Научная статья на тему 'Музейная деятельность в контексте PR-технологий: социокультурные тенденции'

Музейная деятельность в контексте PR-технологий: социокультурные тенденции Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
2320
240
Поделиться
Ключевые слова
PR-КОММУНИКАЦИИ / МУЗЕЙНАЯ РЕКЛАМА / СПОНСОРСТВО / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Грачева Екатерина Сергеевна

Проанализированы мотивы, потребности и интересы музейной аудитории. Представлены взгляды специалистов на деятельность музеев. Обоснована необходимость использования рекламы, PR-программ и Интернет-технологий в музейной практике для привлечения потребителей услуг.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Грачева Екатерина Сергеевна,

Museum Activity in the Context of PR-Technologies: Socio-Cultural Tendencies

Motives, requirements, and interests of museum audience are analyzed. Some specialists views on museum activities are presented. The necessity of the use of advertising, PR-programs, and Internet-technologies to attract customers is substantiated.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Музейная деятельность в контексте PR-технологий: социокультурные тенденции»

E.S. Gracheva

Museum Activity in the Context of PR-Technologies:

Socio-Cultural Tendencies

Motives, requirements, and interests of museum audience are analyzed. Some specialists’ views on museum activities are presented. The necessity of the use of advertising, PR-programs, and Internet-technologies to attract

customers is substantiated.

Key words and word-combinations: PR-communications, museum

advertisement, sponsorship, Internettechnologies.

Проанализированы мотивы, потребности и интересы музейной аудитории. Представлены взгляды специалистов на деятельность музеев. Обоснована необходимость использования рекламы, PR-программ и Интернет-технологий в музейной практике для привлечения потребителей услуг.

Ключевые слова и словосочетания: PR-коммуникации, музейная реклама, спонсорство, Интернет-технологии.

УДК 659:008 ББК 76.006

Е.С. Грачева

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ Р^ТЕХНОЛОГИЙ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Гармонизация отношений и достижение взаимопонимания между организацией и ориентированной на нее общественностью в современных рыночных условиях приобретают первостепенное значение. Рост значимости целенаправленно формируемых связей с общественностью (РР) обусловлен самим процессом создания и развития деловой среды, которая постепенно становится все более зависимой от поведения и мнения общества в отношении организации. Сегодня РР или связи с общественностью, - это специфическая область деятельности, которая способствует достижению организацией высокой общественной значимости посредством выстраивания и эксплуатирования эффективной системы коммуникации.

В условиях глобализации, развития информационных технологий усиливается внимание к проблемам культуры, играющей все большую роль в жизни современного человека. Именно этим объясняется повышение социальной миссии музеев, которые участвуют в процессах формирования культуры, становясь научными, образовательными и даже развлекательными центрами для различных категорий посетителей. В музейных коллективах проявляются уникальность и неповторимость того или иного общественного, социального или этнического объединения, отражаются ценности, нормы, идеи, исповедуемые его членами [1, с. 6]. Музеи становятся

интерпретаторами и хранителями ресурсов прошлого, трансляторами социальной памяти и опыта, передающихся из поколения в поколение.

Музеи и художественные галереи являются ценным элементом культурного пространства города. Живя в современном мире, они не могут остаться в стороне от изменений в политике, экономике, социальном устройстве общества. Переход к рыночной экономике и демократизация российского общества существенно трансформировали концепцию существования музея как современного социокультурного института. Для решения проблем, стоящих перед музеем в моменты модернизации его деятельности, необходимо использовать инструментарии маркетинга, менеджмента, информационных коммуникаций.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Связи с общественностью выполняют функцию управления, нацеленную на установление и поддержание коммуникации между культурной организацией (музеем) и ее окружением (потребителями, спонсорами, государственными и муниципальными органами, иными организациями и учреждениями). В условиях современной трансформации социокультурных процессов, изменения образа и стиля жизни, появления новых стереотипов и установок поведения РР дает возможность организации функционировать более эффективно, помогая управлению социально значимой информацией, целенаправленному воздействию на общественное сознание, созданию корпоративных связей посредством формирования репутации, взаимопонимания и доброжелательности.

Сегодня любому учреждению культуры, в том числе и музеям, нельзя стоять на месте, игнорируя логику развития общества. На них возложена творческая задача изменить себя, сделать предлагаемые публике услуги привлекательными. Достаточно жесткая конкурентная борьба различных предприятий индустрии досуга за внимание потребителей способствует повышению значения рекламы и внедрению РР-программ. Новые требования к качеству работы музеев привели к появлению в их структуре соответствующих отделов, что, на наш взгляд, является вполне обоснованным.

Одна из главных задач информационного сопровождения деятельности музеев - познакомить широкую общественность с тем, какие культурные артефакты они в себе хранят, какие программы и проекты предлагают. Для потенциальных потребителей культурных услуг, так необходимых людям для профессиональной деятельности, самообразования, досуга и рекреации, важно знать, где и когда они смогут их получить. Поэтому учреждения культуры, в том числе музеи, должны профессионально и креативно использовать такие составляющее менеджмента, как реклама и РР.

В настоящее время сфера культурного досуга представлена множеством учреждений и организаций, обладающих различными возможностями. Чтобы выявить отношение жителей г. Саратова к музею как социокультурному институту, оценить субъективную потребность современного общества в музее и его восприятие современниками, нами был проведен анкетный опрос, который состоял из 19 вопросов. Исследование проводилось в феврале - марте 2009 г. и охватило 165 человек в возрасте от 12 до 57 лет. Выборочную совокупность составили посетители Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. Анкетные данные были обработаны с помощью ЭРвв-программы.

Полученная эмпирическая информация позволяет сформулировать рекомендации по созданию наиболее благоприятного имиджа музея.

Один из вопросов анкеты касался предпочтений респондентов в выборе заведений досуга и развлечений. Так, абсолютное большинство (50,6%) опрошенных предпочитают проводить свободное время в кино. Второе место среди учреждений досуга у респондентов занимает театр (31,2%). Кафе, рестораны в качестве привлекательного способа проведения досуга находятся на третьем месте (20,7%). В целом ответы респондентов дают основание сделать вывод о низкой популярности музея как учреждения досуга и рекреации.

Исследование показало, что большинство опрошенных посещают музей два-три раза в год (87%), при этом 46,1% респондентов предпочитают бывать в музее с друзьями или семьей, 35% - с одноклассниками, самостоятельно - 1,1%. Напомним, что исследование проводилось среди посетителей музея, и поэтому приведенные показатели не могут экстраполироваться на общество в целом.

Тем не менее полученные результаты позволяют предположить, что музейные РР-программы или отдельные рекламные акции должны быть направлены на различные категории посетителей, учитывая их интересы и желания при выборе тех или иных форм музейно-образовательной деятельности. Не следует забывать и о том, что чем выше популярность музея и социокультурная значимость его проектов, тем больше вероятность привлечения дополнительных средств на финансирование новых музейных программ из бюджетных и внебюджетных источников.

Очевидно, РР помогает наладить связи не только с непосредственными потребителями музейных услуг, но и с потенциальными партнерами - предпринимателями и коммерческими организациями, способными выступить в роли спонсоров и меценатов. В настоящее время музеи накопили немалый опыт сотрудничества с различными фондами, которые стараются оказать того или иного рода помощь в создании и реализации музейных проектов. Спонсорская поддержка может выражаться не только в выделении финансовых средств, но и в предоставлении специального оборудования, транспорта, а также касаться тех областей, в которых музейные сотрудники не имеют достаточной подготовки (например, решение юридических вопросов, проведение маркетинговых и социологических исследований) [2, с. 15].

Во многих музеях создаются специальные информационные базы данных о потенциальных спонсорах. В них включаются сведения о предмете деятельности, сфере интересов, традициях спонсорства, потенциале и ценностных ориентирах меценатов. Подобная информационная система разработана сотрудниками сектора рекламы и РР в Саратовском Радищевском музее.

Участие в музейных мероприятиях обладает притягательностью и для спонсирующей стороны. Сотрудничество с музеями предоставляет дополнительные возможности для рекламы деятельности, товаров и услуг организации-благотворителя. Порой это оказывается выгоднее и эффективнее, чем покупка эфирного времени или рекламных площадей в средствах массовой информации. Участие в социально значимых проектах и программах не только демонстрирует прочное экономическое положение спонсоров, но и создает им социально привлекательный имидж. В роли спонсоров выступают как коммерческие, так и поли-

тические организации. В этом случае результатом оказывается политическая поддержка, чаще всего электоральная.

Как показывает практика, настоящего спонсора редко удается найти в результате случайных встреч, поэтому музеи стали выделять время и ресурсы на разработку программ по привлечению спонсоров и создавать отделы развития, в которых профессионалы занимаются привлечением источников дополнительного финансирования.

В ходе проведенного исследования респондентам был задан вопрос: «Должен ли музей сотрудничать с коммерческими организациями, привлекая их в качестве спонсоров?». Большинство посетителей (73,6%) ответили положительно, считая, что это «вполне нормальное явление», и только 10% не согласны с этой точкой зрения, мотивируя свое мнение тем, что «музей - храм муз и искусства, а не рынок». Однако практически все респонденты считают, что государство должно активно проводить культурную политику и оказывать помощь музеям различными способами: создать благоприятные правовые и налоговые условия (81%), разрабатывать систему внебюджетных источников финансирования культурных проектов (23%), развивать специальные правительственные программы в области культуры (12,4%), поддерживать благотворительность предприятий и граждан (7,8%).

Привлечь внимание широкой публики к проблемам музеев помогают не только РР-технологии, но и грамотно продуманная реклама, которая является одним из действенных средств формирования и стимулирования спроса на услуги музея.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Наряду с традиционными афишами и баннерами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы сегодня используются разнообразные варианты сувенирной продукции, упаковочные и печатные средства с символикой и названием музея. Оформленные в едином стиле музейные издания, видеофильмы, сувенирная продукция становятся визитной карточкой музея, что обеспечивает ему популярность, формирует определенный социальный имидж [3, с. 124].

Ощутимый рекламный эффект приносят многочисленные формы музейнопедагогической деятельности, которые не только пропагандируют работу музея, но и привлекают потенциальных посетителей различных возрастных, профессиональных групп и социального статуса. В частности, в практике Радищевского музея получили распространение образовательные, познавательные и рекреационные формы работы с посетителями: лекции, экскурсии, различного рода клубы и кружки, ролевые игры, встречи с интересными людьми, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры.

Какие же формы культурно-образовательной деятельности музеев наиболее привлекательны для наших респондентов? Результаты исследования свидетельствуют, что 30% опрошенных предпочитают посещать выставки; 45,4% - отдельные мероприятия и праздники, проводимые музеем; 20,2% - специальные экспозиции; 5% - лекции и кружки по интересам.

Несмотря на то что Радищевский музей использует различные рекламные средства и способы привлечения аудитории, анализ результатов исследования показал, что респонденты узнают о происходящих в музеях мероприятиях от

друзей (81%), для 10% опрошенных таким источником информации является афиша, для 5,5% - местные газеты. Сами сотрудники музея не отрицают тот факт, что, по их сведениям, основным способом рекламы музейных мероприятий является «живое слово» - отклик друзей, знакомых. Таким образом, можно сделать вывод, что либо посетители не обращают особого внимания на рекламу выставки или экспозиции (о чем говорят сотрудники музея), либо отдел рекламы музея не активно использует имеющиеся методы и средства продвижения музейных услуг и товаров (так считают 47,8% респондентов).

Достаточно большая часть респондентов (21%) совсем не обращают внимания на рекламу музейных событий или мероприятий. В целом есть основание отметить отсутствие широкой рекламы музейной деятельности на телевидении и радио, что подтверждается ответами респондентов. Так, 87% опрошенных недовольны тем, как СМИ информируют о музейных выставках и экспозициях.

Современная эпоха характеризуется развитием и интенсивным применением компьютерных коммуникационных технологий. Большинство коммерческих предприятий, промышленных корпораций используют их в рекламировании и реализации своих услуг. В этом отношении музей не является исключением.

С помощью сайтов, созданных в Интернете, музеи информируют публику о текущих и перспективных направлениях своей деятельности, анонсируют выставки и экспозиции, формируют благоприятный имидж и даже осуществляют продажу своих услуг. Получаемую информацию можно использовать в практической деятельности музея. В частности, виртуальная гостевая книга посетителей Интернет-сайта позволяет анализировать мотивы посещения, вкусы и предпочтения музейной публики.

Сотрудники музея отмечают, что существуют определенные границы и барьеры в реализации компьютерных проектов: отсутствие финансовых средств, площадей, специалистов в области информационных технологий. Важно заметить, что музей, не желающий оказаться в информационном вакууме, должен использовать электронные коммуникации для установления контакта с широкой общественностью. Об этом свидетельствуют результаты исследования: 79,5% опрошенных считают, что музей должен иметь свой сайт, тогда как только 22% респондентов равнодушно относятся к этой идее, заявляя, что «наличие музейного сайта никак не скажется на посещении и увеличении интереса к музейной деятельности». Однако 48% опрошенных не сталкивались с виртуальными рекламными музейными проектами и презентациями, а подавляющее меньшинство респондентов (10%) отметило, что знакомо с компьютерными презентациям.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать определенные выводы. В первую очередь грамотно разработанные и взаимно дополняющие рекламные и РР-программы помогают налаживанию устойчивых связей с уже состоявшимися и потенциальными партнерами, демонстрируя им, что музей готов пойти навстречу их пожеланиям и требованиям.

В результате интервью удалось выявить тенденцию использования музеем РР-акций как способа налаживания связей не только с потребительской аудиторией, но и с коммерческими предприятиями, фирмами, выступающими в роли спонсоров или благотворителей. Такое социальное партнерство приносит

выгоду обеим сторонам, помогая привлечь внимание к своей деятельности, создать наиболее благоприятный общественно значимый имидж, репутацию.

Другая социокультурная тенденция в работе музея обнаруживает необходимость использования электронных коммуникаций для продвижения музейной продукции и услуг.

По нашему мнению, в настоящее время РР - одно из важнейших направлений деловой активности не только современных коммерческих и государственных структур, но и учреждений культуры и искусства. РР-акции способствуют повышению социальной значимости музеев, их общественной востребованности, созданию хорошо запоминающегося и привлекательного образа. Главная цель таких мероприятий - ввести необходимое количество людей в соответствующую форму контакта с музеем и при этом добиться наилучшего финансового результата. Кроме того, растущий динамизм, изменчивость современной деловой и культурной среды обусловливают необходимость установления и поддержания устойчивых информационных связей с самой разнообразной музейной аудиторией. Ведь без участия широкого круга учреждений, организаций культуры, образования, науки, общественности музей не станет тем привлекательным, научным, образовательным центром, который отвечает интересам и потребностям современного человека.

1. Косова И.М. Культурное наследие и современный музей // Музей и нематериальное культурное наследие / сост. И.М. Косова. М., 2003. Вып. 6.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Воронова Н. Интермузей-2005 // Мир и музей. 2005. № 11. С. 15-18.

3. Лорд Б., Гэйл Д.Л. Менеджмент в музейном деле / под ред. А.Б. Голубовского. М., 2007.

Библиографический список

E.A. Zinovieva

Socio-Cultural Status

of Education as a Space of Equality

УДК 316.3:37 ББК 60.54

Education is represented as a space of equality formation. Forms and problems of implementation of equal behavior in the given area are analyzed.

E.A. Зиновьева

Key words and word-combinations: education, equality, equality factor, liberal model of education, social and spiritual experience.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ СТАТУС ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВА РАВНОПРАВИЯ

Образование представлено как пространство формирования равноправия. Анализируются формы и проблемы реализации равноправного поведения в данной сфере.

зменение принципов организации жизни и деятельности людей, их социальных и поведенческих норм и ценностей вызывает необходимость поиска новых механизмов, путей и средств регулирования со-

И

Ключевые слова и словосочетания: образование, равноправие, фактор равенства, либеральная модель образования, социальный и духовный опыт.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.