Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЙ ЧАС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

МУЗЕЙНЫЙ ЧАС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МУЗЕЙНЫЙ ЧАС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Светлана Борисовна, Гайнутдинова Юлия Александровна

В статье представлен опыт применения музейной технологии в воспитании дошкольников в рамках проекта «Мини музей в дошкольном образовательном учреждении: Приобщение детей к культурному наследию средствами музейной педагогики». Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно пространственную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Светлана Борисовна, Гайнутдинова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM HOUR FOR CHILDREN OF THE SENIOR GROUP "AUTUMN FANTASIES" (FROM WORK EXPERIENCE)

The article presents the experience of using museum technology in the education of preschoolers in the framework of the project "Mini museum in a preschool educational institution: Introducing children to cultural heritage by means of museum pedagogy". Museum pedagogy is an innovative technology in the field of personal education of children, creating conditions for the immersion of the individual in a specially organized subject spatial environment.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЙ ЧАС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Дошкольное образование

УДК 373.2

МУЗЕЙНЫЙ ЧАС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» (из опыта работы)

Богданова С.Б.

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 90», Березники, Пермский край, Россия. E-mail: juliyserg1@gmail.com

Гайнутдинова Ю.А.

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад juliyserg1@gmail.com

№ 90», Березники, Пермский край, Россия. E-mail:

Аннотация. В статье представлен опыт применения музейной технологии в воспитании дошкольников в рамках проекта «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении: Приобщение детей к культурному наследию средствами музейной педагогики». Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Ключевые слова: музейная педагогика,

Актуальность. Исходя из слов Д.И. Фельдштейна: «Существует в нашем Большом Человеческом Мире - Мир Детства и Мир Взрослых. Хотим мы этого, или не хотим, но реально задача каждого родившегося на Земле ребенка - из Мира Детства прийти в Мир Взрослых. Проблема в том, что сделать это можно только с помощью проводника - доверенного человека из Взрослого Мира». А в качестве связующего звена с миром детства мы предлагаем средства музейной педагогики, которые помогут раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. При таком подходе, не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль педагога.

воспитание дошкольников, музейный час.

Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому эти экспозиции в ДОУ называются «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев -вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Мини-музей это и результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей. Где родители являются активными помощниками в создании мини музея.

Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания.

Использованием ИКТ-технологий в рамках музейных встреч, позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае за-действуются различные каналы восприятия, что дает возможность заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Материал построен на синтезе искусств (поэзии, музыке, живописи, ДНИ, мультипликации), который предполагает становление предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания мира природы и формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Одной из форм работы мини-музея -музейный час. Далее приведем пример проведения такого часа.

Конспект Музейный час для детей старшей группы «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»

Цель: способствовать формированию у детей эстетического отношения к миру посредством синтеза искусств.

Задачи:

- Развивать художественное восприятие путем сочетания художественных репродукций, поэтического слова и музыки;

- учить всматриваться в картины русских художников, искать «загадку» пейзажа, развивать эмоциональную отзывчивость на внешнее и внутреннее содержание предлагаемых пейзажных картин;

- развивать у детей интерес к средствам выразительности искусства, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение;

- развивать чувство эмпатии , умение ставить себя на место человека искусства. Оборудование:

Материалы для озвучивания пейзажных картин: куски пенопласта, фольги; музыкальные инструменты для оркестра (треугольники, колокольчики);

Материалы для танцев: веера, осенние листья, снежинки, цветные ленточки

Технические средства: Медиапроек-тор, экран, ноутбук, электронная презентация к мероприятию. Ход занятия:

Дети заходят в зал, где их встречают воспитатель и музыкальный руководитель. На экране заставка: «Добро пожаловать в Мир искусства».

Музыкальный руководитель: Следом за летом осень идёт, Жёлтые песни ей ветер поёт, Красную под ноги стелет листву, Белой пушинкой летит в синеву. (В. Степанов).

Носледние недели гуляет по нашей земле Осень, осыпая нас разноцветными листьями, угощая грибами и последними ягодами, радуя ласковыми солнечными лучами и мимолетными дождиками. Мы собрались сегодня в нашем музыкальном зале для того, чтобы еще раз вспомнить всё хорошее, чем одарило нас это время года. В путешествие по миру осени мы отправимся по тропинкам красоты, а проводниками у нас будут удивительные люди, тонко чувствующие эту красоту - художники, композиторы и поэты. Итак, в путь!

Дети исполняют танцевальную импровизацию «Осенний вальс»

На слайде картина «Неожиданный снег» Б. Щербакова (рис.1).

Рис. 1. «Неожиданный снег» Б. Щербаков

Воспитатель: Куда же это мы попали?! Высокий холм возле синей реки весь усыпан искрящимся белым снегом, даже смотреть больно, вокруг поляны деревья замерли. Как вы думаете, это зима или осень? Почему? (предположительные ответы детей) Верно, березки вокруг снежной полянки все в золотых сияющих листьях - кроны густые и яркие, светятся как солнышки. Может такое быть? Неожиданно, правда?

Картина Б. Щербакова так и называется

- «Неожиданный снег». Наверно, не только художник удивился, но и сами березки, которые проснулись утром по колено в снегу, первом этой осенью. А вам хочется распахнуть волшебное окно в эту картину

- услышать ее, почувствовать? Как вы думаете, какие звуки мы можем услышать здесь? Скрип снега под ногами, шуршание листьев и волн в реке, наполненных снежинками. Давайте оживим картину - озвучим её.

Озвучивание картины при помощи пенопласта и фольги (рис. 2).

Рис. 2. Озвучивание картины

Слышите, а снег-то таять начал: зазвенел, ручейками под горку в реку покатился. И нам отправляться за ним пора, на следующую картину!

Танец импровизация с листьями и снежинками под вальс А. Петрова «Берегись автомобиля» (рис. 3).

Рис. 3. Танец импровизация с листьями и снежинками

На экране слайд: коллаж картин «Осенние ветры» (рис. 4).

Музыкальный руководитель:

На три стороны свет распахнулся, Зашумел, зашуршал, улыбнулся. Что случилось на белом свете? Здесь гуляют осенние ветры!

Рис. 4. Коллаж «Осенние ветры». Фрагменты картин И.И. Левитана

Здесь сразу несколько фрагментов картин и все наполнены ветрами. А вы их видите? Как сумели художники нарисовать ветер в картинах? (Наклон деревьев, кустов и трав, кружение птиц и полет листьев). В какой картине самый сильный, мрачный осенний ветер? Откуда он летит,

в каком направлении? Напойте, как он звучит.

Дети пропевают на разные гласные звуки движение ветра: О — вверх-вниз,

И — вправо-влево, У — клубком. Сопровождая пение движением рук и динамическими оттенками.

. Воспитатель: А в какой картине живёт разноцветный ветер? (предположительные ответы детей) Верно. Посмотрите, как он кружится в кронах деревьев, скручивает радужный солнышкин шарф в разноцветное колесо. А как он поет? Какой по характеру? (ответы детей). А здесь самый беспокойный, непоседливый ветер - он свистит и хлопает крыльями птиц, кричит птичьими голосами.

Давайте и мы с вами превратимся в осенние ветерки, покружимся, поиграем. Танец-импровизация под песню «Проказница Осень» с веерами и цветными ленточками (рис. 5).

Рис. 5. Танец-импровизация под песню «Проказница Осень» с веерами и цветными ленточками

Музыкальный руководитель:

Дин - дон, дин- дон, Слышу шелест, слышу звон. Это кто же здесь звенит? Кто на веточках сидит? Это птички - невелички, Это звонкие.. .(синички)!

На экране слайд: картина «Синицы» И. Кустановича (рис. 6)..

Рис. 6. «Синицы» И. Кустанович

Красивая картина, только кажется, что вся она затянута льдистые ломаным стеклом. Наверное, зима мимо на облаке пролетала, была не в духе и рассердилась на непоседливых птичек - дохнула своим ледяным дыханием и заморозила. Давайте злое колдовство разрушим добрым волшебством - музыкой. Импровизационный оркестр «Колокольчики с треугольниками».

Рис. 7. Импровизационный оркестр «Колокольчики с треугольниками»

На экране слайд: картина «Осень под зонтом»

Рис. 8. «Осень под зонтом»

Музыкальный руководитель:

Вспышки огней - фейерверка не жди, Это гуляют цветные дожди. Осень сияет, кружится, поёт, Осень с зонтами на танец зовёт.

Дети исполняют «Танец с зонтиками», муз. А. Петрова из кинофильма «Осенний марафон»

На экране слайд - «До новых встреч в Мире искусства»

Воспитатель: В сухом бору дремота сосен,

Покоем веет от полей,

На юг уходит наша Осень,

Держась за нитку журавлей. (Т. Белозёров)

У Осени тысяча лиц: она то вспыхивает ярким фейерверком красок, то прикрывается серой пеленой дождя; то теплым солнышком пригреет, то навалится на плечи тяжелыми холодными тучами и метнёт пригоршню мокрого снега за шиворот. И только на картинах художников она остается неизменной, но такой удивительной и разнообразной, что хочется любоваться ей снова и снова. Любоваться и слушать музыку и стихи, помогающие полнее ощутить Осень в удивительном Мире Искусства.

До новых встреч, в волшебном мире Искусства.

Дети прощаются и уходят в группу.

Выводы и заключение

Музейно-педагогическая работа в детском саду - это творческая деятельность всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников.

Жз© Литература

(^да^Ж 1- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» / Е.А. Байдина// Справочник старшего воспитателя. 2013. № 2. С. 32-37.

2. Безрукова М.И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М.И. Безрукова, Н.Н. Волкова // Образование и воспитание. 2018. № 3 (18). С. 9-11.

3. Малюшова Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. 2009. № 11. С. 24-29.

4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду / Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. М: Линка-Пресс, 2008

5. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С. 38-42.

6. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. 2007. № 10. С. 44-50.

7. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 58-63.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Богданова С.Б. Музейный час для детей старшей группы «Осенние фантазии» (из опыта работы) / С.Б. Богданова, Ю.А. Гайнутдинова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 2. С. 11-19.

Сведения об авторах Богданова Светлана Борисовна

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 90», Березники, Пермский край juliyserg1@gmail.com

Гайнутдинова Юлия Александровна

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 90», Березники, Пермский край juliyserg1@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 2, pp. 11-19.

MUSEUM HOUR FOR CHILDREN OF THE SENIOR GROUP "AUTUMN FANTASIES" (from work experience)

Bogdanova S.B.

Educator

Kindergarten no. 90, Berezniki, Perm Krai, Russia. E-mail: juliyserg1@gmail.com

Gainutdinova Yu. A.

music director

Kindergarten no. 90, Berezniki, Perm Krai, Russia. E-mail: juliyserg1@gmail.com

Abstract. The article presents the experience of using museum technology in the education of preschoolers in the framework of the project "Mini-museum in a preschool educational institution: Introducing children to cultural heritage by means of museum pedagogy". Museum pedagogy is an innovative technology in the field of personal education of children, creating conditions for the immersion of the individual in a specially organized subject-spatial environment.

Keywords: museum pedagogy, preschool education, museum hour. References

1. Baydina E.A. Mini-muzey v DOU kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya» [Minimuseum in Preschool Educational Institution as a means of patriotic education"]. Spravochnik starshego vospitatelya [Handbook of senior educator], 2013, no. 2, pp. 32-37. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bezrukova M.I., Volkova N.N. Muzeynaya pedagogika v sisteme doshkolnogo obrazovaniya i vospitaniya [Museum pedagogy in the system of preschool education and upbringing]. Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing], 2018, no. 3 (18), pp. 9-11. (In Russ.).

3. Malyushova N. Zdravstvuy, muzey [Hello, museum]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2009, no. 11, pp. 24-29. (In Russ.).

4. Ryizhova N., Loginova L., Danyukova A. Mini-muzey v detskom sadu [Mini-museum in kindergarten]. Moscow, 2008. (In Russ.).

Россия. E-mail:

Россия. E-mail:

5. Trunova M. Sekretyi muzeynoy pedagogiki: iz opyita rabotyi [Secrets of museum pedagogy: from work experience]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2006, no. 4, pp. 38-42. (In Russ.).

6. Chumalova T. Muzeynaya pedagogika dlya doshkolnikov [Museum pedagogy for preschoolers]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2007, no. 10, pp. 44-50. (In Russ.).

7. Chumalova T. Osnovnyie printsipyi muzeynoy pedagogiki: puteshestvie na mashine vremeni [The basic principles of museum pedagogy: traveling on a time machine]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2008, no. 3, pp. 58-63. (In Russ.).

Information about the authors Bogdanova Svetlana Borisovna

Mentor

Kindergarten no. 90, Berezniki, Perm Krai, Russia. E-mail: juliyserg1@gmail.com

Gainutdinova Yulia Alexandrovna

music director

Kindergarten no. 90, Berezniki, Perm Krai, Russia. E-mail: juliyserg1@gmail.com

Поступила в редакцию 18.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.02.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.