Научная статья на тему 'МУЗЫКА - ЭТО ВОЗВЫШЕННАЯ ФОРМА СЛУЖЕНИЮ БОГУ. НТЕРВЬЮ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РОССИИ, СЕКРЕТАРЯ КАЗАХСТАНСКОГО МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА О.Н. ОВЧИННИКОВА'

МУЗЫКА - ЭТО ВОЗВЫШЕННАЯ ФОРМА СЛУЖЕНИЮ БОГУ. НТЕРВЬЮ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РОССИИ, СЕКРЕТАРЯ КАЗАХСТАНСКОГО МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА О.Н. ОВЧИННИКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТРОМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинников Олег Николаевич

В своем интервью заслуженный деятель искусств России, секретарь Казахстанского Митрополичьего округа О.Н. Овчинников делится воспоминаниями о возрождении духовного образования на Костромской земле и рассказывает о методах преподавания церковного пения. По его мнению, изучение музыкальных дисциплин имеет большое значение для богословского образования. Музыка - не просто украшение службы, это - возвышенная форма служению Богу. Священник должен иметь глубокое понимание духовной культуры и всех форм церковного искусства, знать и любить все то, что в Церковь, как в сокровищницу, принесли лучшие умы многих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Овчинников Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC - IS A SUBLIME FORM OF SERVICING TO GOD.INTERVIEWS OF HONORED ARTIST OF RUSSIA, THE SECRETARY OF THE KAZAKHSTAN METROPOLITAN DISTRICT OVCHINNIKOV O.N.

In his interview, Honored Artist of Russia, the Secretary of the Metropolitan Kazakhstan District, O. N. Ovtchinnikov shares his memories about the revival of religious education in the Kostroma land and talks about the teaching methods of church singing. On to his opinion, studying of musical disciplines is of great importance for theological education. Music is not just a decoration of a service, it is a sublime form of servicing to God. A priest should have a deep understanding of spiritual culture and of all forms of religious art, to know and to love all that, that had been brought by best minds of many generations to the Church as into a treasury.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА - ЭТО ВОЗВЫШЕННАЯ ФОРМА СЛУЖЕНИЮ БОГУ. НТЕРВЬЮ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РОССИИ, СЕКРЕТАРЯ КАЗАХСТАНСКОГО МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА О.Н. ОВЧИННИКОВА»

ВОЗРОЖДЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ СЕМИНАРИИ

Овчинников Олег Николаевич

МУЗЫКА - ЭТО ВОЗВЫШЕННАЯ ФОРМА СЛУЖЕНИЮ БОГУ

Интервью Заслуженного деятеля искусств России, секретаря Казахстанского Митрополичьего округа О.Н. Овчинникова

В 2016 году исполняется 20 лет возрождению Костромской духовной семинарии. Вы с первых дней являлись преподавателем музыкальных дисциплин. Какие события в деле становления духовного образования Вы считаете главными?

Главным событием стало, на мой взгляд, открытие в 1990 году в Костроме трудами епископа Костромского и Галичского Александра (ныне - митрополит Астанайский и Казахстанский) епархиального духовного училища. Деятельность этой скромной духовной школы заложила фундамент для последующего возрождения в городе на великой русской реке Волге православной семинарии. После десятилетий безбожных гонений на Церковь создание образовательного учреждения, которое подготавливало бы будущих священнослужителей, было жизненно необходимо. Во вновь открывающиеся храмы и создаваемые приходы требовались пастыри, псаломщики, регенты. Не только молодежь, но и люди достаточно зрелого возраста желали получить необходимый для служения Богу и людям багаж знаний. В обществе возник неподдельный интерес ко всему что связано с Православием. Ответом на все возникшие потребности стала деятельность Костромского духовного училища, в последствии преобразованного в семинарию.

Овчинников Олег Николаевич, заслуженный деятель искусств России, секретарь Казахстанского Митрополичьего округа.

На первый взгляд может показаться, что музыкальные дисциплины - это что-то второстепенное и необязательное в системе богословского образования. Но следует понимать, что семинария готовит не просто теоретиков-теологов, а священно и церковнослужителей. Всякий, кто переступает порог храма и присутствует при богослужении слышит музыку. Поет хор, музыкальным речитативом произносят возгласы священники и диакона, мелодично читаются псалмы и молитвы. Музыка - не просто некая добавка, украшение службы, это - возвышенная форма служению Богу. Поэтому будущему пастырю просто необходимо владеть и теорией духовной музыки, и уметь исполнять основные церковные мелодии. Кроме того, полагаю, что у священника должно быть глубокое знание духовной культуры и понимание всех форм церковного искусства. Пастырь должен знать и любить все то, что в Церковь, как в сокровищницу, принесли лучшие умы многих поколений - художники, композиторы, архитекторы и духовные писатели. Отсутствие живого интереса к церковной традиции может обернутся утратой внутренней связи с предшествующими поколениями православных христиан.

Поэтому, действительно, с первых дней деятельности Костромской духовной школы в расписании уроков появился предмет - церковное пение.

Мне, как регенту хора с 28-ми летним стажем, хотелось бы сказать, что замечательной вехой в становлении семинарии стало открытие регентского отделения. В духовную школу начали брать девушек, имеющих желание развить свои музыкальные таланты и посвятить свою жизнь регентскому делу - руководить церковными хоровыми коллективами. Невозможно представить Божественной Литургии, всенощного бдения, молебна или панихиды, без пения, а поэтому открытие регентского отделения было весьма своевременным решением.

Ряд Ваших музыкально талантливых учеников давно служат Церкви в священном сане или трудятся на других послушаниях. Развивают ли они свой дар к музыке или «закопали свой талант»?

Мои ученики - а это первые выпуски духовного училища - в большинстве своем стали священнослужителями. Знаю, что все они музыкальны, любят церковное пение. Конечно, не у каждого бывает идеальный слух или выдающиеся вокальные данные, но если человек горит желанием послужить Богу в священном сане, то необходимый минимум обязательно будет приобретен. Кроме

того, и голос, и слух вполне можно развить, нужен лишь последовательный и упорный труд.

Перед студентами нашей духовной школы стояла непростая задача. За два года предстояло выучить систему 8-ми гласов - основных напевов, на которые исполняются богослужебные тексты. Каждый глас, в свою очередь, это не одна, а целая группа мелодий. Задача осложнялась еще и тем, что надо было научиться сочетать музыку с богослужебными текстами, а для этого тексты необходимо понимать и с точки зрения языка, и с точки зрения богослужебного употребления. В церковном пении именно слова имеют определяющее значение. В качестве одного из методов преподавания мной было выбрано обязательное заучивание студентами наизусть текстов тропарей, стихир, ирмосов и других песнопений. Если учащемуся поначалу сложно запомнить действительно непростые мелодические рисунки гласов, то главное, что он должен был выполнить на первом этапе - выучить наизусть слова.

В 1989 году, по благословению епископа Александра был создан архиерейский хор Костромской епархии. В состав певческого коллектива наряду с любителями хорового пения вошли преподаватели Костромского музыкального училища, педагоги музыкальных школ города, специалисты из Областного педагогического института (ныне - университет) им. Некрасова. Эти профессионалы своего дела стали добрыми помощниками в получении будущими пастырями основ музыкального образования, а некоторые позднее вошли в состав преподавательской корпорации Костромской семинарии.

Сегодня молодые люди жалуются, что ничего не успевают. Вы совмещали преподавательскую деятельность с ответственной работой в епархиальном управлении, но при этом регулярно приходили на занятия в семинарию. Расскажите, пожалуйста, как Вы планировали свой день, чтобы все успевать.

Планирование рабочего графика и ответственное отношение к труду мне, если можно сказать, достались по наследству от моей мамы и бабушки. Именно в семье меня приучили к дисциплине в отношении всего, что касается деятельности, связанной с коллективом, с людьми. Была еще весьма полезная школа - несение послушаний у приснопамятного архиепископа Кировского и Слободского Хрисанфа (позднее - митрополита Вятского и Слободского) и епископа Костромского и Галичского Александра.

Но, пожалуй, главный «секрет» успевать в выполнении различных дел - это молитвенное обращение к Богу. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), - обращается к нам Господь. Когда ответственное отношение человека к труду сочетается с призыванием благодати Божией, то можно избежать ошибок и сделать гораздо больше полезного.

Что Вы хотите пожелать преподавателям и студентам Костромской семинарии в юбилейный год?

В этот значимый для Костромской духовной семинарии год хочу пожелать начальствующим, учащим и учащимся, а также выпускникам этой прославленной в веках духовной школы, дорожить замечательными днями проведенными в стенах Alma Mater под сенью чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы и всей душой любить родное Православие, ценить, сохранять и приумножать богатое духовное наследие Церкви Христовой.

Интервью проводил выпускник Костромской духовной семинарии протоиерей Евгений Иванов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.