Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В БФУ ИМ. И. КАНТА: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ «ШКОЛЫ КАЛИНИНГРАДСКОГО ДЕТСТВА – 2024»'

МУЗЕЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В БФУ ИМ. И. КАНТА: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ «ШКОЛЫ КАЛИНИНГРАДСКОГО ДЕТСТВА – 2024» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / дополнительное образование / гранты / история / Калининград / museum / additional education / grants / history / Kaliningrad

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранова Елена Вячеславовна, Никитин Никита Сергеевич

В статье изложен многолетний опыт проведения школ юного историка и юного музейщика на базе Научно-исследовательского центра гуманитарной информатики и Музея советского детства БФУ им. И. Канта. В данной работе подробно проанализированы вопросы и организации летней Школы калининградского детства в 2024 году. Участниками школы стали 40 детей из 7–9 классов общеобразовательных школ города Калининграда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баранова Елена Вячеславовна, Никитин Никита Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE IMMANUEL KANT BALTIC FEDERAL UNIVERSITY: ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF THE "SCHOOL OF KALININGRAD CHILDHOOD 2024"

Abstract. The article presents many years of experience in holding schools for young historians and young museum workers at the Research Center for Humanitarian Informatics and the Museum of Soviet Childhood at the IKBFU. This work provides a detailed analysis of the issues and organization of the summer School of Kaliningrad Childhood in 2024. The school participants were 40 children from grades 7-9 of comprehensive schools in Kaliningrad.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В БФУ ИМ. И. КАНТА: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ «ШКОЛЫ КАЛИНИНГРАДСКОГО ДЕТСТВА – 2024»»

РАБОТА С ПОСЕТИТЕЛЯМИ В МУЗЕЕ

Е.В. Баранова, Н.С. Никитин

Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград)

Музейные образовательные программы в БФУ им. И. Канта: организация и реализация «Школы калининградского детства - 2024»

Ежегодно Музей советского детства и Научноисследовательский центр гуманитарной информатики организует летний «интенсив» для школьников, направленный на изучение основ музейного дела и мастерства историка. В этом году мероприятия прошли в августе и носили название «Школа калининградского детства - 2024».

Цель ежегодной музейной Школы советского детства для школьников — познакомить детей с культурой и бытом Советского Союза через интерактивные занятия, игры и мастер-классы. В рамках школы дети могут узнать больше о жизни своих родителей, бабушек и дедушек, познакомиться с предметами быта того времени, поиграть в советские игры, посмотреть диафильмы и послушать пластинки. Это помогает лучше понять историю своей страны и своего народа.

Музейные программы для детской аудитории направлены на то, чтобы заинтересовать молодое поколение историей и культурой своей страны. Они помогают детям и студентам лучше понять прошлое своего народа и своей семьи, а также развивают их творческие способности и критическое мышление.

В этом году проект реализуется при поддержке гранта администрации 08.06.2021 № 445 «Об учреждении грантов в форме субсидий из бюджета городского округа «Город Калинин

град» на реализацию социальных проектов, направленных на укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма и ксенофобии».

Участниками школы стали 40 детей из 7-9 классов общеобразовательных школ города Калининграда и проходила на протяжении 10 дней с 10 до 14 часов. Помещение для проведения Школы было представлено Центром развития одаренных детей БФУ им. И. Канта. Это очень удобно, так как были представлены лекционные аудитории, помещения для мастер-классов, компьютерные аудитории и даже спортивные площадки.

Так как работа в Школе идет не со студентами, а со школьниками, большое внимание было уделено чередованию различных видов активностей. Музейная программа включила в себя:

- экскурсии по музеям;

- лекции и семинары по истории и культуре;

- мастер-классы по созданию предметов быта или искусства;

- ролевые игры, в которых участники могут примерить на себя роль людей из прошлого;

- квесты и викторины, которые проверяют знания участников о прошлом;

- встречи с интересными людьми, которые могут рассказать о своем опыте жизни в прошлом.

Такие программы не только

УДК 069.12:7

DOI 10.24412/cl-34136-2024-14-5-9

В статье изложен многолетний опыт проведения школ юного историка и юного музейщика на базе Научно-исслеДовательского центра гуманитарной информатики и Музея советского Детства бФу им. И. Канта. В Данной работе подробно проанализированы вопросы и организации летней Школы калининградского Детства в 2024 году. Участниками школы стали 40 детей из 7-9 классов общеобразовательных школ города Калининграда.

Ключевые слова: музей, дополнительное образование, гранты, история, Калининград..

Baranova E.V., Nikitin N.S.

Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad)

Museum educational programs at the Immanuel Kant Baltic Federal University: organization and implementation of the "School of Kaliningrad Childhood - 2024"

Abstract The article presents many years of experience in holding schools for young historians and young museum workers at the Research Center for Humanitarian Informatics and the Museum of Soviet Childhood at the IKBFU. This work provides a detailed analysis of the issues and organization of the summer School of Kaliningrad Childhood in 2024. The school participants were 40 children from grades 7-9 of comprehensive schools in Kaliningrad. Keywords: museum, additional education, grants, history, Kaliningrad.

© Е.В. Баранова, Н.С. Никитин, 2024

5

РАБОТА С ПОСЕТИТЕЛЯМИ В МУЗЕЕ

Баранова Елена Вячеславовна,

к.и.н., Доцент, Директор НИЦ СГИ Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, (Калининград)

Никитин Никита Сергеевич,

к.п.н. Доцент, научный сотрудник, Директор

Музея советского детства Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, (Калининград)

расширяют кругозор детей, но и способствуют развитию их творческих способностей, критического мышления и коммуникативных навыков.

Каждый день начинался с получасовой лекции от специалистов — историков, социологов, культурологов, специалистов по музейному делу. Это были увлекательные и познавательные лекции на различные темы:

«История советского детства» (к.ист.наук Маслов В.Н.) — лекция о жизни детей в СССР, их играх, учебе и досуге.

«Воспоминания калининградцев о своем детстве» (к.ист.наук Дементьев И.О.) — рассказ о том, как жили дети в Калининграде в разные годы, какие у них были увлечения и мечты.

«Основы архивного дела» (специалист Государственного архива Калининградской области Соколова Е.М.) — знакомство с тем, как хранятся и изучаются документы в архивах, как они помогают узнать больше о прошлом.

«Работа музейного работника по созданию выставки» (методист Музея мирового океана Кирпо А.А.) — обсуждение того, как создаются выставки в музеях, какие задачи стоят перед музейными работниками.

«История Калининградского края» (д.ист. наук Костяшов Ю.В.) — обзор истории Калининграда и Калининградской области, рассказ о важных событиях и людях, которые внесли свой вклад в развитие региона.

Эти лекции были не только интересными, но и полезными для участников Школы. Они узнали много нового о культуре и быте Советского Союза, а также о работе музеев и архивов. Все лекции сопровождались презентационными материалами и живой дискуссией с детьми.

Другая часть Школы проходила в виде мастер-классов. Часть мастер-классов были

направлены на получение практических навыков по работе с историческими источниками (изучение советской прессы, создание стенгазеты и коллажей на основе журналов). Школьники выбирали интересные статьи, фотографии и иллюстрации из советских журналов и оформляли их в виде стенгазет или коллажей. Это было не только увлекательным занятием, но и способствовало развитию творческих способностей участников.

Вторая часть мастер-классов была непосредственно связана с музейными технологиями. В рамках мастер-классов «Природа чемодана» директор Музея советского детства Н.С. Никитин и инженер НИЦ социальногуманитарной информатики изучали с детьми предметы советской жизни, их назначение и использование. На этом занятии участники школы могли рассмотреть и потрогать различные предметы быта советских времен: игрушки, одежду, посуду, технику и многое другое. Они узнавали, как эти предметы использовались в повседневной жизни и какие функции они выполняли.

Третья часть мастер-классов была связана с работой нашего Научно-исследовательского Центра социально-гуманитарной информатике. Они научились создавать облака тегов — это инструмент, который помогает систематизировать информацию и находить нужные данные. Также дети познакомились с нейросетевой графикой — это метод создания изображений с помощью алгоритмов машинного обучения. Это было интересно и увлекательно для участников школы. Кроме того, дети узнали, как в музейном деле используется виртуальное моделирование — создание трехмерных моделей экспонатов, которые можно рассмотреть со всех сторон и даже «потрогать». Это помогает сделать экспозицию более

6

РАБОТА С ПОСЕТИТЕЛЯМИ В МУЗЕЕ

наглядной и доступной для посетителей.

Для того, чтобы разнообразить учебный процесс и дать детям возможность отдохнуть от «сидячей» работы, в Школу были приглашены профессиональные тренеры. Тренеры знакомили детей с народной музыкой и танцами разных стран, рассказывали о культурных особенностях народов мира. Это помогало детям лучше понимать разнообразие культур и традиций, а также развивать интерес к изучению других стран.

Кроме того, тренеры организовывали для детей подвижные игры, которые были популярны в Советском Союзе. Эти игры помогали детям развивать координацию движений, ловкость и быстроту реакции. Дети с удовольствием принимали участие в этих играх, получая массу положительных эмоций и впечатлений. Такие занятия не только способствовали физическому развитию детей, но и помогали им расширять кругозор, учиться работать в команде и находить общий язык со сверстниками.

Заключительная часть музейной Школы проходила в экскурсиях по городу и посещению музеев. Так вместе с историками БФУ им. И. Канта посетили различные городские районы, узнали об их довоенной, советской и российской истории. В Музее советского детства БФУ им. И. Канта школьники посетили

актуальные выставки, с ними были проведены занятия по музейной педагогике. Помимо этого, при поддержке Музея советского детства на базе Калининградского областного историкохудожественного музея были организована выставка национальных костюмов Российской Федерации — учащиеся проекта стали первыми ее посетителями, для них было организованно интерактивное открытие выставки. На мероприятие были приглашены (онлайн) создатели костюмом для этой выставки — их было более 30, практически со всех регионов страны: от Калининграда до Южного Сахалина.

Таким образом, регулярно организуемая Школа советского детства не только возможность школьникам познакомиться с историей и культурой страны, это прекрасный потенциал для развития социальных навыков (участие может помочь детям научиться работать в команде, находить общий язык со сверстниками и уважать чужое мнение) и творческого самовыражения (изучение народной музыки и танцев разных стран может стать источником вдохновения для детей и способствовать их творческому самовыражению).

Рис. 1.

Работа с архивом газеты «Калининградская правда»

Рис.2.

Мастер-класс «ПрироДа чемоДана»

Рис. 3.

Мастер-класс «Исторический коллаж в науке»

7

РАБОТА С ПОСЕТИТЕЛЯМИ В МУЗЕЕ

Рис. 4.

Мастер-класс по народным танцам

Рис. 5.

Лекция «Основы архивного дела»

Рис. 6.

Интерактивное занятие «Советское кино»

Рис. 7.

Интерактивные занятия по истории края

8

РАБОТА С ПОСЕТИТЕЛЯМИ В МУЗЕЕ

Рис. 8. Открытие выставки по национальным костюмам

Рис. 9. Экскурсия по Калининграду

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.