Научная статья на тему 'Музей как глобальный гуманитарный проект в системе современного образования'

Музей как глобальный гуманитарный проект в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1078
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ / NON-FORMAL EDUCATION / LIFE-LONG LEARNING / GLOBAL PROJECT / HUMANISTIC PROJECT / MUSEUM / MUSEUM EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коренева А. Ю.

В статье представлена концепция музея как глобального гуманитарного проекта. Современный музей играет огромную роль в системе современного образования и обладает потенциалом института неформального и непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the concept of museum as a global humanistic project and discusses its place within the modern education system. Within formal education museum teaching plays a great role. As a global humanistic project a museum carries great potential as an institution of non-formal education and long-life-learning. Due to the globalization any local museum can become a part of museum as a global humanistic project.

Текст научной работы на тему «Музей как глобальный гуманитарный проект в системе современного образования»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

А.Ю. Коренева

Соискатель кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Alexandra Yu. Koreneva External doctoral student Federal State Educational Institution of Higher Professional Education M.V. Lomonosov Moscow State University, the Faculty of Philosophy the Department of language Philosophy and Communication [email protected]

УДК101.1.:316

Музей как глобальный гуманитарный проект в системе современного образования

В статье представлена концепция музея как глобального гуманитарного проекта. Современный музей играет огромную роль в системе современного образования и обладает потенциалом института неформального и непрерывного образования.

Ключевые слова: неформальное образование, непрерывное образование, музей, музейная педагогика, глобальный проект, глобальный гуманитарный проект.

В системе современного образования важно учитывать возможности разных социальных институтов и в первую очередь музея.

Образование, согласно действующему закону Российской Федерации об образовании, - это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций...» [11]. Все перечисленные характеристики представляют как формальное, так и неформальное образование.

Концепция музея как глобального гуманитарного проекта опирается на результаты междисциплинарных исследований по глобалистике, музеологии и социальной философии. В рамках

Как цитировать статью: Коренева А.Ю. Музей как глобальный гуманитарный проект в системе современного образования // Ценности и смыслы. 2017. № 1(47). С.144-152.

данной концепции музей представляется проектом, берущим начало в глубокой древности (античности и, возможно, даже времени, предшествующему ей) и длящимся по сей день. Вневременной характер этого проекта обусловлен непреходящей потребностью человека в сохранении памяти о прошлом для последующих поколений и особым «музейным» отношением к окружающей действительности [17].

Музей в различных формах возникал на протяжении истории в разных частях света, представляя одну и ту же идею - сохранения наследия. Возможно, ранее музей не был публичным. Сегодня музей -международный, глобальный проект, воплотившийся в сети музеев по всему миру.

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций [1] помещен список глобальных проблем, в который, в частности, входят: неравенство полов, отсутствие доступа к образованию, низкая грамотность, нехватка пресной воды, глобальное потепление и др. Думается, музей как институт может принимать посильное участие в решении многих проблем, как минимум, привлекая к ним внимание общественности, в частности, посредством информирования через музейные экспозиции (например, выставка о глобальном потеплении в Американском музее естественной истории), или через миссию музея, заявленную в названии (например, Канадский музей прав человека).

Другим значением термина «глобальный» применительно к музею является «безграничность», «открытость». В этом понимании все, что происходит сегодня в современном музее, не ограничивается его стенами. Современные технологии делают возможным доступ к коллекциям посредством сети Интернет. Музей может транслировать свои мероприятия в режиме live. Далеко не редкость проведение вебинаров из музейных залов. Музей может реализовывать совместные проекты с другими музеями мира, обмениваться экспонатами. Определение и публикация в Интернете метки геолокации и местонахождения посетителя музея автоматически переносит музей во всемирную сеть. Наконец, современная сувенирная продукция музея несет в себе его идею, что позволяет делать его узнаваемым по всему миру.

Выбор характеристики «гуманитарный» применительно к музею обоснован сущностной ориентированностью музея на интересы и права человека. Подтверждением этого является цитата культуролога, фи-

лософа и общественного деятеля А. Мальро: «Музей - одно из тех мест, где идея человека достигает наивысшего расцвета» [7]. Невозможно представить музей вне социума. Музей всегда был направлен в своей деятельности на потребности личности.

При объединении проанализированных выше характеристик - глобальности и гуманитарности - можно сделать вывод, что роль музея заключается в сохранении памяти о прошлом путем реализации глобального гуманитарного проекта. В современном мире эту роль музей реализует как в качестве самостоятельной единицы, так и в сотрудничестве с международными организациями, призванными сохранять культурное наследие (ЮНЕСКО), министерствами культуры и образования. Все это позволяет обратиться к рассмотрению музея как глобального гуманитарного проекта в контексте процессов современного образования.

Музей занимает прочное место в системе общего, профессионального, дополнительного образования [8]. Прежде всего важна его роль в системе общего образования. Здесь представляется важным обратиться к области музейной педагогики.

«Музейная педагогика» как термин появляется впервые в начале ХХ века в Германии и изначально обозначает практическое направление деятельности музея, ориентированное на совместную работу музея и школы. Современные музеологи по-разному относятся к определению данного понятия. К. Ю. Милованов в статье, посвященной анализу музейной педагогики как научной дисциплины, утверждает, что музейная педагогика есть «особая область педагогической науки, предметом которой является психолого-педагогическая и образовательно-воспитательная деятельность в условиях музейного учреждения» [9]. Представляется, что такой подход к определению музейной педагогики обобщает весь потенциал музея в отношении реализации им социальных функций, среди которых есть и образовательная, и воспитательная. Последняя заключается прежде всего в эстетическом воспитании, под которым подразумевается уважительное отношение к произведениям искусства разных культур и умение понимать идею, художественный образ, направления в живописи и многое другое.

В монографическом сборнике статей «Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики» под редакцией С. В. Ивановой рассматриваются как теория музейной педагогики, включая ее ос-

новные методологические и дидактические принципы, так и модели культурно-образовательной деятельности ряда российских музеев [2]. В частности, С. В. Иванова во вступительной статье говорит о целях, задачах, а также основных методах музейной педагогики, которые, по ее мнению, основываются на коммуникации, интерактивном действе, проблемном поиске [3]. В целом, сборник рассматривает музейную педагогику широко - и как поле взаимодействия школы и музея, и как комплекс образовательных программ, реализуемых музеем.

Реализация музеем образовательной функции видится одним из важных аспектов музейной педагогики. Обратимся к истории вопроса. В XVI-XVII веках кабинеты удивительных вещей (cabinets of curiosities) представляли собой коллекции разнообразных экспонатов, которые включали в себя чучела редких животных, растения, привезенные из дальних стран предметы культуры. Часто кабинеты формировались учеными и являлись предметом их гордости. Но они были закрыты для широкой общественности и доступ к этим коллекциям имели лишь избранные лица.

Большим шагом в развитии образовательной функции музея стало появление музеев при университетах, среди которых хорошо известен музей Эшмола. Коллекционер Э. Эшмол в 1677 г. даровал свои коллекции Оксфордскому университету, и музей с тех пор существовал в виде своеобразной лаборатории. Среди первых отечественных учебных музеев можно отметить геологическое собрание Московского университета (1755 г.), а также музеи естественной истории при Харьковском, Дерптском, Виленском, Казанском университетах (1805 г.). Стоит сказать, что первые учебные музеи имели естественнонаучный профиль. Доступ к таким музеям имели в основном студенты университетов, которые приходили туда в учебных целях.

Первые публичные музеи XVIII века выполняли образовательную функцию, обеспечивая доступ населения к предметам искусства, историческим артефактам и необычным вещам. При этом публичные музеи очень долго не позиционировали себя в качестве образовательных учреждений. Ситуация существенно поменялась лишь в конце XIX века, когда появилось целое направление - культурно-просветительская деятельность музеев [14]. Музеи организовывали экскурсии для учащихся и учителей. Причиной тому было обращение к идее наглядности в школьном образовании. Для закрепления материала недоста-

точно было пройти лишь теоретический курс. Важным представлялось воочию познакомиться с изучаемой темой или предметом. Можно сказать, что с этого момента начинается история музейной педагогики.

Двадцатые-тридцатые годы ХХ века можно считать периодом бурного развития отношений «музей-школа». Организация экскурсий, тематически связанных со школьной программой, - основная составляющая взаимодействия музея и школы. В музеях стали появляться отделы, отвечающие за взаимодействие со школами. Например, в 1880 г. такой отдел открылся в Южно-Кенсингтонском музее (сейчас это Музей Виктории и Альберта) [14]. В указанном монографическом сборнике С. В. Иванова, характеризуя современное положение дел в этой сфере, отмечает, что сегодня иногда школы сами находят музеи, соответствующие их профилю, территориальному положению, или же личным предпочтениям классного руководителя [3].

В зависимости от направленности музей, будучи глобальным гуманитарным проектом, выполняет следующие задачи: научить школьников понимать искусство и познакомить их с мировыми шедеврами (если это художественный музей); показать многообразие природы на конкретных примерах (если это музей естественной истории); представить культуру (в том случае, если речь идет об этнографическом, краеведческом или национальном музее). Обратимся к примеру художественного музея.

Одним из ярких примеров художественного музея, реализующего идею глобального гуманитарного проекта, на мой взгляд, является Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В свое время музей создавался на базе кабинета древностей Московского университета. Коллекция включала в себя нумизматическое собрание, некоторое количество античных предметов: вазы, небольшую библиотеку, слепки со скульптур. Создатель музея И. В. Цветаев задался целью познакомить посетителей с основными вехами истории искусств от античности до Нового времени. Сделать это было можно, в частности, благодаря коллекции гальванокопий и слепков с античных статуй. Тогда музей носил название Музей изящных искусств [14].

Безусловно, этот музей и сегодня глобален и гуманитарен по своей сути. Музей изящных искусств был основан в 1898 г. Но идея объединения мировых шедевров разных эпох, близкая по духу идее Цветаева, представляет собой философию искусства - вышеупомя-

нутого А. Мальро Он является автором концепции «воображаемого музея» или, в переводе на английский язык, «музей без стен» [7].

«Музеем без стен» А. Мальро называет музей, где в одном пространстве собраны шедевры мирового искусства, связанные не хронологически, а идейно. Так, античная статуя может соседствовать с живописью Возрождения по причине схожести поз изображаемого. Могут быть представлены рядом две картины разных периодов, объединенные одной цветовой гаммой, единым настроением. Мальро рассматривал в качестве миссии такого музея возможность ознакомления с искусством как можно большего количества людей [7]. Представляется, что общее у музея Мальро и у Музея изящных искусств то, что и тот, и другой не ставят в качестве приоритета оригинальность происхождения экспонатов. Т. Ю. Юренева относит ГМИИ им. А. С. Пушкина к категории «музеев слепков» [14]. А. Мальро считал, что фотографии с точки зрения образовательного эффекта способны заменить сами оригиналы [7]. На тему соотношения оригиналов и копий в музее директор музея «Институт Франклина» (Филадельфийский институт естественной истории) Говард МакЛинахан в начале существования музея (двадцатые годы ХХ века) говорил: «В музеях старого образца важны оригиналы, однако в современных музеях наличие оригиналов можно сравнить с солью: они лишь "добавляют вкус" экспозиции. Но соли нужно чуть-чуть. Несколько оригиналов вполне достаточно» [15].

Думается, что репродукции картин известных художников, размещенные на фасадах зданий, в вагонах метро, в школьных учебниках -все это проявления глобальности музея, который выходит далеко за рамки своего здания, расширяет свое присутствие в окружающей среде, особенно с помощью Интернет. В таком контексте оказывается, что роль музея в качестве глобального гуманитарного проекта в системе школьного образования значительна.

Выходя за пределы формального образования, можно утверждать, что музей сегодня является институтом неформального и непрерывного образования [6]. Во-первых, музей реализует образовательные программы без «присваивания квалификаций», как это происходит с формальным образованием [8]. В условиях неформального образования субъект на добровольном основании получает необходимые ему знания, он мотивирован, а значит, занимает активную позицию по отношению к собственному образованию. Неформальное образование

подразумевает субъект-субъектную модель образования, признание авторитета учителя, зачастую групповую работу с применением интерактивных форматов донесения знаний [13]. Все приведенные выше характеристики реализуются в музее.

Во-вторых, музей реализует принцип непрерывного образования. Понятие непрерывного образования появилось впервые в «Докладе Фора» в 1972 г., где всем странам-участникам предлагалось перенять и внедрить данную концепцию. Непрерывное образование предполагает совершенствование человеком базовых компетенций, выделенных советом Европы в документе «Образование и обучение 2010» [5]. В частности, в списке компетенций оказываются математическая грамотность, умение вести беседу на иностранном языке, общение на родном языке и др. Существует подход, в рамках которого понятие непрерывного образования состоит из трех направлений - непрерывного профессионального образования, образования на протяжении всей жизни (lifelong learning) и образования взрослых (adult learning) [4].

Интерес к образованию взрослых в контексте музейной деятельности появился в 20-30-е гг. ХХ века в США. Генри Ф. Осборн, президент Американского музея естественной истории, в 1924 г. в эссе «Американские музеи и образование» отметил, что в нью-йоркских школах обучается миллион детей при помощи двадцати девяти тысяч педагогов, однако Музей естественной истории за последний год обучил шесть миллионов посетителей при помощи лишь пяти учителей. «...Наш музей представляет чудеса природы не только мальчикам и девочкам, но и женщинам, мужчинам и пожилым людям» [15].

Идея образования, длящегося всю жизнь, тесно связана с понятием самомотивации - сознательного стремления получать новые знания. Дж. Фальк и Л. Диеркинг добавляют, что музей является еще и институтом добровольного образования [16]. Представляется, что поход в музей (в большинстве случаев) является проявлением самомотивации.

По сути, вся образовательная деятельность музея - образование непрерывное и неформальное. Это и кросс-культурные проекты, объединяющие музеи (идея совместных экспозиций), и вебинары из музейных залов, и оцифрованные и представленные в Интернете коллекции музея. Одним словом, сегодня музей обладает очень большими технологическими возможностями создания разнообразных форматов для всех

типов аудиторий. Музей предоставляет доступ к образованию всем категориям посетителей, среди которых люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, дети старшего школьного возраста, туристы.

Иностранные туристы зачастую принимают решение о посещении страны или города по причине присутствия там конкретного интересующего их музея. Конечно, Лувр привлекает рекордное количество туристов круглый год, чем, конечно же, не могут похвастаться провинциальные музеи. Однако и маленькие музеи могут привлекать посетителей посредством эффективного маркетинга, тем самым обеспечивая приток туристов не только в сам музей, но и в город. В этом случае речь идет о такой характеристике музея, как глокальность. Глокальность как «связь глобального и местного» объединяет культуры. Музей, будучи глобальным проектом, является одновременно и глокальным явлением.

Представляется, что глокальность и глобальность музея могут, как в предыдущем примере, соединяться при решении какой-либо образовательной задачи. Местный музей может сотрудничать с иностранными музеями, реализуя совместные проекты. Например, Музей-усадьба «Ясная Поляна» реализовал совместный проект в области литературоведения совместно с департаментами культуры двух европейских городов - Веймара и Стратфорда-на-Эйвоне.

Музей как глобальный гуманитарный проект, существующий в современных реалиях изменяющейся экономики, размывания пространственных границ вследствие появления новых технологий, является своеобразным «якорем» ценностей. Музей как социальный институт и как культурный центр города привлекает внимание посетителей к культурным ценностям. Целенаправленное привлечение внимания к отдельным ценностям - результат тщательно спланированной образовательной политики музея и принятия решений профессионалами музейной деятельности [10]. Так, например, на уроке знакомства с народными ремеслами в музее учащимся прививается понимание ценности сохранения культурных традиций и умений. В этом заключается неформальность и непрерывность образования, полученного в музее.

Думается, что авторитет музея как института неформального и непрерывного образования будет неуклонно расти. Музей, будучи глобальным гуманитарным проектом, предстанет в виде центральной коммуникационной площадки города, где в процессе образовательных

мероприятий люди будут находить друзей по общим интересам из разных стран, приятно и полезно проводить время, обмениваясь знаниями и впечатлениями.

Литература

1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Организация объединенных наций. Декларации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 23.06.2014).

2. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики: монография / под общей редакцией С.В. Ивановой. М. : ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. 328 с.

3. Иванова С.В. Дидактические особенности современной педагогики. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики: монография / под общей редакцией С.В. Ивановой. М. : ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. С. 9-15.

4. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Неформальное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств // под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю.В.Латова. М. : ЦСПиМ, 2014. 433 с.

5. Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни - европейские рамочные установки. Рекомендации парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни // Адукатар, 2008. № 1(13). C. 14-18.

6. Коренева А.Ю. Музей как институт непрерывного и неформального образования // Вестник Кемеровского университета. 2015. № 1(61) Т.2. С. 216-221.

7. Мальро А. Голоса безмолвия.М.: Наука, 2012. 871 с.

8. Международная стандартная классификация образования. Институт статистики ЮНЕСКО. 2013. [Электронный ресурс] .Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/ Documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 21.06.2014).

9. Милованов К.Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики: монография / /Под общей редакцией С.В. Ивановой. М. 2014. С. 27-55.

10. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М. : Канон+, 2009. 272 с.

11. Федеральный закон об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 17.02 2017).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от 17 декабря 2010 г. № 1897.

13. Федосеенко А.С. Неформальное образование как концепция в современной педагогике // Управление образованием. Вып. 1.: сборник статей магистрантов, выпуск первый. [Текст] / науч. ред. Н.А. Заиченко; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. c. 65-69.

14. Юренева Т.Ю. Музееведение. М. : Академический проект, 2004. 560 c.

15. Conn S. Do Museums Still Need Objects? - Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 2010. 272.

16. Falk J., DierkingL. Lessons Without Limit: How free choice learning is Transforming Education. -Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2002. 197 p.

17. Stransky Z.Z. A provocative checklist // Collecting today for tomorrow. ICOFOM Study Series 6. - Stockholm, 1984. P. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.