Научная статья на тему 'МУЗЕЙ НАУКИ: ОТ АНАЛИЗА К КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА'

МУЗЕЙ НАУКИ: ОТ АНАЛИЗА К КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙ НАУКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Брыжак Ольга Владимировна

В современных социокультурных реалиях понимание музея исключительно как научно-исследовательского и образовательно-просветительского учреждения на актуальном этапе существования данного явления уже не является достаточным для эффективных аналитических или проектных исследований в области культурологии. Сегодня с позиций науки музей определяется как социокультурный институт, но в то же время зачастую рассматривается только с позиций музееведения. В предлагаемой работе музей как явление культуры рассматривается и как предмет культурологического анализа, и, в то же время, как предмет социокультурного проектирования на примере музея науки. Теоретические основания научного анализа музея заложены достаточно давно и имеют свою историю изучения, в то время как принципы и методы проектирования музея как социокультурного института все еще остаются предметом современных исследований в культурологии, что обусловливает актуальность данной работы. Следует отметить слабую разработанность проблематики социокультурного проектирования музея науки. Это определяет новизну данной работы, так как проблема проектирования музея науки в его различных аспектах еще должна послужить предметом для дальнейшего изучения культурологами. Положения и выводы предпринятого исследования представляют собой вклад в разработку проблем, касающихся вопросов социокультурного проектирования в сфере музейной деятельности и, в частности, музея науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE MUSEUM: FROM ANALYSIS TO PROJECT CONCEPT

In modern socio-cultural realities, understanding the museum solely as a research and educational institution at the current stage of the existence of this phenomenon is no longer sufficient for effective analytical or design research in the field of cultural studies. Today, from the standpoint of science, a museum is defined as a sociocultural institution, but at the same time, it is often viewed only from the standpoint of museology. In the proposed work, the museum as a cultural phenomenon is considered both as an object of cultural analysis, and, at the same time, as an object of socio-cultural design on the example of a science museum. The theoretical foundations of the scientific analysis of the museum were laid long ago and have their own history of study, while the principles and methods of designing a museum as a sociocultural institution are still the subject of modern research in cultural studies, which determines the relevance of this work. It should be noted that the problems of socio-cultural design of the museum of science are poorly developed. This determines the novelty of this work, since the problem of designing a museum of science in its various aspects should still serve as a subject for further study by culturologists. The provisions and conclusions of the research undertaken represent a contribution to the development of problems related to the issues of socio-cultural design in the field of museum activities and, in particular, the museum of science.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ НАУКИ: ОТ АНАЛИЗА К КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА»

УДК: 008:069.02:5

МУЗЕЙ НАУКИ: ОТ АНАЛИЗА К КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

Брыжак Ольга Владимировна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В современных социокультурных реалиях понимание музея исключительно как научно-исследовательского и образовательно-просветительского учреждения на актуальном этапе существования данного явления уже не является достаточным для эффективных аналитических или проектных исследований в области культурологии. Сегодня с позиций науки музей определяется как социокультурный институт, но в то же время зачастую рассматривается только с позиций музееведения. В предлагаемой работе музей как явление культуры рассматривается и как предмет культурологического анализа, и, в то же время, как предмет социокультурного проектирования на примере музея науки. Теоретические основания научного анализа музея заложены достаточно давно и имеют свою историю изучения, в то время как принципы и методы проектирования музея как социокультурного института все еще остаются предметом современных исследований в культурологии, что обусловливает актуальность данной работы. Следует отметить слабую разработанность проблематики социокультурного проектирования музея науки. Это определяет новизну данной работы, так как проблема проектирования музея науки в его различных аспектах еще должна послужить предметом для дальнейшего изучения культурологами. Положения и выводы предпринятого исследования представляют собой вклад в разработку проблем, касающихся вопросов социокультурного проектирования в сфере музейной деятельности и, в частности, музея науки.

Ключевые слова: музей, музей науки, проектная деятельность, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского.

Annotation. In modern socio-cultural realities, understanding the museum solely as a research and educational institution at the current stage of the existence of this phenomenon is no longer sufficient for effective analytical or design research in the field of cultural studies. Today, from the standpoint of science, a museum is defined as a socio-cultural institution, but at the same time, it is often viewed only from the standpoint of museology. In the proposed work, the museum as a cultural phenomenon is considered both as an object of cultural analysis, and, at the same time, as an object of socio-cultural design on the example of a science museum. The theoretical foundations of the scientific analysis of the museum were laid long ago and have their own history of study, while the principles and methods of designing a museum as a sociocultural institution are still the subject of modern research in cultural studies, which determines the relevance of this work. It should be noted that the problems of socio-cultural design of the museum of science are poorly developed. This determines the novelty of this work, since the problem of designing a museum of science in its various aspects should still serve as a subject for further study by culturologists. The provisions and conclusions of the research undertaken represent a contribution to the development of problems related to the issues of socio-cultural design in the field of museum activities and, in particular, the museum of science.

Key words: museum, museum of science, project activities, Crimean Federal V. I. Vernadskiy University.

Постановка проблемы. Очевидно, что ставшее уже привычным понимание музея, во-первых, как научно-исследовательского, а во-вторых, как образовательно-просветительского учреждения на актуальном этапе существования данного явления уже не является достаточным для эффективных аналитических или проектных исследований в области культурологии. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда такой подход к пониманию музея не соответствует в полной мере актуальной среде, в которой функционируют музеи современности. И это приводит нас к тому, что в современной науке многие специалисты оперируют такой аналитической абстракцией, в которой заключено понимание музея как некоего социокультурного института [1], но в то же время продолжают его рассматривать лишь с позиции музееведения, сужая, таким образом, методы исследования данного явления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.

Понятие социокультурного института не ограничивается только лишь включением в него учреждений, которые выполняют свои определенные функции (хотя мы прекрасно понимаем, что конкретно они определяют его существование в системе социума и культуры). Помимо этого, социокультурному институту свойственна совокупность функций, тесно связывающих его с разными сферами культуры [2]. Именно это дает нам основание для изучения феномена музей с позиций культурологии.

Целью данной работы является рассмотрение музея и как предмета анализа, и как предмета социокультурного проектирования на примере музея науки. Для этого были поставлены следующие задачи:

- изучить подходы к музейному проектированию, а также к организации экспозиции в пространстве музея;

- рассмотреть стратегии формирования коммуникативной площадки на базе современного музея и их РЯ-со-ставляющие;

- проанализировать историю и структуру музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», г. Москва;

- проанализировать структуру и экспозицию научно-развлекательного центра «Знаниум», г. Симферополь;

- предпринять попытку сформулировать концепцию проекта музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь.

Изложение основного материала. Проектная деятельность в музейной сфере - очень тонкий процесс благодаря тому, что сфера развития весьма специфична и связана всегда с рисками. Опираясь на стабильное планирование, в учреждении будет реализовано задуманное. В сфере проектирования ситуация другая: даже грамотный проект потенциально возможно реализовать, но также есть возможность и его неуспешности. В это заключается кардинальное отличие планирования от проектирования: при последнем понимаются возможности рисков, но они принимаются как необходимое для развития в будущем.

Очевидно, что перед тем, как приступать к разработке концепции проекта такого сложного «организма», как музей науки, следует уделить значительное вниманию анализу уже функционирующих подобных социокультурных институтов. Они могут в результате предстать и как удачный пример реализации проекта музея, а могут продемонстрировать и слабые стороны в данной сфере.

Анализ музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», г. Москва

Созданию музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», г. Москва, предшествовала богатая история всемирно известного Курчатовского института, которая не могла не обусловить выбор места размещения, структуру и тематическое наполнение экспозиции музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Как социокультурный институт, данный музей должен анализироваться как сложный комплекс, состоящий из элементов, логически организованных в соответствии с разработанной тематикой экспозиции.

В тематических зонах музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» выделяются следующие: «Аллея Славы»; «Мемориал»; «Атомный проект СССР», «Фундаментальные исследования», «Направления деятельности Курчатовского института», «Конвергентные НБИКС науки и технологии», «Демонстрационный зал».

Тематика отдела «Аллея Славы» связана с сохранением исторической памяти о выдающихся ученых Курчатовского института - участниках Атомного проекта. Здесь расположена стендовая экспозиция, в которой представлены, в том числе данные о членах Академии наук СССР и Российской академии наук, которые работали в проекте. Также экспозиция дополнена сенсорным киоском с мультимедийным проектом «Биографии и награды выдающихся ученых Курчатовского института».

Еще один отдел экспозиционного пространства музея - это «Мемориальный кабинет», то есть рабочий кабинет руководителя Курчатовского института в 1950-х гг. В «Мемориальном кабинете» представлены четыре тематических комплекса, посвященные руководителям основных направлений Атомного проекта СССР: академикам И. В. Курчатову, А. П. Александрову, И. К. Кикоину, Л. А. Арцимовичу.

И. В. Курчатов отмечал в 1950-е гг.: «<...> Нам обязательно нужно написать обо всем, что было и как было, ничего не прибавляя и не выдумывая. Если теперь этого не сделаем, то потом все переврут, запутают и растащат, себя не узнаем» [3].

Экспозиция зала «Атомный проект СССР» показывает роль Курчатовского института как научного руководителя главных направлений советского атомного проекта. Здесь можно познакомиться с работами, проводимыми в Лаборатории № 2 по созданию уран-графитового реактора для производства плутония (которые завершились в 1949 г. испытанием первой в СССР атомной бомбы), по диффузионному и электромагнитному методам разделения изотопов урана, дистанционной регистрации ядерных взрывов. Так, например, в 2009 г. в этом зале была организована выставка к 60-летию испытания первой советской атомной бомбы.

Деятельность музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в области истории атомного проекта содержит образовательный компонент. Проводятся экскурсий для разных категорий посетителей, публикуются серии изданий о выдающихся ученых Курчатовского института -участниках Атомного проекта СССР, организуются семинары, приуроченные к юбилеям выдающихся ученых Курчатовского института - участников Атомного проекта СССР, готовятся материалы по истории атомного проекта СССР. Сотрудники музейного комплекса принимают участие в конференциях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ФГБУК «Политехнический музей».

Музейный комплекс при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» регулярно организует тематические выставки по истории Атомного проекта СССР. Примерами могут служить экспозиции «Атомный ледокол «Ленин», «Исследования космических лучей», «Визит И. В. Курчатова в Харуэлл», «Женевские конференции».

Отдельно необходимо упомянуть выставки, приуроченные к памятным датам Атомного проекта СССР, выставки к юбилеям выдающихся ученых Курчатовского института - участников: «Выставка к 110-летию И. В. Курчатова и А. П. Александрова», «Выставка к 100-летию Л. А. Арцимовича» и другие.

Музейный комплекс при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» также организует или принимает участие в выставках своей тематической направленности за пределами своей территории: в 2009 г. - выставка «Атомный проект СССР» в ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» (ГАРФ); в 2013 г. - выставка к 70-летию Курчатовского института в ФГБУК «Государственный исторический музей» (ГИМ); в 2015 г. - выставка к 70-летию Росатома в ЦВЗ «Манеж».

Как видно из этого краткого анализа деятельности музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» его уже нельзя считать просто учреждением культуры, это полноценный социокультурный институт, представляющий собой комплексную систему, осуществляющий разноплановую деятельность, которая отвечает самым высоким современным требованиям, предъявляемым к музейной деятельности, особенно учитывая то, что данный музей относится к узкоспециализированному подтипу музеев науки.

Анализ структуры и экспозиции научно-развлекательного центра «Знаниум», г. Симферополь

«Знаниум» - это уникальный для Симферополя научно-развлекательный центр, расположенный по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, д. 115, (ДК Профсоюзов). В «Знаниуме» представлена обширная коллекция экспонатов, которые демонстрируют принципы работы законов физики, биологии, астрономии и математики и других наук естественнонаучного профиля.

Для данного центра характерны интерактивность как основной из принципов его работы с посетителями и специфическая ориентированность на целевую аудиторию. С одной стороны, экспозиция «Знаниума» рассчитана на разные демографические группы, с другой стороны, центр является местом семейного досуга, в-третьих, он предоставляет услуги для корпоративных групп клиентов. Отдельно необходимо отметить и тот факт, что «Знаниум» позиционируется и как социально ориентированный проект, целью которого является популяризация науки среди детей и подростков: «Мы считаем, что прикоснуться к науке имеют право все, независимо от социального положения и финансовых возможностей. Именно поэтому мы предоставляем возможность бесплатного посещения музея для детей из многодетных семей, в рамках групповых посещений вместе с классом или группой», - указано на официальном сайте центра [4].

Эти тезисы позволяют более вдумчиво проанализировать структуру и экспозицию центра «Знаниум». Он занимает около 500 м. кв., где представлено более 100 различных интерактивных экспонатов, сгруппированных в определенной последовательности. Сразу следует сделать оговорку, что «Знаниум» не соответствует классическим представлениям о музее, которые складывались в отечественной теории и практике музейной деятельности в течение десятилетий. Более того, данный центр ближе к современным зарубежным традициям музейного дела, где интерактивность является уже давно неотъемлемой частью многих музеев и открытых для посещения научных центров, как один из важнейших принципов работы с посетителями [4].

Структура научно-развлекательного центра «Знаниум» состоит из трех залов, однако, благодаря стремлению организаторов постоянно повышать интерес к центру и популяризовать разные аспекты естественных наук, экспозиции достаточно мобильные и обладают гибкой структурой.

Первый зал - основная экспозиция - посвящен законам физики и механики. Здесь представлены несколько видов маятников: волновой маятник, маятник Ньютона, математический маятник, магнитный мятник, маятник Максвелла.

В этом же зале расположен гиперболоид вращения, здесь же представлен «ящик фокусника»: «От магической силы ваших рук магнит начинает левитировать, узоры из магнитной стружки покоряются вашему видению, и

из пространства возникает настоящее магнитное облако» [4].

В этом зале экспозиции научно-развлекательного центра «Знаниум» (впрочем, как и в остальных) посетители имеют возможность под наблюдением сотрудника центра проводить опыты, а также наблюдать и проверять, как изобретения и открытия, совершенные в области механики, оказывают влияние на нашу повседневную жизнь, во многом делая ее легче. В качестве наглядных материалов и интерактивных экспонатов в этом зале также представлены доступные для посетителей самых разных возрастов конструкторы, головоломки, паззлы, позволяющие эмпирически наблюдать действие законов физики и принципы механики.

Второй зал экспозиции научно-развлекательного центра «Знаниум» посвящен стихии воды. Здесь демонстрируются экспонаты «Водоворот», «Создай волну», «Парабола» и ряд других. Все они позволяют посетителям интерактивно взаимодействовать с ними, узнавая новое о свойствах воды с позиции естественных наук.

Примерами могут служить такая активность, как «Вес тела в воде и воздухе». На весах закреплены одинаковые грузы, один из которых погружен в емкость с водой. Второй же, находящийся воздухе, перевешивает первый. Этот экспонат наглядно демонстрирует выталкивающую (или архимедову) силу, которая направлено против силы притяжения и действует тогда, когда тело окружено определенной средой (например, в вакууме этот принцип не работает). Чем плотнее среда, чем больше объем находящегося в ней тела, тем больше и архимедова сила. Именно поэтому посетитель видит, что вес груза в воде будет меньше, чем вес такого же предмета в воздушной среде.

Здесь же представлен интерактивный экспонат под названием «Водная геометрия». Ряд емкостей, содержащие разный объем воды в каждой, установлены под наклоном. Не зависимо от того, какой угол наклона и объем жидкости в емкостях, воображаемая линия, которую можно провести через линии поверхности воды в каждой из емкостей, будет строго параллельна поверхности пола. Тут демонстрируется принцип того, что поверхность воды является межфазной границей, разделяющей воду и другие тела или среды. Поверхностное натяжение воды детерминировано притяжением между молекулами, и под воздействием силы притяжения верхний слой воды принимает форму, кода жидкость равномерно распределяется по всей ее поверхности.

Третий - и последний зал - экспозиции научно-развлекательного центра «Знаниум» называется «Залом Теслы». Как пишут специалисты центра, «Уже больше ста лет человечество активно использует электрическую энергию, но по-прежнему многие явления не перестают нас удивлять» [4].

Здесь представлены световые иллюзии, например, «Портал бесконечности», который представляет собой два зеркала, подсвеченные светодиодными лампами.

В «Зале Тесла» представлен гальванометр, демонстрирующий, насколько тело человека способно проводить электричество в зависимости от уровня влажности. Так посетителям предлагается приложить ладони к цинковой и медной пластинам, замыкая электрическую цепь, и тело человека становится живой батарейкой.

«Лестница Иакова» - название отсылает к библейскому сюжету, так как, если сделать фотографию работающего экспоната на длинной выдержке, то можно увидеть «ступени», поднимающиеся вверх [5]. «Лестница Иакова» - это «высоковольтный генератор дугового разряда, создающий электрическую дугу между двумя длинными электродами. Расположение электродов в виде буквы V вызывает эффект подъема дуги вверх за счет конвекции горячего воздуха, который плазма электрической дуги нагревает в процессе работы прибора. Под действие силы Архимеда ионизированный газ поднимается вверх, туда же смещается и зона разряда. Когда дуга доходит до верхней точки, она обрывается, и загорается снова снизу, двигаясь по кругу» [4].

Ключевые экспонаты данного зала - «Катушка Тесла» или трансформатор Тесла в двух вариантах - большом и малом. Интерактивное взаимодействие возможно только с малым вариантом, который эмпирически демонстрирует работу электричества: от них зажигаются лампы накаливания, к рукам притягиваются плазменные лучи и т. д. Как и гальванометр, этот экспонат показывает, насколько человеческое тело способно проводить электричество (то есть мы видим, как перекликается действие разных экспонатов).

Помимо экспозиции «Знаниум» привлекает посетителей различными научными и познавательными шоу-программами, развивающими курсами, мастер-классами.

В условиях возрастающих потребностей современного человека, информационной культуры научно-развлекательный центр «Знаниум», работает в разных направлениях, реализуя различные функции музея как современного социокультурного института. Здесь уделяется значительное внимание и популяризации науки, разнообразию досуга, предоставлению информации в игровой форме, что отвечает актуальным тенденциям в современной музейной сфере.

Концепция проекта музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУВО «Крымский федеральныйуниверситет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

Начиная работу над концепцией проекта музея как социокультурного института, необходимо обратиться к основам проектной деятельности и учесть фундаментальные элементы структуры проекта. Концепция не под-

разумевает точной разработки и формулировки всех возможных элементов проекта, но понимание структуры проекта помогает формированию концепции как базы для проектирования в дальнейшем.

Культурология как интегративная наука позволяет нам обращаться не только к теории в области социокультурного проектирования, но и к принципам проектирования в других сферах жизни общества. Важным остается понимание того, что любой проект представляет собой информационный объект, логично структурированный и подчиняющийся определенным правилам в зависимости от области проектирования.

Определение структуры проекта необходимо на самом раннем концептуальном этапе работы с проектом, так как структура в данном случае состоит из элементов, характеризующихся как «необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом» [6].

Одной из возможных практик проектирования видится построение структурных моделей проекта для определения миссии, целей, задач проекта, его содержания, планирования и контроля осуществления. В данном случае можно обратиться к специфическому методу декомпозиции, когда проект на стадии его создания представлен в виде графической структуры, которая является основным информационным lingua franca всех участников про-

На этапе формирования концепции проекта музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» важно выделить разные уровни концептуальных построений. Логичнее всего представить их в виде крупных «слоев»: нематериальной идеологической составляющей и материальной содержательной.

Очевидно, что на уровне работы над концепцией реально обозначить элементы первого уровня, в то время как компоненты второго будут вариативными, зависящими от реальных условий разработки конкретного проекта.

Основополагающим этапом для формирования концепции проекта музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» является изучение проблемного поля на основании анализа социокультурной обстановки, за чем следует определение целевой аудитории. Результаты этого этапа станут базой для формулирования названия проекта, его миссии, целей и задач такого проекта.

Проблемное поле было в общих чертах обозначено директором и сотрудниками Физико-технического института ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». В первую очередь, они отталкивались от богатой истории исследований в области физики в нашем университете, количества выдающихся ученых-физиков, связанных с ним, открытий и достижений, а также наличия материальной базы для экспозиции: документов, опубликованных исследований, физических приборов, отражающих историю развития физики как науки, а также возможности выделения помещения в возводящемся новом корпусе университета, куда должен быть перемещен Физико-технического институт.

В качестве целевой аудитории на рассматриваются как сотрудники, так и обучающиеся ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (не только Физико-технического института, но и других структурных подразделений), специалисты-физики и обучающиеся других ВУЗов, а также жители Симферополя, Республики Крым, и, конечно, гости полуострова.

Этих данных и пожеланий сотрудников института достаточно для концептуального формулирования миссии такого музея, которая заключается в популяризации науки в целом. Целями такого проекта могут быть 1) популяризация физики как науки; 2) освещение истории физической науки в Крыму; 3) информирование об истории и современной деятельности Физико-технического института; 4) реализация образовательной функции музея науки как структурного элемента Физико-технического института ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского».

В дальнейшем при детальной проработке проекта музея цели могут варьироваться, и от их трансформации будут зависеть и задачи, которые будут ставиться перед подобным проектом. Однако, несомненно, среди них обязательно останутся следующие: провести работу с источниками и документами, непосредственно относящимися к истории и современности физической науки в Крыму и деятельности Физико-технического института [7]; спроектировать структуру и пространство музея; укомплектовать его фонды; определить тематические зоны; оформить их экспозиции и ряд других.

Реализация образовательной функции музея науки как структурного элемента Физико-технического института подразумевает решение задач по выделению специализированного аудиторного пространства в музее, его оснащение в соответствии с современными требованиями к образовательным информационным технологиям, комплектования библиотечного специальнонаучного фонда, как в виде коллекции печатных публикаций, так и электронных и т. п. Особое внимание должно быть уделено редким документам, а также таким, которые сохранились в единственном экземпляре.

Здесь же может быть поставлена задача по внедрению не только самых современных методов и средств обучения, но и работы дискуссионных площадок, студенческих конструкторских бюро, активностей, имеющих более просветительскую направленность, ориентированных на аудиторию дошкольного и школьного возраста, из сре-

ды которой впоследствии могут вырасти потенциальные абитуриенты и будущие обучающиеся Физико-технического института ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского».

Цели и задачи проектирования подобного музея науки концептуально связаны с ожидаемыми результатами проекта, потенциальным финансированием, прогнозируемыми рисками и их минимизацией.

Далее следует построить сетевую модель проекта музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», которая концептуально будет детерминировать и такую немаловажную сферу, как финансирование комплекса активностей, как в процессе проектирования музея, так и на стадии его реализации, плановой работы и планирования его дальнейшего развития.

Более того, уже на стадии реализации проекта и даже функционирования музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» необходимо продумать и фандрайзинговую кампанию, под которой понимается уже не поиск и привлечение ресурсов для запуска проекта, а их эффективного распределения и преумножения, чтобы музей не оказался исключительно дотационной структурой, но вышел на уровень самоокупаемости, а возможно, и стал одним из официальных источников дохода, как для института, так и для университета в целом.

Современный музей как социокультурный институт нуждается также и в профессионально разработанной РЯ-кампании, которая должна представлять собой не разовые акции, а иметь пролонгированный и даже постоянный характер. Музей науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» должен иметь мощную поддержку на различных платформах в сети Интернет, в том числе, самых популярных социальных сетях, его деятельность должна постоянно предоставлять положительные информационные поводы для средств массовой информации и коммуникации.

И, конечно, говоря о современных требованиях и ожиданиях посетителей музея - особенно же музея науки, - важно учитывать такую актуальную и получившую широкое распространение во многих успешно функционирующих музеях практику, как интерактивное взаимодействие с теми экспонатами, которые допускают такую возможность, исходя из правил техники безопасности. Именно интерактивность в значительной степени повышает спрос на услуги в музейной сфере у современного человека - представителя нового типа культуры.

Выводы. В ходе анализа истории и структуры музейного комплекса при ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», г. Москва выявлено, что этот музей является сложной совокупностью элементов, логически организованных в соответствии с разработанной тематикой экспозиции, осуществляющий разноплановую деятельность, которая отвечает самым высоким современным требованиям, предъявляемым к современным музеям. Реализуется образовательный компонент, проводятся экскурсий для разных категорий посетителей, публикуются серии изданий о выдающихся ученых Курчатовского института, организуются семинары, готовятся материалы по истории атомного проекта СССР. Сотрудники музейного комплекса принимают участие в конференциях, организуют тематические выставки, как на собственных площадках комплекса, так и за пределами своей территории.

В результате анализа структуры и экспозиции научно-развлекательного центра «Знаниум», г. Симферополь установлено, что структура центра состоит из трех тематических залов, однако, благодаря стремлению организаторов постоянно повышать интерес к центру и популяризовать разные аспекты естественных наук, экспозиции достаточно мобильные и обладают гибкой структурой. Особое значение в экспозиции отведено вопросам экологии, центр организует познавательные шоу-программы, развивающие курсы, мастер-классы, работает в разных направлениях, реализуя различные функции музея как современного социокультурного института. Уделяется внимание разнообразию досуга, предоставлению информации в игровой форме, интерактивности, что отвечает актуальным тенденциям в современной музейной деятельности.

При разработке концепции проекта музея науки при Физико-техническом институте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь обозначено, что необходимо построение структурных моделей проекта для определения миссии, целей, задач проекта, его содержания, планирования и контроля осуществления. Предложена миссия музея, которая заключается в популяризации науки в целом, и цели: популяризация физики как науки; освещение истории физической науки в Крыму; информирование об истории и современной деятельности института; реализация образовательной функции музея науки. Среди задач обозначены внедрение современных методов и средств обучения, работы дискуссионных площадок, студенческих конструкторских бюро, активностей просветительской и профориентационной направленности. Указана важность интерактивного взаимодействие с экспонатами, что повышает привлекательность музея у современного человека - представителя нового типа культуры.

Список литературы:

1. Дунаева С. В. Музей как социокультурный институт (философский аспект) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. -№6,- С. 61-64.

2. Современные проблемы межкультурных коммуникаций : сборник статей. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2010. - 494 с.

3. История атомного проекта через призму музейной деятельности музея Курчатовского института // Круглый стол «История атомного проекта через призму музейной деятельности НИЦ «Курчатовский институт» и атомных центров РФ» ; 27-я ежегодная конференция Ядерного общества России с международным участием при поддержке НИЦ «Курчатовский институт», 15-16 декабря 2016, Москва. - URL : http://nsrus.ru/files/events/27nsr/ pdf/16/muzks/mezuj-nits-ki.pdf (дата обращения 25.04.2021).

4. Научно-развлекательный центр «Знаниум» : официальный сайт. - URL : https://www.znaniym.ru/ (дата обращения 02.05.2021).

5. Бытие. Глава 28 II Толкования Священного Писания. - URL : http://bible.optina.ru/old:gen:28:start (дата обращения 09.05.2021).

6. Структура проекта II ForPM : ресурс для менеджеров проектов. - URL : http://forpm.ru/cTpyKTypa-npoeKTa/ (датаобращения 13.05.2021).

7. Физико-технический институт ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского» : официальный сайт. - URL : https://phystech.cfuv.ru/about_institute (датаобращения 20.05.2021).

УДК 801

ПАРАТЕКСТ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА

Везетиу Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте;

Вовк Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «паратекст». Изучаем «паратекст» как совокупность компонентов, которые сопровождают и обрамляют основной текст. Также в статье сформированы основные подходы исследования паратекста и степень его разработанности в отечественной и зарубежной науке.

Ключевые слова: паратекст, паратекстуальность, перитекст, эпитекст.

Annotation. In this article, the concept of «paratext» is considered. We study «paratext» as a set of components that accompany and frame the main text. The article also formed the main approaches to the study of paratext and the degree of its development in domestic and foreign science.

Key words: paratext, paratextuality, peritext, epitext.

Постановка проблемы. Впервые термин «паратекст» в теорию литературы ввел французский исследователь Ж. Женетт в своей книге «Пороги» (1987). Литературовед считал, что паратекст охватывает широкую группу явлений: не только эпиграф, заглавие, послесловие и другие, но и оформление издания, его обложку, внехудоже-ственные высказывания самого писателя о произведении и критические статьи, то есть «разного рода комментирующие тексты» [3], которые помогают читателю воспринимать и правильно интерпретировать содержание издания.

В отечественном литературоведении изучением вопросов паратекстуальности стали активно заниматься в 30-х года XX века ученые С. Д. Кржижановский, Н. А. Рубакин, А. А. Реформатский. По мнению литературоведа А. А. Колотова «в паратекст должны быть включены даже гарнитура печатного шрифта, переплет, цена издания, формат страницы и все те текстуальные явления, которые рассматриваются обычно как второстепенные по отношению тексту как таковому» [4].

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.