Научная статья на тему 'Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства'

Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
822
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЗЕЙ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА / CULTUROLOGICAL PARADIGM / VIRTUALIZATION / VIRTUAL REALITY / VIRTUALIZATION OF CULTURE / MUSEUM / VIRTUALIZATION OF MUSEUM SPACE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кириллова Н. Б., Ляпустина П. А.

Анализ процесса виртуализации в рамках культурологического знания позволяет выделить основные характеристики современной культуры в эпоху глобализации и цифровизации, способствуя разработке новых методологических аспектов в ее изучении. Следует отметить, что понимание виртуальности как инобытия и попытки ее осмысления предпринимались еще в Античности. А на рубеже XX - XXI вв. термины «виртуализация», «виртуальная реальность», «виртуальная культура» стали не просто модными трендами, а новыми парадигмами современной гуманитарной науки. Процесс виртуализации затронул основные социальные институты, относящиеся к сфере культуры, среди которых одно из важных мест занимает музей. Виртуализация музейного пространства является не менее актуальной темой культурологического исследования, поскольку вопрос о влиянии процесса виртуализации на формирование нового музейного пространства остается проблемным, несмотря на свою практическую значимость. Статья состоит из трех основных разделов. В первом рассматривается виртуализация культуры как новая парадигма, анализируются теоретические аспекты изучения виртуальной реальности, ставшей объектом исследования разных гуманитарных наук, хотя приоритетная роль в ее изучении как особой социокультурной среды обитания человека принадлежит культурологии. Во втором анализируется специфика виртуализации музейного пространства, как и само понятие «виртуальный музей». Здесь рассматриваются несколько ступеней виртуализации музейного пространства, сложившихся в практике современной социально-культурной деятельности. В третьем разделе объектом исследования являются технологии виртуализации современного музея, благодаря которым музейная сеть трансформируется, погружаясь в цифровое пространство. Активное использование ИКТ свидетельствует о том, что компьютер и Интернет играют значительную роль в деятельности музея, определяя новые перспективы его функционирования как важного культурного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUALIZATION OF CULTURE AS A FACTOR IN DEVELOPING A NEW MUSEUM SPACE

The relevance of this research is rooted in the analysis of the virtualization processes within the framework of cultural research. Such an approach allows us to identify the main characteristics of contemporary culture in the age of globalization and digitalization, thereby facilitating the development of new methodological approaches in its study. It is worth noting that the understanding of “virtuality” as “otherness” was already introduced in antiquity. However, between the XXth and the XXIst centuries the concepts of “virtualization”, “virtual reality” and “virtual culture” were transformed not only in fashionable trends but in the entire new paradigms of modern humanistic research. The process of virtualization has influenced the basic social institutions of culture, including museums that occupy an important place among such institutions. Virtualization of the museum space becomes, therefore, an equally important topic of cultural research, since, despite its practical relevance, the influence of virtualization process on the development of new museum spaces remains a challenging question. The paper is divided in three main parts. The first part explores virtualization of culture as a new paradigm and analyses theoretical questions in the research of virtual reality that has become an object of exploration in various humanistic disciplines, although the study of virtual reality as a particular sociocultural human environment belongs to culturology. The second part analyses the specific nature of museum space virtualization, as well as the concept of “virtual museum”. Here the author explores the several stages in museum space virtualization, which have been developed in contemporary practical sociocultural work. The third part focuses on the virtualization technologies used by modern museums - technologies that transform museum network embedding it into the digital space. Enhanced use of information and communication technologies demonstrates that the computers and the Internet have become important instruments in museum work thereby determining the new prospects in the development of museum as an important cultural institution.

Текст научной работы на тему «Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства»

УДК 008:069

Н. Б. Кириллова

доктор культурологии, профессор

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

E-mail: n.b.kirillova@urfu.ru

П. А. Ляпустина

аспирант (24.00.01)

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

E-mail: lyapu.poly@yandex.ru

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

Анализ процесса виртуализации в рамках культурологического знания позволяет выделить основные характеристики современной культуры в эпоху глобализации и цифровизации, способствуя разработке новых методологических аспектов в ее изучении. Следует отметить, что понимание виртуальности как инобытия и попытки ее осмысления предпринимались еще в Античности. А на рубеже XX - XXI вв. термины «виртуализация», «виртуальная реальность», «виртуальная культура» стали не просто модными трендами, а новыми парадигмами современной гуманитарной науки. Процесс виртуализации затронул основные социальные институты, относящиеся к сфере культуры, среди которых одно из важных мест занимает музей. Виртуализация музейного пространства является не менее актуальной темой культурологического исследования, поскольку вопрос о влиянии процесса виртуализации на формирование нового музейного пространства остается проблемным, несмотря на свою практическую значимость.

Статья состоит из трех основных разделов. В первом рассматривается виртуализация культуры как новая парадигма, анализируются теоретические аспекты изучения виртуальной реальности, ставшей объектом исследования разных гуманитарных наук, хотя приоритетная роль в ее изучении как особой социокультурной среды обитания человека принадлежит культурологии.

Во втором анализируется специфика виртуализации музейного пространства, как и само понятие «виртуальный музей». Здесь рассматриваются несколько ступеней виртуализации музейного пространства, сложившихся в практике современной социально-культурной деятельности.

В третьем разделе объектом исследования являются технологии виртуализации современного музея, благодаря которым музейная сеть трансформируется, погружаясь в цифровое пространство. Активное использование ИКТ свидетельствует о том, что компьютер и Интернет играют значительную роль в деятельности музея, определяя новые перспективы его функционирования как важного культурного института.

Ключевые слова: культурологическая парадигма, виртуализация, виртуальная реальность, виртуализация культуры, музей, виртуализация музейного пространства

Для цитирования: Кириллова, Н. Б. Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства / Н. Б. Кириллова, П. А. Ляпустина // Вестник культуры и искусств. - 2020. - № 3 (63). - С. 51-60.

Введение

Информационная эпоха, обусловленная созданием глобальной медиасреды, основанной на новейших цифровых технологиях, оказывает воздействие на все сферы социально-культурной деятельности. Время подтвердило правоту Э. Тоффлера, еще в 1990 г. обозначившего новые параметры

устройства общества, «базирующиеся не на богатстве или насилии, а на интеллекте и знании, которые дает информация» [16, с. 8].

Определяющим фактором эпохи стала медиакультура (цифровое кино, ТВ, мультимедиа, компьютерные технологии, Интернет и др.), эволюционирующая за счет постоянно обновляющегося арсенала экран-

51

ных технических средств, каждое из которых становится все более индивидуальным, реалистичным и интерактивным.

Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) привели к появлению иного типа реальности — виртуальной, ее пространство стало новой средой обитания современного человека. Понимание «виртуальности» как инобытия и попытки ее осмысления предпринимались еще в Античности. А на рубеже XX — XXI вв. термины виртуальность, виртуальная реальность, виртуализация культуры стали не просто модными трендами, «без них сегодня трудно представить социокультурную сферу — будь то теоретические исследования или практика реального бытования» [8, с. 245].

Сетевой лексикон прочно вошел в повседневную речь. Интернет-порталы рассказывают о последних тенденциях и диктуют моду на образ жизни, имидж, сферу потребления. Виртуальная культура не замещает реальность, а существует параллельно. Как отмечает Д. Усанова, «она не всегда нацелена, в отличие от физической, на получение готового конечного продукта, что обусловливает ее меньшую утилитарность и прагматичность, однако она дает больший уклон в творчество, что позволяет характеризовать виртуальную культуру как культуру высшего уровня» [18, с. 395-396].

Необходимость анализа поставленной проблемы обусловлена тем, что использование цифровых технологий в разных институциях, включая и деятельность современного музея, стало неотъемлемым условием их функционирования. Виртуальные средства в российской музейной среде - явление относительно новое и недостаточно изученное, что делает их использование особенно актуальным. Информационные технологии играют важную роль в создании виртуального пространства музея по учету и хранению данных, а наиболее часто встречающаяся форма виртуализации — сайт музея. Таким образом, виртуальные технологии гармонично вписались в социально-культурную сферу, став неотъемлемой частью работы современного музея.

Виртуализация культуры

как объект изучения

Ведущая роль в изучении виртуальной реальности как нового социокультурного пространства принадлежит культурологии. Ее методологические принципы, обосновывающие систему коммуникаций в сфере культуры, представлены в работах как зарубежных (Н. Больца, Ж. Делеза, М. Кастель-са, Н. Лумана, Г.-М. Маклюэна, Э. Тоффле-ра), так и отечественных (О. В. Аронсона, О. Н. Астафьевой, Л. Б. Зубановой, Н. Б. Кирилловой, К. Э. Разлогова, В. В. Савчука, А. В. Федорова, Н. Ф. Хилько и др.) исследователей. С целью систематизации представлений о виртуальной реальности и виртуализации культуры как явлениях цифровой эпохи были использованы труды Ж. Бодрийяра, Д. В. Иванова, Н. А. Носова, О. И. Немыки-ной, Д. О. Усановой, О. В. Шлыковой и др.

Важное место в контексте поставленной проблемы занимают работы искусствоведов и музеологов (Д. С. Василиной, М. Б. Гне-довского, А. В. Лебедева, А. Ф. Иванова, Л. Ф. Назаренко, Т. Е. Максимовой, Т. М. Тро-шиной, Т. Ю. Юреневой и др.), связанные с изучением виртуального музея как культурного феномена и виртуализации музейного пространства. В них рассматривается специфика функционирования музейных институций и феномен виртуального музея: его основные понятия, технологии, перспективы развития.

В начале XXI в. отмечен новый виток научного интереса к процессам виртуализации, связанный с широким распространением цифровых технологий, обусловивших появление виртуальной реальности. Опираясь на термин виртуализация, можно определить виртуальную реальность как технически усовершенствованную копию (матрицу) окружающей действительности.

Такое понимание виртуальной реальности способствовало развитию двух основных направлений ее изучения. Прежде всего интенсифицируется начавшее формироваться еще со времен Античности философское осмысление данного феномена. В рамках этого же направления можно выделить меж-

52

дисциплинарные исследования, которые рассматривают онтологическую проблематику виртуальной реальности с точки зрения психологии, социологии, философии, культурологии [7, с. 525]. На стыке наук появляется новая область знания — виртуалистика, выделяющая виртуальную реальность в качестве самостоятельного объекта изучения. Второй ракурс анализа данной проблемы связан с технической стороной функционирования виртуальной реальности, ставшей предметом интереса точных наук.

Несмотря на кажущееся противоречие, оба этих подхода изучают один и тот же объект, только с разных сторон, что способствует комплексному рассмотрению феномена виртуальной реальности, выделению сущностных характеристик и условий, необходимых для ее функционирования.

Точкой отсчета в современном понимании процессов виртуализации общества и виртуальной реальности стали работы американского философа и футуролога Дж. Ланье, который активно рассматривал вопросы внедрения виртуальных технологий в науку. Благодаря ему в 1984 г. термин виртуальная реальность становится компонентой научного исследования; при этом формируется технологический подход к пониманию виртуальности. Последователи Ланье (М. Вайн-стейн, А. Воронов, С. Дацюк, А. Крокер, К. Макмиллан и др.) связывают виртуальную реальность с компьютерными технологиями, обеспечившими возможность ее функционирования. К примеру, А. Бюль понимает под виртуальностью параллельно существующую реальность, параллельный мир, в котором «функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Интернет, общение с персонажами компьютерных игр» [9, с. 35].

Еще одним подходом к пониманию виртуальной реальности, сложившимся в современном философском дискурсе, является рассмотрение этого явления как симу-ляционного, иллюзорного, порождаемого при помощи замещения реальных объектов «симулякрами». Наиболее значительными

исследованиями виртуальности с этой позиции являются труды Ж. Бодрийяра. Он первым из исследователей рассмотрел виртуализацию как процесс формирования си-мулякров, которые создают гиперреальность (фантом реальности). Симулякр в понимании Бодрийяра есть «ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заместитель» [1].

Актуализация виртуальности оказывает значительное влияние на современную культуру, способствуя переходу общества к «сетевому» (М. Кастельс) типу существования, установлению прямых и равноправных связей «всех со всеми», обеспечивая возможности более точного, оперативного учета личностных запросов институциональными структурами.

«Философско-культурологическое осмысление виртуальности, — считает Д. Уса-нова, — может быть представлено как динамика следующих ключевых вариантов прочтения: 1) виртуальность как инобытие, несуществующая реальность; 2) виртуальность как неопознанная реальность; 3) виртуальность как утопия — идеальная реальность; 4) виртуальность как внутренний мир, субъективно-переживаемая индивидом реальность; 5) виртуальность как мнимая, имитационная реальность ("псевдореальность"); 6) виртуальность как информационно-техническое пространство — киберпростран-ство: технически-опосредованная среда, информационный ресурс современного общества, медийная среда культуры» [19, с. 70].

Начать разговор о процессе виртуализации культуры необходимо с определения ее хронотопа. Анализируя виртуальное пространство современной культуры, важно понимать, что оно включает в себя все его виды. Для иллюстрации можно вспомнить концепцию основателя виртуальной психологии Н. А. Носова, рассматривавшего пространство виртуальной культуры как зону психологического комфорта, где человек может спрятаться от проблем, с которыми он сталкивается в реальной жизни [14, с. 30].

Наибольшее влияние на пространственно-временные характеристики виртуаль-

53

ной культуры оказывают процессы информатизации и цифровизации, существенно трансформирующие современное общество. Мир компьютерных технологий обеспечивает погружение современной культуры в киберпространство, которое можно назвать «новой социокультурной средой обитания человека» [7, с. 529]. О. И. Немыкина убеждена, что неотъемлемым фактором функционирования виртуальной реальности является «неопределенность существования во времени» [13, с. 60]. Обобщая все вышесказанное, можно отметить следующее: «Схема течения времени в виртуальном пространстве скорее похожа на паутину — любое событие связано ссылками с предыдущим и последующим. У времени виртуальной реальности нет прошлого и будущего в привычном понимании, однако есть строгие логические связи» [7, с. 527].

Выявление аспектов, порождающих виртуальную реальность, — непременное условие анализа самой концепции. В данном вопросе существует две основные исследовательские позиции: с одной стороны, современное понимание виртуальной реальности основывается на технической природе ее происхождения, т. е. она не может существовать без цифровых технологий, с другой — историческое развитие виртуальной реальности обусловлено сознанием человека. Под силой, порождающей виртуальную реальность, в данном случае понимается индивидуальная творческая активность человека, а цифровые средства являются инструментом ее функционирования. Например, Н. А. Носов придерживается следующей точки зрения по этому вопросу: «виртуальная реальность порождена активностью порождающей реальности и существует, пока эта активность длится» [3, с. 165]. А. А. Гаврилов считает, что «виртуальная реальность порождена взаимодействием сознания субъекта и системой, создавшей образ реальности» [Там же]. Д. А. Дубовицкая говорит о потенциале виртуальной реальности, направленной на «преобразование нематериальных образов в процессе актуализации посредством творческой деятельности в реально ощутимые объекты». В связи с этим выделяется еще одно

свойство виртуальной реальности — ее интерактивность, которая обеспечивает «конструирование полученных в пространстве образов, видоизменение их виртуальной формы, т. е. возможность диалога с виртуальной реальностью, изменение заданных параметров» [5, с. 372].

Специфика виртуализации

музейного пространства

Исследование виртуализации музейного пространства необходимо начать с определения ключевого для данной темы понятия виртуальный музей. Этот термин был введен и популяризирован в российской музейной среде А. В. Лебедевым. По его мнению, термин виртуальный музей корректно использовать только в двух случаях: «Первый — это сайт, сделанный по законам музейного проектирования, то есть когда имеется сконструированное пространство, в котором размещены музейные предметы. Второй вариант — прямо обратный. Речь идет о реальном пространстве (зале, комнате), в котором помещены электронные изображения музейных предметов» [12, с. 83]. Таким образом, можно рассматривать виртуальный музей и как сайт, и как реально существующее пространство музея с электронными объектами.

Для выявления специфики функционирования музея как культурной институции обратим внимание на ключевое понятие данной темы. «Музей (лат. museum от гр. museion — 'храм муз') — культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия» [15, с. 55]. На основе данного определения можно утверждать следующее: несмотря на то, что история музея насчитывает более двух тысяч лет, его роль в социуме практически не изменилась. Это дает все основания для того, чтобы, выделив сущностную сторону музейной деятельности, рассмотреть произошедшие с ним за последние десятилетия изменения, в результате которых возник виртуальный музей.

Существуют несколько ступеней виртуализации музейного пространства. Этот про-

54

цесс, как правило, начинается с появления в реально существующем музее электронных средств, предназначенных для дополнения основных объектов экспозиции, чаще всего они служат для их уточнения и пояснения. Такие информационные боксы выступают в качестве электронной экспликации, они могут быть интерактивными или просто отображать экран монитора.

Следующим этапом виртуализации музейного пространства можно считать появление в экспозиции реально существующего музея электронных объектов, которые воспринимаются как отдельные самостоятельные экспонаты, заключающие в себе всю нужную для их понимания информацию. Сначала они использовались для демонстрации того, что невозможно искусственно создать в пространстве музея (например, природных явлений), однако со временем превратились в объекты, имеющие свой собственный концепт и познавательную ценность.

Заключительным этапом виртуализации стало создание сайта реально существующего музея с полным переносом его экспозиции в электронное пространство. Виртуальная копия реального музея может быть усовершенствована, например, созданием расширенного каталога экспонатов, которые находятся в запасниках коллекции, на реставрации, на временной выставке в другом музее или просто недоступны для близкого рассмотрения. Сайт позволяет проводить тематические экскурсии, циклы лекций, виртуальные мастер-классы [4, с. 322-325].

Виртуальный музей занял прочное место в структуре современной культуры: без внедрения современных информационных технологий не обходится ни одно музейное пространство. Создание веб-сайтов и виртуальных туров свидетельствует о том, что современный музей охватил процесс информатизации, что без компьютеризации его деятельность сильно усложнится. Усиление процесса виртуализации музея можно связать с тем, что информационные технологии и Интернет просты в использовании, до-

ступны как работникам музея, так и его посетителям. Более того, виртуальный музей позволяет сделать его посещение более комфортным: избежать личного присутствия, затратить меньшее количество времени. Отличительной особенностью виртуального музея, которую мы отметили, является его интерактивность, с одной стороны, выводящая коммуникацию между посетителями и сотрудниками музея на новый уровень, а с другой - делающая пространство музея более привлекательным.

Существует еще один тип виртуального музея, не имеющий реального прототипа. Несмотря на кажущуюся привлекательность данного феномена для широкой аудитории, он не получает должного отклика. В качестве примера можно вспомнить «Виртуальный музей русского примитива», созданный А. В. Лебедевым, - первый в своем роде несуществующий в реальности музей [2]. Помимо высокой посещаемости сайта он получил высшую на тот момент награду сервера «Музеи России», а в апреле 2000 г. стал номи-нантом конкурса «Национальная Интел Интернет премия», где конкурировал со многими лидерами в музейной индустрии [11]. Еще один пример — исторический парк «Россия - моя история». Это самый масштабный экспозиционный комплекс в России. География его площадок простирается через всю страну и насчитывает 22 города. Создатели парка (историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике) сделали все, чтобы российская история перешла из категории черно-белого учебника в яркое, увлекательное и вместе с тем объективное повествование, чтобы каждый посетитель почувствовал сопричастность к событиям более чем тысячелетней истории своего Отечества. В историческом парке представлены все новейшие формы информационных носителей — сенсорные столы и экраны, кинотеатры, лайтбоксы, коллажи, проекторы и планшеты.

Однако такие музеи нуждаются в постоянном развитии и обновлении, иначе быстро теряется их эффективность.

55

Технологии виртуализации

современного музея

Анализ специфики виртуализации музейного пространства показал, что информационные технологии играют в этом процессе ключевую роль. Благодаря их внедрению музейная сеть существенно трансформировалась: прежде всего внутренние материалы фондовой работы по учету и хранению данных стали общедоступными в интернет-каталогах, этой информацией может пользоваться любой посетитель сайта, есть возможность изменять, корректировать, дополнять ее, что обогащает музейное собрание.

Что касается внешней работы музея, то его экспозиционное пространство также претерпело значительные изменения: начали появляться отдельные виртуальные экспонаты, выступающие как дополнительные или основные объекты на выставке (наибольшей популярностью среди них долго пользовались 3D-модели, отличающиеся своей наглядностью). Постепенно из них стали формироваться электронные экспозиции, полностью копирующие свой реальный аналог, однако, в отличие от временных выставок, имеющие возможность долгосрочного существования на электронных носителях. Особое значение среди них в музейной среде приобрел CD-ROM как прообраз виртуального музея, однако сегодня это уже пережиток музейного прошлого, поскольку ему на смену достаточно быстро пришли компакт-диски, флеш-накопители, «облачные» электронные хранилища информации.

Отдельное место в ряду технологий виртуализации современного музейного пространства занимают веб-сайты, которые при грамотной подаче информации становятся наиболее эффективным инструментом самопрезентации музея в интернет-пространстве. Именно веб-сайт во многом является лицом современного музея, при его создании важно разработать удобный интерфейс, наладить навигацию, следить за актуальностью информации.

Выделим традиционные для современного музея электронные технологии, без которых систематизация истории виртуали-

зации музейного пространства не представляется возможной.

1. Интернет-каталоги

Электронные каталоги музеев — это

структурированный набор ссылок на сайты музеев с их кратким описанием. Наибольший интерес представляют каталоги, сделанные технологично, т. е. путем импорта данных из учетно-хранительной базы данных. В России в последние годы они получили достаточно широкое распространение, их отличает возможность для посетителя ознакомиться с информацией без дальнейших ее корректировок.

Успешное внедрение каталога в интернет-пространство зависит от многих факторов, основными из которых являются оригинальный дизайн и возможность использования разнообразных технических средств. Важно также не забывать о качестве и полноте представленного материала.

2. Виртуальные экспонаты

Несмотря на широкое распространение

ИКТ, в музейной сфере они остаются лишь вспомогательными средствами, выполняя функции учета и хранения, пояснения представленной информации и ее дополнения. Потеснить традиционные виды представления информации в книгах сумели музейные CD-ROM и веб-сайты, о которых уже говорилось ранее. Но не менее популярными становятся и современные технические средства, применяемые в качестве инструментов музейной информации: например, показ фильмов, демонстрация фотографий на специальных аудио- и видеоносителях [10, с. 57].

3. Электронные экспозиции

Электронная экспозиция — размещенная в музейной экспозиции система терминалов, особым образом интерпретирующая информацию из учетно-хранительской базы. Она представляет собой специально организованную совокупность нужной информации об экспонатах в сжатом формате с хорошим интерфейсом. Ее преимуществом по сравнению с другими информационными системами является механизм синхронизации. Материалы для электронной экспози-

56

ции берутся непосредственно из музейной базы данных, которая регулярно пополняется и уточняется в зависимости от изменения информации в ней.

Электронные экспозиции выполняют различные функции. Так, одни из них дополняют информацию о реальной экспозиции, другие помогают в навигации по музею, третьи созданы, чтобы стать дополнительной частью к основной экспозиции. Четвертые несут в себе развлекательные элементы [4, с. 323].

4. ЗБ-модели

3D-модели — технический продукт, позволяющий создавать объекты трехмерной реальности. Компьютерное 3D-моделирование было изначально изобретено как инструмент архитектора, поэтому его использование наиболее эффективно, когда оно направлено на объект, связанный с архитектурой. В данный момент эта технология получила широкое распространение в реставрационных работах и в экспозиционной деятельности музеев. Она используется при создании информационной системы для посетителей и ряда электронных изданий на CD-ROM [17, с. 35].

5. Веб-сайты

Музейный сайт имеет значительные отличия от информационной системы, представленной в залах. Одно из основных заключается в том, что он является лишь дополнением к выставке, имеет реальных зрителей. При этом сайт музея посещают интересующиеся искусством люди, поэтому информация на нем должна быть исчерпывающей, актуальной и правильно поданной. Это очень важно, поскольку у многих заинтересованных людей нет возможности посетить выбранный музей, они во многом будут формировать свое отношение к нему на основании сайта [20, с. 112—126].

Можно отметить, таким образом, что в XXI в. музеи вступили в новый этап развития информационно-коммуникационных технологий, которые играют значительную роль в их жизни, особенно распространившись в учетно-хранительную деятельность. Благодаря им удается избежать многих ошибок и предоставить более корректную и полную информацию. При помощи интернет-

каталогов и информационных экспозиций посетителю стало быстрее и легче ориентироваться в той или иной выставке. Необходимые как для работников, так и для посетителей базы также позволяют производить различные манипуляции с имеющейся информацией: искать ее, изменять, дополнять. Веб-сайты музеев дают возможность получить всю нужную информацию о музее, не выходя из дома.

Новые информационные технологии также широко распространились в выставочной деятельности музея. Особое место здесь занимают виртуальные экспонаты, которые дополняют экспозицию, а порой являются неотъемлемой частью выставки, предоставляя возможность совершить путешествие в виртуальную реальность.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: процесс виртуализации является ключевым фактором современного бытия культуры. Определив основные понятия данной темы (виртуальность, виртуальная реальность, виртуализация культуры), мы охарактеризовали тем самым основные тенденции развития современного общества, влияющие на его виртуализацию. Это позволило раскрыть виртуальную реальность как многоуровневый культурологический феномен: выявить ее пространственно-временные характеристики и причины возникновения, присущие ей свойства, среди которых выделяются интерактивность, мобильность, иррациональный характер.

Анализ проблем виртуализации культуры позволил систематизировать накопленные в истории культуры представления о виртуальной реальности в рамках различных междисциплинарных исследований и выявить актуальные тенденции ее функционирования. Исследование данного феномена в культурологическом контексте способствовало не только его комплексному анализу как системы, но и позволило определить процесс виртуализации как важное социальное явление, влияющее на развитие институций культуры.

57

Виртуализация культуры способствует трансформации музейной сети, которая в XXI в. погружена в цифровое пространство. Активное использование ИКТ свидетельствует о том, что современный музей охвачен процессами информатизации, а компьютерные технологии и Интернет стали важными инструментами его деятельности. Изучение виртуального музея как нового института культуры позволяет выявить его специфику, проследить тенденции развития, определить перспективы функционирования.

1. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бо-дрийяр. — Москва : Рудомино, 1999. — 224 с.

2. Виртуальный музей русского примитива. — URL: http://www.museum.ru/ museum/primitiv/ (дата обращения: 15.05.2020).

3. Гаврилов, А. А. Основные подходы к определению категории «виртуальная реальность» в современном философском дискурсе / А. А. Гаврилов // Молодой ученый. - 2012. - № 9 (44). -С. 162-166.

4. Дедов, С. Г. Виртуализация музейного пространства / С. Г. Дедов, А. А. Фокин // Царскосельские чтения. - 2010. -№ 14. - С. 322-326.

5. Дубовицкая, Д. А. Значение процесса виртуализации в современном пространстве культуры / Д. А. Дубовицкая // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 11. - С. 372-377.

6. Иванов, Д. В. Критическая теория и виртуализация общества / Д. В. Иванов // Социологические исследования. -1999. - № 1. - С. 32-40.

7. Кириллова, Н. Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культуры / Н. Б. Кириллова // Обсерватория культуры. - 2017. - № 5. - С. 524-531.

8. Кириллова, Н. Б. Медиалогия / Н. Б. Кириллова. - Москва : Акад. проект, 2015. - 418 с.

9. Лопатинская, Т. Д. Виртуализация современной культуры и ее феноменов / Т. Д. Лопатинская // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 4. - С. 34-38.

10. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Т. Е. Максимова. - Москва, 2012. - 187 с.

11. Музеи России. - URL: http:// www.museum.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Музейное проектирование: сб. ст. / сост. А. В. Лебедев, отв. ред. А. А. Щербаков. - Москва : РИК, 2009. - 256 с.

13. Немыкина, О. И. Понятие виртуальности в философском контексте / О. И. Немыкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 53-62.

14. Носов, Н. Виртуальная психология / Н. Носов. - Москва : Аграф, 2000. -430 с.

15. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 55. -URL: https://musrzn.ru/uploads/images/ files/MUZEY_5_2009.pdf (дата обращения: 21.09.2020).

16. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. - Москва : АСТ, 2003. - 668 с.

17. Трошина, Т. М. Современный интерактивный музей как пространство толерантности / Т. М. Трошина. - Екатеринбург : Уральский государственный университет им А. М. Горького, 2008. - 102 с.

18. Усанова, Д. О. Виртуальная культура как феномен современности и ее репрезентация в субкультурных практиках / Д. О. Усанова // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 11. - С. 395-397. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kultura-kak-fenomen-sovremennosti-i-ee-reprezentatsiya-v-subkulturnyh-praktikah/viewer (дата обращения: 21.09.2020).

19. Усанова, Д. О. Виртуальная культура: концептуальные подходы к осмыслению / Д. О. Усанова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. -№ 4 (36). - С. 70-75. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kultura-kontseptualnye-podhody-k-osmysleniyu/viewer (дата обращения: 21.09.2020).

20. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л. М. Шлях-тина. - Москва : Высшая школа, 2005. -184 с.

Получено 22.09.2020

58

N. Kirillova

P. Lyapustina

Post-graduate student(24.00.01)

Doctor of Culturology, Professor

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

E-mail: n.b.kirillova@urfu.ru

E-mail: lyapu.poly@yandex.ru

Virtualization of Culture as a Factor in Developing a New Museum Space

Abstract. The relevance of this research is rooted in the analysis of the virtualization processes within the framework of cultural research. Such an approach allows us to identify the main characteristics of contemporary culture in the age of globalization and digitalization, thereby facilitating the development of new methodological approaches in its study. It is worth noting that the understanding of "virtuality" as "otherness" was already introduced in antiquity. However, between the XXth and the XXIst centuries the concepts of "virtualization", "virtual reality" and "virtual culture" were transformed not only in fashionable trends but in the entire new paradigms of modern humanistic research. The process of virtualization has influenced the basic social institutions of culture, including museums that occupy an important place among such institutions. Virtualization of the museum space becomes, therefore, an equally important topic of cultural research, since, despite its practical relevance, the influence of virtualization process on the development of new museum spaces remains a challenging question.

The paper is divided in three main parts. The first part explores virtualization of culture as a new paradigm and analyses theoretical questions in the research of virtual reality that has become an object of exploration in various humanistic disciplines, although the study of virtual reality as a particular sociocultural human environment belongs to culturology.

The second part analyses the specific nature of museum space virtualization, as well as the concept of "virtual museum". Here the author explores the several stages in museum space virtualization, which have been developed in contemporary practical sociocultural work.

The third part focuses on the virtualization technologies used by modern museums -technologies that transform museum network embedding it into the digital space. Enhanced use of information and communication technologies demonstrates that the computers and the Internet have become important instruments in museum work thereby determining the new prospects in the development of museum as an important cultural institution.

Keywords: culturological paradigm, virtualization, virtual reality, virtualization of culture, museum, virtualization of museum space

For citing: Kirillova N., Lyapustina P. 2020. Virtualization of Culture as a Factor in Developing a New Museum Space. Culture and Arts Herald. No 3 (63): 51-60.

1. Baudrillard J. 1999. Sistema veshchey [The system of things]. Moscow: Rudomino. 224 p. (In Russ.).

2. Virtual'nyy muzey russkogo primitiva [Virtual Museum of Russian Primitive]. Available from: http://www. museum.ru/museum/primitiv/ (accessed: 15.05.2020). (In Russ.).

3. Gavrilov A. 2012. The main approaches to the definition of the category "virtual reality" in modern philosophical discourse. Molodoy uchenyy [Young scientist]. No 9 (44): 162-166. (In Russ.).

4. Dedov S., Fokin A. 2010. Museum space virtualization. Tsarskosel'skie chteniya [Tsarskoye Selo readings]. No 14: 322-326. (In Russ.).

5. Dubovitskaia D. 2012. The value of the virtualization process in the modern cultural space. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socio-economic phenomena and processes]. No 11: 372-377. (In Russ.).

References

59

6. Ivanov D. 1999. Kriticheskaya teoriya i virtualizatsiya obshchestva [Critical theory and virtualization of society]. Sociologicheskie issledovaniya [SociologicalStudies]. No 1: 32-40. (In Russ.).

7. Kirillova N. 2017. "Virtual reality" and "virtualization of culture" as concepts of modern culture. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture]. No 5: 524-531. (In Russ.).

8. Kirillova N. 2015. Medialogiya [Mediology]. Moscow: Akademicheskiy proekt. 418 p. (In Russ.).

9. Lopatinskaia T. 2014. Virtualization of modern culture and its phenomena. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. No 4: 34-38. (In Russ.).

10. Maksimova T. 2012. Virtual'nye muzei kak sotsiokul'turnyy fenomen [Virtual museums as a sociocultural phenomenon]. Moscow. 187 p. (In Russ.).

11. Muzei Rossii [Museums of Russia]. Available from: http://www.museum.ru/ (accessed: 15.05.2020). (In Russ.).

12. Muzeynoe proektirovanie [Museum design]. 2009. Comp.A. V. Lebedev. Executive ed. A. A. Shcherbakov. Moscow: RIK. 256 p. (In Russ.).

13. Nemykina O. 2011. The concept of virtuality in a philosophical context. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiyregion. Gumanitarnye nauki [Universityproceedings. Volga region. Humanities]. No 1 (17): 53-62. (In Russ.).

14. Nosov N. 2000. Virtual'naya psikhologiya [Virtual psychology]. Moscow: Agraf. 430 p. (In Russ.).

15. Glossary of current museum terms. 2009. Muzey [Museum]. No 5: 55. Available from: https://musrzn. ru/uploads/images/files/MUZEY_5_2009.pdf (accessed: 21.09.2020). (In Russ.).

16. Toffler A. 2003. Metamorfozy vlasti: znanie, bogatstvo i sila na poroge XXI veka [Metamorphoses of power: knowledge, wealth and power on the threshold of the 21st century]. Moscow: AST. 668 p. (In Russ.).

17. Troshina T. 2008. Sovremennyy interaktivnyy muzey kak prostranstvo tolerantnosti [Contemporary interactive museums as a space of tolerance]. Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy universitet im A. M. Gor'kogo. 102 p. (In Russ.).

18. Usanova D. 2013. Virtual culture as a phenomenon of modernity and its representation in subcultural practices. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. No 11: 395-397. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kultura-kak-fenomen-sovremennosti-i-ee-reprezentatsiya-v-subkulturnyh-praktikah/viewer (accessed: 21.09.2020). (In Russ.).

19. Usanova D. 2013. Virtual culture: conceptual approaches to understanding. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 4 (36): 70-75. Available from: https://cyberleninka.ru/ article/n/virtualnaya-kultura-kontseptualnye-podhody-k-osmysleniyu/viewer (accessed: 21.09.2020). (In Russ.).

20. Shliakhtina L. 2005. Osnovy muzeynogo dela. Teoriya i praktika [Fundamentals of Museum Business. Theory and practice]. Moscow: Vysshaya shkola. 184 p. (In Russ.).

Received 22.09.2020

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.