DOI 10.24412/2713-1831-2023-1-88-90
МУЗЫКА АРКТИЧЕСКОГО ОЛЕДЕНЕНИЯ: ТРИПТИХ
я
fa
РЯБИКОВ Вадим Вадимович
психолог, антрополог, музыкант, участник научно-исследовательских экспедиций в экстремальные зоны (Арктика, Южная Америка, Юго-Восточная Азия), эксперт лаборатории геокультуры Арктики Государственного института культуры и искусств Арктики (Саха/ Якутия, Российская Федерация), эксперт Wolf Project — французской консалтинговой и тренинговой компании, развивающей новый взгляд на философию менеджмента в меняющемся мире, основанный на знаниях антропологии, этологии, экологии, психологии
Я общаюсь с землей, проводя экопсихологи-ческие тренинги, создавая псигеографиче-скую музыку, рождающуюся в процессе моего творческого взаимодействия с природным ландшафтом. Мой метод создания псигеогра-фической музыки сложился в условиях морской арктической комплексной экспедиции как попытка помочь путешественнику углубить и расширить восприятие ландшафта в процессе его созерцания во время путешествия, стать выразителем уникальных природных и символических свойств конкретного места.
Просто так навязать пространству какое-то звучание невозможно. На практике взаимодействие с ландшафтом предполагает подбор определенных звуков, вызывающих глубинный интерактивный резонанс с ландшафтом. В выборе тональности, интонации, звука, музыкальных красок я проявляю трепетное отношение к месту, пытаясь передать его уникальные свойства в конкретный момент времени.
Хочу поделиться опытом создания такой музыки, которая родилась во время одной из экспедиций, воспоминания о которой до сих пор живы во мне.
Четыре месяца в Ледовитом океане на борту научно-исследовательского судна «Михаил Сомов». Моим жилищем, психотерапевтическим кабинетом, исследовательской
лабораторией и музыкальной студией стала маленькая каюта с умывальником, столом, настольной лампой, розеткой 220 V, круглым иллюминатором и кроватью с бортами, чтобы во время шторма не вылететь из нее. Прошло уже много лет, но я помню все, как будто это было вчера. Мерное раскачивание корабля на океанических волнах, шипение морской пены за иллюминатором, медленное обращение в лед бескрайней поверхности океана, которая всего лишь пару часов назад была текучей как ртуть, и, наконец, глухой треск разламываемого льда.
Я сижу в каюте. Передо мной музыкальная рабочая станция и мои спутники, которые пришли ко мне, чтобы исследовать пространство и историю собственной души. Казалось бы, что там, за бортом нашего корабля — только и есть, что однообразие арктической пустоты и скука. Изо дня в день один и тот же пейзаж. Небо, небо, небо. Море, море, море. Серое, синее, нефритовое или изумрудное, но всегда бескрайнее. Волны, зыбь, рябь, а иногда зеркально ровная поверхность воды. И потом льды и пустынные острова.
Что может быть скучнее? Но вдруг обнаруживаешь, что эта Пустота является средоточием невидимых сил, которые как будто что-то знают о тебе и напоминают о чем-то важном, но почему-то забытом. И уже нет однообразия. Пытаешься вспомнить, что это и когда это было, перелистывая историю своей
88
Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2022, Том 3, №2. ISSN 2713-1831
© Экопоэзис, 2022
Музыка арктического оледенения: триптих...
жизни, большая часть которой была забыта, как бы за ненадобностью. Но вдруг все становится важным. И самое заурядное воспоминание обретает смысл.
А потом обнаруживаешь в своем подсознании туннель, который ведет в ту область памяти, которая уже не является твоей. Потому что не было в твоей жизни ничего похожего на то, что происходит с тобой в течение последних месяцев плавания по Ледовитому океану, но что-то в глубине души знает, что это такое, и помнит об этом.
Мои спутники вдруг обретают способность говорить и описывать переживания, вызванные пребыванием в этой арктической Пустоте. Становится очевидным, что пространство, через которое наш корабль прокладывает свой путь, только кажется однородным. На самом деле в одном месте оно имеет одно звучание, в другом — другое.
И я вслушиваюсь в слова своих спутников, пытаюсь вчувствоваться в их состояние и, используя музыкальную рабочую станцию, ищу звуки в надежде поддержать их в их переживании и озвучить Пустоту, в которую мы погружены, при этом не нарушив ее.
Проходят день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, и на жестком диске моего компьютера возникает галерея музыкальных образов, созвучных моим состояниям и состояниям моих спутников во время четырехмесячной экспедиции по Ледовитому океану.
Позже мне удалось создать галереи таких образов по маршрутам других экспедиций. Но та, арктическая, была наиболее вдумчивая и неспешная. В ней все имело значение и смысл. Даже образование льда являлось источником творческого вдохновения. Предлагаю вашему вниманию три музыкальных образа, передающих состояние путешественников, созерцающих образование льда в разных местах Северного Ледовитого океана.
13.10.2007
https://www.youtube.com/watch?v=dxtAENQY_ Sg&ab_channel=VadimRyabikov
Море Лаптевых. Небо пасмурное. Очень тихо. Ни ветерка. Поверхность моря как зеркало до самого горизонта. Над морем изредка
пролетают стайки маленьких птичек. Низко-низко, едва не касаясь воды. Наш корабль рассекает тяжелые воды. Движется ровно и уверенно. От носа расходятся волны, такие густые и вязкие, как будто глицериновые. Температура воздуха минус двадцать, а температура воды в море ниже нуля. Точка замерзания морской воды ниже, чем пресной. На горизонте появляется сияние. Его называют ледовым. Там, за горизонтом, уже лед, и он отражает свет. Мы идем туда. Наше судно — ледового класса и может давить лед, если его толщина не более 20 см. Если лед превысит допустимую толщину, мы вмерзнем. Вся команда знает об этом. Но выбора у нас нет. Идем на запад. Постепенно на поверхности моря появляется тонкая пленка льда. За кормой корабль оставляет след, уже прорубая его. Через час это уже ощутимый ледок. С каждым часом лед становится все толще и толще.
16.10.2007
https://www.youtube.com/ watch?v = NeIFBqyQirk&t=7s&ab_ channel=VadimRyabikov
Остров Домашний. Новосибирские острова. Пустота, искрящийся снег и кристаллы льда повсюду. Почему-то здесь сейчас все как в Новый год. Наверное, Дед Мороз действительно приходит с севера. Где-то здесь он живет, а когда приходит время, он распространяется на юг. Не переезжает туда, нет. Распространяется, не покидая север, где он всегда.
Новогоднее чудо. Помню, как предчувствовал его в детстве перед новогодней ночью. А в чем, собственно, это чудо заключалось? Ну, подарочки под елкой. Это от папы с мамой. Я знал. Это не чудо. В чем же чудо? Я же не ждал ничего аномального, но все же ожидал новогоднее чудо, и оно случалось. В чем же оно?
Всматриваюсь, вслушиваюсь, вчувствуюсь в то, что происходит здесь и сейчас. Минута, десять минут, час, два. То ли стремительно, то ли постепенно, то ли случайно, то ли нарочно, в сознании возникает уверенность в том, что в новогоднюю ночь есть один момент, может быть, очень краткий, но все же он есть, когда прошлое утрачивает власть
© Экопоэзис, 2023
Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2023, Том 4, № 1. ISSN 2713-1831
89
Рябиков Вадим Вадимович,
над будущим. И вот тогда наступает нечто новое. Все новое приходит, и старого нет уже. Это и есть чудо. И оно сейчас присутствует здесь. Появляется шанс обнулить прошлое, ослабить причинность и начать все с начала. Как будто я свободен от того, что уже было.
20.11.2007
https://www.youtube.com/watch?v=QuALgpNc-pQ&t=4s&ab_channel=VadimRyabikov
Мыс Стерлигова. Образование льда. Поморы называли блинами такие ледяные «кругляшки», которые иногда образуются
на поверхности моря в огромных количествах, когда температура воды падает ниже нуля. Такое бывает не всегда. Наверное, это зависит от солености воды. Мне и моим спутникам кажется, что они больше похожи не на блины, а на листья лотоса. Мы их и называем арктическими лотосами. Потом они смерзнутся, образуя крепкий ледяной панцирь, который скует море до следующего лета. А сейчас мы свободно идем, как бы раздвигая бортами судна заросли арктических лотосов. И закат сегодня алый, как в тропиках. И лотосы залиты алым светом. Солнце скрывается за горизонтом. В небе появляются звезды. Космос всматривается в море. И лотосы на самом деле космические.
90
Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2023, Том 4, № 1. ISSN 2713-1831
© Экопоэзис, 2023