УДК 069
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10108
А. Э. Воскресенская
музей коневского рождество-богородичного мужского монастыря
В 30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Аннотация. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь был основан на о. Коневец в Ладожском озере в 1393 г. За шестивековую историю братия трижды была вынуждена покидать остров, но трижды же обитель возрождалась на прежнем месте. Последний раз монастырь начал возрождаться на Коневце в 1991 г. Исходы братии, пожары и разорения монастыря уничтожили значительную часть древнего монастырского наследия, в том числе библиотеку и архив. Попытки изучения истории обители предпринимались в разные периоды ее существования. В XIX — начале XX вв. было опубликовано несколько книг, посвященных Коневскому монастырю. Для актуализации истории в 2011 г. при Конев-ском монастыре был создан музей. Он стал наследником музея, существовавшего при обители с 1934 по 1939 гг. в монастырской Никольской церкви. В нем сохранялись и экспонировались уникальные древние предметы, такие, как покров на раку прп. Арсения Коневского, созданный в Москве в 1551 г., ковш из капа, который традиционно связывается с жизнью основателя монастыря, иконостас XVI в., императорские пожертвования и пр. Незадолго до начала военных действий в 1939 г. наиболее ценные предметы из музея и храмов были эвакуированы в глубь Финляндии. В настоящее время они являются старейшими предметами в коллекции музея ШКА (Куопио, Финляндия, ранее — Православный церковный музей). Несмотря на то, что короткая предвоенная жизнь музея отделена от нас менее чем столетием, посвященных ему документов из-за спешной эвакуации монастыря не сохранилось. В архиве Ново-Валаамского монастыря автором статьи были обнаружены три фотографии музейного интерьера, две из которых ранее нигде не публиковались. В статье описывается история Никольской церкви, предпринимается попытка восстановить, насколько возможно, историю музея
134
© А. Э. Воскресенская, 2019
в целом, а также рассмотреть судьбу отдельных предметов из музейной коллекции. Анализируется историческое значение предметов, позволяющих говорить об общецерковном почитании основателя Коневского монастыря — прп. Арсения Коневского уже в XVI в.
Ключевые слова: коневец, коневский монастырь, прп. Арсений конев-ский, монастырский музей, история, экспонаты, утраты.
Цитирование. воскресенская а. Э. Музей Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря в 30-е годы XX века // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 1 (25). С. 134-154. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10108
История монастыря и музея
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь был основан на острове Коневец в Ладожском озере в 1393 г. Основателем монастыря стал преподобный Арсений Коневский (? — 1444 или 1447). В 1398 г. на острове началось каменное строительство1. Столь древняя история делает Коневский монастырь весьма интересным для изучения объектом. Однако долгая и непростая история порождает значительные сложности для исследования: братии трижды приходилось покидать монастырь, и в периоды разорений была утрачена основная часть монастырского архива и библиотеки. Первые два исхода братии были связаны со шведскими завоеваниями и происходили в 1581 и 1610 гг. После Октябрьской революции Коневский монастырь, находившийся в пределах автономного Великого княжества Финляндского, оказался на территории независимой Финляндской Республики. Вплоть до окончания Советско-финляндской (Советско-финской, Зимней) войны 1939-1940 гг. братия пребывала на острове, оставив его лишь 12 марта 1940 г. — за день до окончания войны2. Вследствие спешной эвакуации на Коневце осталась основная часть монастырского архива, библиотеки, богослужебной утвари и облачений, которые оказались утрачены. По воспоминаниям коневского послушника Андрея Пешкова, жившего в монастыре с 1931 по 1991 гг., лишь наиболее ценные предметы, в том числе музейные экспонаты, были подготовлены к эвакуации в октябре
1 Зверинский в. в. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. С. 166.
2 Копеуйзап АпШ. Valamon 1ио81ап, 1985. Б1уи 77-78.
1939 г. и вывезены в г. Кякисалми (нынешний Приозерск), где сохранялись в православном храме, а оттуда были отправлены в г. Куопио3.
Вопросы сохранения и изучения исторического наследия Коневского монастыря интересовали насельников обители и раньше. Так, архимандритом Пименом (Гавриловым; 1827-1910), возглавлявшим обитель с 1884 по 1895 гг., было составлено ее подробное описание, которое было впервые издано в 1886 г., а впоследствии в переработанном виде выдержало еще два переиздания — в 1892 и 1899 гг. Еще одним важным шагом в сохранении истории Коневского монастыря стало создание в 1934 г. игуменом Маврикием (Сережиным; 1892-1944), возглавлявшим обитель в 1931-1944 гг., музея в Никольском храме4. Интересно, что монастырский музей, созданный в 1911 г. в Валаамском Спасо-Преобра-женском монастыре, пользовался большим вниманием у гостей обители, став самым посещаемым объектом на острове. В 1932 г. Финляндское церковное правление создало рабочую комиссию под руководством архиепископа Германа (Аава), членами которой стали прот. Сергей Солнцев, ректор Сортавальской семинарии прот. Николай Варфоломеев и исполнявший обязанности хранителя музея валаамский монах Амвросий. Комиссия ставила перед собою непростую задачу — посетить все монастыри, приходские храмы и молельные комнаты на территории Финляндии с целью выявления и сбора предметов, подлежащих музеефика-ции. так, в 1933 г. было принято решение о перемещении в Валаамский музей 339 предметов. Музей на Коневце был создан при участии этой же комиссии5. Однако, согласно рапорту игумена Маврикия от № 150 от 1 августа 1936 г.6, в братии к этому времени состояло всего 44 человека. трое послушников владели финским языком, среди монахов финским языком никто не владел. Даже библиотекой занимался привлеченный внешний сотрудник, и постоянное послушание в музее никому поручено не было. Каталог музейных предметов, если таковой и существовал, к настоящему времени не выявлен. Подробных описаний помещения и экспозиции музея также обнаружить не удалось. Упоминается только,
3 Konevitsan Antti. Valamon luostari, 1985. Sivu 70.
4 Konevitsan luostari. Helsinki, 1993. Sivu 102.
5 Kaaoksesta kokoelmaksi. Juväskylä, 2008. Sivu 26.
6 Рапорт игумена Маврикия // Suomen ortodoksisen arkkipiispan kanslia arkisto (SOAK). Hb 2. 1929-1948, 1951-1956.
что он располагался в храме и в соседнем с ним помещении, а за посещение музея принималось небольшое пожертвование. Поэтому долгое время информация о Коневском музее ограничивалась сведениями, приводимыми на финском языке в изданиях Православного церковного музея (ныне — музей ШБА) в г. Куопио. В литературе, посвященной Коневскому монастырю, о существовании музея лишь упоминается. Наиболее полная информация о нем приводится в юбилейном издании, посвященном 25-летию возрождения обители7.
Во время исследовательских работ в архиве Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Финляндии в фотоальбоме автором были выявлены три фотографических снимка никольского храма, сделанных между 1934 и 1939 гг., когда в нем и располагался музей8. Одна из фотографий была опубликована в книге «Кааокзез1а кокое1такзЬ> («От хаоса к коллекции»)9. Черно-белые фотографии размером 15 на 10 см с трудом дают возможность рассмотреть находившиеся в музее экспонаты, однако помогают понять, как именно он был организован. Кроме того, фотографии показывают, что все экспонаты были маркированы небольшими стандартными прямоугольными ярлыками. Это дает основания допустить, что каталог или опись все же существовали, однако, возможно, были утрачены при эвакуации или утеряны в позднейшее время. В связи с отсутствием на настоящее время описаний, относящихся к музею Коневского монастыря, идентификация музейных предметов проводилась сравнением упомянутых фотографий с каталогом музея ШБА в г. Куопио, а также с опубликованными этим музеем каталогами коллекций и выставок.
От деревянной церкви до Никольского каменного храма
Деревянная Никольская церковь стала первой возведенной строителем Тихоном на Коневце после возрождения обители по указу Петра I в 1718 г. Она была освящена 4 ноября 1719 г. во имя Святителя Николая Мирликийского по благословению преосвященного Аарона (Еропкина), епископа Корельского и Ладожского, о чем свидетельствовала надпись
7 Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Двадцать пять лет возрождения. О. Коневец, 2016. С. 173.
8 Фотоальбом // Архив Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия).
9 Кааокяе81а кокое1такз1. 81уи 26.
Коневский монастырь. Вид на монастырское каре и Никольскую церковь (в левой части каре). Фото 1930-х гг.
на кресте из этой церкви10, сохранявшемся в ней до Второй мировой войны. Тогда же в ней был установлен небольшой древний иконостас, вывезенный в 1610 г. с Коневца в Деревяницкий монастырь, а затем возвращенный оттуда. В 1762 г. строитель Тарасий получил благословение архиепископа Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) на возобновление никольской церкви, после чего она стала именоваться кладбищенской. Вероятно, именно с тех пор в церкви появились захоронения, а рядом с ней — братское кладбище.
15 июня 1785 г. остров посетил известный путешественник и ученый академик Н. Я. Озерецковский. Он оставил описание монастыря: «Коневской монастырь обнесен четвероугольною деревянною оградою, на которой по углам сделаны небольшие башенки. Внутри монастыря наделано несколько маленьких деревянных домиков, кои расположены близ ограды, а посредине стоит каменная церковь с деревянным сво-
10 Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский монастырь. СПб., 2010. С. 38.
дом и главою. Другая церковь, вся деревянная и старая, лежит ближе к ограде на правой стороне от входа в монастырь с пристани»11. В начале XIX в. ветхая деревянная церковь была разобрана, и на ее месте 12 июня 1813 г., в день памяти прп. Арсения Коневского, был заложен каменный кладбищенский Никольский храм. Черновые строительные работы были завершены в течение года, и 26 апреля 1815 г. строитель Иларион обратился к митрополиту Амвросию с прошением о выдаче антиминса для новой церкви, которая была освящена во имя святителя Николая 12 июня 1815 г.12 Церковь была включена в общее пространство выстроенного в 1808-1814 гг. монастырского каре и формировала его юго-восточный угол. Над ней возведена башенка с крестом, аналогичная прочим угловым башням. Длина церкви (с алтарем и притвором) составляла 19 м, ширина — около 6,5 м. В примыкающих с юга и востока папертях находились захоронения части братии и благотворителей Коневского монастыря. К 1930-м гг. богослужения в Никольском храме проходили обычно только в зимнее время.
Утраченные ценности
При сооружении нового каменного храма в него был перенесен иконостас XVI в. Он представлял собой единую иконную доску, вероятно, голубого (судя по облакам) или зеленого цвета, в едином пространстве которой были написаны отдельные иконы. то, что иконостас создан специально для Коневского монастыря, подтверждается изображениями в местном ряду Коневской иконы Божией Матери и преподобного Арсения Коневского. Необычным является наличие дополнительного ряда икон ниже местного. К сожалению, на настоящий момент иконы нижнего ряда не могут быть точно определены, поскольку текст на изображениях прочесть не удается. На царских вратах в верхнем медальоне в форме слегка вытянутого по вертикальной оси овала изображены четыре евангелиста с соответствующими символами: Иоанн с орлом, правее — Матфей и ангел, под ним — Марк со львом, левее — Лука с тельцом. В верхней части этого же медальона — изображение Арханге-
11 озерецковский Н. я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 54.
12 Берташ А., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Коневский монастырь, 1993. С. 18.
ла Гавриила, благовествующего Пресвятой Богородице. Внизу царских врат в медальоне в форме вытянутого по горизонтальной оси овала — явление ангела женам-мироносицам: «Предварившая утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете при-сносущем Сущаго, с мертвыми что ищите яко человека?» (Часы святой Пасхи, ипакои13). Местный ряд состоит из икон, написанных в овалах, незначительно удлиненных по вертикальной оси. К югу от царских врат традиционно изображен господь Вседержитель. Следующее к югу изображение на диаконских вратах — святой пророк Аарон. Последняя икона — святитель Николай. К северу от царских врат изображена Конев-ская икона Божией Матери. На северных диаконских вратах — святой Мелхиседек, царь Салима. Последняя икона — преподобный Арсений Коневский. Иконы праздничного ряда написаны в овалах, вытянутых по горизонтальной оси. Кроме центральной иконы — тайной вечери — остальные разделены пополам по вертикали, таким образом в шести медальонах могут быть изображены все двунадесятые праздники. Крайние иконы с севера и юга закрыты хоругвями, однако по видимой части крайней северной иконы можно предположить, что на ней изображено Рождество Пресвятой Богородицы. В следующем медальоне — Рождество Христово и Богоявление, за ним — Сретение и Вход Господень во Иерусалим. Над царскими вратами в медальоне такого же размера, но неразделенном — Тайная вечеря. К югу — Распятие и Воскресение, далее — Вознесение и троица в образе трех ангелов. Местный и праздничный ряд разделены тяблом с рельефными шестиконечными звездами. Деисусный ряд совмещен с пророческим. Вокруг Спасителя — два ангела, немного ниже их, вероятно, Иоанн Предтеча (с юга) и Пресвятая Богородица (с севера). По каждую сторону от них — сидящие пророки с книгами в руках, по шесть фигур с каждой стороны. От праздничного ряда деисус отделяется лишь изображениями облаков. По верхнему тяблу над ним снова ряд рельефных шестиконечных звезд. Очень точное совпадение формы иконостаса и сводчатого потолка подтверждает, что современная Никольская церковь строилась с расчетом именно на него.
В зимнее время, по воспоминаниям Андрея Пешкова14, игумен традиционно отдавал распоряжение о переносе богослужений в Ни-
13 Православный молитвослов. М., 1999. С. 159.
14 КопеуШап АпШ. Б1уи 43.
кольский храм, поскольку протопить его было намного легче. 12 марта 1940 г. в Никольском храме перед Коневской иконой Божией Матери был отслужен последний молебен, и братия отправилась в эвакуацию15. В годы Великой Отечественной войны, когда Финляндия вновь заняла территорию, утраченную в результате Зимней войны, часть братии вернулась на остров, надеясь подготовить монастырь к возвращению остальных. Никольский храм оказался единственным, в котором уцелели иконостас, престол и жертвенник. В остальных церквях большая часть икон была уничтожена или осквернена, а все движимое имущество утрачено. Регулярные богослужения проводились в Никольском храме вплоть до ухода последних иноков, когда 19 августа 1944 г. иеромонахи Адриан (Лебедев; 1870-1944) и Максим (Хлопотин; 1881-1964) покинули Коневец. Дальнейшая судьба древнего иконостаса Никольской церкви неизвестна, вероятнее всего он был уничтожен.
В годы существования монастырского музея иконостас Никольской церкви был одним из наиболее ярких и запоминающихся предметов, совмещавших богослужебные и музейные функции. Еще два музейных предмета были связаны с памятью основателя монастыря — преподобного Арсения Коневского. Один из них — крышка раки святого, другой — покров 1551 г.
В 1817 г., когда было уже завершено каменное строительство в обители, строитель Иларион устроил в нижнем Сретенском храме на том месте, где при угрозе шведского нашествия под спудом были сокрыты мощи прп. Арсения Коневского, раку из красного дерева. Со всех сторон рака была украшена чеканными серебряными узорами. Крышка представляла собой ростовую икону преподобного Арсения Коневского «очень хорошей работы»16. В 1843 г. усердием игумена Амфилохия в столичной мастерской Федора Верховцева была выкована новая серебряная рака весом в 4 пуда 28 фунтов (около 77 кг). На ее изготовление пошли серебряные украшения со старой раки, а остальной материал был приобретен на пожертвования. На верхней доске был рельефно изображен прп. Арсений во весь рост, на левой стороне раки — его прибытие на Коневец, на правой — отпевание, в ногах — отправление с Афона, а в головах — свиток с кратким житием. Новая рака была установлена вме-
15 Konevitsan luostari. Sivu 112-113.
16 Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский монастырь. С. 58.
сто прежней в нижнем храме, а крышка с раки 1817 г. была перенесена в Никольский храм и установлена на его северной стороне ближе к притвору. Впоследствии для этой иконы был исполнен резной киот. На иконе, выполненной в академическом стиле, прп. Арсений был изображен в полный рост старцем с недлинной седой бородой, со скрещенными на груди руками и в схимническом облачении. Серебряная рака 1843 г. сохраняется в музее RIISA. Судьба иконы, находившейся в Никольском храме, неизвестна; по-видимому, она была уничтожена.
Экспонаты, сохранившиеся в музее RIISA
Предметом, вызывавшим особый интерес у посетителей музея, был покров на раку преподобного Арсения Коневского. В настоящее время он сохраняется в музее RIISA. Изображения и описания покрова приводятся в книгах «Pyhat kuvat»17 («Священные изображения») и «Reflections of the Imperial Court»18. Покров датируется 1551 г. Его подарили в Коневский монастырь двое боярских детей — Михайло Козьмин сын Бровцин и Григорий Якимов сын Щетинин. Считается, что наиболее вероятным местом его изготовления была мастерская Евфросинии Старицкой, тетки Ивана Грозного. Покров представляет собою шелковое шитое золотом, серебром и шелком полотно размером 129 на 257 см с ростовым изображением прп. Арсения Коневского. Святой изображен с непокрытой головой, в левой руке он держит свиток, на который указывает правой. Вокруг головы преподобного по сторонам от нимба шла надпись «Преподобный Арсений, старец Конев-ского монастыря». Вокруг изображения шла надпись: «В лето при державе царства благочестивого царя и государя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, и при господине Преосвященном архиепископе Феодосии богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова, положен бысть на гроб преподобному отцу Арсению в обитель честного и славного Рождества Богородицы Коневского монастыря при игумене Пимене и яже о Христе братии в лето от Р. х. 1551. А положили покров сей царя и государя Великого дети боярские Михайло Козьмин сын Бровцин да Григорий Якимов сын Щетинин». Этот дар свидетельствует, что общецерковное почитание прп. Арсения началось вскоре после его кончины (1444 или 1447 г.). В музее Ко-невского монастыря для покрова был выделен отдельный стол в западном
17 Pyhat kuvat. Sivu 68, 108.
18 Reflections of the Imperial Court. P. 6, 24.
Коневский монастырь. Никольская церковь. Монастырский музей. Притвор
притворе храма. В ногах у покрова лежала табличка с надписью: «Покров, пожертвованный в 1551 г. двумя боярскими детьми на раку преподобного Арсения». Также на ней были воспроизведены обе надписи.
Кроме покрова в притворе помещались богослужебные облачения — фелони, стихари, епитрахили, орари и поручи. Вероятно, среди них находились облачения, подаренные императором Николаем Павловичем. В музее RIISA сохраняются фелонь, епитрахиль, палица, пояс, две пары поручей, стихарь и орарь из тканой золотом и серебром парчи с крупным растительным орнаментом19. К потолку крепился фонарь с шестью стеклянными гранями, увенчанный крестом. На западной стене около входа находился комод-секретер с четырьмя ящиками и наклонной крышкой (что в нем помещалось — неизвестно). На комоде был установлен складень, рядом располагалось несколько икон и две плащаницы: с изображением положения во гроб Спасителя и Успения Пресвятой Бо-
19 Reflections of the Imperial Court. P. 62.
городицы. В музее RIISA находится плащаница Успения из Коневского монастыря, датируемая XVIII в.20 Она создана в технике темперной живописи по деревянной иконной доске, серебряный оклад на икону сделан в 1819 г. (мастер Димитрий Авилов, Орел). Возможно, именно эта плащаница была выставлена в монастырском музее в 1930-е гг.
Об остальных предметах, находившихся в музее, подробных сведений не выявлено. Однако сопоставляя фотографии коневского музея и каталоги музея RIISA, можно предположить, что в нем сохранялись наиболее ценные предметы, имевшиеся в монастыре. Так, архимандрит Пимен, описывая в 1886 г. ризницу, обращает внимание на хранившиеся в ней «древние святыни: крест деревянный, обложенный серебром, со святыми мощами «Начальника Арсения да игумена Иоанна»; деревянный ковш, оправленный в серебро, бывший в употреблении у Преподобного Арсения, Коневского чудотворца, и покров на раку Преподобного, пожертвованный в 1551 году»21. Далее перечисляются находившиеся там же царские подарки: напрестольное Евангелие, стихарь золотой парчи и облачение для престола и жертвенника от Елизаветы Петровны; покров, несколько фелоней и облачение для престола и жертвенника золотой парчи от Александра II; серебряный напрестольный крест с бирюзой от великого князя Константина Николаевича. то, что среди предметов перечисляется описанный выше покров 1551 г., позволяет предположить, что и остальные упомянутые предметы были перенесены в музей и сохранялись там. Возможно, крест-мощевик и ковш из капа находились в небольшом остекленном ларце, помещавшемся в восточной части стола, на котором были разложены музейные предметы.
Ковш из капа принадлежал преподобному Арсению. Согласно музейному описанию, ковш имеет глубину 6,2 см, максимальную ширину 34,3 см и диаметр 23 см, изготовлен из ореха, обработанного до гладкости. Край ковша и небольшая ручка покрыты серебром. По наружному краю была сделана надпись: «Ковш Преподобного Отца Арсения Конев-ского, Монастыря Начальника, с Нева Езера, дан в Деревяницкий монастырь. А оправлен лета 1679 году, августа в 15 день при игумене Нефеа-лиме». Надпись по внутреннему краю: «Совершенная любовь достойна злату сосуду, из него же на здравие испивати. Пивше возвеселимся, и
20 Pyhat kuvat. Kuopio, 1985. Sivu 26, 100.
21 Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский монастырь. С. 83.
Ковш из капа, сделанный Арсением Коневским. Фото кон. XIX в.
любовию насладимся: а милости и любви к ближнему и неимущему не забывать»22. Текст украшен растительным орнаментом, изображениями птиц, зайцев, лис и пчел. На дне ковша закреплен с помощью серебряной оправы небольшой фрагмент окатанного горного хрусталя23. Следы на ручке и в передней части днища ковша заставляют предположить, что ковш был украшен и другими камнями, однако они были утрачены. На фотографии24, сделанной в конце XIX в., этих камней уже нет.
На этой же фотографии представлен серебряный крест-мощевик, который в настоящее время находится в домовой церкви Иоанна Богослова и Карельских святых в Куопио среди прочих мощевиков, прежде сохранявшихся на Коневце. К сожалению, его детальное описание не приводится. Серебряный позолоченный восьмиконечный крест с лучами в форме солнца вокруг центральной перекладины по периметру украшен сплошной окантовкой из мелких прозрачных камней и соеди-
22 Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря. С. 18.
23 Кааокзе81а кокое1такз1. Б1уц 57.
24 Фотография // Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб). Г-1588.
ненными по три группами более крупных камней на концах главной поперечной и наклонной перекладин. Под главной перекладиной — два небольших украшенных по периметру овальных медальона с иконными изображениями. Возможно, именно в нем сохранялись частицы мощей прп. Арсения Коневского и его преемника игумена Иоанна.
В экспозиции музея находится нательный деревянный крест высотой около 8 см, оправленный позолоченным серебром25. Согласно описанию на музейной этикетке предмета с коллекционным номером 436, в XIV-XV вв. считалось, что он был изготовлен и использовался самим преподобным Арсением Коневским. таким образом, вероятно, что в монастырской традиции между двумя почитаемыми крестами возникла некоторая путаница, которая отразилась и в описании монастыря 1991 г.26 Мощевиком также являлся экспонируемый в музее RIISA золотой крест (инв. № 1870) размером 10 на 7 на 1,5 см. В книге «Pyhat kuvat»27 он датируется X-XI вв., в то время как на музейной этикетке — XV-XVI вв. Впрочем, в книге отмечается, что камни (гранат, шпинель, сапфир) были добавлены в более позднее время. В мощевике, согласно описанию, содержалась частица мощей св. Феклы.
Кроме того, в коневском музее экспонировалось на столе несколько напрестольных крестов. Подробные сведения имеются только об одном из них. Крест был подарен Коневскому монастырю великим князем Константином Николаевичем, посетившим остров в 1844 г. Он сделан из позолоченного серебра, имеет размер 42,5 на 27 см. На кресте расположено 6 эмалевых миниатюр, окруженных бирюзой и бриллиантами. Центральная миниатюра изображает Спасителя на Кресте, над ним — Господь Саваоф, Богородица — слева, св. Иоанн — справа. Под Крестом — изображение костей Адама, ниже — молитва в Гефсиман-ском саду. На оборотной стороне креста выгравированы изображения страданий Спасителя: оплакивание, несение Креста, бичевание, а вверху — Воскресение. В нижней части изображено грехопадение человека. Крест был изготовлен в Москве в 1838 г. мастером с инициалами А. Л., пробы металла выполнены Николаем Дубровиным. На левой стороне креста — дарственная надпись: «Пожертвование Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича в 1844 г.»28
25 Kaaoksesta kokoelmaksi. Sivu 57.
26 Берташ а., Арсений, иером. Шесть столетий... C. 7.
27 Pyhat kuvat. Sivu 109.
28 Reflections of the Imperial Court. Helsinki, 1989. P. 63.
Коневский монастырь. Никольская церковь. Монастырский музей. Восточная часть. Фото 1930-х гг.
На аналое близ алтаря с южной стороны лежал еще один четырехконечный крест, выполненный из древесины кипариса. Крест обрамлен серебряной позолоченной окантовкой и крепится к плоской деревянной поверхности, размеры которой составляют 36 на 29,5 на 2,5 см. В нее вмонтированы 4 восьмиугольника более темного красно-коричневого цвета со сложной декоративной орнаментальной резьбой. Резьба на кресте изображает распятого Спасителя, безжизненно склонившего голову к левому плечу. В медальонах, расположенных рядом с резным крестом, изображены слева скорбящая Богоматерь и справа Иоанн Богослов. Над крестом — восседающий на облаках Господь Саваоф и Святой Дух в виде голубя. За крестом — изображение зданий Иерусалима, ниже — пещера с черепом и скрещенными костями, символизирующими место погребения Адама, над которым располагалась Голгофа. На клеверовидных окончаниях всего креста в медальонах — изображения святых (по три на каждом окончании). В верхней части изображены Архангел Михаил с мечом в руках,
Коневский монастырь. Никольская церковь. Монастырский музей. Западная часть. Фото 1930-х гг.
Иоанн Предтеча и апостол Петр с Евангелием. В левой части — изображение св. вмц. Варвары, императора Константина и св. блгв. кн. Василия Ярославского. В правой — мц. Иулита и ее сын Кирик, св. целитель Кир и вмч. Меркурий. Внизу — св. Антоний Римлянин, князь Давид и прп. Арсений Коневский. Имена изображенных выгравированы на серебряной окантовке креста. Кроме изображенных, на кресте также упомянуты имена свв. князей Бориса и Глеба, Игнатия Богоносца и мц. Пелагии. Крест датируется 1770-ми гг. (по данным каталога музея МКА).
В экспозиции музея помещались на столе три Евангелия. По сохранившимся изображениям точно описать их едва ли возможно. Однако в собрании музея ШБА сохраняются несколько напрестольных Евангелий. Два из них описаны в книге «РуЬа1 киуа1>>29. Оба датирова-
29 РуЬа1 киуа1. 8гта 88-90, 114.
ны 1771 г. Одно темно-синего цвета, размером 37,5 на 25 на 9,9 см, серебряные накладки выполнены в Петербурге мастером с инициалами АА, они изображают на лицевой переплетной крышке Воскресение в центре и четырех евангелистов по углам, на задней крышке — распятие (инв. № 825). Переплетная крышка второго Евангелия размером 43,7 на 30 на 6,4 см обтянута малиновым бархатом, позолоченные серебряные накладки выполнены в Москве в 1740-е гг. мастерами Андреем Зайцевым, Григорием Плотовым, Афанасием Рыбаковым и мастером с инициалами МИ. На лицевой переплетной крышке в центре изображен Господь Вседержитель, в углах — евангелисты (инв. № 823). Конев-скому монастырю принадлежала и книга «Апостол», изданная в 1759 г. (инв. № 104)30. Переплет для нее был сделан в 1834 г. в Петербурге мастерами Михаилом Карпинским и Федором Верховцевым. На лицевой переплетной крышке посередине изображение воскресшего Христа, по углам — евангелистов. Задняя крышка сделана из сплошного листа, в правой нижней части которого — ростовое изображение преподобного Арсения Коневского, молитвенно обращающегося к Коневскому образу Богоматери, изображенному в верхней левой части. Рукой основатель монастыря указывает на его постройки: каменный собор, колокольню и часть монастырского каре.
На столе в экспозиции находились две чаши, которые также не могут быть идентифицированы однозначно. Возможно, что одна из них — потир, изготовленный в Москве в 1794 г. мастерами Алексеем Вихляе-вым, Иваном Назаровым и М. Ц. С. (инв. номер 156)31. Высота потира 27 см, диаметр чаши 10,2 см, основания — 15,1 см. основание покрыто растительным орнаментом и изображениями крестов и орудий страстей в 4-х медальонах. Чаша покрыта сетчатым орнаментом, среди которого размещены 4 медальона с изображениями спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, а также голгофского Креста.
На северном аналое близ алтаря находилась икона Пресвятой Богородицы, однако какая именно — неясно. На южном аналое, рядом с кипарисовым крестом, была помещена Казанская икона Божией Матери. На стенах также располагались иконы, которые, к сожалению, в основном невозможно опознать. Исключение — небольшая икона Знамение
30 Pyhät kuvat. Sivu 92-93, 115.
31 Ibid. Sivu 72-73, 109.
над дверью. Икона размером 27,2 на 21,5 на 2,5 см выполнена в технике вышивки шелковой, позолоченной и серебряной нитью по льняному полотну. Лицо и руки вышиты шелком, облачения Христа и Богородицы — позолоченной и серебряной нитью, под вышивкой — твердая основа, придающая ей объемность. Украшения на нимбах выполнены из позолоченного и посеребренного бисера и серебряной проволокой. По краю иконы идет растительный орнамент. Вышитая ткань прикреплена к деревянной раме небольшими гвоздями. Икона датируется XIX в. (по данным каталога музея RIISA).
Вероятно, среди икон находилась и небольшая (26,4 на 20,2 см) Тихвинская икона Божией Матери, также датируемая началом XIX в. Икона была примечательна тем, что на обороте имела дарственную надпись: «Благословение императрицы Елизаветы Алексеевны Марии Петровне Собакиной и Григорию Григорьевичу Белоградскому по случаю их венчания 6 февраля 1816 года в домовой церкви Зимнего дворца»32. История появления иконы в Коневском монастыре неизвестна, равно как неизвестна история небольшой чаши для питья, подаренной, согласно надписи на внешнем краю, в 1715 г. императором Петром I гетману Сергею Трофимову за отличную службу. Чаша (высотой 3 см, шириной 14 см и длиной 23,3 см с высотой ручки 8 см) была изготовлена из позолоченного серебра. На дне чаши — тисненое изображение двуглавого орла, которое повторяется в виде гравировки и на ручке чаши33.
Еще один подарок, который ныне сохраняется в музее RIISA, — покров на раку из шелковой с золотом и серебром парчи, пожертвованный в монастырь императрицей Марией Александровной в середине XIX в. Покров имеет высоту 194-197 см и ширину 212,5 см. По золотому фону идут крупные ромбы, образованные серебряной лозой. Цветы из шелковых нитей — розовые розы и небольшие фиолетовые цветы. Покров обрамлен золотой бахромой, а в верхней своей части и золотым кружевом. В углах расположены большие кисти из позолоченной металлической нити. По верхнему краю выткано — «В Москве»34.
Интересна судьба еще одного предмета, который ныне относится к древнейшим экспонатам музея RIISA. Это пелена из шелка размером
32 Reflections of the Imperial Court. P. 59.
33 Ibid. P. 56; Pyhät kuvat. Sivu 80, 111.
34 Reflections of the Imperial Court. P. 65; Kaaoksesta kokoelmaksi. Sivu 56.
65 на 78 см, которая датируется первой половиной XVI в.35 В центре вышита Коневская икона Божией Матери, в верхней части слева — икона Благовещения, справа — Распятие. Внизу — изображения первоверхов-ных апостолов Петра (слева) и Павла (справа). На изображение Конев-ской иконы нашито украшение в виде полумесяца, сделанное из шитой золотом ткани. По краю пелены вышит тропарь ко Пресвятой Богородице. Трудно сказать, сохранялась ли пелена в музее в 1930-е гг., но ее путь в музей RIISA был непростым. Ее спас протодиакон Лев Казанко (Leo Kasanko). В 1950-х гг. он просматривал список богослужебных облачений, предназначавшихся к сожжению, и обнаружил среди них пелену. не испытывая нужды в деньгах, за работу он попросил отдать ее ему. Игумен Петр (Йоухки; 1910-1980, возглавлял монастырь в 1944-1954 гг.) с радостью согласился, поскольку монастырь находился в трудной финансовой ситуации. Эконом отец Максим (Хлопотин) пытался протестовать, но он сам внес пелену в список предметов для сожжения. Пелена была отдана протодиакону Льву, передавшему ее в Музей Православной Церкви (ныне RIISA)36. Всего же на 2016 г. в музее RIISA числилось 448 происходивших из Коневского Рождество-Богородичного монастыря предметов; подробности истории большинства из них неизвестны.
Новый музей и его задачи
Итак, уже первая попытка изучения истории коллекции музея Конев-ского монастыря показывает, что в нем сохранялся ряд ценных музейных предметов. Если нет полной уверенности в том, что именно в нем находились предметы, связанные с жизнью основателя монастыря преподобного Арсения Коневского и датируемые XIV-XV вв., то в нем сохранялись как минимум два предмета XVI в. Поступив в собрание музея RIISA, предметы из Коневской обители составили древнейшую часть его коллекции.
Валаамский музей, открытый в 1911 г. на о. Валаам, составил впоследствии основу коллекции музея RIISA и монастырского музея в Папинние-ми, которые пользуются широкой известностью и привлекают посетителей со всего мира. Коневский музей обладал не менее ценными экспонатами. Возможно, если бы Коневский монастырь имел возможность для развития
35 Pyhat kuvat. Sivu 60-63, 107.
36 Kaaoksesta kokoelmaksi. Sivu 59.
музея, он мог бы со временем превратиться в весьма заметный культурный институт.
В 2011 г. было принято решение о создании на Коневце нового монастырского музея. Перед ним ставятся разнообразные задачи, среди которых:
- сохранение уцелевшего монастырского наследия и памяти об утраченном;
- представление истории монастыря.
В связи с этим представляется интересным отразить в планируемой экспозиции и историю музея, работавшего на острове в 1930-е гг. Даже воспроизведение утраченного иконостаса Никольского храма XVI в. могло бы стать чрезвычайно важным этапом как в создании музейной экспозиции, посвященной устройству православного храма, так и в музейном повествовании об истории исходов братии с острова в XVII в. и в Зимнюю войну в XX в. Для представления монастырской истории в музее полезным представляется использование фотоматериала, сохранившегося как в российских, так и в финляндских архивах и музеях. Детальное исследование и описание сохраняемых в музее RIISA предметов может дать новые знания не только об истории музея, но и в целом об истории Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
Сведения об авторе. Воскресенская Анна Эрнстовна — директор музея Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря (Выборгская епархия), студентка II курса магистратуры кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
Список литературы
1. Kaaoksesta kokoelmaksi. Juvaskyla, 2008.
2. Konevitsan Antti. Valamon luostari, 1985.
3. Konevitsan luostari. Helsinki, 1993.
4. Pyhat kuvat. Kuopio, 1985.
5. Reflections of the Imperial Court. Helsinki, 1989.
6. Берташ а., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Коневский монастырь, 1993.
7. Зверинский в. в. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890.
8. Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря (С.-Петербургской епархии). СПб., 1869.
9. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Двадцать пять лет возрождения. О. Коневец, 2016.
10. озерецковский Н. я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
11. Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский монастырь. СПб., 2010.
12. Православный молитвослов. М., 1999.
13. Suomen ortodoksisen arkkipiispan kansilia arkisto (SOAK). Hb 2. 1929-1948, 1951-1956.
14. Архив Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия).
15. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб). Г-1588.
Anna E. Voskresenskaya
MUSEUM of THE KoNEVITSA monastery in 1930-ies
Abstract. Konevitsa Nativity Monastery was founded on Konevets island in the Ladoga lake in 1393. During the six-century history, the brethren were forced to leave the island three times, but three times the monastery was reborn on its former place. The last time the monastery began to revive on Konevets in 1991. The outcomes of the brethren, fires and the devastation of the monastery destroyed a significant part of the ancient monastic heritage, including the library and the archive. In different periods of the monastery existence attempts were made to study its history. In the 19 — early 20 centuries several books were published concerning the Konevitsa Monastery. To explore and to tell people about the monastic history a museum was created at the monastery in 2011. It continued the history of another monastic museum that existed on the island from 1934 to 1939 in the church of St. Nicholas. The museum preserved and exhibited unique ancient objects, such as the cover on the shrine of St. Arseny Konevsky, created in Moscow in 1551, a wooden cap, which is traditionally associated with the life of the founder of the monastery, an iconostasis of the 16th century, imperial donations, etc. Shortly before the outbreak of the war in 1939 the most valuable items from the museum and temples were evacuated into other part of Finland. Currently they are the oldest objects in the collection of the RIISA Museum (Kuopio, Finland, formerly the Orthodox Church Museum). Despite the fact that the short pre-war life of the museum has been separated from us by less than a century, there are no documents dedicated to it due to the quick evacuation of the monastery. In the archives of the New Valaam Monastery (Finland), the author of the article found three photos of the museum interior, two of which had never been published before. The article describes the history of St. Nicholas Church, and, as far as possible, attempts are made to restore the history of the museum as a whole, and also to consider the fate of individual items from the museum collection. An analysis is made of the historical significance
of objects that inform us of the general church veneration of the founder of the Konevitsa Monastery — St. Arseny Konevsky in the 16 century.
Keywords: Konevitsa, monastery, St. Arseniy Konevskiy, monastery museum, history, museum items, loss.
Citation. Voskresenskaya A. Muzei Konevskogo Rozhdestvo-Bogorodichnogo muzhskogo monastyria v 30-e gody XX veka [Museum of the Konevitsa Monastery in 1930-ies]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 1 (25), pp. 134-154. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10108
About the author. Voskresenskaya Anna Ernstovna — Director of Konevitsa monastery museum. Student of the Institute of Philosophy of the St Petersburg University (Russia, Saint Petersburg). E-mail: [email protected]
References
1. Bertash A., Arsenij, ieromonah. Shest' stoletii Rozhdestvo-Bogorodichnogo Konevskogo monastyria [Six centuries of the Konevitsa Nativity Monastery]. Konevitsa monastery, 1993.
2. Central'nyi gosudarstvennyi arkhiv kinofotofonodokumentov Sankt-Peterburga [Central State Archive of Cinema, Audio and Photo Documents of St. Petersburg]. G-1588. Picture.
3. Istoriko-statisticheskoe opisanie rozhdestvenskogo Konevskogo monastyria (S.-peterburgskoi eparkhii) [Historical-Statistical Description of Konevitsa Nativity Monastery (in St. Petersburg Eparchia)]. Saint Petersburg, 1869.
4. Kaaoksesta kokoelmaksi. Juväskylä, 2008.
5. Konevitsan Antti. Valamon luostari, 1985.
6. Konevitsan luostari. Helsinki, 1993.
7. Konevskii rozhdestvo-Bogorodichnyi muzhskoi monastyr'. Dvadcat' piat' let vozrozhdeniia [Konevitsa Nativity Monastery. Twenty-five Years of Revival]. Konevitsa island, 2016.
8. Ozeretskovskii N. Ja. puteshestvie po ozeram Ladozhskomu i onezhskomu [Travel Around Ladoga and Onego Lakes]. Petrozavodsk, 1989.
9. Pimen (Gavrilov), arkhimandrit. Bogoroditse-rozhdestvenskii Konevskii monastyr' [Konevitsa Nativity Monastery]. Saint Petersburg, 2010.
10. pravoslavnyi molitvoslov [Orthodox prayer book]. Moscow, 1999.
11. Pyhät kuvat. Kuopio, 1985.
12. Reflections of the Imperial Court. Helsinki, 1989.
13. Suomen ortodoksisen arkkipiispan kansilia arkisto. Hb 2. 1929-1948, 1951-1956. Raport igumena Mavrikija [Igumen Mavrikii's report].
14. Valaam Transfiguration Monastery Archive (Finland). Photoalbum.
15. Zverinskii V. V. Material dlia istoriko-topograficheskogo issledovaniia o pravoslavnykh monastyriakh v Rossiiskoi imperii [Material for Historical-Topographical Research about Orthodox Monasteries in Russian Empire]. Saint Petersburg, 1890.