Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцкова И. Д.

Актуальность статьи обусловлена задачей разностороннего, интеллектуально-творческого и гармоничного развития детей и подростков, открывающего для них большие горизонты в области личностных интересов и увлечений. Цель данной статьи заключается в раскрытии просветительского и воспитательного потенциала музейной педагогики, которая в настоявшее время успешно функционирует во множестве музеев образовательных учреждений системы непрерывного образования, включая ведущие отечественные вузы. В статье изложена позиция автора относительно общих закономерностей музейной педагогики, актуализирующей развитие системы дополнительного образования, позволяющей развивать не только общую культуру и творческие способности у детей и подростков, но и формировать у них субъектную позицию как личностного качества, повышающего стремление личности к осмысленному выбору истинных общественных ценностей, образовательного и профессионального будущего, а также видение своего места в обществе. Статья носит научно-аналитический характер, адресована педагогам общего и дополнительного образования. Эмпирической базой публикации стали результаты научных исследований и педагогическая практика применения музейной педагогики в программных мероприятиях дополнительного образования на базе Научно-консультационного комплекса непрерывного образования «DIVOJRSCHOOL».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY IN ADDITIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF SUCCESS OF SOCIAL DEVELOPMENT AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The relevance of the article is due to the task of versatile, intellectual, creative and harmonious development of children and adolescents, which opens up great horizons for them in the field of personal interests and hobbies. The purpose of this article is to reveal the educational and educational potential of museum pedagogy, which is currently successfully operating in many museums of educational institutions of the continuous education system, including leading domestic universities. The article presents the author's position regarding the general laws of museum pedagogy, which actualizes the development of the system of additional education, which allows developing not only a general culture and creative abilities in children and adolescents, but also forming their subject position as a personal quality that increases the individual's desire for a meaningful choice of true social values, educational and professional future, as well as a vision of one's place in society. The article is of a scientific and analytical nature, addressed to teachers of general and additional education. The empirical basis of the publication was the results of scientific research and the pedagogical practice of using museum pedagogy in the program activities of additional education on the basis of the Scientific and Consulting Complex for Lifelong Education "DIVOJRSCHOOL".

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Социальная педагогика

УДК 377

Музейная педагогика в дополнительном образовании как фактор успешности социального развития и профессионального самоопределения детей и подростков

Museum pedagogy in additional education as a factor of success of social development and professional self-determination of children and adolescents

Яцкова И.Д., Научно-консультационный комплекс непрерывного образования и воспитания «DIVOJRSCHOOL», divniysadofficial@yandex. ru

Yatskova I., Scientific and consulting complex of continuing education and upbringing "DIVOJRSCHOOL", [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.025

Ключевые слова: музейная педагогика, дополнительное образование, подрастающее поколение, субъектная позиция, профессиональное самоопределение, модель профориентации.

Keywords: museum pedagogy, additional education, the younger generation, subject position, professional self-determination, career guidance model.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена задачей разностороннего, интеллектуально-творческого и гармоничного развития детей и подростков, открывающего для них большие горизонты в области личностных интересов и увлечений. Цель данной статьи заключается в раскрытии просветительского и воспитательного потенциала музейной педагогики, которая в настоявшее время успешно функционирует во множестве музеев образовательных учреждений системы непрерывного образования, включая ведущие отечественные вузы.

В статье изложена позиция автора относительно общих закономерностей музейной педагогики, актуализирующей развитие системы дополнительного образования, позволяющей развивать не только общую культуру и творческие способности у детей и подростков, но и формировать у них субъектную позицию как личностного качества, повышающего стремление личности к осмысленному выбору истинных общественных ценностей, образовательного и профессионального будущего, а также видение своего места в обществе.

Статья носит научно-аналитический характер, адресована педагогам общего и дополнительного образования. Эмпирической базой публикации стали результаты научных исследований и педагогическая практика применения музейной педагогики в программных мероприятиях дополнительного образования на базе Научно-консультационного комплекса непрерывного образования «DIVOJRSCHOOL».

Abstract. The relevance of the article is due to the task of versatile, intellectual, creative and harmonious development of children and adolescents, which opens up great horizons for them in the field of personal interests and hobbies. The purpose of this article is to reveal the educational and educational potential of museum pedagogy, which is currently successfully operating in many museums of educational institutions of the continuous education system, including leading domestic universities.

The article presents the author's position regarding the general laws of museum pedagogy, which actualizes the development of the system of additional education, which allows developing not only a general culture and creative abilities in children and adolescents, but also forming their subject position as a personal quality that increases the individual's desire for a meaningful choice of true social values, educational and professional future, as well as a vision of one's place in society.

The article is of a scientific and analytical nature, addressed to teachers of general and additional education. The empirical basis of the publication was the results of scientific research and the pedagogical practice of using museum pedagogy in the program activities of additional education on the basis of the Scientific and Consulting Complex for Lifelong Education "DIVOJRSCHOOL".

Введение. Сегодня современная система дополнительного образования играет важную роль не только в образовании, воспитании и интеллектуальном развитии подрастающего поколения, но и в формировании у детей и подростков субъектной позиции как личностного качества, повышающего их стремление к выбору духовных ценностной общества и к новым знаниям, осмысленному выбору своего образовательного и профессионального будущего, а также видение своего места в обществе.

В настоящее время трудно представить реализацию дополнительных образовательных программ без музейного компонента, заключающегося в создании образовательно-развивающей музейной среды, в которой успешно осуществляется интеллектуальное и культурное развитие его посетителей, путём включения в многообразную деятельность и различные формы коммуникационного диалога, существующих в музее.

Особую роль в данном процессе играет музейная педагогика, которая вошла в отечественную педагогическую теорию и практику в начале 80-х годах XX столетия как «научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему, тогда как понятие образование в контексте обсуждения проблем музейной педагогики - трактуется широко, как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру. Иными словами, это процесс обретения человеком своего образа, процесс, который во многом носит стихийный характер и происходит в различных формах, в том числе - в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей» [1].

В данном аспекте мы рассматриваем музейную педагогику как методологическую основу «создания благоприятных условий (организационных, научно-методических,

информационных, кадровых и др.), необходимых для развития и саморазвития личности, способствующих достижению продуктивности совместной деятельности участников

педагогического взаимодействия и ускорению процессов раскрытия личностного потенциала учащегося» [2].

Таким образом, музейная педагогика направлена на создание открытой образовательно-развивающей среды [3;4], в которой созданы все условия общекультурного и духовного развития личности, что ориентирует нас на разработку более совершенных моделей

подготовки подрастающего поколения к профессиональному самоопределению «за пределами стен школы» - в системе дополнительного образования.

Основой исследования послужили научные труды в областях: теории профессионального самоопределения личности в современных условиях (С.Н. Чистякова [2;5;6]); теории музейной педагогики, рассматривающей музейную экспозицию как наглядную форму художественно-эстетического обучения и ориентированную на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию [7-10].

Основной методологической базой, формирующей представление автора о подходах к разработке более совершенных моделей профориентационной работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования, стали труды С.Н. Чистяковой, известного ученого - профориентолога, по утверждению которой «формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в специально организованной научно-практической деятельности -

профессиональной ориентации, которая рассматривается как система равноправного взаимодействия личности и общества на определённых этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах» [5].

Анализ научных исследований сформировал авторское мнение, что сегодня не в полной мере используется ресурс музейной педагогики в системе дополнительного образования детей и подростков, выделяется актуальность и целесообразность более глубокого исследования педагогического потенциала музеев ведущих отечественных вузов, посещение которых в основном не требует каких-либо финансовых затрат, однако вошли в практику дополнительного образования, несмотря на огромную образовательную и воспитательную роль в работе с подрастающим поколением.

Материалы и методы исследования. При подготовке статьи по обозначенной теме, нами использовались эмпирические и диагностические методы исследования, анализ публикаций российских и зарубежных авторов, аналитических докладов и исследовательских отчетов по проблеме совершенствования профессиональной ориентации подрастающего поколения в системе дополнительного образования, проводилось их сравнение и обобщение. Также изучались основные

положения институциональной документации, определяющих государственную политику в области ранней профессиональной ориентации молодого поколения в контексте их личностного развития, воспитания и духовного и физического совершенствования.

Эмпирической базой публикации являются результаты педагогического деятельности и научных исследований, проведенных на базе Научно-консультационного комплекса

непрерывного образования «DГVOЖSCHOOL» (присвоен статус «Экспериментальная площадка Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации», включен в международную сетевую инновационную площадку ООО «Лаборатория интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ» при Российской академии образования (Пр№ 41 от 01.12.21; далее - Комплекс), реализующего весь спектр дополнительных интеллектуально-развивающих и общекультурных программ для детей и подростков, включая программы ранней профессиональной ориентации.

Выделим стратегические задачи Комплекса, которые определяют его миссию - это создание единого образовательного и воспитательного пространства, способствующего максимальному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков, возможности их активного участия в различных программах дополнительного образования, включая раннюю профессиональную ориентацию, а также развивающих у них гуманистическое мировоззрение и стремление к успешной социализации в современном обществе.

В настоящее время в Комплексе успешно реализуется профессионально-ориентирующий проект «Калейдоскоп профессий», который включает серию «путешествий» по музеям ведущих вузов Московского мегаполиса, таких как: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИТУ МИСиС, МГИМО, а также Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН и др. Почему именно музеи университетов? В таких музеях представлены экспозиции и фотодокументальные материалы, отражающие историю становления и развития Университета во взаимосвязи с профессиями, которые получают выпускники и их достижениями, при этом некоторые музеи владеют коллекциями мирового класса или размещаются в зданиях с архитектурной значимостью.

Следует отметить, что в Комплексе выбрана следующая политика: количество обучающихся в группе должно быть не большим (не более 15

человек), что создает условие более качественного личностно-ориентированного и адресного подхода к каждому из них. Следует отметить, что, посещая музеи вузов, дети и подростки активно участвуют в дискуссиях, викторинах и круглых столах, на которых получают базовые знания о профессиях настоящего и будущего, а также узнают на примере выдающихся выпускников вуза алгоритм и реальные практики достижения высокого уровня профессионального мастерства и успеха в профессии. После каждого похода в музей педагогическими кадрами организуется круглый стол, в рамках которого дети и подростки свободно делятся своими впечатлениями, мыслями и полученными знаниями, связанными с темой музейных мероприятий, при этом все их высказывания и выводы являются ценными для нашей профессиональной деятельности и научной работы и ориентируют на уточнение ее задач, предмета исследования и вектора развития.

Результаты исследования. Становление музея как социокультурного института всегда было связано с процессами инновационного развития как социальной жизни общества, так и системы отечественного образования. По мнению А.О. Таушкановой, Е.А. Шанц, «сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей» [11], что в полной мере относится к музейной деятельности ведущих отечественных вузов.

Авторские исследования и педагогическая практика подтверждают, что при посещении музейного пространства вуза, дети и подростки знакомятся с его экспозиционно-выставочными материалами, «погружаются» в историю его открытия и развития, а также становления научно-образовательной базы и научных школ, знакомятся с миссией вуза и с теми отраслями, которые ждут его выпускников, что в итоге дает им полное представление о профессиях, которые можно получить в данном вузе, а также развивает мотивацию к поиску дополнительной информации для выстраивания своего образовательного и профессионального будущего. Данные обстоятельства говорят о том, что образовательная программа экскурсии по музейному пространству вузов должна быть заранее спроектирована, организующими ее педагогическими кадрами, и сопряжена с последовательностью показа музейных объектов,

с информации о их исторической ценности и иной важной информацией музейного маршрута.

Уместно выделить общеизвестные истины, что молодые люди в процессе своего взросления не один раз пересмотрят свои профессиональные интересы и предпочтения, однако остается неизменным условием, что развитие и «любые качества и свойства личности приобретают различный характер в зависимости от того, в системе каких моральных отношений они формируются и на достижение каких ценностей направлены - материальных или духовных. В отношениях к окружающему миру, к людям, к самому себе проявляется нравственная характеристика личности, поэтому формирование нравственной сферы личности есть стержень гуманистического воспитания старших школьников» [5].

В данном контексте, нами определены основополагающие компоненты прикладной модели ранней профессиональной ориентации детей и подростков с опорой на музейную педагогику, включающей в себя:

- целевой компонент, предусматривавший образование, воспитание и развитие субъектной позиции детей и подростков посредством музейного пространства вуза, его научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности;

- компетентностно-содержательный, направленный на формирование у детей и подростков базовых знаний и общепрофессиональных компетенций, ключевых для отраслевой направленности вуза;

- технологический (дуальный) компонент, раскрывающий: 1) музейные технологии образования, воспитания и развития субъектной позиции детей и подростков; 2) технологические особенности и содержательную сущность профессий, получаемых в данном вузе, тенденции их развития и перспективы востребованности на рынке труда в будущем;

- оценочный компонент, направленный на мониторинг влияния музейной педагогики на развитие у детей и подростков базовых знаний и общепрофессиональных компетенций (ключевых для отраслевой направленности вуза), а также субъектной позиции как личностного качества, повышающего осмысленное профессиональное самоопределения, осознания своего места в обществе.

Отметим, что успешность реализации данной модели, обеспечивается комплексом

педагогических условий, предусматривающих: практико-ориентированный характер музейной педагогики; усиление личностно-

ориентированного подхода к построению музейных коммуникаций «экскурсовод-педагог-подрастающее поколение», обращенность к интересам и потребностям каждого молодого посетителя музея, который не просто усваивает музейную информацию и музейные объекты, но и имеет возможность озвучивания своих вопросов, связанные с тематикой экскурсии; компетентностно-ориентированное педагогическое сопровождение детей и подростков при прохождении ими экспозиционно-экскурсионного маршрута;

развитие системы цифровой поддержки образовательно-развивающих музейных

мероприятий и многое другое.

Заключение. Содержательный анализ исследования по поставленной проблеме выявил, что сегодня в значительной степени возросла роль и предназначение музейной педагогики при реализации образовательных программ ранней профессиональной ориентации в системе дополнительного образования, а также развития у детей и подростков субъектной позиции гуманистической направленности как личностного качества, повышающего успешность их социализации, осмысленного выбора образовательного и профессионального будущего, а также проектирования своего жизненного пути.

Исследования и педагогическая практика выявили, что музейная педагогика своей особой культурно-просветительской миссией создает открытое образовательное и воспитательное музейное пространство, формирует

педагогические условия для личностно-ориентированного и адресного подхода к построению музейных коммуникаций «подрастающее поколение-экскурсовод», что в итоге обеспечивает разностороннее,

интеллектуально-творческое и гармоничное развитие детей и подростков, а также формирует у них субъектную позицию как личностное качество, повышающее их стремление к осмысленному выбору истинных общественных ценностей, образовательного и

профессионального будущего, а также видение своего места в обществе.

Таким образом, музейная педагогика в дополнительном образовании детей и подростков является важным фактором успешности профессионального самоопределения, призвана осуществлять образовательную функции музея, способствовать формированию открытой образовательно-развивающей среды, в которой дети и подростки знакомятся с музейными экспозиционно-выставочными материалами

ведущих отечественных вузов, в результате чего личные смыслы и ценности, выступающие для

актуализируются их мотивационные ресурсы, них источником социального опыта.

Литература:

1. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич // М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. -223 с.

2. Чистякова С.Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен / С.Н. Чистякова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 1 (120). - С. 7-15.

3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 2015. - 154 с.

4. Гетманская Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики / Е.В. Гетманская // Внешкольник. - 2017. - № 1. - С. 34-41.

5. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица.

- 2015. - № 6.

6. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018.

- № 1. - С. 54-60.

7. Ахунов В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В.М. Ахунов // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2016. - № 4. - С. 45-57.

8. Шеховская Н.Л., Мандебура Е.П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ / Н.Л. Шеховская, Е.П. Мандебура // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2011. - Т. 9. - № 6. - С. 343350.

9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б.А. Столяров. - М.: Высшая школа, 2014. - 375 с.

10. Трунова М.Г. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М.Г. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 46-49.

11. Таушканова А.О. Роль музея в образовательном процессе школы [Электронный ресурс] / А.О. Таушканова, Е.А. Шанц // Теория и практика образования в современном мире / Материалы ГГ Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - С. 98-100. - Режим доступа: https://moluch.ru/coni7ped/archive/64/2986/

References:

1. Yukhnevich M.Yu. I'll take you to the museum: textbook. manual on museum pedagogy / M.Yu. Yukhnevich // Ministry of Culture of the Russian Federation. Ros. Institute of Cultural Studies. - M., 2001. -223 p.

2. Chistyakova S.N. System organization of pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of socio-economic changes / S.N. Chistyakova // Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 1 (120). - S. 7-15.

3. Bakushinsky A.V. Artistic creativity and education / A.V. Bakushinsky. - M.: New Moscow, 2015. - 154 p.

4. Getmanskaya E.V. Educational potential of museum pedagogy / E.V. Getmanskaya // Vneshkolnik. - 2017. - № 1. - S. 34-41.

5. Chistyakova S.N. Professional self-determination: a modern aspect / S.N. Chistyakova // Vocational education. Capital. - 2015. - № 6.

6. Chistyakova S.N. The relevance of the problem of professional self-determination of students in modern conditions / S.N. Chistyakova // Professional education and labor market. - 2018. - № 1. - S. 54-60.

7. Akhunov V.M. Museum pedagogy as a scientific discipline: to the history of formation / V.M. Akhunov // Bulletin of Moscow University. Ser. 20: Teacher education. - 2016. - № 4. - S. 45-57.

8. Shekhovskaya N.L., Mandebura E.P. Museum Pedagogy: Historical and Pedagogical Analysis / N.L. Shekhovskaya, E.P. Mandebura // Issues of journalism, pedagogy, linguistics. - 2011. - T. 9. - № 6. - S. 343-350.

9. Stolyarov B.A. Museum Pedagogy. History, theory, practice / B.A. Stolyarov. - M.: Higher school, 2014. - 375 p.

10. Trunova M.G. Secrets of museum pedagogy: from work experience / M.G. Trunova // Preschool education. -2016. - № 4. - S. 46-49.

11. Taushkanova A.O. The role of the museum in the educational process of the school [Electronic resource] / A.O. Taushkanova, E.A. Shants // Theory and practice of education in the modern world / Proceedings of the II Intern. scientific conf. (St. Petersburg, November 2012). -S. 98-100. - Access mode: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Яцкова Ирина Дмитриевна (г. Истра, Россия), директор Научно-консультационного комплекса непрерывного образования и воспитания «DIVOJRSCHOOL», e-mail: [email protected]

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.