Научная статья на тему 'Музицирование как путь самопознания современного человека'

Музицирование как путь самопознания современного человека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗИЦИРОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC-MAKING / SELF-ACTUALIZATION / CREATIVE THINKING / CONTEMPORARY CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Климай Екатерина Владимировна

Автором статьи рассматривается проблема самопознания и самоопределения человека в современном мире. Проводится анализ философского, антропологического и социокультурного аспектов проблемы. Выявляются механизмы творческого и, в частности, музыкального мышления, отвечающие за самопознание и самосовершенствование. Раскрывается уникальность феномена музицирования для данных процессов. Определяются значение и ценность практического музыкального искусства в современной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC-MAKING AS THE SELF-ACTUALIZATION WAY OF CONTEMPORARY HUMAN BEING

The author considers the self-actualization problem of human being in contemporary world. The analysis of philosophical, anthropological and sociocultural aspects is realized. The creative and musical thinking mechanisms of self-actualization are exposed. The unique character of music-making phenomena for self-actualization process is revealed. The sense and value of practical music art at the contemporary culture are determined.

Текст научной работы на тему «Музицирование как путь самопознания современного человека»

ТЕМА НОМЕРА

Е.В. Климай

Музицирование как путь самопознания современного человека

Автором статьи рассматривается проблема самопознания и самоопределения человека в современном мире. Проводится анализ философского, антропологического и социокультурного аспектов проблемы. Выявляются механизмы творческого и, в частности, музыкального мышления, отвечающие за самопознание и самосовершенствование. Раскрывается уникальность феномена музицирования для данных процессов. Определяются значение и ценность практического музыкального искусства в современной культуре.

Ключевые слова: музицирование, самопознание, творческое мышление, современная культура.

В современном постоянно изменяющемся мире, наполненном экономическими кризисами, сменами политических, социальных, демографических и культурно-эстетических тенденций, возрастает степень неопределенности человека в жизни, тревожности за свое будущее, значительно снижается уверенность в своих силах. Человеку становится все труднее определить, кто он, в чем смысл его жизни, каковы его основные ценности и ориентиры. Множество молодых людей не может выбрать профессию, которая соответствовала бы их внутренним потребностям и способностям, не умеет общаться с окружающими людьми, вследствие чего распадаются семьи, возникают конфликты внутри коллективов, межнациональная и межконфессиональная вражда. Человек, не нашедший внутренней гармонии, не познавший и не реализовавший себя, легко поддается внешнему влиянию, его сознанием можно манипулировать.

Дезориентирующим фактором является и общий уровень окружающей человека культуры, пропагандируемой средствами массовой информации, телевидением, интернетом, а также современным кинематографом. Тенденция, на которую обратили внимание еще в конце 80-х годов, достигла сегодня апогея: массовое искусство, ориентированное на

© Климай Е.В., 2011

открытое эмоциональное воздействие, оказывает настолько сильное давление на психику человека в процессе восприятия соответствующих произведений, что практически полностью исключается возможность интеллектуального осмысления или чувственного восприятия. «Своеобразный “чувственный шантаж” и даже “чувственный шок” — такова цель творцов массовой культуры, которых человек интересует... лишь как существо, живущее животными инстинктами.» [7, с. 55].

Эта легкодоступная для восприятия «окружающая среда» современного человека представляет собой досугово-развлекательную сферу низшего уровня, не будучи в состоянии удовлетворить его глубинных запросов, возникающих из стремления человеческой личности к гармонии и целостности. Для человека, занимающегося нетворческой профессией, очень важно создать баланс между рассудочной и творческой частями личности, иначе неизбежны стрессы, психические расстройства и даже заболевания [9]: «.гипертрофия абстрактного мышления, разума, подавляющего потребности и способности человеческого духа, грозит несчастьем, вырождением человечества.» [5, с. 31].

Многие люди, ощущающие некий духовный вакуум, а также сопутствующие ему чувства неуверенности и страха, отсутствие высших ценностей в собственной жизни, пытаются восполнить его различными способами. Одним из таких способов является религия. Для большинства религия необходима как опора в жизни, позволяющая легче переносить и преодолевать трудности, многие обращаются к вере в критических ситуациях, когда исчерпаны другие пути решения возникших проблем. Религия дает человеку, не сумевшему найти либо утратившему смысл жизни, веру в высший смысл и благодать. Однако человек веры, будь то внутренняя вера или исполнение религиозных обрядов, остается пассивен в отношении собственного развития и духовного роста. Религия, как правило, является чем-то внешним по отношению к человеческой сути. Очень немногие верующие испытывают религиозное переживание, внутренний опыт Божественного. Для большинства вера становится заменой религиозного опыта, не приводящей к расцвету духа.

Огромная часть населения нашей страны, а также многих других стран пытается сегодня решить проблему духовного здоровья с другой стороны — посредством занятий здоровьем физическим. За последние годы открыты тысячи оздоровительных комплексов, фитнес-клубов и спортивнодосуговых центров по всей стране. Подобная статистика свидетельствует не только об осознании широкими массами того факта, что современный ритм жизни требует от человека физической и эмоциональной выносливости и энергии, умения активно и пассивно отдыхать, но также о принятии известной всеми истины «в здоровом теле — здоровый дух».

Однако ни религия, ни физические упражнения не могут дать человеку то, что может дать искусство. Точнее, искусство предлагает опреде-

ленный комплекс для души, разума и тела. Многие виднейшие педагоги и психологи обращали внимание на этот факт еще в советское время: «Только искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека, — только оно и может сообщить целостность восприятия мира современному человеку. Искусству замены нет. Функции гуманитарной части образования, включая искусство, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье» [4, с. 18].

Сегодня значительная часть взрослого населения нашей страны, а также многих других стран, получает второе высшее образование. Для большей части из них основной целью является освоение новой профессии, более востребованной и более выгодной с материальной точки зрения. Однако существует и категория лиц, получающих образование с целью развития собственной личности. Не последнее место для этих людей занимает музыкальное искусство [8].

Причины возникновения спроса на музыкальное образование среди взрослых уже отчасти были названы выше. К ним относятся: развитие моральной устойчивости и качеств, способствующих адаптации личности в условиях повышенной динамики и агрессии социума, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, преодоление неуверенности в себе, повышение уровня культуры и самосознания. В работе Г.С. Сухоб-ской и др. одной из онтологических причин получения образования взрослым человеком названо понимание и осуществление своей жизнедеятельности. [11]. Действительно, человек стремится познать себя на протяжении всей жизни посредством различного рода деятельности: мышления, общения, творчества, рефлексии.

Но даже простое восприятие классических образцов музыкального искусства не в онтологическом, а только в эстетическом смысле требует определенного понимания произведения, его художественного языка.

О. А. Апраксина в своих работах [1, 2] ставит вопрос о том, обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Существует множество примеров, когда слушатели (и взрослые, и дети), плохо подготовленные в музыкальном отношении, любят и переживают музыку. Однако автор приходит к выводу о том, что «восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, содержательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире» [2, с. 56].

Здесь мы переходим к рассмотрению еще одного важного вопроса, касающегося связи между уровнем развития воспринимающих искусство людей и судьбой произведений искусства, а также их творцов: «Успех или неуспех художественного произведения — результата творческого акта — во многом зависит от того, удалось или не удалось художнику найти свою аудиторию» [6, с. 5]. Таким образом, получается замкнутый круг: искусство оказывает большое воздействие на формирование духовного, нравственно-

го, эстетического облика человека. Человек же, в свою очередь, определяет, что представляет собой художественную ценность в искусстве, а что таковым не является: «.развитие и функционирование искусства обусловлены наличием потребностей в нем, причем. эти потребности. ни в какой другой форме деятельности не могут полностью удовлетворяться. Это и побуждает к художественному творчеству и восприятию искусства» [3, с. 26].

Многие крупные музыканты-исполнители, такие как Г. Гульд, С. Рихтер, неоднократно высказывали сожаление и даже негодование по поводу того, насколько публика иной раз не понимает исполняемого и исполнителя. Зачастую не самое лучшее исполнение принимается с ошеломляющим успехом, а вдохновенное исполнение, и притом наивысшего качества — сродни провалу по степени равнодушия публики. Более того, публика, привыкшая к «эмоциональному шантажу» массовой культуры, зачастую и на концерты классической музыки приходит с целью получить очередную «дозу адреналина». К сожалению, спрос рождает предложение, толкая известных музыкантов, желающих удержаться на пике своей известности, к обыкновенной конъюнктуре и желанию «произвести фурор», сделать шоу из классики.

Возможно, именно поэтому некоторые музыканты, как, например, А.Б. Микеланджели, предпочитали играть для узкого круга друзей и посвященных. И, быть может, не будь такого разрыва между исполнителем и публикой, не оставил бы сцену Глен Гульд. Трудно строить какие-либо предположения на этот счет, однако, важно то, что публику, то есть бухгалтеров, юристов, историков, филологов и пр., нужно учить понимать и любить музыку, в том числе и для того, чтобы сама музыка продолжала жить. На этом пути некоторые исполнители, (например, М. Юдина), брали инициативу в свои руки и проводили концерты-лекции, создавая атмосферу творчества и взаимопонимания между музыкантом и слушателем [9].

Однако наибольшую эффективность и ценность музыкального искусства можно ощутить, занимаясь им практически. Практические занятия музыкой не только позволяют научиться понимать музыкальный язык, воспринимать художественную ценность духовного наследия предыдущих поколений, но также способны гармонизовать и центрировать личность, поскольку в данном процессе человек задействован целиком: физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Если процесс музицирования является созидательным, творческим, то человеческие способности в этом процессе могут развиваться беспредельно. Более того, музыка несет в себе высшие ценности, соприкосновение с которыми способно оздоровить, возвысить, развить духовно. Ценности музыки осмыслялись различными философами на протяжении веков, к ним неизменно относили красоту, добро, истину. Задача музыки заключается в том, чтобы «запечатлевать в душе отличительные признаки ее божественного происхождения» [10, с. 48]. Од-

нако, для того, чтобы это стало возможно, чтобы человек смог воспринять эти ценности, также должна проводиться определенная работа.

Рассмотрим в общем виде процесс творческого мышления. Схематично его можно изобразить следующим образом:

Рис. 1.

Из самой глубины человеческого духа (самости), хранящего некий отпечаток платоновского эйдоса, рождается образ реального объекта, который затем воплощается в процессе той или иной конкретной деятельности, после чего результат этой деятельности может быть критически осмыслен, а его первоисточник осознан посредством рефлексии.

При этом между звеньями данной цепочки существуют двусторонние связи: между духовным началом в человеке и образом, возникающим в его сознании, лежит непосредственное переживание, творческий акт при участии воли и представления, являющийся также и актом непосредственного познания. Изменение представления и образа, в свою очередь, влияет на состояние сознания и духа, что проявляется как самосовершенствование. Образ вырастает из чувственного восприятия реальных объектов, обработанного сознанием, а под воздействием воли и знания технологии конкретной деятельности из бесплотного образа рождаются реальные объекты. Рефлексия проявляется как некий внешний контроль сознания за каждым звеном цепочки творческого процесса, однако она может появиться лишь после того, как создан определенный реальный объект. Если рефлексия возникнет на более раннем этапе, то творческий процесс затормозится, и реальный объект может не возникнуть, цепочка никогда не будет завершена.

Подобная схема может рассматриваться, на наш взгляд, как модель творческого процесса в любом виде деятельности. Однако, как упоминалось выше, среди всех видов деятельности искусство представляет собой наиболее богатую почву для развития и укрепления человеческого духа, придания целостности личности и ее гармонизации. Из всех же видов искусств музыка — самое тонкое, нематериальное и отвлеченное искусство. Благодаря этому воздействие ее на человека тоньше, глубже и полнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Музыкальное мышление отличается от вербально-логического, так же как музыкальный язык отличается от обычной речи. Безусловно, логическое начало присутствует в каждом музыкальном произведении как структурирующая и формообразующая основа, без которой невозможно воспри-

ятие его смысла. Однако сама ткань музыкальной мысли — это звуковые образы, восприятие которых требует образного мышления, умения оперировать звуковыми образами или, говоря простым языком, мыслить звуками. Таким образом, музыкальное мышление по определению является творческим, поскольку подразумевает созидательную деятельность сознания, активную работу представления.

Конкретизируя процесс творческого мышления в отношении музыкального искусства, можно изобразить его так:

Рис. 2.

В силу того, что музыка затрагивает такие глубины духа, которые неподвластны даже сознанию, полнее всего человек может постигнуть смысл и ценность музыки экзистенциально, проживая ее всем своим существом. Наиболее явно это происходит с композиторами и исполнителями музыкальных произведений, поскольку именно они создают и воссоздают, творят заново каждое произведение. Но и слушатель способен пережить подобный опыт, если он способен творчески мыслить.

Восприятие и переживание музыкального искусства в высшем смысле, то есть как гегелевской «художественной религии» или формы «абсолютного духа», способно открыть дверь к пониманию глубочайших пластов человеческой души, осознанию смысла и ценности человеческой жизни. Поэтому значение музыки, а также музыкального образования для общества трудно переоценить, их роль должна непрерывно возрастать, если человек хочет выжить в современном мире, сохраняя при этом духовное и физическое здоровье.

Литература

1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания: учебное пособие. — М., 1984.

2. Апраксина, О.А. Методика развития музыкального восприятия. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.

3. Афасижев, М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования (Методологические и научные аспекты системного исследования). — М.: Знание, 1983, вып. 6.

4. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. — Л.: Советский композитор, 1973.

5. Каган, М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. — Л.: Ленингр. орг. о-ва “Знание” РСФСР, 1984.

6. Киященко, Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. — М.: Знание, 1983, вып. 5.

7. Киященко, Н.И., Лейзеров Н.Л. и др. Пути и средства эстетического воспитания. — М.: Наука,1989.

8. Климай, Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании // Высшее образование в России. — 2009. № 7.

9. Климай, Е.В. Цели и задачи обучения взрослых музыкальному искусству // Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании: сб. материалов научно-практ. Конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / Ред. коллегия: Е.А. Бодина, Е.Г. Артемова. — М.: МГПУ, 2010.

10. Коломиец, Г.Г. Смысл и ценность музыки // Ценности и смыслы — М., 2010. № 1(4)

11. Образование взрослых: цели и ценности / Под. ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. — СПб.: ИОВ РАО, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.