СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
«МУЖСКОЙ КЛУБ»: ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО НА РЫНКЕ
КРИПТОВАЛЮТ Васева А.Д.
Васева Анна Дмитриевна - студент, образовательная программа: социология, факультет Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения, Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: сегодня использование криптовалют становится все более популярным как в России, так и во всем мире. По мере того, как мы продолжаем наблюдать успехи в сборе средств различных криптовалют, также наблюдается тенденция -высокая гендерная асимметрия в отрасли. Исследования показывают, что на рынке криптовалют женщины составляют только 8-10% всех инвесторов. Криптовалюты являются новым видом виртуальных денег. Деньги и обращение с ними выступают одним из лучших индикаторов гендерного (не)равенства в обществе. Целью данной исследовательской работы выступало описание финансового поведения мужчин и женщин с криптовалютами. В рамках исследования мы провели теоретический обзор гендерных различий в финансовом поведении, различий в поведении мужчин и женщин на криптовалютном рынке, а также рассмотрели криптовалюты как один из видов денег, используя современные подходы к изучению денег, в частности В. Зелизер. Эмпирическая глава исследования выстроена в логике качественного подхода и представлена анализом 18-ти полуструктурированных интервью. С одной стороны, в работе мы рассмотрели криптовалютные практики, мотивацию, цели участия в рынке, криптовалютную грамотность. С другой стороны, мы посмотрели, как информанты видят картину гендерной асимметрии и как рационализируют ее.
Ключевые слова: гендерное неравенство, гендерная асимметрия, деньги, виртуальные деньги, криптовалюты, финансовое поведение.
Введение
Криптовалюты и блокчейн стали одной из крупнейших прорывных технологий в мире. С каждым днем увеличивается осведомленность о криптовалютах [1, 2], а также увеличивается количество пользователей [3] и профессионально занятых в сфере криптовалют [4]. Но по мере того, как мы продолжаем наблюдать успехи в сборе средств [5] и росте числа приложений на технологии блокчейн [6], также наблюдается тенденция - высокая гендерная асимметрия в отрасли [7]. Исследования показывают, что на рынке криптовалют преобладают мужчины: женщины составляют только по разным оценкам от 8 до 10% всех инвесторов [8, 9].
Криптовалюты являются новым видом виртуальных денег. Деньги, их социальные значения и сходство/отличие практик обращения с ними у мужчин и женщин выступают одним из лучших индикаторов гендерного (не)равенства в обществе. В данной исследовательской работе мы рассмотрим паттерны финансового поведения мужчин и женщин с криптовалютами - новым инструментом финансового рынка.
Рассмотрение финансового поведения мужчин и женщин и их сравнение значимо, потому что, как и деньги, финансовое поведение является индикатором существующей гендерной асимметрии в обществе. Помимо исследований финансового поведения, работа опирается на теоретическую концепцию множественности денег В. Зелизер [10], а также на теоретический подход Н. Додда [11] к изучению криптовалюты. Н. Додд говорит о взаимосвязи технологии
криптовалюты и социального контекста ее использования. Автор отмечает важность сообщества, которое поддерживает и развивает криптовалюты, однако Н. Додд не дает характеристик крипто-сообществу. В данной работе мы посмотрим на восприятие тендерного состава крипто-сообщества самими участниками, а также рассмотрим их финансовое поведение.
Финансовое поведение на рынке криптовалют: обзор научной дискуссии
Среди исследований, посвященных тендерным аспектам финансового поведения можно выделить несколько дискуссий. Одни исследователи придерживаются точки зрения, что различия в финансовом поведении между мужчинами и женщинами существуют, в то время как другие говорят о том, что этих существенных различий нет.
Исследования по финансовой грамотности, показывают, что уровень знаний, необходимый для принятия финансовых решений среди женщин ниже, чем среди мужчин [12]. Многие исследования показывают, что между мужчинами и женщинами существует разница в рисковом поведении [13, 14, 15]. Относительно принятия финансовых решений она заключается в том, что женщины более склонны к избеганию риска, чем мужчины. Женщины чаще, чем мужчины недовольны своим финансовым положением, однако несмотря на это они чаще совершают импульсивные незапланированные покупки, и тратят деньги необдуманно на вещи, которые им не нужны. Мужчины показывают большую удовлетворенность своим текущим финансовым положением, способностью управлять своими финансами, реагировать на чрезвычайные ситуации и достигать долгосрочные цели, однако они остаются недовольными своими сбережениями [16]. Мужчины более склонны корректировать свои инвестиции, увеличивая объем или изменяя структуру инвестиций. Женщины чаще обращаются за советом к финансовому профессионалу, в то время как мужчины предпочитают изучать инвестиции самостоятельно [17]. Исследования показывают на существование гендерного разрыва в торговой деятельности мужчин и женщин. Некоторые авторы объясняют тот факт, что мужчины торгуют на финансовых рынках чаще, чем женщины, большей самоуверенностью (overconfidence) мужчин в трейдинге [18].
Однако при добавлении в анализ социально-демографических и экономических характеристик, например, таких, как финансовая грамотность, авторы исследований показывают, что гендерные различия отсутствуют. Это вводит новую перспективу, в которой различия в финансовом поведении сводятся не к полу, а к различиям в социально-демографических и экономических характеристикам. В статье об инвестиционном поведении мужчин и женщин было выявлено, что с контролируемыми социальными и экономическими характеристиками пол не влияет на качество инвестиционного портфеля. Несмотря на различия в процессе инвестирования, состав портфеля мужчин и женщин получается примерно одинаковым [19]. В некоторых исследованиях о связи гендера и рискового поведения авторы утверждают, что в рисковом поведении значительного различия между мужчинами и женщинами нет [20]. Более того, в другом исследовании было выявлено, что неприятие риска является обратно пропорциональным уровню образования [21]. Говоря о гендерных различиях в финансовой грамотности, авторы утверждают, что важно рассматривать и социальный контекст. Гендерные различия в финансовых знаниях связаны с ролями, которые женщины играют в обществе: например, в Таиланде образованные женщины среднего класса не отстают от мужчин в отношении финансовой грамотности, что обусловливается «высокой ответственностью женщин за финансовые вопросы» [22].
Поскольку криптовалюты являются одной из разновидностей денег, мы уделили внимание рассмотрению подхода к пониманию феномена денег, в рамках которого рассматривается их «множественность», деньги выступают как продукт социальных отношений. Множественность денег по В. Зелизер заключается в трех разных
процессах: в «выпуске различных денежных единиц»; в «использовании денежных суррогатов»; в «целевом распределении денег» [8]. А также мы рассмотрели концепцию Н. Додда о том, что «деньги являются средством социального прогресса»: они способны формировать плюрализм возможностей в обществе для достижения экономических, социальных и политических целей. Точка зрения Н. Додда состоит в том, что «реальность биткоина социальна, и она противоречит теории, стоящей за ним». С одной стороны, идеология данной криптовалюты отрицает зависимость денег от социальных отношений и доверия, но с другой стороны, биткоин является успешным благодаря образовавшемуся вокруг него сообществу [23].
Методология эмпирического исследования
Целью нашего исследования выступает описание финансового поведения на рынке криптовалют и сравнение поведения мужчин и женщин. Для ее реализации были поставлены следующие задачи:
Описать финансовое поведение участников-мужчин и участников-женщин.
Под финансовым поведением в исследовании понимается:
- социальное значение криптовалют (восприятие криптовалют как новый вид денег и/или инвестиций, отношение к криптовалютам, смыслы, которыми их наделяют);
- мотивация и цели участия в рынке криптовалют;
- осведомленность / биткоин-грамотность / культурный капитал (знания и навыки);
- практики и логики принятия решений.
Провести сравнение финансового поведения на данном рынке у мужчин и женщин
Выявить представления участников рынка о гендерных характеристиках рынка (их восприятие рынка в гендерном аспекте).
Объектом исследования выступают участники российского криптовалютного рынка (пользователи криптовалют и те, кто имеет опыт профессиональной деятельности на рынке). Предметом является финансовое поведение.
Методы сбора и анализа данных: для выявления и анализа гендерных характеристик финансового поведения на рынке криптовалют и решения поставленных задач была использована методология качественного исследования. Исследование проводилось с использованием полуструктурированного интервью. Анализ данных производился с помощью открытого кодирования и последующего объединения кодов в категории.
Выборка: для исследования была выбрана целевая выборка. Критерием отбора являлся факт вовлеченности в операции, связанные с криптовалютами, а также опыт профессиональной деятельности на криптовалютном рынке не менее полугода. В соответствии с поставленными задачами о сравнении мужского и женского опытов участия в рынке криптовалют в выборку включены в равных пропорциях и мужчины, и женщины.
Ограничения собранных данных: небольшая качественная выборка не позволяет судить о распространенности результатов в генеральной совокупности. Благодаря собранным данным возможно только выявить паттерны финансового поведения, но не обобщать результаты на всех участников рынка.
Финансовое поведение и гендерная асимметрия на рынке криптовалют: эмпирический анализ
Социальные значения криптовалют
Рассмотрим, как информанты объясняют, что такое криптовалюта, какими терминами они оперируют и какие сравнения приводят. В целом информанты воспринимают криптовалюты как средство прогресса, то, что в будущем может изменить мировую экономику. Криптовалюта стремится к «унифицированности», однако это не отменяет ее «множественности». Как и обычные деньги, они обладают множеством значений и смыслов. Среди информантов были выделены такие смыслы как 1) «цифровые деньги» («цифровые деньги», «альтернативное платежное средство», «платежная система»); 2) «инвестиционный инструмент» («аналог акций»,
«форма сбережений и инвестиций», «рискованный инвестиционный актив»); 3) «инновация» («новый этап в развитии общества», «часть четвертой промышленной экономической революции», «валюта будущего»); 4) «технология» («цифровой код», «награды пользователям, которые предоставляют мощность своего компьютера»); 5) «цифровое золото» («цифровое золото», «аналог золота»).
Информанты воспринимают криптовалюты не как нейтральные деньги, а как привязанные к криптовалютному рынку. Особенно те, кто вкладывался в криптовалюты на ранних этапах, повторно используют свои средства для развития этой технологии.
«В 2017 году все умные люди зарабатывали кучу денег, а теперь они нормально полноценно развивают инфраструктуру этого рынка. Они продумывают какие-то продукты, юридическую упаковку этих продуктов, ищут талантливых людей, собирают команду» (Георгий, 25)
Также, информанты указывают, что «легкие» деньги, заработанные на росте криптовалют, также легко тратятся, как и зарабатываются, что является примером «целевого распределения денег» в теории В. Зелизер.
«...И смотря как деньги достались. Если деньги достаются легко, то в принципе, их не так жалко. А если деньги достаются сложно, то мне было бы очень обидно так их потерять. Когда это только развивалось, это были 1000% за год, сейчас таких сумм не будет» (Никита, 21)
Мотивация и цели участия в рынке криптовалют
В работе было выявлено две аргументации причин, по которым люди вступают на криптовалютный рынок. Во-первых, информантов мотивировало получение прибыли, а во-вторых, интерес к новой технологии и новым валютам. Информанты указывали на желание получить опыт, приобщиться к чему-то новому, стать частью крипто-сообщества и новой технологии.
«Заинтересовала сама технология. И опять же все кричали, что это технология будущего. Почему я начал заниматься? Ну это, как и везде, это мне, конечно, интересно все. Ну и хочется урвать бабла, зачем еще заниматься этим по -другому». (Иван, 25)
Также было выявлено, что социальное окружение человека определяет степень его вовлеченности в рынок и его мотивацию участия в нем. Интересен тот факт, что все информанты-девушки указывали, что пришли на рынок криптовалют по рекомендации, приглашению или последовав примеру друзей. Никто из них не начинал заниматься криптовалютами самостоятельно.
«Я пришла в эту тему благодаря человеку одному, многие так приходят. Когда кто-то тебе говорит, что есть такая тема. Я работала официанткой до этого. Прямо в этом же ресторане познакомилась с человеком, который был в этой теме» (Алина, 21) Цели использования
Мы выделили три основных цели использования: заработок, переводы денег, оплата товаров и услуг (в том числе нелегальных), а также посмотрели отдельно на цели мужчин и женщин в нашей выборке. Не все информанты-девушки ставят себе целью легкий заработок с помощью спекуляций, они предпочитают зарабатывать деньги посредством профессиональной деятельности. Никто из девушек не говорил о заработке денег с помощью майнинга и мошеннических проектов, а также про использование криптовалют для покупки товаров и услуг.
«Мужские» и «женские» практики на криптовалютном рынке У нас была задача посмотреть, есть ли разница между мужскими и женскими практиками. Мы выделили общие: использование криптовалют в качестве инвестиционного актива, а также практики, связанные с организацией мероприятий и выступлений на конференциях, но при этом есть и разные. «Мужскими» практиками являются разработка, майнинг, управление фондом, проведение ICO, покупка товаров (в том числе нелегальных), в то время как «женскими» практиками являются
аналитика, маркетинг и реклама, менеджмент проектов, блоггинг и преподавание. В практиках мы наблюдаем гендерное неравенство. Несмотря на то, что женщины присутствуют на рынке и они тоже инвестируют, мы видим уклон, что в основном женщины выполняют вспомогательные функции в проектах.
Мы рассмотрели практики и наблюдаемые отличия в финансовом поведении. А теперь посмотрим на то, как информанты сами представляют этот рынок, гендерную асимметрию на этом рынке.
Восприятие гендерной асимметрии
Несмотря на дифференцированный опыт, все информанты воспринимают количество женщин в сфере криптовалют как небольшой процент. Суммируя все оценки, женщины приблизительно занимают от 5% до 20% участников рынка. В описании типичного участника информанты преимущественно описывали мужчину. Далеко не все информанты смогли назвать женщину типичным представителем сферы криптовалют, в особенности сами девушки, рационализируя это малым количеством женщин и неравным отношением к ним. Что касается мужчин, они указывали, что женщина может являться типичным представителем. Процентное соотношении неравно, но при этом в остальном мужчины считают, что равенство есть. Однако при описании типичного участника они говорят только об участнике-мужчине, что является показательным.
Гендерный дисбаланс информанты объясняют прежде всего социокультурными конструктами и представлениями о женщинах и феминности, как «изначально» других в сравнении с мужчинами. Женщинам приписываются «особые качества», такие как «мягкость», «доверчивость», «осторожность» и другие проявления феминности, которые не согласуются с «правилами» рынка криптовалют. Здесь мы видим эссенциалистскую аргументацию.
«Девушки более эмоциональные. Мужчины более устойчивые, более спокойные. Ну, интересы у женщин другие, может даже склад ума. Даже если про трейдинг говорить, то изначально в этом больше мужчин. Потому что женщины - это больше эмоции, вдохновение, это больше к творчеству, а мужчины - это больше логика, рациональность. И понятно, что эти цифровые активы, они ближе к мужскому началу» (Анастасия, 23)
Информанты указывают на меньшую заинтересованность девушек в участии на рынке криптовалют, так как их сфера интересов не пересекается с финансами и техническими областями. Здесь мы снова видим воспроизводство эссенциалистской логики. Условием нахождения на рынке для женщины становится наличие интереса, который «нетипичен для нее» в представлениях информантов, она должна в себе его специально культивировать.
«Вот в маркетинг женщины шли, потому что им было интересно в этой сфере, они делали. В маркетинге много женщин. А в разработке их особо нет. Потому что не хотят, наверное, как многим кажется. Потому что у них интереса нет. Наверное, у мужчин больше интереса, компьютеры, код...» (Ксюша, 23)
В своих рационализациях информанты воспроизводят традиционное разделение ролей мужчин и женщин. Мужчина в представлениях информантов является кормильцем семьи, он принимает финансовые решения, в криптовалютах он видит источник заработка, в то время как женщины предпочитают традиционный источник заработка.
«(У девушек - прим.) другие ценности. Так как их воспитывают, как домохозяек <...> девушки предпочитают традиционный способ заработка, потому что их учили этому изначально» (Дмитрий, 19)
Информанты рефлексируют о том, что это традиционное разделение гендерных ролей формируется в процессе социализации.
«Мне кажется, что это не какая-то дискриминация к крипте, а то, что нам так закладывается с детства: женщины-программисты - это не очень, все программисты -это мужчины, все инженеры тоже мужчины» (Екатерина, 22)
Следующее объяснение заключается в том, что криптовалютный рынок рассматривается как изоморфный к другим сферам, такие как технологии и финансы и, соответственно, воспроизводит их нормативы. Эти сферы структурированы как мужские и это переносится и на рынок криптовалют.
«Это происходит от того, что, например, в программировании и IT плюс-минус такой же перекос. Потому что профессионалов программистов большинство мужчин. <...> А женщины, тут вопрос не в хуже-лучше, а в том, что мужчин в каких-то областях больше, вот и все». (Надежда, 22)
Информанты, преимущественно информанты-девушки, указывают на проявление сексизма и гендерной дискриминации, однако профессионализм женщин, знания о криптовалютах необходимые для работы на рынке криптовалют, решают проблему предвзятого отношения. Они рефлексируют, что эссенциалистский подход с представлениями о гендерных ролях приводит к ситуации наличия гендерной дискриминации и сексизма.
«Я считаю, что в современном мире, в финансовой индустрии, то да, там существует небольшая гендерная дискриминация, если ты женщина, то на тебя смотрят немного по-другому. Но я думаю, что возможно все, все зависит от человека. <...> Я не вижу, кроме такого-то сексизма, с которым ты можешь столкнуться, как и везде, собственно, там нет никаких больше других препятствий». (Полина, 25) Заключение
С одной стороны, в данной исследовательской работе мы проанализировали гендерные различия в криптовалютных практиках. С другой стороны, мы посмотрели, как информанты сами видят картину гендерной асимметрии и как объясняют ее. Мы соединили их опыт реальный с их представлениями о ситуации на рынке, насколько они совпадают.
В то время как информанты говорят про равные структурные возможности и считают, что женщины могут заниматься любыми практиками на рынке, реальный опыт девушек в нашей выборке показывает, что это не совсем так - в наблюдаемых практиках проявляется гендерное неравенство. Никто из девушек-информантов не занимается техническими практиками, разработкой, майнингом и трейдингом. Более того, информанты указывают, что в этих перечисленных практиках на рынке женщин значительно меньше, и что в основном они выполняют «связующие» (привлечение инвесторов) и «вспомогательные» функции, (маркетинг, реклама, дизайн, офис-менеджмент). Про это наши информанты практически не упоминают, когда говорят о том, что все возможно для женщин. Трансляция об «открытости рынка» «спотыкается» о то, что девушки могут сталкиваться с сексизмом, «менее серьезным» отношением, со стереотипным выстраиванием мужчин как более близких к IT сфере и более интеллектуально подкованных в финансовой грамотности, а также с особыми «требованиями», связанными с тем, что это должна быть инициатива самих женщин, и они должны доказать, что могут быть наравне с мужчинами на этом рынке. Гендерная асимметрия нормализуется информантами благодаря эссенциалистским представлениям о мужчинах и женщинах и рассмотрению криптовалютного рынка как изоморфного к финансовому и IT рынкам. В восприятии информантов гендерная асимметрия не является проблемой и не препятствует гармоничному развитию рынка. Возвращаясь к названию исследовательской работы, на данный момент мы можем говорить о том, что при всей открытости рынка «мужской клуб» существует. С одной стороны он воспроизводится на уровне практик, с другой стороны его черты прослеживаются на уровне представлений участников.
Список литературы
1. Биткойны: Купить? Продать? Забыть?! // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116642 (дата обращения: 23.03.2019).
2. Криптовалюты: после хайпа // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9646 (дата обращения: 23.03.2019).
3. За 2018 год количество пользователей криптовалют взлетело на 80% // Finance.ua [Электронный ресурс]. URL: https://news.finance.ua/ru/news/-/441544/za-2018-god-kolichestvo-polzovatelej-kriptovalyut-vzletelo-na-80 (дата обращения: 23.03.2019).
4. Рынок криптовалют // BitcoinWiki [Электронный ресурс]. URL: https://ru.bitcoinwiki.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D 0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB %D1%8E%D1%82 (дата обращения: 23.03.2019).
5. Рынок ICO показал заметный рост в 2018 году. // ClickChain [Электронный ресурс]. URL: https://clickchain.ru/2019/01/07/rynok-ico-pokazal-zametnyj-rost-v-2018-godu/ (дата обращения: 23.03.2019).
6. Блокчейн (мировой рынок) // TADVISER [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1 %8F:%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD_ (%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1 %8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA) (дата обращения: 23.03.2019).
7. Зелизер, В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. Пер. с англ. под науч. ред. А. В. Смирнова и М. С. Добряковой изд. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. 284 c.
8. Where Are The Women In The Blockchain Network // FORBES [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/lamjackie/2017/12/10/where-are-the-women-in-the-blockchain-network/#6598ced1530a (дата обращения: 23.03.2019).
9. Who are the Crypto Investors? // etoro [Электронный ресурс]. URL: https://www.etoro.com/blog/market-insights/who-are-the-crypto-investors/ (дата обращения: 23.03.2019).
10. Study: Women Make Up the Numbers for New Cryptocurrency Investors // CoinJournal [Электронный ресурс]. URL: https://coinjournal.net/study-women-make-up-the-numbers-for-new-cryptocurrency-investors/ (дата обращения: 23.03.2019).
11. DoddN. The Social Life of Money // Princeton University Press. 2014. 448 p.
12. Kirbis I.S., Vehovec M., Galic Z. Relationship between Financial Satisfaction and Financial Literacy: Exploring Gender Differences // Drustvena istrazivanja : casopis za opca drustvena pitanja. 2017. №2. P. 165-185.
13. Halko M.-L., Kaustia M., Alanko E., Journal of Economic Behavior & Organization. 2012. №83. P. 66-81.
14. Dohmen T., Falk A., Huffman D., Sunde U., Schupp J., Wagner G. Individual Risk Attitudes: Measurement, Determinants, and Behavioral Consequences // Journal of the European Economic Association. 2011. №9. С. 522-550.
15. Charness G., Gneezy U. Strong Evidence for Gender Differences in Risk Taking // Journal of Economic Behavior & Organization. 2012. №83. P. 50-58.
16. Hira T.K., Mugenda O. Gender Differences in Financial Perceptions, Behaviors and Satisfaction. // Journal of Financial Planning. 2000. №13. P. 86-92.
17. Hira T.K., Loibl C. Gender Differences in Investment Behavior // Handbook of Consumer Finance Research. 2006. P. 253-270.
18. Barber, B.M., Odean, T. Boys will be boys: gender, overconfidence, and common stock investment. // Q. J. Econ. 2001. № 116. P. 261-292.
19.Marinelli N., Mazzoli C., Palmucci F. How does gender really affect investment behavior? // Economics Letters. 2017. №151. P. 253-270.
20. Are married women less risk-averse? If so, why? // VOX. URL: https://voxeu.org/article/why-are-married-women-less-risk-averse-investors (дата обращения: 23.03.2017).
21. Schubert R., Brown M., Gysler M., Brachinger H. Financial Decision-Making: Are Women Really More Risk-Averse? // American Economic Review. 1999. №89. P.381-385.
22. Grohmann A., Kouwenberg R., Menkhoff L. Childhood roots of financial literacy // Journal of Economic Psychology. 2015. № 51. P. 114-133.
23. DoddN. The social life of Bitcoin // Theory, Culture&Society. 2017. P. 1-27.