МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ
УДК 346.26:719:341.355.22
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО, ОХРАНА МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОВЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И.Э. Мартыненко
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Гродно, Республика Беларусь
Аннотация. В статье рассматриваются особенности кодификации законодательства о культуре, составной частью которого являлись нормативные акты о музеях и музейной деятельности. Автор анализирует Кодекс Республики Беларусь о культуре, доказывает преимущества способа законодательного регулирования. Предложения и рекомендации могут быть учтены в других странах, имеющих общее культурного пространство.
Ключевые слова: правовая охрана объектов культурного наследия, кодификация законодательства о культуре, музейное право, защита культурных ценностей.
Для цитирования: Мартыненко И.Э. Музейное дело, охрана музейных ценностей, музейная деятельность: новый опыт законодательного регулирования. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2019;2(3):47-73.
Произошедшие в странах СНГ в 2012-2019 годах изменения в законодательстве об охране объектов культурного наследия, составной частью которого являются музейные ценности и музеи-заповедники [1], дают нам возможность обратиться к первому опыту кодификации нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений.
Так, 3 февраля 2017 г. вступил в силу первый в СНГ Кодекс Республики Беларусь о культуре [2] (далее - Кодекс о культуре), предложивший новый подход к охране и использованию объектов культурного (историко-культурного) наследия. (Данный кодекс изложен на одном из государственных - белорусском языке. - Прим. автора).
Кодекс о культуре определяет музейное дело как направление культурной деятельности по созданию и развитию музеев, обнаружению предметов музейного значения, комплектованию музейных фондов, а также по учёту, хранению, изучению, использованию и популя-
47
ризации музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, осуществлению других видов музейной деятельности.
Музейная деятельность осуществляется в целях обеспечения общедоступности культурных ценностей отечественной и мировой культуры, использования их для эстетического воспитания и культурного развития граждан.
Согласно п. 2 ст. 154 Кодекса о культуре музейная деятельность включает в себя:
- выявление предметов музейного значения;
- комплектование музейных фондов;
- хранение музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- изучение, использование и популяризацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, в том числе путём проведения на их основе научных исследований архивных, библиотечных и иных источников, публичного показа музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, а также публикации соответствующих материалов;
- консервацию и реставрацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- каталогизацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- создание и открытие экспозиций;
- культурно-просветительную работу и культурно-образовательную деятельность, связанные с музейными предметами, научно-вспомогательными и сырьевыми материалами, а также нематериальными историко-культурными ценностями;
- изучение, использование и популяризацию нематериальных историко-культурных ценностей.
В целях оптимальной организации работы с музейными предметами, научно-вспомогательными и сырьевыми материалами, а также создания условий, максимально способствующих их сохранению, изучению, использованию и популяризации, музейные предметы, научно-вспомогательные и сырьевые материалы классифицируются по типам и видам.
Классификация музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов - группировка музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов на основе единства (общности) их признаков (происхождения, тематики, хронологии, структуры, функционального назначения и других признаков), направленная на фиксацию связи между ними.
Классификация музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов осуществляется по следующим типам и видам:
- письменный - документы, рукописи, печатные издания и другие письменные виды;
- изобразительный - скульптура, живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства и другие изобразительные виды;
- вещевой - археологические артефакты, нумизматика, бонистика, фалеристика, сфрагистика, оружие, защитное вооружение, боеприпасы, военное снаряжение и атрибутика, одежда, ткани, вексиллоло-гия, мебель, музыкальные инструменты, приборы, аппараты, инструменты, механизмы, транспортные средства, инструменты и приспособления, предметы быта и другие вещественные виды;
- аудиовизуальный - фоно-, фото-, кино-, видеодокументы и другие аудиовизуальные виды;
- естественно-исторический - биологические, геологические объекты и другие естественноисторические виды;
- архитектурный - капитальные строения (здания, сооружения) и другие архитектурные виды.
Музейный фонд. Музейный фонд - это научно обоснованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, постоянно хранящихся в музее. Структурными элементами музейного фонда являются: основной фонд - совокупность музейных предметов; фонд научно-вспомогательных материалов - совокупность научно-вспомогательных материалов; фонд сырьевых материалов - совокупность сырьевых материалов.
К основному фонду относятся:
- исторические ценности - предметы и коллекции, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, военачальников, мыслителей, деятелей науки, культуры, литературы, искусства, музыки и т.д.), предметы этнографии и этнологии, образцы продукции, машины, механизмы, приборы, предметы вооружения, воинского обмундирования и военной атрибутики (оружие холодное и огнестрельное, знамёна, обмундирование, оборонительное вооружение, предметы военной амуниции конского убранства и т.п.), мемориальные предметы и т. д.;
- археологические материалы: предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, уникальные и индивидуальные предметы из случайных находок;
- художественные ценности: произведения всех видов изобразительного и монументального искусства, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов, оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе релье-
49
фы, оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов (инсталляции), произведения древнерусской живописи (иконы) и другие художественно оформленные предметы культового назначения, гравюры, эстампы, литографии, прочие виды печатной графики и их оригинальные печатные формы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства, эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов, иллюстрации к литературным произведениям, предметы декоративно-прикладного искусства (художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов, традиционных народных промыслов), художественные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и их составные части;
- рукописные и печатные издания: рукописные и старопечатные книги, альбомы, другие печатные издания, представляющие исторический, художественный, научный и литературный интерес, в том числе с автографами, отдельно или в коллекциях;
- архивные документы: рукописи, письма, автографы, дневники, нотные и текстовые записи фольклора и музыки, другие документальные памятники и архивы;
- фотографии, негативы, дагерротипы, кино-, фоно-, видеоматериалы, другие документы на современных электронных носителях;
- предметы картографии, чертежи, планы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- филателистические материалы: почтовые марки, ярлыки, конверты, открытки, прочие предметы почтового обращения и знаков почтовой оплаты;
- предметы нумизматики, фалеристики, сфрагистики, геральдики, бонистики;
- коллекции и образцы флоры и фауны, природные геолого-минералогические образцы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, снабжённые этикетками, сборы крупнейших естествоиспытателей, биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных природных участков и основанные на подлинных, научно обработанных материалах;
- копийные образцы, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, и т.п.
В состав фонда научно-вспомогательных материалов входят:
- муляжи, макеты, слепки, реконструкции, копии, планы, карты, схемы, диаграммы, чертежи и другие наглядные материалы, специ-
ально изготовленные или воспроизведённые и используемые для раскрытия экспозиционно-выставочных тем;
- подлинные предметы, представляющие интерес для фондов музея, но поступившие в неудовлетворительном состоянии сохранности, требующие значительной реставрации, а также предметы, не обладающие значительной музейной ценностью, но представляющие интерес в качестве вспомогательного иллюстративного или информационного материала;
- массовые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты), прошедшие камеральную обработку;
- массовые образцы естественнонаучных коллекций, прошедшие камеральную обработку;
- негативы и фотоотпечатки, полученные в процессе фотофиксации музейных предметов.
Однако, не включаются в состав научно-вспомогательного фонда мемориальные предметы и предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней.
В состав фонда сырьевых материалов входят законсервированные и снабжённые полевыми описями предметы (объекты) неорганической и органической природы, предназначенные для аналитических лабораторных исследований и препарирования: шкурки, тушки, энтомологические сборы, засушенные растения для монтажа гербария, неотпрепарированные палеонтологические, геологические, минералогические образцы, фрагменты материалов (дерева, угля, металлов и т.п.), полученные при археологических раскопках, а также образцы натуральных предметов, подверженных порче и требующих частой замены, и т.п.
Право собственности на музейные предметы, предметы музейного значения регламентировано в ст. 158 Кодекса о культуре. Музейные предметы, предметы музейного значения могут находиться в государственной или частной собственности. Музейные предметы, которые постоянно хранятся в государственных музеях, находятся только в собственности государства.
Музей. Согласно п. 2 ст. 159 Кодекса о культуре музей осуществляет деятельность в соответствии с миссией музея. Миссия музея -это общественное назначение музея как социального института по сохранению и популяризации материального и нематериального культурного наследия, национальных культурных традиций, в том числе традиций народных художественных ремёсел, этнокультурной и природной среды.
Основой для планирования деятельности музея, комплектования музейного фонда в соответствии с его профилем (профилями) являет-
51
ся концепция развития музея, которая определяет цели, задачи, принципы функционирования, перспективы и направления развития музея, пути их реализации. В соответствии с требованиями ст. 160 Кодекса о культуре концепция развития музея утверждается учредителем музея, который является юридическим лицом, либо юридическим лицом, подразделением которого является музей.
Музеи могут быть классифицированы по различным основаниям. Классификация музеев (группировка музеев по признакам, существенным для организации и развития системы музеев, осуществления музейной деятельности, в том числе по профилю (профилям) и другим критериям). Под профилем музея понимается категория классификации музеев, которая определяет связь музейной деятельности с профильной дисциплиной, конкретной отраслью науки, техники, производства, видом искусства и другим. Таким образом, профиль музея - это его специализация.
По форме собственности музеи делятся на государственные и частные.
Музеи классифицируются по следующим профилям:
- исторический, к которому относятся общеисторические, военно-исторические, археологические, этнографические, истории религии, исторические монографические, современной культуры, другие исторические музеи;
- природоведческий, к которому относятся естественные музеи широкого профиля, географические, биологические, зоологические, ботанические, геологические, минералогические, антропологические, другие природоведческие музеи;
- художественный, к которому относятся музеи изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства, народного искусства, дворцового и паркового искусства, художественные монографические (т. е. посвящённые конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу, например, Оршанский мемориальный музей К.С. Засло-нова), другие художественные музеи;
- литературный, к которому относятся музеи истории литературы, истории книги, литературные монографические, другие литературные музеи.
В случае, если музей совмещает признаки нескольких профилей, музей классифицируется как комплексный. К комплексным музеям относятся: мемориальные комплексы, историко-художественные, краеведческие музеи, музеи архитектуры и этнографии, историко-культурные заповедники, другие музеи.
Система государственных музеев. Система государственных музеев формируется из государственных музеев, подчинённых Министерству культуры и структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов областного и базового территори-
52
альных уровней, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере культуры, и государственных музеев, подчинённых другим государственным органам и иным государственным юридическим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 165 Кодекса о культуре в системе государственных музеев методическими и координационными центрами являются:
- на республиканском уровне - государственное учреждение «Национальный исторический музей Республики Беларусь» (для музеев исторического и естественнонаучного профилей), учреждение «Национальный художественный музей Республики Беларусь» (для музеев искусствоведческого профиля), учреждение «Государственный музей истории белорусской литературы» (для музеев литературного профиля);
- на областном (Минском городском) уровне - областные (Минский городской) государственные музеи, которые определяются соответствующими структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере культуры;
- на районном (городском) уровне - районные и городские государственные музеи, которые определяются соответствующими структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере культуры.
В Беларуси на 2019 г. насчитывается 152 государственных музея краеведческой, художественной и иной направленности [3].
Музеи-заповедники. Музей-заповедник - это разновидность музея под открытым небом, в состав которого, помимо экспозиций, входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включённых в него территорий и объектов.
Охрана недвижимых материальных историко-культурных ценностей, входящих в состав музеев-заповедников, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране историко-культурного наследия.
Музеи-заповедники - уникальный тип учреждения культуры. Современный музей-заповедник определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духов-
53
ных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Отличие музеев-заповедников от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория.
Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, призванными сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения.
Музеи-заповедники играют важную роль в сохранении национального наследия, обеспечивая комплексную охрану и эффективное использование культурного и природного наследия. Благодаря созданию музеев-заповедников удаётся сохранить объекты культурного и природного наследия как целостные комплексы. Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа страны за рубежом, являются центрами международного и отечественного туризма.
Музеи-заповедники выполняют следующие основные задачи:
- восстановление и сохранение комплексов (объектов) культурного и природного наследия, а также культурной и природной среды;
- осуществление просветительской, научно-исследовательской, образовательной и экскурсионно-туристской деятельности;
- сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий;
- хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
Основные виды деятельности музеев заповедников:
- научно-фондовая - научное комплектование музейных, архивных и библиотечных фондов, организация хранения и государственного учета коллекций, научная инвентаризация коллекций, изучение и систематизация музейных собраний и комплексов;
- научно-исследовательская - изучение и систематизация музейных коллекций, памятников истории, архитектуры и природы, разработка тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок, проведение семинаров, совещаний, конференций;
- экспозиционно-выставочная - проектирование экспозиций и выставок, их монтаж и демонтаж, обеспечение сохранности экспонатов;
- реставрационно-консервационная - обеспечение реставрации и консервации коллекций, памятников культуры и архитектуры;
- просветительская и экскурсионно-туристская - популяризация памятников истории, культуры и природы путём проведения экскурсий, реализации экскурсионно-туристских программ, организации массовых мероприятий; изучение, поддержка и возрождение традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования;
- природоохранная - учёт, охрана, восстановление и сохранение природных комплексов (объектов), мониторинг историко-культурных территорий (культурного и природного ландшафта), сохранение и поддержание исторической достоверности культурной и природной среды, воссоздание исторического (мемориального) ландшафта;
- редакционно-издательская и рекламная - подготовка к изданию результатов научно-исследовательской деятельности, сборников, научных и выставочных каталогов, рекламных проспектов, буклетов, плакатов, афиш, создание видеофильмов, использование телекоммуникационных систем;
- хозяйственная - ведение хозяйственной деятельности для осуществления поставленных задач;
- международная - осуществление международных культурных связей, организация и развитие музейного туризма;
- охранная - создание единой системы безопасности территории музея-заповедника, его фондов, памятников истории, культуры и природы.
В соответствии с п. 9 ст. 166 Кодекса о культуре музей-заповедник вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если она не мешает охране объектов культурного и природного наследия.
На территории музея-заповедника, музея под открытым небом устанавливается дифференцированный режим их охраны с учётом специфики установленных на этой территории зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей и охранных зон особо охраняемых природных территорий.
В целях обеспечения целостности и сохранности музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, исключения случаев их повреждения, потери или уничтожения музей-заповедник, музей под открытым небом должны быть оборудованы необходимыми средствами охраны и другими инженерно-техническими средствами защиты.
Согласно требованиям п. 12 ст. 166 Кодекса о культуре на территории музея-заповедника, музея под открытым небом запрещается деятельность, которая может нанести вред объектам культурного и природного наследия, историческому и природному окружению, в том числе деятельность, которая влечет за собой изменение состояния музейных предметов, ухудшение их научных, исторических, мемориальных, художественных, эстетических и (или) других достоинств, а также состояния научно-вспомогательных и сырьевых материалов.
Музей-заповедник, музей под открытым небом в своей деятельности по сохранению и использованию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, объектов природного наследия: осуществляют контроль за состоянием и сохранностью музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, объектов природного наследия; обеспечивают выполнение проектных и производственных работ по консервации, реставрации и ремонту, приспособления музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, объектов природного наследия; участвуют в осуществлении научно-методического и технического контроля при выполнении проектных и производственных работ по консервации, реставрации и ремонту, которые связаны с изменением состояния музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов; проводят другие мероприятия по сохранению музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, объектов природного наследия.
В целях поддержки и развития народных художественных ремёсел, популяризации и распространения изделий народных художественных ремёсел, исторических традиционных технологических процессов хозяйствования, производства, приготовления отдельных видов продуктов продовольствия национальной кухни музей-заповедник может использовать музейные предметы, научно-вспомогательные и сырьевые материалы при условии, что такое использование не создаёт угрозы их сохранению и не может привести к их повреждению, убытку или уничтожению.
Музей-заповедник вправе осуществлять деятельность, которая приносит доход, если такая деятельность не препятствует охране объектов культурного и природного наследия.
Согласно требованиям, п. 10 ст. 166 Кодекса о культуре на территории музея-заповедника устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом специфики установленных на этой территории зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей и охранных зон особо охраняемых природных территорий.
В целях обеспечения целостности и сохранности музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, исключения случаев их повреждения или уничтожения музей-заповедник должен быть оборудован необходимыми средствами охраны и другими инженерно-техническими средствами защиты.
На территории музея-заповедника запрещается деятельность, которая может нанести урон объектам культурного и природного наследия, исторической и природной среде, в том числе деятельность, которая влечёт за собой: изменение состояния музейных предметов, ухудшение их научных, исторических, мемориальных, художествен-
ных, эстетических и (или) других стоимостей, а также состояния научно-вспомогательных и сырьевых материалов.
Музей-заповедник в своей деятельности по сохранению и использованию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, объектов природного наследия: осуществляет контроль за состоянием и сохранностью музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов; обеспечивает выполнение проектных и производственных работ по консервации, реставрации и ремонту, приспособлению музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов; участвует в осуществлении научно-методического и технического контроля при выполнении проектных и производственных работ по консервации, реставрации и ремонту, которые связаны с изменением состояния музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов; проводит другие мероприятия по сохранению музейных предметов.
Музеи под открытым небом. Согласно п. 2 ст. 166 Кодекса о культуре музей под открытым небом - это музей, в музейные фонды которого включены комплексы и (или) ансамбли недвижимых материальных историко-культурных ценностей, расположенные на территории, которая исторически и культурно не связана с ними, или музеи, в музейные фонды которых включены коллекции и (или) комплекты материальных историко-культурных ценностей, другие движимые материальные культурные ценности, систематизированные и представленные на территории, которая исторически и культурно не связана с ними.
В культурной деятельности, музейной практике имеется два понимания музея под открытым небом. Так, в наиболее общем и традиционном значении музей под открытым небом - это любой музей, экспозиция которого выставляется вне помещений (например, парки скульптур, парки миниатюр, музеи авиации, военной техники, транспорта). В более узком смысле музеями под открытым небом называют музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений (когда проводится комплексная реконструкция прошлого, в результате сооружения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс, что позволяет посетителям получить возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого). В рамках таких музеев под открытым небом воспроизводятся традиционные ремесла и виды деятельности (так называемые исторические реконструкции), характерные для соответствующей местности и времени (эпохи). Например, воспроизводится работа кузнеца или гончара, плотника или ткача.
В Республике Беларусь музей под открытым небом создаётся в целях восстановления, сохранения и популяризации комплексов и ансамблей недвижимых материальных историко-культурных ценностей и (или) сбо-
ров движимых материальных историко-культурных ценностей, других культурных ценностей, которые имеют особую научную, историческую, мемориальную, художественную и (или) эстетическую стоимость.
Основными задачами музея под открытым небом являются:
- изучение, сбор и публичное представление музейных предметов;
- выявление и развитие традиций народного и (или) национального материального и нематериального наследия, традиционных форм хозяйствования и природопользования;
- осуществление научно-исследовательской, культурно-образовательной и экскурсионной деятельности.
Особенности правового положения музея под открытым небом заключаются в следующем. Во-первых, музей под открытым небом включает материальные культурные ценности, которые собраны из разных мест бытования, и (или) материальные культурные ценности, которые музеефицированы на месте их бытования.
Во-вторых, направления развития и деятельности музея под открытым небом определяются в соответствии с профилем, концепцией развития и деятельности музея под открытым небом, которая утверждается учредителем этого музея. С целью повышения качества работы музея под открытым небом в нем могут создаваться научно-методические, а также другие советы, порядок деятельности которых определяется учредителем музея. Музей под открытым небом обладает преимущественным правом на осуществление культурной и другой деятельности на своей территории, в том числе на экскурсионное обслуживание.
В-третьих, музей под открытым небом может иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.), которая является его собственностью.
В-четвертых, в музее под открытым небом устанавливается специальный режим хранения музейных предметов с учётом размещения их в условиях нестабильного температурно-влажностного и светового режима. В целях возрождения, сохранения и популяризации ремёсел, исторических традиционных технологических процессов хозяйствования, производства, приготовления отдельных видов продуктов питания национальной кухни музей под открытым небом может использовать музейные предметы при условии, что такое использование не создаст угрозы их сохранности и не может привести к их повреждению, потере или уничтожению.
В-пятых, музей под открытым небом с учётом его профиля (профилей) может осуществлять деятельность по растениеводству, животноводству, производству товаров народного потребления, приготовлению продуктов питания с применением технологий и орудий труда, которые использовались в соответствующий исторический период.
Что касается предпринимательской деятельности, то она может осуществляться только при условии, что она не препятствует охране материальных культурных ценностей и других объектов культурного и природного наследия.
В-шестых, на территории музея под открытым небом устанавливается дифференцированный режим его охраны с учётом специфики расположенных на этой территории зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей и особо охраняемых природных комплексов и объектов.
В целях обеспечения целостности и сохранности музейных предметов, исключения случаев их повреждения, утраты или уничтожения музей под открытым небом должен быть оборудован необходимыми средствами защиты.
Так, музеем под открытым небом является Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта. В собрании музея 30 коллекций, состоящих из 23 975 музейных предметов (16 549 - основной фонд, 7 426 - научно-вспомогательный фонд). Основной коллекцией музея является коллекция памятников народной архитектуры, включающая более 25-ти уникальных произведений народного деревянного зодчества, которые представлены в экспозиционных секторах музея. Это традиционные орудия труда, сельскохозяйственные транспортные средства, предметы быта, белорусская народная одежда, произведения народного искусства, книги, документы и т. д. [4].
С 1 июня 2019 г. в Национальном парке «Беловежская пуща» функционирует археологический музей под открытым небом - первый в Беларуси [5]. Поселение древнего человека (городище) расположено в пойме реки Лесная Правая вблизи деревни Каменюки недалеко от главного входа в национальный парк. Здесь сооружена въездная группа с двухстворчатыми воротами, оборонительные укрепления - ров, вал, двухрядные стены, смотровая башня. По аналогии с археологическими стоянками, найденными на территории Беларуси, восстановлены застройки культуры штрихованной керамики (VII век до н.э. - V век н.э.), а также два уникальных жилища милоградской культуры (VII-! века до н.э.). В интерьерах музейных жилищ представлены вооружение, предметы охоты и рыболовства, собирательства, ремёсел. Большинство экспонатов является копиями, однако представлены и артефакты. Городище - первый объект археологического музея под открытым небом, строительство которого предусмотрено государственной программой охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов на 2016-2020 годы. Общая площадь музея составляет порядка 18 га.
На территории музея под открытым небом запрещается любая деятельность, которая может нанести вред материальным культурным цен-
ностям и другим объектам культурного и природного наследия, исторической и природной среде, в том числе деятельность, которая влечёт:
- изменение состояния музейных предметов, ухудшение их отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств;
- загрязнение окружающей среды;
- снижение биоразнообразия экосистем;
- нарушение сохранности земельного фонда, гидрологического режима территории.
Музей под открытым небом в деятельности по охране и использованию материальных культурных ценностей и других объектов культурного и природного наследия:
- осуществляет контроль за состоянием и сохранностью музейных предметов и объектов природы;
- обеспечивает проведение проектных и производственных работ по консервации, реставрации, ремонту, приспособлению музейных предметов и других культурных и природных объектов;
- участвует в осуществлении научно-методического и технического контроля за производством консервационных, реставрационных и ремонтных работ, связанных с изменением состояния музейных предметов;
- проводит мероприятия, направленные на охрану материальных историко-культурных ценностей в соответствии с законодательством.
Реестр музеев. В целях организации учёта музеев, формирования единой базы данных о музеях и представления сведений, которые в нем содержатся, создаётся реестр музеев, который представляет собой совокупность сведений о музеях.
Формирует и ведет реестр музеев юридическое лицо, уполномоченное Министерством культуры. Реестр музеев ведётся по форме, установленной Постановлением Министерства культуры от 25 ноября 2016 г. № 56.
Согласно требованиям п. 4 ст. 167 Кодекса о культуре музеи, являющиеся юридическими лицами, или юридические лица, подразделением которых является музей, не позднее десяти календарных дней со дня создания музея обязаны представить в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа областного территориального уровня, которое осуществляет государственно-властные полномочия в сфере культуры, сведения о музее (наименование, раздел (профили), место нахождения, режим работы музея, его основатель и прочее) по форме, установленной Министерством культуры.
Как следует из содержания п. 9 ст. 167 Кодекса о культуре, сведения, содержащиеся в реестре музеев, являются открытыми и разме-
щаются на официальном сайте юридического лица, уполномоченного Министерством культуры, в глобальной компьютерной сети Интернет.
В целях совершенствования координационных процессов в музейном деле, эффективного использования Музейного фонда Республики Беларусь, укрепления связей с научными организациями и внедрения результатов научных исследований по музейному делу при Министерстве культуры создаётся Республиканский научно-методический совет по вопросам музейного дела, который является постоянно действующим совещательным, консультативным и экспертным органом. В состав данного совета могут входить учёные-историки, археологи, искусствоведы, социологи, педагогические и музейные работники, другие специалисты, имеющие опыт музейной деятельности. Его решения носят рекомендательный характер, кроме решений по жалобам на заключения комиссий государственных музеев республиканского или областного подчинения об оценке стоимости культурных ценностей, которые включены в Музейный фонд Республики Беларусь. В соответствии со ст. 169 Кодекса о культуре Республиканский научно-методический совет по вопросам музейного дела принимает решения по жалобам на заключения комиссий государственных музеев республиканского или областного подчинения об оценке стоимости культурных ценностей, которые включены в Музейный фонд Республики Беларусь.
Музейный фонд Республики Беларусь представляет собой совокупность музейных предметов, которые постоянно хранятся в государственных музеях, и отдельных музейных предметов, которые постоянно хранятся в частных музеях и включены в Музейный фонд Республики Беларусь, по письменным заявлениям собственников музейных предметов.
Как установлено в ст. 170 Кодекса о культуре, музейные предметы государственных музеев являются государственной собственностью и не подлежат возвращению их прежним собственникам, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством.
Музейные предметы, включённые в Музейный фонд Республики Беларусь, являются неотъемлемой частью культурного наследия Республики Беларусь.
Включение музейных предметов в Музейный фонд Республики Беларусь регламентировано в ст. 171 Кодекса о культуре. Так, музейные предметы, которые постоянно хранятся в государственных музеях, считаются включёнными в Музейный фонд Республики Беларусь после их регистрации в книге поступлений музейных предметов основного фонда (главной инвентарной книге) этих музеев. Решение о включении в Музейный фонд Республики Беларусь музейного предмета частного музея принимается Министерством культуры по иници-
ативе собственника музейного предмета в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Особенности использования музейных предметов, включённых в Музейный фонд Республики Беларусь, определены в ст. 172 Кодекса о культуре. Музейные предметы, включённые в Музейный фонд Республики Беларусь, в процессе музейной деятельности используются в целях обеспечения общедоступности культурных ценностей отечественной и мировой культуры, а также эстетического воспитания и культурного развития граждан.
Согласно требованиям п. 2 ст. 172 Кодекса о культуре, передача музейных предметов, включённых в Музейный фонд Республики Беларусь, на временное хранение на территории Республики Беларусь от одного музея к другому музею и от музея к другому юридическому лицу и на постоянное хранение на территории Республики Беларусь от одного музея к другому музею осуществляется на основании договора. Передача музейных предметов, которые включены в Музейный фонд Республики Беларусь и являются историко-культурными ценностями категории «0», «1» или «2», на временное хранение на территории Республики Беларусь от одного музея к другому музею и от музея к другому юридическому лицу осуществляется сроком до одного года. Передача музейных предметов, которые включены в Музейный фонд Республики Беларусь и постоянно хранятся в государственных музеях, на постоянное хранение на территории Республики Беларусь разрешается только государственным музеям.
Исключение музейных предметов из Музейного фонда Республики Беларусь. Решение об исключении музейных предметов из Музейного фонда Республики Беларусь принимается Министерством культуры в соответствии с законодательством об административных процедурах. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 173 Кодекса о культуре, музейный предмет, который постоянно хранится в государственном музее, исключается из Музейного фонда Республики Беларусь, если он:
- утратил свою научную, историческую, мемориальную, художественную и (или) эстетическую ценность;
- возвращён владельцу по судебному постановлению;
- похищен, что подтверждается документами соответствующих государственных органов;
- повреждён до такой степени, что представляется невозможным его отреставрировать;
- потерян или уничтожен в результате чрезвычайных ситуаций или вооружённого конфликта или по другим причинам.
Музейный предмет, который постоянно хранится в частном музее, исключается из Музейного фонда Республики Беларусь по инициативе собственника музейного предмета.
Каталогизация музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов. Закреплённые за музеем и классифицированные предметы каталогизируются. Под каталогизацией музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов понимается процесс создания, ведения и функционирования каталогов музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, включающий обработку сведений о музейных предметах, научно-вспомогательных и сырьевых материалах, их группировку, систематизацию, документальную фиксацию и актуализацию.
Музейный каталог - это аннотированный перечень предметов, входящих в фонды, расположенных в определённом порядке (в соответствии с принятой в какой-либо профильной дисциплине системой классификации или по иным критериям: хронологическому, географическому, принадлежности определённому лицу и т. д.).
Каталоги музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов ведутся на бумажном или ином материальном носителе информации.
Музейные каталоги служат основой для составления Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь -
учётного документа, содержащего основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённой в состав Музейного фонда Республики Беларусь.
Формирует и ведёт Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь юридическое лицо, уполномоченное Министерством культуры.
Согласно требованиям, п. 4 ст. 177 Кодекса о культуре, музей, который является юридическим лицом, или юридическое лицо, подразделением которого является музей, в которых хранятся особо ценные музейные предметы, обязаны представить Министерству культуры сведения об этих музейных предметах в двухмесячный срок со дня их поступления.
В целях ведения Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь юридическое лицо, уполномоченное Министерством культуры, осуществляет:
- сбор сведений об особо ценных музейных предметах;
- учёт наличия и оценку сохранности особо ценных музейных предметов.
Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь ведётся на белорусском, русском и английском языках.
63
В случае изменения сведений, внесённых в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь, соответствующий музей, в котором хранятся особо ценные музейные предметы, обязан не позднее тридцати календарных дней со дня возникновения основания для их изменения письменно сообщить об этом в Министерство культуры (юридическому лицу, уполномоченному Министерством культуры) для внесения необходимых изменений в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь.
В соответствии с п. 8 ст. 177 Кодекса о культуре в случае смены собственника особо ценного музейного предмета частного музея прежний собственник обязан не позднее десяти календарных дней со дня прекращения права собственности письменно сообщить об этом юридическому лицу, уполномоченному Министерством культуры, для внесения необходимых изменений в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь.
Сведения о потере или уничтожении особо ценных музейных предметов направляются юридическому лицу, уполномоченному Министерством культуры, не позднее трёх календарных дней со дня установления факта их потери или уничтожения.
Юридическое лицо, уполномоченное Министерством культуры, при получении письменного уведомления об изменении сведений, внесённых в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь, не позднее семи календарных дней со дня получения письменного уведомления вносит необходимые изменения в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь.
Как установлено в п. 11 ст. 177 Кодекса о культуре,сведения, которые размещены в Государственном каталоге Музейного фонда Республики Беларусь, являются открытыми и размещаются на официальном сайте юридического лица, уполномоченного Министерством культуры, в глобальной компьютерной сети Интернет.
По состоянию на май 2016 г. в Государственном каталоге Музейного фонда Республики Беларусь зарегистрировано 156 966 музейных предметов.
Из них из музеев республиканского подчинения - 48 444, из музеев Брестской области - 23 085, из музеев Витебской области - 14 944, из музеев Гомельской области - 5 120, из музеев Гродненской области - 29 620, из музеев Минской области - 14 014, из музеев Могилёвской области -18 525, из музеев г. Минска - 3 214 [6].
Учёт и хранение предметов музейного значения, музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов. Регистрация и движение предметов музейного значения, музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов оформляются учётными документами, вынос которых из музея запрещается. Формы учётных документов, которыми оформляются регистрация и движение предметов музейного значения, музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, установлены Постановлением Министерства культуры от 12 декабря 2016 г. № 71. После регистрации предметов музейного значения, научно-вспомогательных и сырьевых материалов им придаются учётные обозначения (идентификационные номера). Согласно требованиям п. 6 ст. 176 Кодекса о культуре особо ценные музейные предметы подлежат централизованному учёту, который осуществляется путём включения сведений об этих музейных предметах в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь.
Решение об отнесении музейных предметов к особо ценным музейным предметам, за исключением музейных предметов, которым придан статус историко-культурной ценности, принимается музеем, который является юридическим лицом, либо юридическим лицом, подразделением которого является музей. Это решение подлежит согласованию с экспертным советом по вопросам отнесения музейных предметов, включённых в Музейный фонд Республики Беларусь, к особо ценным музейным предметам, который создаётся при Министерстве культуры или юридическом лице, им уполномоченном.
Хранение музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов. В целях обеспечения сохранности музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов и исключения случаев их повреждения, утраты или уничтожения в музеях устанавливаются режимы хранения, проводятся их консервация и (или) реставрация, периодическая сверка наличия.
Хранение музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов - это комплекс мер, включающий:
- создание системы хранения и обеспечение соблюдения режимов хранения;
- создание надлежащих условий хранения музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов в экспозиционных и выставочных залах;
- периодическую сверку наличия музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов с учётными документами;
- профилактический осмотр музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- обеспечение надлежащей охраны капитальных строений (зданий, сооружений), помещений музея;
- обеспечение фондохранилища, экспозиционных и выставочных залов соответствующим оборудованием;
- обеспечение надлежащей упаковки при транспортировке музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов.
Режим охраны музея. Режим охраны музея представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств в отношении охраняемых объектов культуры, а также административных правонарушений путём обеспечения инженерно-технической укреплённости, оборудования зданий и помещений музея средствами охранной сигнализации, организации постов охраны, опечатывания помещений, соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, организации хранения ключей от помещений.
В каждом музее должны быть разработаны и утверждены учредителем концепция безопасности и внутримузейная инструкция по организации охраны и противопожарной безопасности всех зданий и помещений музея.
В часы работы музея наблюдение за сохранностью музейных предметов, находящихся в экспозиционно-выставочных залах, осуществляют музейные смотрители.
Должностное лицо, отвечающее за организацию работы смотрителей, распределяет посты внутреннего наблюдения между ними по согласованию с главным хранителем и обеспечивает контроль за выполнением ими своих должностных обязанностей. Смотритель музея должен иметь выкопировку из охранной экспозиционной описи на зал (залы), наблюдение за которым (которыми) он осуществляет.
Экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения, где постоянно или временно размещаются музейные предметы, должны иметь технически укреплённые двери, снабжённые замками повышенной секретности, и в нерабочее время находиться в опломбированном или опечатанном состоянии.
Ежедневно в начале и конце рабочего дня дежурный научный сотрудник музея вместе со смотрителями, сотрудниками (работниками) охраны производят вскрытие и закрытие экспозиционных и выставочных залов, проверяют наличие экспонатов, состояние технической укреплённости стендов, витрин, другого экспозиционного оборудования, а также работу средств охранно-пожарной сигнализации.
В случае выявления несанкционированного вскрытия экспозиционных залов, хранилищ, других мест постоянного или временного размещения музейных предметов, отсутствия экспоната (экспонатов),
срыва пломбы или печати на оборудовании, его технической неисправности, а также неисправности в работе средств охранно-пожарной сигнализации указанные лица должны немедленно проинформировать об этом руководство музея и организации, осуществляющей охрану музея.
Противопожарный режим в зданиях и помещениях музея регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.
Обеспечение сохранности музейных предметов при их экспонировании. Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов. Экспозиционное оборудование (стенды, шкафы, витрины, подставки и т. п.) снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей. Витрины и шкафы для предметов из драгоценных металлов и камней, оружия должны быть оборудованы сигнализацией. Оборудование изготавливается с учётом габаритов и веса экспонатов и должно быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей). Для обеспечения необходимой устойчивости его прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к ножкам или к основанию.
Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке. Особо ценные и хрупкие экспонаты, оружие, предметы небольших размеров (в том числе мелкая скульптура, фарфор, стекло и т. д.) экспонируются только в застеклённых шкафах, витринах или стендах. В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются специальные ограждения. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть плотно пригнаны к подставкам. Витрины и шкафы всех типов должны надёжно защищать музейные предметы от пыли. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы должны закрепляться неподвижно.
На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах, тросах или шнурах. Для подвески большемерных и очень тяжёлых экспонатов используются металлические полосы или тросы.
Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов в условиях размещения их в хранилище.
Музейные фонды размещаются в специально оборудованных храни-
лищах, которые могут быть комплексными или раздельными. В комплексных хранилищах организуется хранение разных групп музейных предметов. В раздельных хранилищах организуется хранение одной группы или сходных по требованиям к условиям хранения музейных предметов. Под хранилища отводятся просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных предметов в целях всестороннего их использования. Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной противопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противопожарное оборудование. Помещение хранилища должно быть проверено органами технического надзора для определения допустимой нагрузки на пол.
При хранилищах должны быть оборудованы: рабочие помещения для ответственных хранителей; помещение для новых поступлений, где они распаковываются, разбираются, проходят первичный осмотр, изолятор и камеры для дезинфекции и дезинсекции; помещение для хранения экспонатов временных выставок; специальная кладовая для хранения хозяйственного инвентаря; помещение для работы посетителей и т. п.
Музейное оборудование в хранилищах расставляют таким образом, чтобы дверные и оконные проёмы оставались свободными. На практике хранение музейных предметов и музейных коллекций в хранилищах может быть организовано по следующим видам:
- основное (закрытое) хранение, при котором музейные предметы размещаются в хранительском оборудовании, не предназначенном для обзорного осмотра: в шкафах, комодах, а при хранении на стеллажах - в чехлах, коробках, паках и т. п.;
- открытое хранение, при котором часть музейных предметов доступна обзору благодаря размещению в остеклённых шкафах, витринах, на откатных рамах, выдвижных кассетах, не зашторенных стеллажах и т. п.;
- фондовое хранение режимного типа («особые» или «золотые» кладовые, хранилище оружия), при котором доступ в хранилище, кроме ответственных хранителей, представителей учредителя и соответствующих ведомств, строго ограничен.
Согласно требованиям п. 3 ст. 178 Кодекса о культуре музеи обязаны ежегодно проводить сверку наличия музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов с учётными документами. В музеях, музейный фонд которых составляет более трёх тысяч музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, сверка наличия музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов проводится в соответствии с планами, утверждёнными руководителем музея.
Сверка наличия указанных выше предметов и материалов осуществляется комиссией в составе не менее трёх музейных работников, создаваемой в соответствии с приказом руководителя музея. Результаты сверки фиксируются в акте сверки.
В соответствии с п. 7 ст. 178 Кодекса о культуре клады, передаваемые в музей на постоянное хранение, хранятся в полном составе и не могут смешиваться с другими музейными предметами.
Консервация и реставрация музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов. Под консервацией понимается комплекс мероприятий по временному или долгосрочному обеспечению сохранности физического состояния музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов с применением соответствующих методов, позволяющих предотвратить его дальнейшее ухудшение, и созданию условий для экспонирования законсервированных музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов.
Под реставрацией понимается комплекс мероприятий по научно обоснованному восстановлению утраченных фрагментов музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, а также их научных, исторических, мемориальных, художественных, эстетических и других ценностей. Для решения данных вопросов в музее может быть создан реставрационный совет, состав и порядок деятельности которого устанавливаются руководителем музея. Указанные виды деятельности (консервация и реставрация музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов) выполняются в соответствии с научно-проектной документацией, разработку которой осуществляют лица, имеющие соответствующую квалификацию.
После разработки данная научно-проектная документация рассматривается на заседании реставрационного или иного совета музея и утверждается руководителем музея.
Консервация и реставрация музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов выполняются художниками-реставраторами.
Консервация и реставрация музейных предметов, которым придан статус историко-культурной ценности, выполняются с учётом особенностей, установленных Кодексом о культуре в отношении историко-культурных ценностей Республики Беларусь, т. е. охраняемых законом памятников, о чём речь шла выше.
В целях решения наиболее важных вопросов консервации и реставрации музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, совершенствования координации деятельности по консервации и реставрации музейных предметов, научно-
вспомогательных и сырьевых материалов при Министерстве культуры создаётся Республиканский реставрационный совет. Компетенция данного совета определена в ст. 180 Кодекса о культуре. В числе других вопросов Республиканский реставрационный совет:
- рассматривает и принимает решения по вопросам организации, исследования и выполнения консервации и реставрации музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- осуществляет подготовку предложений по методике консервации и реставрации;
- координирует деятельность реставрационных советов музеев, других юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей;
- готовит заключения по выполненным работам;
- проводит оценку качества выполненных работ и соответствия их методике;
- решает вопросы о необходимости привлечения к проведению реставрации специалистов из зарубежных стран;
- информирует Министерство культуры о нарушении установленных методик выполнения работ по реставрации музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов.
Доступ к музейным предметам, научно-вспомогательным и сырьевым материалам и к информации о них. Музейные предметы, научно-вспомогательные и сырьевые материалы являются доступными для осмотра посетителями музеев. В соответствии с п. 2 ст. 182 Кодекса о культуре точная информация об особо ценных музейных предметах включается в Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь и является доступной для посетителей музеев.
Доступ к информации, содержащейся в печатных и электронных каталогах музеев, является открытым, за исключением информации о музейных предметах, зачисленных в культурно-исторический фонд Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь или относящихся к оружию, а также информации о лицах, передавших в музей музейные предметы.
Согласно требованиям п. 4 ст. 182 Кодекса о культуре, информация о происхождении, цене, точном месте пребывания музейных предметов, которая зафиксирована в учётных документах музея, является информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
В целях обеспечения сохранности музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов и исключения возможного негативного воздействия доступ к ним может быть ограничен, если:
- музейный предмет, научно-вспомогательный и сырьевой материал имеют неудовлетворительное состояние сохранности;
- открытый доступ к музейному предмету, научно-вспомогательному и сырьевому материалу угрожает их сохранности;
- предметы и материал находятся в процессе консервации или реставрации, технического оформления, научных исследований музейных работников;
- музейный предмет является аутентичной формой письменности или изобразительного искусства (документы, рукописи, старопечатные издания, фотодокументы, графика и прочее);
- музейный предмет является особо ценным музейным предметом.
Законом запрещается использование музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов в условиях, создающих угрозу их сохранности и (или) приводящих к их повреждению, потере или уничтожению. Посетители музеев, допустивших такие действия, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Особо ценными музейными предметами являются ценности культурно-исторического фонда Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь. В соответствии со ст. 15 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции Закона от 12 декабря 2013 г. № 93-З [7] культурно-исторический фонд - это часть Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, формируемая Министерством культуры Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь из драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, ювелирных и иных изделий, изготовленных с применением драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческую, художественную, научную или иную ценность и являющихся собственностью государства.
Согласно данным Министерства финансов Республики Беларусь, к числу культурно-исторических ценностей уже отнесено около 1,6 тысячи экспонатов [8]. Порядок зачисления ценностей в этот фонд определяется законодательством Республики Беларусь. Как определено Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь» от 19 апреля 2006 г. № 260 [9], Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь составляет часть казны Республики Беларусь и предназначен для обеспечения финансовых, производственных, научных, социально-культурных и иных потребностей Республики Беларусь.
Формирование культурно-исторического фонда осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов. Согласно требованиям п. 11 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г.
№ 2бо,инвентаризация и учёт ценностей фондов Госфонда производится: Министерством финансов - ценностей культурно-исторического фонда, хранящихся в Гохране; организациями, находящимися в подчинении Министерства культуры, а также структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющими государственно-властные полномочия в области культуры, и подчинёнными им организациями - ценностей культурно-исторического фонда, хранящихся у них.
Таким образом, кодификация законодательства о культуре, составной частью которого являются нормативные правовые акты о музеях и музейных ценностях, позволила упорядочить регулирование общественных отношений в сфере культуры и культурной деятельности, открыла новый этап в истории правовой защиты национального наследия. И этот опыт кодификации может быть учтён в других странах Содружества Независимых Государств.
Литература
1. Мартыненко И.Э. Правовая охрана историко-культурного наследия в государствах Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества: монография. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2014. 285 с.
2. Кодэкс Рэспублт Беларусь аб культуры: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 года // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.08.2016, 2/2412.
3. Портал «Музеи Беларуси». http://museum.by. Дата доступа: 16.08.2019.
4. Официальный сайт Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта. http://etna.by/collections. Дата доступа: 10.09.2019.
5. Издательский дом «Беларусь сегодня», 20 мая 2019 г. https://www.sb.by/articles/arkheologicheskiy-muzey-pod-otkrytym-nebom-otkroetsya-v-belovezhskoy-pushche-1-iyunya.html. Дата доступа: 10.09.2019.
6. Центр Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь [Электронный ресурс] // М-во культуры Респ. Беларусь.http://www.dkm£by/ Дата доступа: 16.08.2019.
7. Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 19.12.2013. 2/2091.
8. Государственное хранилище ценностей (Гохран) [Электронный ресурс] // М-во финансов Респ. Беларусь. http://www.minfin.gov.by/activities_jewels/storage. Дата доступа: 24.09.2019.
9. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 69. 1/7502.
MUSEOLOGY, CONSERVATION OF MUSEUM VALUES, MUSEUM'S
ACTIVITIES: A NEW EXPERIENCE OF LEGISLATIVE REGULATION
I. Martynenka
Yanka Kupala Grodno state University Grodno Republic of Belarus
Abstract. This article deals with the codification peculiarities of the legislation on culture, an integral part of which were the regulations on museums and museum activities. The author analyzes the Code of the Republic of Belarus on culture, proves the advantages of the method of legislative regulation. Suggestions and recommendations may be applied in other countries, that have common cultural space.
Keywords: legal protection of cultural heritage, codification of legislation on culture, Museum law, protection of cultural values.
For citation: Martynenka I. Museology, conservation of museum values, museum's activities: a new experience of legislative regulation. Heritage and Modern Times. 2019;2(3):47-73.
References
1. Martynenko I.E. Pravovaya okhrana istoriko-kul'turnogo naslediya v gosudarst-vakh Tamozhennogo soyuza v ramkakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soobshchestva: monografiya. Moskva: RIOR: INFRA-M, 2014. 285 s.
2. Kodeks Respubliki Belarus' ab kul'tury: Kodeks Respubliki Belarus' ot 20 iyulya 2016 goda // Natsional'nyi pravovoi Internet-portal Respubliki Belarus', 02.08.2016, 2/2412.
3. Portal «Muzei Belarusi». http://museum.by. Data dostupa: 16.08.2019.
4. Ofitsial'nyi sait Belorusskogo gosudarstvennogo muzeya narodnoi arkhitektury i byta. http://etna.by/collections. Data dostupa: 10.09.2019.
5. Izdatel'skii dom «Belarus' segodnya», 20 maya 2019 g. https: //www.sb.by/articles/arkheologicheskiy-muzey-pod-otkrytym-nebom-otkroetsya-v-belovezhskoy-pushche-1-iyunya.html. Data dostupa: 10.09.2019.
6. Tsentr Gosudarstvennogo kataloga Muzeinogo fonda Respubli-ki Belarus' [El-ektronnyi resurs] // M-vo kul'tury Resp. Bela-rus'.http://www.dkmf.by/ Data dostupa: 16.08.2019.
7. Nats. pravovoi Internet-portal Resp. Belarus'. 19.12.2013. 2/2091.
8. Gosudarstvennoe khranilishche tsennostei (Gokhran) [Elektronnyi resurs] // M-vo finansov Resp. Belarus'. http://www.minfin.gov.by/activities_jewels/storage. Data dostupa: 24.09.2019.
9. Nats. reestr pravovykh aktov Resp. Belarus'. 2006. № 69. 1/7502.
Сведения об авторе Author of the publication
Мартыненко Игорь Эдуардович, Ihar Martynenka, Head of the Depart-
доктор юридических наук, профессор, за- ment of Civil Law and Process, Yanka
ведующий кафедрой гражданского права Kupala State University of Grodno, Grodno,
и процесса Гродненского государственно- Republic of Belarus.
го университета имени Янки Купалы, E-mail: [email protected]
Гродно, Республика Беларусь.
E-mail: [email protected]
Дата поступления 12.09.2018