ПРОСТРАНСТВО СОУЧАСТИЯ В МУЗЕЕ
Н.С. Никитин, Е.В. Баранова
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
(г. Калининград)
Опыт соучастия в грантовых проектах по музееведенью (на примере инициативы «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий»)
Уже третий год подряд сотрудники Музея советского детства БФУ им. И. Канта становятся грантополучателями конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В настоящее время идет реализация проекта «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий»1 — его основной задачей является создание единого музейного пространства для изучения Калининградского региона на базе городских и районных школ Калининградской области. Взаимодействие города и села, вовлечение учителей и детей из районов области в общую музейную практику, работа с незащищенными слоями общества (инвалиды, пожилые, дети с ВОЗ, мигранты) — все это крайне важно и актуально для нашего переселенческого региона. Общение со сверстниками не только из других школ, но и отдаленных районов, взаимодействие со старшим поколением (посредством интервьюирования первых переселенцев), получение опыта в центральных музеях региона и в БФУ им. И. Канта — все это прекрасная возможность для детей получить обширные знания в краеведении и музееведении.
Основным методом реализации проекта в 2022 г. стало осуществление в университете,
Проект реализуется победителем конкурса «Практики личной
филантропии и альтруизма»
Благотворительного фонда Владимира Потанина. Сайт проекта:
http://prodetstvo. su/
школах, музеях, общественных организациях ряда уникальных культурных, педагогических, научных и массовых мероприятий: мастер-классов, лекций-
бесед, подготовки выставок и экскурсий, курсов повышения квалификации. Итогом работы станет масштабный музейный фестиваль, где дети и взрослые смогут с помощью различных средств и методов рассказать об истории своей малой родины, научиться взаимодействовать в межкультурной команде (см. Табл. 1).
Основным контингентом, на который направлены наши мероприятия, стали ученики СОШ, молодежь и старшее поколение. Особой категорий стали слабослышащие, глухие и дети с ОВЗ. Особенностью проекта стала масштабная волонтерская поддержка студентов-
переселенцев и сотрудников Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Калининградская область с момента ее основания в 1946 г. была создана как переселенческая. Переселенцы из «большой России», стран ближнего зарубежья являются «двигателем» социальной и экономической жизни региона. Последние несколько лет в области отмечается «новый переселенческий бум»: семьи с детьми и пенсионерами приезжают в наш регион. Зачастую дети и пенсионеры чувствуют себя наиболее уязвленными на новом месте. Именно поэтому в проекте участвуют
УДК 069.15
DOI 10.24412/cl-34136-2022-12-8-12
В статье анализируется опыт взаимодействия сотрудников и волонтеров Музея советского детства БФУ им. И. Канта в благотворительной инициативе «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий». Основная задача проекта - создание единого музейного пространства для изучения истории Калининградского региона на базе городских и районных школ Калининградской области. Полученный опыт и методические рекомендации могут использоваться в любых регионах РФ. Ключевые слова: музей, благотворительность, краеведенье, история региона, переселенцы, учащиеся.
Nikitin N.S, Baranova Ye.V.
Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad)
Experience of participation in grant projects on museology (on the example of the initiative "Amber Land: little secrets of big discoveries")
Abstract. The article analyzes the experience of interaction between employees and volunteers of the Museum of Soviet Childhood of the IKBFU. I. Kant in the charity initiative "Amber Land: Little Secrets of Big Discoveries". The main objective of the project is to create a unified museum space for studying the history of the Kaliningrad region on the basis of city and regional schools of the Kaliningrad region. The experience gained and methodological recommendations can be used in any regions of the Russian Federation.
Key words: museum, charity, local history, history of the region, immigrants, students.
© Никитин Н.С, Баранова Е.В., 2022
8
ПРОСТРАНСТВО СОУЧАСТИЯ В МУЗЕЕ
Никитин Никита Сергеевич,
к.п.н., директор Музея советского детства Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград)
Баранова Елена Вячеславовна,
к.и.н., директор НИЦ Социально-
гуманитарной информатики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград)
разные возрастные и социальные категории. Пенсионеры, люди старшего возраста — первые переселенцы, воспоминания которых стали основой проекта; взаимодействие с ними — важная цель в социализации новоприбывших. Стоит отметить, что с каждым годом становиться все меньше людей, которые восстанавливали и создавали Калининградскую область. Сохранение памяти о них — важная задача в рамках проекта. Подключение к проекту вновь прибывших пенсионеров позволит сохранить и передать их потомкам память о «малой родине».
Студенты БФУ им. И. Канта — новая переселенческая волна из России и стран СНГ. Знакомство их со старшим поколением, историей и традициями региона, а также взаимодействие с другими национальностями, проживающими на территории города и области — прекрасная возможность включения в местную культуру, «ощущения себя своим». Таким образом, соучастие учащихся — важнейшая целевая доминанта проекта.
Особенностью проекта стало большое количество активных участников разных возрастов и социальных слоев, помощь в реализации партнеров Музея советского детства. Их можно разделить на следующие категории.
1. Университет. Музей советского детства является ведомственным музеем БФУ им. И. Канта, поэтому к проекту на волонтерских началах, в рамках учебных практик (рис. 1), профильных предметов широко привлекались студенты гуманитарных направлений подготовки (историки, политологи, социологи, документоведы, филологи, философы — более 100 человек). Они готовили выставки совместно с учениками СОШ, помогали в работе «Школе юного историка», делали самостоятельно экскурсионные маршруты. Стоит отметить и «взрослых» университет-
ских работников. Помимо калининградских, большую помощь оказали преподаватели из МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), ВШЭ (Пермь), СФУ (Красноярска), ТГУ им. Г.Р. Державина (Тамбов). Помощь заключалась в организации образовательных семинаров по современным методам в музееведении, а также в проведении мастер-классов для школьников по историческому трехмерному моделированию объектов историко-культурного наследия.
2. Общеобразовательное учреждение. Так как первоначально ученики были заявлены основным контингентом проекта, то школьные преподаватели достаточно охотно участвовали в проекте. Это касалось и городских, и районных школ. Для них, на базе Калининградского областного института развития образования, было проведено бесплатное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Школьный музей о советской эпохе: история края, проектная деятельность, цифровые технологии». Педагоги изучили особенности становления и развития Калининградской области в 1945-1991 гг., методы и приемы музейной педагогики, образовательные возможности музейного пространства, организацию работы в краеведческом школьном музее, принципы создания музейного образовательного пространства, особенности грантовой поддержки музеев.
3. Музейные учреждения. В проекте участвовали: Гусев-ский историко-краеведческий музей им. А.М. Иванова, Музей Мирового океана, Калининградский областной историкохудожественный музей, Вишты-нецкий эколого-исторический музей, Музей «Фридландские ворота». Эти заведения в рамках проекта проводили регулярные мастер-классы для сотрудников и практикантов нашего музея,
9
ПРОСТРАНСТВО СОУЧАСТИЯ В МУЗЕЕ
исторические консультации, а также безвозмездные экскурсии для детей и взрослых.
4. Некоммерческие организации. Наш многолетний партнер Калининградский велотуристический клуб «Кениг Бай-сикл Тим» технически помогал в проведении регулярных благотворительных велосипедных экскурсий для калининградских семей.
5. Иные организации. Правдинская централизованная библиотечная система оказала помощь в поиске семей первых переселенцев в Правдинском районе, организовывала мероприятий для школьников района по музейной педагогике. На базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями сотрудниками Музея были проведены занятия по истории региона для детей с ОВЗ (рис 2).
По итогам реализации проекта будет разработана модель привлечения населения к изучению и сохранению семейной истории. Модель будет применима для любой семьи (не обязательно из Калининградской области, не обязательно переселенцев), основная целевая аудитория — это цепочка "дети — родители — бабушки и дедушки". Опыт показывает, что именно бабушки и дедушки откликаются на призыв делать выставки про историю семьи, собирать данные про корни семьи и ее «малую родину». Зачастую бабушки и дедушки через участие внуков в пилотном проекте приобщали своих детей к изучению истории.
Научная поддержка проекта позволит научить семьи стандартам генеалогических исследований, пользованием архивами, составлению родословной. Будет разработана модель социализации и идентификации себя в новом месте для переселенцев (как взрослых, так и детей и пожилых) и верифицирована методика инклюзивных занятий физи-
ческой культурой и музейной педагогикой для детей с ОВЗ, в том числе для онлайн занятий. Будет представлена модель адаптации студентов при переезде в новый город по месту учебы. Будут представлены пилотные региональные ресурсные центры по музейной педагогике на базе СОШ № 2 г. Калининграда, Гу-севского музея и Правдинской библиотеки (рис. 3-4). Разработанные методики профессионального взаимодействия с семьями позволят транслировать полученные знания в других культурных и образовательных учреждениях области и страны. Будет представлен сайт проекта, наполненный различным контентом, созданными учащимися области: в том числе подкастами про историю первых переселенцев, зБ-моделями исторических артефактов, картой интерактивных туристических маршрутов по области, а также проведен итоговый фестиваль (рис. 5), который, по нашему замыслу, должен стать ежегодным, разработана модель профессионального взаимодействия учащихся из малых городов между собой.
Первым этапом продвижения проекта стало проведении инициативы «Щедрый вторник». Инициатива широко освещалась в социальных сетях и СМИ [1; 2; 3; 4]. Опыт прошлых лет показал, что СМИ с радостью и интересом делают сюжеты о подобных проектах. В дальнейшем одним из информационных ресурсов продвижения проекта стал официальный сайт БФУ им. И. Канта и страницы университета в соцсетях. Кроме того, информационные стенды о проекте размещены в корпусах университета, в Гусевском музее, Правдин-ской библиотеке. Поездки в культурные и учебные заведения области привлекают к нему потенциальных участников.
Успешная реализация проекта позволит создать узнаваемый для жителей области бренд, мо-
Рис. 1.
Студенты БФУ им. И. Канта на практике вКОИХМ
Рис.2.
Занятия по музейной педагогике в Центре Особый ребёнок.
Рис. 3.
Занятия по музейной педагогике со школьниками
10
ПРОСТРАНСТВО СОУЧАСТИЯ В МУЗЕЕ
Рис. 5.
Защита проектов в летней школе
тивирующий их к изучению и сохранению семейной истории. Проект будет продолжаться, как вид учебной и научной деятельности в БФУ им. И. Канта. На базе Правдинской библиотеки, Гу-севского музея и СОШ № 2 г. Калининграда будут созданы центры музейной педагогики. Основной задачей центров станет привлечение семей к изучению и сохранению истории своего рода через организацию ежегодных выставок и фестивалей, подготовленных самими семьями при участии команды ресурсного центра. Ребенок через историю экспоната, которую он будет рассказывать на выставке, будет узнавать историю своей семьи. Подготовка к фестивалю позволит сплотить семьи и занять досуг. Успешная реализация такого проекта создаст предпосылки для его «копирования» в других учебных и культурных заведениях Калининграда и области. Музей советского детства БФУ им. И. Канта будет методически помогать заведениям в такой работе с семьями.
Литература:
1. Дошколята отправили посылку в Дагестан. URL: https://strana39.ru/news/obshchestvo / 96962 / doshkolyata-otpravili-posylku-v-dagestan.html (дата обращения:
12.09.2022) .
2. «Утро России» (20.12.19) Никита Никитин. «Советский Новый год» в музее советского детства. URL: https://vesti-kaliningrad.ru/utro-rossii-20-12-19-nikita-nikitin-sovetskij-novyj -god-v-muzee-sovetskogo-detstva/ (дата обращения:
12.09.2022) .
3. «Щедрый вторник» в БФУ им. И. Канта: гостей ждут мастерклассы, выставки и велоэкскурсия. URL:
https://kantiana.ru/ events/shchedryy-vtornik-v-bfu-im-i-kanta-gostey-zhdut-master-klassy-vystavki-i-veloekskursiya/ (дата обращения:
12.09.2022) .
4. «Щедрый вторник» в БФУ
им. И. Канта: помогаем
слабослышащим детям ощущать городское пространство. URL: https://kantiana.ru/news/shchedryy-vtornik-v-bfu-im-i-kanta-pomogaem-slaboslyshashchim-detyam-oshchushchat-gorodskoe-prostran/ (дата обращения: 12.09.2022).
11
ПРОСТРАНСТВО СОУЧАСТИЯ В МУЗЕЕ
Таблица 1.
Календарный план проекта «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий»
Сроки Содержание работ
Ноябрь 2021 - Декабрь 2021 Подготовительная работа по проекту. Выезд в районные и городские школы Калининградской области. Согласование плана музейных практик с администрациями ВУЗа, музеев, школы. Создание сводного плана мероприятий и его утверждение всеми партнерами. Планирование работы студентов в проекте. Начало освещение проекта в СМИ. Выезд школьников в краеведческую экскурсию по области, проведение познавательной открытой лекции по истории края преподавателями БФУ им. И. Канта для школьников, родителей и учителей.
Январь 2022 - март 2022 Проведение мастер-классов для школьных педагогов районных школ по истории края, основам музейного дела, новым информационным технологиям. Посещение школьниками музеев области, мастер-классы для детей. Разработка технического задания на создания сайта фестиваля. Курсы повышения квалификация для учителей.
апрель 2022 - июнь 2022 Проведение мастер-класса по 3D-моделированию представителями МГУ им. М.В. Ломоносова. Создание совместно со школьниками выставок на базе Музея советского детства в БФУ им. И. Канта, организация совместных выездов «друг к другу» районных школ, обмен опытом, организация совместными усилиями ВУЗа и школ этнологической практики, в рамках которой будут собираться интервью первых переселенцев.
Июль 2022-сентябрь 2022 Сбор материала для собственных выставок, семейные опросы, создание сайта проекта и начало его наполнения, создание виртуальных выставок школьных музеев, создание 3D-моделей музейных экспонатов и их размещение в сети интернет подготовка к итоговому фестивалю, консультации преподавателей и детей музейными и университетскими сотрудниками.
октябрь 2022 - ноябрь 2022 Презентация сайта проекта, проведение итогового музейного фестиваля на базе БФУ им. И. Канта, представление стационарных выставок на базе школ, итоговые выезды по области детей, родителей, учителей для презентации отдельных выставок
12