пользованию таких форм, как беседы о здоровом образе жизни, о вреде курения, о нормах поведения в общественных местах и т.п. Беседы на морально-этические темы используются реже, а беседы, включающие знания о семье, ее социальных функциях, условиях здорового рождения и воспитания детей, культуры супружеских отношений практически отсутствуют. Выпускники образовательных организаций имеют довольно слабую и теоретическую, и практическую подготовку к семейной жизни. Задача социально-культурных учреждений - восполнить этот пробел.
Литература
1.Дымнова, Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.
2. Ивлева, В.В. Психология семейных отношений. - М.: Современная школа, 2009. - 352 с.
3. Масленникова, В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. - Казань: ИСПО РАО, 2002. -36с.
4. Родионов, В.В. Общекультурное развитие как составляющая непрерывного образования взрослых / В.В. Родионов / / Вестник Института социологии. - 2012. - № 4. - C. 158-165.
5. Шрайдер, Я.Р. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. -191с.
6. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер,1999.656 с.
УДК: 069: 001.12
Рафаэль М.Валеев, О.Е.Шелковская
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ МУЗЕЙНОГО ФОНДА ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
«КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ»
Проанализирован коллекционный потенциал Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» и на его основе предложена концепция комплектования музейного фонда этого учреждения, созданная в 1994 г. и ставшего одним из механизмов по основанию 1000-летия г.Казани и включению Казанского Кремля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основой концепции стали атрибуты Выдающейся универсальной ценности и критерии этого объекта, признанные Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 г. в г.Кернсе, Австралии. Определены принципы, направления, темы и формы комплектования.
Ключевые слова: музейный фонд, Музей-заповедник «Казанский Кремль», Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, комплектование, принципы, темы и формы.
Rafael Valeev, Olga Shelkovskaya CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF MUSEUM ACQUISITION FUND THE OBJECT OF THE UNESCO WORLD HERITAGE MUSEUM-RESERVE "KAZAN KREMLIN"
The article examines the collector's potential of State historical, architectural and art museum-reserve "Kazan Kremlin". Based on the analysis, the authors suggest new approach to museum fund acquisition. Kazan Kremlin museum -reserve was established in 1994 and became one of the tools for the justification of Kazan Millennium and the inclusion of Kazan Kremlin into the List of the World Heritage of UNESCO. This approach is based on the attributes of Outstanding Universal Value and criteria of the site, accepted by the UNESCO World Heritage Committee in 2000 in Cairns, Australia. The principles, directions, topics and forms of museum fund acquisition were also defined.
Key words: museum fund, museum-reserve "Kazan Kremlin", List of the World Heritage of UNESCO, acquisition, principles, topics and forms.
Музей-заповедник «Казанский Кремль» создан в 1994 году Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в целях комплексного сохранения археологического, архитектурного, историко-культурного наследия, подготовки и обоснования 1000-летия г. Казани. В 2000 году комплекс Казанского Кремля включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Му-зеефикации памятников Казанского Кремля началась с 2005 года открытием Центра «Эрмитаж-Казань» в здании бывшего Юнкерского училища.
В настоящее время музей-заповедник «Казанский Кремль» включает в себя несколько разнопрофильных музеев, расположенных в зданиях - памятниках на территории Кремля: музей исламской культуры в мечети Кул Шариф, музей государственности татарского народа и Республики Татарстан в здании быв. Дворцовой церкви, музей естественной истории в здании быв. Юнкерского училища, музей пушечного двора в южном ризалите и кордигардии, музей истории Благовещенского собора в Благовещенском соборе и Кремлевский выставочный зал «Манеж». Первая музейная экспозиция была создана в 2006 году.
Формирование собрания музея-заповедника «Казанский Кремль» началось с 2004 года, когда была приобретена первая коллекция бытовых предметов конца XIX-начала XX в. Комплектование музейных коллекций в этот период не было ни систематическим, ни тематическим. Особенностью формирования музейного фонда на первом этапе была подчиненность комплектования задачам создания музейных экспозиций.
Системный характер работа по комплектованию музейного собрания стала приобретать с 2007 года, когда в структуре музея-заповедника «Казанский Кремль» появился отдел фондов, а количество музейных специалистов, занимающихся учетно-хранительской деятельностью, достигло 5 человек. За период с 2007 года количество музейных предметов увеличилось почти в 6 раз. Учетно-хранительская работа ведется в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей с использованием системы КАМИС.
Основу хранения составляют помещения, оборудованные охранно-пожарной сигнализацией и оснащенные специальным эксклюзивным фондовым оборудованием немецкой фирмы DYTEC. Осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом в хранении и экспозиционных залах. Музей-заповедник «Казанский Кремль» оснащен техническими средствами для поддержания режима хранения. В фондохранилище установлена система газового пожаротушения.
Музей-заповедник «Казанский Кремль» осуществляет реставрацию музейных предметов в рамках ежегодного финансирования на договорных началах со сторонними реставрационными организациями. За 9 лет работы было отреставрировано 221 единиц хранения.
Таким образом, в музее-заповеднике «Казанский Кремль» созданы условия для обеспечения сохранности музейного собрания и работы с музейными предметами.
Основной задачей ближайших лет является формирование музейного фонда, придание этому процессу систематического и научно-обоснованного характера. Концепция научного комплектования музейного фонда призвана определить общие основные направления коллекционно-фондовой работы, исходя из существующих предпосылок - малые фонды и большие перспективы музеефикации памятников Казанского Кремля.
В основу данной концепции положено обеспечение единства процессов комплектования в целом и формирование отдельных коллекций, изучение музейных предметов и их использование, увязка фондовой работы со всеми другими направлениями работы музея-заповедника «Казанский Кремль».
Освоение сотрудниками музея таких понятий как «среда обитания», «источник комплектования», «комплексность источников», «неделимость фонда», «информационное поле источника», «документирование исторического процесса», «овеществленная социальная память», «музейность источника», «музейные свойства предмета», «мемориальность», «аттрактивность предмета» и др. позволит глубже проникнуть в сущность музейной коммуникации, основанной на музейном предмете, и сформировать представительный музейный фонд.
Основными принципами при комплектовании музейного собрания должны стать: комплексность источников при формировании любой коллекции (персональной, тематической и т.д.), неделимость фондов, мемориальность в широком смысле слова, как связь музейного объекта с лицом или событием, изучение среды бытования, где сам музей является частью реальной жизни.
Сформированное в результате научного комплектования музейный фонд будет определять направления и результативность музейной коммуникации.
Данная концепция комплектования музейного фонда разработана с учетом структуры музея-заповедника «Казанский Кремль» на основе имеющегося коллекционного потенциала.
Фонды музея-заповедника «Казанский Кремль» на 1 января 2016 г. составляют 16787 ед., в том числе предметов основного фонда - 5172 ед.; включенных в научно-вспомогательный фонд. - 11615ед. с учетом коллекций археологических предметов, полученных в ходе раскопов на территории Казанского Кремля. Структурно фонд музея состоит из двух разделов: естественно-исторические памятники (палеонтология, минералогия, горные породы) и памятники материальной и духовной культуры (изобразительные, письменные, вещественные, видео, аудио и фотоматериалы):
- предметы естественно-научной коллекции - 1563 ед.
- предметы живописи - 185 ед.
- предметы графики - 263 ед.
- предметы скульптуры - 36 ед.
- изделия декоративно-прикладного искусства и этнографии - 524 ед.
- предметы нумизматики - 818 ед.
- оружие - 22 ед.
- предметы археологии - 8050 ед.
- документы - 207
- фотографии и негативы - 1500
- редкие книги - 425 ед.
- предметы печатной продукции - 1861
- предметы истории техники - 8
- прочие предметы - 1355.
В настоящее время можно выделить четыре коллекции: коллекция Коранов, коллекция бразильских агатов и коллекция фарфоровых пасхальных яиц, коллекция произведений современных художников Татарстана. Таким образом, фонд музея-заповедника представляет сравнительно небольшой комплекс музейных источников, в разной мере документирующих процессы, происходящие в природе и обществе с древнейших времен до наших дней, и так или иначе связанные с историей Казанского Кремля, города Казани и Республики Татарстан. Кроме того, в музее-заповеднике «Казанский Кремль» на временном хранении находится Фонд даров Президенту РТ, который насчитывает свыше 5000 единиц хранения и постоянно пополняется. С расширением и дальнейшим развитием музея государственности татарского народа и Республики Татарстан Фонд подарков Президенту РТ станет источником пополнения музейного собрания музея-заповедника «Казанский Кремль»
I. Принципы и направления комплектования.
Музей-заповедник «Казанский Кремль» является историко-архитектурным и экспозиционно-выставочным комплексом, музейный потенциал которого направлен на отражение природно-исто-рических и историко-культурных особенностей Татарстана, его месте и роли в системе историко-культурного наследия России и мира. Казанский Кремль является первым объектом в Татарстане, включенным в 2000 году в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Выдающаяся универсальная ценность Казанского Кремля признана мировым сообществом и при комплектовании важным являются критерии и атрибуты.
Критерий (и) Комплекс Казанского Кремля представляет исключительное свидетельство исторической преемственности и культурного разнообразия в течение длительного периода времени, имевшее результатом взаимообмен ценностями, порожденными различными культурами.
Критерий (Ш) Историческая цитадель является исключительным свидетельством ханского периода и единственной татарской крепостью, в которой сохранена основа первоначальной градостроительной идеи.
Критерий ру) Казанский Кремль и его ключевые элементы являют собой синтез татарского и русского влияния в архитектуре и объединяют различные культуры (булгарскую, золотоордынскую, татарскую, итальянскую и русскую). Более того, они наглядно демонстрируют взаимодействие ислама и христианства.
Исходя из этого, принципиально важным является выявление и сбор предметов, которые позволяют документировать процессы, связанные с критериями, определенными ЮНЕСКО, с сохранением, изучением и популяризацией Казанского Кремля, его роли в общественно-политической, социально-экономической и культурной истории Татарстана, Российской Федерации и мира. Учитывая специфику музейных направлений деятельности музея-заповедника, географические рамки в разных темах комплектования будут ограничены собственно территорией Кремля, границами Казани, Татарстана, России и мира.
В основе концепции лежит тематическое направление комплектования. Это связано как с задачами экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной работы музея-заповедника, так и с перспективой дальнейшего пополнения его фондов для научного исследования и создания новых музеев.
Тематическое комплектование подчинено определенным темам, связанным, прежде всего, с теми или иными историческими аспектами, разрабатываемыми в ходе научно-исследовательской деятельности музея-заповедника. Темы комплектования позволяют не только учитывать направления функционирующих музейных подразделений (Музей естественной истории Татарстана, Музей истории государственности Татарстана и татарского народа, Музей исламской культуры, Центр «Эрмитаж-Казань», музей истории Благовещенского собора, музей Пушечного двора), но и формировать основу экспозиции Музея истории Казанского Кремля, а также определить дальнейшее развитие музеефика-ции территории музея-заповедника.
Концепцией определены темы с учетом объективных сложностей процесса комплектования фондов в современных условиях (отсутствие источников комплектования, высокая стоимость предметов, отсутствие практики обмена между музеем и учреждениями и др.), в силу чего отдельные аспекты тематического комплектования не могут быть исследованы и реализованы. Например, это касается отдельных периодов истории Кремля и региона в целом. В этой связи темы структурированы с учетом наибольшей эффективности работы по комплектованию и достижению положительных результатов.
Определение тематического комплектования как основного вида комплектования музейных коллекций не означает отказ от таких способов комплектования как систематическое и комплексное. Систематическое комплектование, т.е пополнение музейного фонда однотипными предметами, направлено на формирование и пополнение имеющихся систематических коллекций. Такой метод комплектования предпочтителен для комплектования естественно-научных коллекций, собраний печатных изданий, выдающихся видов и панорам, запечатленных в произведениях литературы и искусства,
редких книгах. Кроме того, для музея-заповедника «Казанский Кремль» с его небольшим объемом музейного фонда целесообразно использовать и комплексный метод комплектования, объединяющий задачи систематического и тематического комплектования.
II. Темы комплектования.
Тема 1: Историко-архитектурный комплекс «Казанского Кремля» - объект Всемирного наследия.
Эта тема вытекает из самого определения музея-заповедника как историко-архитектурного комплекса, включенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и определяется такими атрибутами выдающейся универсальной ценности - Казанский Кремль единственная в мире сохранившаяся татарская крепость со следами первоначальной градостроительной концепции (основ планировки, градостроительной композиции, функциональной организации комплексов); наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России; феномен взаимодействия и взаимовлияния татарской и русской культуры, архитектурных стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике, Благовещенский собор, стены и башни Кремля) и неповторимого архитектурно-художественного и ландшафтного облика. Посредством музейных предметов представить историю развития Кремля и исторического центра г. Казани.
Источник комплектования: археология, памятники, история реставрации, музеефикация.
Предполагаемые экспонаты: предметы археологии; фотографии памятников, археологических работ, работ по реставрации, ремонту и музеефикации; документы и материалы; книги (редкие); предметы личного происхождения известных исследователей, архитекторов, реставраторов.
Разрабатывая тематику комплектования музейных предметов, мы должны отталкиваться от исторических этапов строительства, реставрации и развития комплекса Казанского Кремля. В этом плане интересным будет материал об исследователях, реставраторах, музейных работниках и тех руководителях, которые вложили свой вклад в достижении Казанским Кремлем мирового уровня (дневники, публикации, инструменты).
Тема 2: История государственности Республики Татарстан.
Тема истории государственности исходит из такого важного атрибута выдающейся универсальной ценности Казанского Кремля, который определяет его как единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти. Она является определяющей для развития фондовой, экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности музея-заповедника, расположенного в Казанском Кремле - исторически сложившемся политическом и административном центре. В рамках комплектования музея планируется привлечение материалов, наиболее важных для освещения политической истории разных эпох. Основные критерии:
-территория государственного образования (политические карты и картосхемы);
-письменность и письменное наследие как показатели уровня культуры общества и своеобразного отражения идеологии власти, как хранителя исторической памяти о традициях государственности;
-символы государства и конкретных правителей (геральдика, нумизматика, актовые материалы и др.
Новейший период истории с учетом его приближенности к современности (актуальное документирование эпохи) и большим составом источников комплектования, малоизученных и мало представленных в музейных исследованиях, в плане комплектования подлинными предметами эпохи является более перспективным. Основным критерием отбора предметов должна стать их мемориаль-ность. Важнейшим источником формирования коллекций, непосредственно связанных с данным периодом, это личные фонды государственных и общественно-политических деятелей.
Тема 3: Казанский Кремль как духовный центр и образец межконфессионального содружества.
Эта тема исходит из таких атрибутов выдающейся универсальной ценности, как Казанский Кремль. Это - северо-западная точка распространения исламской культуры в мире, продукт взаимодействия различных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, не имеющий аналогов среди других объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История развития религий, их историко-культурное и общественно-политическое значение, личностные аспекты - темы, представляющие Казанский Кремль центром религиозной жизни региона, символом толерантности. Казанский Кремль как духовный и сакральный центр для тюрко-татарского мира в тоже время является символом баланса тюркской и славянской, восточной и западной культур, мусульманской и православной конфессий, взаимодействия и взаимообмена ценностями, порожденными разными культурами. Это определяет то, что Казанский Кремль обладает эксклюзивной аурой, представляющей собой нематериальное наследие высочайшего уровня.
Эта тема комплектования также является важной частью концепции развития музея-заповедника.
Источник комплектования: руководители духовных ведомств; официальные служители; неофициальные, но авторитетные и широко известные деятели; представители религиозных конфессий, деятельность которых мало изучена, но имеет важное научное значение (например, представители
суфийских общин).
Предполагаемые экспонаты: Печатные, рукописные материалы (книги, документы); предметы религиозного назначения, имеющие художественную ценность (например, шамаиль, икона); предметы религиозного назначения, фотографии, связанные с религиозной жизнью в Кремле и Казани в целом (мечети, церкви, массовые религиозные мероприятия и праздники); подарки, связанные с непосредственной деятельностью (от высших руководящих лиц государства, религиозных деятелей, официальных зарубежных лиц).
Тема 4: История Казани в иконографии.
Комплектование материалами иконографии также связано с одной из функций музея-заповедника - документирование с помощью художественных средств. Территория источников комплектования не ограничена собственно Кремлем, а охватывает Казань. Это позволит использовать выста-вочно-экспозиционный и фондовый потенциал музея-заповедника для представления образов Казани в ее центре.
Источник комплектования: отдельные здания и комплексы Кремля, парки, панорамы, события.
Предполагаемые экспонаты: фотографии и видеоматериал, печатные издания, изобразительное искусство.
Тема 5: Военная история Кремля
Предметный ряд комплектования данной темы связан не только с крепостью на севере Волжской Булгарии, ханской Казанью и взятием ее войсками Ивана Грозного, пушечным двором, а также с историей юнкерского училища, с проблематикой Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Казанский Кремль в годы войны).
Тема 6: Естественная история Татарстана
Комплектование «природных» материалов направлено, прежде всего, на развитие деятельности Музея естественной истории Татарстана, как уникального для региона музейного и научно-образовательного центра.
Источник комплектования: геология, палеонтология, история их изучения в Татарстане...
Предполагаемые экспонаты: подлинные предметы геологии и палеонтологии; историческая реконструкция предметов палеонтологии; фотографии и видеоматериал, связанные с историей развития геологии и палеонтологии в Татарстане; официальные документы и материалы; документы и предметы личного происхождения исследователей, книги (редкие).
Таким образом, несмотря на то, что в истории Казанского Кремля видятся все основные общественно-исторические, политические, историко-культурные и иные события края, вместе с тем интересы комплектования будут сосредоточены на памятниках Кремля.
Объектами комплектования становятся:
- среда, территория Казанского Кремля в ее историческом развитии;
- персонифицированные комплексы исторических личностей;
- предметы музейного значения, связанные с административной, военной, религиозной функциями Казанского Кремля;
- иконография Казанского Кремля (живопись, графика, фото и, видеоматериалы, печатные издания).
III. Формы комплектования.
1. Полевые исследования (постоянные или разовые экспедиции, репортажный сбор).
2. Научные командировки.
3. Закупка предметов и коллекций за счет бюджетных и внебюджетных источников у частных лиц, коллекционеров, в антикварных салонах.
4. Пожертвование (передача в дар) от наследников, мастеров народных промыслов, художников, коллекционеров, меценатов.
5. Передача в музейное собрание по завещанию владельцев семейных архивов, художников, ученых, писателей, краеведов.
6. Передача таможней или следственными органами конфискованного имущества - предметов, имеющих музейное значение.
7. Передача образцов изделий, устаревших приборов от организаций и предприятий, фирм, акционерных обществ.
8. Передача коллекций или предметов в порядке обмена или правопреемства от других музеев.
Все формы комплектования являются актуальными для музея-заповедника. Полевые исследования (периодические) позволяют организовать как тематический, так и типологический сбор предметов музейного значения.
Важной составляющей научного комплектования музейного фонда станет выявление и сбор источников по истории Казанского Кремля и формирование базы виртуальных музейных предметов.
Перспективным для музея-заповедника «Казанский Кремль» может стать нетрадиционное комплектование - выявление предметов с сохранением их в среде бытования.
Текущее комплектование должно быть активным. В этом плане необходима популяризация фондовой работы музея-заповедника, активное PR-продвижение постоянного процесса комплектования. Это позволит позиционировать музей-заповедник в качестве единственного в своем роде центра сбора, серьезной научной обработки и представления тематических музейных предметов.
Таким образом, концепция научного комплектования музейных коллекций содержит обобщенное системное представление о задачах, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определены критерии отбора материалов в фонды музея, а также круг и объем информации фиксируемой в документах комплектования.
Концепция научного комплектования фондов создается музеем-заповедником как проект, рассчитанный на экспериментирование, поиск «своего лица», обоснование необходимости новых подходов в понимании его роли и места. Кроме того, основные позиции концепции будут использованы при разработке как Программы развития, так и Плана управления Государственным историко-архитек-турным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль».
Исходя из концепции комплектования музейного собрания и учитывая конкретные задачи, которые возникают в процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования музейного фонда - перспективные и годовые, реализация которых позволит пересматривать и корректировать Концепцию научного комплектования.
На данном этапе развития музея-заповедника «Казанский Кремль» особое внимание будет обращено на проблему изученности музейного фонда, последовательного выявления, сбора, научной обработки, включения музейных предметов в музейное собрание, введение информации об источниках в научно-информационную систему.
При формировании коллекций предпочтение будет отдано не отдельным категориям вещей, а их комплексам, связанным не материалом и функцией, а единством бытования. Осуществление средо-вого комплектования позволит сконцентрировать в музейном собрании представительные комплексы. Важнейшейзадачей становится координация работы по научному комплектованию фондов в системе музеев музея-заповедника.
УДК 351.858
Д.Д.Калимуллин МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК КАПИТАЛ ЗНАНИЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассмотрены виды субкультур в зависимости от духовных и интеллектуальных потребностей личности. Делается вывод о самореализации личности в молодежных субкультурах. В условиях кризисного состояния общества молодежь ищет ниши по реализации своих инициатив. Данный тренд представляет собой формирование и воздействие проективного мышления молодежи. Увеличение значимости ряда постидустри-альных, постмодернистских и глобализационных факторов ставит задачу переосмысления феномена потребностей. Молодежные субкультуры определили код индустриальной и постиндустриальной эпох.
Ключевые слова: молодежь, потребности, генезис, эволюция, кризис, субкультуры.
D.D. Kalimullin YOUTH SUBCULTURES AS CAPITAL OF SCIENCE CULTURE
In article types of subcultures depending on spiritual and intellectual needs of the personality are considered. The conclusion about self-realization of the personality in youth subcultures is drawn. In the conditions of crisis state of society the youth looks for niches on realization of the initiatives. This trend represents formation and influence of projective thinking of youth. Increase in the importance of a row the post-industrials, postmodern and globalization factors sets a task of reconsideration of a phenomenon of requirements. Youth subcultures have defined a code of industrial and post-industrial eras.
Keywords: Youth, requirements, genesis, evolution, crisis, subcultures.
Известно, что воспитание как социальный институт включает в себя совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания; набор социальный ролей; воспитательные организации различных типов и видов; системы воспитания и органы управления ими; набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных; ресурсы - личностные, духовные, информационные, финансовые, материальные.
Ученые при этом отмечают, что для возрастного развития, определяющего формирование мышления подростка, характерно чрезвычайное усложнение всей системы мышления, готовой к восприятию сложной информации и ищущей источники этой информации. Так, например, Л. Выготский, говоря о роли знаковых операций в организации высших психических функций, выделяет «естествен-