкального образования, но и создавать «режим наибольшего благоприятствия» для её постоянного совершенствования, для разработки максимально эффективных инновационных музыкально-образовательных моделей, гибких, вариативных, остро реагирующих на запросы времени, настроенных на выполнение социального заказа.

Сегодня мы обладаем значительным творческим потенциалом. Выдвинулся ряд талантливых молодых учёных-музыкантов, осознающих значимость поставленных перед ними задач, подготовлен ряд блестящих проектов, одобренных учёным сообществом. Дело за малым — осознанием обществом необходимости реализации этих проектов, выгода от которых исчисляется не в той или иной валюте, а в создании бесценного «человеческого капитала» — творцов культуры нового тысячелетия. Это тот единственный вид «капитала», который заключает в себе подлинное богатство общества, гарантию его развития и совершенствования, гарантию духовно-нравственного обновления, которое 21 необходимо признать приоритетной задачей культурного строительства России на современном этапе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмадулина Б. Шарманки детская душа. —

М.: Эксмо, 2008.

2. Бальмонт К. Стихотворения. — М.: Ху-дож. лит., 1990.

3. Бердяев Н. Смысл творчества. — М.: АСТ,

АСТ Москва, Хранитель, 2006.

4. Мандельштам О. Отклик неба. Стихотворе-

ния и проза. — Алма-Ата: Жазуши, 1989.

5. Шор Ю. М. Культура как переживание. — СПб: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.