Научная статья на тему 'МУЗЕЙ-УСАДЬБА ОСТАНКИНО - УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МУЗЕЙ-УСАДЬБА ОСТАНКИНО - УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА / ХРАМ / КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР / АРХИТЕКТУРА / СКУЛЬПТУРА / РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ТВОРЧЕСТВО КРЕПОСТНЫХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волошина Валентина Александровна

В статье рассматривается место и роль усадьбы Останкино в истории русской культуры. Целью работы является знакомство курсантов, студентов и сотрудников Академии ГПС МЧС России с замечательным памятником русского искусства. Статья может быть полезной при изучении соответствующих тем в курсе эстетической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSTANKINO ESTATE MUSEUM IS AN AMAZING MONUMENT OF RUSSIAN CULTURE

The article discusses the place and role of the Ostankino estate in the history of Russian culture. The purpose of the work is to introduce cadets, students and employees of State Fire Academy of EMERCOM of the Russian Federation with a wonderful monument of Russian art. The article may be useful in the study of relevant topics in the course of aesthetic culture.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ-УСАДЬБА ОСТАНКИНО - УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 371.38

DOI 10.25257/KB.2022.2.57-62

Музей-усадьба Останкино -удивительный памятник русской культуры

Ostankino Estate Museum is an amazing monument of Russian culture

В. А. ВОЛОШИНА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

V.A. VOLOSHINA1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассматривается место и роль усадьбы Останкино в истории русской культуры. Целью работы является знакомство курсантов, студентов и сотрудников Академии ГПС МЧС России с замечательным памятником русского искусства. Статья может быть полезной при изучении соответствующих тем в курсе эстетической культуры.

Ключевые слова: дворянская усадьба, храм, крепостной театр, архитектура, скульптура, регулярный парк, синтез искусств, творчество крепостных

Abstract: The article discusses the place and role of the Ostankino estate in the history of Russian culture. The purpose of the work is to introduce cadets, students and employees of State Fire Academy of EMERCOM of the Russian Federation with a wonderful monument of Russian art. The article may be useful in the study of relevant topics in the course of aesthetic culture.

Key words: noble estate, temple, serfs theatre, architecture, sculpture, regular park, synthesis of arts, serfs creativity

Первое упоминание об Останкино в межевой книге села Ростокино относится к середине XVI в. После Смутного времени село стало вотчиной князя И. Б Черкасского, и здесь была построена деревянная церковь Троицы Живоначальной. Но шло время, сменялись поколения князей Черкасских. В XVII веке Останкино стало их главной подмосковной резиденцией, так как всего в версте находилось царское село Алексеевс-кое, и проходила Святая дорога в Троице-Сергиеву лавру. Церковь к этому времени обветшала и к тому же стала напоминанием о страшном чумном море 1654-1655 гг., так как рядом хоронили погибших от эпидемии. В 1677 г. князь М. Черкасский получает «хра-мозданную грамоту» на сооружение на этом месте новой каменной церкви. Её строительство было завершено в 1692 г. замечательным зодчим Павлом Потехиным [1, с. 389]. Храм стоит на высоком подклете. На фоне красной кирпичной кладки красиво выделяются белокаменные наличники окон, фризы, карнизы. В конце XVII в. был выполнен сохранившийся и сейчас многоярусный иконостас. Колокольня, которую мы можем видеть сегодня, была воздвигнута на месте старой в конце XIX в. Стены храма видели много царственных особ. Здесь бывали по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру императрицы Анна Иоановна и Елизавета Петровна. Здесь провели в молениях ночь на 26 августа 1856 г. накануне венчания на царство, проходившее в Успенском соборе Кремля, император Александр II с супругой.

Дворец в Останкино

В 1743 г. княжна Варвара Алексеевна Черкасская выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. С именем их сына Николая связаны самые интересные страницы истории усадьбы. На многие годы она стала одним из центров отечественной культуры. Николай Петрович - настоящий дворянин эпохи Просвещения, окончивший Лейпцигский университет, проведший четыре года в путешествиях по Голландии, Англии, Швейцарии и Франции, собравший прекрасную библиотеку, обожающий театр и музыку. Он поставил своей целью создать «Пантеон искусств» на Никольской улице в Москве, в котором предполагалось объединить театр, кунсткамеру, гравюрный кабинет и библиотеку [2, с. 36]. Летний дворец и парк в Останкино должны были стать его частью. Дворец был построен таким образом, чтобы полностью соответствовать традициям праздников пышного и веселого XVIII века, «века играющего» [3, с. 116]. Сразу несколько сотен гостей могли выйти в сад, прогуляться по прекрасному парку, полюбоваться замысловатыми фейерверками. Но приезжали многочисленные гости не только из российских столиц, но и из-за границы, прежде

всего ради настоящего сокровища графа Н. П. Шереметева - крепостного театра.

В Европе традиции театрального искусства уходят в глубину античной культуры. Они прерывались во времена средневековья, точнее - замещались храмовыми мистериями, но в эпоху Возрождения театр вновь становится одним из востребованных видов искусства. Однако в России православная церковь всегда последовательно выступала против любого театрального действа, считая его бесовскими происками. В 1648 г. был издан указ царя Алексея Михайловича, в котором предписывалось нигде песен не петь, хороводы не играть, загадок не загадывать, скоморохами не быть, «личины» (маски) и платье скоморошеское на себя «не накладывать», ослушников бить батогами, ссылать, отлучать от церкви [4, с. 9-10]. Петр I, создавая условия для развития светского искусства, повелел в 1703 г. поставить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». И здание выстроили солидное со зрительным залом на пятьсот мест, и труппу из Гданьска привезли, и городские ворота приказали не закрывать до конца представления, чтобы зрители могли вернуться

домой, а популярности театральное искусство в России тогда так и не приобрело [5]. Все изменилось во второй половине XVIII в., когда кроме профессионального театра появляется множество так называемых крепостных театров. На рубеже XVIII и XIX вв. в России насчитывалось более 170 крепостных театров, более 20 - в Москве [6, с. 210]. Но самыми знаменитыми были великолепный театр Гонзаго в усадьбе князей Юсуповых в Архангельском и театр графа Н. П. Шереметева в Останкино.

Шереметевы были одним из самых знатных и богатых семейств России. Множество принадлежавших им имений было разбросано по всей империи. Управляющие имениями отбирали самых талантливых в танце и пении детей и отправляли их в Останкино. Николай Петрович нанимал известных педагогов по музыке, пению и балету. Все современники отмечали высокий профессионализм труппы, хотя условия учебы и жизни крепостных актеров были очень нелегкими. Многие девушки не выдерживали. В окрестностях имения насчитывалось семь прудов, которые в народе прозвали Актеркины пруды, так как там заканчивали свои дни отчаявшиеся крепостные актрисы. В наши дни сохранился только один пруд, расположенный в некогда дворцовом парке, и называют его Останкинским.

Однако талантливым любимицам граф создавал хорошие условия для жизни и обучения. Ценитель прекрасного, граф старался дать своим актрисам «драгоценные» псевдонимы: Гранатова, Яхонтова, Сапфирова. Актриса под псевдонимом Жемчугова стала символом не только останкинского театра, но и героиней одной из самых романтичных историй XVIII в. Граф настолько полюбил крепостную певицу Прасковью Ковалеву (Жемчугову), что женился на ней, несмотря на запрет императрицы. Прасковья умерла рано, оставив маленького сына, который стал единственным наследником старинного рода. Умирая, она попросила мужа не ставить ей пышных памятников, а в память их любви построить Странноприимный дом, больницу-

приют для нищих и калек. Граф выполнил просьбу жены. На Большой Сухаревской площади было выстроено красивейшее здание в классическом стиле, которое в Москве долго называли Шереметевской больницей. С 1923 г. здесь расположен Институт неотложной помощи имени Склифосовского.

Интересен и тот факт, что воспитывала сына Жемчуговой, а потом и её внуков, близкая подруга Татьяна Шлыкова (Гранатова). В судьбе двух актрис было много общего: обе родились крепостными, обе в семь лет были замечены и взяты на воспитание в имение Шереметевых, играли на нескольких музыкальных инструментах, владели французским и итальянским языками. Татьяна была одной из самых талантливых балерин останкинского театра, её дар отмечала Екатерина II. Даже получив вольную, она до конца своей долгой жизни оставалась с семьёй Шереметевых.

В XVIII в. усадьба в России становится не просто местом жительства дворянства, а своеобразным центром культуры. В архитектуре дворцов, оформлении ландшафтного или регулярного парка, усадебной скульптуре, живописи, декоративных деталях интерьеров должен был реализовываться принцип синтеза всех искусств. Украшение дома становится обязательным для просвещенного дворянина. Даже не располагавшие свободными средствами помещики стремились поставить в доме и в саду скульптуры, порой ужасающего качества. Богатые же дворяне часто собирали в усадьбах настоящие сокровищницы искусства.

Родовая усадьба Шереметевых была в Кусково, где граф проводил зимы. Останкино отводилась роль летней резиденции, места увеселения. Крепостные мастера графа П. Аргунов, А. Миронов и Г. Дикушин [7, с. 162] из сибирской сосны построили необычное здание, оштукатурили его так тщательно, что оно казалось каменным. Колонны были выкрашены в белый цвет, а стены - в бледно-розовый, что придавало дворцу очень легкий и праздничный вид. Внутренние стены дворца были отделаны бархатом и шелком,

резные детали покрыты позолотой. Польский король Станислав Понятовский, посетивший однажды шереметевский театр, отметил невероятное изящество всех работ. При этом высокомерно удивился, что строили дворец не иностранцы, а люди графа Шереметева, «до такой степени все работы отличались изяществом» [8, с. 118]. Зрительный зал был рассчитан на 250 человек. Подковообразная форма зала обеспечивала хорошую видимость сцены из любого кресла и прекрасную акустику. Через крытые галереи можно было попасть в египетский и итальянский павильоны, в которых также давались представления и проводились торжественные приемы. Сегодня - это единственный в стране дворец-театр с сохранившимся зрительным залом, сценой и гримировальными комнатами [9, с. 41-45].

Дворец был полон замечательных произведений искусства. Создавать свою коллекцию граф начал еще во время своей поездки в Англию в 1771 г. и пополнял её до последних

дней. Но если фарфор, картины, гравюры Шереметев рассматривал как коллекцию, то скульптуру чаще покупал «для уборки стен» [10, с. 327]. В коллекции скульптуры виден стиль и художественный вкус Н. П. Шереметева, но также видна усадебная тенденция того времени - дух соперничества в украшении своего дома. Каждому хозяину хотелось показать не только причастность к прекрасному, но и свое богатство, близость к «дворцовому стилю». В залах, павильонах и парках было собрано множество итальянских копий с античной скульптуры. Дворец, смысловым центром которого был театр, заполненный произведениями искусства всех видов и жанров, создавал скорее впечатление не дома, а обители муз [10, с. 329]. Бесчисленные Вакхи, вакханки, Аполлоны, Афродиты, Психеи, амуры - оставались неотъемлемой составляющей усадебной культуры до второй половины следующего века.

В музыкальном отношении театр отличался не только богатым репертуаром,

но и высочайшим уровнем исполнения. Ставили в основном французские драмы, оперы и балеты. Во времена Николая Петровича было поставлено более 90 спектаклей [11, с. 49]. Граф лично участвовал в их подготовке: отбирал репертуар, помогал певцам во время репетиций, сам играл на нескольких музыкальных инструментах и даже дирижировал оркестром во время выступлений [11, с. 51]. Его русифицированные редакции французских опер получили название «шереметевские».

Вокруг дворца было разбито два парка: увеселительный (ландшафтный) и прибавочный (регулярный). Парки украшали скульптуры и очаровательные беседки, были построены оранжереи. Круглый год во дворце стояли роскошные букеты живых цветов, к столу подавались овощи и фрукты из дворцовых теплиц, даже такие экзотические для местного климата как персики, дыни, ананасы [2, с. 36]. В 1932 г. на территории, оставшейся от двух парков, создали парк культуры и отдыха им. Феликса Дзержинского, но в 1991 году было возвращено историческое название - парк Останкино.

Со смертью Николая Петровича Шереметева в 1809 г. усадьба постепенно начинает утрачивать свой блеск, прекращаются знаменитые на всю Европу представления в крепостном театре. Посетивший Останкино в 30-е годы XIX в. А. С. Пушкин писал: «Подмосковные деревни так же пусты и печальны, роговая музыка не гремит в рощах Свиблова и Останкина» [7, с. 56].

В 1918 г. усадьбу национализируют, и уже весной 1919 г. она открывается для посетителей как музей. Примечательно, что в музейный комплекс до 1925 г. входила и церковь Троицы Живоначальной. Храм оставался действующим, но с согласия церковной общины принимал экскурсионные группы с оплатой по 10 копеек за вход с посетителя. Деньги шли не только на нужды храма, но и на зарплату сотрудникам музея. Хотя в нем продолжались богослужения, в официальных документах он проходил как «храм-музей» [1, с. 390]. В 1938 г. комплекс был переименован в Останкинский дворец-музей творчества крепостных, а с 1992 г. - Московский музей-усадьба Останкино [13, с.121]. Музейную экспозицию сохранили и в подклете церкви Троицы Жи-воначальной, несмотря на то, что с 90-х гг. в храме возобновили богослужения.

К сожалению, годы не пощадили ни самого здания, ни его внутреннего убранства. Постепенно и стены, и уникальный паркет, и украшения театрального зала сильно обветшали. В 2012 г. музей был закрыт для научной реставрации. Задача очень трудоемкая и чрезвычайно затратная, так как многие детали приходится не восстанавливать, а делать заново из материалов и по технологиям XVIII в. Уже восстановлен 200-летний паркет, скульптуры на фасаде здания, но много работы остаётся впереди. По мнению директора музея Г. Вдовина дворец-театр сможет принять первых посетителей не раньше, чем через 5-7 лет.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Каулен М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. Каталог-справочник. М.:РИПОЛ классик, 2005. 767 с.

2. Семенова-Прозоровская Е. А. Реконструкция части ансамбля-памятника истории и культуры XVIII века Останкино // Лесной вестник. 1998. № 4,

С. 33-45.

3. Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова К. П. Культура Эпохи Просвещения. М.: Просвещение, 1996. 222 с.

4. Некрылова А., Савушкина Н. Русский фольклорный театр. М.: Сов. Россия, 1991. 543 с.

5. История русского драматического театра: от его истоков до конца ХХ века. М., 2005. 733 с.

6. Калинина М. М, Чередина И. С., Ры1бакова Е. Ю. Архитектура усадебного театра // Новые идеи нового века. Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2021. Т. 1. С. 209-215.

7. Агафонова А. С. «Крепостная интеллигенция» - феномен в культуре России XVIII - начала XIX веков // Лесной вестник. 2003. № 4. С. 161-166.

8. Шереметевы в судьбе России: воспоминания, дневники, письма. М.: Звонница, 2001. 426 с.

9. Жукова А. В. Останкино. Прогулки по Москве. Дворцы, усадьбы, парки. М.: АСТ, 2017. 130 с.

10. Гаврилова Е. Итальянская скульптура из собрания Московского музея-усадьбы Останкино // Искусствознание. 2015. № 1-2. С. 324-343.

11. Сафонова А. А. Феномен перемещения оперы в инокультурную среду: XVIII век, шереметевские редакции // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 2. С. 49-65.

12. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 7. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1951. 571 с.

13. Низовский А. Ю. Останкино. Самые знаменитые усадьбы России. М.: Вече, 2000. 411 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Валентина Александровна ВОЛОШИНАн Кандидат философских наук, доцент Профессор кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 8932-4546 Ди^огЮ: 290571 н [email protected]

Valentina A VOLOSHINAH

PhD in Philosophy, Associate Professor

Professor of the Department of Philosophy

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 8932-4546

AuthorlD: 290571

13 [email protected]

Поступила в редакцию 03.03.2022 Принята к публикации 12.04.2022

Received 03.03.2022 Accepted 12.04.2022

Для цитирования:

Волошина В. А. Музей-усадьба Останкино - удивительный памятник русской культуры // Культура и безопасность. 2022. № 2. С. 57-62. 001:10.25257/КВ.2022.2.57-62

For citation:

Voloshina VA. Ostankino Estate Museum is an amazing monument of Russian culture. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no. 2, pp. 57-62. DOI:10.25257/KB.2022.2.57-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.