Характер рабочей реальной мотивации имеет экспрессивный профиль, характеризуется заметными перепадами линии с наличием двух пиков: низкое значение по шкале «Комфорт» и высокое значение по шкале «Общение». Представители этого типа профиля характеризуются стремлением к самоутверждению в социуме и признанию, развитым честолюбием, живостью характера, хорошим контролем над эмоциональной сферой; для них может быть характерно стремление к оригинальности, эксцентричности, лидерству, постоянному повышению уровня притязаний.
Преобладающим профилем у группы является смешанный стенический, который характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Это выражает определенную разно-направленность внутри эмоциональной сферы. Так как наша выборка состоит только из мужчин в молодом возрасте (21-27), то данный профиль является характерным для молодежи.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что среди профессиональных мотивов у менеджеров по продажам автомобилей преобладают следующие карьерные ориентации: «предпринимательство», «менеджмент», «стабильность работы», «автономия». То есть менеджеры ориентированы на ведение собственного дела, бизнеса, на управление и координирование действий других людей, сохранение надежности, репутации компании, на независимость от организационных правил, предписаний и ограничений. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех организации являются ключевыми ценностями и мотивами для данных менеджеров. Их выбор места работы связан со стабильным положением компании на рынке. Данные менеджеры имеют разные мотивационные профили, как в общежитейской, так и в рабочей сфере. Также имеют определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы.
Библиографический список
1. Маланова Э.Д., Юркова М.Г. Ценностно-смысловая сфера как фактор мотивации построения карьеры // Молодежный вестник ИрГТУ: электронный журнал. 2013. №1.
2. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности. М., 1990.
3. Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста. Структура. Диагностика. Развитие. Теоретическое, экспериментальное
и прикладное исследование диалектики созидания и потребления: монография. М.: Мирея и ко, 2005.
4. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007.
5. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
УДК 374.7:93 (571.5)
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 70-е гг. ХХ в. © М.В. Михайлова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Обосновывается необходимость создания и функционирования сети так называемых «общественных музеев», главной задачей которых была организация досуга населения, воспитание патриотизма и любви к родному краю. Аргументируется также идея сохранения сети музеев как важнейший фактор формирования и развития культуры народов и народностей Сибири.
Ключевые слова: музейное дело; народный музей; сеть общественных музеев; музейный комплекс; национальный музей; этнокультурная специфика; внемузейные формы работы.
MUSEUM BUSINESS IN EASTERN SIBERIA IN 1970s M.V. Mikhailova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article proves the need for creation and operation of a network of so-called "public museums". The main goal of the last is the organization of population leisure, bringing up patriotism and love for native land. It also argues the idea of preserving the museum network as the most important factor of Siberian peoples and nations culture formation and development.
Key words: museum studies; public museum; network of public museums; museum complex; National Museum; ethno-cultural specificity; extra-museum forms of work.
1Михайлова Марина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: 89148756013,
e-mail: [email protected]
Mikhailova Marina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: 89148756013, e-mail:
Изучение общественной активности как социального явления требует рассмотрения её в зависимости от многообразия комплексно воздействующих факторов и, в частности таких, как уровень культуры масс.
Главным предназначением всей системы культурно-просветительных учреждений в 70-е гг. ХХ в. являлась организация досуга людей. Естественно, что удовлетворение культурных потребностей и запросов населения региона невозможно было без планомерной деятельности учреждений культурно-просветительной сферы - клубов, домов культуры, библиотек, театров и музеев.
Большую роль в воспитании и привлечении к культуре населения в целом и молодежи в частности играла сеть общественных музеев.
К январю 1980 г. в органах культуры Российской Федерации было зарегистрировано более трех тысяч общественных музеев.2 Стимулом для совершенствования всех направлений работы общественных музеев стало присуждение лучшим из них звания «Народный музей». Оно присуждалось специальной комиссией, созданной при Министерстве Культуры РСФСР в 1980 г. Но весь потенциал музеев, достойных этого звания, сложился в предыдущие годы. Именно эти музеи рассматривались как резерв для расширения сети государственных музеев.
Музеи на общественных началах - полезное и интересное явление, но требовалось немало усилий, чтобы их вклад в дело патриотического и нравственного воспитания был бы оптимальным.
Важны в этом отношении постоянные Советы специально прикрепленных к народным музеям опытных научных сотрудников областных, краевых, республиканских музеев или преподавателей кафедр общественных наук вузов. Предполагалось для этой цели при отделах культуры райисполкомов ввести должность методиста по музеям.3 Так, в Красноярском крае в ходе паспортизации музеев на общественных началах в 1979 г. было выявлено и зарегистрировано семнадцать народных музеев, в том числе десять -школьных.4 В Бурятии в это же время действовало свыше двадцати народных музеев и около ста -школьных. Музеи объединяли вокруг себя большой актив, располагали ценными памятниками материальной и духовной культуры народа. В качестве примера можно привести работу Ульдурчинского народного музея. В конце 1960-х - начале1970-х гг. он вел систематическую работу среди колхозников, рабочих, служащих и школьников села. В нем размещалось четыре раздела, в том числе отдел культуры и быта дореволюционных бурят, где был создан специальный уголок, посвященный религии. На витринах и стендах экспонировались документы, фотографии и предметы культа, раскрывающие роль буддийской религии. Был
создан совет музея, состоящий из девяти человек, куда вошли представители руководства колхоза и интеллигенции села.5
На протяжении рассматриваемого периода основной задачей всей музейной деятельности было участие в «коммунистическом воспитании трудящихся на славных революционных и трудовых традициях»6.
Через двадцать лет в постановлении «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (август 1982 г.)7, наряду с признанием музея важным средством в арсенале идеологической работы, содержался призыв улучшить деятельность с тем, чтобы каждый музей стал действенным центром воспитания.
В очередной раз музеям было дано указание, что надо им для этого делать, как строить экспозицию и что в ней показывать.
Так, в Туве изучение музейного дела имело большое практическое и теоретическое значение для создания и организации музейной сети в республике. В деле создания музея в ТНР в 1930-1940-е гг. большую теоретическую и практическую помощь сыграли отделы выставок городов Москвы и Петербурга (тогда -Ленинграда), музей В.И. Ленина, музей АН СССР, Зоологический, Русский, Минералогический, Исторический музеи, Ботанический сад, Географическое общество СССР, Государственный Эрмитаж, а также Всесоюзное общество культурных связей с заграницей. Многие организации выделили для музея Тувы различные коллекции, материалы, книги и т.д. В 1962 году Тувинский областной краеведческий музей становится Тувинским Республиканским краеведческим музеем им. Алдан-Маадыр. В фондах музея к 1980-м гг. насчитывалось свыше 61 тыс. ед. хранения, которые служили (и служат) достоверными источниками при создании научных трудов и публикаций. На материалах фонда был написан фундаментальный труд С.И. Вайнштейна «История народного искусства Тувы», А.Д. Грача «Древнетюркские изваяния Тувы» и др.
В Иркутской области большое значение приобрел музейный комплекс «Декабристы в Сибири», размещенный в центре г. Иркутска. Он стал историческим и этнографическим мемориалом, посвященным декабристам и г. Иркутску XIX в. Большое значение для эстетического и исторического воспитания имел и этнографический музей-заповедник под открытым небом на 47-м км Байкальского тракта «Тальцы». Там были собраны образцы деревянного зодчества со всей области, в том числе перевезенные из-за угрозы затопления при строительстве Усть-Илимской ГЭС объекты Илимского острога. В музее декабристов проходили (и проходят до сегодняшнего дня) литературные и музыкальные вечера, на которые приглашалась творческая интеллигенция Иркутска, и они год от года станови-
Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. М.: НИИК, 1985. С. 5.
3 Всесоюзное совещание музейных работников. Днепропетровск. 7-9 июня 1978 г.: сб. науч. тр. М.: ЦМР СССР, 1979. 159 с.
Блокнот агитатора. Отдел пропаганды и агитации Бур. ОК КПСС. 1979. № 14. С. 27-28.
6 О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании
трудящихся: постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 //
КПСС в резолюциях ... Т. 10. С. 416-417.
лись все популярнее, безусловно являясь просветительскими для населения. В музее деревянного зодчества проходили этнографические праздники, экскурсии. Он стал одним из самых привлекательных мест отдыха для иркутян.
Большой популярностью пользовался этнографический музей в Улан-Удэ. В музей под открытым небом были перевезены и восстановлены старинные жилые дома и хозяйственные строения, собраны предметы быта, произведения народного прикладного искусства, имеющие историческую ценность. Были созданы семейский русский старообрядческий, восточно-бурятский, эвенкийский комплексы, рассказывающие об историческом прошлом бурятского народа, русского населения и эвенков, свидетельствующие об их культуре, быте и вековых традициях. Экспозиция музея-заповедника отражала и такую характерную особенность народов края, как их тесные исторические взаимоотношения и взаимное сотрудничество в области экономики, хозяйствования, в развитии различных видов народного творчества. К середине 1980-х гг. музей располагал фондом, насчитывающим около 12 тыс. экспонатов, многие из которых были уникальными.8
К сожалению, не все музеи-заповедники в процессе своего создания и функционирования имели столь же благоприятные условия.
Главное, что порождало многие проблемы подобных музеев - это отсутствие глубокой научной проработки, комплексной программы их создания, в разработке которой принимали бы участие общественность, творческие союзы. При этом необходимо учитывать социально-экономическое развитие территории, на которой возникал заповедник, и ее возможности.
Сибирь - многонациональный край, и специфика народов отражалась в деятельности музеев. Значительный интерес представляют музеи северных территорий.
Так, Таймырский окружной краеведческий музей в Красноярском крае (был открыт в сентябре 1937 г.) расширил связи с заповедником, расположенным на Таймырском полуострове. Этим же музеем была воплощена идея преемственности традиций и их обновления в области народного творчества. Выставка «Изделия сувенирного цеха совхоза «Пясино» в жилом интерьере» явилась итогом тематического комплектования фондов музея произведениями народного и декоративно-прикладного искусства из традиционного сырья - оленьего меха, рога, камуса, бисера. Использование в экспозиции музейных предметов из ранее скомплектованных коллекций - старинных инкрустированных металлических украшений, предметов быта из кости мамонта и рога оленя, ковров из оленьего меха, изготовленных долганскими, ненецкими, эвенкийскими народными мастерами - только подчеркнуло прочность сохранения этнокультурной специфики региона.9
8 Блокнот агитатора. Отдел пропаганды и агитации Бур. ОК КПСС. 1989. №16. С. 7-14.
Таким образом, музей превращался в важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития культуры народностей Севера. Традиционно-бытовая культура северных народностей находилась в постоянном процессе изучения, хотя многие ее ценные элементы исчезают или уже исчезли, не отраженные в музейных коллекциях. Необходимо было новое понимание музеями своей роли в отношении к традиционной и складывающейся современной культуре народов Севера, осознание своего особого места в решении социальных, экономических, национальных и экологических проблем.
В силу предпосылок своего возникновения, развития и современного состояния музеи Крайнего Севера были и остаются музеями краеведческого характера. Непреходящая их ценность заключается в том, что они, как никакие другие научные учреждения, являются наиболее приемлемыми центрами концентрации музейного капитала и наиболее доступными проводниками знаний о родном крае для коренного населе-
10
ния.
В самом обобщенном виде современная социокультурная ситуация, с которой сталкивались в своей работе музеи Севера, характеризовалась следующими чертами: дальнейшим ускорением промышленного освоения, значительным притоком новых масс населения, ориентирующегося на временное проживание в высоких широтах, углублением межнационального общения. Также - продолжающимся исчезновением традиционной культуры и, в то же время, повышением интереса к ее наследию и, наконец, зарождением экологического сознания.11
Для всех этих народностей, в том числе и проживающих в Восточной Сибири, были характерны общие проблемы. Перед музеями Крайнего Севера с самого начала (еще в 1930-е гг.) был поставлен комплекс задач с учетом региональной специфики. Однако оптимального сочетания охранительной и образовательной функций музеев достичь не удалось в силу различных объективных причин. Научное осмысление культуры народностей Севера было затруднено вследствие крайне слабой материально-технической базы культурно-просветительных учреждений, нехватки научных кадров на местах, отсутствия национальной интеллигенции.
Активным инструментом в проведении именно такой музейной политики стали смотры музеев, которые проводились регулярно с 1965 г., когда был объявлен смотр к 50-летию Великого Октября. Содержание и идейно-воспитательная направленность смотров, организуемых к крупнейшим юбилейным датам государства, определялись идеологическими задачами, которые содержались в решениях съездов и партийных постановлениях.
Проведение смотров должно было содействовать
С. 17-18.
10 Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М.: НИИК, 1988. 218 с.
11 Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. 1969. №7. С.
173.
развитию социальных функций музеев, укреплению их значимости в идейно-воспитательной работе. Каждый из проведенных в связи с юбилеями смотров имел свои более конкретные цели и задачи, свои особенности. Так, при проведении смотров, посвященных 50-летию, а затем 60-летию Октябрьской революции, в качестве основной была выдвинута задача повышения уровня собирательской, научно-исследовательской и экспозиционной работы. Причем собирательская и научно-исследовательская работа были подчинены цели формирования и совершенствования экспозиций по истории советского общества, включающих показ современности. Смотры, посвященные 60-летию и 70-летию образования СССР, 30-летию и 40-летию победы в Великой Отечественной войне были отмечены вниманием к научно-просветительской работе музеев, их воспитательной и патриотической функции.12
Все развитие музейного дела за период 1960-х— 1980-х гг., таким образом, проходило в рамках того или иного смотра. Это обстоятельство довольно сильно снизило смысл и значение смотров, превратив их в обыденное мероприятие, обесценив соревновательный принцип, который первоначально закладывался в смотры. После подведения итогов смотра к 70-летию Великого Октября (1987 г.) было принято решение -смотров больше не проводить. Кроме того, формализм, присущий проведению традиционного социалистического соревнования во всех сферах производственной и непроизводственной деятельности, сказался и на проведении музейных смотров, превращая их подчас в механизм сбора рапортов и подсчета количественных показателей.
Но смотры имели и свои положительные стороны.
Во-первых, в период смотров партийные и советские органы вынуждены были уделять больше внимания работе музеев, их нуждам, оказывать им помощь.
Во-вторых, к проведению смотров активно привлекались специалисты музейного дела. В состав оргкомитетов по проведению смотров, в состав зональных групп входили ведущие ученые-музееведы, опытные музейные практики НИИ музееведения и т.д. Их основной задачей была проверка деятельности музеев в рамках смотра и оказание помощи местным музеям. Эта сторона деятельности членов Оргкомитета способствовала более активному преодолению отрыва музейной практики от науки и, наоборот, науки от практики.
В ходе смотра и особенно после совместного постановления партийных органов и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» значительно активизировалась работа музеев с сельскими тружениками. В этой работе отчетливо просматривалась плодотворная тенденция - переход от отдельных эпизодических мероприятий, от соглашений об экскурсионном обслуживании к долговременным комплексным программам.
Эти программы предусматривали:
|121ГАИО,>Ф1р-2884,>Оп11,Д1124,лл193,94,95
1) популярные формы проведения научно-просветительной работы в музее (договоры на коллективное посещение музея целыми трудовыми коллективами, циклы тематических вечеров и встреч с интересными людьми и т.д.);
2) внемузейные формы работы - постоянное шефство над некоторыми сельскими районами, курсирование автомузеев, демонстрации выставок и проведение других мероприятий, продуманных и скоординированных с планами идеологической работы местных партийных и советских органов.
Так, например, Иркутским краеведческим музеем был разработан специальный план, который предусматривал организацию комплексных экспедиций в сельские районы. В ходе этих экспедиций сотрудники музея решали несколько задач: пополнение фондов музея историческими и этнографическими материалами; чтение лекций с показом выставочного материала и слайдов по различной краеведческой тематике; организация тематических лекториев. Такие комплексные экспедиции в 1970-е гг. проводились музеем в Катангском, Тулунском, Иркутском, Боханском, Осинском районах области, Усть-Ордынском Бурятском национальном округе.
Очень активно краеведческий музей сотрудничал с Иркутским совхозом-техникумом, где готовились кадры специалистов сельского хозяйства. Для них была разработана лекционная программа, проводились выездные экскурсии в музей. Особое внимание обращалось на организацию лекториев для сельских школьников. В с. Смоленщина функционировал лекторий «Славный путь Иркутского комсомола», в пос. Нукуты - лекторий «Край, в котором ты живешь». Большая помощь оказывалась сельским музеям на общественных началах. 13 14 Такое же положение в музейной практике было характерно и для других регионов. В Красноярске краеведческий музей и его филиалы провели за 1976-1980 гг. более десяти тысяч экскурсий, в экспозициях большое внимание уделялось показу материалов современного состояния края. Проводились циклы лекций, посвященные героическому прошлому края и перспективам его развития.15
Однако, несмотря на значительные затраты сил и энергии многих музейных специалистов, в массе своей экспозиции по истории советского общества оставались невыразительными, однообразными как по представленным экспонатам, так и по методам раскрытия представленных тем. Поэтому не удивительно, что на протяжении 1960-х-1980-х гг. было принято значительное количество постановлений на различных уровнях, имеющих одну и ту же цель - улучшить содержание, формы и методы пропаганды достижений советского общества, особенно в период развитого социализма.16 Цель эта, однако, была труднодо-
13 ГАИО, Ф.р-2884, Оп.1, Д.197, л. 68.
14 ГАИО, Ф.р-2884, Оп.1, Д.190, л. 12,13,14.
15 ЦХДНИКК, Ф.170, Оп.93, Д.8, л.32.
16 Сборник документов по музейному делу. 1964-1984. М.: НИИК, 1987._
стижимой. Создаваемые экспозиции изначально были далеки от действительных проблем общества.
Сосредоточение внимания на экспозициях по периоду развитого социализма привело к тому, что в большинстве музеев в запустении оказались экспозиции по истории досоветского периода. Так, партийные органы Бурятии отмечали, что имеются серьезные просчеты в показе истории досоветского периода в экспозиции музеев Республики. Совершенно не было отражено в экспозиции добровольное вхождение Бурятии в состав Российского государства. Не отражена тема экономического и культурного взаимовлияния народов Сибири. Показ русского населения ограничивался лишь семейскими (старообрядцы Забайкалья). Даже карта под названием «Заселение русскими Забайкалья» показывала только пути переселения се-мейских. Недостаточно была раскрыта тема формирования и разложения первобытнообщинного строя, развития патриархально-феодальных отношений. Раздел экспозиции, посвященный религии, недостаточно показывал своеобразие и сущность ламаизма и
17
русской православной церкви.
Можно сделать вывод, что в рассматриваемый период главным направлением становится ориентация краеведческих музеев на сбор материалов по истории советского общества и их использование в экспозиционной и научно-просветительской деятельности. Такое направление деятельности музеев было подготовлено всей предыдущей планомерной работой идеологических органов и органов управления музейным делом.
Также большой проблемой было и то, что в некоторых областях региона отсутствовали организации, централизованно занимающиеся охраной памятников культуры и истории. Отсутствие подобной организа-
ции в г. Чите привело к тому, что медленно решались вопросы постановки памятников на государственную охрану, сохранялась угроза их уничтожения из-за несогласованности градостроительных учреждений с органами охраны памятников, разрушались памятники в процессе хозяйственного освоения края. Неизвестно, сколько загублено памятников в зоне БАМ. Отсутствие в Чите реставрационной базы затрудняло составление документации на ремонтно-реставра-ционные работы, откладывалась реставрация ценных архитектурных построек (Цугольский дацан - памятник культовой архитектуры XIX в.; Бутинский дворец -памятник гражданской архитектуры XIX в.). Реставрация Церкви декабристов затянулась на полтора десятка лет, а затем долгое время устранялись недоделки.
Наряду с отмеченными конкретными проявлениями государственной политики, имеются и некоторые общие позиции:
- политизация всего музейного дела, как и всей культуры в целом;
- сохранение взгляда на музей, как на нечто второстепенное, что породило «остаточный принцип» финансирования музеев;
- отсутствие четкой концепции развития музейного дела, что привело к неоднозначности, противоречивости принимаемых управленческих решений.
Для современного периода изучение исторического опыта приобретает особое значение. История государственной политики в области музейного дела на протяжении двадцатилетия (1960-1980 гг.) дает богатый материал для того, чтобы избежать многих ошибок и использовать все то ценное, что будет способствовать оздоровлению музейного дела.
17 НАРБ. Ф.П-1, Оп.33, Д.45, л.3. УДК 347.736
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА
1 9
© А.А. Пахаруков1, В.Н. Белоусов2
1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Проанализированы определения понятия «застройщик» в современном российском законодательстве. Предложено рассматривать данное понятие в широком и узком смыслах; проведена научная классификация застройщиков на коммерческих и индивидуальных (некоммерческих). К некоммерческим (индивидуальным) застройщикам отнесены лица, осуществляющие строительство объекта недвижимости для личных, домашних нужд, не связан-
1Пахаруков Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, зав. кафедрой юридических дисциплин, тел.: 89149241089, e-mail: [email protected]
Pakharukov Alexander, Candidate of Law, Head of the Department of Legal Disciplines, tel.: 89149241089, e-mail: [email protected]
2Белоусов Владимир Николаевич, аспирант кафедры предпринимательского и финансового права, тел.: 89246106104, e -mail: [email protected]
Belousov Vladimir, Postgraduate of the Department of the Entrepreneurial and Financial Law, tel.: 89246106104, e-mail: vladi-mir89.89 @ inbox.ru