Научная статья на тему 'Музею изобразительных искусств г Комсомольска на Амуре 40 лет'

Музею изобразительных искусств г Комсомольска на Амуре 40 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музею изобразительных искусств г Комсомольска на Амуре 40 лет»

Л. В. Ковалева

МУЗЕЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ - 40 лет

Музей изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре был открыт в 1966 г. Город юности, город молодых и творческих людей, в котором кипела не только производственная деятельность, но и художественная жизнь, сумел организовать картинную галерею, которая вскоре превратилась в Музей советского изобразительного искусства.

Формирование музейной коллекции шло различными путями. Ко времени выхода в январе 1966 г. приказа Министерства культуры РСФСР «Об открытии в г. Комсомольске-на-Амуре Музея советского изобразительного искусства» его собрание уже насчитывало 375 произведений живописи, графики и скульптуры. Основой коллекции стали произведения художников всего Советского Союза как переданные лично авторами, так и отобранные дирекцией Художественного фонда РСФСР и других союзных республик. Первая выставка из фондов музея открылась в июле 1966 г. На ней были представлены работы выдающихся советских художников: Дейнеки, Фаворского, Кукрыниксов, Кончаловского, Асламазян и многих других. Информация об этой выставке прошла не только в органах краевой печати, но и в центральных газетах «Правда», «Советская культура». Благодаря активной деятельности коллектива музея к 1973 г. в коллекции находилось уже около 1300 единиц хранения. В этом же году музей переехал в новое помещение, а в ноябре 1991 г. получил здание бывшего Дома политпросвещения, где и находится по сей день.

В 1970-1990 гг. директорами музея поочередно были: В. Д. Баша, Н.В. Швец, Е Ю. Турчинская, С.В. Хомич.

Одним из интереснейших периодов в развитии музея было время с 1981 по 1996 гг., когда в нем работала Елена Юльевна Турчинская сначала в качестве заместителя директора по науке, а затем в течение 10 лет директором. Именно она создала в музее атмосферу творчества и научного поиска. В эти годы была разработана научная концепция музея, было положено начало новым коллекциям: зарубежного, древнерусского искусства, народного искусства Дальнего Востока. Коллекция народного искусства возникла после долгих споров о том, что такое народное искусство и стоит ли его сохранять в Музее изобразительных искусств. Но именно в 80-е гг. стало понятно, что многие традиционные для Приамурья и России ремесла исчезают. Не плетутся лапти, не делаются туески, многие старинные узоры утеряны, а с ними и секреты красок, технологий. И оказалось, что халат из рыбьей кожи с аппликациями, с бронзовыми подвесками можно увидеть уже только в музее, поэтому наш музей начал собирать, сохранять и изучать то, что еще осталось.

Основная часть коллекции собрана в 80-е гг. и сегодня насчитывает около 1500 экспонатов. Самая многочисленная её часть представляет традиционное искусство коренных народов Приамурья: нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев, орочей, эвенов и эвенков. Коллекция собиралась научными сотрудниками во время экспедиций по селам и посел-

Ковалева Любовь Васильевна — директор Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств.

Выпуск № 1, 2008 г.

кам, расположенным вдоль р. Амур, т.е. комплектовалась в местах бытования изделий традиционной культуры, где народное искусство предстает в этнографически достоверных, подлинно художественных произведениях, достойных представлять народные ремёсла в музейной экспозиции. Редчайшие, уникальнейшие вещи зачастую находили сваленными в сараях и на чердаках. Записывали также сказки, легенды, игры и даже то, как в них играли.

В дальнейшем коллекция пополнялась не только за счет полевых находок, но и подарков, закупок в художественных артелях и непосредственно у народных мастеров. В собрании представлены работы крупнейших мастеров традиционного искусства, членов Союза художников России О. Л. Росугбу, А. А. Самар, Л.У. Пассар, А.П. Надеина, Ю.Д. Самар, Р. Г. Самар и др.

В настоящий момент в собрании музея имеется одна из лучших на Дальнем Востоке коллекция ритуальной скульптуры народов Приамурья одной из интересных, но малоизученных областей народного творчества. Сэвэны (бурханы, идолы, онгоны, сэвэны) так называли воплощение духов нанайцы. Они могли быть сделаны из различных материалов при разнообразной технике обработки. Основу коллекции составляют сэвэны, сделанные из древесины (лиственницы, ивовых пород, осины).

Культовая скульптура, где бы она ни локализовалась в фанзе или вне её является воплощением духов покровителей. В жилище она поддерживала и гарантировала «одомашненность» пространства, укрепляла границы человеческого жилья. Вне жилища обладала способностью приносить благополучие предпринятому мероприятию, становилась скульптурным воплощением бога или помощником шамана. Скульптура занимала вполне определенное место в соответствии со значением её в общей картине мира. А почитание определяло общий ритм, «который связывает воедино пространственные и временные координаты», всеобщую формулу жизни.

Определенному религиозному образу соответствует и определенный художественный образ. Деревянные скульптуры нарочито обобщены. Но несмотря на условность, свойственную скульптуре, врожденная любовь к красоте, поэзии, творчеству всегда оставляла место для фантазии искусных мастеров.

Кроме того, в коллекции музея представлена национальная одежда народов Приамурья начиная с 1862 г. Основным элементом одежды мужской, женской, детской, летней и зимней для большинства народов Амура был запашной халат. Он шился из рыбьей кожи, ткани, ровдуги, с различной декоративной отделкой по срезам. Особенной красотой отличаются халаты свадебного комплекса. Кроме халата, национальный костюм народов Приамурья включает в себя множество элементов: ноговицы, пояс, воротник, нарукавники, передник, и, конечно, головной убор и обувь. Подбор, сочетание и форма этих элементов зависят от назначения костюма.

Коллекция произведений славянских переселенцев несколько меньше по количеству, чем приамурская, в силу специфики ее бытования на новых для нее землях. Отправляясь из Украины, Белоруссии, из Центральных областей России на далекий Дальний Восток, переселенцы везли с собой только самое дорогое и самое нужное. Но традиционные ремесла ткачество, вышивка, резьба и роспись по дереву не были утрачены. Сегодня в коллекции русского народного искусства большое место занимают предметы художественных промыслов России: вологодское и рязанское кружево, посуда из Гжели и лаковые шкатулки Палеха и Мстеры, и, конечно, игрушки практически всех знаменитых керамических центров дымковская, филимоновская, каргопольская и др.

Основную часть раздела зарубежного искусства составляют произведения Китая, Японии, Кореи XIX - XX вв. Особую ценность имеет коллекция китайских лубков конца XIX - нач. XX вв., гравюры Киотской школы середины XIX в. Большую ценность имеют несколько полотен С.Р. Бонгарта (1918-1985), его картина «Две старухи».

Музей имеет лучшую на Дальнем Востоке коллекцию художественных произведений мастеров ближнего зарубежья Прибалтики, Закавказья, Средней Азии.

Древнерусское искусство представлено иконой, рукописной и старопечатной книгой. В разделе русского искусства интересны гравюры К. Гуна, С. Галактионова, Е. Скот-никова, К. Ческого.

Самый большой раздел собрания искусство советского периода (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство) представлено творчеством А. Дейнеки, В. Иогансона, П. Кончаловского, И. Шевандро-новой, В. Фаворского, Г. Верейского, Кукрыниксов, Е. Кибрика, С. Вирсаладзе, А. Бенуа, Ф. Беренштама, М. Манизера, Л. Кебеля, Н. Крандиевской и др. Значительная коллекция произведений художников российского Дальнего Востока и г. Комсомольска-на-Амуре даёт представление о развитии искусства региона. Уникально собрание российской и зарубежной промышленной графики, охватывающее период с 1870 по 1960 гг., широко представлен советский плакат.

В настоящее время в запасниках музея находится более 14 тысяч экспонатов, проводится 15-20 выставок ежегодно. Музей сотрудничает с Дальневосточным художественным музеем (г. Хабаровск), Хабаровским краевым краеведческим музеем им. Н.Н. Гродекова, краеведческим музеем г. Николаевска-на-Амуре, консульствами Японии, Китая, КНДР. Совместные выставочные проекты неизменно вызывают повышенный интерес у зрителей, поэтому мы стараемся расширить географию межмузейного обмена и всегда открыты для сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.