Научная статья на тему 'МУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОЮ'

МУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИК / ОРКЕСТР / МУЗВЗВОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кретов Виктор Петрович

В материале рассказывается о том, как функционировал в послевоенные годы в Советской армии институт воспитанников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОЮ»

18 Александра [видимо, имеется в виду текст написанный рукой Александра].

19 Непосредственно после переворота.

20 См.: Панинские материалы. VII. С. 231, 232. Панин ошибался. Хотя взгляды и проекты Панина получили полное одобрение Александра, гнев последнего против него был вызван его планом регентства, как мы это дальше выясним.

(Продолжение следует)

Продолжение. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2008. №6—7, 9—11.

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

КРЕТОВ Виктор Петрович —

бывший воспитанник Воскресенского детского дома, служащий Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова, полковник в отставке (г. Краснознаменск Московской обл.)

МУЖАЛИ ЮНОШИ В СТРОЮ

В 1952 году я, пятнадцатилетний воспитанник Воскресенского детского дома Московской области, заканчивал седьмой класс общеобразовательной школы. Вместе с воспитателем обсуждалась перспектива моего дальнейшего образования после выхода из детского дома. Рассматривались варианты поступления в техникум или в педагогическое училище. Но у меня была мечта: стать военным, как отец, погибший в Великую Отечественную войну.

Однажды, после репетиции духового оркестра, где я занимался у руководителя оркестра Л.А.Петкевича, он остановил меня и задал вопрос: куда собираюсь поступать после окончания школы, кем хочу стать. С ответом я не спешил, обдумывал. Видя моё замешательство, Людомир Антонович сказал: «У тебя есть задатки стать хорошим музыкантом, но для начала послужи в полковом оркестре воспитанником. Пройди мой путь. Под руководством дирижёра и музыкантов-наставников станешь совершенствовать исполнительское мастерство, будешь учиться. Окончишь общеобразовательную школу, получишь аттестат зрелости. А там откроется перед тобой перспектива. Всё будет зависеть от тебя самого. Выдержишь проверку временем — станешь человеком». Слова наставника запали мне в душу, не давали покоя.

Решение волновавшего меня вопроса ускорил случай. К нам в детский дом на праздник приехало руководство из воинской части. В его составе был И.А.Евдокимов, сверхсрочник, баритонист оркестра. После знакомства с ним Иван Афанасьевич рассказал мне, что у них в оркестре служат

воспитанники примерно моего возраста. Они осваивали один из духовых инструментов и готовилось к военной службе. После разговора со сверхсрочником я встретился с Людомиром Антоновичем и сказал, что согласен с его предложением.

Вскоре мы поехали в старинный подмосковный город Коломну, в воинскую часть 74386, чтобы я представился командиру части и дирижёру оркестра. Петкевич вёз письмо от директора детского дома к командиру части: «Препровождается воспитанник детского дома Пищулин Виктор Петрович для зачисления его музыкантом в воинскую часть. И дополнительно высылаю Вам документы: свидетельство о смерти матери, копию извещения о гибели отца и характеристику. А так же детский дом передаёт в личное пользование Виктору Пищулину духовой инструмент кларнет «Б» в футляре».

Из детдомовской характеристики: «Витя Пищулин, подросток пятнадцати лет. В детский дом поступил в 1950 году из семьи Ушаковых, а опекуном его была шестидесятилетняя Мария Нефёдовна. Мать Виктора Вера Нефёдовна Пищулина умерла в 1940году, когда ему шёл четвёртый год, а отец Пётр Павлович Кретов, офицер Красной армии, погиб в 1941году. Характер у Виктора устойчивый, уравновешенный, спокойный. Поведение хорошее. В школе учился старательно, обнаружил склонность к гуманитарным предметам. Физически развит. Увлекается гимнастикой, акробатикой. Активно участвовал в художественной самодеятельности. Посещал занятия в духовом оркестре, учился играть на кларнете. Руководитель оркестра Л.А.Петкевич хорошо отзывается о своём ученике...».

По прибытию в оркестр состоялось моё знакомство с воспитанниками Володей Попиралкиным, Гришей Зотовым, Рудольфом Медведевым, Вадимом Бадиковым. В оркестре они были уже не первый год, успешно осваивали один из духовых инструментов и играли в составе оркестра. Музыканты-сверхсрочники и солдаты срочной службы встретили меня тепло. Со всеми ребятами-воспитанниками с первых же дней установилось взаимопонимание, а с Гришей Зотовым мы подружились. Моим наставником стал сержант-сверхсрочник Иван Евдокимов. Дирижёром оркестра был выпускник военно-дирижерского факультета Московской консерватории капитан Березюк.

Но к моему большому огорчению пребывание в этом коллективе было непродолжительным, всего полгода. В феврале 1953года из Ленинграда в Коломну было передислоцировано артиллерийское училище со своим оркестром и дирижёром. Командованием было принято решение откомандировать Вадима Бадикова, Рудольфа Медведева и меня в войсковую часть, которая дислоцировалась неподалеку от Рязани. С грустью расставался я с музыкантами, которые по-дружески приняли меня. Здесь был сплочённый и профессиональный коллектив, дирижёр и старшина оркестра по-отечески заботились о воспитанниках, вникали в их нужды. Были созданы хорошие бытовые условия: благоустроенная казарма. В распоряжении личного состава музвзвода было просторное спальное помещение и место, где проходили репетиции оркестра. Питались мы в уютной небольшой столовой. К столу подавалась простая, согласно установленной солдатам нормы, вкусно приготовленная еда. Была ещё одна причина грустить: я отдалялся от детского дома, с которым не прекращал связь. К тому же мне очень не хотелось прерывать учёбу в школе рабочей молодёжи, куда я поступил и учился в восьмом классе.

В оркестре, куда мы прибыли, уже были четверо воспитанников — выпускники военно-музыкального училища примерно моего возраста: Коля Дрякин, Лёня Дулин, Витя Стрельников и Ваня Кравцов. Носили они голубые погоны, и нам пришлось срочно сменить свои чёрные артиллерийские, на «лётные» голубые. Только эмблема-лира, обозначающая принадлежность к

оркестровой службе, оставалась неизменной. Основу оркестра составляли солдаты срочной службы и сверхсрочники. Среди них были и сыны полков — участники Великой Отечественной войны. Наша новая войсковая часть называлась Военной офицерской авиационной школой боевого применения Дальней авиации (с апреля 1954года — 30-я военная авиационная школа боевого применения Дальней авиации). Её командиром был генерал-лейтенант авиации Н.А.Волков, а начальником штаба — полковник Фёдоров. Дирижёром оркестра был майор Альникин — Моцарт, как его называли музыканты за глаза, а старшиной музвзвода — старшина сверхсрочной службы Сесёлкин.

Здесь я более трёх лет вместе со своими товарищами, помимо совершенствования навыков игры на духовом инструменте — кларнете, исполнял оркестровые наряды, познавал армейскую науку на плацу и в спортивном городке, нёс службу в суточном наряде, а во «внеслужебное время» посещал общеобразовательную школу. Скидок на возраст воспитанникам не делалось.

Пятьдесят пять лет прошло с той поры, утрачены связи с побратимами и однокашниками, и только память всё настойчивее возвращает к прошлому, напоминает о юности в погонах.

В мае 1998 года в Вооружённых силах Российской Федерации был восстановлен институт воспитанников. Армейские полки и подразделения, как и в далёкие времена наших предков, и во время Великой Отечественной войны, вновь стали местом приюта обездоленных ребят.

Возрождение традиции началось с зенитно-ракетной бригады ПВО Московского военного округа, когда командир бригады полковник Алексей Валов под личную ответственность взял на воспитание в часть сразу двенадцать малолетних пацанов.

Потребовалось время, чтобы сыновья полков и командиры, их усыновившие, получили юридическую поддержку государства. В феврале 2000года вышло постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия. В сентябре 2000 года постановлением Правительства было утверждено Положение о статусе воспитанника воинской части. Министр обороны Российской Федерации приказом от 19мая 2001года №235 узаконил статус воспитанника в армии и на флоте. Был определён перечень соединений и воинских частей, которым разрешалось зачисление воспитанников.

Создана правительственная комиссия для подготовки предложения по оказанию благотворительной помощи воспитанникам, их социальной и правовой защиты после окончания общеобразовательной школы. Процессу закрепления статуса воспитанника войсковой части уделяют внимание средства массовой информации: телевидение, пресса («Российская газета», «Красная звезда», «Военно-исторический журнал», журнал «Ориентир»). Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации изучает накопленный армией опыт по воспитанию сирот, оставшихся без попечения родителей.

Примером положительного опыта работы с воспитанниками служит войсковая часть полковника Владимира Толстого в Ленинградском военном округе. Эта часть взяла на воспитание двенадцать ребят-сирот. Для жизни, учёбы и быта им созданы достойные условия. Воспитанники проживают в отдельном благоустроенном общежитии. Их быт регламентирован распорядком дня. Командование части вместе с администрацией муниципальных образований обеспечивают охрану и укрепление здоровья, отдых и организованный досуг, развитие творческих способностей

и интересов воспитанников. Ребятам гарантировано получение общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Воспитанникам предоставляется каникулярный отпуск после завершения учебных занятий в общеобразовательной школе на зимние, весенние, летние и осенние каникулы. Окончив школу, по ходатайству командира части они могут поступать в военные учебные заведения, имея преимущественное на это право. Питание и приготовление пищи ребятам осуществляется по нормам для кадетских корпусов и суворовских военных училищ. Разработан ритуал посвящения в воспитанники, который предусматривает «Клятву воспитанника» и закрепление оружия. С воспитанниками занимается офицер с соответствующим образованием.

Командир Белгородского учебного центра ВВС полковник Виктор Баранов в 2005году взял на воспитание четырёх мальчишек, у которых не было семьёй. Для них в одной из казарм выделили три комнаты, сделали добротный ремонт, оборудовали и закупили всё необходимое для занятий. Ребят поставили на все виды довольствия. В общеобразовательной школе, где они учатся, им дают ежедневно 200гр молока. Мэр города лично привозит воспитанникам мёд со своей пасеки. Форма воспитанников сшита на заказ.

Больше всего воспитанников в частях Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. В каждом соединении химиков Московского военного округа живут и воспитываются от шести до восьми сирот. Детскому подразделению — взводу 3-й бригады РХБЗ из Кинешмы в текущем году исполняется десять лет со дня создания.

Моё поколение ребят-воспитанников жило в другое время и в иных условиях. Прошло всего семь лет как окончилась Великая Отечественная война. Её последствия, несмотря на усилия государства, всё ещё ощущались населением страны: не хватало продовольствия, промышленных товаров, самого необходимого. Бедность сказывалась во всём, даже в самом малом. Это состояние особенно испытывали дети и подростки, оставшиеся без родителей. Для них в эти годы было чрезвычайно важно находиться под покровительством государства, иметь постоянный кров, пищу, одежду. Вот тогда, будучи подростками, кто из детских домов, кто из семей, утративших близких, мы добровольно надели гимнастёрки и серые шинели с погонами и по-настоящему включились в армейскую жизнь. Нас меньше всего интересовал статус воспитанника, мы старались как можно скорее уверенно овладеть духовым инструментом, чтобы вместе со старшими товарищами-музыкантами оркестра участвовать во всех мероприятиях. Нашим оружием были музыкальные инструменты. Из воспитанников можно было образовать малый духовой оркестр: среди нас были трубач, флейтист, кларнетист, тенорист, альтист, тромбонист и басист.

Музвзвод размещался в отдельном небольшом домике старой деревянной постройки. В нём не было предусмотрено ни канализации, ни водопровода, ни центрального отопления. За водой ходили в соседнюю солдатскую казарму. В холодное время года необходимую температуру в помещении поддерживали с помощью печки-буржуйки, которую топили дровами. Воспитанники размещались здесь же, в небольшой комнате, отдельно от солдат срочной службы. Кровати были двухъярусные, между ними стояли индивидуальные прикроватные тумбочки. Тюфяки и наволочки осенью набивали свежей соломой. За воспитанниками был закреплён командир отделения, сержант срочной службы из состава оркестра, тоже из бывших воспитанников. Местом наших занятий была большая комната — оркестровая, как мы её называли. Здесь хранились инструменты и проходили репетиции оркестра.

Питались воспитанники в общей солдатской столовой по норме, установленной для всего личного состава части. За общим столом могли разместиться двенадцать—четырнадцать человек. О разнообразии пищи что-либо сказать затрудняюсь, но мы были сыты. Дополнительных продуктов воспитанникам не выдавали. Солдатам полагалась махорка, а нам выдавали 800 гр сахара каждому.

Хотелось бы обратить особое внимание на столовую. Это был больших размеров ангар, предназначенный для самолёта-бомбардировщика Ту-4, приспособленный под солдатскую столовую. К нему сделали пристройку, где готовилась и откуда выдавалась еда. Здесь одновременно могли принимать пищу несколько больших подразделений. Потолка как такового не было, а был металлический каркас, на котором держалась крыша. В период обильного таяния снега, по весне, и при дождливой погоде капли воды могли попасть и в миску. Здание не отапливалось, поэтому в холодное время ели в шинелях.

Посещение общеобразовательной школы воспитанниками не было обязательным. И знал ли наш дирижёр, что кто-то из его воспитанников учится в школе, припомнить не могу. Занятия проходили во второй половине дня, после обеда, когда музыкальных репетиций распорядком дня не предусматривалось. Отыграв на разводе караулов, музыканты могли располагать свободным временем.

В школу ходили Коля Дрякин, Витя Стрельников, Валя Попов. Я также сразу по прибытию продолжил учёбу, вместе с Колей учился в восьмом классе. В гарнизоне при средней образовательной школе был образован класс, в котором занимались не имевшие среднего образования офицеры в званиях младший лейтенант и лейтенант.

В одном классе с офицерами учились и мы с Колей Дрякиным. От платы за обучение в школе, в отличие от офицеров, мы были освобождены. Необходимо заметить, что воспитанники не получали денежного содержания, а ведь нужны были учебники и письменные принадлежности. Когда часть была рядом с детским домом, то всё необходимое для учёбы я привозил оттуда. На новом же месте такой возможности у меня не стало. Однажды мы с Колей отважились и пошли к начальнику штаба полковнику Фёдорову просить денег. Выслушав нас и узнав причину просьбы, он сказал, что денег дать не может, но разрешает музыкантам оркестра два раза в неделю играть за плату на танцах для семей гарнизона. Приглашали оркестр для участия в мероприятиях и на договорной основе, за что тоже платили небольшие деньги. Но это были редкие случаи. Так мы находили средства на учёбу. На первые деньги воспитанники приобрели всё, что требовалось для школы. Купили крем для обуви, щётки, одеколон, материал на подворотнички, конверты и другие мелочи, необходимые в солдатском быту.

Помимо участия в воинских ритуалах и проводимых в гарнизоне плановых и внеплановых мероприятий, оркестр часто выезжал за пределы гарнизона в Рязань, откуда музыканты нередко возвращались за полночь. Следует заметить, что воспитанники оркестра участвовали в них все без исключения, если только не находились во внутреннем наряде.

Кроме музыкальных занятий с воспитанниками, согласно утверждённым расписанием, проводилась строевая и физическая подготовка. Изучали уставы и материальную часть трёхлинейки. Проводились утренние осмотры и вечерние поверки.

Я не помню случая, чтобы нам давали послабления в выполнении правил установленного воинского порядка. Если это музыкальная партия марша, за исполнение которой отвечаешь и

которую необходимо исполнять как положено и наизусть, то делом чести каждого становилось добиться этого и получить хорошую оценку дирижёра. Если это физическая подготовка, то обязательно добивались выполнения норматива. Ребята лихо преодолевали гимнастического коня, уверенно выполняли подъём разгибом и другие гимнастические упражнения.

За провинности (опоздание в строй, не отдание воинской чести, пререкание, неопрятный внешний вид и другие упущения) следовало наказание в виде внеочередных нарядов. Никто не пытался оспаривать законность применяемых к воспитанникам мер дисциплинарного воздействия. Пребывание в армии для нас становилось долгом и обязанностью добросовестно исполнять любое дело, которое нам поручалось. Воспитанники, без преувеличения, находились на положении солдат. По-видимому, и наши начальники забывали, что мы — воспитанники.

В характеристике, данной мне дирижёром при поступлении в военное училище, даже было отмечено: «Были случаи пререкания со старшими начальниками».

Воспитанникам ежегодно предоставлялся отпуск сроком на тридцать суток. Но использовали его не все, так как у многих не было родственников, и отпуск воспитанники проводили при части. Я же на время своего отпуска убывал в детский дом в «имение Спасское».

У каждого воспитанника был выбор: учиться в школе и получить аттестат зрелости, поступить в учебное заведение и приобрести профессию или по достижению девятнадцати лет, приняв военную присягу, стать солдатом срочной, а затем и сверхсрочной службы в том же оркестре. Немало было ребят, которые, несмотря на трудности, учились и заканчивали школу. Николай Дрякин, Валентин Попов поступили в военные училища и получили дипломы о военном образовании.

Думаю и другие воспитанники из Коломны и Рязани, с кем мне довелось в ранние годы надеть солдатские шинели, не потерялись, получили образование, заняли достойное место в обществе.

Современные условия жизни людей нашего государства изменились: больше, разнообразнее и доступнее стало жизненных благ, удобств и соблазнов. В то же время, к сожалению, почитаемые ранее человеческие ценности, такие как честность, порядочность, трудолюбие, уважительное отношение к человеку труда у части населения оказались не в почёте. Всё это в своей работе с воспитанниками должны учитывать командиры.

Смею утверждать, что у каждого человека должен быть жизненный стержень, которого следует держаться и который включает: честь, совесть, достоинство, верность традициям, патриотизм.

Создавая воспитанникам достойные условия для жизни и учёбы, на мой взгляд, с ними следует проводить большой комплекс воспитательных работ, уделять пристальное внимание их профессиональной ориентации. Следует настойчиво, неустанно воспитывать чувство патриотизма, стремление благородными поступками служить интересам своего народа, своей Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.