УДК 069:316
Е.С. Грачева, С.А. Муханова
МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Раскрывается социальная сущность современных музеев, проанализированы социокультурные тенденции развития современных музеев, а также их общественное предназначение. Музей рассматривается с точки зрения социальных подходов, которые дают возможность понять социальные функции музеев, их роль. Проанализированы результаты исследования, позволяющие сделать вывод о мотивах, личностных интересах посетителей музеев.
Социокультурные тенденции развития музеев, социальные функции, музейная коммуникация.
E.S. Gracheva, S.A. Mukhanova MUSEUM AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON OF A MODERN SOCIETY
The authors analyze the social meaning of contemporary museums, sociocultural tendencies of their development as well as their social significance. Museums are analyzed from the point of view of social approaches which allow the authors to understand their social functions and roles. The article presents the results of research allowing the authors to draw conclusions regarding motives and values of museum’s visitors.
Socio-cultural tendencies of the museums’ development, social functions, museum communication.
Вторая половина ХХ столетия стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире. Становление музея как социокультурного института произошло во второй половине ХХ века, когда активные поиски путей обновления традиционного музея способствовали его качественной трансформации. Начали появляться новые способы и приемы подачи материала, разрабатываться культурно-образовательные программы, направленные на привлечение различных категорий посетителей, что стало способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум. В ХХ веке стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением, популяризацией предметов не только материального мира, но и нематериального наследия, способствуя сохранению ритуалов, традиций, обычаев, ремесла своего народа. Усиливается процесс переноса музейных экспозиций в виртуальное информационное пространство.
Социокультурные тенденции развития современного музея приводят к переориентации на выполнение музеем функции дополнительного образовательного центра с досуговоразвлекательными задачами. Совершается поворот от модели музея как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств хранения социокультурного опыта, к модели коммуникационного обмена в более широкой интерпретации. Современные музеи превращаются в
компонент индустрии развлечений, развивается их досуговая функция, разрабатываются новые технологии, направленные на привлечение максимального количества посетителей. От основных целей: собирания и представления социально значимой информации, заключенной в музейных предметах, осуществляется переход к таким целям, как разработка технологий воздействия на эмоциональное восприятие посетителей [1, с.89] и использование этих технологий не только в просветительских целях, но, зачастую, и в коммерческих проектах.
В настоящее время деятельность музея стала носить разноплановый характер. Однако можно неоднозначно оценивать стереотипное представление о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию. Возникают вопросы: кто и на основании каких критериев определяет, в чем состоит общественный интерес в музейной деятельности, кто определяет социокультурную ценность конкретных экспозиций. Интересы и потребности различных групп общества могут не совпадать. Для кого существуют музеи? Например, для ученых, работающих во благо прогресса и развития общества, для самих сотрудников музея или для удовлетворения познавательных, эстетических, образовательных интересов широкой публики? Этот риторический вопрос не имеет очевидного ответа.
Говоря словами наших молодых респондентов, музей часто рассматривается ими как «консервативное, скучное заведение, безжизненный зал, заполненный непонятными экспонатами». Но это мнение постепенно изменяется, и образ музея приобретает черты культурного и досугового центра общественной жизни. Музейные работники все чаще заявляют о своих ресурсах и культурном потенциале, о возможностях, которые можно использовать в различных социальных целях: воспитание молодежи, формирование политического, гражданского самосознания, помощь в социализации и адаптации личности, повышение его культурного и образовательного уровня. Насколько эти представления соответствуют образу музея с точки зрения его посетителей? Далее мы постараемся ответить на этот вопрос.
Нами был проведен анкетный опрос жителей г. Саратова, чтобы выявить их отношение к музеям, проанализировать восприятие музея нашими современниками, субъективно оценить потребность современного общества в музее как социокультурном институте. На основании этого анализа мы далее сделаем выводы о возможных трансформациях сущности музейной деятельности, которые позволят создать наиболее благоприятный образ музея в глазах посетителей. Мы опрашивали посетителей Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева (опрос проводился в течение февраля - марта 2009 г.). Ясно, что мы исключили из анализа потенциальных респондентов, которые по определенным причинам не посещают музеи или делают это редко. Конечно, этот момент ограничивает эвристический потенциал наших выводов, но при анализе мы учитывали этот факт. Другой важной особенностью нашего опроса является то, что в качестве респондентов выступают посетители только одного музея, который занимает в Саратове определенную нишу, связанную с областью высокого искусства, имеющего государственный статус.
Очевиден тот факт, что популярность любого музея, его общественная значимость определяются уровнем посещаемости. Исследование, проведенное нами, показало, что большинство респондентов, как правило, посещают музей два-три раза в год (87%), остальные не более одного раза в год (13,4%). Сотрудники музея в ходе полуструктурированного интервью ответили, что основными посетителями являются «школьники», «бабушки с детьми», «люди творческих профессий». Летом, по их словам, главными клиентами музея являются туристы и гости нашего города. Эти данные позволяют сделать определенные выводы о сезонной структуре посетителей музея, о типичных посетителях, причинах посещения музейных экспозиций.
Колебания в посещаемости музеев, в частности художественных, фиксируются в других исследованиях [2]. По этим данным о посещаемости четырех крупнейших художественных музеев двух российских столиц и двух крупных региональных музеев за последние 20 лет, происходит изменение посещаемости художественных музеев, обусловленное социаль-
но-экономическими трансформациями в стране. Как правило, эти изменения носят постепенный характер. В Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева резкий скачок произошел в 1992 г., когда посещаемость снизилась на 42% по сравнению с предыдущим годом. С 1992 по 1995 гг. число посетителей варьировало от 80 до 100 тыс. человек. В 1996 г. уровень посещаемости преодолел планку в 100 тыс. и стал постепенно увеличиваться. Исключением является 2001 г. (посещаемость снизилась на 20% по сравнению с предыдущим годом), но в этом году основное здание музея было закрыто на реставрацию (до 2007 г.). Экспозиция в значительно усеченном виде была открыта только во втором корпусе музея. Мы видим разнонаправленный характер изменения посещаемости, на которую оказывают влияние не только выставочная политика музея, но и внемузейные факторы - политические, экономические, социальные.
Сегодня на музейной карте области присутствует 26 государственных музеев (вместе с филиалами) и около 150 так называемых общественных, в том числе школьных, вузовских, производственных, ведомственных, районных. В группу музеев Министерства культуры входят 4 музея федерального подчинения (Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева с 3 филиалами) и 14 музеев областного подчинения (10 из них являются филиалами Саратовского областного музея краеведения и музей Л. А. Кассиля в городе Энгельсе - филиал Государственного музея К. А. Федина). Интересен тот факт, что, несмотря на наличие различных типов и профилей музеев, по результатам нашего опроса наиболее популярными музеями, которые знают жители города, оказались Музей боевой славы (60,5%), Радищевский музей (35,7%) и музей краеведения (23,7%). Наиболее посещаемыми являются Музей боевой славы (40,6%), Радищевский музей (30%), музей краеведения (10%). Остальные музеи по этому параметру не набирают и 5%.
Состав группы, в которой посетители приходят в музей, демонстрирует определенные практики формирования музейной аудитории. Более трети всей аудитории - школьники, которые пришли на организованные экскурсии (35%), почти половина всех респондентов (46%) - посетители, пришедшие с друзьями или семьей. Студенты не являются частыми гостями музеев, несмотря на то, что музейный потенциал и его образовательные ресурсы способны предоставить богатый материал для самообразования, саморазвития. Как нам представляется, культурное наследие России, являясь частью мировой культуры и хранилища исторической памяти, является действенным инструментом для формирования и социализации личности. Особенно важно освоение молодым поколением своего культурного наследия как способа вхождения в пространство культуры.
Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными социологами. В отечественном и зарубежном музееведении в качестве важнейших часто выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие место музея в культуре: выявлять и отбирать объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать свидетелями процессов объективной реальности; функция воспитания и образования. Мы можем продолжить этот список. На какие именно функции музея обращают внимание его современные посетители? Изменилась ли роль музея в обществе, является ли он центром досуга, привлекает ли молодежь, стимулирует ли самообразование, познание новой для себя информации? Часть вопросов нашей анкеты касалась оценки респондентами общественного и персонального значения музеев. В ходе исследования большинство респондентов (52,4%) говорили именно о сохранении исторических ценностей. И посетители и исследователи сходятся во мнении, что одной из важнейших функций музея является сохранение культурно-исторического наследия, предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных источников социальной информации. Менее 20% считает, что музейная экспозиция стимулирует познавательную активность. Музейные работники говорят о богатом музейном ресурсе и потенциале для самообразования, но лишь 10% респондентов говорят о желании расширить свой кругозор, повысить свой культурный уровень. Таким образом, в шкале, на одном полюсе которой находятся архивные
учреждения, на втором - образовательные учреждения, музей находится заметно ближе к первым. Мы согласны с Е.М. Акуличем, что при всем многообразии новейших тенденций развития музеев важным остается отношение посетителя музея к историческим традициям и культурному наследию своего народа. Очевидно, что в процессе модернизации музея важно сохранить его образ как носителя культурной преемственности.
Но новые времена требуют расширения функций музея. В период перехода России к рыночной экономике начался новый поиск адаптации музеев к запросам и требованиям нового общества. В понимании реальности утверждается эстетический подход, а важным инструментом осмысления и совершенствования новых форм и методов музейной деятельности стала теория коммуникации. Это способствовало тому, что музеи превращались в компонент индустрии развлечений, активно развивалась их досуговая функция, начали разрабатываться новые технологии, направленные на привлечение различных категорий посетителей [3, с.112]. Конкуренция со стороны учреждений культуры и предприятий индустрии досуга и развлечений заставила осознать, что необходимо активно использовать такие компоненты, как интерактивность и развлекательность, чтобы музейные экспозиции стали занимательными и к ним проявляли неподдельный интерес широкие слои населения, даже такая малочисленная группа посетителей, как молодежь. На вопрос, каким должен быть музей, чтобы Вы стали его постоянным посетителем, более половины респондентов (51%) считают, что музей должен использовать современные технологии и квалифицированный в этой области персонал, 25,2% считают, что музей должен достаточно часто менять выставки и экспозиции, лишь 10,4% говорят о необходимости для музея иметь свое оригинальное лицо, представлять уникальное собрание музейной коллекции. Респондентами предлагались также рекомендации, которые бы повысили общественную значимость музея как социокультурного института: «использовать вещи и предметы, которые можно потрогать руками», «иметь кафе, места, где можно отдохнуть, посидеть», наличие опытных сотрудников, рекламы, интересных и актуальных экспонатов. Данные ответы еще раз подтверждают, что музей должен идти в ногу со временем, своевременно отвечая запросам и потребностям современного социума. В настоящее время музеи стараются стать привлекательным местом для посещения, используя новые и нестандартные методы работы с публикой, используя элементы развлекательности и интерактивности, не боясь превращаться в центр современного досуга.
На наш взгляд, мнение сотрудников музеев о роли этих учреждений и возможностях их развития достаточно точно можно охарактеризовать словами одного из наших респондентов, сотрудников музея «Сегодня существует широкое разнообразие форм, направлений культурно-образовательной деятельности музеев, которые направлены на разную аудиторию, превращая музей в культурный и досуговый центр, приобретающий все большую популярность в обществе. Шоу и игры используются не только учреждениями досуга и развлечения, появляются они в культурно-образовательной деятельности музеев. Нельзя считать противоестественным тот факт, что сегодня музей является формой проведения досуга, но не просто досуга, а именно культурного, когда человек не загорает на солнышке и не лежит на пляже, а в прохладных и тихих залах музея наслаждается диалогом прошлого и настоящего. Музей вышел на новый уровень развития и игнорирование рыночных механизмов современной действительности является дикостью».
Чтобы не быть скучным и непонятным для публики, музей использует различные приемы привлечения посетителей, начиная от проведения концертов, ролевых игр, театрализованных мероприятий, вплоть до виртуальных информационных технологий. Развлекательность может не наносить ущерба образованию, а наоборот, помогает разработать интересные культурно-образовательные программы, направленные на самую широкую аудиторию. Проблема состоит в том, как соединить развлекательные элементы с теми, которые несут полезную и значимую информацию. Согласно новым представлениям, задачи музея не должны сводиться только к знаниям о явлениях, событиях, процессах и музейных предметах. Обращение к
внутреннему миру посетителя, воздействие на его эмоциональную сферу, сознание, погружение в историческую и культурную среду, использование его воображения, мышления, ассоциативного восприятия являются приоритетами новой концепции современного музея.
Последнее время количество музеев постоянно увеличивается, невзирая на все экономические проблемы, в среднем на 10% каждые пять лет. Расширяется спектр объектов музее-фикации, появляются новые типы музеев. Возникает естественный вопрос о потенциальной возможности музеев конкурировать в области досуга с традиционными организациями, действующими в этой области. Ответы респондентов дают нам основание сделать вывод о низкой популярности музея, если его рассматривать в качестве учреждения досуга и рекреации. Респонденты выбирают другие способы и организации для проведения досуга. По данным нашего опроса, более 51% респондентов предпочитают проводить свой досуг в кино, на втором месте находится театр (31,2%), кафе, рестораны занимают, соответственно, третье место (20,7%). Подобные настроения зафиксированы и другими исследователями [см. напр. 4, с.12]. Опросы, проведенные сотрудниками Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии в различных регионах страны, также показали, что среди различных способов проведения досуга музейные посещения занимают последнее место, уступая общению с родственниками или друзьями (37%), просмотру телевизионных программ (36%), поездкам за город и прогулкам по городу (31%). Молодежь предпочитает слушать музыку (26%) и проводить время в клубах (26%) [5, с.10]. О том, что музей не является центром досуговых практик, говорит и частота его посещения нашими респондентами, о чем мы говорили выше.
Сотрудники музея считают, что музей не конкурирует с перечисленными выше формами проведения досуга. Один из сотрудников Радищевского музея считает, что «музей и кинотеатры, ночные клубы, рестораны - это достаточно разные организации, предлагающие разные услуги и формы проведения свободного времени». Конкурентами для музея являются учреждения культуры и искусства, такие, как филармония, консерватория, библиотеки. Но музей в большей степени старается сотрудничать с этими организациями, создавая совместные проекты и программы.
Сегодня музей должен учитывать новые способы диалога с посетителями, в том числе и новые информационные технологии. Нельзя не отметить то обстоятельство, что на сегодняшний день Радищевский музей широко использует новые технологии для информирования о своей экспозиции (об этом свидетельствуют дипломы и награды за соответствующие достижения). Респонденты также говорят (более 50%) о необходимости использования новых информационных и медийных технологий для привлечения потенциальных посетителей, особенно молодежи. Кроме того, чтобы привлечь к мероприятиям и событиям музейной жизни, необходимо использовать рекламу и РЯ-программы. Реклама играет важную роль в музее, так как выступает не только в качестве непосредственного стимула посещения и покупки музейной продукции, но и как средство суммирования и оформления впечатлений. Наряду с традиционными выносными щитами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы используются сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея.
Однако, по нашим данным, основным источником информации о происходящих в музеях мероприятиях респонденты узнают от знакомых, друзей - 81%, для 10% таким источником информации являются афиши, для 5,5% - местные газеты. Слабость рекламной кампании признают и музейные работники: «Конечно, мы стараемся сделать эффективную рекламу, охватить многие медиаисточники. Но всегда существуют какие-то недочеты и промахи. К тому же молодежь часто не обращает внимания на подобные программы, невнимательно читает газеты и журналы». Так прокомментировала данную ситуацию сотрудник Радищевского музея.
Сделаем некоторые выводы. Один из основных выводов состоит в том, что музей не воспринимается посетителями как центр досуга. За ним закрепился стереотип консервативной застывшей организации, которая не успевает за темпом социальных изменений. При этом сотрудники музея видят ситуацию более оптимистично, чем посетители. Еще
один диссонанс - в реакции музейных работников и посетителей на предмет использования новых информационных технологий в качестве носителя массива музейной информации. Сотрудники музеев говорят о повсеместном использовании таковых (создание Интернет-порталов, представляющих музейные экспозиции, события культурной жизни музеев, компакт-дисков). Посетители же практически ничего не знают об этом направлении деятельности музея. Конечно, посетители реальных, а не виртуальных экспозиций, могут и не интересоваться виртуальными музейными экспонатами, но такое положение дел свидетельствует об отсутствии соответствующей информации даже в самих музеях. Другой вывод состоит в том, что важно представлять в экспозициях экспонаты, которые можно трогать, поворачивать, что давно практикуется во многих западных музеях. Такие практики особенно полезны в работе с детьми, подростками. Ясно, что большинство экспонатов музея, который рассматривается в нашем кейсе, не могут быть представлены в таком режиме, но существует достаточно способов найти и объекты экспозиции и определенную свободу доступа к ним даже в этом случае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулич Е.М. Музей как социальный институт / Е.М. Акулич // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 78-89.
2. Козиев В.Н. Динамика посещаемости художественных музеев / В.Н. Козиев // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 104-113.
3. Сотникова С.И. Музеология / С.И. Сотникова. М.: Дрофа, 2004. 276 с.
4. Разлиева Л. В. Социологическое изучение аудитории с целью улучшения обслуживания школьников в музее-панораме «Бородинская битва» / Л.В. Разлиева // Музей для всех. Вып. 4. М.: АПРИКОТ, 2003. С. 124-135.
5. Головлев А. Перекресток времен / А. Головлев // Мир музея. 2006. № 4. С. 10-15.
Грачева Екатерина Сергеевна - Gracheva Ekaterina Sergeevna -
аспирант кафедры «Социальная Post-graduate student of the Department
антропология и социальная работа» of «Social Anthropology and Social Work»
Саратовского государственного of Saratov State Technical University
технического университета
Муханова Светлана Анатольевна - Mukhanova Svetlana Anatolyevna -
директор лицея Director of Lyceum
Саратовского государственного of Saratov State Technical University
технического университета
Статья поступила в редакцию 10.06.09, принята к опубликованию 17.07.09